Содержание

Введение. 3

1. Законодательство РФ об охране здоровья граждан. 4

2. Виды и порядок проведения медицинской экспертизы.. 5

2.1Экспертиза временной нетрудоспособности. 5

2.2 Медико-социальная экспертиза. 11

2.3 Военно-врачебная экспертиза. 12

2.4 Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.. 12

2.5 Независимая медицинская экспертиза. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Охрана здоровья граждан - это совокупность  мер  политического, экономического,  правового,  социального,  культурного,   научного, медицинского,  санитарно-гигиенического   и   противоэпидемического характера, направленных на сохранение и  укрепление  физического  и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление  ему  медицинской  помощи  в  случае утраты здоровья.                                                  

Государство гарантирует  охрану  здоровья  каждого  человека  в соответствии  с   Конституцией   Российской   Федерации   и   иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе  Российской  Федерации, общепризнанными  принципами  и  нормами  международного   права   и международными договорами Российской Федерации. 

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:        

1) соблюдение прав  человека  и  гражданина  в  области  охраны здоровья и обеспечение связанных с  этими  правами  государственных гарантий;                                                         

2) приоритет профилактических мер  в  области  охраны  здоровья граждан;                                                           

3) доступность медико-социальной помощи;                      

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;  

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий,  учреждений  и   организаций   независимо   от   формы собственности,  должностных  лиц  за  обеспечение  прав  граждан  в области охраны здоровья.

 Поэтому в целях защиты прав граждан на получение качественной медицинской помощи или случаях, определенных законодательствах проводится медицинская экспертиза.

Цель данной работы – изучить виды и порядок проведения медицинской экспертизы.

1. Законодательство РФ об охране здоровья граждан


Законодательство  Российской  Федерации  об   охране   здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации и  республик  в  составе Российской Федерации, а также правовых  актов  автономной  области, автономных   округов,   краев,   областей,   городов    Москвы    и Санкт-Петербурга.                                                  

Задачами  законодательства  Российской  Федерации   об   охране здоровья граждан являются:[1]                                        

1)  определение  ответственности   и   компетенции   Российской Федерации, республик в  составе  Российской  Федерации,  автономной области, автономных округов,  краев,  областей,  городов  Москвы  и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а  также  определение  ответственности  и компетенции органов  местного  самоуправления  по  вопросам  охраны здоровья граждан;                                                 

2) правовое регулирование в  области  охраны  здоровья  граждан деятельности предприятий, учреждений и  организаций  независимо  от формы  собственности,  а  также  государственной,  муниципальной  и частной систем здравоохранения;                                   

3)  определение  прав  граждан,  отдельных  групп  населения  в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;    

4)   определение   профессиональных   прав,   обязанностей    и ответственности   медицинских   и   фармацевтических    работников, установление гарантий их социальной защиты.     

Порядок проведения медицинской экспертизы устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития.[2] Данная служба была образована Указом президента РФ  от 9.03.2004 г. взамен Минздрава РФ. Тем не менее, нормативно-законодательные акты, принятые Минздравом продолжают действовать.

               2. Виды и порядок проведения медицинской экспертизы

                                                                   

2.1Экспертиза временной нетрудоспособности

                                                                    

Экспертиза  временной  нетрудоспособности  граждан  в  связи  с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным  членом семьи,  протезированием,  санаторно-курортным  лечением  и  в  иных случаях производится  в  порядке,  установленном  законодательством Российской Федерации.                                             

Экспертиза временной нетрудоспособности  производится  лечащими врачами   государственной,   муниципальной   и    частной    систем здравоохранения,  которые  единолично   выдают   гражданам   листки нетрудоспособности сроком до 30 дней,  а  на  больший  срок  листки нетрудоспособности  выдаются   врачебной   комиссией,   назначаемой руководителем медицинского учреждения.                            

При  экспертизе   временной   нетрудоспособности   определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о   направлении   гражданина    в    установленном    порядке    на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе  при  наличии  у этого гражданина признаков инвалидности.                          

При оформлении листка нетрудоспособности  сведения  о  диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с  согласия пациента, а в случае  его  несогласия  указывается  только  причина нетрудоспособности (заболевания, травма или иная причина).        

В  целях  совершенствования  контроля  за организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях и у  лиц, занимающихся  частной медицинской  практикой, рационального расходования  средств  государственного  социального  страхования  на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам Минздравом совместно с Фондом социального страхования РФ утверждена Инструкция «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности», которая  устанавливает общие организационные и  методические принципы    контроля    за    проведением    экспертизы     временной нетрудоспособности      и      обоснованностью      выдачи    листков нетрудоспособности   в   лечебно   -   профилактических  учреждениях, независимо  от  их  организационно  -  правовой формы и ведомственной подчиненности,  а  также  у  лиц,  занимающихся  частной  медицинской практикой.                                                          

Функции   контроля   за   состоянием   экспертизы  временной нетрудоспособности осуществляются:[3]                                  

- при ведомственном контроле - должностными лицами  территориальных органов  управления  и  учреждений  здравоохранения,  обеспечивающими различные  уровни  экспертизы  временной  нетрудоспособности;

- при вневедомственном    (межведомственном)    контроле   -  специалистами исполнительных  органов  Фонда  социального  страхования   Российской Федерации  совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением,  при   необходимости,   представителей  лицензионно   - аккредитационных   комиссий,   страховых   медицинских   организаций, территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования  (в случае   выполнения   ими   функций   страховщика),  профессиональных медицинских    ассоциаций,    учреждений   высшего  профессионального образования, научно - исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.  

Порядок осуществления ведомственного контроля за  организацией экспертизы временной нетрудоспособности следующий:                            

1)  Плановый  контроль  осуществляется  клинико  -  экспертными комиссиями  и   (или)  заместителями   руководителей  по   клинико  - экспертной  работе  лечебно  -  профилактических  учреждений  не реже одного  раза  в  квартал,  выборочно  по  работе  отдельных  врачей - специалистов либо по профилям  оказания медицинской помощи. При  этом осуществляется анализ не менее 30 - 50 медицинских карт  амбулаторных или    стационарных    больных    из    числа    случаев    временной нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.          

При проведении плановых проверок применяется статистический метод "случайной" выборки и оцениваются:                                  

 - качество проведения  и эффективность лечебно  - диагностических мероприятий;                                                        

 - своевременность привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения  консилиумов,  применение  возможных  стационарозамещающих  лечебных технологий, направления на госпитализацию;                 

- интенсивность лечебно - диагностического процесса;            

-   адекватность   затраченных   средств   на   лечение  пациента достигнутому результату;                                             

 - обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.              

При   необходимости   к   проведению   плановых   проверок  могут привлекаться    другие    специалисты,    отвечающие    установленным требованиям.                                                         

По  результатам  проведенных  проверок  готовится  информационный материал  с  указанием  выявленных  недостатков, рекомендациями по их устранению  и  доводится  до  сведения  проверяемых  и  руководителей лечебно - профилактических учреждений.                              

2)  Плановый  контроль   за  состоянием  экспертизы   временной нетрудоспособности  осуществляется   также   клинико  -   экспертными комиссиями  муниципальных  органов  управления  здравоохранением  или субъектов Российской Федерации  не реже одного  раза в три  года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка  экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях и   деятельность   в   этом   направлении   отдельных   специалистов, заместителей руководителей по клинико  - экспертной работе (или  лиц, их   заменяющих),   клинико   -   экспертных   комиссий   лечебно   - профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз  определяется на региональном уровне.                                             

Для  оценки состояния  работы членам  комиссии должны быть представлены следующие документы:                                   

 -    лицензия    на    право    проведения  экспертизы  временной нетрудоспособности;                                                 

 - приказы руководителя  проверяемого лечебно -  профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;                  

-  при  наличии  работников  со средним медицинским образованием, имеющих право  выдачи листков  нетрудоспособности, -  решение местных органов  управления  здравоохранением,  с  указанием  причин  данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;                 

-  наличие   нормативной   правовой  документации   по   вопросам экспертизы   временной   нетрудоспособности   и   контроля   качества медицинской помощи, вопросам медико - социальной экспертизы;        

- сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за  работу по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей  лечебно - профилактических учреждений;                                      

- документация, имеющаяся в лечебно - профилактическом учреждении по данному разделу работы.                                          

К  данной работе  могут также  привлекаться специалисты  -  эксперты  по   профилям  оказания   медицинской  помощи,   отвечающие установленным требованиям.                                          

Результаты  проверки  должны  быть  доведены  до сведения проверяемых,  территориальных  органов  управления здравоохранением и исполнительных органов Фонда.                                       

3) Внеплановый контроль осуществляется:                       

     - в связи с  письменными запросами исполнительных органов  Фонда социального страхования, страхователей  (работодателей),  граждан  по  обоснованности  выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных  к оплате;                                                             

- при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе  временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико - социальной экспертизы.                                     

Порядок  осуществления  вневедомственного (межведомственного) контроля  за  организацией  экспертизы  временной  нетрудоспособности исполнительными  органами  Фонда  социального  страхования Российской Федерации следующий может быть плановым и внеплановым.                                                            

Плановый контроль осуществляется  в соответствии с планом  -  графиком,    утвержденным    совместным    приказом   (распоряжением) регионального отделения  Фонда и  территориального органа  управления здравоохранением, не реже одного раза  в пять лет в каждом  лечебно - профилактическом   учреждении,   имеющем   лицензию   на   проведение экспертизы    временной    нетрудоспособности,    независимо  от  его организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности.      

Количество  проверяемой   медицинской  документации   для каждого   проверяемого   лечебно   -   профилактического   учреждения устанавливается    совместным    решением    территориального  органа управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При этом оценивается:                                                        

- организация и состояние экспертизы временной нетрудоспособности в  лечебно  -  профилактических  учреждениях,  деятельность  в   этом направлении клинико - экспертных комиссий и лиц, занимающихся частной медицинской практикой;                                              

-  подтверждение  случая  временной  нетрудоспособности  записью, обосновывающей временное освобождение от работы;                    

-   соответствие   порядка   организации   экспертизы   временной нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;          

- соблюдение установленных правил выдачи, продления,  оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности.                        

Для  оценки  работы  проверяющим должны быть представлены следующие документы:                                                

-    лицензия    на    право    проведения  экспертизы  временной нетрудоспособности;                                                 

- приказы  руководителя лечебно  - профилактического  учреждения, регламентирующие данный раздел работы;                              

- нормативные правовые документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам медико - социальной экспертизы;        

-  при  наличии  работников  со средним медицинским образованием, имеющих право  выдачи листков  нетрудоспособности, -  решение местных органов  управления  здравоохранением,  с  указанием  причин  данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;                 

- книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);   

- книга записей заключений  клинико - экспертной комиссии  (форма 035-У);                                                             

- отчеты по форме 16-ВН;                                         

- книги учета и использования бланков листков нетрудоспособности;

- документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;                    

- медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.

Внеплановый   контроль   осуществляется   с   привлечением необходимых экспертов:                                              

-  при  проведении  лицензирования  и  выдачи  лицензии  на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;                 

-  в  случаях  поступления  информации  о  проведении  экспертизы временной нетрудоспособности лечебно - профилактическими учреждениями и лицами,  занимающимися частной  медицинской практикой,  не имеющими лицензии  на  этот  вид  медицинской  деятельности,  с   направлением соответствующих  материалов  в   территориальные  органы   управления здравоохранением  и  территориальные  исполнительные  органы Фонда, а также  в  случаях  поступления  информации  о нарушениях лицензионных условий.                                                            

     2.2 Медико-социальная экспертиза                       

                                                                    

Медико-социальная экспертиза  устанавливает  причину  и  группу  инвалидности, степень утраты трудоспособности  граждан,  определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации  и  меры  социальной защиты,  дает  рекомендации  по   трудовому   устройству   граждан.

Медико-социальная     экспертиза     производится      учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.       Рекомендации   медико-социальной   экспертизы   по    трудовому устройству  граждан  являются   обязательными   для   администрации предприятий,  учреждений  и   организаций   независимо   от   формы собственности.[4]                                                    

Гражданин  или  его  законный  представитель  имеет  право   на приглашение по своему заявлению любого специалиста с  его  согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы.            

Заключение   учреждения,    производившего    медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином  или  его законным представителем в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.                                             

                                                                    

     2.3 Военно-врачебная экспертиза                        

                                                                   

Военно-врачебная экспертиза определяет  годность  по  состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих  призыву  на  военную службу, поступающих на военную службу по контракту,  пребывающих  в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской  Федерации,  органов  и пограничных    войск    федеральной    службы    безопасности,    и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных  с  военной  службы  причинную  связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов),    определяет    виды,    объем,    сроки    осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.         

Заключения военно-врачебной экспертизы  являются  обязательными для  исполнения  должностными  лицами  на   территории   Российской Федерации.  В то же время гражданам предоставляется  право  на  производство  независимой военно-врачебной экспертизы в порядке.                     

Заключение    учреждения,    производившего    военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином  или  его законным представителем в порядке, установленном  законодательством  Российской Федерации.

2.4 Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы                                             

                                                                   

 

Судебно-медицинская  экспертиза  производится   в   медицинских учреждениях    государственной    или     муниципальной     системы здравоохранения экспертом бюро  судебно-медицинской  экспертизы,  а при  его  отсутствии  -  врачом,  привлеченным   для   производства экспертизы,  на   основании   постановления   лица,   производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.            

Судебно-психиатрическая     экспертиза      производится      в предназначенных  для  этой  цели  учреждениях  государственной  или муниципальной системы здравоохранения.                             

Гражданин  или   его   законный   представитель   имеет   право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую  или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля  с  его согласия.                                                         

Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суде в   порядке,   установленном    законодательством    Российской Федерации.                                                        

                                                                    

     2.5 Независимая медицинская экспертиза               

                                                                    

При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы  по их  заявлению  производится  независимая   медицинская   экспертиза соответствующего вида.[5]                                                          

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или  иной  зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также  от  органов,  учреждений,   должностных   лиц   и   граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.            

При производстве независимой медицинской  экспертизы  гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В  конфликтных  случаях  окончательное  решение  по  заключению медицинской экспертизы выносится судом.                      

Заключение


Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы.

1) Порядок проведения медицинской экспертизы устанавливается следующими законодательными актами РФ:

- Федеральным законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан»;

- нормативными актами Федеральной службы по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития;

- нормативными актами субъектов Федерации и органов здравоохранения органов исполнительной власти.

2) Законодательством определены следующие виды медицинской экспертизы:

- экспертиза временной нетрудоспособности;

- медико-социальная экспертиза;

- военно-врачебная экспертиза;

- судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

- независимая медицинская экспертиза.

Список литературы


1.     Конституция РФ

2.     Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан» (ред. от 30.06.2003)

3.     Постановление Правительства Российской Федерации   от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития»

4.     Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 291  Фонда социального страхования Российской Федерации N 167   от 6 октября 1998 года  «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за  организацией экспертизы временной нетрудоспособности»  

5.     Сборник нормативных документов и информационно-методических материалов для среднего медицинского персонала /Сост. В.В.Ершов. – М.: АНМИ, 2003   


[1] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан» (ред. от 30.06.2003)

[2] Постановление Правительства Российской Федерации   от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития»

[3] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 291  Фонда социального страхования Российской Федерации N 167   от 6 октября 1998 года  «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за  организацией экспертизы временной нетрудоспособности»    

[4] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан» (ред. от 30.06.2003)


[5] Закон РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан» (ред. от 30.06.2003)