Содержание

Введение                                                                                                                       3

1.     Сущность и понятия коммерческой  логистики                                                  5

1.1.   Понятие логистической системы и ее  элементы                                             5

1.2.   Логистика и коммерция                                                                                      8

1.3.   Анализ теоретических концепций логистики                                                 10

2.     Логические системы в коммерческой деятельности компании «МИГН»      16

2.1.  Характеристика компании «МИГН»                                                               16

2.2.  Выполняемые функции логистической системы в компании «МИГН»      18

Заключение                                                                                                                 23

Список литературы                                                                                                    25

Приложение                                                                                                                26





















Введение

Логистика пришла в экономическую жизнь из военной сферы после второй мировой войны. Цивилизованное общество сделало вывод, что за рынок наиболее достойно и эффективно бороться искус­ством управления и экономических расчетов. Обострение конкурентной борьбы, перенасыщение рынков развитых стран привело к необходимо­сти дополнить маркетинговые исследования логистическими расчетами. Продуктовая стратегия, потребности которой полностью удовлетворя­ются маркетингом, получила дополнение (подкрепление) в форме объ­ектовой стратегии, что является предметом логистики. Сегментная маркетинговая стратегия для снижения риска при реализации продук­ции требует соответствующих мощностей распределения. Система доставки или заказа продукции в одном сегменте может совершенно не подходить к требованиям другого сегмента. Ведущие западные фирмы активно используют логистику для получения конкурентных преиму­ществ, для размещения людских, материальных и финансовых ресурсов. План логистики координируется с общим стратегическим планировани­ем фирмы.

Главная цель логистики может быть определена как обеспечение с минимальными затратами наличия нужного товара необходимого каче­ства в требуемом количестве в нужное время, в нужном месте. Исходя из этого, общая задача логистики формулируется следующим образом: реализация конкурентных преимуществ фирмы путем ее максимальной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре посредством созда­ния комплексной интегрированной системы регулирования и контроля материальных, трудовых, финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качество поставок продукции.

Логистика - это одновременно научная теория, методология, эко­номическая дисциплина и активно внедряемый в хозяйственную прак­тику инструмент управления коммерческой деятельностью. Функции, методы и элементы логистики составляют основу формирования инфра­структуры товарного рынка. Несмотря на то, что термин «логистика» имеет достаточно широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, в России его истинный смысл понятен узкому кругу специалистов, причем в большей мере в научной среде. Литературы по логистике немного и не вся она полностью освещает проектирования продукции и процессов управления этими процессами  все вышесказанное обосновывает актуальность темы.

Цель данной работы – рассмотреть и попытаться проанализировать логистические системы коммерческой деятельности «МИГН».

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1. Изучение теоретических основ коммерческой  логистики.

2. Выявление  логистические системы, ее звеньев и функционирования

3. Анализ практического управления коммерческой деятельностью при помощи логистики на результаты деятельности организации.

Объектом работы является  коммерческая деятельность оптовой компании «МИГН».

 Предметом работы – логистические системы коммерческой деятельности «МИГН».

Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический,  сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.












1. Сущность и понятия коммерческой  логистики

1.1. Понятие логистической системы и ее  элементы


«Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».[1]

Логистические системы делятся на микро - и макрологистические.

«Макрологистическая система — это система управления мате­риальными потоками, охватывающая предприятия и организа­ции промышленности, посреднические, торговые и транспорт­ные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран»[2].

Макрологистические системы можно разделить на три группы:

o        логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;

o        эшелонированные логистические системы, т. е. системы, в кото­рых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы одного посредника;

o        гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.

Микрологистические системы образуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются со­ставляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, кото­рые объединены одной инфраструктурой.

Каждая логистическая система обладает следующим набором свойств:

•      целостностью — логистическая система представляет собой целостную совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом;

•      членимостью — можно осуществить декомпозицию логистиче­ской системы на элементы. При этом можно разработать не­сколько вариантов декомпозиции. На макроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между кото­рыми  осуществляется  движение   материального  потока,   и транспорт, который их связывает. На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечи­вает поступление материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта — выведение материального потока из логистической системы;

•      сложностью — в логистической системе существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между со­бой, сложной системой управления, которая необходима из-за воздействия на логистическую систему большого числа стохас­тических влияющих факторов, как возникающих внутри сис­темы, так и действующих извне;

•      изменчивостью — параметры элементов логистической системы могут менять свои значения под действием внешней среды и изменений внутри самой системы связностью — между элементами логистической системы существуют связи, которые обеспечивают выполнение системой по­ставленных перед ней задач. В макрологистических системах основой этих связей являются договоры, а в микрологистиче­ских - внутрипроизводственные отношения;

•      организацией — элементы логистической системы и связи между ними упорядочены определенным образом;

•      стохастичностью поведения — невозможностью предсказать по­ ведение логистической системы в конкретных условиях и под влиянием внешней среды из-за большого числа случайностей в поведении системы;

•      адаптивностью — способностью логистической системы изменяться структурно и менять свое поведение под воздействием внешней среды;

•      интегративностъю — логистическая система обладает качества­ми, не свойственными ни одному из ее элементов в отдельности;

•            оптимальностью ~ логистическая система способна выполнять все свои функции в заданные сроки с минимальными экономическими затратами.

"Элемент логистической системы — функционально обособлен­ный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рам­ках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию"[3]. Для макрологи-стической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической — подсистемы закуп­ки, планирования и управления, сбыта.

Элементы логистической системы можно объединить в не­сколько множеств, которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах:

•  логистические каналы;

•  логистические сети;

•  логистические цепи.

Логистический канал — это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множест­во элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителяпроизводителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологи­стической системы (производителя) к другой (потребителю). Звенья логистической иепи:

•     поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;

•    склады;

•     транспортные предприятия;

•     производители товаров;

•     потребители продукции;

•     распределительные центры;

•     финансовые учреждения (банки, биржи);

•     предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.

Элементы логистической системы также можно объединить в логистическую сеть, т. е. связать между собой на основе мате­риальных, финансовых и информационных потоков.



1.2. Логистика и коммерция

Коммерция  — понятие более ши­рокое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсис­тему более широкой социально-экономической системы.

'Торговля сводится к совокупности операций купли-продажи, в то время как коммерцию можно представить, как искусство соз­давать условия для удовлетворения потребностей. Если процесс торговли представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в сфере обращения, то коммерция дополнительно охватывает кредитование, страхование, согласование процессов производства, сбыта и потребления

К функциям коммерции относят:

•      распределение товарно-материальных ценностей;

•      организацию товарного обмена;

•      регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

•      изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;

•      поддержку предпринимательства и др.

Под коммерческой логистикой отечественные и зарубежные ученые понимают организацию всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связан­ных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т. п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.

Использование логистики позволяют фирме получить следующие конкурентные преимущества:

•      оптимизацию экономических потоков фирмы;

•      рациональную организацию использования всех видов ресурсов фирмы;

•      координацию деятельности всех подразделений фирмы в про­цессе управления экономическими потоками;

•      интеграцию усилий всех участников трансакций, связанных с рыночно ориентированной деятельностью фирмы.

Основной глобальной задачей как для макро-, так и микроэкономи­ки в логистике считают достижение максимального эффекта с миниму­мом затрат в условиях нестабильности обстановки на рынке. Первоначально в глобальном плане логистика решает задачи построения макрологистической системы, а именно, вырабатывается общая концепция распреде­ления материальных и финансовых ресурсов, развития транспорта, размещения складов в зонах обслуживания, выбора рациональных на­правлений материальных потоков.

В микрологистике глобальная задача решается в процессе стратегического планирования работы предприятия. В научном прогнозе, кото­рый является основой стратегического планирования, используют дос­тижения всех наук, в том числе и исторические подходы. Применяется практика военной стратегии, потому что рынок рассматривается как поле битвы. Логистический прогноз зависит от прогнозирования спроса. Спрос — это экономическая основа логистики. Он проявляется в ней в форме договора поставки или заказа. Регулирование спроса и формиро­вание заказов - условие эффективности логистики.  В соответствии с выработанной стратегией общие задачи логистики  определяют функции и способы достижения поставленной цели. Общи­ми их называют потому, что они характерны для управления всеми видами потоков.

К их числу можно отнести следующие задачи:

•      определение технологии физического перемещения товаров, информации, транспортных средств;

•      стандартизация и унификация полуфабрикатов, упаковки, тары, складского и транспортного оборудования, транспортных средств, документов как источника информации;

•      распределение продукции, трудовых и финансовых ресурсов, транспортных средств;

•      разработка способов управления движением потока;

•      создание интегрированной системы регулирования материальных, информационных, транспортных, людских и при необходимости других потоков;

•      контроль движения регулируемых потоков;

•      организация послепродажного обслуживания потребителей.



1.3. Анализ теоретических концепций логистики

Рассматривая сущность логистики, необходимо отметить нацио­нальные подходы к ее определению. Именно это позволяет иметь доста­точно полное представление о логистике, ее единой сущности при всем многообразии толкований. Логистика приобрела современное содержа­ние как экономическая наука, пройдя длительный исторический путь в различных сферах человеческой деятельности.

Термин «логистика» имеет как греческие корни (logismos - расчет, план, logistea - искусство практического проведения расчетов), так и французские (loger - делать постой). Последние имеют большее значе­ние в связи с тем, что своим возникновением и развитием практическая логистика обязана военному делу.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логи­стикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил мате­риальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена визан­тийского царя Леона VI (865 - 912) считалось, что задачами логистики являются снабжение армии военным имуществом, своевременная пол­ная забота о её потребностях и, соответственно, подготовка каждого акта военного похода.

Основоположником логистики в её современном понимании явля­ется Антуан Анри Жомини (1779 -1869), военный теоретик, историк.

Систему управления войсками он подразделял на стратегию, тактику и логистику, которую определял как «практическое искусство маневра войсками», относя к сфере логистики не только перевозки, но и широ­кий круг вопросов, включающих планирование, управление и снабже­ние, строительство коммуникаций и т.п. Сейчас под военной логисти­кой понимается совокупность материально-технических средств, необ­ходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, и мер по под­готовке и осуществлению мероприятий, связанных с этим процессом. Армия - организация, где индивидуальные интересы подчиняются ин­тересам всей системы, что для реализации логистики является необхо­димым условием.

Зародившись в недрах военной науки, «гражданская» логистика смогла достаточно успешно трансформироваться в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики.

Существует множество определений логистики, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином функциональном аспекте заку-почно-производственно-распределительных систем. Так, профессор Г. Павеллек (США), выделяя в качестве доминирующего управленческий аспект, считает, что логистика - это планирование, управление и кон­троль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидаю­щего это предприятие потока материальной продукции и соответст­вующего ему информационного потока[4].

Многие специалисты отдают предпочтение экономической стороне логистики и дают ей определение как системе, выработанной для каж­дого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохожде­ния их через производство и кончая поставками готовых изделий потре­бителям, включая связывающую эти задачи информационную систему (из справочника крупнейшей германской транспортно-экспедиционной компании «Данзас»)[5].

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Профессор Пфоль (ФРГ) подразумевает под ней процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных, с точки зрения затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними ин­формации о поставке товаров от места производства до места потребле­ния в соответствии с требованиями клиентуры[6].

Позицию отечественных ученых отражают более широкая трактов­ка логистики и значительно более лаконичные определения. Так, по А.А. Смехову, логистика- «это организация планирования и управле­ния целенаправленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач»[7]. Б.К. Плоткин предлагает краткое, но достаточно точное определе­ние: «Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах»[8]. Система представляет собой множество взаимосвязан­ных элементов, функционирующих в интересах достижения общей цели.

С.А. Уваров применяет определение логистики как "теории плани­рования, управления и контроля процессов движения материальных, финансовых, энергетических, информационных потоков в человеко-машинных системах»[9]. Коллектив авторов, представляющих веду­щую научную школу логистики в России - кафедру коммерции и логи­стики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, - дает следующее определение: «Логистика - наука управ­ления совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов»[10].

Подобное расширительное толкование логистики свойственно и не­которым зарубежным ученым. Так, французские специалисты Э.Матэ и Д.Тиксье подразумевают под ней «способы и методы координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложе­ния ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий| объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, \ с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, { используемых фирмой для реализации своих экономических целей»[11].

К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся и английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование про­изводства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает кон­троль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих опера­ций, изучение обслуживания покупателей.

Таким образом,  существует «шесть правил логистики»[12], которые описывают конечную цель логистического управления:

o   груз – только нужный товар;

o   качество – высокого уровня;

o   количество – необходимое;

o   время доставки – точное;

o   место – четко определенное;

o   затраты – минимальные.

Выделяют три основные функции логистики[13]:

o   интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

o   организующую – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

o   управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы и заданных пределах.




















2. Логические системы в коммерческой деятельности компании «МИГН»

2.1.  Характеристика компании «МИГН»

Логистические системы управления оптовой торговой  компании ОАО «МИГН» состоит из двух подсистем:

•            управляющей (субъект управления);

•            управляемой  (объект управления).

При изучении фирмы как объекта управления главное значение имеют взаимные связи между подразделениями, из которых она состоят.

Система управления фирмой состоит из подсистем (производственной, юридической, кадровой и др.). В процессе жизнедеятельности системы управления  производством происходит  взаимодействие всех этих подсистем. Качество функционирования предприятия - системы гармонично зависит от того на сколько эти  подсистемы гармонично взаимосвязаны между собой, а элементы системы соответствуют друг другу.

Главное свойство системы - целостность.

 Все разнообразие логистических систем в торговой сфере может быть сведено к трем основным типам, различающимся по структуре взаимоотношений субъектов:

•      вертикальные;

•      горизонтальные;

•      многоканальные (сетевые).

Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума. Общей тенденцией системы распределения про­дукции в современных условиях является формирование вертикальной логистической системы, которая предполагает тесную интеграцию участников, образующих единую логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное  независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом.

Страна регистрации : Россия

Величина фирмы : средняя

Характер собственности фирмы: частная.

Характеристика фирмы по капиталу и контролю: национальная.

Фирма основана в 2000 году. На протяжении времени с 2000 фирма «МИГН» не подвергалась поглощениям и реорганизациям, а также не участвовала в слияниях с другими фирмами и не меняла своего названия.

Фирма занимается оптовой торговлей на протяжении всей  своей деятельности,  

имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику).

В штате компании более 10 постоянных сотрудников.

Весь комплекс складских корпусов предприятия находится по адресу фирмы. Общая полезная площадь предприятия и прилегающих территорий- 50 м2.

Фирма не использует распродажи. Четкого распределения на сезоны также нет, хотя товарная номенклатура изменяется в зависимости от времени года  величина наценки всегда минимальная. Имеет небольшое количество постоянных поставщиков и покупателей, колебания объемов продаж и цен незначительны. В связи с этим затраты, связанные с продажей товара несущественны. Компания практически не использует стороннего финансирования и не платит проценты за кредиты. Все операционные расходы осуществляются за счет владельца. Свободные средства и прибыль перечисляются владельцу в момент их возникновения.

Компания в основном использует прямые поставки и является посредником между производителями и другими продав­цами. Компания пользуется достаточно льготными условиями при оплате производителям за товар вследствие существенных объемов закупок. Установление цены реализации не регламентируется про­изводителями и определяется спросом со стороны торговых компа­ний-покупателей.

Возможности ценовой конкуренции ограничены, так как невелик интервал изменения цен реали­зации.

Стратегия бизнеса оптовой компании и политика минималь­ных наценок определяют минимальный диапазон изменения роз­ничных цен. В каче­стве конкурентов могут рассматриваться и крупные розничные компании, имеющие достаточные обороты и возможность работы с производи­телями без посредников.

Функции по ведению управленческого учета возложены на главного бухгалтера.

Центров ответственности нет, поскольку в компании не существует обособленных подразделений и проблемы распределения затрат на них.

Специфика схемы работы оптовой компании с поставщиками и покупателями приводит к фактическому отсутствию как коммер­ческих, так и накладных расходов, связанных с закупкой. Имеющие место административные затраты не распределяются ни на товар­ную номенклатуру, ни на единственное подразделение.

Возросшая в настоящее время конкуренция заставляет компании применять прогрессивные экономико-математические методы и модели, а также современные средства коммуникации, так как эти методы не допускают логических ошибок и являются бескомпромиссными. В компании используется

модель управления на основе оптимизации товарного ассортимента. В качестве критерия эффективности деятельности компании используется рентабельность собственного капитала владельца. При использовании этой  модели объем закупки, розничная цена и предоставляемый владельцем оборотный капитал сочетаются оптимально.

 Аспекты коммерческой логистики ОАО «МИГН» в общем виде представлена на рисунке 1. Виды деятельности коммерческой логистики ОАО «МИГН» показаны на рисунке 2.  Структура материального потока коммерческой логистики ОАО «МИГН» показаны на рисунке 3.  


2.2.  Выполняемые функции логистической системы в компании «МИГН»

Рассмотрим деятельность компании по модели управления на основе оптимизации товарного ассортимента.

Произведем  расчеты с использованием инфор­мации управленческого учета компаний за 2001 год и сравним результаты с фактическими за 2002 год, когда модель не использовалась (табл. 1)[14].

Модель представлена следующим образом:

λ → max


rs = {∑[(pi-ci)xis – li(yi –xis)] –cc –ac}/kвн +kоб,   i=1,Ī,   s = 1,Ŝ,

       i

li=ci+(hi-1)pi+∑qincinRK/12,  hiЄ0.1,  n=1,N, +∑qin =1

cc = ccfix+ (∑yici- kоб)mRK/12+(∑xispi)(w+t)+ (∑ yici)0,  i=1,Ī,   s = 1,Ŝ,

RK= RK0+(a∑yici- kоб-L0)/L0

где

ac=δ*ÂĈ,   δ Є [0,1]

 


где




Использованы следующие обозначения:

λ – вспомогательная переменная, отражающая степень до­стижения цели владельца компании;

rs - рентабельность компании при реализации актив­ности рыночного спроса s;

gsmin _ задача-минимум по рентабельности компании при реа­лизации активности рыночного спроса s;

gsmax __ задача-максимум по рентабельности компании при ре­ализации активности рыночного спроса s;

s — число рассматриваемых сценариев активности рыночного спроса;

Pi — розничная цена проданного товара i;

ci – себестоимость проданного товара i;

xis - количество проданного товара i при реализации активности рыночного спроса s;

li - убытки от обслуживания непроданных остатков на едини­цу товара г;

уi - количество закупленного товара г;

сс — коммерческие затраты компании;

ас — сумма административных затрат, распределяемых на компанию;

квн — сумма внеоборотного капитала собственника, предостав­ленного компании;

коб - сумма оборотного капитала собственника, предостав­ленного компании;

hi - норматив уценки товара г;

qin - доля товара i, продаваемая в месяце с номером по окон­чании сезона;

RK - ставка платы за пользование кредитом (процентов годо­вых);

RK0 - средняя процентная ставка по кредитам, соответствую­щая объему привлеченных средств L0;

а - чувствительность средней процентной ставки по креди­там к изменению объема привлеченных средств;

cfix-  постоянная часть коммерческих затрат компании;

т - срок использования кредита (месяцев);

w - утвержденный владельцем компании процент от выручки, выплачиваемый в качестве вознаграждения менеджерам компании;

о - страховой тариф (в процентах от себестоимости товара);

t - процент от выручки, выплачиваемый в качестве налогов;

δ - усредненное значение коэффициента распределения ад­министративных затрат за ряд прошедших сезонов;

АС - усредненное значение административных затрат за ряд прошедших сезонов;

dis - спрос на товар i при реализации активности ры­ночного спроса s;

xmax,    xmed,   x min - максимальное, среднее и минимальное значение объема продаж в течение ряда прошедших сезонов.

yimm, yimax -границы допустимого интервала изменения объема закупок товара г;

Pijmm, pijnax - границы допустимого интервала изменения розничной цены товара z;

.kоб maх— максимально возможная сумма предоставленного обо­ротного капитала собственника.

Отбор товаров производился на основании следующих при­знаков:

• неизменность артикула товара за рассматриваемые сезоны;

• наличие закупок и продаж по данному артикулу за рассмат­риваемые сезоны;

• наличие изменений розничных цен по данному артикулу за рассматриваемые сезоны.

Особенности сформулированной модели

o В результате выделения маржинального дохода по каждому виду товара без распределения коммерческих и административных расходов снижается вероятность принятия неверных решений по конкретному товару. Снятие  товара, ранее частично покрывающего распределяемую на него часть постоянных затрат может привести к увеличению убыт­ков за счет перераспределения этой части затрат на другие виды то­варов, если распределяемые затраты не уменьшаются пропорционально падению объема выручки.

o        Устраняются ошибки от принятия решений по структуре ассортимента на основе рентабельности отдельных номенклатурных позиций или товарных групп. Достижение большего объема суммарной прибыли и рентабельности компании возможно не только за счет увеличения наценок по отдельным товарным группам, но и за счет роста оборота. В последнем случае рост рентабельности торго­вой компании возможен при падении показателей рентабельности отдельных товарных групп.

o        Значительно снижается трудоемкость расчетов по распреде­лению косвенных затрат на конкретные виды товаров и связанные с этим распределением условности и неточности. В отечественной на­уке советского периода задача распределения затрат долгое время отвлекала силы исследователей на совершенствование механизма определения издержкоемкости отдельных товаров.

o        Выделение рентабельности капитала как целевой функции позволяет учесть возможность роста оборотного капитала с учетом роста платы за его привлечение для удовлетворения потенциально­го совокупного спроса.

o        В данной формулировке существует возможность развития модели для оценки эффективности и выбора сбытовых подразделе­ний.

Таким образом построена функция затрат торговой компании. Определены и специфицированы ее основные компоненты:

•            коммерческие затраты компании;

•            административные затраты компании, распределяемые на компанию;

•            убытки от обслуживания непроданных товарных ос­татков.

Модель дает подходы к оценке компонента функции коммер­ческих затрат:

•      постоянной части коммерческих затрат,

•      платы за при­влечение капитала,

•      вознаграждения менеджеров,

•      суммы уплаченных налогов,

•      суммы страховых взносов.

Также по модели можно подойти к оценке компонента функции административных затрат, распре­деляемых на компанию: административных затрат компании и коэф­фициента распределения. Модель дает возможность оценить компо­нент убытков от обслуживания непроданных товарных остатков: убытков от уценки и расходов на обслуживание отвлеченного в не­проданные товарные остатки оборотного капитала

Результаты вычислений однозначно демонстрируют преиму­щества использования оптимизационных инструментов перед инту­итивным подходом принятия решений.

Результаты вычислений для оптовой компании показывают, что после использования модели максимизации рентабельности возросла с -8,69% (фактическое значение рентабельности в 2002 году без использования оптимизационной модели) до 26,36%, при этом существенно уменьшен объем закупки, коммерческих затрат и предоставляемого владельцем оборотного капитала.

Таким образом, модель максимизации рентабельности позво­ляет несколько повысить рентабельность для одного из сценариев (средней активности спроса), при этом существенно возрастает риск получения неудовлетворительной для владельца компании рента­бельности при наступлении иных сценариев активности рыночного спроса.

Таким образом,  компания «МИГН» работает при помощи логистических функций.  Экспериментально провереная математическая модель позволяет выбрать более эффективные товары с целью оптимизации целевой функции с учетом недетерминированного спроса и оптимизации товарных ос­татков.

Заключение

В работе рассмотрены особенности управления в оптовой компании «МИГН».  Увеличение конкуренции, приход на российский рынок мировых розничных сетей, усложнение экономики требуют разработки и применения адекват­ных инструментов для управления торговыми компаниями. Оптовая  компания «МИГН» осознала необходимость  в комплексной разработке проблем управления эффективностью компанией с использованием современ­ных математических инструментов и информационной базы учет­ной системы. Обосновали целесообразность более детального рас­смотрения влияния процесса формирования товарного ассортимен­та на эффективность работы компании с учетом неопределеннос­ти спроса на товары и разработки инструментов для управления этим процессом.

Компания  «МИГН» пришла к выводу о зависимости эффективности управления от целей торговой компании, процесса формирования товарно­го ассортимента, ценообразования и использования информации управленческой системы. Эффективность, являясь мерой оценки степени достижения целей компании, в значительной сте­пени определяется выбором товарного ассортимента и процессом ценообразования. Принятие управленческих решений с целью увеличения эффективности компании в значительной степе­ни зависит от качества и своевременности управленческой инфор­мации.

Рассмотренные возможности и особенности использования подсистемы управленческого учета для управления можно рекомендовать и другим торговым компа­ниям. Большая часть существующих в мировой практике инстру­ментов этой подсистемы эффективно может быть использована для управления торговой компанией с учетом особенностей ее вида дея­тельности. Задачи  подсистемы в компании  включают в себя оперативные и стратегические решения, обеспечение выработки плановых показателей развития и содействие оценке результатов управления.

Косвенные  затраты в компании «МИГН», для  повышения объек­тивности оценки себестоимости товаров и эффективности решений, принимаемых на основе управленческой информации, связанные с закупкой товара, распределяются пропорционально прямым материальным затратам на товарную номенклатуру, административные и коммерческие затраты на центры ответственности пропорционально прибыли.

Для построения математической модели при оценке эффективности то­варов был использован маржинальный подход, как при­оритетный. В  качестве показателя эффективности управления и целевой функции в модели для оптимизации была использования рентабельность капитала. Выбор показателя рента­бельности обусловлен как приоритетностью целей владельца торго­вой компании, так и широким признанием данного показателя в качестве меры эффективности.

Формулирование оптимизационной модели произведено с использованием методов теории нечетких множеств. Охарактеризованы особенности сформулированной модели, которые состоят в сниже­нии вероятности принятия неправильных решений, снижении трудоемкости расчетов, принятии во внимание возможного роста обо­ротного капитала с учетом роста платы за его привлечение, возмож­ности развития модели для оценки эффективности сбытовых под­разделений.

Математическая  модель для выбора эффективных товаров с целью оптимизации целевой функ­ции с учетом недетерминированного спроса и оптимизации товарных остатков была экспериментально проверена. Количественно оценена разница между текущей эффективностью и эффективностью после оптимизации. Модель позволяет не только повысить рентабельность, но и существен­но снизить риск получения неудовлетворительной для владельца компании рентабельности при наступлении иной актив­ности рыночного спроса.





Список литературы

1.                Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 368 с. 

2.                Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика.— М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 276 с.

3.                Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. — 408 с.

4.                Гвозденко А.А. Логистика в туризме: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

5.                Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. - 224 с.

6.                Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 252с.

7.                Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ЙНФРА-М, 2002. - 160 с

8.                Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001.-104 с.

9.                Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем./ Под ред. А.В. Кирченко. - СПб.: Питер, 2004. - 506 с.

10.           Сковронек Ч., Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: Учебное  пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 400 с.

11.           Эффективность логистического управления: Учебник./ Под ред Л Б. Миро/пина. — М.: "Экзамен", 2004. — 448 с.

12.           Мещеряков А.И. Управление товарным ассортиментом торговой компании.-М.: Маркет дс, 2004.-150 с.


 





Приложение

 


















Рисунок 1. Аспекты коммерческой логистики.












 












Рисунок  2. Виды деятельности коммерческой логистики.























 
















Рисунок  3. Структура материального потока коммерческой логистики.









№ товара

Наименование товара

Объем закупки

yi

Розн. Цена

pi

Объем продаж факт.

xi

Себест.

ci

Цена прод. прошл. Сезона

P’i

Объем прод. прошл. сезона

d’i

Диапозон изменения объема закупки

Диапозон изменения розничной цены

Эластич

ность

Ei

yimin

yimax

pimin

pimax

1

Блокнот для описей Б54624

1

91

1

47

106

1


2

47

127

0.7

2

Ботинки АВС436

6

191

6

9

225

8


13

99

270

0.8

3

Дорожный побор СР0152

12

20

2

11

21

1


2

11

25

0.6

4

Дорожный набор СР154

10

34

-

20

35

2


3

20

42

0.5

5

Карандашница СР0269

4

42

-

26

38

2


3

26

46

0.8

6

Корты игральные СРО108

12

54

6

28

56

2


3

28

67

0.7

7

Карты игральные RA0109

17

125

3

72

116

5


8

72

139

0.9

8

Линей.a CP0335

4

14

-

7

15

2


3

7

18

0.7

9

Ложка для обув* СР0219

26

17

2

9

15

1


2

9

18

0.5

10

ЛуггаСР0261

4

21

-

12

22

2


3

12

26

0.7

11

Мини -бар RA 0308

5

258

-

135

240

2


3

135

288

1.1

12

Набор дл> бараRA0371

13

185

3

107

175

5


8

107

210

1.2

13

Набор для обуви CP072I

7

304

2

159

282

-


2

159

338

0.9

14

Набор игр RA 0110

12

166

2

96

148

2


3

96

178

0.7

15

Нож д/1. бумаги СР0225

4

18

-

10

19

2


3

10

23

0.5

16

Папка настольная СР0202

4

191

-

100

200

2


3

100

240

1.0

17

Пепельница СР0325

4

37

-

19

39

2


3

19

47

0.8

18

Подставка для бумаги СР0326

4

33

-

20

34

2


3

20

41

0.6

19

Подставка для ручки СРО25О

4

49

-

29

52

2


3

29

62

0.9

20

Расческа СР0852

16

9,2

5

5

8.8

-


2

5

11

0.7

21

Фляжка RA0443

12

43

-

22

45

3


5

22

54

0.5

22

Фляжка СР0449

10

60

-

35

63

1


2

35

76

0.6

23

Чехол для часов СР0885

5

85

-

44

89

1


2

44

107

0.9

24

Шкатулка для часов СР0820

2

175

1

104

184

1


2

104

221

1.1

25

Косметичка СР0777

13

102

2

53

107

2


3

53

94

0.8

26

Маникюрный набор СР0120

6

74

1

38

78

3


5

38

10

0.7

27

Футляр для мелочей СР0997

8

8,07

-

4

8.1

5


8

4

208

0.6

28

Брюки 8192191-56

34

170

4

73

173

1


2

73

160

1.2

29

Брюки В23165-56

2

137

2

59

133

-


2

59

1716

1.2

30

Дубленка Aishin б/н

2

1216

-

569

1430

-


2

569


1.4


263


42



62






Пост

Часть комм затрат

ccfix

Максимум оборотного капитала

коб

Срок исп кредита (мес)

m

Доля возн менедж

w

Доля переем налог в выр

t

Страх тариф от себ

o

Этал объем кред

L0

Этал проц ставка

RK0

Факт проц ставка RK

Чувс проц став

Ком затр

cc


Рентаб

r

500

13807

4

0.5%

4%

0.5%

4500

16%

15.9%

0.03

1020


-8.69%

коб

квн

АС

δ

ос

hi





F

gimax

gimin

9500

9000

3333

15%

500

55%





1.2

20%

35%











1.0

10%

20%











0.8

0%

10%





[1] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. стр 90.

[2] Там же стр. 91.

[3] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.  стр. 12.

[4] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с5.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с. 6.

[8] Там же.

[9] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с6.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. с.1 96.

[13] Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ЙНФРА-М, 2002.  с. 10


[14] Мещеряков А.И. Управление товарным ассортиментом торговой компании.-М.: Маркет дс, 2004. с. 140.