Содержание

Введение. 3

1. Торговля как вид деятельности и объект бухгалтерского учета. 4

1.1. Сущность и разновидность торговой деятельности. 4

1.2. Лицензирование и регулирование торговой деятельности. 11

1.3. Основные показатели оценки деятельности торговых организаций. 16

1.4. Особенности бухгалтерского учета в торговле. 20

1.5. Документальное оформление торговых операций. 22

Список литературы.. 32

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В решении данных вопросов может помочь бухгалтерский учет, который может предоставить достоверную и полную информацию о деятельности предприятия для анализа финансовых отчетов предприятия, составляемых в конце каждого отчетного периода.

Хронологические рамки исследования ограничены 2002-2004 годами.

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                                    Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле

2.                                    Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии

3.                                    Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии

4.                                    Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

1. Торговля как вид деятельности и объект бухгалтерского учета


1.1. Сущность и разновидность торговой деятельности


Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи.

Становление в России рыночной системы хозяйствования расширяет роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдаются тенденции расширения «торговли сектора» экономики, что способствует объективным мировым процессам.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Следовательно, торговля выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации. В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе облика, а как отрасль – определенное место в системе отраслей народного хозяйства.

Кроме того, торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций направленных на обслуживание процесса обмена.

Как известно, различают оптовую и розничную торговлю. На практике возникает необходимость четкого определения понятия оптовой торговли и его отличий от розничной торговли. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами в случае, если приобретенные  товарно-материальные ценности не относятся на себестоимость.

В оптовой торговле используются договоры поставки, согласно которым поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Таким образом, с точки зрения ГК РФ вид торговли определяется в зависимости от использования или не использования предмета торговли в предпринимательских целях.

Розничные торговые предприятия – это первичное основное звено сферы розничной торговли  ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей покупателя и получение прибыли.

Розничная торговля имеет следующие  пункты  продажи: 1. магазинная, 2. мелкорозничная торговая сеть.

1.           Магазинная сеть.

Типы розничных мероприятий, осуществляющих продовольственную торговлю, следующие:

-    Универсам – предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв. м, осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров, непродовольственных  товаров частичного спроса методом самообслуживания и оказывающее  дополнительные услуги населению;

-    Супермаркет – комфортабельное предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 600 кв. м, с современной организацией торгового процесса и реализующее не менее 2000 наименований продовольственных товаров и широкий ассортимент сопутствующих непродовольственных товаров, а также  оказывающее населению широкий перечень дополнительных  услуг (прием и выдача заказов; услуги предприятий питания; упаковка товаров;  комплектование подарочных наборов; наличие телефонов автоматов и стоянки для  автотранспорта; организация  уголков отдыха для покупателей и др.);

-    Гастроном – предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв.м,  осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров  традиционным методом обслуживания и оказывающее дополнительные услуги населению;

-    «Продукты» (продовольственный магазин) – предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и не продовольственных товаров частого спроса;

-    Специализированные магазины – предприятия торговли, осуществляющие реализацию продовольственных товаров в  соответствии со специализацией. При обозначении на вывесках профиля специализированных  предприятий торговли (торговая площадь одной товарной группы – более 50%) рекомендовано использовать названия: «рыба», «булочная», «булочная-кондитерская», «кондитерские товары», «молоко», «овощи-фрукты», а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку – «диетические продукты», «детское питание».

Розничные предприятия, осуществляющие непродовольственную торговлю, подразделяются на следующие типы:

-    Универмаг – предприятие торговли, имеющее торговую площадь от 3500 кв.м, осуществляющее реализацию универсального ассортимента непродовольственных товаров (часть торговой площади может быть отведена  для продажи продовольственных товаров) и оказывающее дополнительные услуги  населению;

-    Дом торговли (торговый дом) – предприятие, имеющее торговую площадь от 1000 кв.м, осуществляющее торговлю широким ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров и оказывающее дополнительные услуги населению;

-    Торговый центр – комплекс функционально и пространственно связанных предприятий потребительского рынка  и услуг, размещенных на одной  территории; 

-    Специализированные магазины – предприятия торговли, осуществляющие реализацию непродовольствующих, в соответствии со специализацией. При обозначении  на вывесках профиля  специализированных предприятий торговли (торговая площадь одной товарной группы – более 30%) рекомендуется использовать названия: «Одежда», «Обувь», «Меха» и т.д., а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Подарки», «Товары для новобрачных», «Товары для спорта», «Букинистические товары», «Антикварные товары» и т.д.

-    Комиссионный магазин – предприятие торговли, осуществляющее реализацию товаров, принятых от организаций или граждан на комиссию.  

2. Мелкорозничная торговая сеть.

К объектам мелкорозничной торговой сети относятся:

-    палатки;

-    киоски;

-    павильоны;

-    торговые автоматы;

-    иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами  развозной и разносной торговли подразумеваются:

-    тележки;

-    автолавки;

-    фургоны;

-    лотки;

-    корзины.

Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ России от 4 июля 1997 года № 26-1-06/5 органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано к использованию толкование следующих понятий:

-    Киоск, ларек – временное или постоянное помещение, используемое для торговли или  оказания услуг, с обслуживанием покупателей вне помещения (площадью до 10 кв.м);

-    Павильон – временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя  внутри помещения (площадью от 10 до 50 кв. м);

-    Палатка – временное помещение из  ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;

-    Помещение контейнерного типа -  контейнер или иная емкость, используемое для торговли или оказания услуг;

-    Прилавок, лоток – стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услуги) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товаров;

-    Автофургон – грузовой автомобиль с крытым кузовом, типа фургона или иной грузовой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг.

Мелкорозничная торговая сеть имеет как отрицательные, так и положительные черты.

Отрицательные:

1.                Ограниченный ассортимент реализующих товаров.

2.                Отсутствует торговый зал.

3.                Не оказываются дополнительные услуги.

Положительные:

1.                Приближены к покупателю.

2.                Мобильно можно организовать реализацию товаров в удобном для покупателя месте и удобное время.

3.                Меньше затраты по сравнению с магазином.

Не магазинная розничная торговля.

1.                Непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.

2.                Телевизионная торговля.

3.                Электронная торговля.

4.                Торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.

Поясним, что понимается под непосредственной продажей товаров на дому. Физическое  лицо, независимо от того, как его называют в России (коммивояжер, торговый агент и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся  у него товар. Если в США и Европе это преимущественно  парфюмерная продукция, ювелирные украшения, бытовая техника, кухонные приспособления и посуда, то в России еще пару лет назад была распространена продажа канцелярских  принадлежностей и книг. В  настоящее время  покупателю  предлагается приобретать гречневую крупу, картофель, сахарный песок и т.д., то есть продукты питания. При этом товарные объемы являются скорее оптовыми, чем розничными.

Однако может иметь место только предложение товара  и демонстрация характеристик  его образца, а передача товара  обусловлена составлением заказа  и, возможно, предоплатой. Поскольку отечественный покупатель – человек опасливый, после предложения произвести предоплату он, как правило,  отказывается и от оплаты, и от  заключения договора. Учитывая это, агенты или коммивояжеры ограничиваются только составлением заказа, определением сроков  доставки и сами доставляют  товар покупателю, после чего следует оплата товара.

Здесь уже проявляются черты продажи товаров по образцам, которые являются преобладающими для следующих  трех форм.

Что такое продажа  товаров по образцам? Суть этого понятия раскрывается в  ст. 497 ГК РФ и в Правилах продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 года № 918 (с изменениями на 02.10.99).

Из положений указанных документов следует, что под  продажей товаров по образцам понимается продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключенному на  основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными на фотографиях и в других  информационных материалах, а также в рекламных объявлениях  о продаже товаров.    

Рассмотрим телевизионную торговлю. К ней можно относиться как угодно. Но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличие от зарубежной телевизионной  торговли, которая существует в виде  специальных торговых  каналов, отечественная занимает  «эфирные ниши» на телевизионных каналах – например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. Зрителю по средством товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность  заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля только начинает развиваться. Для  того, чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. В настоящее время, распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляется несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из офиса или дома.   

Торговля по каталогам и с помощью проспектов, буклетов.

Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические  изображения предполагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов, их  описание, цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать о  проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог посвящен большей группе товаров – в отличие от  проспектов и буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного  до десятка товаров. К каталогам прилагаются  купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте.


1.2. Лицензирование и регулирование торговой деятельности


В целях упорядочения хозяйственной и предпринимательской деятельности, защиты интересов потребителей, соблюдения экологических, санитарных, противопожарных и медицинских норм и правил, торговая деятельность организаций различных форм собственности и граждан-предпринимателей может лицензироваться.

Порядок лицензирования торговой деятельности определяется законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности организаций торговли и граждан-предпринимателей не отменяет установленных законодательством правил регистрации хозяйствующих субъектов, сборов на право торговли и других требований, установленных в соответствии с законодательством местными органами исполнительной власти.

Сертификация в России организуется и производится в соответствии:

с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации»;

с законами РФ, относящимися к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

с иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально – экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами Правительства (около 50 актов).

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992г. (07.02.92 №2300 - 1), установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, - право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителей; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг.

 В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товаров обязательным требованиям государственных стандартов.

На основании Закона "О защите прав потребителей" Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более  70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и  пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охот­ничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты инте­ресов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинфор­мированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки.

Ст.41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушениями правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров.

В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (10.06.93 №5151 -1).

Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также прав, обязанности и ответственность участников сертификации.

Согласно ст.1. Закона «сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством ко­торой независимая от изготовителя (продавца, исполните­ля) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует уста­новленным требованиям».

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Россий­ской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (в ред. Федерального закона от 31.07.98 № 154-ФЗ);

содействия потребителям в компетентном выборе про­дукции;

зашиты потребителя от недобросовестности изгото­вителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, за­явленных изготовителем.

Сертификация в России осуществляется на следующих принципах: 

•        обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

•        объективность и независимость от изготовителя и потребителя;        

•        профессиональность испытаний;

•        исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

• право заявителя выбирать орган по сертификации и                      испытательную лабора­торию; ответственность участников сертификации;          

• открытость информации о результатах сертификации или о     прекращении срока         (отмене) сертификата (знака) соответствия;

• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации,    его производства и потребления;

• использование в деятельности по сертификации   рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стан­дартов и других международных документов;

• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия,

• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Гос­стандарта РФ по отношению к обязательной сертификации (в том чис­ле и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сер­тификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особен­ностей допускается разработка соответствующего порядка.

На основании ст. 20 Закона «О сертификации продукции и услуг» юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско–правовую ответственность.



1.3. Основные показатели оценки деятельности торговых организаций


Совокупность показателей деятельности торгового предприятия определяется нормативными актами государства, в котором оно функционирует. Основными финансово-экономическими показателями розничного предприятия в России являются – товарооборот, валовой доход, издержки обращения, балансовая прибыль.

Целью предприятия является получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и покупателем.

К показателям, характеризующим товарооборот розничного предприятия, относятся:

—              объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

—              ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров в стоимостном и относительном выражении (проценты);

—              прирост товарооборота характеризует изменение как валового товарооборота так и по отдельным видам и формам;

—              однодневный объем товарооборота;

—              объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

—              объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе торговой площади;

—              время обращения товаров (дни оборота);

—              скорость товарооборота (число оборотов).

Важным моментом управления товарооборота розничного предприятия является его экономический анализ.

Анализ розничного товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура товарооборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками розничного предприятия и каковы объемы поставок. Анализ розничного оборота включает три раздела:

—              анализ объема и структуры оборота;

—              анализ оптовых закупок (поступление товаров);

—              анализ товарных запасов.

Кроме показателя розничного товарооборота, который имеет особое значение и специфику в систему показателей деятельности розничного предприятия входят: валовой доход, издержки обращения, прибыль.

Сумма доходов торгового предприятия, полученная из всех источников и по всем видам хозяйственных операций образует его валовой доход. Валовой доход розничного предприятия включает следующие основные группы доходов:

1.                доходы от реализации товаров и платных торговых услуг – являются основным видом доходов предприятия оптовой торговли, непосредственно связанных с отраслевой спецификой его деятельности. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая наценка, выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров.

Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности.

2.                Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств розничного предприятия.

3.                Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов розничного предприятия.

4.                Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия: доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других предприятий, доходы от ценных бумаг и другие.

Основу формирования валового дохода торговых предприятий, составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль.

Доходы от реализации товаров выражаются следующими основными показателями:

1.     Суммой дохода от реализации товаров – она характеризует общий размер торговых надбавок, полученных в процессе реализации товаров в определенном периоде;

2.     Уровнем доходов от реализации товаров – он определяется по формуле (1. 1):

Др * 100

                                             Уд =                                ,                                          (1. 1)

Р

Где: Уд – уровень доходов от реализации товаров, %;

Др – общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;

Р – общий объем реализации товаров в этом же периоде (товарооборот);

3.     Средним уровнем торговой надбавки – он определяется по формуле (1.  2):

Др * 100

                                      Утн =                            ,                                     (1. 2)

Р - Др

Где: Утн – средний уровень торговой надбавки, %.

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и общественного труда, представляющие собой издержки обращения.

Издержки обращения представлены системой следующих показателей:

1.     Абсолютная сумма издержек обращения;

2.     Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по следующей формуле:

Σ ИО

                                                 Уио =                    * 100 %   ,                              (1. 3)

Р

Где: Уио – относительный уровень издержек обращения, %;

Σ ИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;

Р – товарооборот розничного предприятия за тот же период времени.

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и развития предприятия.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности розничного предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополученных доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль – разница между валовым доходом и издержками обращения.

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования розничного предприятия (товарооборот, собственный капитал, валовой доход, издержки обращения, основные фонды и другие показатели).

Наряду с показателями товарооборота капитала основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, издержки обращения, каждый из которых подчеркивает предельный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Изучение системы показателей деятельности розничного предприятия следует проводить в динамике, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

Таким образом представляет интерес изучение и анализ показателей на конкретном предприятии и сопоставление полученных результатов с тенденциями, сложившимися в отрасли торговли.

1.4. Особенности бухгалтерского учета в торговле

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ве­дением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, мето­дов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет организуется на местах совершения хозяйственных операций (филиал, склад). Соответствующая информация может посту­пать непосредственно во время совершения хозяйственной операции, как по телефону, так и в устной форме, на дисплее без документального оформления. Полученные данные используются для повседневного, те­кущего руководства и управления деятельностью предприятия (выполне­ние договоров, прием и отгрузка товара, реализация) [14].

Для статистического учета используется информация о структуре ос­новных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому ос­новными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству пред­приятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

§     проверка правильности документального оформления товарных опе­раций, своевременное и правильное отражение их в учете;

§     контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

§     выявление возможности для снижения издержек обращения и повы­шения рентабельности производства (издержки обращения покрыва­ются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

§     контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установ­лены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно не­обходимо проводить инвентаризации и ревизии [14].

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предпри­ятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отста­вание учета, запаздывание представления отчетности и другой ин­формации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффектив­ности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению рас­ходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях розничной торговли бухгалтерский учет осуществляется особым  подразделением – бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие обязанности.

В организации,  не имеющей бухгалтерской службы  или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Торговые операции в сфере торговли представляют собой операции связанные с поступлением и реализацией товара, а также связанные с этим  расчетные операции.


1.5. Документальное оформление торговых операций


Документальное оформление торговых операций осуществляет­ся в соответствии со следующими законодательными актами Российс­кой Федерации:

·                   Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государ­ственной Думой 21.10.94 г.);

·                   Инструкция «О порядке начисления и уплаты НДС» (утверждена Госналогслужбой РФ от 11.10.1995 №39)

·                   Инструкция «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» (утверждена Минфином СССР от 14.01.1967 №17) 

·                   Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.06.65 г. № П-6) (с изменениями от 29.12,73 г. и от 14.11.74 г.);

·                   Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.04.66  г. № П-7) (с изменениями от 29.1273 г  № 81 и от 14.11.74г. №98);

·                   Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламаци­онных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15.10.90 г.);

·                   «Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях оптовой торговли» (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5) (см. приложение 18).

Первичные документы по поступлению товаров являются основой организации материального учета, так как непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и их рациональным использованием.

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия розничной оптовой торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспорт­ные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной оптовой торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформля­ется приемным актом. Основание для расчетов за поступившие ТМЦ или авансовых платежей является счет (ф 868).

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности (ф № М-2, М-2а) произво­дится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации [20].

Доверенность содержит следующие реквизиты:

§     номер и дату выдачи;

§     срок действия (возможный срок получения и вывоза товара);

§     наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя дове­ренности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается  наименование  поставщика  (должность,  фамилия,  имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);

§     номер и дату документа, являющегося основанием для отпуска това­ров.

Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества.

Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие соверше­ние торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей про­ставляются номер и дата сопроводительных документов.

Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы  выдается документ на  получение товара,  по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ - расходная накладная (ф №М-15, утв. Госкомстатом РФ 71а), в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товара предназначенного для  отпуска,  на складе отражать также фактически выданное количество товара [20].

 В накладной указывается:

§  номер и дата выписки;

§  наименование поставщика и покупателя;

§  наименование и краткое описание товара;

§  количество товара (в единицах);

§  цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на до­бавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой.

Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бух­галтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывает­ся материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплекта­цию в соответствии с данными сопроводительных документов и распи­сывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: «Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого матери­ально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная (ф. Гу-27, утв. ПС №2ц) , счет-фактура и др.

Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:

§  номер и дату оформления накладной;

§  полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика;

§  наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

§  основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

Товарный раздел накладной  заполняется  грузоотправителем, в нем указывается   наименование  товара,  артикул,  количество,  цена,  сумма,  сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществление погрузочно-разгрузочных работ [31].

К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая от­метка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена "Накладная на перевозку груза в универсальном кон­тейнере".

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-факту­рой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в наклад­ной, отдельной строкой выделяется сумма НДС.

Счет-фактура имеет сле­дующие реквизиты:

§     номер и дату выписки счета-фактуры;

§     наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и платель­щика;

§     наименование грузополучателя;

§     наименование и  краткое описание товара,  его количество,  цену и сумму;

§     стоимость доставки;

§     сумму к оплате получателем;

§     фамилии, инициалы и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.

Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (а теперь и в с соответствии с Налоговым кодексом) обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

§  порядковый номер и дату выписки счета-фактуры;

§  наименование, адрес и идентификационный номер продавца и поку­пателя товаров (работ, услуг);

§  наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг);

§  наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сум­му (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);

§  страна происхождения товара;

§  номер грузовой таможенной декларации [31].

Составленный документ должен быть подписан руководителем, глав­ным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с прика­зом по организации.

Получаемые покупателем товаров счета-фактуры относятся к первич­ным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении. Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерова­ны и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение полу­чаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Состав­ленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в при­сутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен при­нять товар по количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани,  аэропорта)  назначения  составления  коммерческого акта  и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммер­ческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела оптовой торговли органа местной исполнительной власти или железнодо­рожной милиции и составить акт о результатах приемки. Отказ сотруд­ников станции назначения составить акт следует обжаловать в установ­ленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим ос­нованием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.

При поставке товаров автотранспортом сопроводительным докумен­том служит товарно-транспортная накладная (ф. Т-1, утв. Госкомстатом №78).

Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и являет­ся первичным приходным документом при поступлении товаров на тор­говое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транс­портного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты), сведения о товаре и таре (артикул), наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто. Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18 или 10% от суммы поставки), а так же фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц отпустивших и принявших товар [31].

Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

§  дату:

§  номер автомобиля и путевого листа;

§  наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотпра­вителя и грузополучателя;

§  пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);

§  сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).

Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упа­ковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со  стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя.

Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводи­тельные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответ­ствующий акт за подписями обеих сторон

При рыночных отношениях резко повышается роль договоров купли-продажи, поставки товаров, реализации и бартера. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связей поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации купли-продажи и поставок товаров и продукции материально-технического назначения [14].

Гражданский кодекс определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По договору поставки лицо – поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок лицу – покупателю в собственность определенную продукцию (товар), лицо – покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным между поставщиком и покупателем ценам.

Наилучшей формой организации хозяйственных отношений предприятий с обслуживающими торговыми предприятиями по продаже товаров являются договоры купли-продажи товаров.

По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В договоре купли-продажи следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность товаров, имущественную ответственность сторон.

Договор реализации продавец передает посредники товар для его реализации. Оплата осуществляется после продажи указанного товара

Договор бартера представляет собой договор обмена по согласованной оценки обмениваемого имущества.

Список литературы


1.       Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2002 г.).

2.       Гражданский кодекс РФ части 1 и 2

3.       Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2.

4.       Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

5.       Положение о документах и документообороте в Российской Федерации

6.       Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации»

7.       Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

8.       Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

9.       Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации»

10.  Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»

11.  Положение по бухгалтерскому учету  18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

12.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Утверждено Приказом Минфина РФ №94-н от 31.10.2000 г.

13.  Акимова,  Комментарий к «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» "Бизнес-класс-аудит", 2001;

14.  Абашина А.М. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: ИНФРА-М, 2001.

15.  Акимова Е. Положение по ведению Бухгалтерского учета и отчетности (Комментарий) // Аудит. – 2001. - №1. – С.8-18.

16.  Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли, АПК. – М.: Финансы и статистика, 2002.

17.  Алексеев А.В., Парфенова Л.К. Реформа российской системы Бухгалтерского учета и аудита // ЭКО. – 2002. – №12. – С.18-23.

18.  Анализ финансового состояния предприятия по данным Бухгалтерского учета// Консультант Бухгалтерского учета. – 2001. - №4. – С.3-18.

19.  Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: ДИС, 2001.

20.  Аудит / Под ред. Подольского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение.  –  М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2001.

21.  Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ - изд. Дом “ФИЛИНЪ”, 2002.

22.  Бухгалтерский учет. Учебник./Под ред. А.Д. Ларионова. - М.: “Проспект, 2003

23.  Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002

24.  Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

25.  Глушков Е.П. Бухгалтерский учет на современном предприятии. –М.: Кнорус, 2001г.- 615 с.

26.  Данилевский Ю.А. Аудит. Вопросы и ответы. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 39 с.

27.  Дрюнина Н.А. Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики // Экономический лабиринт. – 2002. - №4. – С.24-25.

28.  Общий аудит: законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. – М.: Дело и сервис, 2001.

29.  Окладников Д. Рационализация учетной политики // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №5. – С113-117.

30.  Организация делопроизводства в бухгалтерии // Консультант Бухгалтерского учета. – 2002. - №2. – С.14-22.

31.  Кондраков Н.П., «Бухгалтерский учет», М: «Инфра-М», 2002;

32.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.- 635с.

33.  Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. – М.: Инфра – М, 2002.

34.  Клейникова В.Г. Организация бухгалтерского учета: анализ финансового состояния по данным Бухгалтерского баланса // Консультант Бухгалтера. - 2001. - № 4.

35.  Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 216с.

36.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1996.

37.  Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001.

38.  Красницкий В.А. Бухгалтерский и налоговый учет // Налоговый вестник. –2001. - №1. – С.99-102.

39.  Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия: методы оценки. – М.: ДИС, 2001.

40.  Чиркова М.Б. Учет продажи товаров в оптовой торговле // Бухгалтерский учет.  2001.  № 5.

41.  Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник.  – М.: ИНФРА-М, 2002. – 352с. – (сер. Высшее образование).