МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ






Контрольная работа

по дисциплине «Маркетинг»


Вариант № 22






Преподаватель:  

Студент:

(УС факультет, дневная  группа, №  )






Уфа-2009


Содержание

Введение                                                                                                 3

1.                             Сущность и цели бренда                                                         4

2.                             Маркетинговое ценообразование: постановка задачи           9

3.                             Тест                                                                                         16

Заключение                                                                                            17

Список использованной литературы                                                   18

Введение

Маркетинг в России – это относительно молодое явление. Традиции маркетинга очень сильны в современных развитых странах, где маркетинг имеет более чем вековую историю. В России необходимость в маркетинге возникла совсем недавно, в начале рыночных реформ.

Сегодня залогом успешности предпринимательской деятельности является правильная разработка процесса управления и продвижения на рынок  продукции и торговой марки. Каждый производитель старается направить внимание покупателей на потребительские свойства своего товара, для чего использует разные способы маркетинговых коммуникаций: рекламу, стимулирование спроса, персональные продажи и формирование общественного мнения.

Если покупатель представляет себе реальные или воображаемые свойства товара на основе полученной информации, то это затрагивает сущность понятия «бренд».

Однозначное определение понятия - бренд» в современной литературе отсутствует. Российскими авторами бренд чаще всего трактуется как раскрученная торговая марка. Наиболее точно его суть характеризует следующее определение: бренд — это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают концентрированное внимание клиентов и создают имидж фирме, способствуя достижению ею репутации и продвижению товара на рынок

Выбор цены является моментом истины при разработке маркетинговых программ, направленных на привлечение и удержание целевых потребителей. В общем случае объявленные цены товаров и услуг в значительной мере определяют типы покупателей и конкурентов, которых будет привлекать бренд или организация [1].

1. Сущность и цели бренда

Бренд происходит, “как считают, от латинского brend - клеймо, тавро или от скандинавского brandr - жечь, выжигать. С древних времен клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар. Клейменный предмет выделялся среди аналогичных, приобретая индивидуальность. Продукция с брендом всегда продавалась по более высокой цене. Бренд добавляет продукту дополнительную ценность [4].

Бренд — термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы).

Иногда считается, что другими синонимами такого поняти как «бренд» являются понятия «товарный знак» или «торговая марка». Ранее термин «бренд» («бренд-нэйм») обозначался не всякий товарный знак, а лишь широко известный. В настоящее время этот термин в средствах массовой информации употребляется как синоним термина «товарный знак», что, по мнению специалистов патентоведов, является не вполне корректным. С точки зрения специалистов в области товарных знаков и юристов, специализирующихся в области товарных знаков, понятия «бренд» и «брендинг», строго говоря, не правовые понятия, а термины, используемые в потребительской среде для объединения этапов продвижения товаров на рынок. Понятие бренда является некоторой совокупностью объектов авторского права, товарного знака и фирменного наименования [3].

Товарный знак или торговая марка имеют отношение только к физической, осязаемой сфере. Этими понятиями имеет смысл оперировать на стороне производителя товара, но для потребителя эти термины - пустой звук. Потребитель покупает именно бренды, но никак не знаки и марки, поэтому основной акцент понятия "бренд" необходимо делать на приверженности потребителей, то есть на сфере неосязаемой, виртуальной. Иными словами, знаки и прочие идентификационные символы и элементы можно отнести к начальному состоянию, которое мы имеем, выводя новый товар или услугу на рынок, а бренд - конечное состояние, которое мы хотим занять - прочные позиции в умах и сердцах покупателя.

В современном мире на многих рынках бренд - это условие существования товара вообще.

Определение брэнда, как уже было сказано выше, включает в себя донесение его основных преимуществ и характеристик до  клиентов. Чтобы создать это, маркетологи должны признать что  брэнд состоит не только из клубка осязаемых, функциональных характеристик, его нематериальные, эмоциональные достоинства часто являются фундаментом досрочного конкурентного преимущества и поддержки лояльности. Сoca-Cola, например, - мощный глобальный брэнд, не только потому, что  ее напитки оформлены в знакомом красном цвете, а вкус нравится покупателям, но и потому, что  она несет имидж оптимистического американского  продукта [8].

Основные принципы построения бренда:

·          Имя - легкое в запоминании, приятное на слух, вызывающее эмоции.

·          Визуальные образы (фирменный стиль, упаковка и т.д.) - отличные от других, запоминающиеся, несущие положительные ассоциации.

·          Позиционирование - основа маркетингового сценария продвижения товара. Основан на личностных ценностях целевой аудитории.

·          Уникальность - уникальное торговое предложение выделяющее продукт среди других.

Качество продукта - высокое качество самого продукта или услуги. Нет качества нет и бренда.

Бренд важен как для своего владельца как дорогой (а возможно и самый дорогой) актив компании, так и для потребителя как фактор позволяющий идентифицировать товар или услугу в системе тотального супермаркета.

Бренд, с точки зрения потребителя, - не просто набор товаров, услуг, их особенностей или отличительных черт в чистом виде, бренд, в первую очередь, это набор осязаемых и неосязаемых выгод, которые несет в себе потребление товара, или услуга, обладающая конкретными идентификационными символами (марками, знаками).

Потребителям легко проконтролировать обещание бренда. Например, часы «SWATCH» продаются во всем мире в интересно оформленных магазинах, их носят люди, которые хорошо разбираются  в моде и, по-видимому, получают удовольствие от взаимодействия с маркой [6,218].

Сущность марки ослабляется, когда потребители не понимают ее соответствия своей жизни либо работе или если ее преимущества уже не так очевидны.

Бренд — это обещание. Если смотреть в суть определения, то можно увидеть, что оно сводится к простой фразе «бренд — это обещание». Действительно, каждый раз, когда покупатель приходит в магазин за нашим товаром, он должен получать подтверждение ранее сделанного товаром обещания. Иногда для маркетологов легче представить себе эту ситуацию, если вместо слова «обещание» поставить слово «контракт»: бренд — это контракт. Покупатель с одной стороны и бренд с другой заключают договор о том, что первая сторона платит свои деньги, а вторая удовлетворяет те нужды, которые обещала. Например, Coca-Cola обещает, что в обмен на 10 рублей за полулитровую бутылку покупатель получит напиток опредёленной консистенции, вида, вкуса, насыщенности углекислотой, упакованный в тару определённого образца с заранее известным внешним видом, который удовлетворит его жажду. Чем больше пунктов входит в контракт со стороны бренда, тем лучше. Это не только повышает удовлетворение покупателя от сделки (кому из нас не хочется получить больше за меньшие деньги?!), не только даёт преимущества над конкурентами, но и позволяет производителю просить за свой товар большие деньги.

Как же создается бренд? Ошибочно думать, что его создает рек­лама. Реклама только привлекает внимание к бренду, она же мо­жет вызвать интерес к бренду и разговоры о нем. Бренды созида­ются комплексно, при должном сочетании различных инструментов, включающих в себя рекламу, связи с общественностью (PR), спонсорство, маркетинг событий, социальные факторы, клубы, ора­торов и так далее.

Делая вывод, можно сказать, что

Бренд - это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов компании или товара. Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:

ü    сам товар или услуга со всеми его характеристиками;

ü    набор ожиданий и ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых пользователем  товару;

ü    информация о потребителе;

ü    обещания каких-либо преимуществ, данные автором бренда

потребителям [6,218].

Бренд - это торговая марка со сложившимся имиджем. Технология по созданию и внедрению бренда получила название брендинг.

Начиная с 2005 года компания Interbrand публикует список самых дорогих российских брендов. Первая тройка лидеров в 2006 году (стоимость более 1 млрд евро) — Билайн, МТС и Балтика. Интересно, что такие бренды как «Газпром» или «Сбербанк» были оценены ниже, чем, например, марка пива «Балтика». Очевидно, что эти бренды не вызывают у потребителей уникальные и положительные ассоциации [3].

Очень серьезное внимание следует обращать на ценообразова­ние. Когда «Lexus» стал бороться с «Mercedes» за американский рынок, Mercedes отказался снижать цены на свою более дорогую продукцию. Некоторые менеджеры этой компании даже предло­жили несколько увеличить эти цены и тем обеспечить еще боль­ший престиж своей марки [4].

Торговая наценка за качество и престиж бренда сегодня имеет тенденцию к сокращению. В прошлом за ведущую марку можно было уверенно назначать цену, на 15-40% превышающую цену то­вара средней марки; сегодня же возможный разрыв сократился до 5-15%. Былая неравномерность качества продукции понуждала нас покупать лучшее и, как следствие, более дорогое. Теперь каче­ство однотипной продукции всех марок стало равным и достаточ­но высоким. Качественными стали даже те марки, которые не пользуются особенным спросом. Все или почти все национальные марки отвечают неким единым стандартам. Если же мы перепла­чиваем за какой-то товар, значит, хотим произвести этим впечат­ление на окружающих.

Бренды известных фирм достигают значительных сумм. Например, бренд McDonald’s оценивается в 27,8 млрд долл. (63% рыночной капитализации компании). Бренд Heinz составлет 76% стоимости компании, Xerox — 70%. А у некоторых компаний стоимость бренда даже превышает стоимость их рыночной капитализации и составляет, например, у Adidas 151% (3,7 млрд долл.), у Xerox — 110% (3,4 млрд долл.). Наиболее дорогим брендом обладает Кока-кола, его оценивают, подумать только, в 72,5 млрд долларов США. И это несмотря на то, что в последнее время торговая марка, имеющая 114-летнюю историю, сдает позиции: за 2000 г. она потеряла 13% стоимости. А сравнительно молодая марка Microsoft, созданная всего 25 лет назад, подорожала на 24%.

Вообще, высокотехнологические предприятия (фирмы, компании) показывают и здесь очень хорошие результаты. Среди пяти самых дорогих брендов — Microsoft, IBM, Intel, Nokia. Интернет-бренды показали самый большой рост стоимости за 12 месяцев 2003 г. Yahoo! — на рекордные 242%, Amazon. com — на 198% [2,148].





2. Маркетинговое ценообразование: постановка задачи

Ценовая политика — это процесс установления и регулирования цен на продукцию предприятия в соответствии с целями предприятия, соотношением цены с продуктом и условиями функционирования на рынке. Эти условия определяются непосредственно из состояния двух основных факторов:

•    чувствительности потребителей к цене;

•    типа конкуренции.

Чувствительность потребителей к уровню цеп зависит от следу­ющих факторов:

•    эффект уникальности: чем более уникальными свойствами облада­ет товар, тем менее чувствительны покупатели к уровню цены;

•    эффект представлений о наличии взаимозаменяемых товаров: чем больше товаров-заменителей и чем они дешевле, тем более чувстви­тельны потребители к цене;

•    эффект затрат на переключение: чем существеннее затраты, свя­занные с переходом на использование товаров-заменителей, тем ме­нее чувствительны потребители к цене;

•    эффект сложности сравнений: покупатели менее чувствительны к уровню цен фирменных, широко известных товаров;

•    эффект оценки качества через цену: если для потребителя цена яв­ляется показателем качества, то он менее чувствителен к ее уровню;

эффект дороговизны товаров: чувствительность покупателей к уровню цены тем выше, чем большую долю занимают затраты на приобретение товара в его бюджете.

Ценовая политика существенным образом зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования.

1.  Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно купить товар по рыночной цене.

2.  Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и упаковкой. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят по-разному различия в товарах и готовы платить за товары разную цену. Продавцы стремятся разнообразить ассортимент разных потребительских сегментов, иногда пользуются присвоением товарам марочных названий, широко используют рекламу и методы личной продажи.

3.  Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования. Товары могут быть схожими и различными по виду и модификации. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым конкурентам создаются трудности при проникновении на этот рынок. Если фирма снижает цену товара на 10%, то покупатели быстро переключаются на ее товары, спрос автоматически возрастает в несколько раз. Другим партнерам приходится или снижать цены, или предлагать новые услуги, чтобы удержать клиентов.

4.  Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного продавца. Это может быть государственная организация или частная компания, регулируемая монополия или  нерегулируемая монополия. Ценообразование складывается неодинаково. Государственная монополия с помощью политики цен может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, снижая цену ниже себестоимости для тех покупателей, которые не в состоянии купить товар за полную стоимость [7].

Методика расчета цены предполагает выполнение следующих последовательных операций:

•    постановка цели ценообразования;

•    оценка себестоимости продукции;

•    определение состояния спроса и конкуренции;

•    выбор стратегии ценообразования.

Цель ценообразования должна быть увязана с общими целями пред­приятия. Существует 3 основных цели ценообразования:

·                   основанные на сбыте;

·                   основанные на прибылях;

·                   основанные на существующем положении.

1. Предприятие с целями, основанными на сбыте, ориентируется на высокие объемы реализации и большую долю на рынке. Такая цель выбирается, если, во-первых, предприятие заинтересовано в насыщении рынка с будущим контролем над ним и стабильными доходами; во-вторых, предприятие стремится максимизировать объ­емы сбыта и готово пойти на снижение дохода с единицы товара для получения большей совокупной прибыли; в-третьих, предприятие предполагает, что больший объем реализации позволит снизить раз­мер относительных издержек.

2.  Предприятие с целями, основанными на прибылях, устанавлива­ет в качестве цели высокий уровень прибыли, стремится к быстро­му получению первоначальной прибыли. Данная цель выбирается, если предприятию не хватает средств или оно не уверено в буду­щем.

3.  К целям, основанным на существующем положении, стремятся предприятия, заинтересованные в стабильности, сохранении бла­гоприятного климата для своей деятельности. Стратегии ценообра­зования ориентируются на избежание спада сбыта, нейтрализацию воздействия конкурентов и т. д. [1,225]

Прежде всего фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно про­думаны, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.

В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При­мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за­воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности кли­ентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли.

Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси­мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь­ное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие фи­нансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по по­казателям доли рынка, они идут на максимально возможное сни­жение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга [5, 357].

Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР. Наглядным примером организации, стре­мящейся к завоеванию лидерства по показателям качества про­дукции, является шинная компания «Мишлен». Она постоянно придает своим шинам новые свойства, повышает их долговечность и берет за них высокую цену.

Ценообразование может иметь и другие цели. Некоторые организации ставят себе цели в виде объемов продаж.

Для менеджера по маркетингу основные задачи, касающиеся целей ценообразования, заключаются в следующем:

·        Цели должны быть четко записаны в маркетинговом плане.

·        Все менеджеры должны знать, в чем заключаются эти цели.

·        Когда множественные цели (например, повышение объемов продаж и прибыли) содержат не сочетающиеся между собой элементы, надо искать компромисс между составляющими.

         Виды ценовых стратегий.

В зависимости от новизны товара на совершенно новые товары устанавливаются следующие виды цен:

1.                Цены «снятия сливок».

2.                Цены «внедрения на рынок».

3.                Престижные цены.

4.                Цены с возмещением издержек производства.

5.                Психологические цены.

Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку, может выбрать стратегию «снятия сливок» или стратегию прочного «внедрения на рынок». Вид цены как «снятия сливок» отличается тем, что на новые товары устанавливаются высокие цены. Позже волна сбыта уменьшается, спрос падает и, чтобы привлечь покупателей, устанавливается новая, более низкая цена. Использование этого вида цен имеет смысл при следующих условиях:

·                   наблюдается высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей;

·                   при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих изделий с целью получения прибыли;

·                   высокая цена не привлекает конкурентов;

·                   высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.

1.                Цены «внедрения на рынок» используют предприятия, устанавливая низкую цену на свою новинку и преследуя цель – завоевать большую долю рынка. При такой цене падает рентабельность. При назначении низких цен производитель должен рассчитывать на возможные последствия: реакция конкурентов может быть однозначной – понижение цен на данный товар на рынке. При анализе внедрения на рынок должно быть реально существенным снижение цены на данный вид товара 30-50% при наличии множества конкурентов и потребителей готовых заплатить за новинку более высокие цены. При более низких ценах, внедрившись на рынок, приучив покупателей к своему товару, предприятие может пересматривать цены в сторону увеличения.

Престижные цены устанавливаются на драгоценности, шубы из ценного меха, деликатесные продукты, легковые машины класса люкс. Если продажа престижных товаров будет проводится по низким ценам – они потеряют свою привлекательность для рынка и престижных покупателей, поэтому для таких товаров устанавливают цены выше уровня, сложившегося на рынке. Это стимулирует спрос у покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого дорогого товара.

На товары, реализуемые на рынке продолжительное время, устанавливаются такие цены:

·                   скользящие цены;

·                   цены потребительского сегмента рынка;

·                   гибкие и эластичные цены;

·                   преимущественные цены;

·                   цены на изделия, снятые с производства;

·                   цены, устанавливаемые ниже, чем у большинства предприятий;

·                   договорные цены.

Скользящие цены бывают падающие и возрастающие. По мере насыщения рынка цена на товар и услуги постепенно падает. При  составлении прогноза на сбыт товара фирма сопоставляет с динамикой емкости рынка и определяет, на какой процент предстоит снизить цены в наступающий период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт товара. 

Такой метод установления скользящих цен применяют в отношении  изделий массового спроса для широких слоев населения. Условия рыночной конкуренции характеризуются высокой чувствительностью – эластичностью потребительского спроса на изменение цен. Снижение издержек производства при увеличении объема серийного производства позволяет снизить цену.  Этот процесс называется «экономией на масштабе». А это требует, чтобы фирма проводила актуальную инновационную деятельность.

Цены потребительского сегмента рынка: как повышение, так и снижение затрагивает покупателей, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, вызывает внимание и со стороны государства. Потребители не всегда правильно истолковывают изменени6е цен. Снижение цен могут рассматривать как:

1.                Предстоящую замену товара более поздней моделью.

2.                Наличие в товаре брака и изъянов.

3.                Свидетельство финансового неблагополучия фирмы.

4.                Возможность повременить с покупкой, если снижается цена.

5.                Свидетельство о снижении качества товара.

Повышение цены обычно сдерживает сбыт и может быть истолковано покупателями в положительном смысле:

1.                Товар стал особенно ходовым и популярным и следует его приобрести, пока он не стал совсем недоступным.

2.                Товар обладает особой ценностной значимостью [6,274].

Тест

Каковы основные цели ярмарок?

А. Снижение издержек обращения.

Б. Установление деловых и рациональных хозяйственных связей.

В. Продвижение товаров.

Г. Формирование хозяйственных связей.

Ответ: Б, В, Г.

Ярмарка – это организованное мероприятие, проводимое периодически в одном и том же месте и в одно и то же время с целью заключения коммерческих соглашений и расширения стратегической зоны рыночного присутствия.

Цели ярмарок для экспонента определяется прежде всего возможностью:

-                     непосредственной коммуникации с потенциальными потребителями и покупателями, поставщиками и субподрядчиками, которые заинтересованы в получении информации и налаживании связей,

-                     отслеживать рыночные тенденции и оценить позицию своего предприятия на рынке,

-                     «дать знать о себе»,

-                     обменяться информацией со специалистами,

-                     почерпнуть рациональные идеи в поведении конкурентов и изучить их политику,

-                     проанализировать отклики посетителей о качестве, ценах товаров\услуг его фирмы и товаров\услуг его основных конкурентов,

-                     провести широкомасштабные рекламные мероприятия по продвижению товаров\услуг экспонента с использованием самых разнообразных средств,

-                     и многие другие.



Заключение

«Набор восприятий в воображении потребителя» — это, наверное, лучшее описание бренда, которым можно поставить в тупик любого: маркетолога со стажем или директора компании любого масштаба. С одной стороны, никто не знает, что такое «набор восприятий», а с другой — никто не может точно сказать, что такое «воображение потребителя. Но при этом определение хорошее, так как действительно, бренд как таковой не хранится у нас в голове; там по полочкам разложены всевозможные ассоциации, связанные с товаром» [3].

Наши рассуждения можно свернуть до краткого определения: бренд – это совокупность признаков, определяющих потребительский выбор.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга. Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Список использованной литературы

1.                Чикатуева Л.А., Третьякова Н.В. Маркетинг. Под ред. В.Д. Федько. Серия «Среднее проф. образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2.                Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3.                Википедия: свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki

4.                http://marketologu.ru/brending/index.htm

5.                Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с  англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1998.

6.                «Наука и искусство маркетинга», Даулинг Г.Р., 2006.

7.                http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook080/01/index.html?part-002.htm

8.                http://bibliotekar.ru/biznes-17/2.htm