Государственное регулирование малого и среднего бизнеса




АННОТАЦИЯ


Пронин Е. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса: Курсовая работа. – Челябинск, 2005. – 50 с.


В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки.

На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................................. 4

1. Роль малого и среднего бизнеса в рыночной экономике.............................. 5

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса...................................................................................... 5

1.2. Функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике............................................ 9

2. Теоретические аспекты государственного регулирования малого и среднего бизнеса............................................................................................................... 14

2.1. Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса........................... 14

2.2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.................................................................................................................................... 15

3. Специфика государственного регулирования малого и среднего бизнеса в экономике России.............................................................................................. 21

3.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике России....................................................... 21

3.2. Механизм государственного регулирования малого и среднего бизнеса в экономике России......................................................................................................................................................... 25

Заключение........................................................................................................ 46

Список использованной литературы............................................................... 48




ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Цель данной работы: описать государственное регулирование предпринимательской деятельности.

В работе были поставлены следующие задачи:

1)    раскрыть понятие малого и среднего бизнеса;

2)          обозначить и раскрыть функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике;

3)    раскрыть методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса;

4)    крастко описать государственное регулирование малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой;

5)    определить роль малого и среднего бизнеса в экономике России;

6)    описать механизм государственного регулирования малого и среднего бизнеса в экономике России.

1. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


1.1. Понятие малого и среднего бизнеса


Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от31 июля 1995, 21 марта 2001г.) (статья 3)

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек[1].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.

В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.

Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.

Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

В челябинской области насчитывалось в 2001 году 19136 малых предприятий с численностью 133706 человек.

В развитых же странах на долю малых предприятий приходится около 50 % объема выпускаемой продукции и сосредоточено 50-60% трудоспособного населения.

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них – частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство – 16, промышленность – 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка – 6, науку и научное обслуживание – 6, транспорт и связь – два, сельское хозяйство – один и на другие отрасли экономики – около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями[2].

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.

В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.


1.2. Функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике


Малое предпринимательство как особый вид предпринимательской деятельности является неотъемлемой существенной составляющей цивилизованного рыночного хозяйства, необходимым элементом конкурентного рыночного механизма. Малое предпринимательство выполняет в современной социально ориентированной рыночной экономике исключительные, присущие только данной форме предпринимательства функции:

I. Продвижение на рынок новых научно-технических разработок (ноу-хау). Небольшие размеры и отсутствие необходимости крупных капиталовложений позволяют малым предприятиям оперативно внедрять в производство достижения научно-технического прогресса, совершенствовать их и определять возможности их дальнейшего применения в масштабах крупного производства. Это позволяет динамично развиваться всем секторам экономики, обеспечивая ей необходимую эластичность. Не случайно, что по уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

II. Высокая мобильность малого бизнеса, что позволяет ему легко осваивать новые виды продукции или переориентироваться с выпуска одного вида продукции на другой, расширять его номенклатуру. Эта способность позволяет ему максимально насыщать потребительский рынок, удовлетворять постоянно меняющиеся вкусы потребителей (вплоть до индивидуальных заказов) благодаря возможности занимать и открывать новые рыночные ниши, недоступные для крупного и среднего бизнеса. С другой стороны, это обеспечивает малым предприятиям постоянное присутствие на рынке.

III. Малый бизнес выполняет функцию амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и формирования конкурентной среды, постоянно улучшая качество продукции и осуществляя инновации, что позволяет ему составить не только ценовую, но и качественную конкуренцию производителям-монополистам.

IV. Важнейшей функцией малого бизнеса является решение проблемы занятости населения. В промышленно развитых странах на его долю приходится около 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Эта функция малого бизнеса особенно важна для российской экономики, отличающейся высоким уровнем безработицы. К тому же малое предпринимательство является крупным работодателем, использующим силу социально уязвимых слоев: женщин, иммигрантов, инвалидов, выполняя тем самым ключевую социальную функцию.

V. Исключительно важна для российского общества роль малого бизнеса как амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования "среднего класса" и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации общества.

VI. Малый бизнес является крупнейшим источником обученных кадров, охватывающим подавляющее большинство мест производственного обучения.

VII. Наконец, малый бизнес выполняет экологическую (природоохранную) функцию, гораздо шире и эффективнее используя безотходные технологии и применяя оборудование, снижающее техногенную нагрузку на среду.

Понятие "малый бизнес" отличается от понятия "малое предприятие". Малый бизнес – это принятое в литературе обозначение совокупности мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике [1. С. 222].

Любой производственный процесс осуществляется специализированными предприятиями (мелкими, средними и крупными), которые и представляют собой современную экономику. П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус отождествляют предприятия и предпринимательскую деятельность [4. С. 118, 121]. Любая организационная форма предпринимательской деятельности имеет свои преимущества и недостатки. Мы сосредоточим внимание на мелком бизнесе, гибком, эффективном, исторически сопутствующем появлению предпринимательства. Мелкое производство существовало всегда и не является чем-то новым для экономики. Между тем, его роль в хозяйственной жизни общества в последние тридцать лет существенно изменилась. Причиной тому факторы, связанные с научно-техническим прогрессом и социализацией общества.

Во-первых, новые менее ресурсоемкие технологии и менее масштабное оборудование дали возможность небольшим предприятиям включиться в сложные производства. Во-вторых, компьютеризация и информатизация позволила, не усложняя управления, контролировать производственные процессы и рынки, способствуя снижению издержек, что ранее обеспечивалось экономией от масштабов производства. В-третьих, рыночная конъюнктура, характерная для малых предприятий гибкость в условиях динамичных изменений в технике и технологии, неустойчивость рынков дает им бесспорные преимущества в обновлении производства и реагировании на меняющуюся рыночную конъюнктуру. В-четвертых, реальный подъем благосостояния населения привел к индивидуализации спроса, что благоприятствовало малым предприятиям, выпускающим нестандартизированный товар или производящим продукты малыми партиями. В-пятых, в результате роста благосостояния граждан расширились возможности финансирования так называемым неофициальным каналом, то есть за счет привлечения средств родственников и знакомых, что снизило зависимость малых предприятий от банков. В-шестых, склонность малых предприятий к риску и доступность для них достижений НТП создали возможность для активной инновационной деятельности. Наконец, в то время как обострение экологических проблем создало обширное поле деятельности для малых предприятий в сфере утилизации, то доступность технологий – возможности для переработки отходов крупного производства, а также использования менее ценных ресурсов.

Все это и обусловило изменение роли мелкого производства, повысив его хозяйственную значимость. Малое предпринимательство – это уже не кустарное мелкое производство, а сектор экономики, играющий существенную роль в поддержании стабильности и динамического развития хозяйственных систем.

Хотя понятие "малое предпринимательство" получило широкое распространение, существует несколько подходов к его определению. Согласно одному из них, критериальными признаками малого предприятия являются объем продаж и количество занятых. Такой подход, несомненно, удобен с точки зрения статистики и применения норм государственного регулирования. Однако он не отражает экономической определенности, т.е. количественной стороны данного явления, тем более что количественные критерии имеют национальную специфику. В США, например, к малым предприятиям относят хозяйственные единицы с числом занятых до 500 человек, в Японии – до 300, в скандинавских странах – до 100 [2. С. 528].

В условиях высоких темпов инфляции и дисбаланса цен для отнесения предприятий к категории малых, использование стоимостных показателей (предельной стоимости основных фондов, величины уставного капитала, объема выручки или прибыли предприятия) недостаточно. Поэтому принят традиционный и для зарубежных стран и для нашей трудовой практики показатель предельной численности работающих, дифференцированный по отраслям. В соответствии с чем в 1995 году определены основные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Окончательная классификация была введена федеральным законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года № 83-ФЗ, согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в остальных отраслях и видах деятельности – 50 человек.

В Европейском сообществе с 1 января 1995 года к субъектам малого предпринимательства относят предприятия с количеством занятых работников до 50 человек. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая все экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек – как "малые". Комиссия европейского общества (КЕС) при определении мер поддержки выделяет микропредприятия с числом занятых от 1 до 9 человек. Разные страны определяют свои количественные критерии субъектов малого предпринимательства. Малый бизнес – прекрасная сфера для реализации предпринимательского таланта и творческой самореализации (частные выставочные залы, салоны красоты и арт-дизайна, художественные мастерские и т.п.). К тому же он позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда, способствуя тем самым росту моральной удовлетворенности персонала.


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА


2.1. Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса


Методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы предполагают вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др. Косвенные методы предусматривают воздействие на рыночные условия путем реализации мероприятий в области финансовой и кредитно-денежной политики, налогов, субсидий, стимулирования экспорта, валютных операций и др.

К косвенным методам государственного регулирования малого бизнеса в российской экономике можно отнести: льготное налоговое законодательство; льготное инвестиционное, лицензионное, таможенное законодательство для отечественных и зарубежных инвесторов венчурных фирм; стимулирование соединения в организационной форме малого бизнеса отечественной прикладной науки и зарубежного опыта исследований и разработок вне зависимости от места их нахождения.

Меры государственной поддержки сегодня адресованы всему малому бизнесу без различий в характере этого бизнеса, хотя очевидно, что разные виды малого бизнеса нуждаются в совершенно разной поддержке. Можно выделить как минимум три группы малого бизнеса, поддержка которых должна быть дифференцирована: малый бизнес в сфере услуг (здесь особо следует выделить торгово-посреднические услуги), малый бизнес в сфере производства и МИП.

Каждый из этих видов малого бизнеса имеет совершенно разную степень риска, вносит разный вклад в экономическое и социальное благополучие страны. Когда приводят впечатляющую цифру наличия в России около 900 тыс. малых предприятий, на которых занято около 7 млн. человек в 1998 г., то забывают о том, что большая их часть прямо или косвенно основана на идее "купить за рубежом - продать в России". Этот вид малого бизнеса позволяет насытить рынок России товарами, экономит время получателя, но в то же время активно подрывает позиции российского производителя, способствует проникновению некачественных товаров, утечки конвертируемой валюты за рубеж, часто уклоняется от уплаты даже льготных налогов. С нашей точки зрения, такой малый бизнес нуждается в минимальной поддержке. Основой для предоставления льгот должен стать не столько размер фирмы, сколько характер деятельности.


2.2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой


После признания необходимости существования малых предприятий для здоровой экономики в Западной Европе главнейшими задачами экономической и социальной политики в этом секторе стали его поддержка и стимулирование. Решение этих задач состоит в создании для них благоприятных условий деятельности. Здесь имеется в виду не приоритет или, точнее, важность малых предприятий перед крупными, а, скорее, устранение барьеров, неблагоприятно влияющих на развитие малых предприятий. Кроме того, политика поддержки малого бизнеса заключается в защищенности всех малых предприятий законодательством и в получении, согласно нормам закона, положенных льгот и поддержки в равной мере. Характеристики сектора малых и средних предприятий (МСП), объекты инфраструктуры малого бизнеса государственного уровня 26 стран (стран ЕС, бывшего Советского Союза, социалистического лагеря, США, Японии) представлены в таблице.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов. Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги: обеспечивает финансовую поддержку; содействует в получении заказов; оказывает различного рода бесплатные консультации.

Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.

Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.

Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т.п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита – Общество финансовых гарантий. Его основная функция – выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит – Национальной кассой государственных рынков. Это – специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.

В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.

Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.

Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.

Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.

В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.

В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой – стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год – два, во второй – четыре и в третий – шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.

Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.

В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. В настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.

Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации – Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу1.

Данные об уровне развития малого предпринимательства в некоторых странах представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Уровень развития малого предпринимательства в некоторых странах

Страны

Количество малых предприятий (тыс.)

Занято на малых предприятиях (млн. чел.)

Доля малых предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых предприятий в ВВП (%)

Великобритания

2630

13,6

49

50 – 53

Германия

2290

18,5

46

50 – 52

Италия

3920

16,8

73

57 – 60

Франция

1980

15,2

54

55 – 62

Страны ЕС

15770

68

72

63 – 67

США

19300

70,2

54

50 – 52

Япония

6450

39,5

78

52 – 55

Россия

875

7,5

15

11 – 12

Источник: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.


3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ


3.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике России


На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.

Динамика распределения малых предприятий и занятых на малых предприятиях работников по отраслям представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Распределение малых предприятий и занятых на малых предприятиях работников по отраслям

Отрасли

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

 

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Промышленность

14,6

24,0

15,7

21,8

15,6

22,1

15,7

21,4

15,3

21,8

15,3

21,2

Строительство

16,6

29,9

16,4

26,4

16,5

25,3

15,8

21,6

15,3

21,9

14,4

20,7

Транспорт

2,1

1,8

2,1

2,7

2,2

3,1

2,1

2,8

2,4

3,1

2,2

3,0

Торговля и общественное питание

42,7

24,6

42,7

27,3

43,3

28,3

44,5

34,0

44,9

33,5

46,4

34,4

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирова-ния рынка

4,8

3,9

4,3

3,6

4,2

2,9

4,0

3,2

4,1

2,8

4,1

2,8

Наука и научное обслуживание

5,6

5,3

5,5

5,5

5,1

5,9

4,5

3,6

4,2

2,8

3,5

2,5

Другие отрасли

13,6

10,5

13,3

12,7

13,1

12,3

13,4

13,3

13,8

14,2

14,1

15,4

Источник: Госкомстат России.

Условные обозначения:

А – доля малых предприятий от общего количестве малых предприятий (%);

Б – доля занятых на малых предприятиях отрасли от общего числа занятых (%)


О развитии малого предпринимательства в федеральных округах можно судить по данным таблицы 3.2.

Таблица 3.2

Основные показатели уровня развития малых предприятий по федеральным округам РФ в 2004 г.

 

Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей, единиц

Изменение количества зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей в 1996 – 2004 гг., единиц

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, %

Доля продукции (работ, услуг) малых предприятий на душу населения, тыс. руб.

Относительная производительность труда на малых предприятиях, в % от среднего по РФ

Относительная производительность труда на малых предприятиях на 1 занятого в % от среднего по РФ

Доля инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

Доля продукции (работ, услуг) малых предприятий в ВРП, %

РФ

61,0

1,4

12,8

2,9

100,0

100,0

2,6

9,5

Центральный

81,9

4,8

16,7

3,9

100,0

100,0

2,5

12,4

Северо-Западный

108,6

31,2

18,8

4,6

88,8

101,4

3,3

15,8

Южный

42,4

- 10,9

12,0

1,7

84,1

78,6

2,3

11,:

Приволжский

42,5

0,9

9,4

2,1

104,2

94,7

2,3

9,1

Уральский

52,3

- 9,5

8,5

3,3

130,9

153,1

1,7

8,0

Сибирский

46,4

- 2,7

10,5

2,0

88,8

86,0

4,7

8,4

Дальневосточный

53,2

- 5,3

11,5

3,7

145,6

145,1

2,3

11,8

Источник: Госкомстат России.










 
 












Рис. 3.1. Число малых  предприятий по федеральным округам РФ на конец 2004 г. (тыс.).


О ситуации в Уральском регионе можно судить по поданным таблицы 2.4.

Таблица 2.4.

Показатели развития и динамики малых предприятий Уральского региона

Объем товаров и услуг, млн. руб.

Инвестиции, млн. руб.

Число малых предприятий, тыс.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

Челябинская область

6989,1

12844,7

287,5

248,1

19,2

17,5

Курганская область

991,1

1396,4

23,8

33,8

2,9

3,1

Оренбургская область

7135,6

9010,6

242,3

326,4

7,6

7,6

Свердловская область

11830,5

18665,8

978

755,2

31,9

21,6

Тюменская область

21220

29319,9

647,7

3080,2

13,4

12,5

Республика Башкортостан

5762,9

9307

161,8

187,2

14,5

14,2

Удмуртская республика

4206,7

5480,1

171,5

721,6

8,3

8,0

Пермская область

6969,4

9406,8

524,2

914,6

11,0

8,2

Всего по региону около 94 тыс. малых предприятий.

По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2005 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2004 г. их насчитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность занятых на МП на 1 января 2004 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2004 г.). В течении пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.

Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.





3.2. Механизм государственного регулирования малого и среднего бизнеса в экономике России


Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[3], издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Этот закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом о предпринимательстве, то применяются правила международного договора.

Ведению Российской Федерации подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Задачи государственного регулирования

1. Участие в реализации государственной политики реформирования, приватизации и управления федеральным имуществом, экономическое обоснование использования результатов анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора экономики для их развития в отношении совершенствования системы управления федеральной собственностью, повышения эффективности их деятельности и доходов от использования федерального имущества[4].

2. Координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства с целью проведения единой государственной политики по вопросам: реформирования федеральных государственных унитарных предприятий; приватизации и управления федеральным имуществом; разработки прогноза развития государственного сектора экономики Российской Федерации; лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

3. Участие в определении направлений развития государственного сектора экономики Российской Федерации и разработка предложений по повышению эффективности его функционирования.

4. Участие в разработке основных направлений развития малого предпринимательства в рамках единой государственной социально-экономической политики.

5. Участие в разработке общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

6. Участие в работах по анализу эффективности и совершенствованию государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных и финансовых рынках.

7. Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

8. Разработка предложений по сокращению административных ограничений в предпринимательстве при проведении государственного контроля и надзора, осуществлению иных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности в новых экономических условиях.

9. Осуществление организационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

10. Проведение анализа функций федеральных органов исполнительной власти в сфере административного регулирования предпринимательской деятельности.

11. Проведение системного анализа организации и осуществления государственного контроля (надзора) на потребительском рынке.

12. Разработка комплекса мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и сокращению административных ограничений;

13. Участие в проведении анализа и систематизации различных элементов государственного регулирования в отношении однородных видов деятельности с целью уточнения задач и методов регулирования в той или иной сфере правовых отношений и устранения избыточности и необоснованного дублирования.

14. Проведение единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации. Анализ эффективности функционирования действующей системы лицензирования и ее совершенствование.

15. Координация деятельности лицензирующих органов в части соблюдения единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

16. Методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти проектов положений о лицензировании отдельных видов деятельности.

17. Подготовка и проведение реформы технического регулирования в Российской Федерации в области стандартизации и обеспечения безопасности продукции.

18. Разработка правовых основ деятельности организаций саморегулирования.

19. Разработка предложений по усилению ответственности за нарушение прав потребителей.

20. Подготовка предложений по усилению ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за производство и реализацию на потребительском рынке некачественных, опасных и фальсифицированных товаров.

21. Участие в проведении обзора реформы регулирования в рамках программы сотрудничества Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с Российской Федерацией.

Функции государственного регулирования

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции разработку принципов, методов и форм реализации государственной структурной политики.

Участвует в пределах своей компетенции в разработке комплекса мер по оптимизации участия государства в регулировании экономической деятельности и осуществляет контроль за их реализацией.

Участвует в подготовке федеральных программ, планов действий Правительства Российской Федерации, других государственных программных документов в области управления федеральной собственностью, защиты конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет в пределах своей компетенции сотрудничество и участие в работе международных экономических организаций, семинарах, конференциях.

Организует и осуществляет в пределах своей компетенции работу по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора экономики с целью повышения эффективности управления федеральной собственностью.

Участвует в пределах компетенции Министерства в формировании политики приватизации и управления федеральным имуществом.

Участвует в пределах своей компетенции в разработке законопроектов и иных нормативных правовых актов, регулирующих создание, реорганизацию и ликвидацию федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием государства.

Участвует в установленном порядке в принятии решений о создании, ликвидации и реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании вопросов обращения в государственную собственность отдельных имущественных объектов, включая акции акционерных обществ.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании проекта Прогнозного плана (программы) приватизации, приватизации отдельных предприятий, в том числе продажи акций, находящихся в федеральной собственности.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании решений и оценке проектов по созданию интегрированных структур с участием государства.

Участвует в разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность представителей государства в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Готовит предложения по совершенствованию института доверительного управления в отношении определения условий и порядка передачи в доверительное управление акций, находящихся в федеральной собственности.

Участвует в подготовке ежегодного постановления Правительства Российской Федерации о разработке проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, сценарных условий и методических рекомендаций по разработке проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Формирует на основе действующей нормативно-правовой базы при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации проектировки (прогноз) развития государственного сектора экономики Российской Федерации.

Осуществляет подготовку для руководства Министерства ежеквартальных аналитических материалов об итогах деятельности государственного сектора экономики Российской Федерации в отраслях и сферах экономики на основе данных, представляемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства по итогам анализа статистической отчетности Госкомстата России.

Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и рекомендаций по вопросам функционирования и развития государственного сектора экономики Российской Федерации, осуществляет координацию работы по совершенствованию системы показателей, характеризующих его деятельность.

Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства по вопросам развития государственного сектора экономики Российской Федерации.

Формирует информационные банки данных по вопросам развития государственного сектора экономики.

Разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений в государственную статистическую отчетность, отражающую деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации.

Разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Разрабатывает в рамках компетенции Министерства механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет прогноз развития малого предпринимательства.

Участвует в разработке предложений по формированию эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Участвует в подготовке мер по финансовой поддержке малого предпринимательства.

Участвует в разработке механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства.

Участвует в создании системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Участвует в формировании государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Принимает участие в работах по анализу эффективности и совершенствованию законодательства по антимонопольному регулированию и защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Участвует в разработке предложений по совершенствованию механизмов пресечения фактов злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных и финансовых рынках.

Участвует в разработке предложений по оптимизации и совершенствованию контрольных мер за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации по антимонопольному регулированию и защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Разрабатывает предложения по оптимизации порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Разрабатывает предложения по осуществлению государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля и надзора.

Анализирует механизмы и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вносит предложения по разграничению контрольных и надзорных функций органов государственного контроля и надзора.

Обеспечивает работу ответственного секретаря Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Анализирует поступающие материалы для подготовки и представления их на рассмотрение на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Оформляет и рассылает протоколы заседаний Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за исполнением поручений, данных на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Готовит к очередному заседанию Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление доклад о выполнении решений Комиссии.

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов, а также предложения по формированию и совершенствованию законодательной базы в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Осуществляет подготовку предложений по формированию единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

На основе анализа действующего порядка лицензирования отдельных видов деятельности готовит предложения по его совершенствованию.

Осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе анализа осуществления лицензирования в Российской Федерации подготовку предложений по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности и разработку альтернативных лицензированию методов регулирования видов деятельности.

Разрабатывает в пределах своей компетенции методические рекомендации для органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Разрабатывает предложения по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в стране с целью подготовки вступления России в ВТО и доступа российских товаров и услуг на внешний рынок.

Вносит в пределах своей компетенции предложения о применении мер по защите внутреннего рынка.

В пределах своей компетенции проводит анализ законодательства Российской Федерации и определяет принципы и методы регулирования предпринимательской деятельности в области технического регулирования и безопасности продукции.

Изучает и анализирует зарубежный опыт в области сертификации, стандартизации, контрольной и надзорной деятельности.

Участвует в разработке системы обязательных требований к продукции, в определении режимов подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, разработке национальных стандартов, а также установлении правил проведения инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукции.

Участвует в работе по проведению анализа выполнения государственных функций федеральными органами исполнительной власти, их территориальными подразделениями и подведомственными организациями и подготовке предложений по их оптимизации в области технического регулирования и безопасности продукции.

Участвует в разработке и осуществлении мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг) и предотвращения поступления и обращения на потребительском рынке некачественных, фальсифицированных товаров.

Разрабатывает подходы к применению механизмов легализационной функции государства (аттестация, аккредитация, стандартизация).

Разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правовые основы в области технического регулирования.

Участвует в подготовке решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации и государственного регулирования безопасности продукции.

Участвует в разработке основных направлений государственной политики по формированию Союзного государства, Таможенного союза государств - участников СНГ, Евразийского экономического сообщества.

Осуществляет подготовку в установленном порядке заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области стандартизации и сертификации.

Изучает и анализирует зарубежный опыт в области регулирования предпринимательской деятельности и развития конкуренции.

Разрабатывает перечень сегментов экономики, развитие институтов саморегулирования в которых представляется предпочтительным и оправданным с точки зрения государственных интересов и готовности самих предпринимательских структур к саморегулированию.

Разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правовые основы деятельности организаций саморегулирования.

Осуществляет организационное сопровождение подготовки и проведения обзора реформы регулирования в рамках программы сотрудничества Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с Российской Федерацией.

Разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты планов действий Правительства Российской Федерации и аналитических материалов в пределах своей компетенции.

Формирует на конкурсной основе заказы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе прикладных экономических исследований в сфере компетенции Департамента.

Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну[5].

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;

проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральный нужд;

подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;

оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

Рассмотрим понятие фонды поддержки малого предпринимательства

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством Российской Федерации.

Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства формируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет других источников.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства.

Взаимодействие Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства осуществляется на основе принципов равенства участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.

Положение о Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства (Устав) утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач.

Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается указанными фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.

Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Задачи и функции государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства определяются в их уставах, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными создавать такие фонды.

К основным задачам указанных фондов относятся:

предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;

проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.

Порядок направления в государственные (муниципальные) фонды поддержки малого предпринимательства средств из соответствующих бюджетов и порядок контроля за использованием указанных средств устанавливаются соответствующими органами представительной власти (органами местного самоуправления).

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществляют меры по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках.

Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.

Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 № 7.

2.     Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. //ЭКО. – 2000.-N 8.-С. 25-32.

3.     Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997

4.     Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. //Вопросы экономики. 1996. -№7.

5.     Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37

6.     Газгиреева Ф. Р. Эволюция российского малого бизнеса. //Финансовый бизнес.-2003.-N 5. - С. 22- 32.

7.     Гамза В. А. Малые и средние предприятия: финансово- кредитные проблемы развития. //Банковское дело.-2003.-N 6. - С. 8-10.

8.     Голубцов С. Большие ставки на деньги для малого бизнеса // Экономика и жизнь. 1999г. № 32.

9.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996

10.                        Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 12-18.

11.                        Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов //Российский экономический журнал.-2003. -N 9-10. - С. 30-51.

12.                        Ерошин М. Механизм реализации политики государства по поддержке малого и среднего бизнеса в России. //Консультант директора.-2004.-N 12. - С. 16-27.

13.                        Закон Челябинской области от 28.09.00 №142-30 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области".

14.                        Зевелев В.А. Малый бизнес – большая проблема России – М., 1994.

15.                        Земляк С. Концептуальные подступы к разработке региональной модели устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства //Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК) 2001 №4 стр.47-51

16.                        Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.

17.                        Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. Челябинск, 1998.

18.                        Лапенков В.В. и др. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/Под ред. С.В. Моисеева; Моск. гос. авиац. ин-т (техн. ун-т). – М.: Изд- во МАИ, 1994. - 34 с.

19.                        Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.

20.                        Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.-N 1.-С. 90-96.

21.                        Ляшенко М. В. Тенденции развития малого предпринимательства //Регион: экономика и социология.-2003.- N 3. -С. 163-174.

22.                        Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России //Экономист.-2002.-N 8. - С. 45-51.

23.                        Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?. //Вопросы экономики.-2001.-N 10.-С. 70- 79.

24.                        Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики №7 2002 стр.119-126.

25.                        Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 32-39.

26.                        Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: «Ось - 89», 1999 г.

27.                        Постановление Губернатора Челябинской области от 05.04.02 №163 "О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Челябинской области на 2002 год"

28.                        Постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», №1460 от 31 декабря 1999 года.

29.                        Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).

30.                        Программа государственной поддержки МП на 2001-2002.// Малое предприятие. 2000г. № 6.

31.  Проект Программы Общероссийской политической общественной организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. - 2000. - № 10. С. 21-25

32.                        Рыбина М. Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.-N 2.-С. 44-59.

33.                        Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59

34.                        Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы.

35.                        Федеральный закон от  14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.



[1] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998. – с.56

[2] Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59

1 Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.

2 Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. – Челябинск. - 1998. С. 49-51.

1 Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). С. 60-65.

[3] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)

[4] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997. – с.27

[5] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997. – с.46