Содержание




Введение. 3

1. Для чего нужно правовое регулирование деятельности автомобильного транспорта. 4

2. Может ли грузополучатель отказаться от доставленного автопредприятием груза? Если да, то в  каком порядке. 6

3. Виды транспортно-экспедиционных операций и услуг, оказываемых предприятием. Кто их осуществляет?. 7

4. Понятие внедоговорной ответственности. Основания внедоговорной ответственности. 10

Задача №1. 15

Задача №2. 16

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

С точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, административное, гражданское, трудовое, уголовное право. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях. Вместе с тем в качестве учебной дисциплины российское транспортное право обладает вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.

Транспортное законодательство РФ включает в себя новые нормативно-правовые акты, принятые в рыночных условиях, и старые - принятые в эпоху существования СССР.Конституция РФ, как Основной закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства. В соответствии с Конституцией РФ федеральный транспорт и пути сообщения относятся к компетенции Российской Федерации.

Важнейшим источником транспортного права является новый Гражданский кодекс РФ, который закрепил основные положения по перевозкам, в том числе нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа, ответственность перевозчика, правила предъявления претензий и исков, отношения по транспортной экспедиции и др.

1. Для чего нужно правовое регулирование деятельности автомобильного транспорта

Правовое регулирование деятельности автомобильного транспорта необходимо для определения обязанности, прав и ответственности находящихся на территории РФ автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также организаций и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.

Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки и содержать эти пути в исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления перевозок.

Погрузочно-разгрузочные пункты грузоотправителей и грузополучателей должны иметь: средства механизации и необходимое количество рабочих, обеспечивающих соблюдение установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов; устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время; инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.[1]

Для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях организации автомобильного транспорта общего пользования, в зависимости от объема и характера перевозок, должны иметь автовокзалы (автостанции) и автопавильоны. Автовокзалы (автостанции) должны иметь билетные кассы и, в зависимости от объема и характера перевозок, камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, буфеты или рестораны, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, справочное бюро, пункты медицинской помощи и т.д.), а также комнаты отдыха для шоферов и кондукторов, служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и движением автобусов и таксомоторов. Размещение автовокзалов (автостанций) в городах должно обеспечивать удобное обслуживание пассажиров. На территории, прилегающей к автовокзалам (автостанциям), должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и маршрутных таксомоторов.

Автотранспортные организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом.

На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортную организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными организациями в зависимости от объема и характера перевозок.

Огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие вещества, а также другие опасные грузы принимаются к перевозке автотранспортными организациями в порядке и в случаях, предусмотренных соответствующими Правилами.

Автотранспортные организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.

По договору перевозки груза автотранспортная организация обязуется доставить вверенный ей грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Автотранспортные организации принимают к перевозке отдельные грузы с объявленной грузоотправителем (грузополучателем) ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Грузоотправитель должен представить автотранспортной организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные организации имеют право проверять правильность этих сведений.

Все такие вопросы должны регулироваться нормами права.


2. Может ли грузополучатель отказаться от доставленного автопредприятием груза? Если да, то в  каком порядке

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортная организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.[2]

Правилами перевозок регулируется порядок отказа грузополучателя от приема груза. При городских или пригородных перевозках в общем случае груз переадресовывается либо другому грузополучателю, либо возвращается грузоотправителю. Все дополнительные расходы перевозчика оплачиваются грузоотправителем. Отказ от приема груза с указанием причин фиксируется в автотранспортной накладной.


3. Виды транспортно-экспедиционных операций и услуг, оказываемых предприятием. Кто их осуществляет?

Транспортная экспедиция - отрасль экономики, являющаяся составным элементом транспортного комплекса РФ, которая объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление транспортно-экспедиционной деятельностью.

Транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией выполнения по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза и операций по доставке груза.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.[3]

Услуги, выполняемые по договору транспортной экспедиции согласно Гражданского Кодекса РФ включают:

-       услуги, связанные с перевозкой груза;

-       выбор транспорта и маршрута перевозки;

-       заключение договора (договоров) перевозки груза;

-       услуги по обеспечению отправки и получения груза;

-       сопровождение груза в пути, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Порядок их выполнения определяется настоящим Законом, ‘‘Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания’’, уставами и кодексами различных видов транспорта.

Номенклатура и перечень услуг транспортной экспедиции регламентируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и Общероссийским классификатором услуг населению, утверждаемыми федеральным транспортным органом и Госстандартом РФ.

Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:

-       по специализации - на юридические, страховые, терминальные (погрузочно-разгрузочные работы, хранение), стивидорные ( погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские ( прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);

-       по месту оказания услуг - экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах отправления, перевалки и назначения груза, а также экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза;

-       по виду деятельности - экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная деятельность является основной, а также экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная деятельность является вспомогательной (сюда относятся и перевозчики, которые выполняют обязанности экспедитора в соответствии с заключенным договором транспортной экспедиции);

-       по сфере деятельности - международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешенных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).

В качестве участников транспортно-экспедиционной деятельности помимо экспедитора могут выступать также юридические и физические лица, имеющие свидетельство о государственной регистрации, которых экспедитор привлек к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, при условии, что из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично.

На наш взгляд, транспортно-экспедиционное обслуживание может выступать в двух видах: частичное ТЭО и полное ТЭО. Частичное ТЭО предполагает выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг в пунктах отправления, назначения, перевалки груза и пунктах приемки груза. Полное ТЭО предполагает организацию доставки груза, т.е. выполнения всего комплекса услуг транспортной экспедиции по организации перевозки груза по схеме - ‘‘от двери до двери’’.


4. Понятие внедоговорной ответственности. Основания внедоговорной ответственности

Внедоговорная ответственность имеет место в том случае, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим.

Юридическое значение разграничения договорной и внедоговорной ответственности состоит в том, что формы и размер внедоговорной ответственности устанавливаются только законом, а формы и размер договоренности определяются как законом, так и условиями заключенного договора.

При заключении договора стороны могут устанавливать ответственность и за те правонарушения, за которые действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности, отличную от той, которая за данное правонарушение предусмотрена законодательством.

Стороны по договору вправе повысить или понизить размер ответственности по сравнению с установленным законом, если в нем не указано иное.

Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена также тем, что они подчиняются различным правилам. Так, если вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с потерпевшим, он возмещается в соответствии со ст.ст. 1012-1022 ГК. В случае же причинения вреда не исполняющему обязанности, принятой на себя стороной по договору, он возмещается в соответствии со ст.ст. 356-369 ГК и законодательством, регулирующим это договорное правоотношение.[4]

Внедоговорная ответственность - это реакция на нарушение прав субъектов, которые не связаны договорами, либо на нарушение, которое выходит за пределы отношений, которыми связаны субъекты. Опосредующие эту реакцию охранительные отношения называются внедоговорными; основанием их возникновения являются деликты и иные правонарушения, не связанные с договорными обязательствами. Они имеют относительно самостоятельный характер, их нормативной основой служат институты возмещения вреда.

По характеру охранительного правоотношения к данному виду следует отнести ответственность за причинение морального вреда. Даже если моральный вред явился результатом грубого нарушения договора, его компенсацией преследуется цель обеспечения неприкосновенности личной сферы, жизни, здоровья лица, защиты моральных и нравственных основ общества.

К внедоговорной относится ответственность недобросовестной стороны в случае недействительности сделки.

Особый вид ответственности составляет реакция государства на нарушение основ правопорядка и нравственности, злоупотребление правом. В этих случаях возникают охранительные правоотношения, в которых субъектом правопритязания выступает государство в лице властных структур. В рамках таких правоотношений реализуются меры воздействия в форме лишения права, отказа от его защиты, конфискация имущества и т. п.

В соответствии с ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.[5]

Возмещение убытков наряду с общими признаками, присущими всем формам гражданско-правовой ответственности, характеризуется определенными особенностями:

-       возмещение убытков всегда носит имущественный характер (в отличие от ответственности в сфере личных неимущественных отношений);

-       возмещение убытков - это ответственность одного участника гражданско-правовых отношений перед другим участником;

-       возмещение убытков носит компенсационный характер, т.к. направлено на восстановление имущества потерпевшего за счет имущества правонарушителя.

Возмещение убытков всегда носит компенсационный характер. Ответственность в форме возмещения убытков имеет место в тех случаях, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки.

Под убытками понимаются все те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате гражданского правонарушения.

Эти последствия состоят из двух частей:

I часть: выражается в состоявшемся или в предстоящем уменьшении наличного имущества - реальный ущерб, включает расходы, которые потерпевшее лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества.

II часть: выражается в несостоявшемся увеличении имущества - упущенная выгода, включает в себя неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Например, сгорело арендованное помещение: стоимость восстановительного ремонта - реальный ущерб, не полученная во время ремонта арендная плата - упущенная выгода.

В состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, сметой (калькуляцией) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договором, определяющим размер ответственности за нарушение обязательств, актами приемки поставленного товара (оказанных услуг), свидетельствующими о характере нарушения обязательства, актами экспертизы об оценке допущенных неисправностей, калькуляцией на невыполнение ремонта, документами о расходах по хранению и т.д. Для оценки размера понесенных убытков судом может назначаться экспертиза.

При определении размера упущенной выгоды должны учитываться только точные данные, которые бесспорно подтверждают реальную возможность получения денежных сумм или иного имущества, если бы обязательство было исполнено должником надлежащим образом.

Ничем не подтвержденные расчеты кредитора о предполагаемых доходах во внимание приниматься не должны. Кредитор, требующий взыскания с должника убытков в виде упущенной выгоды, должен представить суду документы, доказывающие, что им принимались необходимые меры и были сделаны соответствующие приготовления для извлечения доходов, которые не были получены в связи с допущенными должником нарушениями обязательств.

Это может быть наличие у кредитора договоров на передачу товаров, оказавшихся дефектными, ведение работ по подготовке нового оборудования для их последующей передачи, которая оказывается невозможной, и другие подобные доказательства.

Размер упущенной выгоды должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Если нарушение права принесло лицу, допустившему это нарушение, доходы, упущенная выгода лица, право которого нарушено, должно определяться в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Размер подлежащих возмещению убытков во многом зависит от того, какие цены положены в основу расчета, как реального ущерба, так и упущенной выгоды.

С учетом процесса инфляции, применение цен, существующих на день, когда обязательство должно было быть исполнено, не обеспечивало бы полного возмещения убытков, более того, в ряде случаев ставило бы должника, не исполнившего обязательство, в более выгодное положение, нежели кредитора, поэтому в качестве презумпции установлено правило, в соответствии с которым, расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требований кредитора, либо в день обращения кредитора в суд, в случае неудовлетворения его требования должником в добровольном порядке.

Суду предоставлено право, в зависимости от обстоятельств конкретного спора, присуждая возмещение должником убытков, исходить из цен, существовавших в день вынесения решения. Данное правило преследует цель облегчить справедливое возмещение убытков, причиненных нарушением обязательств. Правда, сторонам дано право самим определить в договоре, какие цены берутся во внимание при расчете убытков в случае его нарушения.

Иной порядок расчета убытков (в части используемых цен) может быть также установлен законом или другим правовым актом.

Совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности, образует состав гражданского правонарушения.

Необходимыми условиями для всех видов гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение и вина должника. Для привлечения к внедоговорной ответственности в виде возмещения убытков необходимо:

-       причинная связь между нанесенным убытком и противоправным поведением должника;

-       наличие самих убытков (реальных и упущенной выгоды), возникших у кредитора в связи с нарушением должником своих обязательств.

Задача №1

При сдаче груза на складе грузополучателя была выявлена порча груза, исключающая его дальнейшее использование, или недостача в объеме 0,5 тонн, о чем была сделана соответствующая запись в товарно-транспортной накладной и удостоверено подписью водителя.

В результате служебного расследования было выявлено, что причиной порчи груза оказалось то, что водитель присвоил груз себе. Счет-реестр на перевозимый груз представлен в таблице 1.

Грузоотправитель подал в АТП по случившемуся факту претензию.

Необходимо:

-       Определить сумму, указанную в претензии;

-       Установить обоснованность подачи претензии;

-       Указать какое решение примет АТП по претензии.

Таблица 2

Счет-реестр

Вес

Брутто, т

Вес

Нетто, т

Стоимость, тыс. руб.

Наценка 18%, тыс. руб.

Тарировка тыс. руб.

Транспортные расходы, тыс. руб.

Товара

Тары

19

17

215

3

38,5

0,580

12800

 

Решение:

1. Таким образом, за недостачу 0,5 т груза автотранспортное предприятие должно возместить следующую сумму:

19 т * (215 + 3 тыс. руб.) + 38,5 тыс. руб. + 0,58 тыс. руб. + 12800 тыс. руб. = 16981,08 тыс. руб. – за 19 тонн груза.

За 0,5 тонн = 16981,08 тыс. руб./38 = 446,9 тыс. руб.

2. Подача претензии обоснована, т.к. согласно п.135 устава автомобильного транспорта, автотранспортные предприятия или организации возмещают ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах: за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза.

3. АТП выплатит недостачу, указанную в  претензии, т.к. согласно п. 138 устава автомобильного транспорта, автотранспортные предприятия и организации несут материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по их вине.


Задача №2

При выдаче груза 25.01.2001. г. грузополучателем была обнаружена порча груза, о чем есть запись в товарно-транспортной накладной удостоверенная водителем АТП. По факту порчи груза грузополучатель подает претензию к АТП с приложением всех необходимых документов.

По истечении определенного срока грузополучатель подает в арбитраж исковое заявление.

Срок подачи претензии 27.06.01, срок подачи искового заявления 30.09.01.

Необходимо:

-       Указать, какие документы должны быть приложены к претензии;

-       Указать, какое решение примет арбитраж.

Решение:

1. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию.

К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.[6]

Претензии к автотранспортной организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.

2. Арбитражный суд вынесет решение возместить ущерб на сумму порчи груза, т.к. согласно п. 135 устава автомобильного транспорта автотранспортные предприятия или организации возмещают ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах: за порчу или повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.

Автотранспортные предприятия и организации наряду с возмещением установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращают в порядке, устанавливаемом Правилами, провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза.

 

Заключение

В системе транспортного права выделяются морское, внутреннее водное (речное), железнодорожное, автотранспортное и воздушное право.

Специальное правовое регулирование транспортной деятельности детализируется в транспортных кодексах и уставах:

1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01г. № 24-ФЗ

2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99г. № 81-ФЗ

3. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98г

4. Воздушный кодекс РФ от 19.02.97г. № 60-ФЗ

5. Устав автомобильного транспорта РСФСР. Утв. постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969г. № 12

В развитие транспортных уставов и кодексов по каждому виду транспорта принимаются различные Правила перевозок.

Среди источников транспортного права важное место занимают подзаконные акты. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, правила и положения министерств и ведомств.

К источникам транспортного права принадлежат и правовые обычаи. Правовые обычаи, хотя и не содержатся в нормативно-правовых актах, но санкционированы государством, т.е. государство придает им общеобязательное значение и гарантирует их выполнение принудительной силой. Такими правовыми обычаями, например, являются обычаи морских торговых портов. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность.

Другим источником транспортного права является нормативный договор. Так, например, Федеральным законом от 06.01.99г. Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, а Федеральным законом от 17.12.98г. - к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993г. В соответствии с Конституцией РФ (ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Список литературы

1.     Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (ред. от 18.02.91). – Справочная система гарант.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

4.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.3. 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

5.     Братусь С.Н. Гражданское право России. - М.: Юристъ, 2003.

6.     Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2002.

7.     Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003.



[1] Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003. – с. 10.

[2] Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (ред. от 18.02.91). – Справочная система гарант. – п. 137.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст. 810.

[4] Братусь С.Н. Гражданское право России. - М.: Юристъ, 2003. – с. 117.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – п. 1 ст. 358.

[6] Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (ред. от 18.02.91). – Справочная система гарант. – ст. 162.