СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАНТ 8
«Экономико – правовой механизм охраны окружающей среды»
1.Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………………….3
§1.1 Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………………….3
§1.2 Экономический механизм охраны окружающей природной среды………...4
2. Кадастры природных ресурсов…………………………………………………..5
§2.1 Земельный кадастр……………………………………………………………..5
§2.2 Содержание КТКПР……………………………………………………………6
§2.3 Порядок формирования КТКПР……………………………………………….7
3. Планирование и финансирование материально – технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды………………………………………8
4. Платность за использование природных ресурсов……………………………..9
§4.1 Платность использования природных ресурсов……………………………...9
§4.2 Экономическая оценка природных ресурсов………………………………..10
5. Сущность и содержание платы за землю в законодательстве………………..11
6. Экологические фонды…………………………………………………………...12
7.Оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС)………………………………………………………13
8.Экологическое страхование……………………………………………………...15
§8.1 Объекты экологического страхования………………………………………16
9. Экологическое стимулирование………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………..18
Задача 1……………………………………………………………………………..19
Задача 2……………………………………………………………………………..21
Задача 3……………………………………………………………………………..23
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей природной среды
§1.1 Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Если экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработать у субъектов права отношения к ней с позиции - не навреди. 1 Он включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Негативные факторы экономического стимулирования связаны с изъятием части средств хозяйствующих субъектов. Центральным звеном здесь является система платежей за специальное использование природных ресурсов. Порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей среды: 1 выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в том числе сбросы, производимые предприятиями через систему коммунальной канализации; размещение отходов в окружающей природной среде.
Платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются на основании нормативов платы за эти выбросы и количества использованного горючего. Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности. За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
1.2. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов
Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые. 1 Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Примеры отраслевых кадастров:
2. Кадастры природных ресурсов
§2.1 Земельный кадастр.
Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.
Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.
Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. Всего выделяют 9 кадастров и реестров. Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации. КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
§2.2 Содержание КТКПР
КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов. Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию. Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных. По ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.
Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций. 1 Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Минприроды России.
Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.
§2.3 Порядок формирования КТКПР
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ).
ТКЦ решают следующие основные задачи:
а) классификация природных ресурсов и объектов и определение первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР; б) разработка требований к объемам и формам представления отраслевой кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых показателей для решения задач территориального управления; в) свод и государственная регистрация сведений о природных ресурсах и объектах для ведения КТКПР, а также их первичная социально-экономическая оценка; г) реализация эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала; д) выбор экспериментальных территорий для реализации пилотных проектов по формированию, ведению и использованию КТКПР; е) разработка требований к территориальным программам кадрового и технического обеспечения формирования КТКПР; ж) разработка процедуры принятия решений по природопользованию на основе информации КТКПР; з) разработка нормативно-правовой документации по природопользованию. Сведения в объеме Перечня обязательных кадастровых показателей, передаются в ТКЦ субъектов Федерации по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сроки передачи информации при ведении КТКПР определяются в соответствии с установленным в отраслевых кадастрах природных ресурсов порядком обновления сведений.
3. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет: республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов, областей, краев и местных Советов народных депутатов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
«В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации». 1
4. Определение экономической оценки и платы за природные ресурсы.
§4.1 Платность использования природных ресурсов
1.Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. 1
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется в бесспорном порядке на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов из средств предприятия, учреждения, организации.
5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
§4.2 Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий. При исчислении платы за использование природных ресурсов следует рассматривать два принципа экономической оценки ресурсов. Первый - это «затратный принцип», когда величина оценки природных ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление, освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно затратная концепция была сформирована академиком С. Г. Струмилиным, по выражению которого освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ. Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации.
5. Сущность и содержание платы за землю в законодательстве.
В России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Рассмотрение такого вопроса как плата за землю можно начать с земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде. 1 Хотелось бы отметить один факт, что предприятия, объединения, организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например лучше было бы проанализировать эту хозяйственную деятельность и в определенные моменты этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие увеличенным налогом (например, установить некий процент от повышенного дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки земельного налога все - таки осуществляется компетентными органами в независимости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие. Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Но не имеет смысла перечислять здесь их все, исчерпывающий список можно найти в действующем законодательстве.
6 Экологические фонды
Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонда. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке: 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, краевого, областного значения; 10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования.
7. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
В соответствии с Законом, объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, проекты комплексных и целевых федеральных программ, проекты генеральных планов развития территорий, все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект застройки), проекты схем развития отраслей народного хозяйства, проекты межгосударственных инвестиционных программ, проекты комплексных схем охраны природы РФ, схем охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные), проекты международных договоров, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.
Кроме собственно объекта экспертизы, на государственную экологическую экспертизу представляются: положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», 1 на государственную экологическую экспертизу представляется вся проектная документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду. «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности».
Вообще говоря, ОВОС в контексте этого Положения не сводится только к расчету параметров возможных воздействий на основе проектных данных. Такой расчет — лишь одна из частей более широкого процесса. Этот процесс, среди прочих составляющих, обязательно должен включать:
рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;
выработку предложений по программе экологического анализа (мониторинга), которая будет осуществляться после реализации проекта;
проведение общественных слушаний для всех объектов, кроме «объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности».
Целью процесса ОВОС является выявление и учет экологических (а также связанных с ними социальных и экономических) последствий реализации проекта, причем на возможно более ранних этапах проектирования, когда внесение изменений в проект менее болезненно для заказчика.
8. Экологическое страхование
1. В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
2. Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.
3. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основополагающим актом, регулирующим данную сферу отношений, является закон РФ « О страховании », принятый 27 ноября 1992 года. В соответствии с этим законом выделяются три группы имущественных интересов, связанных: с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением самого страхователя, с причиненным вредом личности и имуществу физического лица, а так же вредом, причиненном юридическому лицу.
В сфере экологии в зарубежных странах различается страхование экологических рисков и страхование имущества от экологических бедствий. Широкое распространение получило страхование экологических рисков, которое представляет собой страховую защиту гражданской ( имущественной ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного, неожиданного загрязнения окружающей природной среды. На территории России экологические виды страхования ранее практически не применялись, за исключением Ингосстраха заключившего договоры по страхованию ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов и с танкеров и загрязнение ими вод и побережья.
В мировой практике существуют две формы страхования – обязательное и добровольное.
§8.1 Объекты экологического страхования:
- Риск гражданской ответственности страхователя за загрязнение окружающей природной среды, выражающейся в предъявлении ему третьими лицами (физическими или юридическими) в соответствии с нормами гражданского права имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о страховании за счет страховых платежей;1 подлежащие возмещению убытки, которые несет страхователь в связи с загрязнением окружающей природной среды на территории действия договора страхования; жизнь, здоровье или имущество страхователя или других лиц, определенных договором страхования.
Субъектами экологического страхования являются страховщик и страхователь. Страховщик – это страховая организация, которая обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события ( страхового случая ) возместить другой стороне ( страхователю ) или иному лицу, в пользу которого заключен договор ( выгодно приобретателю ), причиненные вследствие этого события убытки, в пределах определенной договором суммы ( страховой суммы ). Страховое событие ( случай ) – применительно к экологическому страхованию внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности и сбросу загрязненных сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым продолжит возмещение, оговариваются при заключении договора страхования. Страхователи – предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами. Утвержденное Минприроды и Госстрахом Типовое положение относятся к юридическим лицам – предприятиям и учреждениям, расположенным на территории России, а так же за ее пределами.
9. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
1. В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем: установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождения от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 2. Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
2. Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ (ред. от 15.04.98) «Об экологической экспертизе».
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.
6. Земельный кодекс Российской Федерации (официальный текст от 25 октября 2001 года). Постатейный научно-практический комментарий профессора МГУ А. К. Голиченкова, доцентов МГУ Г. А. Волкова и О. М. Козырь. М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты». 2002.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» №14 от 5 ноября 1998 г.
Литература:
1. Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г.
2. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. – М.: Юриспруденция, 1999 г.
3. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г.
4. Петров В. В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995 г.
5. Экологическое право России: / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г.
Задача 1
Условие задачи:
Охотинспекция обратилась с иском к отдельным совхозам, колхозам и иным сельхозкооперативам района о возмещении вреда, причиненного животным во время сенокосных и хлебоуборочных работ.
Суды отказывают в приеме заявления, ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит конкретных нора, устанавливающих такого рода ответственность предприятия либо гражданина за гибель молодняка зверей и птиц, а также других диких животных во время полевых сельскохозяйственных работ на угодьях, находящихся в собственности либо во владении, пользовании, аренде юридических или физических лиц.
Решите дело.
Решение задачи:
Суды обязаны принять исковое заявление охотинспекции к отдельным совхозам, колхозам и иным сельхозкооперативам района о возмещении вреда, причиненного животным во время сенокосных и хлебоуборочных работ, т.к. Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части статьи 250 УК РФ. 1
К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.
Обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновными в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее должностные функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет так же ответственность по статьям 285 и 201 УК РФ. 1
Задача 2
Условие задачи:
В цехе готовой продукции завода «Лакокраска» возник пожар. На жилые кварталы города поползло ядовитое облако, вызвавшее острое отравление у людей. Более 10 человек в бессознательном состоянии были отправлены в больницу. Пострадали и многие другие граждане. Городская администрация вынесла решение о немедленном выселении граждан, проживающих в радиусе 600 м. от завода.
Какие действия могут быть предприняты комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, центром санитарно-эпидемиологического надзора и прокуратурой в связи с получением этой информации?
Как и какой орган может подсчитать вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан?
Решение задачи:
Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, центром санитарно-эпидемиологического надзора будет организована и проведена в установленном порядке общественная экологическая экспертиза. (ч. 1 ст. 12 Закон об охране окружающей среды). 1
Прокуратурой будут предприняты следующие меры.
Прокуратура обязана возбудить уголовное дело по следующим статьям Уголовного Кодекса:
1. Ст. 246 УК РФ нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
2. Ч. 2 ст. 247 УК РФ производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
3. Ст. 251 УК РФ Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека. 1
На основании ст. 79 Закона об охране окружающей среды, вред причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии с законодательством о проведении государственной экологической экспертизы, государственный орган может подсчитать вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан.
Задача 3
Условие задачи:
Дать классификацию международных организаций по содержанию экологических проблем.
1) Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
2) Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);
3) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
4) МАГАТЭ;
5) Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО);
6) Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО);
7) ЮНЕСКО.
Решение задачи:
По содержанию охватываемых экологических проблем вышеуказанные международные организации можно разделить на две группы:
- природоохранительного направления: 1
1) Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
2) Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);
- комплексного природоохранительного профиля:
3) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
4) МАГАТЭ;
5) Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО);
6) Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО);
7) ЮНЕСКО.
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 411.
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 418.
1 Петров В. В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995 г. С. 223.
1 Петров В. В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995 г. С. 227.
1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
1 Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. – М.: Юриспруденция, 1999 г. С. 147.
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 431.
1 Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ (ред. от 15.04.98) «Об экологической экспертизе».
1 Экологическое право России: / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г. – 338 – 339.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» №14 от 5 ноября 1998 г.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» №14 от 5 ноября 1998 г.
1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 647 – 651.