Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Школы научного менеджмента и инфраструктура менеджмента................ 4
2. Использование информационных технологий в развитии инфраструктуры менеджмента и технологическое обслуживание в процессе управления....... 11
Заключение........................................................................................................ 16
Список литературы........................................................................................... 17
Введение
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия
Вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на достижение целевых показателей (прибыльности, роста продаж и др.)., для чего важно использовать современные принципы планирования и управления. В частности, это касается эффективного управления запасами. Управления запасами предполагает уменьшение общей суммы затрат на запасы, поиск наиболее экономичных размеров партий, заказываемых материалов, доведения до минимума нахождения каждой единицы материалов на складе.
В истории развития менеджмента существует два направления развития: одно направление - это управление технической стороной производственного процесса, а второе направление - это управление трудовыми ресурсами.
С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телекоммуникаций - стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления.
Цель данной работы рассмотреть основные школы научного менеджмента, а также раскрыть роль информационных технологий в развитии инфраструктуры менеджмента.
1. Школы научного менеджмента и инфраструктура менеджмента
Для полноценного и гармоничного развития фирмы и ее бизнеса необходим системный подход к управлению ее персоналом и деятельностью. Менеджмент, как система управления и теория менеджмента зародились в том виде, в котором они функционируют сейчас, в XIX веке. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой управления[1].
Основные школы научного менеджмента
Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор (1856-1915), Х. Эмерсон (1853-1931), Г. Гант (1861-1919), Л. Гилбрет (1878-1972), Ф. Гилбрет (1868-1924), Г. Форд (1863-1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файоль (1841-1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М. Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон.
Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:
• повышения производительности и эффективности труда;
• нормирование труда;
• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);
• мотивации труда работников;
• разрешение социальных проблем.
Из этой школы выделилась отдельная группа ученых, внимание которых привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием.
Наиболее известными представителями административной и функциональной школы управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. 0'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы:
• основные принципы менеджмента;
• основные функции управления;
• процессный подход к управлению;
• принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;
• построение организации;
• централизация и децентрализация власти;
• мотивация труда и стабильность кадров;
• разделение труда;
• власть и ответственность;
• справедливость оплаты;
• контроль[2].
Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека[3].
Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949), Ч. Бернард (1887-1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райс, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.
Основное внимание исследователей привлекали следующие проблемы:
• социальная ответственность бизнеса перед работниками;
• индивидуальная психология;
• человеческие потребности;
• психология и мотивация работников;
• конфликты (функциональные и дисфункциональные);
• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;
• формальные и неформальные организации;
• статусы и роли членов коллектива;
• авторитет и лидерство в коллективе;
• роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда факторов.
Счастливый рабочий — есть эффективный и производительный рабочий, утверждали представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?
Постепенно становилось ясно, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование школы «социальных систем», которая возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Такие ее представители, как Ч. Бернард, (1887-1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916), Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальные социологи Э. Трист рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:
• индивид;
• формальная структура организации;
• неформальная структура организации;
• статусы и роли членов организации;
• внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.);
• технические средства труда.
Представители этой школы исследовали взаимодействие этих составляющих между собой, неаддитивность, коммуникативные связи и равновесие организационных систем, вопросы мотивации труда (баланс «вклада» и «удовлетворения»), лидерства, стратегического планирования, принятия решений, взаимодействия человека и машины (индустриальная социология). Прагматично ориентированные «практики» (руководители крупных фирм и компаний, государственных структур) считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики (так называемое «эмпирическое» направление, или «менеджеризм»). Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям «эмпирической» школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Саймондс, У. Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Друкер и др[4].
По мере развития математики и экономико-математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 1950-х гг. стала постепенно формироваться «новая школа» управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.
Внимание представителей «новой школы» было сфокусировано на:
• сетевом планировании;
• планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);
• оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);
• управлении и оптимизации запасов ресурсов;
• использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»);
• прогнозировании;
• использовании «теории массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации;
• системном анализе (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);
• эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты—выпуск»);
• исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования;
• статистических методах анализа и оценки различных ситуаций (однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.).
Наибольшую значимость приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:
• формулирование целей (как правило, в показательной форме);
если необходимо, строится дерево целей с коэффициентами значимости всех целей;
• разработка альтернативных вариантов реализации цели(ей);
• оценки альтернатив решений (в цифровой форме);
• оценки эффектов и затрат для каждой альтернативы;
• выборе лучшего варианта, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.
Таким образом, все учения об управлении можно разбить на две большие группы, одномерные и синтетические.
Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.
Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
К синтетическим учениям относятся, например:
• «школа социальных систем»;
• системный подход;
• управление по целям П. Друкера (МВО);
• ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);
• теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценности. Основная задача менеджмента — гармонизация этих семи составляющих;
• теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: Х и Y). Руководствующийся теорией Х руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся теорией Y руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль. Д. Мак-Грегор считал, что более эффективным является управление типа Y[5].
Инфраструктура менеджмента
Инфраструктура менеджмента - это среда в которой приходиться функционировать менеджерам
Структура:
1) Владельцы капитала, собственник.
Его цель – сохранение и преумножение капитала. Интересы собственника не всегда совпадают с интересами менеджера
2) Наемные работники предприятия, рабочие.
Их интересы: - нормальные условия труда:
- постоянное место работы;
- удовлетворение работопотребности;
- профессиональный рост, самовыражение;
- з/п;
- потребность в общежитие;
3) Владельцы заемного капитала – дают капитал фирмы за определенный %
Заинтересованы в повышение %, а менеджеры наоборот в снижение %
4) Поставщик.
Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный характер взаимоотношений.
5) Государство.
Заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан, в высокой конкурентности на международом рынке, улучшении экологии своих стран
6) Государственные, негосударственные общественные организации, которые решают задачи, способствуют хозяйственной деятельности, а с другой стороны ее ограничивают (брокерские конторы, торгово-промыш-е палаты, гринпис…)[6].
2. Использование информационных технологий в развитии инфраструктуры менеджмента и технологическое обслуживание в процессе управления.
Управленческий учет (Managerial accounting) - это новый вид деятельности в системе управления. Его целью является обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телекоммуникаций - стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Прежде всего это относится к транснациональным корпорациям, которые отличает огромный масштаб производственно-хозяйственной деятельности, имеющей интернациональный характер, сложное и наукоемкое производство, технологический процесс которого рассредоточен по многим дочерним предприятиям, расположенным в разных странах[7].
Классификация информационных технологий представлена на рис. 1.
Рис.1. Классификация информационных технологий
Из всего обилия компьютерных информационных систем рассмаотрим два типа:
- управленческие информационные системы (MIS - management information system),
- системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system).
В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются.
Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе. Следовательно, DSS часто интегрирует экономико-математические модели как первичные элементы системы, с которой ЛПР взаимодействует[8].
На схеме рис.2 показаны информационные потоки взаимодействия менеджера и компьютерной системы DSS, что обычно называется анализом "что, если .... ?"
Рис.2. Блок - схема DSS
Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями. Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку "кооперативного" решения.
Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом, идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных[9].
К качеству экономической информации предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации, иначе говоря, была полезной.
Полезность (usefulness) информации оценивается внутренними и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования:
· уместность и своевременность информации - способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку, т.е. информация, представленная своевременно;
· достоверность информации - гарантия объективности и правдивости представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов учета, а также процедур учета и оценки, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой информации и проверить ее;
· сопоставимость информации - возможность сравнения показателей отчетности фирмы с данными по другим фирмам, что требует применения набора определений, единиц измерения, методики обработки данных, сроков отчетности, соответствующих национальным или международным стандартам отчетности, а также международной коммерческой практике;
· доступность и понятность информации - представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решения, не боясь допустить ошибку. Для ясного понимания информации необходимо, чтобы формы представления отчетности (описательные заголовки, анализируемые понятия, базы классификации данных, содержание примечаний) отражали существо вопросов, были четкими, без излишней детализации, правильно переведенными на иностранные языки; предоставление информации бесплатно предполагает целенаправленность ее распространения среди известных фирме пользователей;
· конфиденциальность информации - предоставление пользователям лишь той информации, которая не нанесет ущерба фирме со стороны конкурентов. Отсюда строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за содержанием и характером отчетной информации[10].
Обычно обеспечение управленческого персонала соответствующей информацией зависит от распределения функций между исполнителями. С этой целью для каждого управляющего разрабатываются должностные инструкции, в которых перечисляются функции, которые он исполняет. На основании должностных инструкций определяется тот объем информации, который необходим для осуществления конкретных видов деятельности и принятия определенных управленческих решений[11].
Заключение
Производство является важнейшим компонентом любой страны. Именно производство определяет уровень жизни. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные структуры. Возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями в культуре, управлением информационными потоками и политикой в области человеческих ресурсов. Все это имеет значение для эффективного функционирования, извлечения прибыли из технологических возможностей.
По мере роста масштабов производства, усложнения его структуры и объема, развития специализации и кооперирования, углубления разделения труда усложнялись и расширялись задачи управления производством. При этом речь не идет только об инженерно-техническом руководстве производством. Функция управления производством значительно шире и связана с обеспечением сложного комплекса организационных, экономических, социальных проблем. Без этого невозможно обеспечить нормальное функционирование производства. Объективная необходимость функции управления возрастает по мере совершенствования средств труда.
В данной работе были рассмотрены основные школы менеджмента, дано понятие инфраструктуры, а также важность роли информационных технологий в системе менеджмента
Список литературы
1. Г.Я. Гольдштейн Экономический инструментарий принятия управленческих решений, Таганрог, 1999 г. 615 с.
2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.
3. Г.Я. Гольдштейн Основы менеджмента / конспект лекций, Таганрог, 2004 г. 157 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Интел - Синтез, 2000.- 404 с.
5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА – М., 2003.- 432 с.
6. Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Политехника, 1999.- 269 с.
7. Пятенко С.В. 9 основ менеджмента. - «Издательство "Питер"», 2004. — 173 с.
8. Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту. – М.: 2003. 201 с.
9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Новое знание, 2003, 354 с.
10. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: 2005. 309 с.
[1] Г.Я. Гольдштейн Экономический инструментарий принятия управленческих решений, Таганрог, 1999 г. 51 с.
[2] Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 21-22 с.
[3] Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА – М., 2003.- 103 с.
[4] Г.Я. Гольдштейн Основы менеджмента / конспект лекций, Таганрог, 2004 г. 29-31 с.
[5] Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 25-27 с.
[6] Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Интел - Синтез, 2000.- 367 с.
[7] Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Политехника, 1999.- 149 с.
[8] Пятенко С.В. 9 основ менеджмента. - «Издательство "Питер"», 2004. — 74-75 с.
[9] Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту. – М.: 2003. 103-104 с.
[10] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Новое знание, 2003, 251 с.
[11] Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: 2005. 78 с