Содержание
Введение 3
1. Сущность и понятия коммерческой логистики 5
1.1. Понятие логистической системы и ее элементы 5
1.2. Логистика и коммерция 8
1.3. Анализ теоретических концепций логистики 10
2. Логические системы в коммерческой деятельности компании «МИГН» 16
2.1. Характеристика компании «МИГН» 16
2.2. Выполняемые функции логистической системы в компании «МИГН» 18
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 26
Введение
Логистика пришла в экономическую жизнь из военной сферы после второй мировой войны. Цивилизованное общество сделало вывод, что за рынок наиболее достойно и эффективно бороться искусством управления и экономических расчетов. Обострение конкурентной борьбы, перенасыщение рынков развитых стран привело к необходимости дополнить маркетинговые исследования логистическими расчетами. Продуктовая стратегия, потребности которой полностью удовлетворяются маркетингом, получила дополнение (подкрепление) в форме объектовой стратегии, что является предметом логистики. Сегментная маркетинговая стратегия для снижения риска при реализации продукции требует соответствующих мощностей распределения. Система доставки или заказа продукции в одном сегменте может совершенно не подходить к требованиям другого сегмента. Ведущие западные фирмы активно используют логистику для получения конкурентных преимуществ, для размещения людских, материальных и финансовых ресурсов. План логистики координируется с общим стратегическим планированием фирмы.
Главная цель логистики может быть определена как обеспечение с минимальными затратами наличия нужного товара необходимого качества в требуемом количестве в нужное время, в нужном месте. Исходя из этого, общая задача логистики формулируется следующим образом: реализация конкурентных преимуществ фирмы путем ее максимальной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре посредством создания комплексной интегрированной системы регулирования и контроля материальных, трудовых, финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качество поставок продукции.
Логистика - это одновременно научная теория, методология, экономическая дисциплина и активно внедряемый в хозяйственную практику инструмент управления коммерческой деятельностью. Функции, методы и элементы логистики составляют основу формирования инфраструктуры товарного рынка. Несмотря на то, что термин «логистика» имеет достаточно широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, в России его истинный смысл понятен узкому кругу специалистов, причем в большей мере в научной среде. Литературы по логистике немного и не вся она полностью освещает проектирования продукции и процессов управления этими процессами все вышесказанное обосновывает актуальность темы.
Цель данной работы – рассмотреть и попытаться проанализировать логистические системы коммерческой деятельности «МИГН».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ коммерческой логистики.
2. Выявление логистические системы, ее звеньев и функционирования
3. Анализ практического управления коммерческой деятельностью при помощи логистики на результаты деятельности организации.
Объектом работы является коммерческая деятельность оптовой компании «МИГН».
Предметом работы – логистические системы коммерческой деятельности «МИГН».
Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.
1. Сущность и понятия коммерческой логистики
1.1. Понятие логистической системы и ее элементы
«Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».[1]
Логистические системы делятся на микро - и макрологистические.
«Макрологистическая система — это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран»[2].
Макрологистические системы можно разделить на три группы:
o логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
o эшелонированные логистические системы, т. е. системы, в которых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы одного посредника;
o гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
Микрологистические системы образуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Каждая логистическая система обладает следующим набором свойств:
• целостностью — логистическая система представляет собой целостную совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом;
• членимостью — можно осуществить декомпозицию логистической системы на элементы. При этом можно разработать несколько вариантов декомпозиции. На макроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между которыми осуществляется движение материального потока, и транспорт, который их связывает. На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта — выведение материального потока из логистической системы;
• сложностью — в логистической системе существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между собой, сложной системой управления, которая необходима из-за воздействия на логистическую систему большого числа стохастических влияющих факторов, как возникающих внутри системы, так и действующих извне;
• изменчивостью — параметры элементов логистической системы могут менять свои значения под действием внешней среды и изменений внутри самой системы связностью — между элементами логистической системы существуют связи, которые обеспечивают выполнение системой поставленных перед ней задач. В макрологистических системах основой этих связей являются договоры, а в микрологистических - внутрипроизводственные отношения;
• организацией — элементы логистической системы и связи между ними упорядочены определенным образом;
• стохастичностью поведения — невозможностью предсказать по ведение логистической системы в конкретных условиях и под влиянием внешней среды из-за большого числа случайностей в поведении системы;
• адаптивностью — способностью логистической системы изменяться структурно и менять свое поведение под воздействием внешней среды;
• интегративностъю — логистическая система обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов в отдельности;
• оптимальностью ~ логистическая система способна выполнять все свои функции в заданные сроки с минимальными экономическими затратами.
"Элемент логистической системы — функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию"[3]. Для макрологи-стической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической — подсистемы закупки, планирования и управления, сбыта.
Элементы логистической системы можно объединить в несколько множеств, которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах:
• логистические каналы;
• логистические сети;
• логистические цепи.
Логистический канал — это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителяпроизводителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой (потребителю). Звенья логистической иепи:
• поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;
• склады;
• транспортные предприятия;
• производители товаров;
• потребители продукции;
• распределительные центры;
• финансовые учреждения (банки, биржи);
• предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.
Элементы логистической системы также можно объединить в логистическую сеть, т. е. связать между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков.
1.2. Логистика и коммерция
Коммерция — понятие более широкое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы.
'Торговля сводится к совокупности операций купли-продажи, в то время как коммерцию можно представить, как искусство создавать условия для удовлетворения потребностей. Если процесс торговли представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в сфере обращения, то коммерция дополнительно охватывает кредитование, страхование, согласование процессов производства, сбыта и потребления
К функциям коммерции относят:
• распределение товарно-материальных ценностей;
• организацию товарного обмена;
• регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
• изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;
• поддержку предпринимательства и др.
Под коммерческой логистикой отечественные и зарубежные ученые понимают организацию всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т. п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.
Использование логистики позволяют фирме получить следующие конкурентные преимущества:
• оптимизацию экономических потоков фирмы;
• рациональную организацию использования всех видов ресурсов фирмы;
• координацию деятельности всех подразделений фирмы в процессе управления экономическими потоками;
• интеграцию усилий всех участников трансакций, связанных с рыночно ориентированной деятельностью фирмы.
Основной глобальной задачей как для макро-, так и микроэкономики в логистике считают достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильности обстановки на рынке. Первоначально в глобальном плане логистика решает задачи построения макрологистической системы, а именно, вырабатывается общая концепция распределения материальных и финансовых ресурсов, развития транспорта, размещения складов в зонах обслуживания, выбора рациональных направлений материальных потоков.
В микрологистике глобальная задача решается в процессе стратегического планирования работы предприятия. В научном прогнозе, который является основой стратегического планирования, используют достижения всех наук, в том числе и исторические подходы. Применяется практика военной стратегии, потому что рынок рассматривается как поле битвы. Логистический прогноз зависит от прогнозирования спроса. Спрос — это экономическая основа логистики. Он проявляется в ней в форме договора поставки или заказа. Регулирование спроса и формирование заказов - условие эффективности логистики. В соответствии с выработанной стратегией общие задачи логистики определяют функции и способы достижения поставленной цели. Общими их называют потому, что они характерны для управления всеми видами потоков.
К их числу можно отнести следующие задачи:
• определение технологии физического перемещения товаров, информации, транспортных средств;
• стандартизация и унификация полуфабрикатов, упаковки, тары, складского и транспортного оборудования, транспортных средств, документов как источника информации;
• распределение продукции, трудовых и финансовых ресурсов, транспортных средств;
• разработка способов управления движением потока;
• создание интегрированной системы регулирования материальных, информационных, транспортных, людских и при необходимости других потоков;
• контроль движения регулируемых потоков;
• организация послепродажного обслуживания потребителей.
1.3. Анализ теоретических концепций логистики
Рассматривая сущность логистики, необходимо отметить национальные подходы к ее определению. Именно это позволяет иметь достаточно полное представление о логистике, ее единой сущности при всем многообразии толкований. Логистика приобрела современное содержание как экономическая наука, пройдя длительный исторический путь в различных сферах человеческой деятельности.
Термин «логистика» имеет как греческие корни (logismos - расчет, план, logistea - искусство практического проведения расчетов), так и французские (loger - делать постой). Последние имеют большее значение в связи с тем, что своим возникновением и развитием практическая логистика обязана военному делу.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865 - 912) считалось, что задачами логистики являются снабжение армии военным имуществом, своевременная полная забота о её потребностях и, соответственно, подготовка каждого акта военного похода.
Основоположником логистики в её современном понимании является Антуан Анри Жомини (1779 -1869), военный теоретик, историк.
Систему управления войсками он подразделял на стратегию, тактику и логистику, которую определял как «практическое искусство маневра войсками», относя к сфере логистики не только перевозки, но и широкий круг вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, строительство коммуникаций и т.п. Сейчас под военной логистикой понимается совокупность материально-технических средств, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, и мер по подготовке и осуществлению мероприятий, связанных с этим процессом. Армия - организация, где индивидуальные интересы подчиняются интересам всей системы, что для реализации логистики является необходимым условием.
Зародившись в недрах военной науки, «гражданская» логистика смогла достаточно успешно трансформироваться в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики.
Существует множество определений логистики, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином функциональном аспекте заку-почно-производственно-распределительных систем. Так, профессор Г. Павеллек (США), выделяя в качестве доминирующего управленческий аспект, считает, что логистика - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока[4].
Многие специалисты отдают предпочтение экономической стороне логистики и дают ей определение как системе, выработанной для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему (из справочника крупнейшей германской транспортно-экспедиционной компании «Данзас»)[5].
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Профессор Пфоль (ФРГ) подразумевает под ней процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных, с точки зрения затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры[6].
Позицию отечественных ученых отражают более широкая трактовка логистики и значительно более лаконичные определения. Так, по А.А. Смехову, логистика- «это организация планирования и управления целенаправленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач»[7]. Б.К. Плоткин предлагает краткое, но достаточно точное определение: «Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах»[8]. Система представляет собой множество взаимосвязанных элементов, функционирующих в интересах достижения общей цели.
С.А. Уваров применяет определение логистики как "теории планирования, управления и контроля процессов движения материальных, финансовых, энергетических, информационных потоков в человеко-машинных системах»[9]. Коллектив авторов, представляющих ведущую научную школу логистики в России - кафедру коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, - дает следующее определение: «Логистика - наука управления совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов»[10].
Подобное расширительное толкование логистики свойственно и некоторым зарубежным ученым. Так, французские специалисты Э.Матэ и Д.Тиксье подразумевают под ней «способы и методы координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий| объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, \ с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, { используемых фирмой для реализации своих экономических целей»[11].
К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся и английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Таким образом, существует «шесть правил логистики»[12], которые описывают конечную цель логистического управления:
o груз – только нужный товар;
o качество – высокого уровня;
o количество – необходимое;
o время доставки – точное;
o место – четко определенное;
o затраты – минимальные.
Выделяют три основные функции логистики[13]:
o интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
o организующую – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
o управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы и заданных пределах.
2. Логические системы в коммерческой деятельности компании «МИГН»
2.1. Характеристика компании «МИГН»
Логистические системы управления оптовой торговой компании ОАО «МИГН» состоит из двух подсистем:
• управляющей (субъект управления);
• управляемой (объект управления).
При изучении фирмы как объекта управления главное значение имеют взаимные связи между подразделениями, из которых она состоят.
Система управления фирмой состоит из подсистем (производственной, юридической, кадровой и др.). В процессе жизнедеятельности системы управления производством происходит взаимодействие всех этих подсистем. Качество функционирования предприятия - системы гармонично зависит от того на сколько эти подсистемы гармонично взаимосвязаны между собой, а элементы системы соответствуют друг другу.
Главное свойство системы - целостность.
Все разнообразие логистических систем в торговой сфере может быть сведено к трем основным типам, различающимся по структуре взаимоотношений субъектов:
• вертикальные;
• горизонтальные;
• многоканальные (сетевые).
Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума. Общей тенденцией системы распределения продукции в современных условиях является формирование вертикальной логистической системы, которая предполагает тесную интеграцию участников, образующих единую логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом.
Страна регистрации : Россия
Величина фирмы : средняя
Характер собственности фирмы: частная.
Характеристика фирмы по капиталу и контролю: национальная.
Фирма основана в 2000 году. На протяжении времени с 2000 фирма «МИГН» не подвергалась поглощениям и реорганизациям, а также не участвовала в слияниях с другими фирмами и не меняла своего названия.
Фирма занимается оптовой торговлей на протяжении всей своей деятельности,
имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику).
В штате компании более 10 постоянных сотрудников.
Весь комплекс складских корпусов предприятия находится по адресу фирмы. Общая полезная площадь предприятия и прилегающих территорий- 50 м2.
Фирма не использует распродажи. Четкого распределения на сезоны также нет, хотя товарная номенклатура изменяется в зависимости от времени года величина наценки всегда минимальная. Имеет небольшое количество постоянных поставщиков и покупателей, колебания объемов продаж и цен незначительны. В связи с этим затраты, связанные с продажей товара несущественны. Компания практически не использует стороннего финансирования и не платит проценты за кредиты. Все операционные расходы осуществляются за счет владельца. Свободные средства и прибыль перечисляются владельцу в момент их возникновения.
Компания в основном использует прямые поставки и является посредником между производителями и другими продавцами. Компания пользуется достаточно льготными условиями при оплате производителям за товар вследствие существенных объемов закупок. Установление цены реализации не регламентируется производителями и определяется спросом со стороны торговых компаний-покупателей.
Возможности ценовой конкуренции ограничены, так как невелик интервал изменения цен реализации.
Стратегия бизнеса оптовой компании и политика минимальных наценок определяют минимальный диапазон изменения розничных цен. В качестве конкурентов могут рассматриваться и крупные розничные компании, имеющие достаточные обороты и возможность работы с производителями без посредников.
Функции по ведению управленческого учета возложены на главного бухгалтера.
Центров ответственности нет, поскольку в компании не существует обособленных подразделений и проблемы распределения затрат на них.
Специфика схемы работы оптовой компании с поставщиками и покупателями приводит к фактическому отсутствию как коммерческих, так и накладных расходов, связанных с закупкой. Имеющие место административные затраты не распределяются ни на товарную номенклатуру, ни на единственное подразделение.
Возросшая в настоящее время конкуренция заставляет компании применять прогрессивные экономико-математические методы и модели, а также современные средства коммуникации, так как эти методы не допускают логических ошибок и являются бескомпромиссными. В компании используется
модель управления на основе оптимизации товарного ассортимента. В качестве критерия эффективности деятельности компании используется рентабельность собственного капитала владельца. При использовании этой модели объем закупки, розничная цена и предоставляемый владельцем оборотный капитал сочетаются оптимально.
Аспекты коммерческой логистики ОАО «МИГН» в общем виде представлена на рисунке 1. Виды деятельности коммерческой логистики ОАО «МИГН» показаны на рисунке 2. Структура материального потока коммерческой логистики ОАО «МИГН» показаны на рисунке 3.
2.2. Выполняемые функции логистической системы в компании «МИГН»
Рассмотрим деятельность компании по модели управления на основе оптимизации товарного ассортимента.
Произведем расчеты с использованием информации управленческого учета компаний за 2001 год и сравним результаты с фактическими за 2002 год, когда модель не использовалась (табл. 1)[14].
Модель представлена следующим образом:
λ → max
rs = {∑[(pi-ci)xis – li(yi –xis)] –cc –ac}/kвн +kоб, i=1,Ī, s = 1,Ŝ,
i
li=ci+(hi-1)pi+∑qincinRK/12, hiЄ0.1, n=1,N, +∑qin =1
cc = ccfix+ (∑yici- kоб)mRK/12+(∑xispi)(w+t)+ (∑ yici)0, i=1,Ī, s = 1,Ŝ,
RK= RK0+(a∑yici- kоб-L0)/L0
где
ac=δ*ÂĈ, δ Є [0,1]
где
Использованы следующие обозначения:
λ – вспомогательная переменная, отражающая степень достижения цели владельца компании;
rs - рентабельность компании при реализации активности рыночного спроса s;
gsmin _ задача-минимум по рентабельности компании при реализации активности рыночного спроса s;
gsmax __ задача-максимум по рентабельности компании при реализации активности рыночного спроса s;
s — число рассматриваемых сценариев активности рыночного спроса;
Pi — розничная цена проданного товара i;
ci – себестоимость проданного товара i;
xis - количество проданного товара i при реализации активности рыночного спроса s;
li - убытки от обслуживания непроданных остатков на единицу товара г;
уi - количество закупленного товара г;
сс — коммерческие затраты компании;
ас — сумма административных затрат, распределяемых на компанию;
квн — сумма внеоборотного капитала собственника, предоставленного компании;
коб - сумма оборотного капитала собственника, предоставленного компании;
hi - норматив уценки товара г;
qin - доля товара i, продаваемая в месяце с номером по окончании сезона;
RK - ставка платы за пользование кредитом (процентов годовых);
RK0 - средняя процентная ставка по кредитам, соответствующая объему привлеченных средств L0;
а - чувствительность средней процентной ставки по кредитам к изменению объема привлеченных средств;
cfix- постоянная часть коммерческих затрат компании;
т - срок использования кредита (месяцев);
w - утвержденный владельцем компании процент от выручки, выплачиваемый в качестве вознаграждения менеджерам компании;
о - страховой тариф (в процентах от себестоимости товара);
t - процент от выручки, выплачиваемый в качестве налогов;
δ - усредненное значение коэффициента распределения административных затрат за ряд прошедших сезонов;
АС - усредненное значение административных затрат за ряд прошедших сезонов;
dis - спрос на товар i при реализации активности рыночного спроса s;
xmax, xmed, x min - максимальное, среднее и минимальное значение объема продаж в течение ряда прошедших сезонов.
yimm, yimax -границы допустимого интервала изменения объема закупок товара г;
Pijmm, pijnax - границы допустимого интервала изменения розничной цены товара z;
.kоб maх— максимально возможная сумма предоставленного оборотного капитала собственника.
Отбор товаров производился на основании следующих признаков:
• неизменность артикула товара за рассматриваемые сезоны;
• наличие закупок и продаж по данному артикулу за рассматриваемые сезоны;
• наличие изменений розничных цен по данному артикулу за рассматриваемые сезоны.
Особенности сформулированной модели
o В результате выделения маржинального дохода по каждому виду товара без распределения коммерческих и административных расходов снижается вероятность принятия неверных решений по конкретному товару. Снятие товара, ранее частично покрывающего распределяемую на него часть постоянных затрат может привести к увеличению убытков за счет перераспределения этой части затрат на другие виды товаров, если распределяемые затраты не уменьшаются пропорционально падению объема выручки.
o Устраняются ошибки от принятия решений по структуре ассортимента на основе рентабельности отдельных номенклатурных позиций или товарных групп. Достижение большего объема суммарной прибыли и рентабельности компании возможно не только за счет увеличения наценок по отдельным товарным группам, но и за счет роста оборота. В последнем случае рост рентабельности торговой компании возможен при падении показателей рентабельности отдельных товарных групп.
o Значительно снижается трудоемкость расчетов по распределению косвенных затрат на конкретные виды товаров и связанные с этим распределением условности и неточности. В отечественной науке советского периода задача распределения затрат долгое время отвлекала силы исследователей на совершенствование механизма определения издержкоемкости отдельных товаров.
o Выделение рентабельности капитала как целевой функции позволяет учесть возможность роста оборотного капитала с учетом роста платы за его привлечение для удовлетворения потенциального совокупного спроса.
o В данной формулировке существует возможность развития модели для оценки эффективности и выбора сбытовых подразделений.
Таким образом построена функция затрат торговой компании. Определены и специфицированы ее основные компоненты:
• коммерческие затраты компании;
• административные затраты компании, распределяемые на компанию;
• убытки от обслуживания непроданных товарных остатков.
Модель дает подходы к оценке компонента функции коммерческих затрат:
• постоянной части коммерческих затрат,
• платы за привлечение капитала,
• вознаграждения менеджеров,
• суммы уплаченных налогов,
• суммы страховых взносов.
Также по модели можно подойти к оценке компонента функции административных затрат, распределяемых на компанию: административных затрат компании и коэффициента распределения. Модель дает возможность оценить компонент убытков от обслуживания непроданных товарных остатков: убытков от уценки и расходов на обслуживание отвлеченного в непроданные товарные остатки оборотного капитала
Результаты вычислений однозначно демонстрируют преимущества использования оптимизационных инструментов перед интуитивным подходом принятия решений.
Результаты вычислений для оптовой компании показывают, что после использования модели максимизации рентабельности возросла с -8,69% (фактическое значение рентабельности в 2002 году без использования оптимизационной модели) до 26,36%, при этом существенно уменьшен объем закупки, коммерческих затрат и предоставляемого владельцем оборотного капитала.
Таким образом, модель максимизации рентабельности позволяет несколько повысить рентабельность для одного из сценариев (средней активности спроса), при этом существенно возрастает риск получения неудовлетворительной для владельца компании рентабельности при наступлении иных сценариев активности рыночного спроса.
Таким образом, компания «МИГН» работает при помощи логистических функций. Экспериментально провереная математическая модель позволяет выбрать более эффективные товары с целью оптимизации целевой функции с учетом недетерминированного спроса и оптимизации товарных остатков.
Заключение
В работе рассмотрены особенности управления в оптовой компании «МИГН». Увеличение конкуренции, приход на российский рынок мировых розничных сетей, усложнение экономики требуют разработки и применения адекватных инструментов для управления торговыми компаниями. Оптовая компания «МИГН» осознала необходимость в комплексной разработке проблем управления эффективностью компанией с использованием современных математических инструментов и информационной базы учетной системы. Обосновали целесообразность более детального рассмотрения влияния процесса формирования товарного ассортимента на эффективность работы компании с учетом неопределенности спроса на товары и разработки инструментов для управления этим процессом.
Компания «МИГН» пришла к выводу о зависимости эффективности управления от целей торговой компании, процесса формирования товарного ассортимента, ценообразования и использования информации управленческой системы. Эффективность, являясь мерой оценки степени достижения целей компании, в значительной степени определяется выбором товарного ассортимента и процессом ценообразования. Принятие управленческих решений с целью увеличения эффективности компании в значительной степени зависит от качества и своевременности управленческой информации.
Рассмотренные возможности и особенности использования подсистемы управленческого учета для управления можно рекомендовать и другим торговым компаниям. Большая часть существующих в мировой практике инструментов этой подсистемы эффективно может быть использована для управления торговой компанией с учетом особенностей ее вида деятельности. Задачи подсистемы в компании включают в себя оперативные и стратегические решения, обеспечение выработки плановых показателей развития и содействие оценке результатов управления.
Косвенные затраты в компании «МИГН», для повышения объективности оценки себестоимости товаров и эффективности решений, принимаемых на основе управленческой информации, связанные с закупкой товара, распределяются пропорционально прямым материальным затратам на товарную номенклатуру, административные и коммерческие затраты на центры ответственности пропорционально прибыли.
Для построения математической модели при оценке эффективности товаров был использован маржинальный подход, как приоритетный. В качестве показателя эффективности управления и целевой функции в модели для оптимизации была использования рентабельность капитала. Выбор показателя рентабельности обусловлен как приоритетностью целей владельца торговой компании, так и широким признанием данного показателя в качестве меры эффективности.
Формулирование оптимизационной модели произведено с использованием методов теории нечетких множеств. Охарактеризованы особенности сформулированной модели, которые состоят в снижении вероятности принятия неправильных решений, снижении трудоемкости расчетов, принятии во внимание возможного роста оборотного капитала с учетом роста платы за его привлечение, возможности развития модели для оценки эффективности сбытовых подразделений.
Математическая модель для выбора эффективных товаров с целью оптимизации целевой функции с учетом недетерминированного спроса и оптимизации товарных остатков была экспериментально проверена. Количественно оценена разница между текущей эффективностью и эффективностью после оптимизации. Модель позволяет не только повысить рентабельность, но и существенно снизить риск получения неудовлетворительной для владельца компании рентабельности при наступлении иной активности рыночного спроса.
Список литературы
1. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 368 с.
2. Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика.— М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 276 с.
3. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. — 408 с.
4. Гвозденко А.А. Логистика в туризме: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
5. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. - 224 с.
6. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 252с.
7. Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ЙНФРА-М, 2002. - 160 с
8. Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001.-104 с.
9. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем./ Под ред. А.В. Кирченко. - СПб.: Питер, 2004. - 506 с.
10. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 400 с.
11. Эффективность логистического управления: Учебник./ Под ред Л Б. Миро/пина. — М.: "Экзамен", 2004. — 448 с.
12. Мещеряков А.И. Управление товарным ассортиментом торговой компании.-М.: Маркет дс, 2004.-150 с.
Приложение
Рисунок 1. Аспекты коммерческой логистики.
Рисунок 2. Виды деятельности коммерческой логистики.
Рисунок 3. Структура материального потока коммерческой логистики.
№ товара |
Наименование товара |
Объем закупки yi |
Розн. Цена pi |
Объем продаж факт. xi |
Себест. ci |
Цена прод. прошл. Сезона P’i |
Объем прод. прошл. сезона d’i |
Диапозон изменения объема закупки |
Диапозон изменения розничной цены |
Эластич ность Ei |
||
yimin |
yimax |
pimin |
pimax |
|||||||||
1 |
Блокнот для описей Б54624 |
1 |
91 |
1 |
47 |
106 |
1 |
|
2 |
47 |
127 |
0.7 |
2 |
Ботинки АВС436 |
6 |
191 |
6 |
9 |
225 |
8 |
|
13 |
99 |
270 |
0.8 |
3 |
Дорожный побор СР0152 |
12 |
20 |
2 |
11 |
21 |
1 |
|
2 |
11 |
25 |
0.6 |
4 |
Дорожный набор СР154 |
10 |
34 |
- |
20 |
35 |
2 |
|
3 |
20 |
42 |
0.5 |
5 |
Карандашница СР0269 |
4 |
42 |
- |
26 |
38 |
2 |
|
3 |
26 |
46 |
0.8 |
6 |
Корты игральные СРО108 |
12 |
54 |
6 |
28 |
56 |
2 |
|
3 |
28 |
67 |
0.7 |
7 |
Карты игральные RA0109 |
17 |
125 |
3 |
72 |
116 |
5 |
|
8 |
72 |
139 |
0.9 |
8 |
Линей.a CP0335 |
4 |
14 |
- |
7 |
15 |
2 |
|
3 |
7 |
18 |
0.7 |
9 |
Ложка для обув* СР0219 |
26 |
17 |
2 |
9 |
15 |
1 |
|
2 |
9 |
18 |
0.5 |
10 |
ЛуггаСР0261 |
4 |
21 |
- |
12 |
22 |
2 |
|
3 |
12 |
26 |
0.7 |
11 |
Мини -бар RA 0308 |
5 |
258 |
- |
135 |
240 |
2 |
|
3 |
135 |
288 |
1.1 |
12 |
Набор дл> бараRA0371 |
13 |
185 |
3 |
107 |
175 |
5 |
|
8 |
107 |
210 |
1.2 |
13 |
Набор для обуви CP072I |
7 |
304 |
2 |
159 |
282 |
- |
|
2 |
159 |
338 |
0.9 |
14 |
Набор игр RA 0110 |
12 |
166 |
2 |
96 |
148 |
2 |
|
3 |
96 |
178 |
0.7 |
15 |
Нож д/1. бумаги СР0225 |
4 |
18 |
- |
10 |
19 |
2 |
|
3 |
10 |
23 |
0.5 |
16 |
Папка настольная СР0202 |
4 |
191 |
- |
100 |
200 |
2 |
|
3 |
100 |
240 |
1.0 |
17 |
Пепельница СР0325 |
4 |
37 |
- |
19 |
39 |
2 |
|
3 |
19 |
47 |
0.8 |
18 |
Подставка для бумаги СР0326 |
4 |
33 |
- |
20 |
34 |
2 |
|
3 |
20 |
41 |
0.6 |
19 |
Подставка для ручки СРО25О |
4 |
49 |
- |
29 |
52 |
2 |
|
3 |
29 |
62 |
0.9 |
20 |
Расческа СР0852 |
16 |
9,2 |
5 |
5 |
8.8 |
- |
|
2 |
5 |
11 |
0.7 |
21 |
Фляжка RA0443 |
12 |
43 |
- |
22 |
45 |
3 |
|
5 |
22 |
54 |
0.5 |
22 |
Фляжка СР0449 |
10 |
60 |
- |
35 |
63 |
1 |
|
2 |
35 |
76 |
0.6 |
23 |
Чехол для часов СР0885 |
5 |
85 |
- |
44 |
89 |
1 |
|
2 |
44 |
107 |
0.9 |
24 |
Шкатулка для часов СР0820 |
2 |
175 |
1 |
104 |
184 |
1 |
|
2 |
104 |
221 |
1.1 |
25 |
Косметичка СР0777 |
13 |
102 |
2 |
53 |
107 |
2 |
|
3 |
53 |
94 |
0.8 |
26 |
Маникюрный набор СР0120 |
6 |
74 |
1 |
38 |
78 |
3 |
|
5 |
38 |
10 |
0.7 |
27 |
Футляр для мелочей СР0997 |
8 |
8,07 |
- |
4 |
8.1 |
5 |
|
8 |
4 |
208 |
0.6 |
28 |
Брюки 8192191-56 |
34 |
170 |
4 |
73 |
173 |
1 |
|
2 |
73 |
160 |
1.2 |
29 |
Брюки В23165-56 |
2 |
137 |
2 |
59 |
133 |
- |
|
2 |
59 |
1716 |
1.2 |
30 |
Дубленка Aishin б/н |
2 |
1216 |
- |
569 |
1430 |
- |
|
2 |
569 |
|
1.4 |
∑ |
|
263 |
|
42 |
|
|
62 |
|
|
|
|
|
Пост Часть комм затрат ccfix |
Максимум оборотного капитала коб |
Срок исп кредита (мес) m |
Доля возн менедж w |
Доля переем налог в выр t |
Страх тариф от себ o |
Этал объем кред L0 |
Этал проц ставка RK0 |
Факт проц ставка RK |
Чувс проц став |
Ком затр cc |
|
Рентаб r |
500 |
13807 |
4 |
0.5% |
4% |
0.5% |
4500 |
16% |
15.9% |
0.03 |
1020 |
|
-8.69% |
коб |
квн |
АС |
δ |
ос |
hi |
|
|
|
|
F |
gimax |
gimin |
9500 |
9000 |
3333 |
15% |
500 |
55% |
|
|
|
|
1.2 |
20% |
35% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.0 |
10% |
20% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.8 |
0% |
10% |
[1] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. стр 90.
[2] Там же стр. 91.
[3] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. стр. 12.
[4] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с5.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с. 6.
[8] Там же.
[9] Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика. Учебное пособие. - Н-ск.: изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 2001. с6.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. с.1 96.
[13] Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ЙНФРА-М, 2002. с. 10
[14] Мещеряков А.И. Управление товарным ассортиментом торговой компании.-М.: Маркет дс, 2004. с. 140.