Содержание


Введение. 3

Глава I Теоретические аспекты понятия конкуренция. 5

1.1 Понятие конкуренции. 5

1.2 Конкурентное преимущество предприятия. 11

1.3 Роль конкуренции в экономике. 16

Глава II. Конкурентоспособность ЗАО “Колми”. 18

2.1 Характеристика предприятия. 18

2.2 Анализ конкурентов предприятия. 21

2.3 Анализ конкурентного преимущества. 24

Заключение. 27

Список литературы.. 31


Введение

Конкуренция является микроэкономическим термином, который вызывает неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных оте­чественных ученых, покойный профессор В.М. Гальперин, противопоставлял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплано­вые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурса­ми. Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повсе­дневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «со­перничество» как совершенные синонимы.

Попробуем разобраться в этой путанице, люди живут в мире ограниченных ресурсов. Именно поэтому, что греха таить, люди не ангелы (по поводу чего и сокрушался молодой А. В. Кольцов, столкнувший­ся с реалиями жизни, стихотворение которого приведено в эпиграфе). В стрем­лений выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами природы и общества, соперничестве друг с другом, конкуренции. В этом широ­ком смысле можно смело ставить знак равенства между конкуренцией, соперни­чеством и борьбой.

Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей)

Маркетинг — это наука о том, как искать рынок, на котором лучше всего работать, что именно предлагать потребителю, как работать продуктивно и эффективно, удовлетворяя потребности общества.

Конечно, предпринимателю, коммерческой организации, чтобы получать прибыль, необходимо, кроме того, уметь управлять финансами. Маркетинг и финансы — важнейшие области деятельности предприятий и предпринимателей. Именно эти области деятельности наименее освоены российскими предпринимателями, управленческим персоналом российских предприятий. Изучение деятельности предпринимателей и обследование предприятий показывают, что функции управления маркетингом и финансами часто вообще не реализуются. Этого вполне достаточно для банкротства. Во многих некоммерческих организациях наблюдается та же картина, что влечет развал при малейших нарушениях бюджетного финансирования.

Большинство предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и некоммерческих организаций, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение маркетинга, пока, к сожалению, не понимает сущности этой сферы деятельности и знакомо лишь с отдельными функциями маркетинга. Это происходит потому, что маркетинг не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

Целью курсовой работы является углубленное изучение конкуренции и конкурентного преимущества на конкретном предприятии.

Задачей будет:

1. Написание понятия и роли конкуренции и конкурентного преимущества;

2. Провести анализ конкурентов ЗАО КОЛМИ;

3. Выявить конкурентные преимущества предприятия.

Глава I Теоретические аспекты понятия конкуренция.

1.1 Понятие конкуренции.

Как известно, существуют следующие четыре типа рынков, каждому из которых присущи свои проблемы ценообразова­ния:

* чистой конкуренции;

* монополистической конкуренции;

* олигополистической конкуренции;

* чистой монополии.

На рынке чистой конкуренции имеется значительное число покупателей и продавцов некоторого схожего товара. В данном случае ни один из покупателей или продавцов не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на текущий уровень це­ны данного товара. А именно продавцы и покупатели придер­живаются рыночной цены. Роль ценовой политики минимальна.[1]

Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием большого числа продавцов и покупателей, совершаю­щих сделки в широком диапазоне цен. Такой диапазон обуслов­лен наличием значительного числа различных вариантов това­ров и предлагаемых услуг. Учитывая такое разнообразие, покупатель выбирает наиболее приемлемый для него вариант товара и готов платить за него соответствующую цену.

На олигополистическом рынке имеется незначительное чис­ло продавцов. При этом каждый из продавцов очень чувствите­лен к ценовой политике, проводимой конкурентами. На таком рынке никто из конкурентов не может добиться сколько-нибудь существенного улучшения результатов своей предприниматель­ской деятельности за счет изменения цены на товары.

На рынке чистой монополии имеется всего лишь один про­давец. Если цена товаров такого продавца не регулируется госу­дарством, то он вправе назначить самую высокую цену на свои товары. Однако по целому ряду причин продавец ограничивает­ся ценой, обеспечивающей ему получение вполне обоснованной нормы прибыли.

Таким образом, для каждого рынка имеются свои проблемы ценовой политики. Чтобы их эффективно решать, фирме во всех случаях, кроме разве лишь рынка чистой монополии, целесооб­разно иметь обоснованную методику установления исходной це­ны на товары. Надо также построить действенную систему управления ценами.

Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Пор­тер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появ­ления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-замените­лей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; •4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой» (рис. 4).

Рис.4. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)

Другой исследователь, профессор Миллер, определяет соперничество следую­щим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модифи­кация старых продуктов и т. д. Соперничество среди покупателей также принимает множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограни­ченного продукта и т. п.».1 В нашей .повседневной речи мы не делаем никакой раз­ницы между терминами «соперничество», «борьба» или «конкуренция».

Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстракт­ные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или чистая) конкуренция как определенная структура рынка «нечисто» лишена свойств соперничества (как процесса) и это так. Приведем определение чистой конкуренции.

Чистая конкуренция (англ. pure competition) — рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт.

Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается преж­де всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью про­дукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.

Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих ха­рактеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал вышеупомянутый профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке от­сутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследовани­ях (продукт абсолютно однороден); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных Скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде та­кое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.[2]

Однако не следует забывать, что в данной главе мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкурен­цию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание дру­гой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.

Вывод: между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры рынка не существует)

А.теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный читатель заметит, что в учебниках используются разные термины: «совершенная конкуренция» («perfect competition») и «чистая конкуренция» (pure compe­tition). По большому счету, разницы здесь нет. Профессор Р. Билас пишет по данному поводу: «Многие экономисты предпочитают использовать термин "совер­шенная конкуренция", нежели "чистая конкуренция". Совершенная конкуренция подразумевает чистую конкуренцию, но при этом включает и другие характеристи­ки, Чистая же конкуренция подразумевает одно свойство: совершенное отсутствие монополии. В целом, совершенная конкуренция отражает понятие совершенной (беспрепятственной) мобильности ресурсов и совершенной информации. Конку­ренция может быть чистой и совершенной или чистой и несовершенной. С другой стороны, монополия также может быть чистой и совершенной или чистой и несо­вершенной».

Рассмотрим чистую (совершенную) конкуренцию как одну из четырех глав­ных рыночных структур исходя из структурных переменных, проанализирован­ных в предыдущей главе (табл. 2).

Структурные переменные чистой конкуренции. Таблица 2

Институциональные

1)Условия спроса



2)Количество продавцов

3)Количество покупателей

4)Вход в отрасль и выход

Однородная продукция, совершенная информированность Много

Много

Свободный

Поведенческие

5)Целевая функция


6)Стратегическая переменная

7)Ожидания относительно действий соперников

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цены и выпуска


Отсутствуют, так как соперников очень много

Под совершенной информированностью в условиях чистой конкуренции подразумевается не «всеведение», а, скорее, точное знание покупателями и про­давцами свои экономических возможностей. Имеется в виду, что покупатели информированы о ценах на все товары и услуги, которые относятся к принятию решения в области потребления. На чисто конкурентном рынке ни один произ­водитель не способен предложить цену выше, чем другие производители. Так как продукция абсолютно однородна, хорошо информированные покупатели всегда предпочтут иметь дело с теми продавцами, которые предложат наиболее низкие цены. Продавцы, в свою очередь, знают, что информация об уровне цен известна всем заинтересованным яйцам. Поэтому продавцы не станут пытаться установить более высокие цены, так как их клиенты просто уйдут к другим про­давцам. Конечно, в реальной жизни это не совеем так: цены на однородную про­дукцию на рынке со множеством продавцов и покупателей могут несколько отличаться друг от друга. Однако не следует забывать, что мы рассматриваем в данном случае абстрактную микроэкономическую модель, которая отвлекает­ся от несовершенства определенности и единственности рыночной цены реаль­ной жизни.[3]

В реальной жизни даже при совершенной информации цены могут различать­ся, так как покупатели предпочитают платить несколько более высокую цену за продукцию, которая, как они считают, у одних продавцов лучше, чем у других. Но подобные частности мы не принимаем в расчет, чтобы не усложнять наш анализ.

Модель чистой конкуренции имеет чрезвычайно важное теоретическое значе­ние. Как экономическая модель чистая конкуренция не способна совершенно соответствовать реалиям рыночной экономики (ни одна отрасль народного хозяйства ей не соответствует на 100%). Но этого вовсе и не требуется.

Хотя допущения модели чистой конкуренции не полностью описывают ха­рактеристики какой-то определенной отрасли, тем не менее данная модель охва­тывает наиболее существенные черты многих экономических сил, которые дей­ствуют на реальных рынках.

1.2 Конкурентное преимущество предприятия.

Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. При этом решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен и то, как поведут себя предприятия-конкуренты под воздей­ствием предпринимаемых шагов. По данному критерию выделяют следующие типы рынков: Чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой, или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.[4]

Особенности рынка чистой конкуренции. Исследование структур рынка необходимо начать с чистой кон­куренции, так как знание ее механизмов имеет важное аналитичес­кое значение для выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка. Рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой   конкуренции характерен целый ряд уже знакомых нам признаков.

Прежде всего речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизованная, однородная продукция.

Кривые спроса отрасли и предприятия. Проанализируем рынок чистой конкуренции во взаимосвязи с ценой спроса. Следует обратить внимание на то, что эта цена раз­лична для всей совокупности товаропроизводителей (на уровне отрасли) и для каждого из них (на уровне отдельно взятого предпри­ятия). Как известно, цена на рынке определенного продукта устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей. Общее состояние спроса находит свое выражение в том, что кривая общего (отраслевого) спроса обладает эластич­ностью по цене. Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, что указывает на зависимость объемов производства от цены, устанавливаемой в результате конкуренции всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.[5]

На рис. 2 представлены две кривые спроса. Одна из них Сотрасл выражает зависимость изменения величины общего спроса отдинамики цен на отдельном отраслевом рынке, другая кривая Спредпр представляет совершенную эластичность спроса на данный вид продукций для отдельно взятого предприятия.

Рис 2. Кривая отраслевого спроса и спроса отдельного предприятия.

Горизонтальное по­ложение данной кривой указывает на отсутствие возможности у отдельного предприятия влиять на изменение рыночной цены. Данное обстоятельство вызвано тем, что сколько бы ни расширяло предприятие выпуск продукции, его доля на рынке остается недостаточной для того, чтобы повлиять на цену, вызвать ее изменение. Поэтому и кривая спроса, располагаясь горизонтально, свидетель­ствует о том, что цена спроса для предприятия является постоянной и заданной рынком величиной.

 1. Предприятие в условиях чистой конкуренции не может оказать вли­яния на рыночную цену, так как, изменяя объемы выпуска продукции, оно не может повлиять на общую массу предлагаемой продукции ввиду того, что его доля в общем выпуске продукции отраслью малозначительна. Поэ­тому для отдельно взятого предприятия цена есть величина заданная. В связи с тем, что цена спроса выступает для товаропроизводителя дохо­дом, кривая спроса предприятия характеризуется совершенной эластич­ностью.

2. Так как каждая последующая единица продается по одной и той же цене, то у предприятия-конкурента цена, средний доход и предельный доход равны между собой. Предельный доход — это доход, получаемый от реализации каждой последующей (дополнительной) единицы продукции. Поэтому валовой доход равномерно возрастает по мере увеличения выпус­ка продукции на каждую последующую единицу, т.е. он находится в ли­нейной функциональной зависимости от цены (среднего, предельного до­хода).

3. В процессе хозяйственной деятельности в зависимости от складыва­ющейся ситуации предприятие решает задачу или максимизации прибыли, или минимизации убытков, или прекращения своей деятельности. Ре­шение этих задач может осуществляться на основе как валовых, так и " предельных величин, но всегда речь идет о выявлении валового дохода и общих издержек.

4. Предприятие максимизирует прибыль путем определения такого объема выпуска продукции, который обеспечивает наибольшую разность между валовым доходом и общими издержками. Если предприятие несет убытки, то оно также определяет объем производства, который обеспечит наименьшую разность между общими издержками и валовым доходом, т.е. в этом случае общие издержки больше валового дохода. Предприятие минимизирует убытки до тех пор, пока они остаются меньше постоянных

У издержек. Как только убытки превысят величину последних, предприятие решает проблему своего закрытия. Можно сказать, что предприятие мини-

Минимизирует убытки до тех пор, пока валовой доход (выручка) превышает переменные издержки.

5. Максимизацию прибыли и минимизацию убытков предприятие может осуществлять и на основе предельных величин: равенства предельного дохода предельным издержкам. При продаже каждой последующей единицы предельный доход превышал предельные издержки. Как только предельные издержки превысят, предельный доход, общая масса прибыли станет убывать. Поэтому предприятие прекращает наращивание объема выпуска и получает максимум (прибыли при том объеме производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу. При данном объеме выпуска разность между ценой (средним доходом) и средними общими издержками будет наибольшей. Эта разность, умноженная на объем производства продукции, равна максимальной совокупной прибыли.

6. Когда средние общие издержки становятся больше цены (среднего дохода), предприятие терпит убытки. Однако это не значит, что его необходимо закрывать. Предприятие будет минимизировать убытки до тех пор, пока средние издержки превышает средние переменные издержки. При достижении их убытки станут равны величине средних постоянных издержек. К этой ситуации предприятие может продолжать свою деятельность или приостановить ее, но в любом случае оно будет нести убытки, равные постоянным издержкам. Объем, при котором предприятие несет минимальные убытки, определяется равенством опять-таки (как и при максимизации прибыли) предельного дохода и предельных издержек.

7. Предприятие приостанавливает свою деятельность (закрывается), если при объеме производства, обеспечивающем равенство предельного дохода предельным издержкам, цена не покрывает средних переменных, издержек, а следовательно, суммарные убытки превышают величину полных постоянных издержек.

1.3 Роль конкуренции в экономике.

Капиталистическая экономика по своей сущности глубоко индивидуалистична. Основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу почти граничащую с произволом.

Так, господство частной собственности означает, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом. При этом, если не нарушен закон/никто не вправе запретить владельцу распорядиться своей собст­венностью даже в ущерб общим интересам. Так, распространенная проблема при строительстве транспортных магистралей на Западе, а в будущем, видимо, и в России свя­зана с правом частной собственности на землю. Достаточно владельцу отказаться продать свой участок и газопровод или железная дорога вынуждены будут сделать огромный крюк в обход его земель.

Свобода предпринимательства дает индивидууму право приобретать ресурсы и организовывать производства по своему усмотрению. Предприниматель сам решает что имен­но, в. каких количествах и с помощью каких технологий будет производиться. И его ошибочные решения столь же неукосни­тельно исполняются, как и решения верные.

Обладает суверенитетом и потребитель. Его поведе­ние не ограничено какими-либо "нормами потребления". Кар­точки или талоны на приобретение товаров в странах с ры­ночной экономикой почти неизвестны. Они вводились здесь только в периоды больших войн. В обычное же время все определяется исключительно желаниями и платежеспособно­стью самого потребителя.

Общей нормой поведения, а не случайным отклонени­ем от правила в рыночной экономике является приоритет лич­ного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно и, следовательно, любые процессы в хо­зяйстве начинают происходить только тогда, когда они соот­ветствуют интересам достаточно могущественных групп лю­дей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.

Наконец, ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчи­нить их своему контролю. Конечно, государство и в условиях рынка вмешивается в экономику, причем во многих случаях это вмешательство имеет значительные масштабы однако, ни в одной рыночной экономике важнейшие параметры функ­ционирования экономики - объем производства, его структура, уровень цен и т.п. - не устанавливаются государством сверху.[6]

Индивидуализм капиталистической экономики лежит в основе одновременно и сильных, и слабых ее сторон.

Именно на почве индивидуализма развивается инициа­тива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости экономики и энергичного научно-технического прогр­есса.

Действительно, в каждой стране не узкая группа чинов­ников и экспертов, а сотни тысяч предпринимателей непрер­ывно пристально изучают рынок, выискивая, какое именно усовершенствование существующих товаров и услуг может привлечь покупателей. Или какая новинка вызовет у них одобрение. Частная собственность и свобода предпринима­тельства обеспечивают руководителям предприятий Право на риск. Более того, если найдены источники финансирования, а бизнес не является противозаконным, то возможность на практике проверить свои идеи открывается практически перед любым человеком. А коммерческий успех, выпадающий на до­лю удачливых новаторов, обеспечивает сильнейшую мотива­цию такого рода деятельности.

Глава II. Конкурентоспособность ЗАО “Колми”.

2.1 Характеристика предприятия.

ЗАО Колми занимается продажей запасных частей для автотранспорта, предприятие образовалась в результате объединения двух капиталов, господина Мишина Н.Е. и Винокурова М.Н.

Уставной капитал фирмы составляет 7347,2 тыс. рублей, в т.ч.:

·                 личные денежные вклады: 2795 тыс. руб., что составляет 38 % от УК;

·                 стоимость имущества членов организации арендаторов — 4532,2 тыс. руб., что составляет 62 % УК.

За четыре года существования организация имела прибыль 3150тыс.рублей. По результатам деятельности 2003 года предприятие обеспечила рост дохода на 10% по сравнению с 2002 года, предприятие является рентабельной и перспектива роста до 2010 года составит 50% от нынешней стоимости активов.

ЗАО Колми расчетный счет 1467867 в акционерно-коммерческом банке «Муниципальный», корсчет 700161328 в ГУ Госбанка РФ по Хабаровскому краю, ИНН 4345000930, код ОКПО 07509111, БИК 043304728, код ОКОНХ 71311, 80100, 14720, 14651.

635687 город Хабаровск ул.. Хабарова 24 ЗАО Колми.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, исходя из организационно-правовой формы общество ограниченной ответственности, данное предприятие находится в собственности нескольких акционеров.

Поставщиками ЗАО являются заводы России и стран СНГ, а основными заказчиками выступают различные организация, по договору с мэрией города Хабаровска идет поставка запасных частей для муниципального транспорта. Также

Высшим органом управления ЗАО является собрание акционеров. К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций, присутствующие на собрании, основные из них:

1) утверждение сделок и иных действий, влекущих возникновение обязательств от имени ЗАО, которые превышают полномочия, предоставленные Совету директоров;

2) принятие решений о залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене или ином отчуждении недвижимого имущества ЗАО либо иного имущества, состав которого определяется учредительными документами ЗАО, если размеры сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышают 10% активов ЗАО;

3) принятие решения об образовании дочерних предприятий и участии ЗАО в иных предприятиях, объединениях предприятий;

4) принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании ЗАО в предприятие иной организационно-правовой формы;

5) принятие решений о ликвидации ЗАО, создании ликвидационной комиссии и утверждении ее отчета;

6) избрание членов Совета директоров, назначение Генерального директора ЗАО.

Совет директоров и правление.

Основной задачей членов Совета  директоров является выработка политики с целью увеличения прибыльности ЗАО. Компетенция Совета директоров.

1. Совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности ЗАО и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.

2. Совет директоров не имеет права делегировать свои полномочия другим лицам или органам, если иное прямо не установлено законодательными актами РФ и настоящим Уставом.

3. Совет директоров имеет следующие полномочия и обязан принимать соответствующие им решения:

- рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала и в письменной форме удостоверить, что увеличение уставного капитала равно справедливой рыночной стоимости соответствующего вклада в уставный капитал ЗАО;

- принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри ЗАО;

-  принимать правила и регламент проведения заседаний Совета;

- утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной стороной выступает ЗАО, а другой стороной - любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 5% уставного капитала, член Совета директоров или должностное лицо ЗАО;

- давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий;

- определять порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;

- определять политику и принимать решения, касающиеся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, гарантий;

- давать рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда;

- принимать решения об осуществлении ЗАО капиталовложений, размер которых превышает 10% годового оборота АО в предшествующем году;

- утверждать заключение сделок с активами ЗАО, размер которых превышает 20% квартального оборота ЗАО в предшествующем квартале, в порядке, установленном собранием акционеров.

2.2 Анализ конкурентов предприятия.

Компания занимается продажей запасных частей для транспорта, в городе Хабаровске по данным маркетинговых исследований выявлено 6 организаций занимающихся такой же деятельностью, что и рассматриваемая фирма.

Из этих компаний внимание необходимо заострить на трех фирмах, которые по мнению руководства представляют реальную угрозу для успеха компании, успех компании зависит от объема продаж и соответственной прибыли то есть издержки фирмы должны быть приемлемы для деятельности организации.

Объем продаж зависит от многих факторов, в частности это могут быть качество продукции, цена, упаковка, сервис, гарантийное обслуживание, кредит, покупательское способность населения, экономика страны и т.д. Как мы видим очень много факторов играет на объем продаж, конкретно для данной фирмы интересны и наиболее ощутимую роль играют это конкуренты, от конкурентов и то как они будут себя вести на рынке.

Конкуренты могут проводить политику конкурентоспособность за счет цены, качества, сервиса, а что может этому противопоставить КОЛМИ, отсюда и появляется та проблема которую должен для себя уяснить данная компания.[7]

Для того, чтобы оценить конкурентов компании нам необходимо обладать необходимой информацией, для этих целей мы использовали в качестве источника информации взяли внешний информационный источник, являются:

— публикации национальных и международных офи­циальных организаций;

— публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;- публикации торгово-промышленных палат и объединений;

— сборники статистической информации;

— отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;

— книги, сообщения в журналах и газетах;

— публикации учебных, научно-исследовательских, про­ектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;

— прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирмен­ные публикации;

— материалы консалтинговых организаций.

По данным исследований у выявили как говорилось выше три особо опасных конкурентов этими компаниями являются:

 - Фирма Механик;

 - СУПЕРСТО;

 - частная компания У Виктора.

Все названные компании имеют почти токай же объем продаж, то есть она составляет в рублевом выражении от 4950000 рублей до 6000000 рублей, то есть руководство выявило соперников на основе данных объема продаж по каждым фирмам (см. таблицу.3).

Таблица 3 Объем продаж по каждой фирме за 2004 год.

Предприятие

Количество деталей

Средняя цена за единицу.

Сумма рублей

МЕХАНИК

15926

350

5574100

СУПЕРСТО

15563

348

5415924

У ВИКТОРА

14549

350

5092150

КОЛМИ

15236

350

5332600

Итого

61274

 -

21414774


Из таблицы видно, что компания МЕХАНИК в лидирующем положении, это связано в большем счете за счет количества магазинов, у компании 8 торговых точек это больше на 2 магазина чем у второй и третьей компании. Магазины МЕХАНИК находятся в центре города, а также на авторынке, что позволяет охватывать большую численность населения и автолюбителей.

Компания СУПЕРСТО по данным исследования проводит ценовую стратегию, поэтому у фирмы как видно из таблицы 3 средняя цена равен 348 рублям на 2 рубля ниже, такое снижение цены компании обусловлено с тем, что компания закупает свою продукцию у самого завода или производителя, такая схема поставки товара значительно снижает себестоимость.

У Виктора находится на четвертом месте по продажам в городе Хабаровске, это компания является потенциальным конкурентом так как основной товарооборот компании приходится не на город Хабаровск, а на Хабаровский край в целом то есть у компании есть магазины и торговля идет на других населенных пунктах города, например на границе с Владивостоком, где скапливается транспорт. Также компания планирует войти на рынок города Хабаровска, на данный момент у компании в городе Хабаровске уже имеется две торговые точки, что говорит о появлении в городе еще одного игрока. Товарный ассортимент у компании различна, торгуют только исключительно запасными частями для иномарок, это привезенные в основном из Японии.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что продавцы запчастей для иномарок имеют большую прибыль так как, в Хабаровском крае около 75% автотранспорта приходится на поддержанных автомобилях из Японии, отсюда следует, во первых будут покупать больше запасных частей для иномарок, а не для отечественного транспорта, а во вторых при обеспеченному спросу добавляется и цена за товар, не смотря на дешевизну отечественного товара будут покупать иностранную марку.


2.3 Анализ конкурентного преимущества.

Конкуренция везде рассматривается как борьба между производителями продукции, имеющая целью обеспечить лучший возможности сбыта продукции и получения максимальной при были, удовлетворяя при этом разнообразные потребности потребителей. Для выявления своей конкурентоспособности, пред­приятие должно точно указать (найти) свое место на рынке, т.е. определить конкурентную позицию.

Конкурентная позиция устанавливается на основе оценки мес­та на рынке по основным направлениям деятельности предприятия.

Анализ конкурентоспособности включает анализ следующих факторов, влияющих на конкурентоспособность:

Изучение товара.

Качество товаров по отношению к качеству конкурентов. Существуют ли замещающие товары (в настоящее время или в пер­спективе)?

Изучение рынка.

Каковы конкуренты по численности, масштабам, их различия? Какова доля рынка предприятия и его основных конкурентов? Како­ва ее динамика?

Каково географическое распределение? Его стабильность?

Исследовательские разработки.

Какой объем средств выделяется на исследовательские работы разно­го рода конкурентами? Какова соответствующая доля их производст­ва?

Носят ли исследования, прежде всего, прикладной характер? Фунда­ментальный? Изучение ритма запуска новой продукции.

Изучение персонала и его уровня образования.

Сравнение уровня в области образования персонала.

Сравнение ставок зарплаты.

Изучение форм организации и принятия участия в решениях.

Сравнение квалификации персонала.

Изучение общественного климата.

Изучение условий труда (в том числе интенсивности труда).

Изучение производства и производительности.

Какова структура основного капитала?

Каковы его производственные мощности? (В принципе большие масштабы производства должны были бы иметь позитивное влияние, большую экономию и лучшее управление.)

Правильно ли используется мощность производства?

Каков уровень производительности?

Осуществляется ли складирование таким же образом, как у конку­рентов?

Изучение клиентуры.[8]

Удалось ли предприятию диверсифицировать свою клиентуру или же оно зависит от небольшого количества клиентов? Являются ли разнообразными каналы распределения? Состоит ли клиентура из малых, больших предприятий или индиви­дуальных потребителей?

В последнем случае представлены ли индивидуальные потребители ассоциациями или нет?

Изучение затрат.

Являются ли постоянные затраты значительными по объему? Больше ли они аналогичных затрат у конкурентов? Какова структура затрат по сравнению с конкурентами?

Изучение цены.

Какое место занимают цены на данном предприятии по сравнению с конкурентами? Является существующее отличие результатом разницы качества или же услуг?

Если затраты составляют значительную долю, то готово ли предпри­ятие довести цену до минимально возможного уровня, чтобы макси­мально исключить конкуренцию? Или же они оставляют возмож­ность конкуренции для маневра?

Анализ этих факторов фирмы ЗАО КОЛМИ показывает, что конкурентоспособность находится в осложненном положении, конкурентоспособность компании падает по причине увеличения затрат и ухудшению производительности.

На деятельность предприятия эти два аспекта влияют отрицательно, так как анализ издержек и конкурентоспособности показывает, что компания больше тратит чем производит, конкурентоспособность в основном упала под влиянием издержек производства, увеличились издержки увеличилась и цена. На порядок высокая цена нашей продукции по сравнению с конкурентами обусловило потерю клиентов.

И так можно сказать, что конкурентным преимуществом предприятия может быть ценовая политика предприятия, то есть у компании цена качество находится более выгодном положении чем у конкурентов.

Заключение

Конкуренция - это жесткое соперничество людей (фирм), прежде всего в экономической, а также и в дру­гих сферах жизни общества. С позиции экономики, кон­куренция - это борьба продавцов (производителей) за луч­шее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максималь­но полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непре­рывного прогресса общества, препятствует застою в эко­номике, с другой — неотъемлемыми спутниками конку­ренция являются конфликтность, нестабильность, банк­ротство, увольнение работников.

«Конкуренция, - по образному выражению Э. Хаббар-Да, — это жизнь торговли и смерть торговцев». У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с прове­дением рыночных реформ. Поэтому очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посредников пока не хватает.[9]

Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основ­ными методами:

1. Ценовая конкуренция;

2. Неценовая конкуренция;

В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Ценовая конку­ренция применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложением и более интен­сивной конкуренции покупателей), в условиях с. преобла­данием чистой конкуренции (когда существует множе­ство производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточ­ной мобильности капиталов. Ценовой метод конкурент­ной борьбы малоэффективен, так как конкуренты прак­тически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает воз­можность какой-либо финансовой стабильности, ослож­няет планирование и управление предприятием. В совре­менных условиях ценовой метод продолжает применяться особенно при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предпола­гает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).

В современных условиях развитого рынка предпочте­ние отдается методу неценовой конкуренции — выделе­нию своего товара из ряда товаров-конкурентов, прида­нию ему уникальных для покупателя свойств, повыше­нию уровня технического обслуживания, развитию про­грессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учету спе­цифики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообраз­ного круга дополнительных услуг и гарантий послепро­дажного обслуживания.

При неценовой конкуренции обеспечивается относи­тельная финансовая стабильность, что позволяет эффек­тивно управлять предприятием. Неценовой метод конку­ренции является более эффективным, так как конкурен­ты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, пред­принять ответные шаги. Поэтому неценовую конкурен­цию называют еще эффективной конкуренцией. Нецено­вой метод конкуренции требует больших усилий и фи­нансовых затрат по сравнению с ценовой, но он с лихвой окупающихся в случае успеха.

В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурен­тного поведения:

1) создание новых продуктов, технологий, методов сбы­та, сервиса и рекламы;

2) копирование в минимальные сроки и с минимальны­ми затратами результатов тех, кто создает что-то новое;

3) сохранение достигнутых позиций в течение макси­мально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и т. п. мер.

Т. Питере и Б. Уотермен сформулировали общие прин­ципы, которые дают конкурентные преимущества произ­водителям:

1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2.  Близость предприятия к клиенту

3.  Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

5.  Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

6.  Умение твердо стоять на своем.

7.  Простота организации, минимум уровней управле­ния и служебного персонала.

8. Умение быть одновременно мягким и жестким. Дер­жать под жестким контролем наиболее важные пробле­мы и передавать подчиненным менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отно­шений, взаимосвязанное решение этих проблем и ис­пользование данных принципов гарантирует повыше­ние конкурентоспособности предприятий.

Конкурентоспособность фирмы — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степе­ни удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность фирмы характеризует возмож­ности и динамику ее приспособления к условиям рыноч­ной конкуренции.

Конкурентоспособность фирмы зависит от ряда факто­ров, таких, как емкость рынка (количество ежегодных продаж), легкость доступа на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции пред­приятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли.

Основные категории конкуренции:

Рыночная конкуренция - борьба фирм за ограни­ченный платежеспособный спрос потребителей в рамках ограниченного сегмента рынка или рынка в целом.[10]


Список литературы

1.           Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.           Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.           Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.           Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.           Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.

6.           Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.

7.           Абдулгамидов Н., Губанов С. Российская экономика в системе мировых связей // Экономист. - 2000. – 456 с.

8.           Гранберг А. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. - 1999. - № 3-4, - 244 с.

9.           Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-226 с.

10.      Куликов В. Социальные императивы предложения экономического ре­формирования // Российский экономический журнал. - 2001. – 256 с.

11.      Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб: АО "Коруна", АОЗТ "Литера плюс", 1997. – 736 с.

12.      Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 259 с.

13.      Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", 1997. – 358 с.

14.      Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Изд-во "Питер", 1999. – 548 с.

15.      Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. Отношения, 1991. – 159 с.

16.      Эванс Дж.р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. - М.: Экономика, 1993 – 248 с.

17.      Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. ред. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 1993. – 257 с.



[1] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.


[2] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.


[3] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)


[4] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.


[5] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.


[6] Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 259 с.


[7] Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", 1997. – 358 с.


[8] Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", 1997. – 358 с.


[9] Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", 1997. – 358 с.


[10] Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. ред. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 1993. – 257 с.