Содержание
1. Теоретическая часть. 3
Охрана труда молодежи, женщин, инвалидов. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. 3
1.1. Охрана труда молодежи и инвалидов. 3
1.2. Охрана труда женщин. 6
1.4. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. 10
2. Ситуационная часть. 21
3. Практическая часть: задача. 22
Список литературы.. 23
1. Теоретическая часть
Охрана труда молодежи, женщин, инвалидов. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
1.1. Охрана труда молодежи и инвалидов
Особая охрана труда молодежи - это система специальных норм (в дополнение к общим), предоставляющих молодежи (особенно подросткам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудится и сочетать работу на производстве с продолжением образования.
Содержание особой охраны труда молодежи включает следующие специальные правовые мероприятия[3,с . 19].
1. Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда на подземных работах и на работах, которые могут причинить вред их профессиональному развитию (ст. 265 ТК и ст. 10 Основ об охране труда). Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Этот медицински обоснованный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. 163 (СЗ РФ. 2000. 10. Ст. 113).
Помимо работ, указанных в списке, несовершеннолетние (до 18 лет) не привлекаются также к работам вахтовым методом, работам, связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности и о работе по совместительству. 2. Не допускается прием на работу лиц, моложе 16 лет. Допускается прием 14-летних учащихся школ и ПТУ, но с согласия одного из родителей (лиц, их заменяющих) для работы в свободное от учебы время. 3. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем лица до достижения 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. 266 ТК). 4. Несовершеннолетние (до 18 лет) работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условии труда имеют трудовые льготы (ст. 174 КЗоТ).
5. Для несовершеннолетних работников ограничен вес переноски и передвижения тяжестей на работе: предельная норма - 3 кг для юношей 14 и 15 лег, 4 кг - 16, 17 лет, а для девушек - на 1 кг меньше, если перенос постоянно в течение смены, а если в течение не более 1/3 рабочей смены, то нормы увеличиваются более чем в 2 раза соответственно, но они ниже прежних. Подростки до 18 лет не должны выполнять работы только по переносу и передвижению тяжестей. Предельные указанные нормы установлены постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1999. 7).
6. Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенное рабочее время с оплатой как за полное, облегченный режим труда; запрещается привлекать лиц до 18 лет на ночные, сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные нерабочие дни, а также к командировкам (ст. 268 ТК), кроме творческих работников театров и др.
7. Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки уменьшаются пропорционально сокращенной продолжительности их рабочего времени (ст. 270 ТК).
8. Для несовершеннолетних установлен удлиненный 31 календарных дней очередной отпуск, предоставляемый в летнее время или (по их желанию) в любое время года (ст. 267 ТК).
9. Для предприятий, учреждений, организаций установлена бронь (квота) приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве; отказ в приеме направленным по брони (квоте) запрещается и может быть обжалован в судебном порядке.
10. Ограничено увольнение работников моложе 18 лет по инициативе администрации, о чем было сказано в теме "Трудовой договор". Российское трудовое законодательство предусматривает облегченные условия труда и для лиц с пониженной трудоспособностью по состоянию здоровья (инвалидам) или по возрасту (пенсионерам). Так, работодателям рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров по возрасту и лиц с пониженной трудоспособностью в форме посильного для них труда, надомного труда, особенно для тех, кто плохо ходит, а также использовать активнее их труд с неполным рабочим временем. Где возможно, организуются специальные цеха, участки и даже специализированные предприятия, например для слепых, глухих. Для предприятий устанавливается квота приема инвалидов на работу. Прием инвалида, направленного в счет квоты, обязателен, иначе работодатель будет выплачивать фонду занятости определенные суммы. Для инвалидов I и II группы установлено сокращенное рабочее время в 35 часов в неделю. Их нельзя привлекать к ночным, сверхурочным работам, к работам в выходные дня без их на то согласия и если МСЭК не запрещены эти работы. Глава 41 Проекта ТК, названная "Особенности регулирования труда работников моложе восемнадцати лет", в основном перечисляет имеющиеся ныне у несовершеннолетних работников трудовые льготы, кроме обязанности работодателя доплачивать им за сокращенное рабочее время. Статья 271 Кодекса предусматривает, что работодатель может (а не обязан, как было по КЗоТ) производить им доплаты за счет собственных средств за сокращенное время. Что же касается инвалидов, то ТК никаких особенностей регулирования их труда не устанавливает[5,с . 16].
Таким образом, Трудовой кодекс не улучшил против КЗоТ, а несколько ухудшил не только положение работающих родителей, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, но и несовершеннолетних работников и работников-инвалидов, лиц с пониженной трудоспособностью, лишив их ранее имевшихся трудовых льгот.
1.2. Охрана труда женщин
Особая охрана труда женщин - устанавливаемая специальными нормами (в дополнение к общим нормам охраны труда) система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери (будущей матери) и ее потомства.
Создание особой охраны труда женщин - важнейшая социальная проблема для всех стран. Ряд международных конвенций МОТ предусматривает ее создание в каждой стране. Особая охрана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства, семьи, находящейся согласно ст. 38 Конституции РФ под защитой государства.
Содержание особой охраны труда женщин включает следующие меры[3,с . 176].
1. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или по санитарно-бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК). Перечень таких запрещенных для женщин работ медицински обоснован и включает более 500 видов различных работ. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. 162 (СЗ РФ. 2000. 10. Ст. 1130). Кодекс предусматривает, что такой перечень утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Запрещается обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителями грузовых автомашин, а также привлечение женщин детородного возраста (до 35 лет) к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве, связанных с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств (ст. 2.1 и 2.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" // Ведомости РСФСР. 1990. 24. Ст. 287).
3. Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей на работе, превышающих установленные для них предельные нормы. Так, постановлением Правительства РФ от б февраля 1993 г. 105 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. 4. С. 40-41) установлена для всех производств России предельная норма подъема и перемещения женщиной тяжестей, включая тару и упаковку - не более 10 кг (до 2 раз в час), а при постоянном подъеме и перемещении - до 7 кг.
Повышенная особая охрана труда женщин при активном материнстве (беременности, рождении и уходе за малолетними детьми) включает следующие правовые меры.
1. Беременным женщинам запрещаются ночные, сверхурочные работы, работы в выходные, нерабочие праздничные дни и командировки (ст. 259 ТК). Если женщина отказывается от запрещенных для нее работ, то это не может квалифицироваться как нарушение трудовой дисциплины. Привлечение к ночному труду, сверхурочным работам, работам в выходные, нерабочие праздничные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (детей-инвалидов до 16 лет), возможно только с их согласия и при условии, что это ей не запрещено медицинскими рекомендациями. И если женщина отказывается от сверхурочной работы или командировки, то такой отказ не является нарушением трудовой дисциплины. Данные льготы распространяются и на отцов, опекунов и попечителей, воспитывающих ребенка без матери.
2. Беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, не должны привлекаться и к дежурствам на производстве после окончания рабочего дня в выходные и праздничные дни (постановление ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. // Бюллетень ВЦСПС, 1954, 8).
3. Беременным женщинам по медицинским показаниям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой работы она подлежит освобождению от работы с сохранение среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя. В сельской местности запрещено использовать труд беременных женщин с момента установления беременности в растениеводстве и животноводстве. Они должны быть переведены на другую работу или освобождены от работы с сохранением среднего заработка. Беременным и кормящим матерям сельхозпроизводства должны бесплатно выдавать продукты питания, производимые данным хозяйством, по нормам, устанавливаемым трудовым коллективом. Средний заработок при переводе беременной женщины или имеющей ребенка до 1,5 лет исчисляется за последние шесть месяцев. 4. Женщины, имеющие детей до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, предоставляются помимо общих перерывов дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух детей такого возраста - перерыв не менее часа. Эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Сроки и порядок их предоставления устанавливает администрация по согласованию с профкомом с учетом пожеланий матери. Средний заработок здесь определяется за два последних месяца.
5. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за инвалидами с детства до 18 лет и ребенком-инвалидом предоставляется по письменному его заявлению четыре дополнительных выходных дня в месяц с оплатой дневного заработка за счет средств социального страхования.
Женщинам, трудящимся в сельской местности, по их желанию предоставляется один дополнительный выходной в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262 ТК).
Таким образом, законодатель учитывает и социальную материнскую (родительскую) роль по воспитанию малолетних детей, и работу женщин в сельской местности, а также на Крайнем Севере, т. е. появились новые основания дифференциации правового регулирования труда женщин, которые первые два КЗоТа (1918 и 1922 гг.) не содержали.
Лицам с семейными обязанностями по коллективным договорам могут предоставляться и другие льготы сверх установленных трудовым законодательством. Коллективными договорами, соглашениями могут предусматриваться и другие повышенные специальные меры по охране труда женщин. О гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет (одинокой матери - до 14 лет), было сказано в теме о трудовом договоре.
Вес гарантии и льготы, предоставляемые женщине по материнству, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
В ТК специальные нормы о труде женщин, большинство из которых относятся к институту охраны труда, содержится в разделе 12 главы 39. Здесь в основном сохранены трудовые льготы для беременных. Для матерей же, имеющих маленьких детей, они значительно снижены. Так, снят запрет увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет. Следовательно, эта категория слабо защищенных матерей и отцов лишается существенной гарантии, которые они имели ранее по ст. 170 КЗоТ РФ.
Эта же категория матерей и отцов лишается ТК и всех имевшихся у них гарантий по режиму рабочего времени в соответствии со ст. 162 и 163 КЗоТ РФ. Так, ст. 257 ТК предусматривает, что их можно посылать в командировки, привлекать к сверхурочной, ночной работе, к pa6oтe в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия. Это значительно ухудшает по сравнению с КЗоТ положение родителей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, что нельзя одобрить.
1.4. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Требования охраны труда и обеспечение их соблюдения Понятие требований охраны труда определено законодательством. Государственные нормативные требования охраны труда (требования охраны труда) - это нормы, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации об охране труда, которыми устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами (работодателями, работниками, состоящими в трудовых отношениях, членами кооперативов, участвующими в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и др.) при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (п.п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятого 17 июля 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 29. Ст. 3702.)
Требования охраны труда обязательны также и для лиц, выполняющих работы в организации или у индивидуального предпринимателя по гражданско-правовому договору.
Закрепление государственных требований охраны труда в федеральных законах имеет мест обычно в тех случаях. когда возникает необходимость обеспечения безопасности работников и населения в целом от вредного воздействия факторов техногенного характера или среды обитания (в том числе производственной среды): ионизирующих излучений; используемых, транспортируемых или уничтожаемых опасных веществ, материалов и оборудования; воздушной среды рабочей зоны, шума, вибрации и др. Так, Федеральным законом от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" установлены допустимые пределы доз облучения для работников в результате использования источников ионизирующего излучения (средняя годовая эффективная доза или эффективная доза за период трудовой деятельности) и предусмотрены общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения. (См. ст. ст. 9 и 14 названного закона - СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 141)
Многие требования промышленной безопасности. направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности организаций. эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, и тем самым на защиту жизни и здоровья занятых на таких объектах работников и проживающего вблизи них населения, закреплены в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". (СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3588. )
Ряд требований охраны труда закреплен в законах в виде норм-запретов. Например, запрещение применения труда женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, и запрещение привлечения их к переноске тяжестей, превышающих установленных для них нормы (ст. ст. 160 и 175 КЗоТ), а также запрещение привлечения беременных женщин и лиц моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам (ст. ст. 48 и 54 КЗоТ).
Чаще всего требования охраны труда закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, которые должны соблюдаться федеральными органами власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда с указанием органов, утверждающих указанные нормативные правовые акты, установлен Правительством Российской Федерации. (См. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. "О государственных нормативных актах по охране труда в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1994, № 17. Ст. 1998.) К числу таких актов отнесены правила и инструкции по охране труда, государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), правила безопасности, санитарные правила и др. Минтруд России осуществляет учет и систематизацию межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и формирует банк данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями всех форм собственности при разработке актов по охране труда соответственно на уровне субъектов Российской Федерации и организаций.
Обязанность исполнения требований охраны труда, возложенная на работодателя, осуществляется, как правило, должностными лицами организации. К таким лицам относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители организаций, их заместители, главные специалисты организаций. их заместители, а также руководители структурных подразделений организаций (цехов, отделов и т.д.) и их заместители. За нарушение должностными лицами требований охраны труда законодательством установлена ответственность. (Ответственность за нарушение требований охраны труда, установленная законодательством для работников, не являющихся должностными лицами, в статье не рассматривается.)
Привлечение должностных лиц к ответственности осуществляется, соответственно, руководителями организаций; должностными лицами органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и законодательства об охране труда; правоохранительными органами в порядке. предусмотренном законодательством.
Давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности; вносить обязательные представления работодателям об освобождении от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ; давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы лиц, не прошедших проверки знаний требований безопасности и т.д. вправе уполномоченные должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и органов общественного контроля за охраной труда.
Органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда должностными лицами организаций всех форм собственности, является федеральная инспекция труда и другие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий (ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации). К другим федеральным органам исполнительной власти, которым наряду с Федеральной инспекцией труда предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в установленных сферах ведения, относятся федеральные надзоры (Госгортехнадзор России и Атомнадзор России), санитарно-эпидемиологическая служба России и иные органы (ст. 244-247 1 КЗоТ). Причем, названные выше органы государственного надзора и контроля контролируют соблюдение не только тех требований, которые закреплены в законах и других нормативных правовых актах Российской Федерации, но также соблюдение требований охраны труда, содержащихся в законах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Выдаваемые названными органами надзора и контроля обязательные для исполнения работодателями предписания (представления, указания) о принятии мер воздействия к нарушителям требований охраны труда не являются мерами ответственности, применяемыми этими органами. Однако вместе с другими мерами, которые вправе применять названные органы (давать предписания об устранении выявленных нарушений охраны труда, о приостановке работ, выполняемых с нарушением требований охраны труда, о выводе людей с рабочих мест, когда возникает угроза их жизни, и др.) органы надзора и контроля способствуют предупреждению возникновения аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и других неблагоприятных последствий, которые могут иметь место в результате несоблюдения требований охраны труда, а также пресечению нарушений требований охраны труда[3,с .177].
Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда наделены также правом решать вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении правил охраны труда, к административной ответственности либо о передаче материалов в правоохранительные органы на предмет привлечения указанных должностных лиц к уголовной ответственности. (Правом давать руководителям организаций предписания наделены также органы, входящие в систему Минтопэнерго России и осуществляющие государственный энергетический надзор (ст. 246 КЗоТ). Однако, в связи с тем, что эти органы не вправе привлекать к административной ответственности, их деятельность в работе не освещается. Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 12 августа 1998 г. - СЗ РФ, 1998, № 33, ст. 4037.)
Так, в случаях, когда при осуществлении от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующего законодательства органы прокуратуры выявляют, что нарушение требований охраны труда имеет характер административного правонарушения, они возбуждают производство об административном правонарушении или незамедлительно передают сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
При наличии оснований полагать, что нарушение требований охраны труда имеет характер преступления. прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица. его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. (См. ст. ст. 22 и 27 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями - СЗ РФ, 1995, № 47. Ст. 4472; 1999, № 7, ст. 878; 1999, № 47. Ст. 5620; 2000, № 2, ст. 140.) Правом на обращение в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда наделены также органы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов в области охраны труда. Такой контроль осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации") (См. также ст. 19 Закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. "о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" - СЗ РФ, 1996, № 3. Ст. 148.) Согласно ст. 24 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 249 КЗоТ должностные лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке установленном законодательством.
Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Соблюдение требований охраны труда является одной из основных трудовых обязанностей должностных лиц (ст. 129 КЗоТ). Эти обязанности конкретизируются в правилах внутреннего трудового распорядка организации с учетом конкретных условий труда. Кроме того, обязанности руководителей различных уровней определяются квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также должностными инструкциями и положениями. Несоблюдение этих обязанностей является нарушением дисциплины труда, за что виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 135 КЗоТ).
Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении действий. не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда).
Наиболее распространенными нарушениями должностными лицами правил охраны труда является допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты. Привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными труда, к ночным и сверхурочным работам) и др.
Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы (ст. 135 КЗоТ). Причем, увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 3 ст. 33 КЗоТ), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 1 ст. 254 КЗоТ). Обязанности должностных лиц по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства.
Например, на руководителей и должностных лиц организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии в целях обеспечения безопасности ядерных объектов и защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды Уставом о дисциплине (См. Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. - СЗ РФ, 1998, № 29, ст. 3557.) Возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением установленных правил, норм и инструкций; обеспечивать безопасное для работников организации и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение; обеспечивать неукоснительное соблюдение выполнения законодательства об охране труда и т.д. За совершение дисциплинарного проступка к должностным лицам организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии помимо предусмотренных законодательством о труде могут применяться и другие виды дисциплинарных взысканий. включая увольнение за однократное нарушение законодательства в области использования атомной энергии - приемку в эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения без реализации мер по обеспечению защиты работников и командированных работников указанных объектов использования атомной энергии, населения прилегающих районов и охраны окружающей среды; направление должностным лицом работников объектов использования атомной энергии в радиационно опасные зоны с возможным повышением основных дозовых пределов и допустимых уровней радиационного воздействия без согласия указанных работников и без их информирования о возможных уровнях облучения, а также с нарушением предусмотренные для этих условий норм, правил и инструкций и за другие нарушения (Перечень таких нарушений приведен в ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" - СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4552.)
Перечни должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания по уставам о дисциплине и порядок обжалования этих взысканий закрепляются в таких уставах[2,с . 123].
Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. другие должностные лица обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др[3,с . 188].
Согласно ст. 136 КЗоТ до применения к должностному лицу взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении шести месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана, в суд.
Материальная ответственность
Материальная ответственность должностных лиц за нарушение требований охраны труда наступает в тех случаях, когда они не приняли мер по предупреждению нарушения правил охраны либо дали указание, противоречащее этим правилам или, взяв на себя руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил, и в результате организации причинен материальный ущерб (разрушено помещение, повреждено оборудование, уничтожена готовая продукция и др.)[1, с. 132].
В соответствии со ст. 118 КЗоТ на работников, причинивших при исполнении трудовых обязанностей ущерб организации, возлагается материальная ответственность при условии, если ущерб причинен по их вине. Правда, эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Вина возможна в форме умысла, что в трудовых отношениях бывает весьма редко, и неосторожности. Кроме того, между действиями работника и наступившим ущербом должна быть причинная связь.
Пределы материальной ответственности установлены ст. 119 КЗоТ, согласно которой за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, виновный работник несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.
Материальная ответственность свыше среднего месячного заработка допускается лишь в случаях, указанных в законодальстве (См. с. 13) Взыскание ущерба, причиненного должностными лицами организации в результате нарушения требований охраны труда, производится в общем порядке. Согласно ч. 1 ст. 122 КЗоТ возмещение ущерба указанными лицами в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (руководителя организации) путем удержания из заработной платы должностного лица. Распоряжение работодателя (руководителя организации должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этим соответствующему должностному лицу. Если он не согласен с вычетом или его размером, то трудовой спор по его заявлению рассматривается комиссией по трудовым спорам и судом (когда в суд обжалуется решение комиссии по трудовым спорам).
2. Ситуационная часть
Автобус, на котором рабочие возвращались по домам после работы, попал в аварию. Какую ответственность несет предприятие за пострадавших в аварии?
При повреждении здоровья или гибели работника во время исполнения служебных обязанностей в результате производственной аварии или профессиональной болезни предприятия, организации несут материальную ответственность перед потерпевшими.
Предприятия и организации, виновные в производственной аварии или профессиональной болезни, обязаны выплачивать работникам, здоровье которых повреждено в результате производственной аварии или профессиональной болезни, а также лицам, находящимся на содержании работника, погибшего по этой причине, и членам его семьи в установленном законодательством порядке за понесенный ущерб единовременные, месячные выплаты, а также оплатить дополнительные расходы, связанные с несчастным случаем.
Порядок, условия и размеры единовременных, месячных выплат и возмещения дополнительных расходов работникам, здоровье которых повреждено в результате производственной аварии или профессиональной болезни, или членам семьи работника, погибшего по этой причине, устанавливается правилами, утверждаемыми Кабинетом министров.
Размер единовременной выплаты должен быть не менее среднегодового заработка работника.
Размеры месячных выплат за ущерб и дополнительных расходов потерпевших в результате производственной аварии или профессиональной болезни, подлежат индексированию в установленном законодательством порядке.
3. Практическая часть: задача
На предприятии, где среднесписочная численность составила 1000 чел., количество общих и профессиональных заболеваний составило 120 случаев, в связи с чем потеряно 3700 рабочих дней. Рассчитать среднее число работников, требующихся на замену заболевшим, если фонд рабочего времени – 228 дней на одного работника.
РЕШЕНИЕ
1. Общее количество рабочих дней в году на всех работников:
228* 1000 = 228000 (раб. дн.)
2. Количество работников на которое приходится 3700 раб. дней потреь:
3700 * 1000 : 228000 = 16 (чел.)
ОТВЕТ
На замену требуется 16 человек.
Список литературы
1) Безопасность жизнедеятельности: Учеб./ Э.А.Арустамов, А.Е.Волощенко, Г.В. Гуськов и др.-2-е изд., перераб., доп.- М.:Дашков и К,2000.-677 с.
2) Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб.пособ./ Г.Ф. Денисенко.-М.:Высш.шк.,1985.-319 с.: ил.
3) Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 1999 года №181- ФЗ//Консультант плюс. Версия Проф.
4) Орлов Г.Г. Охрана труда в строительстве : Учеб./ Г.Г. Орлов.-М.: Высш.шк.,1984.-343с.: ил.
5) Пчелинцев В.А. Охрана труда в строительстве: Учеб./В.А.Пчелинцев, Д.В. Коптев, Г.Г.Орлов.-М.: Высш.шк.,1991.-272 с.: ил.