Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Задачи и организация учета малоценных предметов.............................. 5

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях Российской Федерации.................................................................................. 7

Состав малоценных предметов................................................................. 10

Синтетический и аналитический учет наличия и движения малоценных предметов...................................................................................................... 11

Список литературы..................................................................................... 15

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости., учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Задачи и организация учета малоценных предметов

Для изготовления продукции используются сырье, материалы, топливо и другие предметы труда. В процессе производства они подвергаются технологической обработке, полностью потребляются и их стоимость за один производственный цикл полностью переносится на готовый продукт. Поэтому предметы труда относят к оборотным средствам (их стоимость быстро оборачивается). В себестоимости готовой продукции материальные затраты составляют большой удельный вес. В некоторых отраслях производства он составляет до 90% всех затрат на производство.

Учет приобретения, хранения и использования материалов составляет один из наиболее важных участков бухгалтерской работы на предприятии. При быстрой смене номенклатуры выпускаемой продукции, поставщиков материальных ресурсов и на материалы в условиях рыночной экономики учет материальных ресурсов приобретает еще более важное значение.

Основными задачами учета материальных ценностей являются: контроль за сохранностью, соответствием складских запасов нормативам, выполнением планов снабжения материалами, соблюдением норм производственного потребления; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектов калькуляции.

Для правильной организации материального учета должны быть созданы необходимые условия. В частности, следует оборудовать места хранения материалов (склада™ подъездными путями, погрузочно-разгрузочными площадками, стеллажами и ячейками для хранения материалов, весовыми и измерительными приборами; специализировать склады на хранении определенных видов материалов; закрепить хранении ценностей за конкретными материально ответственными лицами и оформить их материальную ответственность; определить список лиц, имеющих право разрешат отпуск материалов со склада, и лиц, имеющих право получать материалы со склада разработать нормы расхода материалов на производство конкретных видов продукции.

Кроме того, в крупных предприятиях разрабатываются шифры поставщиков, приходных и расходных материальных операций, единиц измерения материалов, материальных складов и материально ответственных лиц. Кодирование позволяет упростить заполнение первичной учетной документации по материалам и упрощает автоматизацию материального учета.

Надлежащая организация материального учета может быть обеспечена бухгалтерией при участии других отделов заводоуправления (отдела снабжения, отдела главного технолога, программистов ВЦ и др.). В этих случаях бухгалтерия должна быть инициатором выполнения соответствующих работ.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях Российской Федерации

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Проспект, 2000.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2000

4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000 г. N 2064).

5. Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Утверждена приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н (зарегистрирована в Минюсте России 22 апреля 1999 г. N 1765).

6. Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации 19 апреля 2000 г. N 46н. Согласовано с Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 2000 г.

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г N 49.

8. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 71а.

9. Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Приказ Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н.

10. О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 июля 2000 г. N 65н.

Из перечисленных нормативных документов наиболее важными являются Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (1), Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (4). В Законе о бухгалтерском учете дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее представления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности (о счетах, двойной записи и т.п.).

В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях содержатся указания по организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, приведены План счетов для них и указания по порядку учета на счетах. В приложениях к Инструкции приведены формы первичных документов и учетных регистров, корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерским операциям и перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Минфина Российской Федерации.

Указанная Инструкция распространяется на все бюджетные учреждения - организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

 

Состав малоценных предметов

В составе малоценных предметов учитываются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом минимальной оплаты труда за единицу независимо от срока их службы; орудия лова; пилы инструменты и т. д.

Учет ведется на счете 07 "Малоценные предметы".

        Счет 07 "Малоценные предметы" подразделяется на субсчета:

        070 "Малоценные предметы на складе";

        071 "Малоценные предметы в эксплуатации";

        072 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе";

        073 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации".

Малоценные предметы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т. е. по фактическим расходам на их приобретение.

Малоценные предметы, приобретаемые в иностранной валюте, отражаются в учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующего на день совершения операции.

Учет малоценных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на соответствующих субсчетах счета 07 на карточках ф. 296 и раздельных оборотных ведомостях ф. М-44.

На субсчете 070 "Малоценные предметы на складе" учитываются малоценные предметы, находящиеся на складе, независимо от их стоимости.

Синтетический и аналитический учет наличия и движения малоценных предметов

Малоценные предметы по мере их приобретения отражаются по дебету субсчета 070 и кредиту соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11, 16, 17. Одновременно производится запись по дебету соответствующих субсчетов счетов 20, 22 и кредиту субсчета 260.

Малоценные предметы при отпуске их в эксплуатацию записываются в кредит субсчета 070 и дебет субсчета 071, а стоимостью за единицу до 1/2 минимального размера оплаты труда, установленной действующим законодательством (за исключением посуды, столового и кухонного инвентаря), записываются в дебет субсчета 260 и кредит субсчета 070.

Учет малоценных предметов, находящихся на складе, ведется материально ответственными лицами по наименованиям предметов и количеству в книге ф. М-17. Выдача предметов со склада в эксплуатацию стоимостью до 1/2 минимального размера оплаты труда производится на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения ф. 410, а свыше 1/2 минимального размера оплаты труда - по накладной (требованию) ф. 434, которая выписывается в двух экземплярах.

Аналитический учет по субсчету 070 в бухгалтерии ведется по наименованиям предметов, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. 296.

Малоценные предметы в регистры бухгалтерского учета по приходу записываются в порядке, предусмотренном пунктом 60 настоящей Инструкции.

На субсчете 071 "Малоценные предметы в эксплуатации учитываются малоценные предметы, находящиеся в эксплуатации.

Списание малоценных предметов производится при полной их изношенности на основании актов о списании малоценных предметов ф. 443, утвержденных руководителем учреждения, если иной порядок списания не установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти или главным распорядителем средств.

Для списания разбитой посуды ведется книга регистрации боя посуды ф. 325. Записи в книге производятся соответствующими должностными лицами. Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением книги и ежеквартально (ежемесячно) составляет акт о списании разбитой посуды, который утверждается руководителем учреждения.

На сумму выбывших из эксплуатации малоценных предметов производится запись по кредиту субсчета 071 и дебету субсчета 260.

Учет операций по выбытию и перемещению малоценных предметов ведется в накопительной ведомости ф. 438 (мемориальный ордер 10). Записи в накопительную ведомость производятся в порядке, предусмотренном пунктом 49 настоящей Инструкции.

Аналитический учет малоценных предметов по субсчету 071 ведется по наименованиям предметов, количеству, их стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. 296. Все малоценные предметы в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за правильную эксплуатацию и сохранность этих предметов. Эти лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге ф. М-17.

На субсчете 072 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе" учитываются указанные предметы в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др. с выделением на отдельные группы по их наименованиям, количеству и материально ответственным лицам в книге ф. М-17:

        а) белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);

        б) постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);

        в) одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);

        г) обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);

        д) спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.).

Указанные предметы мягкого инвентаря маркируются заведующим складом в присутствии руководителя учреждения и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию дополнительно указывается год и месяц выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь по мере их приобретения отражаются по дебету субсчета 072 и кредиту соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11, 12, 16, 17. Одновременно производится запись по дебету соответствующих субсчетов счетов 20, 22 и кредиту субсчета 260. Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, выданные в эксплуатацию, записываются в дебет субсчета 073 и кредит субсчета 072. Аналитический учет по субсчету 072 в бухгалтерии ведется по наименованиям, количеству, стоимости, группам и материально ответственным лицам на карточках ф. ф. 296, ОС-9.

На субсчете 073 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации" учитываются белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, находящиеся в эксплуатации.

Аналитический учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви ведется по наименованиям предметов, количеству, их стоимости, группам и материально ответственным лицам на карточках ф. 296.

Списание пришедших в ветхость и негодность белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви производится с учетом сроков службы, утвержденных в порядке, установленном действующим законодательством, на основании утвержденного руководителем учреждения акта о списании малоценных предметов ф. 443. На сумму выбывших из эксплуатации белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви производится запись по кредиту субсчета 073 и дебету субсчета 260.

Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри них по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым учреждениям. Карточки учета материалов, малоценных предметов и т. п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года.

Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: ф. 285 (оборотная ведомость по счету …..), ф. М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и ф. 326 (оборотная ведомость по основным средствам) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств и малоценных предметов, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал - главная" ф. 308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.

Список литературы

1       Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ.

2       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Проспект, 2000.

3       Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2000

4       Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000 г. N 2064).

5       Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Утверждена приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н (зарегистрирована в Минюсте России 22 апреля 1999 г. N 1765).

6       Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации 19 апреля 2000 г. N 46н. Согласовано с Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 2000 г.

7       Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г N 49.

8       Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 71а.

9       Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Приказ Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н.

10  О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 июля 2000 г. N 65н.

11  Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 1998.

12  Жоромская Н.Н., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2002.

13  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2003.

14  Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - "Проспект", 2003 г.