Содержание
Введение. 3
1. Законодательство РФ об охране здоровья граждан. 4
2. Виды и порядок проведения медицинской экспертизы.. 5
2.1Экспертиза временной нетрудоспособности. 5
2.2 Медико-социальная экспертиза. 11
2.3 Военно-врачебная экспертиза. 12
2.4 Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.. 12
2.5 Независимая медицинская экспертиза. 13
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Поэтому в целях защиты прав граждан на получение качественной медицинской помощи или случаях, определенных законодательствах проводится медицинская экспертиза.
Цель данной работы – изучить виды и порядок проведения медицинской экспертизы.
1. Законодательство РФ об охране здоровья граждан
Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:[1]
1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
Порядок проведения медицинской экспертизы устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.[2] Данная служба была образована Указом президента РФ от 9.03.2004 г. взамен Минздрава РФ. Тем не менее, нормативно-законодательные акты, принятые Минздравом продолжают действовать.
2. Виды и порядок проведения медицинской экспертизы
2.1Экспертиза временной нетрудоспособности
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевания, травма или иная причина).
В целях совершенствования контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, рационального расходования средств государственного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам Минздравом совместно с Фондом социального страхования РФ утверждена Инструкция «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности», которая устанавливает общие организационные и методические принципы контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности и обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях, независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
Функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются:[3]
- при ведомственном контроле - должностными лицами территориальных органов управления и учреждений здравоохранения, обеспечивающими различные уровни экспертизы временной нетрудоспособности;
- при вневедомственном (межведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей лицензионно - аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего профессионального образования, научно - исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.
Порядок осуществления ведомственного контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности следующий:
1) Плановый контроль осуществляется клинико - экспертными комиссиями и (или) заместителями руководителей по клинико - экспертной работе лечебно - профилактических учреждений не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей - специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. При этом осуществляется анализ не менее 30 - 50 медицинских карт амбулаторных или стационарных больных из числа случаев временной нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.
При проведении плановых проверок применяется статистический метод "случайной" выборки и оцениваются:
- качество проведения и эффективность лечебно - диагностических мероприятий;
- своевременность привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов, применение возможных стационарозамещающих лечебных технологий, направления на госпитализацию;
- интенсивность лечебно - диагностического процесса;
- адекватность затраченных средств на лечение пациента достигнутому результату;
- обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.
При необходимости к проведению плановых проверок могут привлекаться другие специалисты, отвечающие установленным требованиям.
По результатам проведенных проверок готовится информационный материал с указанием выявленных недостатков, рекомендациями по их устранению и доводится до сведения проверяемых и руководителей лечебно - профилактических учреждений.
2) Плановый контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется также клинико - экспертными комиссиями муниципальных органов управления здравоохранением или субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях и деятельность в этом направлении отдельных специалистов, заместителей руководителей по клинико - экспертной работе (или лиц, их заменяющих), клинико - экспертных комиссий лечебно - профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз определяется на региональном уровне.
Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть представлены следующие документы:
- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- приказы руководителя проверяемого лечебно - профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
- наличие нормативной правовой документации по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи, вопросам медико - социальной экспертизы;
- сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей лечебно - профилактических учреждений;
- документация, имеющаяся в лечебно - профилактическом учреждении по данному разделу работы.
К данной работе могут также привлекаться специалисты - эксперты по профилям оказания медицинской помощи, отвечающие установленным требованиям.
Результаты проверки должны быть доведены до сведения проверяемых, территориальных органов управления здравоохранением и исполнительных органов Фонда.
3) Внеплановый контроль осуществляется:
- в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда социального страхования, страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате;
- при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико - социальной экспертизы.
Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации следующий может быть плановым и внеплановым.
Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом - графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением) регионального отделения Фонда и территориального органа управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом лечебно - профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, независимо от его организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности.
Количество проверяемой медицинской документации для каждого проверяемого лечебно - профилактического учреждения устанавливается совместным решением территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При этом оценивается:
- организация и состояние экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях, деятельность в этом направлении клинико - экспертных комиссий и лиц, занимающихся частной медицинской практикой;
- подтверждение случая временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от работы;
- соответствие порядка организации экспертизы временной нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;
- соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности.
Для оценки работы проверяющим должны быть представлены следующие документы:
- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- приказы руководителя лечебно - профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
- нормативные правовые документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам медико - социальной экспертизы;
- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
- книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);
- книга записей заключений клинико - экспертной комиссии (форма 035-У);
- отчеты по форме 16-ВН;
- книги учета и использования бланков листков нетрудоспособности;
- документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;
- медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.
Внеплановый контроль осуществляется с привлечением необходимых экспертов:
- при проведении лицензирования и выдачи лицензии на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- в случаях поступления информации о проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечебно - профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, не имеющими лицензии на этот вид медицинской деятельности, с направлением соответствующих материалов в территориальные органы управления здравоохранением и территориальные исполнительные органы Фонда, а также в случаях поступления информации о нарушениях лицензионных условий.
2.2 Медико-социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.[4]
Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы.
Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.3 Военно-врачебная экспертиза
Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов и пограничных войск федеральной службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации. В то же время гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке.
Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.4 Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.
Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.5 Независимая медицинская экспертиза
При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида.[5]
Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.
При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.
Заключение
Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы.
1) Порядок проведения медицинской экспертизы устанавливается следующими законодательными актами РФ:
- Федеральным законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
- нормативными актами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- нормативными актами субъектов Федерации и органов здравоохранения органов исполнительной власти.
2) Законодательством определены следующие виды медицинской экспертизы:
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- медико-социальная экспертиза;
- военно-врачебная экспертиза;
- судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
- независимая медицинская экспертиза.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 30.06.2003)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 291 Фонда социального страхования Российской Федерации N 167 от 6 октября 1998 года «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности»
5. Сборник нормативных документов и информационно-методических материалов для среднего медицинского персонала /Сост. В.В.Ершов. – М.: АНМИ, 2003
[1] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 30.06.2003)
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»
[3] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 291 Фонда социального страхования Российской Федерации N 167 от 6 октября 1998 года «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности»
[4] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 30.06.2003)
[5] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 30.06.2003)