1.3. Финансовые показатели как результат производственной деятельности предприятия

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходят значительные изменения в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия или организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

Для предприятий и организаций, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольших объемов деятельности, а получение максимально возможной прибыли.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты  работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Существует достаточно большое количество определений понятия «прибыль». В переносном смысле под прибылью понимается  всякая польза или выгода. Однако использование данного определения  прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Прибыль представляет собой одну из форм  денежных накоплений, воздаваемых в предприятиях, отраслях экономики, государства; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций и предприятий.

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно определить через выполняемые прибылью функции:

- прибыль является главной целью предпринимательской деятельности и фактором повышения материальной заинтересованности работников. Это связано с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей [33, с. 126].

- она является  основным источником финансовых ресурсов предприятия (организации). Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности;

- прибыль создает экономическую заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности (сотрудников предприятий и организаций) в совершенствовании различных сторон своей деятельности. Это обусловлено тем, что в рыночной экономике предприятия (организации) работают на основе самофинансирования, сочетая максимальную свободу в хозяйственной деятельности с полной материальной ответственностью за ее результаты;

- прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами;

- прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов.

В условиях формирования рыночной экономики прибыль становится одним из важнейших определяющих показателей и торговой деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности торгового предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивании оборотных средств. Торговое предприятие или организация с низкой рентабельностью, с небольшой прибылью в условиях рыночной экономики не в состоянии эффективно участвовать в ценовой конкуренции. В современных условиях торговля каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории собственности в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли, в том числе и торговой [18, c. 25].

Существуют разные виды прибыли: валовая прибыль, экономическая прибыль, прибыль (убыток) от реализации товаров и услуг, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, доходы и расходы внереализационных операций, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Валовая прибыль – это разность между валовым доходом и издержками обращения. Известно, что не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения. Часть затрат, осуществляемых предприятием за счет прибыли, не относится к издержкам обращения. Сумма затрат предприятия, учитываемых в составе издержек обращения и относимых на прибыль, образует экономические издержки (все действительные расходы торгового предприятия).

Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками. По этому показателю можно судить о величине предпринимательского дохода, свидетельствующего об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к саморазвитию.

Прибыль (убыток) от реализации товаров и услуг представляет собой разность между валовым доходом от реализации товаров и услуг (без учета НДС) и издержками обращения.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества рассчитывается как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий,  дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, доходы от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог).

Валовая прибыль является конечным результатом хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

Основой рыночного хозяйствования является стремление к увеличению массы прибыли. Оно стимулирует хозяйственную деятельность предприятий и организаций, в том числе и торговых, рациональное использование их ограниченных финансовых и иных ресурсов. При этом важна не только масса прибыли, но и  ее размер на единицу расходов предпринимателя.

Для характеристики экономической эффективности торговой деятельности и сравнительного анализа уровня хозяйствования отдельных торговых предприятий и организаций применяется система показателей уровня прибыли. Относительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабельность деятельности предприятия (организации). Рентабельность как один из показателей экономической эффективности широко используется при проведении сравнительного анализа по предприятиям. Рентабельность показывает какой ценой  достигается эффект (прибыль). Чем ниже цена получаемого результата, чем больше прибыль на единицу затрат, тем удачнее предприятие действует на рынке, тем больший интерес оно представляет для собственников его имущества.

Эффективность (результативность) хозяйственной деятельности описывается моделью вида:

Э=Р / З,                                                                      (1.1)

где Э - эффективность хозяйственной деятельности;

      Р - результат хозяйственной деятельности (в данном случае- сумма прибыли, полученная за определенный период времени);

      З - затраты, произведенные предприятием для получения результата.

Из данной модели видно, что повышение эффективности может осуществляться не только за счет снижения суммы (величины) затрат, но и в результате более высоких темпов роста суммы прибыли по сравнению с темпами роста величины затрат. Показатели экономической эффективности выражаются в стоимостных единицах или в процентной форме.

Для оценки рентабельности при решении различных экономических задач применяется система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечный финансовый результат деятельности торговых предприятий. Система показателей рентабельности позволяет достаточно точно охарактеризовать эффективность хозяйственной деятельности конкретного предприятия; раскрыть факторы изменения прибыли, улучшить анализ и планирование прибыли. Каждый показатель рентабельности выполняет определенную роль в рассматриваемой системе, обладает определенными возможностями и ограничениями, что следует учитывать при анализе и планировании.

Наиболее простым и распространенным показателем рентабельности является отношение суммы прибыли к товарообороту (объему реализации), выраженное в процентах:

Р=П / Т * 100%,                                                     (1.2)

где  Р- рентабельность товарооборота, %;

      П- сумма прибыли;

      Т-  товарооборот.

В различных организациях, осуществляющих реализацию товаров, для расчета данного показателя используются различные виды оборотов. [20, с.102]

В предприятиях розничной торговли берется оборот розничной торговли. В предприятиях оптовой торговли - оборот оптовой торговли, а если оно производит розничную продажу, то и оборот розничной торговли, иначе говоря, в этих предприятиях учитывается весь оборот по реализации товаров и услуг. Если торговая организация имеет не только розничные, но и оптовые предприятия, снабжающие товарами собственную розницу, то во внимание принимается только оборот розничной торговли. Другими словами под товарооборотом понимается реализация  товаров  внешним потребителям.

Данный показатель отражает долю прибыли в цене товара. Он широко применяется на практике, хотя и не позволяет оценить эффективность хозяйствования. Это объясняется тем, что прибыль в процентах к товарообороту легко сопоставима с уровнем дохода, уровнем издержек обращения. Данный показатель удобен при проведении сравнительного анализа деятельности торговых предприятий.

В аналитической работе может быть использован показатель рентабельности как отношение валовой прибыли с учетом суммы амортизации.

Средства, резервируемые в счет амортизации, уменьшают суммы прибыли, т.к. включаются в состав затрат. Однако они остаются в распоряжении предприятия и являются составной частью созданного валового прироста. Они могут быть применены для возмещения внеоборотных активов, использованных в течение года.

Рентабельность= (Прибыль+Амортизация) / Оборот*100%      (1.3)

Система рентабельности характеризует, прежде всего, эффективность использования ресурсов предприятия.

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств:

Рр = Пр / (ОФ + ОС) * 100%,                                                        (1.4)

где Рр - ресурсорентабельность;

      Пр -    сумма прибыли (валовой или чистой);

      ОФ -  средняя стоимость основных фондов;

      ОС -   средняя стоимость материальных оборотных средств.

Данные показатели называют еще рентабельность вложенного капитала. Он отражает массу прибыли в расчете на единицу вложенных собственниками торгового предприятия средств.

Вложенный капитал не включает в себя третий важный элемент экономических ресурсов предприятия - трудовые ресурсы. Стоимость этого элемента ресурсов отражается показателем затрат на рабочую силу.

Для оценки эффективности использования совокупных ресурсов может быть использован показатель ресурсорентабельности.

Рр = П / (ОФ + ОС + ЗР),                                                               (1.5)

где Рр -   ресурсорентабельность;

П -     сумма прибыли;

ОФ -  среднегодовая стоимость основных фондов;

ОС -   средний размер оборотных средств;

ЗР -    сумма затрат на рабочую силу.

В качестве обобщающего показателя эффективности использования потребленных ресурсов используют показатель рентабельности текущих расходов (потребленных ресурсов):

Р= П / ТЗ,                                                                        (1.6)

где Р -   рентабельность текущих расходов;

П -   сумма валовой прибыли;

ТЗ - текущие затраты по осуществлению хозяйственной деятельности предприятия.

Правомерность такого подхода к выбору обобщающих показателей рентабельности объясняется тем, что в знаменателе формулы ресурсорентабельности отражаются все примененные ресурсы; далее - их потребленная часть, выраженная в текущих затратах.

Основной составной частью текущих расходов торговой организации являются издержки обращения. Поэтому для оценки рентабельности может применяться показатель рентабельности издержек обращения:

Р= Пр / Ио,                                                                  (1.7)

где Р -    рентабельность издержек обращения;

  Пр -  сумма прибыли от реализации товаров;

  Ио - издержки обращения предприятия (организации). 

Особенность расчета показателя рентабельности издержек обращения заключается в использовании показателя прибыли от реализации и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары.

Рентабельность издержек обращения в определенной мере показывает окупаемость текущих затрат. Важное аналитическое значение имеют показатели прибыли в процентах к издержкам обращения по отдельным группам товаров.

Поскольку капитал и труд часто взаимозаменяемы, то определяют показатель прибыли на одного работника. Этот показатель рассматривается вместе с показателем рентабельности авансированного капитала, показателем ресурсорентабельности.

Рентабельность труда или прибыль на 1 работника рассчитывается по формуле:

Р= П / Ч,                                                                             (1.8)

где Р- рентабельность труда;

  П- сумма прибыли;

  Ч- среднесписочная численность работников.

Обобщающие показатели конкретизируются показателями эффективности использования видов ресурсов.

Рентабельность основных фондов (фондорентабельность):

      РФ = П / ОФ,                                                                      (1.9)

где PФ - фондорентабельность;

П -    сумма прибыли;

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.

Показатель фондорентабельности позволяет измерить влияние фондоотдачи и изменений средней стоимости основных фондов на прибыль и рентабельность.

Фондорентабельность, рассчитанная с использованием показателей прибыли от реализации и остаточной стоимости основных фондов, имеет определенные преимущества для предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций. Чем более изношены основные фонды, тем выше значение показателя фондорентабельности (выше показатель эффективности предприятия), а, следовательно, предприятия выглядят более привлекательно. Дополнительные инвестиции в основные фонды, в свою очередь, позволяют обновить их состав и создают предпосылки для дальнейшего развития предприятия.

Рентабельность оборотных средств характеризует величину прибыли, получаемой с единицы денежных ресурсов, функционирующих в обороте. Этот показатель отражает изменение оборачиваемости и позволяет связать решение задачи роста прибыли с ускорением оборачиваемости оборотных средств.

Как известно, в состав оборотных фондов, входят собственные и заемные средства. Использование последних обходится предприятию дороже на величину процентной кредитной ставки (с учетом срока использования кредита).

Чем больше доля заемных средств, тем ниже эффективность использования оборотных средств. Поэтому при росте рентабельности оборотных средств целесообразно учитывать сумму уплаченных процентов за использование кредитов:

Рос = П / (ОС + К),                                                   (1.10)

где Рос - рентабельность оборотных средств;

К -    сумма расходов по оплате кредитов;

ОС -  средняя величина оборотных средств;

П -     прибыль.

Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале:

Рк = П / СК,                                                               (1.11)

где Рк - рентабельность собственного капитала;

П -   прибыль;

СК - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в предприятиях. На основе данного показателя можно определить период (число, год) в течение которого полностью окупаются вложенные средства [18, с. 358].

Росту рентабельности предприятия служит рациональное распределение прибыли. Повышение рентабельности является основой дальнейшего развития предприятия.

Система показателей рентабельности, рассчитанных различными методами, дает возможность всесторонне оценивать эффективность деятельности предприятий и организаций. С другой стороны, множественность показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия (организации) затрудняет анализ, поскольку при разнонаправленной динамике этих показателей сложно сделать однозначные выводы и принимать решения.

Кроме того, возможность использования большого количества показателей прибыли, оценочных показателей, характеризующих величину тех или иных ресурсов, требует от экономистов большой осторожности при сравнении показателей рентабельности деятельности различных предприятий.

Прежде чем проводить такие сравнения необходимо убедиться в сопоставимости показателей, в том, что они рассчитаны по одной и той же методике. В противном случае, выводы будут носить ошибочный характер.

Работники экономической службы организации также не должны ограничиваться простым знанием методов расчета или формул, позволяющих рассчитать рентабельность торговой деятельности. Важной их задачей является  умение применять данные способы оценки рентабельности, выявлять и оценивать количественное и качественное воздействие всей совокупности факторов на формирование и изменение в динамике прибыли и рентабельности на практике.

Рентабельность как один из показателей экономической эффективности торговли всесторонне используется в ходе сравнительного анализа по торговым организациям и предприятиям.

Список литературы.


1.     Федеральный Закон от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. СПб.: «Издательский дом Греда», 2001.

3.     Методические указания по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по статистике от 19.08.98 г. № 89.

4.     Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Страде», 2000. - 425с.

5.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.

6.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 345с.

7.     Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: ИЛГЭ, 1998. - 198 с.

8.     Борман Д., Воротина Л., Федерманн Р. Менеджемент: Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. - Гамбург: S + V, 2004.-246с.

9.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Глава 25 Налогового кодекса РФ. Профессиональный комментарий. – «Налоги и финансовое право», 2001г.

10. Волков И.М., Грачев М.В. Проектный анализ. М.: Юнити, 1998. - 479с.

11. Волкова О.Н.,   Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. - 385с.

12. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 192 с.

13. Город Якутск: экономика и финансы. - Якутск: ИРЭ АН PC (Я), 2000. -258с.

14. Ефимова В. Финансовый анализ. 3-е изд. перераб. и доп. библиотека журнала «Бухгалтерский учет». - М.: ИНФРА-М, 2004.- 549с.

15. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник для вузов.- 2 -е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 624 с.

16. Ильин А.И. Управление предприятием. - М.: Высшая школа, 1997. -326с.

17.    Комментарий к главе 25 "Налог на прибыль организаций НК РФ" (Б.М. Митин, "Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 2001 г.)

18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. - 6 -е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2003. - 526 с.

19. Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 635 с.

20. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 471 с.

21. О главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (А.О. Диков, С.В. Разгулин, «Налоговый вестник», N9, сентябрь 2001 г.)

22. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. - 526 с.

23. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2004. - 456с.

24. Погстинская Н.Н., Погостинский Ю.А., Жамбекова Р.П., Ацканов Р.Р. Предпринимательство. Учебник. А.И. Муравьёв, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. -СПб.: Изд. «Лань», 2001. - 696 с.

25. Подготовка к переходу учета доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ (М.В. Истратова, "Российский налоговый курьер", N 12, декабрь 2001 г.)

26. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. - 662 с.

27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е издание - Минск: ИП «Экоперспектива»; «Новое знание» 2000. - 302 с.

28. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 304 с.

29. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ.ред.проф. Л.А.Брагина и проф. Т.П.Данько. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 412с.

30. Финансовый менеджмент / Под ред. И.Ф. Самсонова. - М.: Экономика, 2004. - 400 с.

31. Финансы, денежное обращение, кредит. Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 395 с.

32. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий // М.: Инфра-М - 1998г. - 466 с.

33. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/ Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2003.- 292 с.