Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Понятие и элементы организации управленческого учета.......... 6

1.1. Задачи управленческого учета............................................................................................... 6

1.2. Уровни управленческого учета.............................................................................................. 8

1.3. Источники информации для управленческого учета...................................................... 13

Глава 2. Формирование системы управленческого учета в России......... 17

2.1. Варианты управленческого учета, его основные функции и задачи............................. 17

2.2. Система учета затрат и калькулирования себестоимости в России....................... 18

2.3. Перспектива развития системы управленческого учета в период реформирования экономики в РФ................................................................................................................................................. 23

Заключение....................................................................................................... 27

Список литературы......................................................................................... 30


Введение

Под управленческим учетом подразумевается система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о хозяйственной деятельности компании, ее подразделений (центров ответственности) с целью создания необходимого информационного и организационного обеспечения реализации полномочий руководителей различного уровня по распоряжению ресурсами компании.

С нашей точки зрения, для правильной организации управленческого учета необходимо определить следующие основные моменты:

принципы построения системы управленческого учета;

основные направления его организации;

базовые процедуры и регламент.

Объектом управленческого учета являются потоки товарных и материальных ресурсов, денежных и платежных средств, нематериальных активов, иных обязательств субъектов взаимоотношений в компании, поддающиеся количественной (стоимостной или натуральной) оценке.

Субъектами управленческого учета, по нашему мнению, являются следующие.

Производители информации - лица или структурные подразделения (центры ответственности - ЦО) компании, ответственные за регистрацию определенной нормативными документами информации, имеющие прямой доступ к источникам информации и наделенные для этого соответствующими полномочиями.

Заверители информации - должностные лица ЦО или компании, имеющие право удостоверять подлинность и корректность представляемой производителями информации и несущие ответственность за соблюдение норм и регламента сбора информации.

Пользователи информации - должностные лица компании, несущие ответственность за результаты деятельности и (или) распределение и использование ресурсов, обладающие правом доступа к соответствующей информации и определяющие требования к ее содержанию и структуре в силу своих должностных полномочий.

Обработчики и аналитики - работники, или подразделения компании, или ЦО, в силу своих должностных полномочий проводящие группировку (агрегацию) и интерпретацию (анализ) представляемой производителями информации в соответствии с требованиями, определенными нормативными документами (инструкциями, методиками) (отдел управленческого учета и ценообразования).

Следует отметить, что процедуры и регламент управленческого учета в компании должны регулировать отношения по поводу информационного отражения осуществленных, текущих и планируемых хозяйственных операций, возникающие:

внутри центра ответственности;

между центрами ответственности;

между центром ответственности и компанией;

между центром ответственности и внешними контрагентами.

Основная цель функционирования системы управленческого учета - обеспечение информационных потребностей субъектов учета для выработки оптимальных хозяйственных решений, контроля за их исполнением, достижения заданных результатов деятельности.

Система управленческого учета, с одной стороны, должна фиксировать выполнение задач, поставленных на всех этапах планирования, а с другой стороны, аккумулировать данные для принятия новых решений, создания прогнозов и моделей развития компании. Одни из важнейших свойств, которыми должна обладать управленческая информация,- гибкость и оперативность, что позволяет быстро решать задачи, возникающие перед высшим и средним звеном менеджеров компании.


Глава 1. Понятие и элементы организации управленческого учета

1.1. Задачи управленческого учета


Перед управленческим учетом в крупной компании как перед системой, ориентированной на потребности внутренних пользователей, стоят следующие задачи[1].

Расчет плановых показателей. Как показала практика, в рамках формирования производственного плана компании в алмазодобывающей промышленности (которую мы взяли для примера) целесообразно рассчитывать и устанавливать такие показатели:

контрольные цифры по ГОКам (горно-обогатительным комбинатам), центрам ответственности (в том числе вспомогательным и обеспечивающим производствам);

внутрифирменные цены;

сметы и бюджеты центров ответственности;

планы ресурсного обеспечения;

план производства неосновной продукции;

плановые величины платы за работников, фонды и природные ресурсы;

обязательные задания ЦО;

объем и номенклатура неконвертируемых обязательств компании перед ЦО;

прогнозные показатели хозяйственной деятельности;

плановая рентабельность ЦО и видов продукции.

Сбор, обработка и анализ фактических данных о произошедших хозяйственных событиях. Для определения реального положения компании проводят сбор и обработку первичной информации. Обработанные данные анализируют с целью определения эффективности работы ЦО.

Контроль выполнения плановых показателей. По завершении отчетного периода выявляют отклонения фактических показателей от плановых и определяют причины их возникновения.

Формирование необходимых видов управленческой отчетности. Для регулярного обеспечения внутренних пользователей плановыми и фактическими показателями, а также аналитической информацией управленческую отчетность составляют:

к началу отчетного периода (отчеты с плановыми показателями);

в течение отчетного периода (оперативные сводки);

по окончании отчетного периода (отчеты, содержащие фактические данные и результаты анализа деятельности компании за отчетный период);

до начала соответствующего отчетного периода (среднесрочные и долгосрочные прогнозы).

Методы ведения управленческого учета выбирает разработчик системы управленческого учета исходя из:

требований законодательства и внутренней нормативной документации компании;

потребностей пользователей учетной информации;

технических и организационных возможностей сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Избранные методы целесообразно отразить в методических указаниях по ведению управленческого учета, которые должны быть утверждены руководителем компании[2].

Все положения этих методических указаний обязательны для соблюдения при разработке методик и инструкций по ведению отдельных направлений управленческого учета.


1.2. Уровни управленческого учета


Для выполнения задач управленческого учета, адекватного отражения хозяйственных процессов, с нашей точки зрения, целесообразно выделить три уровня учета.

1. Оперативный уровень - сбор и обработка информации, связанной с констатацией фактов хозяйственной деятельности ЦО или компании в целом, для отражения реализации принятых ранее управленческих решений.

2. Тактический уровень - сбор и обработка информации о процессах, протекающих в ЦО или компании в целом, для рационального распределения ресурсов.

3. Стратегический уровень - сбор и обработка информации о тенденциях, имеющих место в компании и во внешней среде, для определения целей и направлений развития компании[3].

Оперативность и периодичность проведения учетных процедур. Эти параметры учетных процедур определяет разработчик системы управленческого учета исходя из:

уровня учета;

потребностей пользователей учетной информации;

технических и организационных возможностей сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Срок и периодичность проведения учетных процедур регламентируются инструкциями, подлежащими утверждению руководителем компании.

К процедурам управленческого учета относятся следующие.

Формирование плановых показателей и прогнозирование деятельности компании. Отдел управленческого учета и ценообразования при взаимодействии с соответствующими отделами ЦО формирует все основные плановые показатели, определяющие деятельность ЦО, ГОКов и компании в целом на ближайший отчетный период[4].

Плановые показатели задаются в натуральном и стоимостном выражении.

Плановые показатели формируются на основе данных о прошлой деятельности компании, текущих технических и финансовых возможностях, прогнозах рыночной конъюнктуры и оценок эффективности работы ЦО с учетом остатков ресурсов, фондов, готовой продукции, задолженности, переходящих с прошлых периодов.

Плановые показатели должны быть основой для:

оформления договоров между ЦО и определения сумм обязательств, возникающих в процессе хозяйственной деятельности между ЦО;

оформления договоров между ЦО и внешними контрагентами;

прогнозирования рентабельности ЦО и компании в целом;

прогнозирования движения денежных средств на рассматриваемый период.

Расчет фактических показателей. По завершении соответствующего отчетного периода субъекты управленческого учета обрабатывают накопленную за период фактическую первичную информацию обо всей производственной и прочей деятельности компании.

Центры ответственности должны рассчитывать показатели, характеризующие их фактические доходы и затраты за рассматриваемый период, а также полученную прибыль (убыток).

Отдел управленческого учета и ценообразования на основе данных ЦО должен рассчитывать агрегированные показатели доходов, затрат и прибыли (убытка) по ГОКам и компании в целом.

По итогам периода субъекты управленческого учета определяют также сальдо взаиморасчетов и соответственно суммы задолженности по внутренним договорам центров ответственности. Одновременно рассчитывают внешнюю задолженность ЦО.

По итогам периода необходимо рассчитывать натуральные и стоимостные (денежные) показатели, характеризующие наличие производственных и непроизводственных ресурсов, фондов и готовой продукции по ЦО.

На основе фактических показателей формируются установленные виды управленческой отчетности. Управленческая отчетность составляется как по итогам периода, так и в течение периода в форме оперативных сводок.

С помощью управленческой отчетности проводится контроль выполнения плана. На ее основе анализируется эффективность деятельности ЦО и компании в целом.

Анализ отклонений от плановых показателей и контроль исполнения обязательных заданий. Отдел управленческого учета и ценообразования, а также соответствующие отделы ЦО посредством сопоставления плановых и фактических показателей контролируют выполнение обязательных заданий и выявляют отклонения от плановых показателей.

При выявлении отклонений от плановых показателей в части взаиморасчетов и обязательных заданий внутри компании проводят факторный анализ причин их возникновения. Оценивают и анализируют отклонения от прогнозных показателей внешней деятельности.

По результатам анализа и контроля формируется совокупность форм управленческой отчетности, содержащей плановые и фактические показатели за рассматриваемый период, суммы отклонений и выводы о причинах[5].

Такая управленческая отчетность является базой для разработки прогнозных плановых показателей, премирования и наложения взысканий.

Анализ эффективности деятельности. Анализ эффективности производственной деятельности ЦО и всей компании проводит отдел управленческого учета и ценообразования. Объект анализа - управленческая отчетность за рассматриваемый период, содержащая реальные данные о доходах, затратах и прибыли ЦО и компании в целом.

Эффективность деятельности необходимо оценивать с помощью вертикального, трендового и факторного анализа фактических данных сформированной управленческой отчетности.

По итогам каждого периода отдел управленческого учета и ценообразования составляет отчет, содержащий оценку эффективности деятельности ЦО и всей компании с указанием факторов, повлиявших в данном периоде на эффективность деятельности. В этом отчете прослеживается также динамика развития компании и ЦО за несколько последних отчетных периодов.

Отчет об эффективности деятельности компании и ЦО используется для принятия решений по долгосрочному, среднесрочному и годовому и оперативному планированию[6].

Рекомендации по итогам деятельности за период должен вырабатывать отдел анализа управленческого учета и ценообразования на основе отчетов о фактическом выполнении планов, выявленных отклонений от планов и их причин, а также эффективности деятельности.

Рекомендации и предложения могут вырабатываться по двум основным направлениям:

1) рекомендации относительно планирования деятельности и формирования прогнозных плановых показателей с целью оптимизации производственного процесса и деятельности вспомогательных и обслуживающих производств;

2) предложения по премированию руководителей и работников ЦО с целью стимулирования работы (в необходимых случаях наложения взысканий).


1.3. Источники информации для управленческого учета


В управленческом учете информация о компании и конъюнктуре на основных ее рынках используется для следующих целей:

формирования управленческой отчетности, характеризующей прошедшие отчетные периоды;

составления плановых прогнозов деятельности.

Базовым источником информации для формирования управленческой отчетности являются первичные записи бухгалтерского учета, отражающие все фактически совершенные хозяйственные операции и произошедшие хозяйственные события[7].

В управленческом учете агрегируются первичные бухгалтерские записи и составляются необходимые отчеты, используемые в дальнейшем отделом управленческого учета и отчетности для прогнозирования и планирования, а руководителями компании - для принятия решений.

Порядок обработки первичных данных для целей управленческого учета устанавливается внутрифирменными положениями и законодательно не регламентируется.

Для целей управленческого учета могут использоваться не только первичные данные, но и агрегированные показатели бухгалтерского учета, не утратившие экономического смысла[8].

Если названных данных недостаточно для реализации задач управленческого учета, разработчик системы управленческого учета вводит собственные учетные регистры.

В схеме управленческого учета обычно преобладают вертикальные информационные потоки:

в центрах ответственности проводится обработка первичных данных бухгалтерского учета и составление первичной управленческой отчетности;

первичная управленческая отчетность ЦО направляется в отдел анализа управленческого учета и ценообразования;

этот отдел на основе такой отчетности составляет аналитические управленческие отчеты для целей планирования (используемые отделом управленческого учета и ценообразования) и принятия решений (используемые руководителями компании).

с помощью аналитических отчетов, с учетом письменных указаний руководителей компании отдел анализа управленческого учета и ценообразования разрабатывает плановые показатели;

к началу каждого отчетного периода плановые показатели после утверждения руководителями компании направляются ЦО.

Центры ответственности являются составителями первичных управленческих отчетов, направляемых в отдел управленческого учета и ценообразования. Этот отдел является пользователем отчетов ЦО, на основе которых он составляет упоминавшиеся аналитические отчеты для собственного пользования и для руководителей компании.

Руководители компании на основе аналитических отчетов данного отдела разрабатывают указания по планированию и принимают прочие управленческие решения.

С помощью собственных аналитических разработок, а также на основе указаний руководителей компании отдел управленческого учета и ценообразования рассчитывает плановые показатели. Эти показатели утверждают руководители компании (с возможными коррективами).

Утвержденные плановые показатели принимаются к исполнению в ЦО.

Как мы уже говорили, управленческая отчетность должна составляться центрами ответственности и отделом управленческого учета и ценообразования. Эта отчетность содержит все основные фактические данные в натуральном и стоимостном (денежном) выражении: о выпуске продукции (выполнении работ, оказании услуг); произведенных затратах; доходах от реализации продукции (работ, услуг) прочим ЦО или внешним контрагентам; дебиторской и кредиторской задолженности; наличии материальных и денежных ресурсов, фондов и запасов готовой продукции.

Отдел управленческого учета и ценообразования составляет агрегированные отчеты по итогам периода на основе отчетов ЦО: рассчитывается фактическая рентабельность ЦО и компании в целом. Кроме того, отдел проводит анализ отчетности ЦО и агрегированной отчетности и составляет соответствующие аналитические отчеты, в которых выявляются отклонения от плановых показателей. С помощью различных методов финансового анализа оценивается экономическая эффективность и делаются заключения о работе ЦО и компании в целом.

Планы, составляемые отделом управленческого учета и ценообразования, содержат весь перечень плановых показателей. Эти планы утверждаются руководителями компании, а затем направляются в ЦО для исполнения.

Должностные лица и органы, отвечающие за организацию и ведение учета. Общее руководство системой управленческого учета осуществляется должностным лицом компании, уполномоченным на то специальным решением совета директоров[9].

Непосредственное руководство организацией и ведением управленческого учета возлагается на начальника отдела управленческого учета и ценообразования.

Отдел управленческого учета и ценообразования осуществляет функции:

разработчика системы управленческого учета;

обработчика и аналитика;

хранителя информации.

Организация управленческого учета в ЦО лежит на уполномоченном должностном лице ЦО. Внутренние нормативные документы, регламентирующие ведение управленческого учета в ЦО, принимают подразделения и должностные лица ЦО, которые выполняют функции:

производителя информации;

заверителя информации.

Сферы контроля и ответственности за полноту и достоверность информации:

ответственность производителя информации;

ответственность заверителя информации;

ответственность обработчика и аналитика;

функции КРУ и КК.


Глава 2. Формирование системы управленческого учета в России

2.1. Варианты управленческого учета, его основные функции и задачи


Возможные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием и С.А. Николаевой. Речь идет о двухкруговой (вариант автономии, или дуализма) и однокруговой (интегрированной, или вариант монизма) системах организации бухгалтерского учета.

При варианте автономии каждая из систем учета — финансового и управленческого — является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой — по статьям калькуляции.

При однокруговой (интегрированной) системе учета счета-экраны не применяются и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.

Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.

Функции управления и информация, обеспечивающая их дей-ственность, позволяют сформулировать функции управленческого учета:

обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, все уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решении;

формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделении и предприятия в целом в достижении цели;

перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести :

-         выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;

-         формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;

-         формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;

-         оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.


2.2. Система учета затрат и калькулирования себестоимости в России


Несмотря на то что западная система управленческого учета представляет собой намного более обширную систему, нежели только учет (систему управления конечными показателями основной деятельности предприятия), организацию и создание системы управленческого учета в России следует рассматривать через призму прежде всего бухгалтерской системы, так как именно здесь создается основная информация, используемая в управленческом учете (о затратах и результатах).

Рассмотрим более подробно те элементы методической части учетной политики предприятия, которые имеют особо важное значение для возможной организации управленческого учета на российских предприятиях и которые в той или иной форме присутствуют при организации управленческого учета на любом из западных предприятий.

Нет необходимости доказывать, что система учета затрат на предприятии, особенно работающем в условиях рынка, - это сердце всей системы управления предприятием. Именно здесь собирается вся информация о фактических издержках, а значит, создаются основы для подсчета фактической прибыли. Методика подсчета производственного результата (прибыли или убытка от реализации продукции, работ, услуг) определяется методикой учета затрат и калькулирования себестоимости. Эти задачи решаются на Западе в системе управленческого учета.

Действующими нормативными документами предусмотрено в учете затрат для отечественных предприятий два варианта (нормативные документы 1992 - 1994 годов и 1996 - 1999 годов).

Традиционный для отечественного учета так называемый калькуляционный вариант. При этом в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20 " Основное производство ", 23 " Вспомогательные производства ", 25 " Общепроизводственные расходы ", 26 " Общехозяйственные расходы " и др.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23 (то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы), и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно - распределительных счетов 25 и 26 (не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции.

Другой принципиально новый для отечественной теории и практики вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные протеканием производственного процесса, и периодические, связанные более с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 и 23, косвенные производственные затраты - по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, помимо прямых производственных затрат, включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течении отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические же затраты, собираемые на счете 26, при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции: дебет счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг) "кредит счета 26 (см. пояснения к счету 26 " Общехозяйственные расходы " Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий в редакции до 1995 г., приказ Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. ? 31 квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г.).

Второй вариант учета затрат и результатов как раз и предполагает применение на практике основной идеи системы "директ - костинг" - разделение издержек производства по признаку их взаимосвязи с производством на производственные и периодические (не связанные непосредственно с производством) и калькулирование на этой основе неполной ограниченной себестоимости по носителям затрат. Впервые в истории отечественного учета официально с 1992 по 1994 год был разрешен иной по сравнению с традиционным подход к формированию себестоимости продукции, работ, услуг, временно ограниченный для применения в 1995 г. по причине отсутствия соответствующих нормативных актов (см. пояснения к счету 26 Инструкции в редакции приказа Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. ? 173, однако не для всех предприятий).

Несмотря на то что у нас было принято говорить о двух вариантах организации учета затрат на производство, применение второго варианта практически не вносило принципиальных изменений в систему учета затрат на производство. Он кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата - от реализации продукции (работ, услуг).

Очень важным с точки зрения обозначенного выше критерия элементом при принятии учетной политики является возможность использования в учете для отражения процесса выпуска готовой продукции, работ, услуг счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг) ". Указания относительно применения счета носят рекомендательный характер. Применение счета имеет смысл на тех предприятиях, которые организуют текущий учет готовой продукции, выполняемых работ и услуг по плановой или нормативной себестоимости.

В течении отчетного периода в бухгалтерском учете делаются записи по кредиту счета 37 и дебету счета 40 "Готовая продукция", если выпускается продукция, или по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг) ", если выполняются работы или оказываются услуги - по нормативной либо плановой себестоимости.

В конце отчетного периода, после определения объема и оценки незавершенного производства, исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, услуг, которая отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 37 и кредиту счетов 20 и 23.

Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 37 фиксируется один и тот же объем продукции, работ, услуг, но в разной оценке: на дебете - по фактической себестоимости, на кредите - по нормативной (плановой) себестоимости. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов на счете 37 выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые списываются со счета 37 в дебет счета 46 дополнительной либо сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений.

Счет 37 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или только по ограниченной себестоимости. Являясь признаком организации на предприятии нормативного учета, аналогичного западной системе "стандарт - кост ", счет 37 в комбинации с вариантом раздельного учета производственных и периодических затрат мог бы уже сегодня открывать реальные возможности интеграции в отечественном учете нормативного учета, хорошо разработанного нашими учеными и практиками, и элементов системы "директ - костинг".

Главная особенность счета 37 заключается не столько в выявлении отклонений фактической себестоимости готовой продукции от ее нормативной себестоимости (эти отклонения и ранее выделялись без выведения их на уровень синтетического учета), а в том, что списываются отклонения сразу на счет учета и расчета производственного результата. И как следствие готовая продукция на складе (счет 40) оценивается в балансе по нормативной (плановой) себестоимости.

То же самое можно было бы сказать и о предоставленной предприятиям в 1992 и 1993 годах возможности различной оценки материалов в балансе (по фактической себестоимости или по учетной цене). Эта возможность была записана в Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия тех периодов. Отклонения, собранные на счете 16 "отклонения в стоимости материалов" в сумме, относимой к остатку материалов на складе, показывались в балансе по вписываемой от руки строке. По сути дела, это принципиально не меняло оценку материалов в балансе по фактической себестоимости: она раскладывалась по двум статьям бухгалтерского баланса (в настоящее время остаток счета 16 присоединяется к счету 10 "Материалы"). Нужно предоставить предприятиям возможность (по аналогии со счетом 37) списания отклонений со счета 16 в дебет счета 46, что логически завершило бы выведение отклонений на уровень синтетического учета, и возможность оценки материалов в балансе по учетной цене.

Таким образом, вариантность способов учета как элемент политики, как проявление либерализации учета на современном этапе является предпосылкой, необходимым условием и, возможно, одним из первых этапов для становления управленческого учета в России.


2.3. Перспектива развития системы управленческого учета в период реформирования экономики в РФ


В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие стало юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно.

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер.

Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.

Было бы ошибочно воспринимать бухгалтерский управленческий учет как нечто новое для отечественной экономики. В 20-х — начале 30-х годов функции бухгалтерских служб были значительно шире, чем в последующие годы советской власти. Бухгалтер того времени занимался как учетной, так и планово-аналитической работой. По мере развития в стране социалистической системы хозяйствования и укрепления централизованного планирования произошло постепенное отделение от бухгалтерской службы плановых и финансовых отделов с передачей им части бухгалтерских полномочий. В результате этого деятельность бухгалтера фактически свелась к учетной регистрации фактов хозяйственной жизни предприятия.

В период реформ, с отказом от централизованной .системы управления в пользу рыночной экономики, необоснованно стало принижаться значение планирования и как следствие — техпромфинплана предприятия. Бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете во многом напоминает ранее применявшийся в отечественной практике порядок разработки техпромфинплана.

По факторный анализ, хорошо известный российским экономистам, также используется в бухгалтерском управленческом учете при анализе отклонений фактических затрат от сметных.

В советской экономике не раз предпринимались настойчивые попытки внедрения внутреннего хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Объектом хозрасчета при этом являлись производственные и непроизводственные подразделения предприятия, а объектом хозрасчетного дохода— заработанные ими средства. Такой подход, по существу, служил прообразом одной из концепций бухгалтерского управленческого учета — управления по центрам ответственности.

И самое главное, основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарт-кост» в управленческом учете.

Почему же приемы и методы управленческого учета, используемые в директивной экономике, не давали должного результата? Ответ прост: не было собственника, заинтересованного в повышении отдачи от вложенного им капитала путем экономии производственных издержек. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.

Некоторыми вопросами, являющимися прерогативой управленческого учета, занимаются сегодня отдельные подразделения предприятия (при составлении оперативной отчетности, анализе экономической деятельности и т.д.), однако эта информация разбросана между различными службами и весьма затруднительно (подчас даже неосуществимо) ее своевременное и комплексное использование. Анализ экономической деятельности если и проводится, то с серьезным опозданием, когда основные финансовые показатели предприятия уже сформированы и возможность повлиять на них упущена; эффективность работы отдельных подразделений, как правило, не анализируется вовсе.

На предприятиях, несмотря на назревшую необходимость, практически отсутствует налоговое планирование. Вместе с тем продуманный подход к калькулированию, лежащему в основе бухгалтерского управленческого учета, в ряде случаев способен облегчить налоговое бремя организации.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством.

С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации для эффективного управления внутри предприятия. Одной из задач реформы является оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета.

Заключение

Для развития и совершенствования системы управленческого учета целесообразно создать в компании экспертный и консультационный орган - методический совет по организации и ведению управленческого учета.

В задачи такого органа входят:

оценка работы системы управленческого учета в компании;

выработка рекомендаций по совершенствованию системы учета;

разработка мер для повышения эффективности учета.

Руководит работой методического совета должностное лицо, руководящее системой управленческого учета.

Система управленческого учета представляет собой один из самых эффективных инструментов управления, помогающий менеджерам различных уровней принимать наилучшие решения как в процессе оперативного руководства, так и при составлении перспективных планов развития.

Особое значение управленческого учета для организаций алмазодобывающей промышленности, взятой нами для примера, может быть объяснено тем, что в их состав входят различные по своему масштабу, роли и функциям структурные подразделения, между которыми существуют многочисленные взаимосвязи. При этом эффективность хозяйственных операций во многом зависит от координации деятельности этих подразделений.

Вместе с тем создание системы управленческого учета может иметь смысл только тогда, когда она согласуется с другими системами управления и учета (прежде всего с системой финансового учета), которые существуют в компании, построенными в соответствии с современными требованиями.

Для того чтобы выяснить наличие названных и других условий, необходимых для разработки эффективной и отвечающей потребностям компании системы управленческого учета, с нашей точки зрения, необходимо использовать:

анализ существующих в компании систем финансового и управленческого учета;

анализ структуры и методов работы финансово-экономических служб компании;

анализ роли и места этих служб в общей системе управления;

анализ систем планирования и снабжения в компании;

оценку потребности менеджеров компании и ее структурных подразделений в управленческом учете.

Для этого следует ознакомиться с первичной и аналитической учетной документацией, отчетностью, которая готовится для менеджеров компании, а также с мнениями работников финансово-экономических служб и руководителей различного уровня.

Управленческий учет должен, на наш взгляд, помочь упорядочить взаимоотношения между ее структурными подразделениями, в первую очередь между управленческим аппаратом компании и производственными подразделениями, а также между этими подразделениями в целях оценки вклада каждого подразделения в общий финансовый результат компании. Это одно из важнейших условий, при котором у менеджеров различных уровней возникнет реальная потребность в управленческом учете для принятия оперативных и стратегических решений. При существующем положении вещей, когда все расчеты проводятся через центральное управление компании, сметы постоянно корректируются и невыполнение обязательств компании перед своими структурными (в том числе производственными) подразделениями вызывает цепную реакцию неисполнения обязательств по компании в целом, ценность системы управленческого учета и потребность в нем существенно снижаются.

Чтобы исправить это положение, нужно изменить систему хозяйственных связей и финансовых расчетов между руководящим центром и структурными подразделениями компании, усовершенствовать методологию финансового планирования и внедрить в практику расчетов реальные финансовые инструменты.

Учитывая сказанное, можно дать определенные рекомендации по организации управленческого учета.

1. Необходимо разработать достаточно простую и не ведущую к увеличению издержек систему управленческой отчетности. Она должна отражать деятельность структурных подразделений и базироваться на данных существующих систем финансового и управленческого учета. Такая система управленческой отчетности не потребует создания двойной системы учета и второй бухгалтерии.

2. В состав управленческой отчетности предлагаем ввести: баланс оборотных средств; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; анализ расчетов. По мере освоения менеджерами этих форм дополнить данный перечень другими формами.

3. Следует отладить систему планирования, прежде всего порядок подготовки и контроля смет. После этого нужно модифицировать системы управленческого учета затрат таким образом, чтобы менеджеры могли судить о выполнении структурным подразделением поставленных перед ним плановых заданий.

4. Для оценки деятельности каждого структурного подразделения целесообразно учитывать производимую им продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги по фактической и нормативной (плановой) себестоимости. При этом передача продукции, работ, услуг между ЦО должна осуществляться в последней оценке.

Список литературы


1.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.

2.Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – Санкт –Петербург : Питер, 2002. – 176с.

3.Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: Инфра-М,1997.

4.Управленческий учет / Под редакцией Шеремета А.Д. – М.: ФБК-Пресс,1999.

5.Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. – М.:Инфра,1997.

6. Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,1997. – 480с.

7.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.

8.Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987.



[1] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.

[2] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.

[3] Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,1997. – 480с.

[4] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.

[5] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.

[6] Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,1997. – 480с.

[7] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.

[8] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.

[9] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 2004.