Содержание

I.Теоретическая часть

 

2

Вопрос 26. Методы оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство

2

Вопрос 46. Учет потерь от внутреннего неисправимого брака


8

II Практическая часть

12

Список использованных источников

30

I.Теоретическая часть


Вопрос 26. Методы оценки материально-производственных запасов

при отпуске в производство


В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

-       используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и другое);

-       предназначенные для продажи (готовая продукция товары);

-       используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и другое).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.[1]

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов, могут применяться два варианта исчисления себестоимости запаса:

-       включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

-       включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах. Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы должна применяться организацией в случае, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и тому подобное).

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

-       по себестоимости каждой единицы;

-       по средней себестоимости, чаще по средневзвешенной;

-       по себестоимости первых по времени приобретения материально производственных запасов – метод ФИФО;

-       по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов – метод ЛИФО.

В течение отчетного года в качестве учетной политики может применяться один из перечисленных выше методов.

Применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими вариантами:[2]

-       исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);

-       путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники. Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов должен раскрываться в учетной политике.


Метод ФИФО (первое поступление – первый отпуск) при отпуске материалов ориентирован на цену первого приобретения. В общепринятом понимании применение его предпочтительно в ситуации, когда цены к концу отчетного периода падают и для потребителя более целесообразным является включение в себестоимость продукции материалов по первой цене, более высокой. Следовательно, изначальные, более высокие издержки по их заготовлению перекладываются на потребителя, а в балансе запасы учитываются по оценке на дату его составления, чем подтверждается один из определяющих принципов рыночной экономики – принцип реальности оценки отдельных видов имущества.

Метод ФИФО применим на предприятиях любой организационно-правовой формы собственности, так как в его основе лежит учет движения стоимости материально-производственных запасов, а не физическое их движение в натуральных показателях по срокам поступления.

Метод ЛИФО (последнее поступление – первый отпуск) заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях роста цен, то, придерживаясь упомянутого выше подхода, она должна в своей учетной политике формирования цен на отпускаемую продукцию исходить из целесообразности включения в ее себестоимость материалов по последней самой высокой цене покупки.

В странах с развитой рыночной экономикой при списании материалов используется еще метод НИФО, согласно которому в издержки включается себестоимость не последней покупки, а следующей за датой последнего приобретения. Другими словами, при данном методе следующая партия на приход относится первой на себестоимость изготовляемой продукции.

Каждый из рассмотренных методов оценки материально-производственных запасов имеет свои достоинства и недостатки. Выбор метода определяется его влиянием на валюту баланса (исходя из принципа его реальности), отчет о прибылях и убытках (в части формирования финансового результата), налоговые платежи (прежде всего налога на прибыль) и решения, принимаемые администрацией (в части стратегии развития). В связи с этим при определении учетной  политики наряду с выбором соответствующего метода оценки материально-производственных запасов не меньшее, если не большее значение приобретает учет последствий изменения отдельных методов оценки.

Для малых предприятий более предпочтителен метод оценки по средней (средневзвешенной) себестоимости, согласно которому каждая единицы (вид, группа) материально-производственных запасов, списанная на производство или оставшаяся в остатке, оценивается по стоимости, полученной путем деления суммы остатка и прихода на их количество. Тем самым признается, что простота расчета в условиях малого предприятия рассматривается как основное достоинство данного метода.

Использование компьютерных технологий при большой номенклатуре и поступлении материально-производственных запасов от разных поставщиков и по разным ценам позволяет значительно снизить трудоемкость исчисления их себестоимости при отпуске в производство.

В то же время следует учитывать, что при применении одного и того же метода оценки списания таких запасов может быть получен различный конечный результат, если исходной базой для расчета было структурное подразделение или предприятие в целом. Такой подход важно учитывать для целей финансового и управленческого учета. Необходимость в таком разделении существует на средних и крупных предприятиях, где запасы распределены по нескольким складам и их учет ведется в целом по предприятию. Для целей же финансового учета списание себестоимости целесообразно вести по каждому структурному подразделению, представленному как самостоятельное юридическое лицо и ведущему обособленный бухгалтерский учет.

Расчеты списания материалов по способам средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО

№ п/п

Содержание операции

Кол-во (кг)

Покупная цена

Сумма, руб.

 

Исходные данные

 

 

 

1

Остаток на 1 января

1000

5,00

5 000

2

Поступило в январе:

 

 

 


Первая партия

6 000

10,0

60 000


Вторая партия

4 000

12,0

48 000


Третья партия

20 000

20,0

400 000


Итого поступило за январь

30 000


508 000


Всего с остатком на начало месяца

31 000


513 000

3

Отпущено в январе:





-на производство

16 000




-на продажу

1 000




-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000




Итого отпущено

22 000



4

Остаток на 1 февраля

9 000



Списание материала по способу средней себестоимости

5

Средняя цена в январе:

513000 : 31000 = 16,55




6

Итого списывается в январе (п.3)




7

В том числе:





-на производство

16 000

16,55

2648 00


-на продажу

1 000

16,55

16 550


-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

16,55

82 750


Итого

22 000


364 100

8

Остаток на 1 февраля

9 000

16,55

148 900

Списание материала по способу ФИФО

9

Израсходовано в январе





В том числе:





-по цене остатка на начало месяца

1 000

5,0

5 000


-по цене первой партии

6 000

10,0

60 000


-по цене второй партии

4 000

12,0

48 000


-по цене третьей партии

11 000

20,0

220 000


Итого списывается

22 000

15,14

333 000


В том числе





-на производство (с учетом округлений)

16 000

15,14

242 160


-на продажу

1 000

15,14

15 140


-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

15,14

75 700


Итого (с учетом округлений)

22 000

15,145

333 000

10

Остаток на 1 февраля

9 000

20,0

180 000

Списание материала по способу ЛИФО

11

Израсходовано в январе





-по цене третьей партии

20 000

20,

400 000


-по цене второй партии

2 000

12,0

24 000


Итого списывается

20 000

19,27

424 000

12

В том числе:





-на производство (с учетом округлений)

16 000

19,27

308 380


-на продажу

1 000

19,27

19 270


-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

19,27

96 350


Итого (с учетом округлений)

22 000

19,27

424 000


Остаток на 1 февраля

9 000

9,89

89 000


Стоимость отпущенных (списываемых) материалов по способам ФИФО и ЛИФО может определяться упрощенно, расчетным способом, когда вначале устанавливается стоимость материала, переходящая на следующий месяц, а остальная сумма списывается в отчетном месяце.

№ п/п

Содержание операции

ФИФО

ЛИФО

Кол-во

Цена

Сумма

Кол-во

Цена

Сумма

1

Остаток материала на 1 февраля

9 000

20,0

180 000

1 000

5,0

5 000

6 000

10,0

60 000

2 000

12,0

24 000


Итого

9 000

20,

180 000

9 000

9,89

89 000

2

Материалы, посту-пившие в январе,

с добавлением ос-татка на 1 января

31 000


513 000

31 000


513 000


Материалы, под-лежащие списа-нию в январе(п.2 – п.1)

22 000


333 000

22 000


424 000



Вопрос 46. Учет потерь от внутреннего неисправимого брака

Браком в производстве считаются продукция, изделия, полуфабрикаты, детали, работы, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы после устранения обнаруженных дефектов.

В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимый брак — это изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые могут быть использованы по прямому назначению после исправления дефектов, причем их исправление технически возможно и экономически целесообразно.

Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, то есть в тех случаях, когда исправление брака потребует затрат, превышающих затраты на изготовление новой продукции вместо бракованной. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции.

В зависимости от места обнаружения брака различают брак внутренний и внешний. Внутренним считают брак, обнаруженный в организации до отправки покупателю. Внешним называется брак, обнаруженный после отпуска продукции покупателю. При выявлении брака работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки.

Неисправимый брак, кроме того, оформляется актом о браке или ведомостью о браке, в которой фиксируется несколько фактов брака.

В акте указывается:

-       характеристика брака, его причина;

-        количество забракованной продукции;

-        виновник брака;

-       себестоимость брака;

-       суммы, подлежащие взысканию с виновников брака;

-       потери от брака;

-       отметка цеха-получателя или склада о приемке забракованной продукции.

Акт составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака – за счет виновных лиц или за счет производства.

Потери от неисправимого брака исчисляют вычитанием из его себестоимости стоимости забракованных изделий по ценам возможного использования и сумм, удерживаемых с виновников брака.

Себестоимость внутреннего окончательного брака складывается из фактических затрат по установленным статьям расходов, за исключением затрат по следующим статьям:

-       Расходы на подготовку и освоение производства;

-       Общехозяйственные расходы;

-       Потери от брака;

-       Прочие производственные расходы.

В организациях с большой номенклатурой изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости.

В себестоимость внутреннего неисправимого (окончательного) брака, происшедшего по вине поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, включая также долю общезаводских расходов в процентном отношении по утвержденному плану и заработной плате производственных рабочих, начисленной за операции до момента обнаружения окончательного брака.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет потерь от брака ведется с использованием счета 28 "Брак в производстве". По дебету счета 28 учитывается стоимость неисправимого брака, а также затраты по исправлению брака. [3] По кредиту счета 28 отражаются суммы, уменьшающие потери от брака, в частности, стоимость бракованной продукции, оприходованной по цене возможного использования, суммы, взыскиваемые с виновников брака, суммы, взыскиваемые с поставщиков недоброкачественных материалов, при использовании которых допущен брак.

Невозмещаемые суммы потерь от брака включаются в себестоимость тех видов продукции, по которым выявлен брак. Если в том периоде, в котором выявлен брак, данный вид продукции не производился, то суммы потерь от брака распределяются по видам продукции как общепроизводственные расходы.

Потери от внутреннего брака отражаются в составе затрат того месяца, в котором выявлен брак. Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.

Учет неисправимого внутреннего брака оформляется бухгалтерскими проводками:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.       

Определена себестоимость окончательного забракованной основной продукции предприятия

28

20

2.       

Поставлены на учет материалы, извлеченные из окончательно забракованной продукции (по цене возможного использования)

10

28

3.       

Потери от брака включены в себестоимость продукции основного производства

20

28

4.       

Отнесены на себестоимость продукции вспомога-тельных производств суммы потерь от брака

23

28

5.       

Потери от брака, выявленные в обслуживающих производствах и хозяйствах, включены в себестоимость их продукции, работ и услуг

29

28

6.       

Списана на виновных сумма материального ущерба от брака, допущенного в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг

73

28

7.       

По выявленному браку предъявлена претензия виновной организации

76

28

Пример:

При производстве продукции выявлен неисправимый брак партии изделий, причиной которого явилось использование некачественных материалов. Затраты на изготовление бракованной продукции составили:

Стоимость израсходованных материалов – 25 000 рублей;

Заработная плата – 15 000 рублей;

Сумма ЕСН – 5 340 рублей;

Доля общепроизводственных расходов – 7 500 рублей

Цена возможной реализации бракованной продукции составляет 20 000 рублей

Поставщику некачественных материалов выставлена претензия, сумма, предъявленная к взысканию, составляет 10 000 рублей.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.                 

Отражена себестоимость бракованной продукции

(25 000 + 15 000 + 5 340 + 7 500)

52 840

28

20

2.                 

Бракованная продукция оприходована по цене возможной реализации

20 000

43

28

3.                 

Начислена сумма, подлежащая взысканию с поставщика

10 000

76

28

4.                 

Потери от брака включены в себестоимость продукции

(52 840 – 20 000 – 10 000)

22 840

20

28

II Практическая часть


Составить в соответствии с вариантом таблицу с остатками по счетам на начало месяца (таблица 1). По счету 80 «Уставный капитал» входящий остаток равен разнице между суммой хозяйственных средств и суммой источников образования хозяйственных средств предприятия. Исходные данные приведены в методических указаниях; вариант соответствует первой букве фамилии студента.

Заполнить журнал хозяйственных операций за месяц, выполнить необходимые расчеты к операциям.

Открыть счета синтетического учета, определить обороты и остатки на конец месяца. К счетам 43, 44, 90 открыть аналитические счета по шифрам заказов. На схемах указать наименование счета и номер операции.

Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам, открытым в работе.


Таблица 1 – Остатки по счетам на начало месяца

Код счета

Наименование счета

Сумма, тыс.руб.

01

Основные средства

103 000

01.9

Специальные инструменты, приспособления, производственный инвентарь

9 030

02

Амортизация основных средств

35 300

02.9

Амортизация специальных инструментов, приспособлений, производственного инвентаря

3 930

10

Материалы

84 000

16

Отклонение в стоимости материальных ценностей

4 200

50

Касса

106

51

Расчетные счета

19 505

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1 890

68

Расчеты по налогам и сборам

290

69.2

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (субсчет – расчеты по пенсионному обеспечению)

515

71

Расчеты с подотчетными лицами

109

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

623

80

Уставный капитал

137 057

83

Добавочный капитал

14 550

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – Кредит

23 500

96

Резервы предстоящих расходов

1 295


Таблица 2 – Журнал хозяйственных операций промышленного

  предприятия за январь 2005 г.

№ п/п

Содержание операции

Сумма, тыс.руб.

Корресп.счетов

Дебет

Кредит

1                

Начислена амортизация основных средств за отчетный период:

а) производственного оборудования

б) здания цехов и хозяйственного инвентаря

в) здания заводоуправления



1 690

850

460



25.1

25.2

26



02

02

02

2                

Счет-фактура поставщика за поступившие материалы:

а) стоимость материалов по ценам поставщика – 16 500 тыс.руб.

в т.ч. НДС – 18%   (16 500 * 0,18 : 1,18 = 2 516,95)

(16 500 – 2 516,95 = 13 983,05)

б) ж.-д. тариф – 1 500 тыс.руб.

в т.ч. НДС 18%     (1 500 * 0,18 : 1,18 = 228,81)

(1 500 – 228,81 = 1 271,19)



13 983,05

2 516,95



1 271,19

228,81




10

19



15

19



60

60



60

60

3                

Оплачены подотчетным лицом расходы по доставке материалов с ж.-д. станции до склада

НДС - 18%     (48 * 0,18 = 8,64)

(48 + 8,64 = 56,64)


48

8,64



15

19



71

71

3.1

Списано отклонение от учетных цен по поступившим материалам на сумму ТЗР[4]

1 319,19

16

15

4                

Израсходованы материалы на:

а) заказ №1

б) заказ №2

в)содержание производственного оборудования

г)содержание цехов

д)содержание заводоуправления


30 000

27 500

8 000

950

550


20.1

20.2

25.1

25.2

26


10

10

10

10

10

5                

Счет-фактура поставщика за поступившие инвентарь и хозяйственные принадлежности:

а) стоимость по ценам поставщика

б) НДС – 18%   (1 600 * 0,18 = 288)

(1 600 + 288 = 1 888)



1 600

288



10

19



60

60

6                

Переданы в эксплуатацию на нужды цеха инвентарь и хозяйственные принадлежности

820

25.2

10

7                

Начислена амортизация:

а) спец.инструментов и приспособлений

б) производственного инвентаря цехов

в) производственного инвентаря заводоуправления


85

115

90


25.1

25.2

26


02.9

02.9

02.9

8                

Оплачены счета поставщиков за материалы, инвентарь и хоз.принадлежности (операции 2 и 5)

(16 500 + 1 500 + 1 888 = 19 888)

19 888

60

51

9                

Начислена заработная плата:

а) рабочим за изготовление заказа №1

б) рабочим за изготовление заказа №2

в) цеховому персоналу

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудованием

д) служащим и ИТР заводоуправления

е) рабочим вспомогательного производства

Итого: 6 500 тыс.руб


1 800

2 000

800

750


650

500


20.1

20.2

25.2

25.1


26

23


70

70

70

70


70

70

10            

Образован резерв на оплату отпусков рабочих:

а) занятых изготовление заказа №1

б) занятых изготовлением заказа №2

в) вспомогательного производства

г) занятых обслуживанием оборудования

д) занятых обслуживание цехов

е) занятых общехозяйственными работами


240

310

100

190

130

110


20.1

20.2

23

25.1

25.2

26


96

96

96

96

96

96

11            

Начислена заработная плата за время отпуска:

а) рабочим основного производства

б) управленческому персоналу цехов

в) ИТР и служащим заводоуправления

Итого: 1 240


705

355

180


96

96

96


70

70

70

12            

Из заработной платы удержаны:

а) НДФЛ (13%)

((6 500 + 1 240) * 0,13 = 1 006,20)

б) суммы по исполнительным листам

в) остатки подотчетных сумм

(109 – 56,64 = 52,36)


1 006,20


95

52,36


70


70

70


68


76

71

13            

Начислен ЕСН (взнос) по ставке 26%[5]:


-в Фонд социального страхования (ФСС) - 3,2%:

а) рабочим за изготовление заказа №1

(1 800 * 0,032 = 57,6)

б) рабочим за изготовление заказа №2

(2 000 * 0,032 = 64,0)

в) цеховому персоналу        (800 * 0,032 = 25,6)

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудования                       (750 * 0,032 = 24,0)

д) служащим и ИТР заводоуправления

(650 * 0,032 = 20,8)

е) рабочим вспомогательного производства

(500 * 0,032 = 16,0)

ж) работникам за время отпуска;

(1240 * 0,032 = 39,68)




57,60


64,0


25,60

24


20,80


16


39,68




20.1


20.2


25.2

25.1


26


23


96





69.1


69.1


69.1

69.1


69.1


69.1


69.1



-в Федеральный бюджет – 6%

(20% – ПФР) = 6%)

а) рабочим за изготовление заказа №1

(1 800 * 0,06 = 108,0)

б) рабочим за изготовление заказа №2

(2 000 * 0,06 = 120,0)

в) цеховому персоналу    (800 * 0,06 = 48,0)

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудования                   (750 * 0,06 = 45,0)

д) служащим и ИТР заводоуправления

(650 * 0,06 = 39,0)

е) рабочим вспомогательного производства

(500 * 0,06 = 30,0)

ж) работникам за время отпуска;

(1240 * 0,06 = 74,4)



108


120


48

45


39


30


74,40




20.1


20.2


25.2

25.1


26


23


96




69.2


69.2


69.2

69.2


69.2


69.2


69.2



-в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 2,8%

(федеральный – 0,8%; территориальный – 2,0%):

а) рабочим за изготовление заказа №1

(1 800 * 0,028 = 50,4)

б) рабочим за изготовление заказа №2

(2 000 * 0,028 = 56,0)

в) цеховому персоналу       (800 * 0,028 = 22,4)

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудования                      (750 * 0,028 = 21,0)

д) служащим и ИТР заводоуправления

(650 * 0,028 = 18,2)

е) рабочим вспомогательного производства

(500 * 0,028 = 14,0)

ж) работникам за время отпуска;

(1240 * 0,028 = 34,72)




50,40


56


22,40

21


18,20


14


34,72




20.1


20.2


25.2

25.1


26


23


96





69.3


69.3


69.3

69.3


69.3


69.3


69.3


14            

Начислен взнос в ФСС на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве – (тариф – 0,2 %, класс - I )[6]

а) рабочим за изготовление заказа №1

(1 800 * 0,002 = 3,6)

б) рабочим за изготовление заказа №2

(2 000 * 0,002 =4,0)

в) цеховому персоналу          (800 * 0,002 = 1,6)

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудования                         (750 * 0,002 = 1,5)

д) служащим и ИТР заводоуправления

(650 * 0,002 = 1,3)

е) рабочим вспомогательного производства

(500 * 0,002 = 1,0)

ж) работникам за время отпуска

(1 240 * 0,002 = 2,48)




3,60


4


1,6

1,5


1,3


1,0


2,48





20.1


20.2


25.2

25.1


26


23


96




69.1


69.1


69.1

69.1


69.1


69.1


69.1

15            

Начислен взнос в ПФР на обязательное пенсионное страхование – 14%[7]:

а) рабочим за изготовление заказа №1

(1 800 * 0,14 =252)

б) рабочим за изготовление заказа №2

(2 000 * 0,14 = 280)

в) цеховому персоналу          (800 * 0,14 = 112)

г) рабочим, занятым обслуживанием оборудования                         (750 * 0,14 = 105)

д) служащим и ИТР заводоуправления

(650 * 0,14 = 91)

е) рабочим вспомогательного производства

(500 * 0,14 = 70)

ж) работникам за время отпуска

(1 240 * 0,14 = 173,6)



252


280


112

105


91


70


173,60




20.1


20.2


25.2

25.1


26


23


96



69.2


69.2


69.2

69.2


69.2


69.2


69.2

16            

Учтены затраты по исправлению бракованных изделий по заказу №2:

а) начислена заработная плата рабочим за исправление брака

б) начислен ЕСН и другие аналогичные платежи:

-Федеральный бюджет – 6%

-ПФР – 14%

-ФСС – 3,2%

-ФОМС – 2,8%

-ФСС – 0,2%


в) материалы, израсходованные на исправление бракованных изделий, списаны отклонения по израсходованным материалам

г) доля затрат на содержание и эксплуатацию оборудования

д) доля общепроизводственных расходов



200



12

28

6,4

5,6

0,4


140

11,04


60


40



28



28

28

28

28

28


28

28


28


28



70



69.2

69.2

69.1

69.3

69.1


10

16


25.1


26

17            

Из заработной платы рабочих удержано за допущенный брак

90

70

28

18            

По окончании месяца списываются потери от брака по заказу №2

413,44

20.2

28

19            

Списаны отклонения от учетных цен по израсходованным материалам:

а) заказ №1

б) заказ №2

в) на содержание оборудования

г) на содержание цехов

д) на содержание заводоуправления



2 467,08

2 262,87

656,78

77,27

44,15



20.1

20.2

25.1

25.2

26



16

16

16

16

16

20            

Получено в кассу для выплаты заработной платы, отпускных сумм и оплаты хозяйственных расходов

6 800

50

51

21            

Выплачена заработная плата и отпускные

5 800

70

50

22            

Депонирована не полученная в срок заработная плата      (6 800 – 5 800 = 1 000)

1 000

70

76

23            

Распределены и списаны расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования:

а) заказ №1

б) заказ №2



6 904,97

4 603,31



20.1

20.2



25.1

25.1

24            

Распределены и списаны общепроизводственные расходы:

а) заказ №1

б) заказ №2



2 252,57

1 699,30



20.1

20.2



25.2

25.2

25            

Распределены и списаны общехозяйственные расходы:

а) заказ №1

б) заказ №2



1 159,64

874,81



20.1

20.2



26

26

26            

Выпущена из производства и оприходована на склад готовая продукция по плановой себестоимости:

а) заказ №1 (50 изделий по 800 тыс.руб.)

б) заказ №2 (60 изделий по 650 тыс.руб.)




40 000

39 000




43.1

43.2




20.1

20.2

27            

Списаны отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой себестоимости:

а) заказ №1

б) заказ №2



5 295,86

1 187,73



43.1

43.2



20.1

20.2

28            

Реализована готовая продукция покупателям:

а) выручка от продаж по рыночным ценам:

-          заказ №1 (45 изделий по 1 100 тыс.руб)

-          заказ №2 (52 изделия по 800 тыс.руб.)

б) сумма НДС (18%), предъявленная покупателю:

-          заказ №1

-          заказ №2



49 500

41 600


7 550,85

6 345,76



62

62


90.3

90.3



90.1

90.1


68

68

29            

Списана плановая себестоимость проданной продукции:

а) заказ №1

б) заказ №2


36 000

33 800



90.2

90.2



43.1

43.2


30            

Списаны отклонения фактической себестоимости от плановой по проданной продукции:

а) заказ №1

б) заказ №2



4 766,4

1 029,08



90.2

90.2



43.1

43.2

31            

Начислены рабочим по упаковке и погрузке продукции (заказ №2):

а) заработная плата

б) ЕСН и прочие обязательные страховые взносы:

-Федеральный бюджет – 6%

-ФСС - 3,2%

-ФОМС – 2,8%

-ПФР – 14%

-ФСС – 0,2%

Итого: 74,67



285


17,10

9,12

7,98

39,9

0,57



44.2


44.2

44.2

44.2

44.2

44.2



70


69.2

69.1

69.3

69.2

69.1

32            

Израсходованы материалы на упаковку продукции (заказ №2)

425

44.2

10

33            

Счет автотранспортного предприятия: расходы по доставке продукции на станцию отправления (заказ №2) – 390 тыс.руб.:

а) сумма по счету

б) в том числе НДС – 18%

Итого: 390,0




330,50

59,50




44.2

19




60

60

34            

Списаны расходы по продажам

(операции 31, 32, 33)

(285 + 74,67 + 425 + 390 = 1 174,67)


1 115,17


90.2


44.2

35            

Определен финансовый результат:

а) заказ №1 - Прибыль

б) заказ №2 - Убыток


1 182,75

690,01


90.9

99.2


99.1

90.9

35.1

Начислен налог на прибыль

(1182,75 – 690,01) * 0,24 = 118,26

118,26

99

68

36            

Поступили на расчетный счет платежи от покупателей продукции:

а) заказ №1

б) заказ №2



49 500

41 600



51

51



62

62

37            

Отражена определенная по специальному расчету сумма НДС, подлежащая налоговому вычету


3 101,90


68


19

38            

Выписка из расчетного счета. Платежные поручения на перечисление:

а) НДС в бюджет

б) НДФЛ

в) ЕСН:

-ФСС

-Федеральный бюджет

-ФОМС


г) авансовых платежей налога на прибыль по ставке 24%

д) взноса в ФСС на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (0,2%)

е) взноса в ПФР на обязательное пенсионное страхование (14%)

Итого: 14 074,12



10 794,71

1 006,20


263,20

493,50

230,30


118,26


16,45


1 151,50




68

68


69.1

69.2

69.3


68


69.1


69.2




51

51


51

51

51


51


51


51










01 – Основные средства

Сн= 103 000


-

-

Ск= 103 000





01.9 – Специальные инструменты, приспособления, производственный инвентарь

Сн= 9 030


-

-

Ск= 9 030




02. – Амортизация основных средств


Сн= 35 300

1)3000

-

3000


Ск=38 300




02.9 – Амортизация специальных инструментов, приспособлений, производственного инвентаря


Сн= 3930

7)290

-

290


Ск =4 220



10 - Материалы

Сн= 84 000

2)13983,05

5)1600

4)67 000

6)820

16)140

32)425

15583,05

68385

Ск=31 198,05




15 – Заготовление и приобретение материальных ценностей

2)1271,19

3)48

3.1.) 1319,19

1319,19

1319,19

-

-



16 – Отклонение в стоимости материальных ценностей

Сн=4 200

3.1)1319,19

16)11,04

19)5 508,55

1 319,19

5 519,19

-

-



19 – НДС по приобретенным ценностям

2)2516,95

228,81

3)8,64

5)288

33)59,5

37)3101,9

3101,9

3101,9

-




28 – Брак в производстве

16)503,44

17)90

18)413,44

503,44

503,44

-

-



44.2 – Расходы на продажу – Заказ №2

31)359,67

32)425

33)330,5

34)1115,17

1 115,17

1 115,17

-

-





20.1 – Основное производство –

Заказ №1

4)30000

9)1800

10)240

13)57,6

108

50,4

14)4,6

15)252

19)2467,08

23)6904,97

24)2252,57

25)1159,64

26)40000

27)5295,86

45 295,86

45 295,86

-

-



20.2 – Основное производство –

Заказ №2

4)27500

9)2000

10)310

13)64

120

56

14)4

15)280

18)467,44

19)2262,87

23)4603,31

24)1699,30

25)874,81

26)39000

27)1187,73

40 187,73

40 187,73

-

-



25.1 – Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования

1)1690

4)8000

7)85

9)750

10)190

13)24

45

21

14)1,5

15)105

19)656,78

16)60

23)11508,28

11 568,28

11 568,28

-

-



25.2 – Общепроизводственные расходы

1)850

4)950

6)820

7)115

9)800

10)130

13)25,6

48

22,4

14)1,6

15)112

19)77,27

24)3951,87

3 951,87

3 951,87

-

-



23 – Вспомогательное производство

9)500

10)100

13)16

30

14

14)1,0

15)70


731

-

Ск=731




26 – Общехозяйственные расходы

1)460

4)550

7)90

9)650

10)110

13)20,8

39

18,2

14)1,3

15)91

19)44,15

16)40

25)2034,45

2074,45

2074,45

-

-



50 - Касса

Сн=106

20)6800

21)5800

6800

5800

Ск=1106




51 – Расчетный счет

Сн=19 505

36)91100

8)19888

20)6800

38)14074,12

91100

40762,12

Ск=69 842,88


60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками

8)19888

Сн=1 890

2)18000

5)1888

33)390

19888

20278


Ск=2 280



62 – Расчеты с покупателями и заказчиками

28)91100

36)91100

91100

91100

-

-



68 – Расчеты по налогам и сборам

37)3101,9

38)10794,71

1006,2

118,26

Сн=290

12)1006,20

28)7550,85

6345,76

35.1)118,26

15 021,07

15 021,07


Ск=290



69.1 – Расчеты по социальному страхованию

38)263,2

16,45

13)247,68

14)15,48

16)6,4

0,4

31)9,12

0,57

279,65

279,65

-

-



69.2 – Расчеты по пенсионному обеспечению

38)493,5

1151,5

Сн=515

13)464,4

15)1083,6

16)12

28

31)17,1

39,9

1645

1645


Ск-=515



69.3 - Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

38)230,3

13)216,72

16)5,6

31)7,98

230,3

230,3

-

-



70 – Расчеты с персоналом по оплате труда

12)1153,56

17)90

21)5800

22)1000

9)6500

11)1240

16)200

31)285

8043,56

8225


Ск=181,44

71 – Расчеты с подотчетными лицами

Сн=109

3)56,64

12)52,36

-

109

-

-




76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами


Сн=623

12)95

22)1000

-

1095


Ск=1718



80 – Уставный капитал


Сн=138 057

-

-


Ск=138 057




83 – Добавочный капитал


Сн=14 550

-

-


Ск=14 550



84 – Нераспределенная прибыль


Сн=23 500

-

-


Ск=23 500



96 – Резервы предстоящих расходов

11)1240

13)39.68

74,40

34,72

14)2,48

15)173,6

Сн=1 295

10)1080

1564,88

1080


Ск=810,12



90 – Продажи – Заказ №2

28)6345,76

29)33800

30)1029,08

34)1115,17

28)41600

35)690,01

42 290,01

42 290,01

-

-




90 – Продажи – Заказ №1

28)7550,85

29)36000

30)4766,4

28)49500

35)1182,75


49 500

49 500

-

-



99 – Прибыли и убытки

35)690,01

35.1) 118,26

35)1 182,75

858,36

1 129,65


Ск=374,48




43 – Готовая продукция – Заказ №1

26)40000

27)5295,86

29)36000

30)4766,4

45 295,86

40 766,4

Ск=4 529,86





43 – Готовая продукция – Заказ №1

26)39000

27)1187,73

29)33800

30)1029,08

40 187,73

34829,08

Ск=5 358,65










Таблица 3.1 – Счет 20.1 – Основное производство, заказ №1, тыс.руб.


опе-рации

Сырье и материалы

Основная заработная плата про-извод-ственных рабочих

Дополни-тельная за-работная плата произ-водственных рабочих

Отчисле-ния на соци-альные нужды

Расходы на содержа-ние и эксплу-атацию оборудо-вания

Обще-произ-вод-ствен-ные рас-ходы

Обще-хозяй-ствен-ные рас-ходы

Потери от брака

Итого

Кредит

По учет-ной стои-мости

Откло-нение

4

30 000









30 000

10

9



1 800







1 800

70

10




240






240

96

13





216





216

69

14





3,60





3,60

69

15





252





252

69

19


2 467,08








2 467,08

16

23






6 904,97




6 904,97

25.1

24







2 252,57



2 252,57

25.2

25








1 159,64


1 159,64

26

Итого себесто-имость выпуска



30 000



2 467,08



1 800



240



471,60



6 904,97



2 252,57



1 159,64



-



45 295,86



Таблица 3.2 – Счет 20.2 – Основное производство, заказ №2, тыс.руб.


опе-рации

Сырье и материалы

Основная заработная плата про-извод-ственных рабочих

Дополни-тельная за-работная плата произ-водственных рабочих

Отчисле-ния на соци-альные нужды

Расходы на содержа-ние и эксплу-атацию оборудо-вания

Обще-хозяй-ствен-ные рас-ходы

Обще-хозяй-ствен-ные рас-ходы

Потери от брака

Итого

Кредит

По учет-ной стои-мости

Откло-нение

4

27 500









27 500

10

9



2 000







2 000

70

10




310






310

96

13





240





240

69

14





4





4

69

15





280





280

69

18









413,44

467,44

28

19


2 262,87








2 262,87

16

23






4 603,31




4 603,31

25.1

24







1 699,30



1 699,30

25.2

25








874,81


874,81

26

Итого себесто-имость выпуска



27 500



2 262,87



2 000



310



524



4 603,31



1 699,30



874,81



413,44



40 187,73



Таблица 4 – Ведомость распределения расходов по содержанию и

                     эксплуатации машин и оборудования между заказами


Объекты для отнесения расходов

Норма расходов, %

Сумма расходов, тыс.руб.

Заказ №1

60,0

6 904,97

Заказ №2

40,0

4 603,31

Итого

100,0

11 508,28


Таблица 5 – Ведомость распределения общепроизводственных и

                     общехозяйственных расходов

Объекты отнесения расходов

База распределения

Общепроизвод-ственные расходы (25.2)

Общехозяйственные расходы (26)

Основ-ная за-работ-ная пла-та про-извод-ствен-ных ра-бочих

Расходы на содер-жание и эксплуа-тацию оборудо-вания

Всего, тыс.руб.

Сумма, тыс.руб.

В % к базе рас-пре-деле-ния

Сумма, тыс.руб.

В % к базе рас-пре-деле-ния

Заказ №1

1 800

6 904,97

8 704,97

2 252,57

57,0

1 159,64

57,0

Заказ №2

2 000

4 603,31

6 603,31

1 699,30

43,0

874,81

43,0

Итого

3 800

11 508,28

15308,28

3 951,87

100,0

2 034,45

100,0






Таблица 6 – Ведомость списания отклонений в стоимости израсходованных материалов за месяц, тыс.руб.


Показа-тель

Остаток на начало месяца

Поступило за месяц

Итого в наличии

% откло-нений

Отнесено в дебет счетов

Всего

20.1

20.2

25.1

25.2

26

28


Материалы по учет-ным ценам


84 000

15 583,05

99 583,05

100,0

30 000


0,447

27 500


0,41

8 000


0,119

950


0,014

550


0,008

140


0,002

67 140

Отклоне-ния


4 200

1 319,19

5 519,19

5,54

2 467,08

2 262,87

656,78

77,27

44,15

11,04

5 519,19

Итого

88 200


16 902,24

105 102,24

105,54

32467,08

29762,87

8656,78

1027,27

594,15

151,04

72 659,19




Таблица 7 – Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой себестоимости, тыс.руб.


Показатель

Заказ №1

Заказ №2

Итого

Плановая себестоимость продукции

40 000

39 000

79 000

Фактическая себестоимость продукции

45 295,86

40 487,73

85 783,59

Отклонения фактической себестоимости

от плановой:

Экономия (-), Перерасход (+)

+5 295,86

+1 187,73

+6 783,59


Таблица 8 – Определение доли отклонений, относящихся к проданной

                     продукции, тыс.руб.


№ п/п

Показатель

Порядок расчета

Заказ №1

Заказ№2

  1.  

Плановая себестоимость готовой продукции, сданной на склад


Операция 26

40 000

39 000

  1.  

Плановая себестоимость проданной продукции


Операция 29

36 000

33 800

  1.  

Отклонение между фактической и плановой себестоимостью готовой продукции, сданной на склад


Операция 27

5 295,86

1 187,73

  1.  

Отклонение, приходящееся на единицу готовой продукции


Операция 27

Кол-во

105,92

19,79

  1.  

Доля отклонения, относящаяся к проданной продукции


П.4 * Кол-во

4 766,40

1 029,08




Таблица 9 – Оборотная ведомость по счетам синтетического учета


№№ счетов

Наименование счетов

Остаток на 01.06.2005 г.

Оборот за июнь

Остаток на 01.07.2005 г.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

01

Основные средства

103 000

-

-

-

103 000

-

01.9

Специальные инструменты, приспособления, производственный инвентарь

9 030

-

-

-

9 030

-

02

Амортизация основных средств

-

35 300

-

3 000

-

38 300

02.9

Амортизация специальных инструментов, приспособлений, производственного инвентаря

-

3 930

-

290

-

4 220

10

Материалы

84 000

-

15 583,05

68 385

31 198,05


15

Заготовление и приобретение материальных ценностей

-

-

1 319,19

1 319,19

-

-

16

Отклонение в стоимости материальных ценностей

4 200

-

1 319,19

5 519,19

-

-

19

НДС по приобретенным ценностям

-

-

3 101,90

3 101,90

-

-

20

Основное производство

-

-

85 483,56

85 483,59

-

-

23

Вспомогательное производство

-

-

731

-

731

-

25.1

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования

-

-

11 568,28

11 568,28

-

-

25.2

Общепроизводственные расходы

-

-

3 951,87

3 951,87

-

-

26

Общехозяйственные расходы

-

-

2 074,45

2 074,45

-

-

28

Брак в производстве

-

-

503,44

503,44

-

-

43

Готовая продукция

-

-

85 483,59

75 595,48

9 888,11

-

44

Расходы на продажу

-

-

1 115,17

1 115,17

-

-

50

Касса

106

-

6 800

5 800

1 106

-

51

Расчетный счет

19 505

-

91 100

40 762,12

69 842,88

-

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

1 890

19 888

20 278

-

2 280

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

-

-

91 100

91 100

-

-

68

Расчеты по налогам и сборам

-

290

15 021,07

15 021,07

-

290

69.1

Расчеты по социальному страхованию

-

-

279,65

279,65

-

-

69.2

Расчеты по пенсионному обеспечению

-

515

1 645

1 645

-

515

69.3

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

-

-

230,30

230,30

-

-

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

-

8 043,56

8 225

-

181,44

71

Расчеты с подотчетными лицами

109

-

-

109

-

-

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

-

623

-

1 095

-

1 718

80

Уставный капитал

-

138 057

-

-

-

138 057

83

Добавочный капитал

-

14 550

-

-

-

14 550

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-

23 500

-

-

-

23 500

90

Продажи

-

-

91 790,01

91 790,01

-

-

96

Резервы предстоящих расходов

-

1 295

1 564,88

1080

-

810,12

99

Прибыли и убытки

-

-

808,27

1 182,75

-

374,48


Итого:

219 950

219 950

540 505,46

540 505,46

224 796,04

224 796,04


Список использованных источников

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 614с.

2.     Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №207-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год»

3.     Федеральный закон от 1 декабря 2004 №152-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

4.     Бухгалтерский учет материально-производственных запасов – 2004. – Новосибирск: Издательство «РИПЭЛ», 2004. – 78с.

5.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640с.

6.     Краснов Ю.К. Изменение налоговой системы: от проектов до действующих законов.: Налоговая политика и практика, №5 – 2004.

7.     Налог на доходы физических лиц, ЕСН и взносы в ПФР. Новое законодательство в 2005 году. – Новосибирск.: ООО «Талер-пресс», 2005. – 98с.

8.     План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 168с.

9.     Шелемех Н.Н. Изменения в администрировании ЕСН и страховых взносов в связи с принятием федерального закона от 20.07.2004 №70-ФЗ.: Налоговая политика и практика, №9 – 2004.


[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.167.

[2] Бухгалтерский учет материально-производственных запасов – 2004. – Новосибирск: Издательство «РИПЭЛ», 2004. – с.20.

[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.279.

[4] Операция 3.1 введена для того, чтобы списать сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах со счета 15 на счет 16.

[5] С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2004 №70-ФЗ «О внесении изменений в гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Наиболее существенные изменения внесены в ст.241 «Ставка налога» НК РФ. С 1 января 2005 года вводятся новые ставки единого социального налога (максимальная ставка снижена с 35,6 до 26%), изменилось их распределение между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, а также увеличился порог шкалы регрессии до 280 тыс.руб.

[6] Федеральным законом от 01.12.2004 №152-ФЗ внесены изменения в Закон №125-ФЗ в соответствии с которыми страховые тарифы устанавливаются по классам профессионального риска, а не по группам отраслей (подотраслей) экономики, как это было ранее. Федеральным законом от 29.12.2004 №207-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005» установлены тарифы страховых взносов в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. Ставка 0,2% соответствует I классу профессионального риска

[7] Федеральным законом РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ в редакции от 02.12.2004 №157-ФЗ предусмотрен тариф страхового взноса в размере 14% при исчислении налоговой базы до 280 тыс.руб.