Деловые организации
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Теоретические и методологические аспекты типов организаций, особенности деловых организаций....................................................................................... 4
1.1. Сущность организации и типы организации.................................................................... 4
1.2. Современная типология организаций................................................................................. 7
1.3. Методология управления сферами деятельности деловой организации................... 17
2. Характеристика организации на примере ПГ "Метран"..................... 23
2.1. Сфера деятельности............................................................................................................ 23
2.2. Виды деятельности............................................................................................................. 24
Заключение...................................................................................................... 26
Список использованной литературы........................................................... 28
Введение
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, – экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. В связи с этим, актуальным является рассмотрение темы данной работы.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой[1].
Предметом исследования является типы организаций.
Объект исследования – ЗАО «Промышленная группа «Метран»».
Цель работы: описать деловую организацию.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность организации и обозначить типы организации;
2. привести современную и терминологию организаций;
3. описать методологию управления сферами деятельности деловой организации;
4. привести краткую характеристику предприятия.
1. Теоретические и методологические аспекты типов организаций, особенности деловых организаций
1.1. Сущность организации и типы организации
Рыночная организация хозяйства формируется объективно под действием многих экономических законов. К их числу относятся, прежде всего, такие, как закон ограниченности ресурсов хозяйственной деятельности, закон общественного разделения труда и специализации трудовых функций по отраслям экономики, закон обмена результатами труда по ценам рынка. Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель) системы хозяйствования, ее организацию. Рыночную организацию хозяйства никто не создавал, она возникла объективно, т.е. независимо от того нравится ли она отдельным людям или нет.
Экономика, хозяйство, рынок – это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Потребности людей в разнообразных благах растут и изменяются, обгоняя ресурсные возможности их производства даже с применением самых современных технологий. Совместить эти факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ.
Организационная деятельность – создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами системы. Данная функция осуществляется объектами и субъектами, относится к управлению управлением. Объекты и субъекты определяются по их отношению к управленческим воздействиям.
Субъект – это источник управленческого воздействия.
Объект – приемник и исполнитель управленческого воздействия.
Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин «организация» происходит от латинского organizo – сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур[2].
Организация как процесс – это проектирование организационных процессов; закономерности организационных процессов; организационная культура, традиции организационных процессов.
Организация как явление: правовые нормы; социальная культура организаций; субъекты организационной деятельности, т.е. элементы организаций.
Обычно рассматривают четыре формы организации:
- юридическое лицо – (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать, расчетный счет в банке), например, ООО, АО;
- неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций):
- неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без организации юридического лица);
- неформальная организация граждан.
Все формы организаций имеют следующие общие черты: наличие, по крайней мере, одного человека; наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация); преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).
Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам: нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования; возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.
Организации могут быть: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и внебюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по: отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.); самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые); по величине (по численности членов организации).
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Правительственные организации, статус которым дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)
Неправительственные организации – все другие организации, которые не имеют статуса правительственных.
Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.
Некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами).
Бюджетные организации – это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа Они освобождаются от многих налогов, в том числе НДС.
Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.
Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).
Хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде.
Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т.д.), которые выступают как юридические или неюридические лица.
Неформальные организации – это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам[3].
1.2. Современная типология организаций
Новый Гражданский кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в условия их функционирования. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой, приведенной на рисунке 1.
Рисунок 1. Типология организаций.
Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рисунок 1.2). В таблице 1.1 приведены названия вновь введенных и упраздняемых форм построения организаций.
Рисунок 2. Виды выпускаемой продукции.
К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.; неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.
Таблица 1. – Введенные и упраздняемые формы организаций
Введенные формы |
Упраздняемые формы |
Полное товарищество как юридическое лицо Товарищество на вере Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Дочерние и зависимые общества Производственные кооперативы |
Полное товарищество как неюридическое лицо Смешанное товарищество Товарищество с ограниченной ответственностью Индивидуальное (семейное) частное предприятие |
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую, смешанные формы собственности.
Примером хозяйственной организации со смешанной формой собственности являются акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам – юридическим и физическим.
Хозяйственные организации разделяются на 4 группы: микро, малые, средние, крупные.
Критериями такого разделения могут служить: численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции, доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям: доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые от дочерних.); значение среднесписочной численности работников не должно превышать (без совместителей и договорников) следующих пределов (табл. 2).
Таблица 2. – Ограничение среднесписочного числа работников
Сфера деятельности малого предприятия |
Предельные значения среднесписочной численности работников |
Промышленность, строительство, транспорт |
100 |
Сельское хозяйство, инновационная деятельность |
60 |
Наука и научное обслуживание, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание |
30 |
Оптовая торговля, остальные отрасли и другие виды деятельности |
50 |
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у малых предприятий, относят к микроорганизациям, например аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек.
Крупные предприятия – определяют экономическую и техническую мощь страны. В целях сомосохранения тяготеют к интеграции в международном масштабе. В результате чего теряют национальную привязку и могут действовать в ущерб национальным экономическим интересам.
Помимо общественно-правовых аспектов, отношения к собственности и величины персонала хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
- по времени действия: срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация); бессрочные.
- по сезону активного действия: летние, зимние и т. д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
- по масштабу производства: единичное производство; серийное производство; массовое производство;
- по специализации производства: специализированное производство; универсальное производство;
- по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное производство; многономенклатурное производство;
Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются следующие формы хозяйственных организаций (рис. 1): коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников.
Хозяйственные товарищества могут создаваться и в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом.
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг.
Полное товарищество (ПТ) – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.
Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерное общество (АО) – это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащих им акции без согласования других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
ООО, ЗАО, и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры – в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.
Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или и участии и объединении их имущественных паевых взносов.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Потребительский кооператив (ПК) – это объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Учредительным документом является его устав.
Фонд – это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.
Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения предприятий.
Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, учрежденные либо группой коммерческих лиц, либо группой некоммерческих организаций для координации и защиты своих имущественных и других интересов. Члены объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Организационные формы классифицируются по двум типам: единоличные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителя не более одного юридического лица; объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации.
Ассоциация – объединение организаций по технологическому признаку.
Банки: банк-эмитент – банк, выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, расчетно-платежные документы; банки-корреспонденты, выполняющие на основе корреспондентских договоров поручения другим банкам по платежам и расчетам через специальные открытые счета; ипотечный банк – банк, выдающий долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающий закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.
Биржа – государственная или частная организация, предоставляющая помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Биржа организует оптовую торговлю массовыми товарами (товарная биржа), или систематические операции по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
Джоббер – фирма, скупающая отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.
Картель – долговременное долговое объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности.
Консорциум – долговременное договорное объединение ряда однородных организаций. Особенностью консорциума является то, что он выступает как единое целое с другими партнерами, при этом каждая его организация в отдельности не теряет своей фирменной независимости, управления и характера деятельности.
Концерн – долговременное долгосрочное долговое объединение ряда организаций транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств и других для формирования системной технологической цепи: производство – сбыт – производство –сбыт. Руководящим органом выступает обычно самая организация этой системы. Каждая входящая организация сохраняет свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность, при решении своих задач, не связанных с деятельностью концерна.
Корпорация – аналог акционерного общества.
Синдикат – объединение предприятий, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой независимости. Объединение организаций осуществляется на договорной основе. Это вид картеля, который практически реализует для своих организаций благоприятную среду бизнеса. В рамках синдиката создаются структуры, которым организации-участники делегируют часть своих функций. При этом организации-участники по делегированным функциям теряют свою самостоятельность.
Трест – долговременное договорное объединение ряда организаций, при котором входящие в него организации теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность. Трест может объединить как однородные, так и разнородные организации.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – объединение типа концерна, взятое под опеку государством на определенный срок, чтобы создать мощную базу для удовлетворения стратегических потребностей общества.
Холдинг-компания (ХК) – акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и банковских фирм с целью осуществления контроля над их операциями.
1.3. Методология управления сферами деятельности деловой организации
Деловые организации (фирмы, предприятия) функционируют под воздействием внешней и внутренней среды, т.е. государственных органов, общественных организаций, национальной политики, партнеров, потребителей и персонала самой организации. Это предполагает необходимость учета в управленческой деятельности одновременно все их интересов и требований.
Методология менеджмента – это логическое построение организации, принципы, методы и средства эффективной управленческой деятельности, ее развитии.
Многочисленность и разнообразие сфер управленческой деятельности деловых организаций требует тщательной системной их взаимоувязки и обеспечения целенаправленности их осуществления, исходя из стратегических и текущих задач. Это означает, что реализация всей совокупности конкретных функций должна базироваться на системной методологии. Технической базой осуществления управленческой работы на таком качественно высоком уровне являются автоматизированные системы управления, опирающиеся на современные компьютерные технологии с использованием систем персональных ЭВМ.
Основой формирования эффективной методологии управления многочисленными сферами деятельности является создание системы менеджмента, аккумулирующей современные знания и мировой опыт осуществления этой сложной интеллектуальной и высокоответственной работы. Первостепенной важности задачей при этом должна быть выработка философии и концепции управления, миссии деловой организации, ее стратегии, целей, принципов и остальных элементов, присущих системам такого рода. Это обусловлено тем, что успех организации может быть обеспечен только в том случае, если эти важнейшие концептуальные положения как установки станут правилами поведения всего персонала. Содержание этих документов для работников деловых организаций должно иметь значение, аналогичное значимости конституции государства для граждан страны. Классики научного менеджмента по этому поводу указывали, что правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гениев. В современной, несравненно более сложной экономической жизни этот закон эффективной деятельности приобретает особое значение.
Использование в менеджменте новейших знаний и мирового опыта означает, что деловые организации обладают «сильной» управленческой культурой. Овладение ею является первейшей обязанностью менеджеров всех уровней, особенно занимающих руководящие должности. «Сильная» культура менеджмента означает, что менеджеры, обладая соответствующими знаниями и высокопрофессиональным опытом, на основе тщательного анализа внешней и внутренней среды организации оперативно формируют алгоритмы реализации конкретных мероприятий в виде управленческих концепций, программ, проектов, направлений и стратегий текущей и перспективной деятельности, разрабатывают и осуществляют рациональные технологии менеджмента. Таким образом, социально ориентированная культура менеджмента деловых организаций носит интегральный характер, синтезирующий рынок, социальную защиту, аналитический подход и информационно-государственное регулирование деятельности.
Философия менеджмента базируется на признании рынка как средства обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Экономическая деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать.
В то же время посредством перераспределения национального богатства через систему налогообложения должна обеспечиваться достойная жизнь пенсионерам, инвалидам и другим социальномалоактивным слоям общества. Поэтому деятельность организаций должна быть направлена на решение этой задачи на основе постоянного увеличения прибыли и уплачиваемых в государственный бюджет налогов, создания на предприятиях условий для высокого качества трудовой жизни и обеспечения благополучия сотрудников после ухода на пенсию.
Философия менеджмента организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций.
Важным моментом философии менеджмента является создание условий для саморазвития и творческого самосовершенствования работника, самореализации его способностей.
Успешная деятельность деловой организации во многом зависит от правильного выбора миссии, под которой обычно понимается ее предназначение или социальная роль в обществе. В миссии должны воплощаться интересы социальных слоев и групп населения, удовлетворение их конкретных потребностей. В то же время миссия определяется с таким расчетом, чтобы производить или оказывать услуги в той сфере, где это можно делать наиболее профессионально, компетентно, качественно и конкурентоспособно.
Концепция управления должна исходить из признания руководителями факта, что успех деятельности в большей мере зависит от активной роли рядовых работников, чем от них самих. Этот подход предполагает систему коллективного управления децентрализованным процессом выработки и реализации решений, выявления лучших черт персонала и развития его способностей. При этом руководители должны быть готовы к тому, чтобы доверить подчиненным часть своих функций и полномочий, а также к реализации рациональных предложений рабочих и служащих; рассматривать работу как совместную их деятельность, признавать заслуги коллектива; сознавать, что каждый может иметь полезные идеи, и при их анализе будут найдены оптимальные решения. Кроме того, руководство обязано формировать мировоззрение персонала в духе преданности своей организации и относиться к задаче создания эффективной системы корпоративного управления как к долгосрочной программе (ориентировочно до 10 лет). и не рассчитывать на быстрые результаты.
Особой чертой методологии эффективного менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает усиленная ориентация фирм на умелое управление человеческими ресурсами. Приоритетной задачей является привлечение отличных работников и способность их удержать, ориентируясь при этом на мотивацию к труду в большей мере, чем на контроль за их деятельностью, создание предпосылок для свободы, творчества и предприимчивости. Профессионалы, обладающие творческим складом ума, стратегическим типом мышления, умением аккумулировать энергию многих, склонностью к инновациям, потребностью развивать свой потенциал, способности и возможности, готовностью к действиям в кризисных ситуациях, рассматриваются в качестве актива фирм. Поэтому большая роль должна отводиться и принадлежать «персоналоведам», а управление персоналом в этих условиях становится стратегически существенной функциональной подсистемой менеджмента.
Важное место в методологии эффективного управления деловыми организациями отводится стратегии менеджмента, т.е. выработке модели долгосрочного функционирования. Целью создания этой модели служит обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ фирме. Она разрабатывается на основе учета всей совокупности внешних и внутренних условий, влияющих на деятельность, базируется модель на маркетинговых исследованиях, учете реальных внутренних возможностей фирмы. Существенным при этом является систематическая сверка стратегии с реальными условиями деятельности, которые могут быть преградой стратегическому мышлению, и корректировке текущих действий в соответствии со складывающейся в реальной экономике ситуацией. При этом приоритетом становится не экономический рост (хотя это, безусловно, важно), а качество жизни персонала фирмы, а значит, и экономически активного населения страны.
Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации – прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника. Причем цели должны быть конкретными, т.е. иметь количественную и качественную определенность. Только при этом условии менеджмент можно характеризовать как «управление по результатам», которое подлежит системному контролю и обеспечивает быструю реакцию на изменения внешней и внутренней среды организации. Исходя из этого положения, каждая функциональная подсистема управления должна иметь четкие показатели функционирования и критерии оценки его результатов.
Стержнем эффективной методологии менеджмента должны быть современные методы. Они представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации. Среди всей многочисленной совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Именно эти из них должны стать нормой управления. И, конечно, особая роль принадлежит методам воздействия на управленческий персонал, побуждающим сотрудников активно и творчески исполнять свои функциональные обязанности в строгом соответствии с законами страны, фирменной философией и концепцией.
Выработка и использование методов менеджмента, их характер должны ориентироваться на системно-мультипликационный эффект: нововведения в одной области деятельности вызывают эффекты в смежных сферах и таким образом суммарный эффект увеличивается многократно. Применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организаций. К ним в большинстве случаев относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.
Создание эффективных систем внутрифирменного функционального управления должно исходить из принципа «не допускать возникновения проблем» вместо традиционного подхода, ориентирующего на выявление проблем и исправление ошибок, т.е. «управления по отклонениям». В крупных и средних организациях для этих целей целесообразно формировать группы по развитию систем управления на межфункциональной основе из представителей различных подразделений и ориентировать их деятельность на внедрение эффективного механизма взаимодействия функциональных сфер с таким расчетом, чтобы осуществляемые изменения в одной из них не оказывали бы негативного влияния на остальные. Для успеха в этой области руководство обязано принять долгосрочное обязательство по систематическому внедрению процесса улучшения работы в качестве составной части системы управления фирмой, верить в то, что предотвращение проблем лучше, чем устранение возникающих, ориентироваться на стандарт «ноль ошибок», на потребителей и поставщиков как на своих партнеров.
2. Характеристика организации на примере ПГ "Метран"
2.1. Сфера деятельности
ПГ «Метран» является закрытым акционерным обществом.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
Сегодня ПГ "Метран" является холдингом, структура управления, которого построена по принципу функционального обособления, что позволяет компании достигать большой гибкости в управлении производством, сбытом, НИОКРом и другими аспектами производственной деятельности.
В состав ПГ "Метран" входит несколько компаний, каждая из которых имеет опыт в соответствующей области деятельности, что в совокупности комплексно решает задачи, поставленные заказчиками. Состав ПГ "Метран" представлен на рисунке 2.1.
2.2. Виды деятельности
Промышленная группа "Метран" длительное время работает на рынке систем и средств автоматизации и в настоящее время концентрирует усилия на следующих направлениях деятельности:
Рисунок 2.1 – Состав ПГ «Метран»
- разработка, производство и продвижение интеллектуальных средств автоматизации, поддерживающих коммуникационный протокол HART;
- адаптация датчиков давления 3051, 1151, 2088 и других (производства компании Emerson, США) к требованиям российского рынка в высокоответственных технологических процессах;
- совместное, с компанией Emerson, производство и продвижение интеллектуальных расходомеров (типа ProBar, MassProbar, MicroMotion);
- развитие номенклатуры и функциональных возможностей производимого метрологического оборудования и функциональной аппаратуры;
- комплексная реализация проектов автоматизированных систем управления технологическими процессами, коммерческого и технологического учета электроэнергии и других энергоресурсов.
Системные проекты автоматизации и энергосбережения в ЖКХ.
Основными видами деятельности компании «Метран» являются:
1) координация научно-технической, производственной, маркетингово-сбытовой, инвестиционно-финансовой деятельности предприятий, входящих в группу предприятий «Метран»;
2) маркетинг, разработка, производство, комплектная поставка и сервисное обслуживание средств автоматизации и систем управления технологическими процессами, средств и систем учета и регулирования энергоресурсов;
3) организация межотраслевой кооперации конверсионных предприятий, проектных и технологических организаций с целью создания и производства оборудования для топливно-энергетического комплекса и других отраслей промышленности;
4) реализация комплексных проектов по техническому перевооружению, реконструкции и созданию новых мощностей в энергетике и нефтегазовой промышленности;
5) реализация комплексных проектов по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами предприятий топливно-энергетического комплекса и других отраслей промышленности;
6) реализация продукции, производимой группой предприятий «Метран», а также другими приборостроительными предприятиями;
7) коммерческо-посредническая деятельность;
8) оптовая и розничная торговля товарами промышленного и бытового назначения, продуктами питания, спиртными напитками и табачными изделиями.
Заключение
В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.; неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную и групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные организации. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.
Согласно статье 50 Государственного Кодекса Российской Федерации предусматриваются следующие формы организаций: коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия); некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения).
Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества.
Акционерное общество (АО) –коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть закрытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).
Полное товарищество –коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность всем принадлежащим им имуществом (в том числе и личным).
Товарищество на вере (ТВ) – коммандитное товарищество включает полных товарищей и вкладчиков – коммандитистов. Статус полных товарищей аналогичен полному товариществу. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов.
Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйственное общество или товарищество возлагается полная или субсидиарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.
Хозяйственное общество считается зависимым, если другое, (участвующее в его делах) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос.
Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.
К деловым организациям относятся: всевозможные фирмы, предприятия, объединения, концерны, акционерные общества, финансово-промышленные группы и т.д.).
Список использованной литературы
1. Баранников А. Теория организации. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 700 с.
2. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.,1997.
3. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 1998.
4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.: "Питер" – 2004. – 268 с.
5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – М.: 2004. – 272 с.
6. Лафта Дж.К. Теория организации. – М.: Проспект, 2003. – 410 с.
7. Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). – М., Инфра-М, 2000.
8. Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: 2003. – 400 с.
9. Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 1995. № 9. С. 51-60.
10. Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М., 1998.
11. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000
12. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 1998.
13. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации. – М., 1999.
14. Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева. – М., 1999.
15. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2004. – 128 с.
16. Шеметов П. Теория организации. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2004. – 176 с.
[1] Румянцева К.Р. Менеджмент в организации. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. – с.87
[2] Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с.123
[3] Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. – СПб. и др.: Питер, 2000. - c.91