Содержание
Введение. 3
1. Понятие конституционно-правовых норм. 5
2. Особенности конституционно-правовых норм. 7
3. Виды конституционно - правовых норм. 15
4. Реализация конституционно-правовых норм. 24
5. Толкование конституционно-правовых норм. 26
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение
Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность определенных юридических норм, регулирующих общественные отношения, в основе которых лежит сложная гамма взаимной связи между человеком и государством, затрагивающая основы правового положения личности.
Содержание и реализация правовых норм отрасли конституционного права имеют судьбоносное значение для всех, начиная от рядового человека и гражданина и заканчивая государством в целом. Характер и состояние конституционного права конкретного государства влияет на тенденции развития государственности в мировом измерении, а также на будущее человеческой цивилизации в целом.
Для овладения дисциплиной «Конституционное право России» необходимо глубокое изучение и анализ конституционно-правовых норм, т.к. они являются основой этой отрасли права. Усвоение конституционно-правовых норм неразрывно связанно с изучением решений Конституционного Суда РФ, дающего официальное толкование Конституции.
Выбранная тема является весьма актуальной, так как изучение конституционно-правовых норм является очень важным для науки конституционного права, так как они закрепляют основные принципы, определяющие устройство государства. Кроме того, в них выражается качественная характеристика государства – суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.
В данной курсовой работе рассмотрена и изучена тема конституционно-правовых норм, специфика которых обусловлена их отраслевой принадлежностью, что сводится к предмету самой отрасли конституционного права. При изучении темы автор поставил основные задачи, которые сводятся к следующему: раскрыть понятие конституционно-правовых норм, их особенности и разграничение от других норм права; классифицирование видов конституционно-правовых норм; особое внимание автор уделяет механизму реализации рассматриваемых норм, что выражается в общих и особенных чертах.
Целью рассмотрения данной темы является, в первую очередь, изучение конституционно-правовых норм, устанавливающих основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина.
Также в настоящей работе автор попытается привести наиболее полную классификацию конституционно-правовых норм и рассказать о конституционно-правовых институтах, образуемых этими правовыми нормами.
Работа построена на общетеоретических и исследовательских трудах ученых и практиков: Малько А.И., Кутафина Н.О. и некоторых других, указанных в основной части работы.
1. Понятие конституционно-правовых норм
Конституционное право, равно, как и другие отрасли права состоит из организованной совокупности множества юридических норм. Первичными элементами конституционного права, «кирпичиками», на базе которых строится система данной отрасли, являются конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы для гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Но это не означает, что конституционное право объединяет все отрасли права, а составляющие его юридические нормы регулируют все общественные отношения. Конституционно-правовые нормы – это нормы только конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения – это только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Конституционно-правовые нормы содержат в себе свойства характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.
К общим свойствам относится, прежде всего, нормативность, то есть конституционно-правовая норма, как и любая другая правовая норма, представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.
Чиркин В.Е. определяет конституционно-правовые нормы, как правила содержащиеся в нормативно-правовых актах и регулирующие отношения, входящие в объект конституционного права.[1]
Более объемно конституционно-правовые нормы можно определить, как выраженные в Конституции, законах, иных источниках общеобязательные, абстрактные, формально-определенные правила должного и возможного поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Нормы – это правила, содержащиеся в нормативно-правовых актах и регулирующие отношения, входящие в объект конституционного права.[2] Эти правила устанавливаются государством либо в виде конкретных предписаний, либо в виде закрепления принципов, определяющих меру возможного и должного поведения лиц и организаций.
Нормы конституционного права, сохраняя общие юридические свойства, отличаются от норм других отраслей права не только содержанием, но и структурой, а иногда – юридической природой.
Отмечая одну из главных особенностей этих норм, д.ю.н., професор В.О.Лучин подчеркивал специфику цели конституционно-правового регулирования – внесения единообразия и стабильности в социальную жизнь страны путем установления общих правил для физических и юридических лиц, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, создание общеобязательной системы типовых масштабов поведения.[3]
Конституционно-правовые нормы обычно четко сформулированы, закреплены в письменном виде в наиболее важных правовых актах (Конституции, законах, указах, уставах). Лишь совсем незначительный по количеству аспект отношений регулируется нормами-традициями в виде норм государственно-правовой практики.
Конституционные нормы имеют:
а) черты, общие для всех социальных норм;
б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных
социальных норм (морали, традиций, обычаев, партийных норм и др.);
в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).
Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства. Государство создает либо (если исходить из концепции естественного права) «открывает» и признает (легализует) нормы права. «Признаются» конституционные нормы о правах и свободах, о принципах общественного строя; а «создаются» государством в процессе его правотворческой деятельности нормы, касающиеся механизма государственной власти, компетенции государственных органов и должностных лиц, государственной принадлежности индивида и др.).
Предмет конституционного права характеризуется «системой отношений, связанных с установлением и закреплением основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, суверенитета народа, институтов государственной власти, их разделением и взаимодействием, а также с местным самоуправлением.
2. Особенности конституционно-правовых норм
Раскрыв понятие конституционно-правовых норм, и сформулировав их общие признаки, следует остановиться на присущих им особенностях.
Как уже было указано выше конституционно-правовые нормы помимо общих признаков, которые имеют все правовые нормы, безотносительно к их отраслевой принадлежности, имеют особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Особенностями конституционно-правовых норм является то, что они призваны закреплять и регулировать основы общественных отношений, в них формулируются важнейшие юридические понятия и правовые принципы. Большинство конституционно-правовых норм носят первичный (учредительный) или программный характер. Они выполняют не одну, а несколько функций: учредительную, регулятивную, правонаделительную, охранительную и социально-нормативной ориентации, т.е. программную или целеполагающую. Конституционно-правовые нормы являются главным системообразующим фактором во всей правовой системе, поскольку с ними прямо или косвенно связаны все ее компоненты. Наконец, они обладают высшей юридической силой.
От юридических норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) содержанием, которое зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых они направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые конституционно-правовые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в Конституции Российской Федерации;
3) своеобразием видов. Среди рассматриваемых правовых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, уголовно-правовых, административных, трудовых и др.);
4) учредительным характером предписаний, которые содержатся в них. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок, определяют формы основных нормативно-правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Конституционно-правовые нормы определяют и саму систему государственных органов;
5) особым механизмом реализации, которая для многих из них связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены. Такими особыми субъектами можно назвать государство, представительные (законодательные) органы государственной власти народ, нации и народности;
7) особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм не характерна классическая трехчленная структура правовой нормы: гипотеза (условия, при которых правовая норма подлежит применению); диспозиция (само правило поведения) и санкция (неблагоприятные последствия). Как правило, в структуре конституционно-правовой нормы отсутствует гипотеза и санкция, редко упоминается об ответственности, диспозиция не всегда содержит в себе четкие указания на права и обязанности участников правоотношений. Например, ст. 105 Конституции РФ содержит конституционно-правовую норму, в которой имеется гипотеза и диспозиция: федеральный закон считается одобренным Советом Федерации (диспозиция), если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (гипотеза). Статья же 18 Конституции РФ содержит конституционно-правовую норму, которая состоит только из диспозиции: принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Итак, конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания. Особенность же конституционно-правовых норм по этому параметру состоит в том, что они представляют собой, прежде всего, веления высшей государственной власти – органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии.
В сравнении с иными отраслевыми правовыми нормами нормы конституционного права являются исходными либо часто (по крайней мере, так должно быть) первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права. Конституционные нормы – это основополагающие нормы, лежащие в основе всей правовой системы, обладающие особой, высшей юридической силой. Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции, где, как указывалось, содержится основная часть норм конституционного права, и из иерархии актов, в соответствии с которой «при коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, бóльшую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативного акта».
Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. В связи с анализом характера обязательности конституционных норм заметим, что методологически несостоятельны утверждения, что «конституционное регулирование обладает самой высокой степенью обязательности»[4] Нельзя говорить, что одни нормативные акты более обязательны, а другие – менее. Все нормативные акты одинаково обязательны для их исполнения и соблюдения. Нет факультативных правовых актов,[5] обязательность – это абсолютное свойство каждого правового акта, если он принят в порядке надлежащей правовой процедуры. Этим обязательность «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта»[6].
Обязательность конституционно-правовых норм, как и норм иных отраслей права, обусловлена их государственно-властным характером.
В отличие от иных правовых норм, нормы конституционного права имеют специфический предмет регулирования - фактические конституционные отношения. Как уже отмечалось, конституционное право посредством своих норм и институтов регулирует общественные отношения, которые составляют фактическую конституцию общества, «основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование»[7].
Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Вместе с тем конституционные нормы, в отличие от иных социальных норм, в том числе правовых, характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права. В конституционно-правовых нормах процессы общественной жизни могут отражаться в наиболее абстрактном и общем виде. Эти нормы предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанностей, компетенции, полномочий и предметов ведения, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования. Среди конституционных норм много норм-целей, норм-определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм.
Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность[8]. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. Однако к «неперсонофицированным» адресатам конституционно-правовых норм, в отличие от иных отраслевых норм, относятся специфические категории (классы) субъектов: не только каждый гражданин, юридическое лицо, но и народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления (Президент РФ, президенты, губернаторы и иные главы субъектов РФ, главы муниципальных образований; Федеральное Собрание России, парламенты субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления и т.д.).
Конституционно-правовые нормы, в отличие от иных правовых норм, имеют специфическую структуру. Согласно распространенным представлениям, правовые нормы состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Под гипотезой понимаются условия, при которых норма подлежит применению; диспозиция – это само правило поведения (т.е., собственно, право, обязанность, полномочия, компетенция); а санкция – это неблагоприятные последствия, лишения, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований диспозиции.
В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присуще нормам этой отрасли права, Так, главным условием – гипотезой – действия конституционно-правовых норм (поскольку в основе их регулятивного значения лежат отношения, связанные с государственной властью) является принадлежность власти народу. Однако вряд ли необходимо это условие повторять в каждой конституционно-правовой норме, оно просто предполагается. В некоторых нормах, наряду с этой гипотезой, предусматриваются более конкретные условия. Которые ввиду гипотезы и включаются в соответствующую норму. Так, например, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 6 Конституции, закрепляет положение о том, что все граждане на территории Российской Федерации обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности «при условии», что они предусмотрены Конституцией [9]. Такую гипотезу можно найти во всех нормах конституционного права, а вот классическую формулировку гипотезы как условия, при котором начинает действовать диспозиция нормы, в конституционном праве можно встретить очень редко.
Конституционно-правовые нормы характеризуются значительной спецификой содержания и системы санкций. Своеобразие содержания и видов конституционно-правовых санкций обусловлено особенностями круга субъектов конституционно-правовых отношений (а, следовательно – и конституционно-правовой ответственности). Ими являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления. Другая причина, объясняющая особенности конституционных санкций, заключается в том, что они адресованы не только субъектам конституционных правоотношений, но результатам (продукту) их деятельности. В этой связи можно, допустим, назвать такую, широко применяемую ныне в РФ конституционно-правовую санкцию, как признание закона (иного нормативного акта) недействительным и прекращение (отмены) его действия. Примерами других санкций, адресованных не нарушителю, а продукту его деятельности, является, в частности, приостановление действия акта исполнительной власти и некоторые другие.
В перечне конституционно-правовых санкций, неблагоприятные последствия которых прямо адресованы правонарушителю (органу либо должностному лицу публичной власти), можно назвать: предупреждение выборного высшего должностного лица публичной власти о необходимости соблюдения и исполнения Конституции; лишение должности высшего должностного лица государственной власти либо местного самоуправления (Президента РФ, либо президента субъекта РФ, либо губернатора субъекта РФ, либо главы (мэра) муниципального образования); отставка правительства (РФ, субъекта РФ); выражение недоверия, отказ в доверии Правительству; роспуск законодательного органа РФ, субъекта РФ в установленном Конституцией и законом порядке); роспуск представительного органа местного самоуправления либо признание итогов выборов (референдума) недействительными, признание выборов (референдума) несостоявшимися и др.
В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя структурные части. А в конституции лишь определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст. 41 (п.3), ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Конституционно-правовые нормы, тождественно иным правовым нормам, в отличие от иных социальных норм (морали, традиций и т.д.), обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения, т.е. применения санкций в случае нарушения норм конституционного права, специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями – например, выборные органы (должностные лица) публичной власти несут конституционную ответственность перед народом, которому принадлежит вся полнота власти (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.), перед избирателями, Генеральный прокурор РФ несет ответственность перед Советом Федерации, который назначает его на должность (ст. 129 Конституции РФ), Председатель Правительства несет ответственность (в конечном счете) перед Президентом РФ, поскольку он назначается Президентом с согласия Государственной Думы (п.п. 1, 2 ст. 109, ст. 117 Конституции РФ) и т.д.
Специфика судебных механизмов применения мер конституционной ответственности заключается в том, что основная часть санкций конституционных норм, реализуемых в судебной сфере, применяется специализированным видом судов - Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Так, именно конституционные (уставные) суды вправе признавать закон (иной нормативный акт, внутригосударственный договор) недействительными и прекращать их действие.
По справедливому мнению Т.М.Пряхиной, «действующий Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» рассчитан на высочайшую правовую культуру, он ориентирован на нехарактерную для нашего государства сознательность субъектов правоотношений, которые добровольно, ни минуты не колеблясь, станут исполнять вердикт Высшего суда. Подобные воззрения, по крайней мере наивны и далеки от реальности. Указание на то, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом, носит общий, отсылочный характер[10].
3. Виды (классификация) конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые институты
Обладая спецификой по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять правовую норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными правовыми нормами данной отрасли. Именно поэтому очень важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по содержанию, то есть по объекту регулируемых ими общественных отношений. По этому основанию выделяются конституционно-правовые нормы: закрепляющие основы конституционного строя; регулирующие права и свободы человека и гражданина; определяющие федеративное устройство Российской Федерации; определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; устанавливающие основы организации государственной власти; закрепляющие систему местного самоуправления; определяющие статус Конституции. Внутри этих крупных группировок конституционно-правовых норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы конституционно-правовых норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других правовых норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;
2) по источникам, в которых они изложены. По данному основанию различают конституционно-правые нормы: установленные Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ; закрепляемые конституционными и иными законами РФ и субъектов РФ; фиксируемые указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ; сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах; содержащиеся в Регламентах Палат Парламента РФ – Федерального Собрания, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного суда РФ, а также аналогичных документах субъектов РФ; включенные в декларации РФ и субъектов РФ; закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления.
3) по юридической силе нормативно правовых актов. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативно-правовом акте выражена та или иная конституционно-правовая норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования конституционно-правовые нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативно-правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой, формулируется ее содержание. От этого же зависят и порядок отмены правовой нормы, ее взаимодействие с другими правовыми нормами, их соотношение;
4) по времени действия. По этому основанию можно выделить три вида конституционно-правовых норм: действующие в течение неопределенного времени; действующие лишь в определенные периоды времени и исчерпываемые во времени своего действия.
Первый вид составляет подавляющее большинство конституционно-правовых норм.
Ко второму виду относятся конституционно-правовые нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Эти конституционно-правовые нормы, в частности, предусмотрены Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 30.01.2002 года «О военном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения.
Примером третьего вида рассматриваемых конституционно-правовых норм является раздел второй Конституции РФ «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».
5) по территории действия. По этому основанию различают конституционно-правовые нормы: действующие на всей территории РФ (общефедеральные); действующие на территории республики, области, иного субъекта РФ; действующие в пределах границ территории, на которой осуществляется местное самоуправление (локальные);
6) по характеру предписания (по характеру прав и обязанностей). Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов, возникающих на основе данной правовой нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают конституционно-правовые нормы: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие (дозволяющие) конституционно-правовые нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина. Примером таких конституционно-правовых норм является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Обязывающие конституционно-правовые нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные ими, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Примером этих конституционно-правовых норм является ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Запрещающие конституционно-правовые нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Примером этого вида конституционно-правых норм может служить ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом».
Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания правовой нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;
7) по функциям, которые они выполняют. По этому основанию конституционно-правовые нормы подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.
Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. В качестве примера этих конституционно-правовых норм можно привести ч. 1 ст. 78 Конституции РФ: «Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц».
Охранительные конституционно-правовые нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. Примером данных конституционно-правовых норм является ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». К охранительным конституционно-правовым нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав. Например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Особенность специализированных конституционно-правовых норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным конституционно-правовым нормам относятся, с одной стороны, обобщающие правовые нормы: общие, дефинитивные и декларативные, а, с другой стороны, правовые нормы, регулирующие действие и применение других правовых норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные.
Общие конституционно-правовые нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Дефинитивные конституционно-правые нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории. Например, преамбула Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».
Декларативные конституционно-правовые нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм. Например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Оперативные конституционно-правовые нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции. Например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона».
Коллизионные конституционно-правовые нормы определяют то, какие нормы из совокупности возможных применяются к конкретному правоотношению. Например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».
8) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные конституционно-правовые нормы.
Императивные конституционно-правовые нормы – это такие правовые нормы, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Примером таких конституционно-правовых норм может служить ст. 116 Конституции РФ: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия».
Диспозитивные конституционно-правовые нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в ней условий и обстоятельств. В качестве примера этих конституционно-правовых норм можно привести ч. 1 ст. 117 Конституции РФ: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации»;
9) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) конституционно-правовые нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, правовые нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации правовых норм. Однако реализация многих правовых норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальная конституционно-правовая норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная конституционно-правовая норма определяет формы, в которых материальная конституционно-правовая норма должна быть реализована. Процедурными являются конституционно-правовые нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных конституционно-правовых норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных конституционно-правовых норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении конституционно-правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия правовой нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей правовыми нормами.
Как отмечалось выше, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной конституционно-правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей конституционно-правовой нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных конституционно-правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия, как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию конституционно-правовых норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения конституционно-правовых норм в конституционно-правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих правовых норм, объединенных в правовой институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы конституционно-правовых норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных конституционно-правовых норм, а такой определитель необходим, то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются конституционно-правовые нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть конституционно-правовые нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
4. Реализация конституционно-правовых норм
Под реализацией конституционно-правовых норм следует понимать их осуществление, то есть претворение в жизнь. Реализация конституционно-правовой нормы выражается в достижении той цели, которая преследуется при ее издании. Осуществление конституционно-правовых норм обусловлено рядом фактором. В частности, конституционно-правовые нормы должны быть реально действующими, то есть изданными уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, с соблюдением установленного законом порядка их принятия и вступления в законную силу.
Прекращение действия конституционно-правовых норм возможно в случаях: их отмены; приостановления, то есть временного прекращения ее действия актом полномочного органа); при наступлении результатов, на достижении которых они были направлены; при условии ее противоречия норме, принятой вышестоящим органом.
Выделяют четыре основные формы реализации конституционно-правовых норм:
1. осуществление (использование) – реализация возможностей, предоставленных субъектам конституционно-правовых отношений;
2. исполнение – реализация обязывающих конституционно-правовых норм, исполнение субъектом конституционно-правовых отношений возложенных на него обязанностей;
3. соблюдение – реализация запрещающих конституционно-правовых норм, целью которых является не допущение совершения действий, которые могли бы причинить вред личности, обществу и государству;
4. применение – деятельность органов государства и должностных лиц, которые издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым конкретные вопросы.
Общий характер норм конституционного права обуславливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативно-правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм. Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.[11] К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Таким особым субъектом является народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
5. Толкование конституционно-правовых норм
Толкование конституционно – правовых норм является официальным общеобязательным разъяснением воли законодателя, воплощенным в конкретном ее положении, то есть выявлением ее подлинного содержания.
Существуют следующие виды толкования конституционно-правовых норм.
Нормативное толкование – это такая конкретизация, которая связана с разъяснениями уже имеющейся конституционно-правовой нормы и состоит в объяснении ее смысла, детализации ее содержания строго в рамках самого предписания. В ч. 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации».
Аутентичное толкование, то есть разъяснение конституционно-правовых норм, исходящее от органа, установившего ее. Легальное нормативное толкование конституционно-правовых норм может осуществляться государственными органами, наделенными специальными полномочиями издавать инструкции и разъяснения по применению действующего законодательства.
Толкование конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в Основном Законе принципов и норм в общественную практику.
Необходимость в толковании конституционно-правовых норм, обусловлена неодинаковым пониманием их предписаний, из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и т.п., что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности[12].
Конституция – это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм.
Толкование конституционных норм является правом Конституционного суда. В Российской Федерации полномочие по толкованию Конституции РФ реализуется по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Таким образом, толкование Конституции, в первую очередь, ограничено кругом субъектов, имеющих право поставить вопрос относительно толкования тех или иных Конституций.
Конституционный Суд уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий «общее число депутатов Государственной Думы», что важно для определения результатов голосования при принятии законов и других решений (ч.3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч.2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в ст. 65 Конституции (ч.2 ст. 137) и др.[13].
Определенные ожидания были связаны с выработкой Конституционным Судом правовой позиции относительно конституционно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Ибо эта позиция, по существу должна объяснять соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти и конкретизировать конституционную роль Президента в системе разделения властей.
В Постановлении от 11.12.98 г. № 28-П[14] Конституционный суд постановил, что Президент вправе трижды предлагать Думе одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ. Например, это может быть кандидатура заведомо неприемлемая для большинства в Думе. При этом Президент может преследовать цель добиться роспуска такой Думы, которая не согласна с внешней и внутренней политикой Президента.
По логике Конституционного Суда, если возникает спор между Президентом (главой государства и исполнительной власти) и Думой (органом законодательной власти) по поводу формирования правительства (кандидатуры Председателя Правительства) или политики правительства, то Президент, в целях согласованного функционирования ветвей власти вправе распустить Государственную Думу. Причем Конституционный Суд изображает такой спор, как воспрепятствование деятельности главы государства со стороны Думы.
Таким образом, Президент, как гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, по существу выступает в трактовке Конституционного Суда, как воплощение организационного единства государственной власти. Этот принцип противоречит конституционно-правовым нормам гл. 1 ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В Российской Федерации на сегодняшний день сложились две концепции толкования конституционных норм. Сторонники первой настаивают на том, что толкование не вносит поправок и изменений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в норме, раскрывать юридическую волю законодателя. Естественно, нормативное толкование не может осуществляться в отрыве от окружающей обстановки, но это вовсе не должно означать, что в процессе толкования под предлогом учета условий, потребностей политического и экономического развития можно отходить от точного смысла правовых норм, вкладывать в норму то содержание, которое расходится со смыслом, вложенным в нее законодателем. В условиях становления правового государства, укрепления законности нормативные акты изменяются и приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим правотворческим органом.
Правотворчество и толкование в условиях твердого режима законности – несовпадающие понятия. Интерпретатор не создает право, а лишь выявляет, устанавливает государственную волю, выраженную в нормативном акте. Предмет исследования при толковании – правовая норма, за пределы которой при строгом режиме законности выходить нельзя.
Авторы второй концепции полагают, что суд не всегда может рассматривать дословный текст интерпретируемой нормы в качестве той границы, которую нельзя преодолеть. Рациональное применение самой Конституции или принятого на ее основе закона может потребовать от интерпретатора выйти за пределы чисто грамматического толкования текста конституционной нормы.
Объективный смысл Конституции не должен рассматриваться как нечто неизменное и неподвижное. В течение периода действия (а Конституция, как правило, рассчитана на долговременное действие), она может меняться под влиянием объективных обстоятельств. Речь идет не о новации текста Конституции, но о «молчаливом превращении» Конституции, т.е. ее изменении без изменения конституционного текста. В этой связи видение интерпретатором конституционной нормы может не совпадать с представлениями создателей проекта Конституции.
Заключение
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что первичным элементом конституционного права, как и других отраслей права является норма. Норма конституционного права обладает общими признаками, присущими всем правовым нормам, но и имеет свои особенности.
Конституционные нормы имеют:
а) черты, общие для всех социальных норм;
б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных
социальных норм (морали, традиций, обычаев, партийных норм и др.);
в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).
Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания. Особенность же конституционно-правовых норм по этому параметру состоит в том, что они представляют собой, прежде всего, веления высшей государственной власти – органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии.
Существуют разные виды конституционно-правовых норм, различные критерии и варианты их классификаций.
В отношении норм конституционного права действует особый механизм реализации. Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе Российской Федерации).
При выполнении данной курсовой работы пришлось столкнуться с тем, что конституционно-правовые нормы не всегда логичны и последовательны, а порой даже противоречат друг другу. И это представляет собой большую проблему в их толковании и реализации. Так же нет действенных механизмов обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, и до тех пор, пока неблагоприятные последствия нарушения конституционных норм не будут четко прописаны в законе, Конституция будет беззащитна пред покушениями на нее.
Реализация конституционно-правовых норм играет важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений. В социальной жизни для успешного функционирования права важно не только закреплять принципы и нормы права в законодательных актах. Необходимо также, чтобы предписания конституционно-правовых норм получали реализацию в общественных отношениях. Если предписания конституционно-правовых норм не воплощаются в реальных жизненных отношениях, то они мертвы и теряют свою роль социального регулятора.
Конституционно-правовые нормы для юристов имеют, прежде всего, практическое значение. Ведь с правом связаны их профессиональная деятельность. Понятно, что для юристов – судей, прокуроров, адвокатов, следователей – в первую очередь важно то, что имеет значение для практических нужд, а именно содержание тех или иных нормативно-правовых актов, базой которых являются конституционно-правовые нормы.
Таким образом, в настоящей курсовой работе ее автором раскрыты понятие конституционно-правовых норм, их особенности, способы реализации и толкования. Также в настоящей курсовой работе указана наиболее полная классификация конституционно-правовых норм и рассказано о конституционно-правовых институтах, которые они образуют.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что изучение конституционно-правовых норм является очень важным для науки конституционного права.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными Указами Президента от 09.01.1996 № 20, от 25.07.2003 г. № 173, от 09.06.2001 г. № 679, от 25.07.2003 г. № 841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г) // СЗ РФ. 2004. № 4.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон (в ред. федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ) //СЗ РФ. 2001. № 6.
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Абдулаев. – СПб.: Питер, 2003. – 540 с.
4. Блажич Н.И. Разделение властей в трактовке конституционного суда РФ// Государственная власть и местное самоуправление. № 1. 2004.
5. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право . 1998. № 2.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998. – 490 с.
7. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997. – 433 с.
8. Лучин В.О. О типологии конституционных норм: Тр. Моск. Госуд. Юрид. Академии. - М., 1997. – 213 с.
9. Коток В.Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и контроль в СССР: В кн.: Вопросы советского (конституционного) права. Труды Иркутского государственного университета. Т. 81. Серия юридическая.
10. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Вводный курс лекций. - М.: Экзамен, 2003.
11. Рыжов В.А. Предмет и метод конституционного права: В кн. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.
12. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юрист, 2001.
13. Малько А.В. Конституционно-правовая политика современности// Право и политика. 2001. № 6.
14. Морозова, Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР. // Советское государство и право. 1980. № 11.
15. Мухачев И.В. Проблемы теории российского конституционного права. - М.: Юрист, 1998. – 231 с.
16. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М.: Просвещение, 1960. – 409 с.
17. Чиркин В.Е Конституционное право России: Учебник – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 298 с.
18. Чиркин В.Е. Конституционно право России. Учебник. - М.: Просвещение, 2003. – 459 с.
[1] Чиркин В.Е. Конституционно право России. Учебник. - М.: Просвещение, 2003. С. 15.
[2] В.Е.Чиркин. Конституционное право России. Учебник – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. стр. 15
[3] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М. 1997, стр. 13-15
3 Морозова Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 6.
[5] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997 стр. 45
[6] Коток В.Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и контроль в СССР // в кн.: Вопросы советского государственного (конституционного) права. Труды Иркутского государственного университета. Т. 81 . Серия юридическая. Вып. 12 Ч 2. Иркутск, 1971. Стр. 45-46
[7] Рыжов В.А. Предмет и метод конституционного права / в кн.: Конституционное право зарубежных стран. М., 1999, стр. 34
[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 1998, стр. 443
[9] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
[10] Малько А.В. // Право и политика, 2001. № 6. С. 6.
[11] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2003.
[12] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. С. 272
[13] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2-3
[14] Постановление Конституционного Суда РФ от 11декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации»