Содержание
Введение............................................................................................................. 4
1. Теоретическая часть....................................................................................... 5
1.1. Готовая продукция и задачи ее учета. Оценка готовой продукции......... 5
1.1 Документальное оформление выпуска продукции. Учет готовой продукции на складе бухгалтерии............................................................................................ 7
1.3. Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"............................................................................... 10
1.4. Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности.................. 12
1.5. Учет расходов на продажу....................................................................... 15
1.6. Учет товарообменных (бартерных) сделок............................................. 19
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................................... 23
Заключение....................................................................................................... 39
Список литературы.......................................................................................... 41
Приложения..................................................................................................... 42
Введение
Бухгалтерский учет – это основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и продажи продукции - способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета готовая продукция (как вид активов, предназначенных для продажи) относится к категории материально - производственных запасов.
В ПБУ 5/01 приводится следующее определение:
"Готовая продукция относится к части материально - производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством".
Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. В состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия.
Весьма важной задачей для каждой организации является ведение наряду с бухгалтерским оперативного учета выпуска, отгрузки и продажи продукции.
1. Теоретическая часть
1.1. Готовая продукция и задачи ее учета. Оценка готовой продукции
Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов (МПЗ) готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
Работы и услуги - это стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и т.п.) и услуг (консультационных, транспортных и т.п.), выполненных и оказанных другим организациям и физическим лицам (в том числе работникам организации) на условиях оплаты.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
К задачам учета выпуска продукции и ее продажи на относятся:
- контроль за своевременным и правильным оформлением первичных документов по выпуску и отгрузке продукции;
- своевременная выписка и предоставление покупателю и банку расчетно - платежных документов;
- обеспечение руководителей организации и соответствующих подразделений информацией о наличии и движении продукции в целях контроля за своевременным оприходованием и отгрузкой, а также сохранностью готовой продукции;
- контроль за своевременным поступлением денежных средств от продажи продукции, сверка взаимных расчетов с покупателями.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов - в условных банках и т.д.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
-фактическая производственная себестоимость (полная и неполная);
-нормативная себестоимость (полная и неполная);
-договорные цены;
-другие виды цен.
Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Преимуществами данных учетных цен являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки в планировании и учете.
Договорные цены применяются преимущественно при стабильности таких цен.
При использовании в качестве учетных цен нормативной себестоимости договорных и других видов цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах.
1.1 Документальное оформление выпуска продукции. Учет готовой продукции на складе бухгалтерии
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону".
В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.
Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции:
1. Накладные формы N М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
2. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении.
3. При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.
4. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
5. Счета-фактуры рекомендуется выписывать по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 46 "О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов, т.е. в карточках учета материалов. В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции, при котором с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.
На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машино- и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.
Движение готовой продукции в бухгалтерии учитывают аналогично учету материалов.
Кроме того, данные платежных требований по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (форма N 16). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.
1.3. Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости.
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативную или плановую себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др. в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 90 "Продажи" и других счетов (10, 11, 21, 28, 41 и др.).
Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 "Продажи". При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом "красное сторно". Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 "Продажи".
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают:
-по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40);
-по нормативной или плановой себестоимости (если используется счет 40);
-по неполной (сокращенной) фактической себестоимости (по прямым статьям расходов), когда общехозяйственные расходы списываются со счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 90 "Продажи";
-по неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).
1.4. Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
-расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
-расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
1.5. Учет расходов на продажу
Расходы на продажу. Их состав в промышленных, сельскохозяйственных и торговых организациях. К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".
В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:
расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки; стоимость тары, приобретенной на стороне; оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);
расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиторских контор);
комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствии с договорами;
затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; на участие в выставках, ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;
прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (скот, птицу, молоко, шерсть, овощи и др.) на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены операционные и общезаготовительные расходы на содержание заготовительных и приемных пунктов, на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
В организациях торговли на счете 44 могут отражаться следующие расходы (издержки обращения): по перевозке товаров; оплате труда; аренде; содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; рекламе; представительские расходы; другие аналогичные по назначению.
Учет расходов на продажу. Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 "Расходы на продажу". По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
10 "Материалы" - на стоимость израсходованной тары;
23 "Вспомогательные производства" - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.
Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 90 "Продажи" |
Кредит счета 44 "Расходы на продажу"|
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
Способы распределения расходов на продажу между видами отгруженной продукции при частичном списании расходов на себестоимость продукции. При частичном списании расходов на продажу подлежат списанию (на счет 90) и распределению следующие виды расходов:
в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей);
в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
В торговых организациях сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в п.1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (п.2) определяется средний процент издержек обращения и производства от общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
1.6. Учет товарообменных (бартерных) сделок
Для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить:
- выручку от реализации товара по договору мены;
- стоимость полученного по договору имущества;
- величину оплаты по договору мены.
Определение выручки от реализации
Выручка от реализации товара по договору мены определяется в соответствии с пунктом 6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н.
Согласно бухгалтерскому стандарту, выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости вновь полученных товаров. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие или аналогичные товары.
Выручка от реализации имущества по договору мены в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"
- отражена выручка от реализации имущества, определенная исходя из стоимости ценностей, полученных в обмен.
Определение стоимости имущества, полученного по договору мены
В соответствии с пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация продает аналогичные товары (ценности).
В том же порядке определяется и стоимость основных средств, полученных по договору мены. Основание - пункт 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Стоимостью полученных по договору мены нематериальных активов признается также стоимость переданных взамен ценностей. Об этом говорится в пункте 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н.
Если предприятие не может определить себестоимость ценностей, полученных по договору мены, исходя из стоимости переданного имущества, то стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01,ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000) допускают ее исчисление исходя из стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные ценности.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный по имуществу, полученному в рамках договора мены, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет его оплаты. Это требование содержится в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Получение имущества по договору мены отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет 08 (10, 41) Кредит 60
- отражены расходы на приобретение имущества по договору мены;
Дебет 19 Кредит 60
- учтен НДС по оприходованным ценностям, исчисленный исходя из балансовой стоимости переданного имущества.
А вот к вычету из бюджета можно предъявить НДС в размере, не превышающем суммы, рассчитанной исходя из той налоговой базы, которая применялась при исчислении НДС с реализации переданного имущества.
Напомним, что основанием для предъявления к вычету из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику, служит счет-фактура. Это определено в статье 169 НК РФ. Поэтому НДС по приобретенным ценностям может быть предъявлен к вычету в размере, не превышающем суммы НДС, указанной поставщиком в счете-фактуре.
Сумма же превышения списывается за счет собственных средств организации проводкой:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19
- списан НДС по имуществу, полученному по договору мены (в части, превышающей сумму НДС по реализованному имуществу).
Отметим, что расходы, покрываемые за счет собственных средств организации, списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Но поскольку налогооблагаемую прибыль они не уменьшают, то на эту сумму следует скорректировать прибыль для целей налогообложения.
Определение величины оплаты по договору мены
Величина оплаты по договору мены (задолженность перед контрагентом, отражаемая по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") определяется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей. Такой порядок установлен пунктом 6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
После совершения бартерной сделки бухгалтер делает такую проводку:
Дебет 60 Кредит 62
- зачтены задолженности по продажной стоимости обмениваемой продукции.
Если выручка от реализации товаров превышает стоимость полученного имущества, то дебиторская задолженность партнера оказывается выше кредиторской задолженности организации. Поэтому после зачета задолженностей на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" образуется дебетовое сальдо, а в учете делается проводка:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 62
- списана разница между стоимостью отгруженной продукции и стоимостью полученного имущества.
Если же выручка от реализации товаров меньше стоимости полученного имущества, то дебиторская задолженность партнера меньше кредиторской задолженности организации. Поэтому после зачета задолженностей на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" образуется кредитовый остаток, и бухгалтер сделает в учете обратную проводку:
Дебет 62 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- списана разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью отгруженной продукции.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.2. Данные для выполнения практического задания
Выписка из журнала - ордера №11 с начала года до отчетного месяца
Показатели |
Вариант 2, руб. |
Себестоимость продаж |
11532000 |
Налог на добавленную стоимость |
3100000 |
Расходы на продажу |
628000 |
Управленческие расходы |
2850000 |
Выручка от продажи товаров |
18600000 |
Прибыль от продаж |
490000 |
Доходы и расходы организации с начала года до отчетного месяца
Показатели |
Сумма, руб |
Прибыль от продаж |
490000 |
Проценты за неиспользование банком денежных средств, находящихся на счетах организации |
4100 |
Штрафы, полученные от поставщиков за нарушение хозяйственных договоров |
9200 |
Поступление дебиторской задолженности, списанной в прошлом году как безнадежной к получению |
42000 |
Убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности |
3300 |
Штрафы, пени, уплаченные по хозяйственным договорам |
1500 |
Уплачены судебные издержки и арбитражные сборы |
800 |
Начислено налогов и сборов |
198450 |
В том числе налог на прибыль |
183750 |
Остатки по счетам на 01.03.2001г.
Номер счета |
Наименование счета |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
||
01 |
Основные средства |
15470300 |
|
02 |
Амортизация основных средств |
|
5099400 |
04 |
Нематериальные активы |
874620 |
|
05 |
Амортизация нематериальных активов |
|
237300 |
08 |
Вложения во внеоборотные активы |
2400000 |
|
10 |
Материалы |
854500 |
|
16 |
Отклонения в стоимости материалов (+) |
92500 |
|
19 |
НДС по приобретенным ценностям |
156700 |
|
20 |
Основное производство |
648000 |
|
43 |
Готовая продукция |
723500 |
|
50 |
Касса |
14600 |
|
51 |
Расчетные счета |
2397450 |
|
52 |
Валютные счета |
1063000 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
|
212750 |
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
874300 |
|
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
|
18500 |
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
|
45720 |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
|
239600 |
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
12600 |
|
76/1 |
Расчеты с разными дебиторами |
317800 |
|
76/2 |
Расчеты с разными кредиторами |
|
547850 |
99 |
Прибыли и убытки |
|
341250 |
80 |
Уставный капитал |
|
17000000 |
84 |
Нераспределенная прибыль |
|
1485500 |
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
|
672000 |
Итого: |
25899870 |
25899870 |
Остатки незавершенного производства по нормативной (плановой) производственной себестоимости
Статьи затрат |
Сумма , руб. |
|||
на 01.03.01 |
|
на 01.04.01 |
|
|
Изделие А |
изделие Б |
изделие А |
Изделие Б |
|
1. Материалы |
172800 |
150500 |
198930 |
180400 |
2. Заработная плата производственных рабочих |
98700 |
104000 |
137400 |
123800 |
3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
38500 |
26700 |
53600 |
48300 |
4. Общепроизводственные расходы |
27600 |
29200 |
39470 |
34700 |
ИТОГО |
337600 |
310400 |
429400 |
387200 |
ВСЕГО |
648000 |
816600 |
Перечень хозяйственных операций за март 2001 г.
№ п/п |
Документ |
Содержание операции |
Д |
К |
Сумма |
1 |
Разработочная таблица №6 «Расчет (амортизация основных средств)» |
Начислена амортизация основных средств: а) оборудования, зданий производственного назначения; |
|
|
|
25 |
02 |
104300 |
|||
б) зданий, инвентаря общехозяйственного назначения; |
26 |
02 |
42950 |
||
2 |
Расчет бухгалтерии |
Начислена амортизация по нематериальным активам общехозяйственного назначения |
26 |
05 |
25400 |
3 |
Акт переоценки основных средств |
А - отражена дооценка первоначальной стоимости основных средств, по которым в предыдущие годы произведена уценка в сумме 500000 руб. - отражено уменьшение первоначальной стоимости основных средств при переоценке (в предыдущем году произведена дооценка в сумме 400000 руб.) Б - отражена сумма доначисления амортизации при дооценке основных средств , по которым в предыдущие годы произведена уценка в сумме 45000 руб. - отражена сумма уменьшения амортизации при переоценке основных средств (в предыдущие годы произведена дооценка в сумме 100000 руб.) |
|
|
|
01 01 83 91 91 83 02 02 |
91 83 01 01 02 02 83 91 |
500000 630000 400000 400000 45000 145000 100000 50000 |
|||
4 |
Акт о ликвидации ОС-2 от 05.03.2001 г. |
Произведена ликвидация объекта основных средств по причине физического износа а) первоначальная стоимость; б) амортизация за время эксплуатации; |
91 02 |
01 01 |
1700000 1610000 |
5 |
Накладная №21 от 05.03.01 г. |
Оприходован металлолом от ликвидации объекта |
10.6 |
91 |
48000 |
6 |
Расчет бухгалтерии |
Определить и списать финансовый результат от ликвидации объекта |
99 |
91 |
42000 |
7 |
Акт приема-передачи основных средств ОС-1 от 07.03.01 г. |
Принято в эксплуатацию здание гаража, построенного за счет собственных капитальных вложений |
01 |
08 |
2400000 |
8 |
Акт инвентаризации основных средств |
Оприходованы выявленные при инвентаризации неучтенные объекты основных средств |
01 |
91 |
1150000 |
9 |
Акт на списание основных средств от 03.03.2001 г. |
Списываются по акту реализованные объекты основных средств: а) первоначальная стоимость |
01* |
01 |
1800000 |
б) амортизация за время эксплуатации |
02 |
01 |
470000 |
||
в) остаточная стоимость |
91 |
01 |
1330000 |
||
г) продажная стоимость, включая НДС |
62 |
91 |
2400000 |
||
10 |
Выписка банка от 04.03.2001 г. |
Поступили на расчетный счет денежные средства: а) от покупателей за проданные объекты основных средств; |
51 |
62 |
2400000 |
б) в погашение дебиторской задолженности; |
51 |
76.1 |
214000 |
||
в) краткосрочный кредит; |
51 |
66 |
300000 |
||
11 |
Расчет бухгалтерии |
Начислен НДС на сумму выручки от реализации объектов основных средств |
91 |
68 |
400000 |
12 |
Справка бухгалтерии |
Определить и списать финансовый результат от реализации объектов основных средств |
91 |
99 |
2400000 |
13 |
Счет-фактура поставщика от 14.03.2001 г. |
Акцептованы расчетные документы поставщика за поступившие и принятые на склад материалы: а) по покупной стоимости; |
15 |
60 |
820000 |
б) налог га добавленную стоимость; |
19 |
60 |
164000 |
||
14 |
Приходный ордер от 15.03.2001 г. |
Оприходованы на склад материалы по учетным ценам |
10 |
15 |
700000 |
15 |
Счет №12 от 15.03.2001 г. |
Принят к оплате счет автотранспортной организации за перевозку материалов: стоимость транспортных услуг; |
15 |
60 |
121300 |
НДС 20% |
19 |
60 |
24260 |
||
16 |
Авансовый отчет от 15.03.2001 г. |
Оплачены расходы по заготовке материалов из подотчетных сумм |
15 |
71 |
12000 |
17 |
Расчет бухгалтерии от 16.03.2001 г. |
Списывается сумма отклонений фактической себестоимости приобретенных материалов от стоимости их по учетным ценам |
16 |
15 |
253300 |
18 |
Лимитно-заборная карта |
Отпущены со склада материалы по учетным ценам для: а) изготовления изделия «А»; |
20.1 |
10 |
750000 |
б) изготовления изделия «Б»; |
20.2 |
10 |
450000 |
||
19 |
Требование №11от 12.03.2001 г. |
Отпущены материалы со склада по учетным ценам: а) для обслуживания и ремонта производственного оборудования; |
25 |
10 |
180000 |
б) для обслуживания объектов общехозяйственного назначения; |
26 |
10 |
84300 |
||
20 |
Расчет бухгалтерии за март |
Распределяется сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от их стоимости по учетным ценам, пропорционально израсходованным материалам: |
|
|
|
|
|
а) для производства изделия «А»; |
20.1 |
16 |
142500 |
б) для производства изделия «Б»; |
20.2 |
16 |
85500 |
||
в) на обслуживание и ремонт оборудования; |
25 |
16 |
34200 |
||
г) на общехозяйственные расходы; Расчет отклонений представлен в табл.1 Приложения 1 |
26 |
16 |
16017 |
||
21 |
Расчетная ведомость №3 за март |
Начислена и распределена заработная плата персоналу организации: а) рабочим основного производства по изготовлению изделия «А»; изделия «Б»; |
20.1 20.2 |
70 70 |
740000 660000 |
б) рабочим за обслуживание и ремонт машин и оборудования; |
25 |
70 |
340000 |
||
в) административно-управленческому персоналу организации; |
26 |
70 |
300000 |
||
г) рабочим за разгрузочно-погрузочные работы на складе готовой продукции; |
44 |
70 |
160000 |
||
д) пособия оп временной нетрудоспособности; |
69 |
70 |
127300 |
||
22 |
Расчет бухгалтерии за март |
Начислен ЕСН к зачислению в фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (опер. №21): |
|
|
|
|
|
а) производственных рабочих за изготовление изделия «А»; |
20.1 |
69 |
263344 |
|
|
б) производственных рабочих за изготовление изделия «Б»; |
20.2 |
69 |
234960 |
|
|
в) рабочих за обслуживание и ремонт машин и оборудование; |
25 |
69 |
121040 |
|
|
г) административно-управленческого персонала; |
26 |
69 |
106800 |
|
|
д) рабочих за погрузочно-разгрузочные работы на складе готовой продукции |
44 |
69 |
56960 |
23 |
Расчетная ведомость №3 за март |
Удержаны из заработной платы: а) налог на доходы с физических лиц; |
70 |
68 |
254300 |
|
|
б) по исполнительным листам; |
70 |
76.2 |
97100 |
в) неиспользованные авансы подотчетных лиц; |
70 |
71 |
600 |
||
г) профсоюзные членские взносы; |
70 |
76.2 |
20600 |
||
24 |
Расчет бухгалтерии |
Начислены местные налоги и сборы за март: а) сбор на милицию; |
91 |
68 |
18000 |
б) налог на имущество; |
91 |
68 |
108000 |
||
в) налог га пользователей автомобильных дорог; |
26 |
68 |
187200 |
||
25 |
Расчет бухгалтерии |
Списана на расчеты с бюджетом сумма НДС по поступившим и оплаченным материальным ценностям |
68 |
19 |
250800 |
26 |
Выписка банка от 12.03.2001 г. |
Перечислена с расчетного счета задолженность: а) поставщикам за материалы; |
60 |
51 |
212000 |
б) автотранспортной организации |
60 |
51 |
145560 |
||
27 |
Счета-фактуры за март |
Акцептованы счета: а) энергосбыту за энергию и тепло, использованные основным производством, подразделениями общехозяйственного назначения; |
25 26 |
60 60 |
164300 127500 |
б) подрядчику за ремонт производственного оборудования; |
25 |
60 |
104300 |
||
в) горводоканалу за воду, использованную на общехозяйственные нужды; |
26 |
60 |
117250 |
||
г) типографии за печатание рекламных буклетов, проспектов |
44 |
60 |
68740 |
||
28 |
Справка бухгалтерии |
Распределяются общепроизводственные расходы между изделиями «А» и «Б» и списываются на основное производство (расчет распределения в табл. №2.1 Приложения 1) |
20.1 20.2 |
25 25 |
295268 224732 |
29 |
Справка бухгалтерии |
Распределяются общехозяйственные расходы между изделиями «А» и «Б» и списываются на основное производство (расчет распределения в табл. №2.2 Приложения 1) |
90 |
26 |
820217 |
30 |
Накладные, ведомость выпуска готовой продукции |
Выпущена и оприходована на склад готовая продукция по учетным ценам (нормативной себестоимости): а) изделие «А»; |
43 |
40.1 |
2500000 |
б) изделие «Б» |
43 |
40.2 |
1200000 |
||
|
|
по фактической производственной себестоимости (без общехозяйственных расходов): а) изделие «А»; |
40.1 |
20.1 |
2191112 |
б) изделие «Б» |
40.2 |
20.2 |
1655192 |
||
31 |
Расчет бухгалтерии |
Списывается на счет реализации сумма отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной себестоимости готовой продукции (-) экономия, (+) перерасход |
90 90 |
40.1 40.2 |
(308888) 455192 |
32 |
Товаротранспортные накладные от 24.03.2001 г. |
Отгружена готовая продукция покупателям в соответствии с договорами: а) стоимость по договорным ценам; |
62 |
90 |
7200000 |
б)НДС |
19 |
68 |
1440000 |
||
в) производственная (нормативная) себестоимость |
90 |
43 |
4286000 |
||
33 |
Расчет бухгалтерии |
Начислен налог на добавленную стоимость по отгруженной продукции |
90 |
68 |
1440000 |
34 |
Авансовый отчет от 15.03.2001 г. |
Из подотчетных сумм оплачены расходы по перевозке отгруженной продукции |
44 |
71 |
38000 |
35 |
Выписка банка от 17.03.2001 г. |
Поступила на расчетный счет от покупателей выручка за отгруженную продукцию по продажным ценам с НДС |
51 |
62 |
9240000 |
36 |
Справки бухгалтерии за март |
Списываются расходы, связанные с продажей продукции |
91 |
44 |
323700 |
37 |
Бухгалтерская справка за март |
Определить и списать финансовый результат от реализации продукции |
90 |
99 |
88488888 |
38 |
Выписка банка от 19.03.2001 г. |
Перечислено с расчетного счета: а) налоги в бюджет: -налог на добавленную стоимость; -налог на доходы физических лиц |
68 68 |
51 51 |
1270000 254300 |
б) поставщикам за поставленные материалы, оказанные услуги; |
60 |
51 |
400000 |
||
в) взносы в Пенсионный фонд; |
69 |
51 |
538000 |
||
г) в фонд социального страхования; |
69 |
51 |
112000 |
||
д) в фонд обязательного медицинского страхования; |
69 |
51 |
79500 |
||
е) удержания по исполнительным листам; |
76.2 |
51 |
97100 |
||
ж) задолженность прочим кредиторам |
76.2 |
51 |
327300 |
||
39 |
Выписка банка от 31.03.2001 г. |
С расчетного счета получено в кассу для выплаты заработной платы, на командировочные и хозяйственные расходы |
50 |
51 |
2100000 |
40 |
Платежная ведомость, расходный кассовый ордер |
Выдано из кассы: а) заработная плата |
70 |
50 |
1920000 |
б) в подотчет на хозяйственные расходы |
71 |
50 |
60000 |
||
41 |
Выписка банка от 22.03.01 |
Перечислены с расчетного счета средства на депозитный счет в банке |
55.3 |
51 |
1400000 |
42 |
Справка бухгалтерии за март |
Начислены % за краткосрочный кредит банка по ранее оприходованным материалам |
91 |
66 |
59700 |
43 |
Справка бухгалтерии за март |
Произведен пересчет остатка средств на валютном счете. Сумма курсовой разницы (положительная) составила |
52 |
91 |
49640 |
44 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных фондов (форма ИНВ-18) |
Выявлена недостача объекта основных средств, возникшая по вине материально ответственного лица: - первоначальная стоимость |
|
|
80000 |
- списана сумма амортизации |
02 |
01 |
50000 |
||
- списана остаточная стоимость |
94 |
01 |
30000 |
||
45 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных фондов (форма ИНВ-18) |
Отражены суммы НДС, приходящиеся на недостающие объекты основных средств |
94 |
68 |
16000 |
46 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ( форма №ИНВ-18), приказ руководителя |
Стоимость недостающих основных средств отнесена на виновное лицо: а) фактическая (учетная) стоимость объекта |
73 |
94 |
30000 |
б) разница между взыскиваемой с виновного суммой и фактической стоимостью утраченных ценностей |
73 |
98 |
30000 |
||
47 |
Решение суда , справка бухгалтерии |
Списана с виновного лица сумма недостачи ввиду необоснованности иска |
91 73 |
73 98 |
30000 (30000) |
48 |
В конце отчетного периода закрываются счета 90,91 |
99 90 |
91 99 |
403960 3387471 |
|
49 |
Расчет бухгалтерии за март |
Начислен налог на прибыль. |
99 |
68 |
716045 |
50 |
Выписка банка от 27.03.01 |
Перечислено с расчетного счета : а) бюджету - налог на прибыль |
68 |
51 |
274150 |
б) задолженность банку по ссуде |
66 |
51 |
672000 |
Расчет суммы отклонений к операции № 20
Показатели |
Материалы по учетным ценам |
Сумма отклонений (+,-) |
Фактическая себестоимость материалов |
Остаток на начало месяца |
854500 |
92500 |
974000 |
Поступило за месяц |
953300 |
253300 |
1206600 |
И Т О Г О (п.1+п.2) |
1807800 |
345800 |
2180600 |
Средний процент (%) отклонений |
(345800 / 1807800) х 100 = 19% |
||
Израсходовано на производство: |
|
|
|
а) изделие А |
750000 |
142500 |
892500 |
б) изделие Б |
450000 |
85500 |
535500 |
в) для обслуживания и ремонта оборудования |
180000 |
34200 |
40698 |
г) на общехозяйственные нужды |
84300 |
16017 |
100317 |
ИТОГО |
1464300 |
278217 |
1742517 |
Остаток на конец месяца |
343500 |
67583 |
411083 |
Распределение общепроизводственных расходов за отчетный период к операции № 28
Виды продукции |
Прямые затраты |
Общепроизводственные расходы |
|||
Основная заработная плата производственных рабочих |
Материалы по учетным ценам |
Отчисления на соц.страх |
Итого |
||
Изделие А |
701300 |
723870 |
248244 |
1673414 |
295268 |
Изделие Б |
640200 |
420100 |
213360 |
1273660 |
224732 |
И Т О Г О |
1341500 |
1143970 |
461604 |
2947074 |
520000 |
З/плата основных производственных рабочих:
По изд. А = 98700+740000-137400 = 701300
По изд. Б = 104000+660000-123800=640200
Материалы по учетным ценам
По изд. А = 172800+750000-198930=723870
По изд. Б = 150500+450000-180400=420100
Отчисления в соц.страх:
По изд. А = 38500+263344-53600=248244
По изд. Б = 234960+26700-48300=213360
Общепроизводственные расходы
По изд. А = (340000+180000)/2947074=0,176 х 1673414=295268
По изд. Б = 0,176 х 1273660=224732
Итого: 295268+224732=520000
Схемы счетов
01 |
|
02 |
|
04 |
|||||||||
Дебет |
Кредит |
|
Дебет |
Кредит |
|
Дебет |
Кредит |
||||||
С-до: 15 470 300,00 |
|
|
|
|
С-до: 5 099 400,00 |
|
С-до: 874 620,00 |
|
|||||
91 |
500 000.00 |
400 000.00 |
83 |
|
83 |
100 000.00 |
104 300.00 |
25 |
|
|
- |
- |
|
83 |
630 000.00 |
400 000.00 |
91 |
|
91 |
50 000.00 |
42 950.00 |
26 |
|
об: |
0.00 |
0.00 |
|
08 |
2 400 000.00 |
1 700 000.00 |
91 |
|
01 |
1 610 000.00 |
45 000.00 |
91 |
|
С-до: 874 620,00 |
|
||
91 |
1 150 000.00 |
1 610 000.00 |
02 |
|
01 |
470 000.00 |
145 000.00 |
83 |
|
|
|
|
|
01 |
1 800 000.00 |
1 800 000.00 |
01 |
|
01 |
50 000.00 |
|
|
|
05 |
|||
|
|
470 000.00 |
02 |
|
об: |
2 280 000.00 |
337 250.00 |
|
|
Дебет |
Кредит |
||
|
|
1 330 000.00 |
91 |
|
|
|
С-до: 3 156 650,00 |
|
|
|
С-до: 237 300,00 |
||
|
|
50 000.00 |
02 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
25 400.00 |
26 |
|
|
30 000.00 |
94 |
|
10 |
|
об: |
0.00 |
25 400.00 |
|
|||
об: |
6 480 000.00 |
7 790 000.00 |
|
|
Дебет |
Кредит |
|
|
|
С-до: 262 700,00 |
|||
С-до: 14 160 300,00 |
|
|
|
С-до: 854 500,00 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
91 |
48 000.00 |
750 000.00 |
20/1 |
|
15 |
|||
08 |
|
15 |
700 000.00 |
450 000.00 |
20/2 |
|
Дебет |
Кредит |
|||||
Дебет |
Кредит |
|
|
|
180 000.00 |
25 |
|
С-до: 0,00 |
|
|
|||
С-до: 2 400 000,00 |
|
|
|
|
|
84 300.00 |
26 |
|
60 |
820 000.00 |
700 000.00 |
10 |
|
|
|
2 400 000.00 |
01 |
|
об: |
748 000.00 |
1 464 300.00 |
|
|
60 |
121 300.00 |
253 300.00 |
16 |
об: |
0.00 |
2 400 000.00 |
|
|
С-до: 138 200,00 |
|
|
|
71 |
12 000.00 |
|
|
|
С-до: 0,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
об: |
953 300.00 |
953 300.00 |
|
|
|
|
|
|
|
20/2 |
|
С-до: 0,00 |
|
|
||||
20/1 |
|
Дебет |
Кредит |
|
|
|
|
|
|||||
Дебет |
Кредит |
|
10 |
450 000.00 |
1 655 192.00 |
40 |
|
16 |
|||||
|
|
|
|
16 |
85 500.00 |
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|||
10 |
750 000.00 |
2 191 112.00 |
40 |
|
70 |
660 000.00 |
|
|
|
С-до: 92 500,00 |
|
|
|
16 |
142 500.00 |
|
|
|
69 |
234 960.00 |
|
|
|
15 |
253 300.00 |
142 500.00 |
20/1 |
70 |
740 000.00 |
|
|
|
25 |
224 732.00 |
|
|
|
|
|
85 500.00 |
20/2 |
69 |
263 344.00 |
|
|
|
об: |
1 655 192.00 |
1 655 192.00 |
|
|
|
|
34 200.00 |
25 |
25 |
295 268.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 017.00 |
26 |
об: |
2 191 112.00 |
2 191 112.00 |
|
|
26 |
|
об: |
253 300.00 |
278 217.00 |
|
|||
|
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|
С-до: 67 583,00 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
02 |
42 950.00 |
820 217.00 |
90 |
|
|
|
|
|
40 |
|
05 |
25 400.00 |
|
|
|
25 |
||||||
Дебет |
Кредит |
|
10 |
84 300.00 |
|
|
|
Дебет |
Кредит |
||||
20/1 |
2 191 112.00 |
2 500 000.00 |
43 |
|
16 |
16 017.00 |
|
|
|
02 |
104 300.00 |
295 268.00 |
20/1 |
20/2 |
1 655 192.00 |
1 200 000.00 |
43 |
|
70 |
300 000.00 |
|
|
|
10 |
180 000.00 |
224 732.00 |
20/2 |
|
|
-308 888.00 |
90 |
|
69 |
106 800.00 |
|
|
|
16 |
34 200.00 |
|
|
|
|
455 192.00 |
90 |
|
60 |
127 500.00 |
|
|
|
70 |
340 000.00 |
|
|
об: |
3 846 304.00 |
3 846 304.00 |
|
|
60 |
117 250.00 |
|
|
|
69 |
121 040.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
164 300.00 |
|
|
43 |
|
об: |
820 217.00 |
820 217.00 |
|
|
60 |
104 300.00 |
|
|
|||
Дебет |
Кредит |
|
|
|
|
|
|
об: |
1 048 140.00 |
520 000.00 |
|
||
С-до: 723 500,00 |
|
|
|
19 |
|
|
С-до: 602 220,00 |
||||||
40 |
2 500 000.00 |
4 286 000.00 |
90 |
|
Дебет |
Кредит |
|
|
|
|
|
||
40 |
1 200 000.00 |
|
|
|
С-до: 156 700,00 |
|
|
|
44 |
||||
об: |
3 700 000.00 |
4 286 000.00 |
|
|
60 |
164 000.00 |
250 800.00 |
68 |
|
Дебет |
Кредит |
||
С-до: 137 500,00 |
|
|
|
60 |
24 260.00 |
|
|
|
70 |
160 000.00 |
323 700.00 |
91 |
|
|
|
|
|
|
68 |
1 440 000.00 |
|
|
|
69 |
56 960.00 |
|
|
|
|
|
|
|
об: |
1 628 260.00 |
250 800.00 |
|
|
60 |
68 740.00 |
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 1 534 160,00 |
|
|
|
71 |
38 000.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
об: |
323 700.00 |
323 700.00 |
|
|
|
|
|
|
52 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|
50 |
|||||
|
|
|
|
|
С-до: 1 063 000,00 |
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|||
|
|
|
|
|
91 |
49 640.00 |
|
|
|
С-до: 14 600,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
об: |
49 640.00 |
0.00 |
|
|
51 |
2 100 000.00 |
1 920 000.00 |
70 |
|
|
|
|
|
С-до: 1 112 640,00 |
|
|
|
|
|
60 000.00 |
71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
об: |
2 100 000.00 |
1 980 000.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 134 600,00 |
|
|
51 |
|
55 |
|
60 |
|||||||||
Дебет |
Кредит |
|
Дебет |
Кредит |
|
Дебет |
Кредит |
||||||
С-до: 2 397 450,00 |
|
|
|
С-до: 0,00 |
|
|
|
|
|
С-до: 212 750,00 |
|||
62 |
2 400 000.00 |
212 000.00 |
60 |
|
51 |
1 400 000.00 |
|
|
|
51 |
212 000.00 |
820 000.00 |
15 |
76 |
214 000.00 |
145 560.00 |
60 |
|
об: |
1 400 000.00 |
0.00 |
|
|
51 |
145 560.00 |
164 000.00 |
19 |
66 |
300 000.00 |
1 270 000.00 |
68 |
|
С-до: 1 400 000,00 |
|
|
|
51 |
400 000.00 |
121 300.00 |
15 |
|
62 |
9 240 000.00 |
254 300.00 |
68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 260.00 |
19 |
|
|
400 000.00 |
60 |
|
69 |
|
|
|
164 300.00 |
25 |
|||
|
|
538 000.00 |
69 |
|
Дебет |
Кредит |
|
|
|
127 500.00 |
26 |
||
|
|
112 000.00 |
69 |
|
|
С-до: 45 720,00 |
|
|
|
104 300.00 |
25 |
||
|
|
79 500.00 |
69 |
|
70 |
127 300.00 |
263 344.00 |
20/1 |
|
|
|
117 250.00 |
26 |
|
|
97 100.00 |
76 |
|
51 |
538 000.00 |
234 960.00 |
20/2 |
|
|
|
68 740.00 |
44 |
|
|
327 300.00 |
76 |
|
51 |
112 000.00 |
121 040.00 |
25 |
|
об: |
757 560.00 |
1 711 650.00 |
|
|
|
2 100 000.00 |
50 |
|
51 |
79 500.00 |
106 800.00 |
26 |
|
|
С-до: 1 166 840,00 |
||
|
|
1 400 000.00 |
55/3 |
|
|
|
56 960.00 |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
274 150.00 |
68 |
|
об: |
856 800.00 |
783 104.00 |
|
|
62 |
|||
|
|
672 000.00 |
66 |
|
С-до: 27 976,00 |
|
|
Дебет |
Кредит |
||||
об: |
12 154 000.00 |
7 881 910.00 |
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 874 300,00 |
|
|
|
С-до: 6 669 540,00 |
|
|
|
70 |
|
91 |
2 400 000.00 |
2 400 000.00 |
51 |
||||
|
|
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|
90 |
8 640 000.00 |
9 240 000.00 |
51 |
||
68 |
|
|
|
С-до: 239 600,00 |
|
об: |
11 040 000.00 |
11 640 000.00 |
|
||||
Дебет |
Кредит |
|
68 |
254 300.00 |
740 000.00 |
20/1 |
|
С-до: 274 300.00 |
|
||||
|
С-до: 18 500,00 |
|
76 |
97 100.00 |
660 000.00 |
20/2 |
|
|
|
|
|
||
19 |
250 800.00 |
400 000.00 |
91 |
|
71 |
600.00 |
340 000.00 |
25 |
|
66 |
|||
51 |
1 270 000.00 |
254 300.00 |
70 |
|
76 |
20 600.00 |
300 000.00 |
26 |
|
Дебет |
Кредит |
||
51 |
254 300.00 |
18 000.00 |
91 |
|
50 |
1 920 000.00 |
160 000.00 |
44 |
|
|
С-до: 672 000,00 |
||
51 |
274 150.00 |
108 000.00 |
91 |
|
|
|
127 300.00 |
69 |
|
51 |
672 000.00 |
300 000.00 |
51 |
|
|
187 200.00 |
91 |
|
об: |
2 292 600.00 |
2 327 300.00 |
|
|
|
|
59 700.00 |
91 |
|
|
1 440 000.00 |
90 |
|
|
С-до: 274 300,00 |
|
об: |
672 000.00 |
359 700.00 |
|
||
|
|
16 000.00 |
94 |
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 359 700,00 |
||
|
|
716 045.00 |
99 |
|
80 |
|
|
|
|
|
|||
об: |
2 049 250.00 |
3 139 545.00 |
|
|
Дебет |
Кредит |
|
71 |
|||||
|
С-до: 1 108 795,00 |
|
|
С-до: 20 000 000,00 |
|
Дебет |
Кредит |
||||||
|
|
|
|
|
об: |
- |
- |
|
|
С-до: 12 600,00 |
|
|
|
73 |
|
|
|
С-до: 20 000 000,00 |
|
50 |
60 000.00 |
12 000.00 |
15 |
||||
Дебет |
Кредит |
|
|
|
|
600.00 |
70 |
||||||
94 |
30 000.00 |
30 000.00 |
91 |
|
83 |
|
|
|
38 000.00 |
44 |
|||
98 |
30 000.00 |
|
|
|
Дебет |
Кредит |
|
об: |
60 000.00 |
50 600.00 |
|
||
98 |
-30 000.00 |
|
|
|
01 |
400 000.00 |
630 000.00 |
01 |
|
С-до: 22 000,00 |
|
||
об: |
30 000.00 |
30 000.00 |
|
|
02 |
145 000.00 |
100 000.00 |
02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
об: |
400 000.00 |
630 000.00 |
|
|
94 |
|||
76 |
|
|
|
С-до: 185 000,00 |
|
Дебет |
Кредит |
||||||
Дебет |
Кредит |
|
|
|
|
|
|
68 |
16 000.00 |
30 000.00 |
73 |
||
С-до: 429 690,00 |
С-до: 673 400,00 |
|
91/2 |
|
01 |
30 000.00 |
|
|
|||||
51 |
97 100.00 |
214 000.00 |
51 |
|
Дебет |
Кредит |
|
об: |
46 000.00 |
30 000.00 |
|
||
51 |
327 300.00 |
97 100.00 |
70 |
|
01 |
400 000.00 |
500 000.00 |
01 |
|
С-до: 16 000,00 |
|
||
|
|
20 600.00 |
70 |
|
02 |
45 000.00 |
50 000.00 |
02 |
|
|
|
|
|
об: |
424 400.00 |
331 700.00 |
|
|
01 |
1 700 000.00 |
48 000.00 |
10 |
|
98 |
|||
С-до: 742 200,00 |
С-до: 879 550,00 |
|
01 |
1 330 000.00 |
42 000.00 |
99 |
|
Дебет |
Кредит |
||||
|
|
|
|
|
68 |
18 000.00 |
1 150 000.00 |
01 |
|
|
|
30 000.00 |
73 |
90 |
|
68 |
108 000.00 |
2 400 000.00 |
62 |
|
|
|
-30 000.00 |
73 |
|||
Дебет |
Кредит |
|
68 |
187 200.00 |
49 640.00 |
52 |
|
об: |
0.00 |
0.00 |
|
||
26 |
820 217.00 |
308 888.00 |
40.1 |
|
44 |
323 700.00 |
11 401 960.00 |
99 |
|
|
|
|
|
40.2 |
455 192.00 |
8 640 000.00 |
62 |
|
66 |
59 700.00 |
|
|
|
|
|
|
|
43 |
4 286 000.00 |
5 461 409.00 |
99 |
|
73 |
30 000.00 |
|
|
|
99 |
|||
99 |
8 848 888.00 |
|
|
|
99 |
2 400 000.00 |
|
|
|
Дебет |
Кредит |
||
|
|
|
|
|
99 |
8 640 000.00 |
|
|
|
91 |
42 000.00 |
2 400 000.00 |
91 |
об: |
14 410 297.00 |
14 410 297.00 |
|
|
68 |
400 000.00 |
|
|
|
91 |
11 401 960.00 |
8 640 000.00 |
91 |
|
|
|
|
|
об: |
15 641 600.00 |
15 641 600.00 |
|
|
68 |
716 045.00 |
8 848 888.00 |
90 |
80 |
|
|
|
|
|
|
90 |
5 461 409.00 |
|
|
|||
Дебет |
Кредит |
|
84 |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
С-до: 17 000 000,00 |
|
Дебет |
Кредит |
|
об: |
17 621 414.00 |
19 888 888.00 |
|
|||
|
- |
- |
|
|
|
|
С-до: 1 485 500,00 |
|
|
|
С-до: 2 608 724,00 |
||
об: |
0.00 |
0.00 |
|
|
|
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 17 000 000,00 |
|
об: |
0.00 |
0.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С-до: 1 485 500,00 |
|
|
|
|
|
Оборотная сальдовая ведомость
№ счета |
Сальдо на начало месяца |
Обороты за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
|
01 |
15 470 300.00 |
|
6 480 000.00 |
7 790 000.00 |
14 160 300.00 |
|
02 |
|
5 099 400.00 |
2 280 000.00 |
337 250.00 |
|
3 156 650.00 |
04 |
874 620.00 |
|
|
|
874 620.00 |
|
05 |
|
237 300.00 |
|
25 400.00 |
|
262 700.00 |
08 |
2 400 000.00 |
|
|
2 400 000.00 |
|
|
10 |
854 500.00 |
|
748 000.00 |
1 464 300.00 |
138 200.00 |
|
15 |
|
|
953 300.00 |
953 300.00 |
|
|
16 |
92 500.00 |
|
253 300.00 |
278 217.00 |
67 583.00 |
|
19 |
156 700.00 |
|
1 628 260.00 |
250 800.00 |
1 534 160.00 |
|
20 |
648 000.00 |
|
4 374 444.00 |
3 846 304.00 |
1 176 140.00 |
|
25 |
|
|
1 048 140.00 |
1 048 140.00 |
|
|
26 |
|
|
820 217.00 |
820 217.00 |
|
|
40 |
|
|
3 846 304.00 |
3 846 304.00 |
|
|
43 |
723 500.00 |
|
3 700 000.00 |
4 286 000.00 |
137 500.00 |
|
44 |
|
|
323 700.00 |
323 700.00 |
|
|
50 |
14 600.00 |
|
2 100 000.00 |
1 980 000.00 |
134 600.00 |
|
51 |
2 397 450.00 |
|
12 154 000.00 |
7 881 910.00 |
6 669 540.00 |
|
52 |
1 063 000.00 |
|
49 640.00 |
|
1 112 640.00 |
|
55 |
|
|
1 400 000.00 |
|
1 400 000.00 |
|
60 |
|
212 750.00 |
757 560.00 |
1 711 650.00 |
|
1 166 840.00 |
62 |
874 300.00 |
|
11 040 000.00 |
11 640 000.00 |
274 300.00 |
|
66 |
|
672 000.00 |
672 000.00 |
359 700.00 |
|
359 700.00 |
68 |
|
18 500.00 |
2 049 250.00 |
3 139 545.00 |
|
1 108 795.00 |
69 |
|
45 720.00 |
856 800.00 |
783 104.00 |
|
-27 976.00 |
70 |
|
239 600.00 |
2 292 600.00 |
2 327 300.00 |
|
274 300.00 |
71 |
12 600.00 |
|
60 000.00 |
50 600.00 |
22 000.00 |
|
73 |
|
|
30 000.00 |
30 000.00 |
|
|
76 |
317 800.00 |
547 850.00 |
424 400.00 |
331 700.00 |
742 200.00 |
879 550.00 |
80 |
|
17 000 000.00 |
|
|
|
17 000 000.00 |
83 |
|
|
545 000.00 |
730 000.00 |
|
185 000.00 |
84 |
|
1 485 500.00 |
|
|
|
1 485 500.00 |
90 |
|
|
14 410 297.00 |
14 410 297.00 |
|
|
91 |
|
|
15 641 600.00 |
15 641 600.00 |
|
|
94 |
|
|
46 000.00 |
30 000.00 |
16 000.00 |
|
99 |
|
341 250.00 |
17 621 414.00 |
19 888 888.00 |
|
2 608 724.00 |
Итого: |
25 899 870.00 |
25 899 870.00 |
108 606 226.00 |
108 606 226.00 |
28 459 783.00 |
28 459 783.00 |
Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках смотреть в приложении
Заключение
Итак, готовая продукция - это результат законченного производственного процесса предприятия, материализованный в виде выработанных изделий, выполненных работ и оказанных услуг силами основного или вспомогательного производства. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам, поэтому должна удовлетворять следующим требованиям:
1) быть полностью законченной и укомплектованной;
2) соответствовать стандартам и техническим условиям;
3) быть принятой службой технического контроля;
4) иметь необходимую документацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасность использования, потребления и эксплуатации.
Часть готовой продукции может быть израсходована на нужды собственного производства.
В состав готовой продукции включают:
изделия и полуфабрикаты собственного изготовления;
работы и услуги производственного характера;
работы и услуги социального назначения;
строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
выработка, очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
транспортные услуги;
услуги торговли и общественного питания;
информационно-консультационные услуги;
жилищно-коммунальные и гостиничные услуги;
прочие работы и услуг.
Бухгалтерский учет готовой продукции – очень важное направление бухгалтерского учета. Получение достоверной информации обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.
Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автодорог.
К сожалению, многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
Список литературы
Ø Настольная книга бухгалтера в 3 т. /Сост. В.М.Прудников Т.1 - ИНФРА-М 2002г.
Ø Принципы бухгалтерского учета /Б.Нидлз - Финансы и статистика - 2003г.
Ø Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие – М.: ПРИОР, 2001.
Ø Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.
Ø Теория бухгалтерского учета /З.В.Кирьянова - Финансы и статистика - 2002г.
Ø Бухгалтерский учет./ под ред. проф. П.С. Безруких – М.: Бухгалтерский учет, 2001.
Ø Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000.
Ø Аудит: Учебник для вузов. Под ред. Подольского В. И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.
Ø Бухгалтерский учет /Е. П. Козлова, Н. В. Парашутин, Т. Н. Бабченко, Е. Н.
Ø Бухгалтерский учет /З. Д. Бабаева, В. А. Терехова, И. М. Рендухов и др. - М; Финансы и статистика, 2002.
Приложения