Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

1. Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле........................................................ 3

2. Учет поступления товаров....................................................................... 4

3. Учет реализации товаров......................................................................... 8

3.1. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу................. 8

3.2. Расчет торговой наценки.............................................................................................. 11

3.3. Об учете реализации товаров в розничной торговле с торговой скидкой............ 17

Заключение.................................................................................................. 26

Список использованной литературы....................................................... 27

Введение

При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движение товаров завершается у потребителя.

Отметим, что согласно ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары, поступающие в розничную торговлю (магазины, палатки, киоски, ларьки и т. д.), учитываются в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра и драгоценных камней и т. п., которые учитываются по количеству, цене и сумме. Если в магазине введена автоматизированная система продажи товаров населению, то применяется натурально-стоимостная система учета, товара (при использовании штриховых кодов).

Цель работы заключается в рассмотрении синтетического и аналитического учета реализации товаров в розницу.

Данная цель разворачивается в решении ряда задач:

·        Показать задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле

·        Раскрыть учет поступления товаров

·        Раскрыть учет реализации товаров.

1. Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле

Розничный товарооборот отражается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе данных первичных документов: товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:

*               обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;

*               контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке товарных отчетов, инвентаризационных описей и других документов;

*               контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации.

2. Учет поступления товаров

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

Порядок приемки товаров на станции железной дороги или пристани водного транспорта, доставки их на предприятие розничной торговли и документального оформления этих операций аналогичен порядку, установленному в оптовой торговле.

В основном товар розничные предприятия торговли получают от предприятий-поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности.

Материально ответственные лица расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отвечают за его сохранность в процессе доставки.

Приемка товаров по количеству и качеству на розничных предприятиях осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов. При этом правила приемки товаров в розничной торговли такие же, как в оптовой торговле. Однако с учетом того, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продовольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий). Приемку продуктов начинают с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на таре (упаковке). Экспертиза нестандартных продуктов, а также недоброкачественных, испорченных продуктов, не требующая специальной медицинской компетентности, осуществляется товароведами или инспекцией по качеству, при наличии специальных санитарно-эпидемиологических показаний центрами санэпиднадзора.

Количество принимаемых скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для хранения данного вида продуктов), имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности.

При приемке продовольственного товара учитывается следующее:

- мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документа, свидетельствующего об осмотре и заключении ветнадзора;

- птица принимается в предприятия продовольственной торговли только в непотрошеном виде, за исключением дичи;

- запрещается прием яйца без наличия ветеринарного свидетельства на каждую партию яиц о благополучии птицехозяйств по сальмонеллезу и другим зоонозным инфекциям, а также яйца водоплавающей птицы (утиные, гусиные); куриные яйца, бывшие в инкубаторе (миражные), яйца с трещинами ("бой"), с нарушением целости оболочки ("тек"), загрязненные куриные яйца, а также меланж;

- молочные продукты должны приниматься в чистой стеклотаре и в ненарушенной упаковке;

- рыба охлажденная, рыба горячего копчения, кулинарные изделия и полуфабрикаты из рыбы поступают в магазины сразу для реализации; хранение этой продукции на складе запрещено;

- запрещается прием безалкогольных и слабоалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначениями), с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами;

- хлеб и хлебобулочные изделия должны приниматься с проверкой качества продукции по органолептическим показателям, масса каждого вида хлебной продукции должна соответствовать стандартам и техническим условиям.

Ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица. Установленная длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами комиссии с указанием номера и даты составленного акта. При этом излишки ткани приходуются, а при недостачи ткани предъявляется претензия поставщику.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), обшей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендуется проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.

Приемка товара сопровождается составлением материально ответственным лицом накладной на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре. Однако необходимо отметить, что в том случае, когда оплата товара производится наличными деньгами (одновременно с приемкой товара, или после его реализации), может оформляться в установленном порядке расходный кассовый ордер на имя материально ответственного лица с указанием в графе "Основание": "В подотчет для приобретения товара" и суммы выданных денег прописью.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

3. Учет реализации товаров

3.1. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу

Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 с учетом внесенных в него изменений и дополнений (Перечень - в редакции Постановления Правительства РФ от 02.02.2000 № 917) в ряде случаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами; торговля на рынках, ярмарках, выставках, иных комплексах, за исключением находящихся там киосков, ларьков, помещений и др.) при осуществлении торговых операций денежные расчеты с населением могут производиться без применения контрольно-кассовых машин. В этом случае объем реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.

Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью:

Дт 50 "Касса"

Km 90 "Продажи", субсчет "Выручка".

Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется сопроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью:

Дт 57 "Переводы в пути"

Km 90 "Продажи", субсчет "Выручка.

Одной из форм реализации за наличный расчет является оплата покупателями товаров расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации. При расчете чеками делается следующая запись:

Дт 50, субсчет 3 "Денежные документы"

Km 90 "Продажи", субсчет "Выручка.

При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируется записью:

Дт 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж"

Km 41-2 "Товары в розничной торговле".

Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

На сумму начисленного НДС составляется проводка:

Дт 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС"

Km 68-2 "Расчеты по налогам и сборам по НДС".

Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли и общественного питания (см. далее), а также другими организациями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению в течение пяти дней счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Кроме того, следует помнить, что в регионах, где введен налог с продаж, его сумма также оплачивается продавцу в составе выручки; этот налог отражается записью на счетах:

Дт 90 "Продажи", субсчет 5 "Налог с продаж"

Km 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и т. д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".

При использовании покупных цен положительный финансовый результат отражается следующей записью:

Дт 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"

Km 99 "Прибыли и убытки ".

Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 в корреспонденции с субсчетом 90-9.

Если в учете используются проданные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 "Продажи" на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 "Продажи" должны быть одинаковыми.

Когда в организации используется натурально-стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.

Когда в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.

3.2. Расчет торговой наценки

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:

- исчисление по общему товарообороту;

- исчисление по ассортименту товарооборота;

- исчисление по ассортименту остатка товаров;

- исчисление по среднему проценту.

При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяют по формуле:

ВД = Т х РН : 100, где

Т - общий товарооборот;

РН - расчетная торговая надбавка.

В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:

РН =ТН: (100 +ТН), где ТН - торговая надбавка в процентах.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарооборота по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

П = (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + OK) x 100, где

ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание);

OK - остаток товаров на коней отчетного периода.

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:

ВД=ТхП: 100.

Пример.

Остаток товаров на начало месяца составляет сумму 1000 тыс. руб.

Поступило товара за месяц на сумму 10000 тыс. руб.

Остаток товара на конец месяца - 11000 тыс. руб.

Торговая наценка на остаток товара на начало месяца - 800 тыс. руб.

Торговая наценка по поступившим за месяц товарам - 1000 тыс. руб.

Итоговая торговая наценка на товар - 1800 тыс. руб.

Первый способ.

Зная итоговую сумму товара на конец месяца - 11000 тыс. руб. и сумму итоговой наценки на данный товар - 1800 тыс. руб., можно определить средний процент валового дохода или торгового наложения:

1800 : 11000 х 100 = 16,4%.

Допустим, что реализовано товара за месяц на сумму 2500 тыс. руб., тогда остаток товара равен 8500 тыс. руб. В этом случае сумма валового дохода или реализованного торгового наложения составит:

2500 х 16,4 : 100 == 410 тыс. руб.

Второй способ.

Определим торговую наценку по вышеприведенной формуле:

                                              800+1000

Средний процент = —————————— х 100 = 16,4% ;

                                          2500 + 8500

                                         16,4 х 2500

Торговая наценка = ————————— = 410 тыс. руб.

                                               100

Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно проводкой:

Дт 90 "Продажи" Km 42-1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".

Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 "Продажи" образуется (как и при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Приведенный способ расчета валового дохода прост, но неточен. Сумма торговой надбавки получается больше или меньше действительной ее величины. Если, например, по сравнению со средним процентом, в числе реализованных, преобладают товары с большим процентом надбавки, а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.

Уточняют сумму торговой надбавки при проведении инвентаризации, проставляя против каждого наименования товара размер торговой надбавки в процентах. Умножив торговую надбавку, а вернее ее размер на суммы по каждому наименованию товаров и подсчитав общую сумму по инвентаризационной описи, сопоставляют ее с суммой, отраженной в учете на субсчете 42-1 "Торговая наценка (скидка, накидка)". При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учете, то разность корректируют сторнировочной записью (красное сторно);

Дт 90 "Продажи"

Km 42-1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".

Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:

ВД = (Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + ... + Tn x РНп) : 100, где

Tn - товарооборот по группам товаров;

РНп - расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров и по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

ВД = ТНн + ТНп - ТНв - ТНк.

Пример.

Организация, осуществляющая розничную торговлю, ведет учет товаров по продажным ценам. Валовой доход определяется по среднему проценту. Остаток товаров на начало месяца составил 640 000 руб., общая сумма торговых наценок - 270 000 руб. В течение месяца приобретено товаров на сумму 1 800 000 руб., в том числе НДС - 300 000 руб., торговая наценка - 1 000 000 руб. За отчетный период реализовано товаров на сумму 2 772 000 руб., расходы на продажу составили 300 000 руб.

Бухгалтерские записи:

Дебет 41 Кредит 60 - 1 500 000 руб. - оприходован товар от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60 - 300 000 руб. - отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости оприходованного товара;

Дебет 41 Кредит 42 - 1 000 000 руб. - начислена торговая наценка на оприходованный товар;

Дебет 50 Кредит 90-1 - 2 772 000 руб. - отражена выручка от продажи товара;

Дебет 90-5 Кредит 68/НП - 132 000 руб. (2 772 000 руб. х 5% / 105 %) - начислен налог с продаж;

Дебет 90-3 Кредит 68/НДС - 440 000 руб. ((2 772 000 руб. - 132 000 руб.) х 20% / 120%) - начислен НДС со стоимости проданного товара;

Дебет 90-2 Кредит 41 - 2 772 000 руб. - списана учетная стоимость проданного товара;

Дебет 90-2 Кредит 44 - 300 000 - списаны расходы на продажу.

После отражения всех хозяйственных операций, связанных с движением товаров, произведем расчет торговых надбавок на реализованные товары. Результаты расчета оформим в виде таблицы, форма которой рекомендована письмом ГНС России от 25 августа 1992 г. N ВЗ-6-05/274 (в Приложении к дополнению от 8 декабря 1992 г.).

Расчет торговых надбавок на реализованные товары за

отчетный месяц 2002г.

                                                       руб.

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        Торговые надбавки        | Реали- | Оста- | Итого  | Сред-  | Нереа- |  Реали-   |

|                                 | зовано |  ток  | (5+6)  |ний про-| лизо-  |  зован-   |

|                                 | това-  | това- |        |  цент  | ванные | ные тор-  |

|                                 | ров за |ров на |        | торго- | торго- |   говые   |

|                                 | отчет- | конец |        |вых над-|вые над-|   над-    |

|                                 |  ный   | меся- |        | бавок  | бавки  |  бавки.   |

|                                 | месяц  | ца *  |        | 4х100  |  6х8   |   (4-9)   |

|—————————————————————————————————|————————|       |        |        |        |           |

|Сальдо|          Оборот          |        |       |        |        |        |           |

|на на-|——————————————————————————|        |       |        |————————|————————|           |

| чало |Де-| Кре-  |  Предвари-   |        |       |        |   7    |  100   |           |

|месяца|бет|  дит  |тельное сальдо|        |       |        |        |        |           |

|      |   |       |   на конец   |        |       |        |        |        |           |

|      |   |       |    месяца    |        |       |        |        |        |           |

|      |   |       |   (1-2+3)    |        |       |        |        |        |           |

|——————|———|———————|——————————————|————————|———————|————————|————————|————————|———————————|

|  1   | 2 |   3   |      4       |   5    |   6   |   7    |   8    |   9    |    10     |

|——————|———|———————|——————————————|————————|———————|————————|————————|————————|———————————|

|270000|   |100000 |  1 270 000   |2772000 | 368000| 3140000|   40   | 147200 |  1122800  |

|      |   |       |              |        |       |        |        |        |           |

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Дебет 90-2 Кредит 42 - 1122800 руб. - сторнирована сумма реализованного торгового наложения;

Дебет 90-9 Кредит 99 - 250800 руб. (2 772 000 руб. - 132000 руб. - - 440000 руб. - 2772000 руб. - 300000 руб. + 1 122800 руб.) - отражен финансовый результат от продаж за отчетный месяц.

* Остаток товаров на конец месяца - 368 000 руб. = 640 000 руб. + 2 500 000 руб. - 2772000 руб.

3.3. Об учете реализации товаров в розничной торговле с торговой скидкой

В практике работы торговых розничных предприятий в последнее время возникают случаи реализации одних и тех же товаров из торгового зала с разными размерами торговых наценок. Это связано с предоставлением торговым предприятием розничных скидок к цене реализации различным группам граждан нашей страны , в частности, членам клубов по интересам и общественных организаций (например, членам БПСМ и т.п.). Фактически предоставление скидок с установленной розничной цены означает, что на находящийся в торговом зале один и тот же товар устанавливаются несколько цен реализации, а следовательно, и несколько предложений цен. И если, например, для обыкновенного гражданина товар предлагается приобрести по цене 100 рублей РБ, то, например, для рядового члена БПСМ – с 30% скидкой – за 70 рублей. При этом следует обратить внимание на то, что предложение товара к реализации по нескольким ценам не является операцией по уценке товаров для различных прослоек общества с целью предоставления им социальных льгот. Однако вплоть до настоящего времени методика бухгалтерского учета операций реализации товаров в розничной торговле со скидкой к цене реализации не разработана. Поэтому нами предлагается следующий вариант учета операций реализации товаров в розничной торговле со скидкой к цене реализации.

Развитие рыночных отношений обусловило широкое распространение практики предоставления торговых скидок.

Торговая скидка – это сумма, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых покупателю, исполнившему условия, необходимые для ее (скидки) получения. Скидка предоставляется либо в форме уменьшения продажной цены товаров, либо в форме передачи определенного их количества «бесплатно».

При предоставлении скидки в виде дополнительного количества товаров «бесплатно» у покупателя не возникает прибыли. В этом случае фактически происходит снижение цены на партию товаров, по которой была предоставлена скидка.

Поскольку при продаже покупателю скидка предоставляется только на часть товаров, остаток товаров, независимо от наличия или отсутствия факта предоставления скидки по реализованным ценностям, должен отражаться в учете организации-продавца по установленной учетной цене без учета скидки (по цене – брутто). Порядок предоставления скидки и ее размер определяется на основании условий договора (срок оплаты, срок поставки, количество закупки и т.п.).

В настоящее время наиболее распространены скидки, предоставляемые при приобретении товаров в определенном количестве или на установленную сумму, и скидки за скорейшую оплату проданных товаров. Рассмотрим порядок отражения факта предоставления (получения) данных скидок в бухгалтерском учете организаций-сторон договора купли-продажи.

На практике скидка за приобретение товаров в определенном количестве предоставляется, как правило, при покупке товаров наименования, а скидка за приобретение товаров на установленную сумму может предоставляться при покупке товаров как одного наименование, так и различной номенклатуры.

Предоставления покупателю скидок при приобретении им товаров в определенном количестве либо на установленную сумму для продавца способом стимулирования, позволяющим ему увеличить прибыльные ускорения оборачиваемости товаров увеличения объема продаж, а также уменьшения приходящейся на единицу реализуемых товарно-материальных ценностей величины товарных издержек обращения. Порядок отражения в бухгалтерском учете контрагентов скидки при приобретении товаров как в поставленном количестве, так и на установленную сумму одинаковый.

Скидка при приобретении товаров в установленном количестве либо на установленную сумму должна отражаться в момент ее предоставления, так как до этого остается неизвестно воспользуется ли покупатель возможностью получения скидки или нет. Таким образом при реализации (приобретения) товаров, которым может быть предоставлена скидка , до момента ее предоставления в бухгалтерском учете организаций-сторон ссылки по ценам-брутто.

Если условие предоставления скидки, предусмотренное в договоре, выполняется сразу, без какой-либо отсрочки (т.е. покупатель единовременно приобретает товары либо в необходимом для получения скидки количестве, либо сумме), то необходимости отражения факта предоставления (получения) скидки в бухгалтерском учете как продавца, так и покупателя нет. В этом случае продавец фиксирует факт реализации товаров со скидкой записью в их оценке по цене-нетто, а в бухгалтерском учете организации-покупателя ценой приобретения данных товаров будет являться цена с учетом предоставленной скидки.

Исключение из данного правила представляет ситуация, в которой продавцом ценностей является организация розничной торговли, ведущая учет товаров по продажным ценам. В этом случае факт предоставления скидки отражается сторнировочной записью по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на сумму предоставляемой скидки с продажной цены товаров. Указанная запись фиксирует уменьшение торговой надбавки, относящейся к реализуемым со скидкой товарам.

Отражение в бухгалтерском учете организаций торговли факта предоставления (получения) скидки, если условие по ее предоставлению выполняется сразу, без отсрочки, представлено в табл. 1.

Таблица 1

Оценка товаров

Продавец

Покупатель

Оптовая торговля

Покупная цена

-

-

Розничная торговля

Покупная цена

-

-

Продажная цена

+

-

Покупателю может быть предоставлено право получить скидку при приобретении товаров в определенном количестве либо на установленную сумму не единовременно, а в течение установленного периода, при котором суммарный объем закупки должен достичь размера, удовлетворяющего условиям предоставления скидки. Необходимость фиксации в учете факта ее предоставления (получения) возникает во всех организациях торговли.

Факт реализации товаров в количестве или сумме, не превышающих необходимых для предоставления скидки количества или суммы, отражается в учете продавца-организации оптовой торговли записью по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» на их стоимость по продажной цене без учета скидки. В бухгалтерском учете продавца-организации розничной торговли данный факт отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 46 на ту же стоимость.

После продажа товаров в количестве, достаточном для предоставления скидки, продажная цена товаров, реализованных как до момента предоставления скидки, так и после него, подлежит корректировке. При этом в учете оптовой организации-продавца производится запись по дебету счета 62 и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» (или 46, если условие предоставления скидки наступило в том же месяце, в котором была отражена реализация товаров) методом «красного сторно» на сумму скидки с продажных цен товаров, реализованных до выполнения покупателем условия, необходимого для ее предоставления (без НДС). На сумму НДС, относящегося к предоставленной скидке, производится запись по дебету счета 62 в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по НДС» методом «красного сторно».

В бухгалтерском учете розничной организации-продавца при наступлении условия предоставления скидки составляется запись по кредиту счета 80 (или 46, если условие предоставления скидки наступило в том же месяце, в котором было отражена реализация товаров) методом «красного сторно» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обычным методом записи на сумму скидки с продажных цен товаров, реализованных до выполнения покупателем условия, необходимого для ее предоставления (без НДС). На сумму НДС, относящегося к предоставленной скидке, производится запись по кредиту счета 68 методом «красного сторно» и кредиту счета 76 обычным методом записи. Данными записями отражается возникновение кредиторской задолженности перед покупателем товаров, по которым предоставлена скидка, с одновременной корректировкой финансового результата организации и сумм расчетов с бюджетом по НДС с оборота по реализации товаров.

Продажной ценой товаров, реализуемых после наступления условия предоставления скидки, будет являться цена-нетто. Факт реализации данных товаров отражается в бухгалтерском учете организации оптовой торговли по дебету счета 62 и кредиту счета 46 на стоимость товаров с учетом скидки. Указанный факт отражается в бухгалтерском учете организации розничной торговли по дебету счета 50 и кредиту счета 46 по цене-нетто и, если учет товаров ведется по продажным ценам, на сумму предоставляемой скидки будет уменьшен размер торговой надбавки, относящейся к реализуемым со скидкой товарам. На последнюю сумму производится сторнировочная запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42.

Необходимость составления этой записи объясняется тем, что вариант учета товаров по продажным ценам в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов предполагает соответствие стоимости товаров, отраженной на счете 41, ценам их фактической реализации покупателем. Это правило положено нормативными документами и в основу расчета величины реализованной торговой наценки.

Отсутствие при предоставлении скидок соответствующих корректировок продажной стоимости товаров, таким образом, автоматически приведет к завышению сумм реализованной торговой наценки, что повлечет за собой переплату в бюджет налога на прибыль и НДС.

Если учет товаров осуществляется по покупным ценам, что не предполагает ведение счета 42, проблемы выбора методики такой корректировки продажной стоимости товаров не возникает.

Если розничная организация предоставляет покупателям возможность получить скидку не единовременно, а в течение определенного периода, она выдает покупателям специальные купоны, свидетельствующие о приобретении в определенном количестве и/или сумме указанных в них товаров, которые будут являться основанием для предоставления покупателям скидки в случае выполнения ими условия, необходимого для ее получения.

Суммой оборота по реализации товаров, используемой для исчисления соответствующих налогооблагаемых величин, рассматриваемых в статье случаях должна служить реальная цена скидки – продажная цена товаров за минусом скидки.

Методика отражения факта получения скидки по приобретенным товарам в бухгалтерском учете организации-покупателя различна в зависимости от следующих условий: товары, по которым получена скидка, не оплачены поставщику и не реализованы; оплачены и не реализованы; не оплачены и реализованы; оплачены и реализованы.

В бухгалтерском учете покупателя-организации оптовой торговли факт получения скидки по оприходованным товарам, не оплаченным продавцу и не реализованным другим субъектам до его свершения, отражается сторнировочной записью по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму скидки (без НДС). На сумму НДС, относящегося к предоставленной скидке, составляется сторнировочная запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.

Получение оптовым покупателем скидки на нереализованные товары, оплаченные продавцу, отражается записью по дебету счета 41 кредиту счета 60 методом «красного сторно» на сумму скидки (без НДС). На сумму НДС, предъявленного бюджету, в части, относящейся к полученной скидке, производится сторнировочная запись по дебету счета 68 и кредиту счета 60.

В том случае, если покупателем является организация розничной торговли и товары, по которым получена скидка, не реализованы, то независимо от факта оплаты поставщику в момент наступления условия предоставления скидки производится сторнировочная запись по дебету счета 41 и кредиту счета 60 на сумму полученной скидки вместе с НДС, относящимся к ней. В розничной организации, ведущей учет товаров по продажным ценам, увеличение торговой надбавки, относящейся к товарам, по которым получена скидка, отражается записью по дебету счета 41 и кредиту счета 42.

Если организация розничной торговли применяет фиксированный (постоянный) размер торговой наценки от покупной цены товаров, то в результате снижения цены приобретения товаров, по которым предоставлена скидка, возникает необходимость перерасчета торговой наценки исходя из покупной стоимости товаров с учетом скидки. На сумму уменьшения торговой наценки производится запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 методом «красного сторно».

Если товары, по которым получена скидка, реализованы, то независимо от факта оплаты их поставщику в бухгалтерском учете организации розничной торговли в момент наступления условия предоставления скидки производится сторнировочная запись по дебету счета 80 и кредиту счета 60 на сумму полученной скидки без НДС. На сумму НДС, относящегося к полученной скидке, производится запись по кредиту счета 60 методом «красного сторно» и кредиту счета 68 обычным методом записи. Данной записью отражается возникновение задолженности магазина перед бюджетом на сумму НДС с полученной скидки и корректируется величина начисленной задолженности перед поставщиками товаров. Указанные записи производятся независимо от установленного в организации розничной торговли способа оценки товаров (по покупным или продажным ценам).

Порядок отражения в бухгалтерском учете скидки за

скорейшую оплату проданных товаров

Одним из способов мобилизации денежных ресурсов организации является предоставление контрагентам скидки за скорейшую оплату проданных товаров. Применение данного вида скидки позволяет сократить временный интервал с момента отгрузки товаров до их оплаты и тем самым уменьшить срок предоставления покупателям беспроцентного кредита, что особенно важно в условиях инфляции.

Скидка за скорейшую оплату побуждает покупателя оплатить счет без задержки. Размер скидки за скорейшую оплату проданных товаров, как правило, не превышает годовой ставки кредитования. Так, например, если годовая ставка кредитования на момент предоставления скидки составляет 30%, а скидка за скорейшую оплату предоставляется в течение первых 20 дней после продажи товаров, то ее размер должен быть не выше 1,7% (30 .20/360). Иногда в счете продавец указывает несколько сроков оплаты товаров, устанавливая размер скидки в зависимости от даты оплаты. В этом случае чем раньше будет осуществлен платеж, тем значительнее может оказаться скидка.

Покупная стоимость товаров, отражаемая в бухгалтерском учете организации – покупателя записью по дебету счета 41 (в оптовых организациях НДС отражается по счету 19) и кредиту счета 60, представляет сумму задолженности за товары перед поставщиком, возникающей на дату оприходования товаров. От даты оприходования до даты истечения срока, в который предоставляется возможность получить скидку и скорейшую оплату (т.е. в течение срока действия данной скидки), сумма долга выражается ценой – нетто проданных (приобретенных) товаров. Следовательно, бухгалтерские записи у продавца по дебету счета 62 и кредиту счета 46 и у покупателя по дебету счетов 41, 19 и кредиту счета 60 должны составляться на цену-нетто.

Если покупатель продал товары, которые не оплачены поставщику в течение срока действия скидки, то факт окончания срока ее действия будет отражен в оптовых организациях и в организациях розничной торговли по дебету счета 80 (или 46, если срок действия скидки закончился в том же месяце, в котором была отражена реализация товаров) и кредиту счета 60 на сумму увеличения покупной цены товаров (без НДС). В этом случае в организациях розничной торговли на сумму НДС, относящегося к неиспользованной скидке, производится дополнительно запись по дебету счета 68 и кредиту счета 60. В организациях оптовой торговли НДС, относящийся к сумме увеличения покупной цены товаров, отражается по дебету счета 19 и кредиту счета 60.

Рассмотрим на примере методику отражения в бухгалтерском учете сторон договора купли-продажи факта предоставления (получения) скидки за скорейшую оплату проданных товаров.

Заключение

Учитывая, что налоговая составляющая бухгалтерского учета фактически является в настоящее время определяющей, рассмотрение налоговых последствий тех или иных изменений в законодательстве имеет первостепенное значение. После принятия части 1 НК РФ понятие "реализация продукции (работ, услуг)" претерпело существенное изменение. Речь идет о статье 39 ч. 1 НК РФ, в которой практически впервые после начала рыночных преобразований законодательно закреплено определение реализации:

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами), права собственности на товары, результатов выполняемых работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом - и на безвозмездной основе.

Список использованной литературы

1.            Бухгалтерский учет в торговле /Под ред. Белоусова. - М.: Экономи­ка, 1976.

2.            Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Вещунова, Фомина. - М.: Магис, 1996.

3.            Бухгалтерский учет в торговле. Власова. - М.: ФИС, 1997.

4.            Бухгалтерский учет в торговле. Ивашкин. - М.: ДИС, 1997.

5.            Бухгалтерский учет в торговле. Тяжких. - Санкт-Петербург: Михай-юв, 1997.

6.            Бухгалтерский учет товарных операций. Патров. - М.: "Бухгалтер­ский учет", 1995.

7.            Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. –352 с.

8.            Законодательные и нормативные акты.