Содержание
13. Задержание подозреваемого. 3
Задача № 116. 12
Задача № 47. 13
Список использованной литературы.. 15
13. Задержание подозреваемого.
Задержание подозреваемого в совершении преступления в российском уголовном процессе— одновременно и мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого свободы, и, на наш взгляд, следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств по делу.
В нормах УПК в точном соответствии с нормами Конституции (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения может иметь место только на срок до 48 ч (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК), Однако по мотивированному ходатайству следственных органов и судебному решению этот срок может быть продлен до 72 ч, в течение которых органы уголовного преследования обязаны представить в суд как материалы, подтверждающие законность и обоснованность испрашиваемого заключения под стражу задержанного, так и самого задержания (п. 3 ч. 7. ст. 108 УПК). В этом плане задержание представляет собой меру процессуального принуждения, ограничивающую конституционное право на неприкосновенность личности (ст. 10 УПК). Поскольку в протоколе задержания указываются (конкретные) основания задержания, результаты личного обыска задержанного и его (возможные) объяснения, данный протокол может быть воспринят, в том числе и судом, как допустимый источник доказательств по делу. В этом плане задержание можно характеризовать как самостоятельное следственное действие.
Существенно ограничивая конституционные права и свободы личности, задержание предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих законность и обоснованность его применения.
Во-первых, задержание имеет строго определенные цели: I) проверить причастность задержанного лица к совершению преступления; 2) проверить наличие достаточных оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения — заключения под стражу. В данной связи следует изначально считать незаконным задержание, преследующее иные (непроцессуальные) цели: оказание незаконного воздействия на задержанного с целью получения признательных показаний; обоснование задержания необходимостью производства с задержанным определенных оперативно-розыскных мероприятий и т.п[1].
Во-вторых, задержание применяется только по подозрению в совершении преступления, а не административного или иного проступка. Причем преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Именно в данной связи срок задержания включается как в совокупные сроки (возможного) заключения под стражу, так и (возможного) наказания в виде лишения свободы, назначенного по приговору суда.
В-третьих, задержание возможно лишь по возбужденному уголовному делу. Эти решения могут быть приняты и одновременно, поскольку для законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужен меньший объем данных, указывающий на признаки преступления, чем для процессуального задержания. Таким образом, при наличии основания для задержания, изначально есть и достаточное основание и для возбуждения самого уголовного дела, которое должно быть возбуждено в максимально сжатые сроки после фактического задержания подозреваемого. В связи с этим в УПК сформулировано правило о том, что протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 ч с момента доставления задержанного в правоохранительные органы или к прокурору (ч. 1 ст. 92 УПК).
Фактическое задержание означает физическое, принудительное ограничение личной свободы того или иного лица, ограничение свободы его передвижения и принудительное доставление в правоохранительный орган (п. 15 ст. 5 УПК). Подобное задержание может иметь место, в том числе и за совершение дисциплинарного проступка, с целью составления протокола об административном правонарушении, с целью выяснения личности и т.п. Уголовно-процессуальное задержание означает факт уголовного преследования в отношении конкретно определенного лица, поэтому: а) право его производства принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с уголовно-процессуальным Законом (ч. 1 ст. 91 УПК); б) закон предусматривает строгую процессуальную форму его производства, гарантирующую как права личности, так и интересы: правосудия в этом вопросе[2].
В-четвертых, процессуальное задержание может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов, определенных в законе. Основание призвано объяснить, на основании чего принимается решение о (процессуальном) задержании того или иного лица. Мотив призван объяснить субъективный момент правоприменителя, указывая на то, почему именно данное лицо не может остаться на свободе и его необходимо кратковременно лишить свободы. В связи с этим указание в протоколе задержания основания и мотива задержания (ч. 2 ст. 92 УПК) есть неотъемлемый элемент его законности и обоснованности.
Закон исчерпывающе называет основания и мотивы задержания. Основания определены законодателем в п. 1—3 ч. 1 ст. 91 и ч. 2 ст. 91 УПК. К ним, в частности, относятся фактические данные (доказательства), указывающие на то, что:
• лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК). Для закона не имеет значения, кем застигнуто данное лицо: сотрудником правоохранительного органа или частным лицом. Определяющим здесь является признак непосредственности;
• потерпевшие или очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК). Несмотря на множественность указания нормы закона, достаточно указания одного потерпевшего или очевидца, непосредственно наблюдавшего факт преступления. Существенно и то, что применительно к названной норме термин «потерпевший» следует трактовать не в процессуальном (ст. 42 УПК), а в его фактическом смысле.
• на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (р. 3 ч. 1 ст. 91 УПК). Здесь определяющим фактором является категория «явности» обнаруженных следов преступления (орудий преступления, похищенного, следов крови и т.п.)[3].
Четвертое основание, определяемое законодателем как «иные данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления» (ч. 2 ст. 91 УПК), включает в себя как фактические данные, так и сведения оперативно-розыскного характера, указывающие на наличие конкретных обстоятельств. Это могут быть результаты инвентаризации или ревизии, показывающие недостачу на складе у определенного лица, данные применения на месте преступления служебной собаки, обнаружение на месте преступления документов или вещей: определенного лица и т.п. Особенностью задержания подозреваемого по данному основанию является то, что оно может иметь место лишь при наличии специальных мотивов, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК, если:
а) это лицо пыталось скрыться (поспешное снятие с регистрации по месту жительства, увольнение с работы, распродажа домашнего имущества, приобретение билетов в другой регион и т.п.);
б) либо оно не имеет постоянного места жительства (для закона существенно отсутствие постоянного места жительства именно по месту задержания);
в) либо не установлена его личность (документы, удостоверяющие личность, полностью отсутствуют или вызывают сомнения в своей достоверности, задержанное лицо отказывается назвать себя, проверить его личность незамедлительно не представляется возможным);
г) а также, когда следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Кроме специальных закон предусматривает и общие мотивы для задержания, которые, как правило, применяются при мотивировке задержания, производимого по основаниям п. 1-3 ч. 1 ст. 91 УПК. К ним следует отнести данные (сведения), указывающие на то, что подозреваемый (возможно): а) скроется от следствия или суда (п. 1 ч. 1 .ст. 97 УПК); б) будет продолжать преступную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК); в) будет угрожать свидетелю или иным участникам, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству но уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).
В качестве существенного условия законности и обоснованности
.'задержания выступает и строгое соблюдение процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения. В каждом случае задержания должен быть составлен протокол задержания с обязательным указанием даты, времени, места, основания и мотива произведенного задержания, результатов личного обыска задержанного и других существенных обстоятельств применения указанной меры (к примеру, в части, касающейся разъяснения права на защитника и других прав, предусмотренных ст. 46 УПК). Форма и реквизиты данного протокола указаны в Приложении 12 к УПК.
Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК срок процессуального задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК), а не с момента доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола, именно эти час и Минута должны быть указаны в протоколе и приняты во внимание при исчислении максимально возможного срока задержания.
Сам протокол должен быть составлен в срок не более 3 ч с момента доставления задержанного в правоохранительный орган или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о процессуальной задержании (ч. 1 ст. 92 УПК), При составлении названного протокола следует учесть, что он остается в материалах уголовного дела, а его копии должны быть вручены подозреваемому (с указанием даты вручения), направлены вместе с задержанным в ОИВС, в наблюдательное производство прокурора (вместе с письменным уведомлением о задержании). При составлении протокола следователем он не требует дополнительного утверждения; при принятии решения о задержаний дознавателем — протокол должен быть утвержден начальником органа дознания. При отказе подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по правилам ст. 167 УПК.
Процессуальная форма задержания включает в себя личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК для произведет данного обыска не требуется вынесения специального постановления;
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК) с соблюдением правил ст. 46, 189 и 190 УПК. Подозреваемый имеет право знать, по в воду чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна быть разъяснена в понятных для него терминах. Обязательным в протоколе допроса является письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников (ст. 51 Конституции). Если защитник участвует в деле с момент! принятия решения о процессуальном задержании, он имеет право конфиденциальное свидание с задержанным еще до его первого допроса. Протокол допроса подозреваемого является самостоятельным источником доказательств, при его составлении обязательно соблюдение норм ст. 166-167 УПК[4].
В течение 12 ч о факте произведенного задержания обязательно должен быть уведомлен прокурор (ч. 3 ст. 91 УПК) и кто-либо из близких родственников задержанного (п. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 96 УПК) Письменное уведомление об этом (Приложение 11 к УПК) направляется прокурору с указанием фамилии, имени, отчества задержанного, даты, времени и места задержания, его основания и мотива. Прокурор вправе как немедленно освободить задержанного, так и оставить возможности для его задержания в течение 48 ч. Форма уведомления родственников законом не урегулирована, поэтому оно может быть письменным, так и устным (например, по телефону)[5]. Возможность уведомления близких родственников может быть предоставлена и самому задержанному.
При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим или гражданином (поданным) другого государства, об этом соответственно уведомляются командование воинской части и посольство консульство) иностранного государства.
Закон называет исключение из этого правила: при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться. Это решение оформляется мотивированным постановлением следователя с санкции прокурора (ч. 4 ст. 96 УПК). Данное правило не применяется, если задержанный является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются ФЗ от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей Подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 95 УПК) и ведомственными нормативными актами.
Местами содержания под стражей подозреваемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД или пограничных войск РФ. Местами содержания под стражей подозреваемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а в отношении военнослужащих — гауптвахты (ст. 7, 9—11 ФЗ от 15.07.95). Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством РФ, с ограничениями, предусмотренными ФЗ от 15.07.95, а также вытекающими из режима в местах содержания.
Сотрудники органа дознания, осуществляющие ОРД, могут встречаться с задержанным, в том числе и для производства необходимых ОPM, только с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК). Выступая в качестве весомой процессуальной гарантии прав задержанного, данная процессуальная норма во многом корреспондирует правилу, предусмотренному ч. 4 ст. 157 УПК, не допуская произвольного вторжения оперативных аппаратов и служб в сферу уголовно-процессуальной деятельности и в процессуальную независимость следователя.
Основания для освобождения подозреваемого из ОИВС предусмотрены ст. 94 УПК. Так, задержанный подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или начальника места содержания подозреваемого под стражей, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В данном случае юридическим основанием для освобождения выступает постановление органа дознания, следователя, прокурора или суда в котором констатируется вывод об отсутствии события преступления либо состава преступления (п. 1 и 2 ч. I ст. 24 УПК), либо непричастность задержанного к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27УПК);
2) отсутствуют юридические или фактические основания для применения к задержанному меры пресечения в виде заключения по, стражу. Юридическим основанием принятия подобного решения может служить как судебное решение в виде постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, так и отсутствие подобного ходатайства со стороны следственных органов. В последнем случае решение об освобождении принимается органом, выступившим инициатором задержания, или прокурором.
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК. К примеру, лицо задержано при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 91 УПК; лицо задержано за совершение деяния, не являющегося преступлением, либо по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы; задержание произведено неправомочным лицом и т.п.;
4) истек предусмотренный законом срок задержания, а в ОИВС не поступило постановление суда: а) об избрании в отношении подозреваемого в качестве, меры пресечения заключения под стражу; б) либо; об отложении окончательного решения об этом, вынесенное в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 15.07.95 начальник места содержания под стражей, как известно, обязан не позднее чем за 24 ч. до истечения срока задержания уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора. Если в отношении задержанного: а) не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (п. 1 ч. 7 ст. 108 УПК); б) либо судья не отложил принятие окончательного решения об этом по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч для представления ему дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК), подозреваемый подлежит немедленному освобождению по истечении 48 ч с момента фактического задержания[6].
Освобождение подозреваемого из-под стражи в этом случае производится постановлением начальника места содержания под стражей (ч. 3 ст. 50 ФЗ от 15.07.95). Об этом он должен уведомить орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Копия постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу выдается Издержанному при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК). Задержанному также выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Названные документы могут послужить правовым Основанием для возможной реабилитации задержанного в порядке гл. 18 УПК.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ФЗ от 15.07.95 подозреваемому при освобождении из ОИВС выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете. При необходимости он обеспечивается администрацией места содержания бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие для проезда к месту жительства.
Задача № 116
Солдат Синин дезертировал из воинской части, дислоцированной в Хабаровске, и скрывался в Воронеже у своей знакомой гр-ки Доброходовой, которая явилась инициатором дезертирства и обещала укрыть его еще перед побегом со службы. Командир воинской части возбудил уголовное дело о дезертирстве Синина. Уголовное дело было возбуждено начальником Воронежского гарнизона после задержания Синина.
— Кто должен расследовать действия указанных лиц?
Решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ дела о дезертирстве подследственные следователям прокуратуры. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ данное дело подлежит расследованию следователями прокуратуры г. Воронежа.
Действия Доброходовой квалифицируются по ст. 316 УК РФ – укрывательство преступлений, и оно должно расследоваться в соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ в Воронеже.
Задача № 47
Расследуя дело о нарушении правил вождения автомашины, повлекшем гибель людей, следователь усомнился в правильности показаний одного из свидетелей, который якобы с большого расстояния в сумерках видел детали происшествия и номер автомашины, сбившей потерпевших. На запрос следователя местное отделение гидрометеослужбы представило справку, где содержатся сведения о времени захода солнца, положении и фазе луны, температуре воздуха, облачности, осадках, направлении ветра во время, которое интересует следователя.
— Можно ли считать эту справку доказательством по делу в соответствии с определением понятия доказательств в законе?
Решение.
Законодатель определяет доказательства как любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 74 УПК).
В ч. 2 ст. 74 УПК названы не столько сами доказательства, как их именует законодатель, сколько предусмотренные законом и исчерпывающие источники их происхождения:
— показания свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого;
— заключение и показания эксперта;
— вещественные доказательства;
— протоколы следственных и судебных действий;
— иные документы.
Только в единстве своего содержания (сведений о фактах, подлежащих доказыванию) и надлежащей процессуальной формы их получения (источника) доказательство может служить легитимным средством доказывания. Существенна и оговорка законодателя в вопрос о том, что в качестве уголовно-процессуальных доказательств могут быть восприняты только те сведения, которые устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом виновность лица, его совершившего, и иные факты и обстоятёльства, входящие в общий или специальный предмет доказываяния по делу. Характеризуя собой признак (свойство) относимости доказательств, он не позволяет включать в орбиту доказывания любые ведения, в том числе не имеющие отношения к данному делу.
В данном случае справку выданную гидрометеослужбой можно признать доказательством, так как в соответствии со ст. 84 УПК РФ иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. В данном же случае справка имеет доказательственное значение, и устанавливает обстоятельства указанные в ст. 73 УПК РФ.
Список использованной литературы
Уголовный процессуальный кодекс РФ. – М., 2004.
1. Божьев В.П. Уголовный процесс. – М., 2002. – 704с.
2. Башкатов Л.Н. Уголовный процесс. – М., 2000.
3. Кобликова А.С. Уголовный процесс. – М., 2001
4. Лупинская П. Уголовно процессуальное право РФ. – М., 2003.
5. Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002. – 863с.
6. Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003
[1] Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – С. 219
[2] Мозякова В. Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу РФ. – М., 2002. – 863с. – С. 198
[3] Лупинская П. Уголовно процессуальное право РФ. – М., 2003. – С. 245
[4] Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – С. 221
[5] Лупинская П. Уголовно процессуальное право РФ. – М., 2003. – С. 248
[6] Томин В. Уголовный процесс. – М., 2003 – С. 223