План

1. Понятие АТР, его место в мировой экономике. 2

2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности. 6

3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР. 12

4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития. 16

Список  литературы.. 22

Приложения. 23

1. Понятие АТР, его место в мировой экономике

Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства не только не исключает, но, напротив, в некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного региона в другой. Уже говорилось о европейском, затем североамериканском «центре тяжести» («центре силы») мирового хозяйства. В последнее же время все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начинает играть в нем обширный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия».

Собственно говоря, подобные прогнозы делали и раньше. Сошлемся хотя бы на К. Маркса, который еще полтора века назад писал о том, что Тихий океан «будет играть такую же роль, какую теперь играет Атлантический океан, а в древности и в средние века Средиземное море — роль великого водного пути для мировых сношений». А.И. Герцен в «Былом и думах» написал о Тихом океане как о Средиземном море будущего. Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях» также отметил великое будущее Тихого океана, добавив, что «там началась ярмарка новой мировой жизни, и впереди виден ее разгар». А русский географ А.И. Воейков написал специальную работу под названием «Будет ли Тихий океан главным торговым путем земного шара», причем на этот вопрос он ответил утвердительно.[1]

О будущем Азиатско-Тихоокеанского региона снова заговорили в начале второй половины ХХ в., когда его страны стали развиваться с особым динамизмом. Причин для этого было несколько. Во-первых, наличие огромных по количеству и в то же время достаточно высококачественных трудовых ресурсов. Во-вторых, наличие огромных и разнообразных природных богатств. Если иметь в виду только полезные ископаемые, то по олову запасы стран АТР достигают 90% мировых, по каменному углю, меди, урану — составляют 50—70%, по железной руде — 40% и т. д. В-третьих, это особые выгоды экономико-географического положения — выход к дешевым морским путям, наличие не только прибрежных стран, но и стран-архипелагов и др. В-четвертых, это особое умение некоторых стран региона ориентироваться на новейшие достижения НТР и широко использовать их в своей практике, применяя так называемую диффузию нововведений. Не случайно именно Азиатско-Тихоокеанский регион стал родиной стран новой индустриализации.

В результате умелого использования всех этих предпосылок во второй половине ХХ в. страны АТР вышли на многие ведущие позиции в мировом хозяйстве. Хотя цифровые данные по странам АТР часто бывают противоречивыми, все же большинство подсчетов свидетельствует о том, что в конце 90-х годов на их долю приходилось около 50% мирового населения, около 60% мирового ВВП и 40—45% мировой торговли. Здесь выпускают порядка 70% всех автомобилей, морских судов, синтетических волокон, 60% пластмасс, более 50% алюминия и стали.

Расхождения в цифровых показателях, относящихся к АТР, иногда большие, связаны в том числе и с нечеткостью в пространственном определении самого этого понятия. Хотя в первом приближении к странам АТР следовало бы относить государства, располагающиеся по периметру Тихого океана, в состав региона нередко включают Индию, Шри-Ланку, некоторые другие страны не Тихого, а Индийского океана. Нет ясности и в отношении ряда других стран. Вот почему разные авторы относят к АТР от 12 до 61 страны! В китайской экономической литературе можно встретить указание на 32 страны. Кроме того, возникает вполне естественный вопрос: нужно ли в состав АТР включать всю территорию России или следует ограничиться только Дальним Востоком? Тот же вопрос относится и к США (вся территория страны или только Тихоокеанские штаты), и к Канаде. Все эти подходы настолько различны, что некоторые отечественные авторы в последнее время вообще объявили само существование АТР «мифом».

При такой огромности АТР в его пределах принято выделять подрайоны, или подсистемы. В более укрупненном виде это азиатская, североамериканская, южноамериканская, океанская подсистемы. Чаще выделяют страны Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Океании. Иногда иерархию стран АТР производят на основе их экономической мощи: выделяют государства верхнего эшелона (США, Япония, Китай, Россия), среднего эшелона (Австралия, Новая Зеландия, НИС Азии, большинство стран АСЕАН) и низшего эшелона (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, страны Латинской Америки и Океании).

Такой подход весьма интересен и с историко-географических позиций. Ведь экономическое развитие стран АТР в послевоенную эпоху происходило не синхронно, и это дает право некоторым отечественным авторам выделять в нем по крайней мере четыре последовательные фазы, волны. Первая из этих волн, начавшаяся в 60-х годах ХХ в., была связана главным образом с очень быстрым экономическим ростом Японии, вступившей в полосу своего экономического чуда. Вторая волна, охватившая 70-е годы, отражала стремительный взлет новых индустриальных стран, своего рода прыжок знаменитых азиатских «тигров», пришедшаяся на 80-е годы, охватила прежде всего страны АСЕАН, которые фактически сформировали второй эшелон азиатских новых индустриальных стран. Наконец, четвертая волна, отчетливо обозначившаяся в 90-е годы, проходит под знаком бурного роста Китая.

Согласно прогнозам, такой рост будет продолжаться и в первые десятилетия XXI в. Так, один из прогнозов, составленных в США, исходит из того, что в 2020 г. все крупнейшие экономики мира будут находиться в АТР. При этом на первое место по объему ВВП выйдет Китай (20 трлн долл.). Второе место займут США (13,5), третье — Япония (5), четвертое — Индия (4,8), пятое — Индонезия (4,2), шестое — Южная Корея (3,4) и седьмое — Таиланд (2,4 трлн).

В торговле с другими странами АТР Россия стабильно имеет положительный торговый баланс. Пока на рынках этих стран она реализует преимущественно топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию, но этот тип внешнеэкономических связей в дальнейшем должен быть пересмотрен. Много внимания должно быть уделено и развитию инфраструктуры, которая ныне сильно отстает от требований времени. Особую роль при этом играет и будет играть Дальневосточный регион России — огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к «тихоокеанскому кольцу». В 90-х годах уже половина всего товарооборота России со странами АТР приходилась на Дальний Восток.

2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности

С точки зрения ресурсного потенциала, в АТР лидирует, безусловно, Китай. Согласно статистике, разведанные запасы Китая насчитывают 24 млрд баррелей, прогнозируемые ресурсы оцениваются в 48 млрд баррелей, а общее количество содержащейся в недрах и на шельфе нефти - 90,8 млрд баррелей. По сравнению с другими нефтедобывающими странами мира, Китай обладает средним нефтяным потенциалом (так, запасы нефти в Саудовской Аравии насчитывают 373,7 млрд баррелей, а в Алжире - 20,3 млрд баррелей), однако в Азии эта страна - признанный лидер в области нефтедобычи.

Около 90% нефти в Китае добывается на суше. С 1963 по 1989 г. в стране непрерывно увеличивалась добыча нефти благодаря разработке месторождений на востоке страны. Однако во второй половине 90-х годов добыча стабилизировалась на уровне 3,14 млн баррелей в сутки (159 млн т в год), и лишь к началу 2001 г. достигла 3,22 млн баррелей в сутки. (см Приложение 1) В то же время импорт сырья постоянно увеличивался. Если в 1996 г. он составлял 455 тыс. баррелей в сутки, то уже в 1997 г. поднялся до 709 тыс. баррелей в сутки. Импорт нефтепродуктов увеличился с 316 тыс. баррелей в сутки в 1996 г. до 464 тыс. баррелей в сутки в 1997 г.

В первую очередь это было связано с естественным увеличением внутреннего спроса. Важную роль также сыграл тот факт, что в то время как основная часть китайских нефтяных ресурсов и нефтеперерабатывающих мощностей сосредоточена сегодня в восточной части страны (80% разведанных запасов, 86,5% нефтедобычи), значительная доля потребления нефти и нефтепродуктов приходится на центральный и западный районы (24,7% и 12,9% соответственно). Если учесть неразвитость трубопроводной инфраструктуры, станет ясно, что центр и юг Китая удовлетворяют свой спрос на углеводороды за счет их импорта, зачастую контрабандного.

Что касается прогнозов относительно уровня нефтедобычи и объемов внутреннего спроса, то в 1997 г. китайское правительство полагало, что добыча будет постепенно увеличиваться до уровня 3,31-3,41 млн баррелей в сутки (165-170 млн т в год) и в 2010 г. достигнет 4,01 млн баррелей в сутки (200 млн т в год). По тем же подсчетам, потребление нефти к 2010 г. должно будет, как прогнозировалось, составить 6,72 млн баррелей в сутки. Таким образом, предполагалось, что разница между спросом и предложением, покрываемая за счет импорта, составит 2,71 млн баррелей в сутки.

Кризис скорректировал эти планы. Со второй половины 1998 г. экономика Китая переживает резкий спад. Ущерб от наводнений составил более 30 млрд долларов и привел к падению валового внутреннего продукта (ВВП) на 1%. В этих условиях рост внутреннего спроса на нефть в Китае начал замедляться. По данным бюллетеня Petroleum Argus Ltd., в 1998 г. спрос вырос лишь на 5% - до 3,9 млн баррелей в сутки - по сравнению с 9% в 1997 г. В этой ситуации Китай решил прибегнуть к политике изоляции от международных рынков. Правительство ввело временный запрет на импорт нефти, бензина, дизтоплива. Однако контрабандные поставки энергоносителей продолжались.

Что касается китайской нефтедобывающей отрасли, то нефтяным компаниям, планирующим инвестировать в нее свои средства, грозят дополнительные трудности из-за высокой степени государственного контроля над китайской экономикой в целом и над нефтяной промышленностью в частности. Китайский нефтяной рынок монополизирован крупными государственными корпорациями, которые, с одной стороны, нуждаются в привлечении иностранных инвестиций в отрасль, а с другой - заинтересованы в усилении собственных позиций и ограничении доступа потенциальных конкурентов на внутренний рынок.

В условиях экономического кризиса с целью укрепления нефтяной отрасли страны китайское правительство провело ее реструктуризацию и добилось создания вертикально интегрированных нефтяных корпораций. В июле 1998 г. было завешено образование двух таких корпораций: China National Petroleum Corporation Group (CNPC Group, или Китайская национальная нефтяная корпорация), активы которой в 2004 г составлили 60 млрд долларов, и China National Petrochemical Corporation Group (Sinopec Group, или Китайская национальная нефтехимическая корпорация), обладающая активами на сумму 49 млрд долларов. В процессе реструктуризации были произведены перестановки в руководстве обеих корпораций, президенты которых (теперь уже бывшие) заняли важные посты в правительстве КНР, передав управление нефтяными гигантами своим заместителям, что еще больше усилило государственный контроль над нефтяной отраслью страны.

Первоначально планировалось, что вновь образованные вертикально интегрированные нефтяные компании "поделят" между собой нефтяную отрасль Китая по географическому признаку. CNPC Group должна была сосредоточится на проектах в северной части страны, добавив к своему нефтедобывающему комплексу, сосредоточенному на северо-востоке, северо-западе и юго-западе Китая, находящиеся в этих же районах нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, принадлежавшие ранее корпорации Sinopec. Последняя, в свою очередь, планировала добавить к своим нефтеперерабатывающим производствам нефтяные месторождения, принадлежавшие до этого CNPC и расположенные на востоке, юге и в центре Китая.

Однако даже после реструктуризации CNPC Group остается крупнейшей нефтедобывающей корпорацией, сосредоточившей в своих руках 69% нефтедобычи на суше Китая и только 40% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Sinopec Group, в свою очередь, сохранит свое лидерство в сфере нефтепереработки, контролируя 60% перерабатывающих мощностей Китая и 30% нефтедобычи на суше страны.

CNPC, как было сказано выше, контролирует нефтедобычу на севере, западе и востоке Китая. (см Приложения 2) Предполагается, что добыча нефти на севере, западе и востоке Китая станет постепенно снижаться, а уровень нефтедобычи в стране будет поддерживаться за счет освоения новых месторождений на западе Китая и шельфовых зон. Однако для разработки месторождений в западной части страны, относящихся, в частности, к перспективному бассейну Тарим, который в 1997 г. обеспечил добычу 95 тыс. баррелей в сутки, что составило 3% от всех объемов добычи Китая, необходимы масштабные иностранные инвестиции.

Развитие морских месторождений, которое в последние годы стало центром притяжения иностранных инвестиций, осуществляется Китайской национальной морской нефтяной корпорацией CNOOC, которая к началу 1998 г. подписала 131 контракт общей стоимостью 6,4 млрд долларов с 67 нефтяными компаниями из 18 стран мира. Однако и здесь не обходится без специфических проблем. Дополнительные трудности создают многочисленные территориальные споры Китая с сопредельными государствами: Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Индонезией.

 В ходе визита в Китай российского премьера Михаила Касьянова Москва и Пекин стало известно, что, как минимум, на несколько месяцев откладывается реализация самого амбициозного российско-китайского проекта: строительства нефтепровода из Ангарска до Дацина.[2]

Планировалось, что по этой ветке из России в Китай с 2005 до 2030 года будет поставлено 700 млн. тонн нефти на сумму в 150 млрд. долларов. Однако, по заявлению Касьянова, "нам нужны еще три или четыре месяца, чтобы улучшить технический план и удовлетворить экологические требования".

Эксперты же считают, что Россия до сих пор сравнивает преимущества этого проекта с альтернативным предложением Японии о строительстве нефтепровода до Находки. Токио готов выделить для строительства этой ветки около 7,5 млрд. долларов.

Вместе с тем, во время встречи Россия подтвердила намерение снабжать Китай энергоносителями, заявив об увеличении поставок нефти в эту страну железнодорожным транспортом.

Ожидается, что по итогам этого года объем поставок российской нефти в Китай увеличится до 75 млн. тонн и составит почти 30% объема потребления этой страны.

Телеканал НТВ передает, что китайскому и российскому премьерам, по-видимому, все же удалось договориться по вопросу строительства нефтепровода, но взамен Россия хотела бы получить ряд крупных контрактов на поставку вооружений в Китай.

3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР

Форум Азиатско-тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества (АТЭС) - важный канал участия США в делах Азиатско-ти­хоокеанского региона. С момента своего формирования в ноябре 1989 г. организация АТЭС трансформировалась из неофициаль­ного союза 12 стран тихоокеанского пояса в крупную региональную организацию, кото­рая координирует и способствует развитию растущей взаимозависимости стран Азиат­ско-тихоокеанского региона в целях даль­нейшего экономического роста. Развитие АТЭС по-прежнему служит для США од­ним из основных средств углубления эконо­мического взаимодействия и расширения торговых и инвестиционных возможностей в Азиатско-тихоокеанском регионе.[3]

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Форум АТЭС был создан в ответ на рост взаимозависимости среди экономик стран Азиатско – Тихоокеанского региона. Она начиналась как неформальные встречи и обсуждения с ограниченным числом участников. В дальнейшем организация превратилась в ведущее средство достижения преимуществ открытой торговли и экономического сотрудничества. Ее целью является развитие стран этого региона и объединения их в сообщество. В этом регионе мира находятся самые сильные в, экономическом смысле, страны с высокими устойчивыми темпами роста экономик. Это развитие оказывает существенное влияние на всю мировую экономику: страны-члены производят более 55 % мирового ВНП и на их долю приходится более 46 % мировой торговли.

Несмотря на существенные различия в экономиках стран-членов, в Сеульской Декларации АТЭС провозглашены общие задачи организации:[4]

·        постоянный рост и развитие региона для достижения общей цели его жителей и увеличение вклада в рост и развитие мировой экономики;

·        увеличение позитивных завоеваний для целей региона и мира в целом, основанное на росте экономической взаимозависимости, что стимулирует перемещение товаров, услуг, капитала и технологий между странами;

·        развитие и усиление открытой многосторонней торговли в интересах региона и всех других стран;

·        снижение барьеров в торговле и услугах среди стран-членов в русле следования принципов ГАТТ, без вреда другим экономикам.

Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности.

Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2001 году выполнял Китай. В 2002 году - Мексика, в 2003 году-Таиланд, в 2004 году-Чили.

 С ростом взаимозависимости в регионе привлечение прямых инвестиций извне также стало важным аспектом. В АТЭС входят три главнейшие в мире участника движения капиталов: США, Японии и Китай, являющийся к тому же основной сферой приложения инвестиций. Почти половина их поступает в АТЭС из этих стран. Прямые иностранные инвестиции в регионе способствуют его быстрому экономическому росту.

Уже сейчас ясно, что различные страны АТЭС по-разному понимают некоторые аспекты будущности. Так, очевидно, что США, последовательно противостоящие предоставлению односторонних торговых уступок, будут стоять на принципе регионализма. Канадское правительство также выступает против распространения свободной торговли на нечленов организации. Однако азиатские члены АТЭС серьезно противостоят формированию региональной зоны торговли, которая устанавливала бы для них какие-либо ограничения.

На встрече в верхах в Осаке в 1995 году была предпринята попытка добиться компромисса между странами АТЭС по вопросам, связанным с процессом либерализации в области торговли, В ноябре 1996 года на встрече в Маниле лидеры стран выступили с четкими планами, именовавшимися "планами действий". Однако не была определена окончательная дата отмены пошлин. Отсутствовало единство и по вопросу снижения нетарифных барьеров. Только немногие страны приняли твердый график снижения своих внешних барьеров. США и Канада указали, что они пойдут на либерализацию торговли, если другие страны сделают соответствующие уступки, а "в плане действий" новое австралийское правительство подчеркнуло, что оно будет продолжать сокращать тарифы после 2000 года, если другие страны АТЭС выполнят свои собственные планы.

Форум АТЭС - важный канал участия США в делах Азиатско-ти­хоокеанского региона. Развитие АТЭС по-прежнему служит для США од­ним из основных средств углубления эконо­мического взаимодействия и расширения торговых и инвестиционных возможностей в АТР.  Поддержка АТЭС со стороны США отчасти также базируется на противодействии создания EAEC (East Asian Economic Caucus), инициатором создания которого выступил премьер – министр Малайзии Махасир.  EAEC рассматривался как сугубо Азиатский торговый блок, без внешних участников какими, например, являются США и Канада. 

4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития

В последние годы набирают силу  интеграционные процессы в Вос­точной   Азии.    На    протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех ази­атских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Ма­лайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В пла­нах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участ­ниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.[5]

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство региона.[6]

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рам­ках его рабочих органов определяются региональные правила ве­дения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, про­водятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в ре­гионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных до­ходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на осо­бые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особен­ностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следую­щие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опе­редило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС ос­новывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с сущест­венно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникаль­ная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной между­народной структурой интеграционного типа, куда входит эта дер­жава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благопри­ятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегио­нальные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоо­кеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интегра­ции, например по степени либерализации внешней торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс посте­пенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекциониз­ма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограниче­ний. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне сво­бодной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рам­ках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.[7]

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация ин­вестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет проис­ходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вари­ант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем тор­говли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и груп­пах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процес­сов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономичес­кая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономи­ческая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либе­рализации мировой торговли и может ограничить рамки интегра­ционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР спо­собствовал формированию общего мнения о том, что центр миро­вого экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населе­ния мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соот­ветственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта тех­нологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весь­ма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).

Высокие темпы эко­номического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Список  литературы

1.     Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. - М., Юристъ, 2001.

2.     Калашников Н.И. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой экономике и политике. - М.: Мысль, 2002.

3.     Международные экономические отношения. /  Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Логос, 2002.

4.     Гребенщиков Э. Тихоокеанская региональная интеграция // МЭ и МО, 2003 - № 1.

5.     Костин А. Экономический рост стран Восточной Азии и интеграция // МЭ и МО, 2002 - № 3.

6.     Мальцева О., Семенов Е. Экономическая интеграция в азиатско-тихоокеанском регионе // МЭ и МО, 2003 -  № 9.

7.     Смит Локвуд. Грядет вступление России в АТЭС // Межд. Жизнь,2001 - № 6.

8.     http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3136000/3136014.stm

Приложения

Приложение 1

Импорт нефти и нефтепродуктов в Китай в январе-ноябре 2001 г. (тыс. баррелей в сутки)

В с е г о

989

В том числе:

 

нефть

567

нефтепродукты,

422

включая:

 

дизтопливо

68

мазут

259

И с т о ч н и к: Petroleum Argus Ltd.

Приложение 2

Основные показатели работы CNPC и Sinopec

по итогам 2001 г.

Компания

Доходы, млн. долларов

Добыча, тыс. баррелей в сутки

CNPC

481

2150

Sinopec

409

710

И с т о ч н и к: Petroleum Argus Ltd.


[1] Калашников Н.И. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой экономике и политике. - М.: Мысль, 2002.  – с 21

[2] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3136000/3136014.stm

[3] Калашников Н.И. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой экономике и политике. - М.: Мысль, 2002.  – с 45

[4] Международные экономические отношения. /  Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Логос, 2002.  – с 77.

[5] Мальцева О., Семенов Е. Экономическая интеграция в азиатско-тихоокеанском регионе // МЭ и МО, 2003 -  № 9.  – с 19

[6] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. - М., Юристъ, 2001.  – с 145

[7] Костин А. Экономический рост стран Восточной Азии и интеграция // МЭ и МО, 2002 - № 3.  – с 17