Содержание

Введение. 3

1. Социально-психологический анализ семьи. 4

2.  Понятие конфликта. 7

3. Причины конфликтов в семье. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.  Процент разводов значительно превышает процент заключения браков.

Подобное положение дел обусловлено многими причинами. Одной из них являются разводы на почве семейных конфликтов. Конфликтология - это интенсивно развивающаяся область современного теоретического знания и практической деятельности является. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в семейной сфере объясняется усилением конфликтности и напряженности. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению семейными конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе.

Целью работы – изучение проблемы семейных конфликтов.

Объект: семейные взаимоотношения.

Предмет: особенности протекания конфликтов в семье.

1. Социально-психологический анализ семьи

 «Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». [13].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Соловьев Н.Я., изучая эту характеристику семьи, отмечал: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». [17].

Основные функции семьи:

-         Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

-         Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.п.) и способствует сохранению их здоровья. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

-         Эмоциональная функция  - это удовлетворение всеми ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

-         Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

-         Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание, т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

-         Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак в наши дни рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

Как отмечает Дружинин В.Н., многие исследователи утверждают, что в настоящее время семья утратила некоторые функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей. [5].

Нарушение функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может довольно широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами.

М.С. Мацковский и Т.А. Гурко в своей работе «Молодая семья в большом городе» [11] проанализировали структуру семьи на основе социологических опросов в больших городах России. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, кто – исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А. Личко. [10]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1.     Структурный состав:

-         полная семья (есть мать и отец);

-         неполная семья (один из родителей);

-         смешанная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2.     Функциональные обязанности:

-         гармоничная семья;

-         дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи в свою очередь классифицируются на:

-         деструктивные, характеризующиеся автономностью, эмоциональной отдаленностью, отсутствием солидарности в решении жизненных проблем;

-         распадающиеся – конфликтные семьи с риском развода;

-         ригидные псевдосоциальные, где явно видно доминирование одного с чрезмерной зависимостью других.

Динамика семьи – это основные этапы жизненного цикла семьи. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой. Она выделяет 5 стадий жизненного цикла:

I – зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

II – рождение и воспитание детей. Эта стадия заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одно ребенка;

III – окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

IV – дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи;

V – супруги живут одни или вместе с детьми, имеющими собственные семьи.

Применимость это периодизации для целей психологического исследования подверглась сомнению Ю.Е. Алешиной, которая отмечала, что разделение II и III стадий является искусственным. Начало трудовой деятельности первого ребенка не вносит качественного изменения в жизнедеятельность семьи: сохраняются воспитательная функция, а также совокупность отношений, связанных с социальным контролем над детьми, удовлетворение их эмоциональных и других потребностей. Алешина полагает, что окончанием II стадии целесообразнее считать начало трудовой деятельности последнего ребенка, ведь в соответствии с существующими в большинстве семей представлениями  начало трудовой деятельности означает вступление индивида в роль взрослого человека и, следовательно, полную самостоятельность. [1].

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном и духовном росте.

Поэтому семейные отношения выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида причинных факторов, которым принадлежит ведущая роль в возникновении патогенных ситуаций и психических нарушений.

2.  Понятие конфликта в семье

Конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. [13]. Термин «конфликт», кажется, может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование; например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что в конфликтологии используются и такие термины, как «споры», «дебаты», «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «косвенное» и «прямое» насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется с масштабными, историческими изменениями.

 Некоторые рассматривают, например, конфликт общества с природой или конфликт человека с самим собой. В этих случаях слово «конфликт» для подобных ситуаций не всегда подходит, поскольку оно неадекватно общепринятому представлению.

Итак, для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон. Именно поэтому всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе менять поведение приспосабливаться либо «ограждаться» от данной ситуации.

В отечественной, научной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал, на наш взгляд, Е.М. Бабосов [3]:

«Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

«Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».

Правда, это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта, в частности его психологизма. Эта особенность прослеживается и в работе Ю.Г. Запрудского «Социальный конфликт» [8]:

«Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Здесь все верно, но слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых - словом, конфликтов более «низкого уровня», а их не следует игнорировать.

Приведем еще одно определение, принадлежащее В.И. Сафьянову: «Конфликт в общении» - это насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера.[16]

Конфликт, считает он, имеет место только тогда, когда ущемляется (как правило, насильственно) хотя бы одного из субъектов общения. В данном случае конфликт отличается от противоречия, от борьбы противоположностей степенью ущемления нравственного достоинства.

Негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

·                     сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.

·                     длительные(хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи

выделяются еще два типа

·                     Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

·                     Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.

Рассматривать семью нужно  как систему, в которой все ее члены взаимосвязаны, и изменения в одном составляющем приводит к изменению всей системы в целом.

Молодые люди, вступившие в брак, выходят из двух разных семей с разными стилями жизни и внутрисемейного общения. Эти две семьи нельзя сбрасывать со счетов, так как они оказывают влияние на молодую семью, несмотря на проживание в отдельных квартирах, в разных городах и странах.

Хотелось бы процитировать яркие и точные слова американского психотерапевта Карла Витакера: "Он думает, что женился на этой женщине. На самом деле он вступил в брак с другой семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку ее биологическая связь со своей семьей гораздо сильнее, чем психосоциальная связь с ним. То же самое можно сказать и про другую сторону. Она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала дочерью второго сорта для его родителей, которые хотят воспользоваться ею для продолжения своей семьи, но не хотят отвечать за нее как за члена своей семьи."

 После заключения брака неизбежно возникает соревнование в том, какую же из родительских семей будет воспроизводить молодая семья. Семья мужа хочет, чтобы его новая семья была такой же как у них, а семья жены ждет, что все в молодой семье будет соответствовать Их привычному укладу ( в первую очередь способ воспитания детей).

Кроме того, на символическом уровне семья родителей одного из супругов пытается "усыновить" другого супруга, сделать его как бы еще одним своим ребенком или, наоборот, воспринимает его как грабителя, похитившего их чадо и борется с ним.

Не всегда описанные выше отношения проявляются так ярко и необходимо отметить, что они осуществляются не на сознательном, а на бессознательном уровне. Если молодым супругам не удалось установить с родительскими семьями друг друга равные отношения, исключающие усыновление, то бессознательные игры продолжаются и после появления внуков. Две пары бабушек и дедушек стоят перед проблемой какому роду принадлежит внук (внучка) - его или ее. Оценивается внешнее сходство, проявления темперамента и характера.

Итак, гармоничный брак подразумевает установление с родительскими семьями равных отношений (без усыновления-удочерения и борьбы с похитителем), затем становление равных отношений сверстников между супругами, а не родительско-детских, и создание истинного союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она.

В свою очередь, гармоничные отношения между старшими родителями (это "калька" с французского grands-parents) и младшими родителями залог становления отношений между дедушками-бабушками и внуками. Тем более, что то как обращение с родителями, служит примером для подражания детям. Когда они вырастут, велика вероятность, что с нами они будут вести себя так же, как мы ведем себя с нашими родителями, их бабушками-дедушками.

3. Причины конфликтов в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но не привлекали такого пристального внимания. Кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании, сексе.

Но пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Брак - это построение взаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важен процесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, то есть необходима взаимная адаптация. Период адаптации - обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу.

Адаптация супругов предполагает близость психологическую и эмоциональную, установление контакта между всеми членами семьи, определение правил общения и общежития.

Люди в семьях стремятся удовлетворить потребности в любви, детях, в понимании и т. д. Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Но почему не всем удается сохранить семью? Почему возникают конфликты? Почему происходят ссоры и нарастает непонимание.

Все люди неодинаковые, как всем известно, отношение любви у всех различное. Одни понимают любовь как половую близость, другие - как духовную близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятся использовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно никого.

Молодые люди часто не понимают, что семья - это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви. А не соответствие темпераментов одна из причин возникновения конфликтов. Вот почему актуальна тема решения конфликта в семье.

Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье [5]:

          разные взгляды на семейную жизнь;

неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;

пьянство одного из супругов;

неверность;

неуважительное отношение друг к другу;

нежелание участвовать в воспитании детей;

бытовая неустроенность;

неуважение к родственникам;

нежелание помогать по дому;

различия в духовных интересах;

эгоизм;

несоответствие темпераментов;

          ревность и т. д.

Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной. Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от их разрешения.                 

Созидательный - представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами  общение становится более конструктивным.

Разрушающий - представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

Стоит признать, что большинство разрушающих конфликтов возникает по вине женщин. Они чаще, чем мужчины, стремятся сделать «назло», «отомстить», «проучить». Мужчины же чаще пытаются вывести конфликт на созидательный путь, т. е. найти конструктивный выход из конкретной ситуации.

Итак, определимся, что является основой для порождения конфликта в семье [9]:

1.     Неудовлетворенная потребность в самоутверждении.

2.     Стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности (эгоизм).

          3. Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе.

          4. Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов.

          5. Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства.

          6. Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки

          7. Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методы воспитания.     

          8. Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи.

          9. Непонимание как результат нежелания вести диалог.

          10. Разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента.

          11. Ревность одного из супругов.

          12. Супружеская неверность одного из супругов.

          13. Половая холодность одного из супругов.

          14. Вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия.

          15. Особые случаи.

Особо хотелось бы отметить, что любой и: вышеперечисленных конфликтов имеет свое разрешение и при правильном, заинтересованном подходе не ведет к разрыву семейных уз.

Заключение

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Семейные отношения выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида причинных факторов, которым принадлежит ведущая роль в возникновении патогенных ситуаций и психических нарушений.

Основой для порождения конфликта в семье является: неудовлетворенная потребность в самоутверждении; стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке, прежде всего, личные потребности (эгоизм); неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе; сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства; наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки; нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методы воспитания; различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи; непонимание как результат нежелания вести диалог; разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента; ревность одного из супругов; супружеская неверность одного из супругов; половая холодность одного из супругов; вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия.

Список литературы

1.     Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи. Исследования и проблемы // Вест. МГУ. Психология. Сер. 14 – 1987. - № 2.

2.     Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

3.     Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 1997.

4.     Бодалев А.А., Обозов Н.Н., Столин В.В. О службе семьи // Психологический журнал. 1983. № 4. с. 91-98.

5.     Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996 – с. 467.

6.     Джеймс М. Брак и любовь /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985 – с. 67.

7.     Дичюс П. Развод и его причины в Литовской ССР // Человек после развода. Вильнюс, 1985. с. 13-20.

8.     Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д, 1992.

9.     Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987 – с. 279.

10.                       .Личко Е.А. Подростковая психотерапия. 1979 – с. 403.

11.                       Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание, 1986 – с. 165.

12.                       Навайтис Г. Психологические особенности распада супружеских отношений // Человек после развода / Под ред. Н.Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. с. 72-75.

13.                       Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

14.                       .Рапопорт С.С. Псолеразводная ситуация в восприятии разведенных // Человек после развода / Под ред. Н.Я. Соловьева. Вильнюс. 1985.

15.                       Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Пелагогика-пресс, 1992 – с. 89.

16.                       Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта. М., 1997.

17.                       Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977 – с. 300.

18.    Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В.  М.: Педагогика, 1989.

19.                       Словарь психологических терминов / Авт.-сост. В. Н. Копорулина. – К.: Абсолют-В, 1998.

20.                       Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987 – с. 187.

21.                       Чуйко Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975 – с. 88.

22.                       Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999 – с. 656.

23.                       Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990 – с. 278.