ДОКЛАД


Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации") и государственной гражданской службе (ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.

Сегодня идет фундаментальное реформирование института российского государства. Повсюду затрагиваются вопросы, связанные с системой отношений, в которой государственный служащий взаимодействует, с одной стороны, с государством, а с другой - с институтами гражданского общества. Меня­ются технологии администрирования, требования к человеку во власти.

Сегодня много претензий у простых граждан, политических партий и общественных организаций вызывают структура государ­ственного аппарата и уровень профессионализма наших государ­ственных служащих.

Актуальность и практическая значимость  изучения проблем становления государственной гражданской службы Российской Федерации, повышения эффективности профессиональной деятельности служащих обусловлены возрастанием роли государственного управления в осуществлении в России рыночно-демократических преобразований.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты формирования правового регулирования государственной гражданской службы в России, на примере ИФНС г. Комсомольска-на-Амуре её состояние, практика применения.

В сфере регулирования качества кадрового потенциала особое значение имеет преодоление противоречий между правами граждан и интересами  государства, потребностью в стабильности  кадрового потенциала и необходимостью его постоянного обновления; между строгой регламентацией в государственной и муниципальной службах и    творческим    подходом    к    складывающимся обстоятельствам жизнедеятельности. Концепция государственной кадровой политики исходит из обеспечения равных прав и возможностей граждан в соответствии с их профессионально-познавательными данными.

Функции  государственного регулирования  качества кадрового потенциала включают: оптимизацию количественного и качественного отбора    кадров; управление их профессиональным развитием; мотивацию  служебной деятельности;  подготовку резерва управлен­ческих кадров, включая планирование карьеры; организацию и анализ результатов аттестации; планирование использования и ротации кадров. На профессиональное развитие государственных и муници­пальных служащих оказывают влияние различные факторы. К числу объективных относятся: социальные потребности в профессионалах,  общественный престиж государственной службы, способность на профессиональном уровне решать современные управленческие задачи. В числе субъективных - мотивация личностных и ценност­ных ориентации.

Совершенствование оценки эффективности не может рассматриваться в отрыве от иных мероприятий административной реформы, некоторые их которых должны рассматриваться в качестве важнейших предпосылок внедрения метода управления по целям и повышения эффективности оценки деятельности госслужащих.

Расширение государственного аппарата и постоянная ротация кадрового состава государственной службы обусловливают необходимость увеличения масштабов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Критическому обсуждению подлежит сама концепция и идеология нормативной модели системы российской государственной службы, отсутствие в упомянутом Законе логики регулирования государственно-служебных отношений, противоречивость используемых в Законе категорий, неясность многих положений, возложение "необоснованной надежды" на будущие законодательные акты, ибо законодатель связывает перспективное развитие государственной службы с принятием в будущем многочисленных законов и иных нормативных правовых актов.

Итак, для  укрепления юридических основ современного правового государства простого желания улучшить деятельность государственного аппарата посредством принятия каких бы то ни было законов вряд ли достаточно. Нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений.

Самые главные положения нового ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые, по сути, определяют концепцию и модель российской гражданской службы, содержатся, с нашей точки зрения, в его первых двух главах: "Общие положения" (глава 1) и "Должности гражданской службы" (глава 2). В них определяются: основные термины, предмет регулирования Закона, принципы и должности гражданской службы, реестры должностей государственной гражданской службы, классные чины гражданской службы.

Почему в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации") нужно считать "защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц"?

Весьма заметной отрицательной характеристикой нового Закона о системе государственной службы является, по нашему мнению, отсутствие у его авторов четкого представления о целях законотворчества в указанной сфере государственно-служебных отношений. Само название Закона - "О системе государственной службы" - является второстепенным для теории и практики государственно-служебного строительства. Ведь главным предметом законодательного регулирования всегда выступает сама государственная служба (или государственные служащие). Поэтому и следовало бы принимать законы о государственной службе, в которых устанавливалась бы система государственной службы.

Чтобы представить себе будущее государственной службы, надо автоматически рассуждать о множестве федеральных законов, устанавливающих "виды государственной службы". Законодатель много раз отсылает правоприменителей к будущим федеральным законам о виде государственной службы (например, п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 10, п. 1 - 6 ст. 12, п. 1, 2 ст. 13, п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Вместе с тем в самом Законе не установлены виды государственной службы, требующей отдельного нормативно-правового регулирования.

На эти и многие другие вопросы очень непросто ответить даже хорошо подготовленному юристу. Пройдет время, реформирование государственной службы в направлении, указанном ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", будет в той или иной степени завершено. Нужно будет подводить итоги. Хотелось бы, чтобы через несколько лет нынешние сомнения относительно новых положений в системе государственной службы оказались напрасными и необоснованными.

Критерии эффективности гос­службы достаточно сложны и зависят не только от функцио­нальных и нормативных требований к ней. В случае госу­дарственной власти ее эффективность выступает, с одной стороны, в качестве результирующей удовлетворения ин­тересов населения и элит, а с другой, как соотношение целей и результатов с используемыми средствами (ресурсами).

Оценка деятельности госслужащих по ИФНС г. Комсомольска-на-Амуре достаточно высока. Данный процесс определения эффективности их  деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений, на сегодняшний день работает достаточно стабильно.