Содержание
Введение. 3
1. Интернациональная стоимость и мировая цена. Факторы отклонения мировых цен от интернациональной стоимости. 4
2. Нетарифные методы регулирования внешней торговли: меры прямого регулирования, косвенные ограничения, меры общеэкономического характера 9
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Развитие стран мирового сообщества характеризуется постоянным расширением их взаимных хозяйственных связей. Этот процесс привел к созданию международной экономики - многогранного и сложного явления, выражающего высший этап развития общественного производства и функционирующего как системное образование на интернациональном уровне. Страны, участвующие в развитии международной экономики, естественно, играют разную роль в данном процессе и решают различные задачи. Однако при этом, как правило, преследуется главная цель – максимально использовать преимущества совокупного экономического потенциала мирового сообщества.
Важнейшими процессами, воздействующими на мировое хозяйство и радикально изменяющими его, стали процессы интернационализации и глобализации мирового производства и капитала, основных видов жизнедеятельности человека и общества. Фундаментальной закономерностью мирового развития становится устойчивое нарастание взаимосвязанности, целостности мировой экономики как саморазвивающейся системы.
Вместе с тем отдельные части этой системы по-разному в объемном и структурном выражении включены в мирохозяйственные отношения. Международное значение той или иной страны, отдельного ее региона (города) обусловлено их экономическим потенциалом, местом в мировой системе товаропроизводства, технологий, финансов, общей экономической динамикой.
Цель работы – раскрыть сущность вопросов, связанных интернациональной стоимостью и мировыми ценами, а так же нетарифные методы регулирования внешней торговли.
1. Интернациональная стоимость и мировая цена. Факторы отклонения мировых цен от интернациональной стоимости
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
- экономический цикл;
- состояние совокупного спроса и предложения;
- инфляция.
Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
- издержки;
- прибыль;
- налоги и сборы;
- предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
- потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
- сезонность;
- эксплуатационные расходы;
- комплектность;
- гарантии и условия сервиса.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
- государственное регулирование;
- валютный курс.
Внеэкономические, политические; военные.
Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять, к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.[1]
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объёма МЭО. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Экономисты многих стран, начиная со средних веков, стремились выяснить причины внешней торговли и роль, которую она играет в хозяйственной жизни страны. В своё время Д. Рикардо показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей. Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ. Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Дж.
С. Милль в своих « Принципах
политической экономии» (
Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены , обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.
В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке.
В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20-30% производимой продукции идёт на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70% экспортируется. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.[2]
2. Нетарифные методы регулирования внешней торговли: меры прямого регулирования, косвенные ограничения, меры общеэкономического характера
Нетарифные ограничения — это форма государственного регулирования внешнеторгового оборота, которая включает многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны.
Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используется более 50 таких способов. К ним относятся технические нормы, санитарные стандарты, сложный валютный контроль, государственные закупки и т. д.
Значение нетарифных барьеров возрастает прежде всего по причинам увеличения объема международной торговли, расширения ассортимента товаров на мировом рынке, снижения таможенных пошлин.
По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
- количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;
- таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифов;
- стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;
- участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля;
- ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов.[3]
Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.
Контингентирование — ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).
Квоты подразделяются на двусторонние и общие (глобальные). Двусторонние квоты устанавливаются при наличии между двумя странами определенной договоренности и распространяются только на конкретную страну. Общие (глобальные) квоты вводятся безадресно, т. е. ограничивают размер импорта на определенный период для всех стран вместе. Они дают право выбора контингента среди стран, на которые он распространяется.
По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавливаемые в зависимости от периода года.
Основная цель введения импортных квот — защита национальных производителей. Импортные квоты более предпочтительны, чем тарифные ограничения, в том плане, что повышение ставок тарифов, как правило, регламентируется международными соглашениями, квоты вводятся по решению органов государственной власти определенной страны. Достаточно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем, кто берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются прежде всего на дефицитные на местном рынке товары.
Контингентирование реализуется через систему лицензирования.
Лицензия — это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).
В международной практике различают индивидуальные и генеральные лицензии.
Индивидуальная лицензия — это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана другой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен.
Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира.
В республике квотируется и лицензируется лишь экспорт определенных товаров, импорт практически не ограничен. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия выдается на конкретный объем товара по каждой сделке, генеральная не ограничена по стоимости и количеству (за исключением квотируемых товаров). [4]
В особую группу количественных ограничений выделяются добровольные ограничения экспорта. Особое место среди экономических инструментов регулирования импорта преимущественно в промышленно развитых странах занимают антидемпинговые меры.
Причины демпинга и его виды разнообразны. Демпинг может быть постоянным, связанным с проблемой поддержки загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен, и эпизодический, осуществляемым при необходимости избавиться от случайного избытка продукции, или непреднамеренным, когда поставщик не обладает достаточной ценовой информацией на рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере: в отдельных случаях демпинг квалифицируется как недобросовестная практика, когда установление низких цен направлено на вытеснение конкурента с данного рынка (разбойничий демпинг).
При установлении факта демпинга, в частности в странах ЕС, определяется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия: ценовой или стоимостный и критерий экономического ущерба.
Согласно ценовому критерию, демпинг может констатироваться в случае, когда экспортная цена товара оказывается ниже его «нормальной стоимости». Экспортная цена может определяться различными методами. Чаще всего она устанавливается по фактически оплаченной или подлежащей оплате цене за товар, ввозимый в ЕС из стран, не входящих в него. Данный метод неприменим в случае, когда невозможно получить такую цену или она устанавливалась при специфических условиях (например, по сговору между продавцом и покупателем). Тогда экспортная цена определяется на другой «разумной» основе, например по цене первой продажи товара продавцом покупателю. При этом учитываются все затраты на изготовление и доставку товара, уплаченные налоги и пошлины, комиссионные расходы и прибыль. Экспортная цена может устанавливаться и по таможенной стоимости, данным контрактов и другими методами.
«Нормальная стоимость» рассчитывается различными методами в зависимости от имеющейся ценовой информации, издержек производства, страны-поставщика (страна с рыночной экономикой либо нет). В соответствии с законодательством, например ЕС, при ввозе товаров из стран с рыночной экономикой «нормальная стоимость» устанавливается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. В случае, если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнивать внутренние и экспортные цены, «нормальная стоимость» определяется по цене экспорта в третью страну или рассчитывается специально с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых операциях и нормы прибыли.
Для стран с государственно-регулируемой экономикой «нормальная стоимость» исчисляется на основе ценовой информации стран, не входящих в ЕС, условия производства в которых близки к условиям производства данных стран. При этом существуют три способа расчета «нормальной стоимости»:
- по реально действующим ценам страны с рыночной экономикой;
- в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономикой продает идентичный товар в другие страны;
- на основе стоимостных показателей страны с рыночной экономикой (издержки производства, обращения, административно-хозяйственные расходы, прибыль). В случае, если ни один из этих способов не может быть применен, расчет производится на основе внутренних цен или издержек производства и обращения идентичного товара, производимого и реализуемого в рамках ЕС.
Наличие специальных способов определения величины «нормальной стоимости» для стран с государственно-регулируемой экономикой связано с двумя основными причинами: влиянием государства при установлении ценовых и других стоимостных показателей, недостатком или отсутствием информации о ценах других стран.
Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость», определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.
Под вторым критерием демпинга — экономическим ущербом — в мировой антидемпинговой практике понимается значительный убыток, который наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.
При определении величины экономического ущерба учитывают три группы показателей:
- динамику импорта и долю рынка, занимаемого поставщиками товара, относимого к категории демпингового;
- соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар;
- влияние импорта демпингового товара на экономические показатели национальных предприятий.
Демпинговые санкции могут быть различного характера: демпинговый товар облагается антидемпинговой пошлиной или экспортеру снижается квота поставки товара на данный рынок, предлагается добровольно повысить цену или уменьшить объем поставки.
В качестве нетарифных ограничений рассматриваются и товаросопроводительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.
Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который выражается:
- правилом, требующим изменения товарной позиции классификационного кода товара по ГС или ТН ВЭД РБ на уровне любого из первых четырех знаков;
- перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
- правилом «адвалорной доли», когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара.
В регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры.
Технические барьеры — это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.
Применение технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль.
Технические стандарты широко используются в международной практике: при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и т. д.
Другая группа технических барьеров связана с инспекцией и проверкой качества товаров. Они применимы при поставках средств транспорта, электрооборудования, электрических приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.
Технические барьеры связаны и с применением мер по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.
Следующая группа технических барьеров — введение санитарно-гигиенических норм и требований здравоохранения. Они применяются в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров, особенно жесткие эти требования в отношении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические нормы едины как для иностранных, так и для товаров национального производства.
Нетарифными барьерами являются и требования к упаковке и маркировке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.
В системе регулирования внешнеэкономической деятельности особое место занимает государственное субсидирование. Благодаря государственным субсидиям фирмы имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции.
Выход государственных организаций развитых стран в роли покупателей товаров на национальный и мировой рынок создал новый вид нетарифного регулирования - государственные закупки.
Государственные закупки - это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических норм.
Госзакупки предполагают не только покупку товаров, но и целого ряда услуг. Например, Директивы ЕС предусматривают 16 категорий услуг, подпадающих под соответствующие правила и процедуры, в частности, к ним относятся услуги по транспортировке, менеджменту и аудиту, инжиниринговые и организационные услуги.
Государственные закупки выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и экономический рост страны. Они финансируются из средств государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечивать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать модернизации инфраструктуры, организации новой информационной технологии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.
На практике выделяют два основных направления развития системы регламентирования государственных закупок. Во-первых, это официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров. Во-вторых - негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.
Нетарифные ограничения могут быть заложены и в механизме платежей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой политики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели.
Система импортных депозитов также применяется как инструмент внешнеторговой политики.
Импортный депозит — это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара.
Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты и по истечении нескольких месяцев сумма залога возвращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой операции и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные депозиты означают предоставление беспроцентного кредита банку. Менее заметно их воздействие на экономику и внешнюю торговлю страны в замораживании и изъятии из обращения на определенный срок значительных денежных средств. Как следствие, «цепная реакция» сокращения спроса на импортные товары, включая и те, которые не затрагиваются импортными депозитами. Таким образом, импортный депозит - это протекционистский барьер двойного действия.[5]
Заключение
Международные экономические отношения осуществляются в основном посредством участия их субъектов в международном разделении труда. На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.
Механизм реализации МЭО на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений.
Международная практика свидетельствует, что современные МЭО требуют существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования.
Механизм осуществления МЭО на микроуровне включает систему международного маркетинга и организации и техники внешнеэкономической деятельности. При всем внешнем сходстве с общим ( внутренним ) маркетингом международный маркетинг представляет собой специфический инструмент управления предпринимательством на международном уровне. Его специфика проявляется прежде всего в методах изучения особенностей национальных рынков, а также мировых рынков тех или иных товаров и услуг.
Список литературы
1. Дюрмулен И. Внешнеторговый режим//Внешняя торговля, 2003. - №4. – С. 24-29
2. Международные экономические отношения./Под ред. В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. – М.: Бизнес, 2003.
3. Полуэктов А. Международная торговая система//Внешняя торговля, 2003. - №7. – С. 34-38
4. Скакун П. О регулировании внешней торговли//Внешняя торговля, 2002. - №9. – С. 19-24
5. Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.,: ЮНИТИ, 2004.
[1] Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.,: ЮНИТИ, 2004. – С. 94
[2] Международные экономические отношения./Под ред. В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. – М.: Бизнес, 2003. – С. 138
[3] Скакун П. О регулировании внешней торговли//Внешняя торговля, 2002. - №9. – С. 19-24
[4] Полуэктов А. Международная торговая система//Внешняя торговля, 2003. - №7. – С. 34-38
[5] Дюрмулен И. Внешнеторговый режим//Внешняя торговля, 2003. - №4. – С. 24-29