Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский институт экономики и управления




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



По дисциплине: Искусствоведение

Тема: Художники итальянского Возрождения


Выполнила:

Гресс И.А.

Гр. СОЦ-21

Проверил:

Кочетова Л.М.


Новосибирск - 2005

Содержание


Введение. 3

1. Высокий Ренессанс в Средней Италии. 4

1.1. Леонардо да Винчи. 5

1.2. Рафаэль Санти. 6

1.3. Микеланджело Буонарроти. 8

2. Позднее   Ринашименто. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14




 

Введение


Начало новому этапу развития искусства было возложено в Италии.

«Возрождением» назвали современники родившейся на глазах художественный стиль. Джорджо Вазари, ученик Микеланджело, в своей известной книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», определяя своеобразие творческой манеры учителя, видит особенность его стиля в возрождении античных традиций, именуя средневековое искусство «варварским», «грубым». Для итальянской культуры период Возрождения (французский перевод слова – Ренессанс, итальянский – Ринашименто) – освобождение от долгой спячки средних веков. Периодизация Возрождения начинается с 13 в. В европейских странах этого времени развитие искусства определяет зрелая готика, а в Италии – период перевозрождения – проторенессанса. Он продолжается и в 14 в. и в 15 в. (кватроченто) – ранний Ренессанс, 16 век (чинквеченто) – Высокий Ренессанс.

Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей.

Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым       людям[1].

Цель работы – изучить итальянское Возраждение.

Задачи работы – изучить творчество Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и др.

1. Высокий Ренессанс в Средней Италии

 

   С  конца  XV  столетия  Италия  начинает  испытывать   все   последствия невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией,  Испанией  и Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных  походов  на разрозненную  и  теряющую  свое  могущество  Италию.  Этот  трудный   период вызывает к  жизни  идею  объединения  страны,  идею,  которая  не  могла  не волновать лучшие умы Италии.

Общеизвестно, что  определенные  периоды  расцвета  искусства  могут  не совпадать  с  общим  развитием  общества,  его  материальным,  экономическим статусом. В трудные для Италии времена  и  наступает  недолгий  золотой  век итальянского Возрождения  -  так  называемый  Высокий  Ренессанс,  наивысшая точка расцвета  итальянского  искусства.  Высокий  Ренессанс  совпал,  таким образом,   с   периодом   ожесточенной   борьбы   итальянских   городов   за независимость. Искусство этого времени было пронизано  гуманизмом,  верой  в творческие силы человека, в неограниченность его  возможностей,  в  разумное устройство  мира,  в  торжество  прогресса.  В  искусстве  на  первый   план выдвинулись  проблемы  гражданского  долга,   высоких   моральных   качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого,  сильного  духом  и  телом человека-героя,  сумевшего  подняться  над  уровнем  повседневности.   Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу,  обобщению,  к  раскрытию  общих закономерностей явлений, к выявлению их  логической  взаимосвязи. 

Искусство Высокого Ренессанса отрешается от  частностей,  незначительных  подробностей во  имя  обобщенного  образа,  во  имя  стремления  к  гармоничному  синтезу прекрасных  сторон  жизни.  В  этом  одно  из   главных   отличий   Высокого Возрождения от раннего[2].

1.1. Леонардо да Винчи

 

Первым  учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела  в  картине  учителя  «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в  восприятии  мира  художником  прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной  плоскостности  Вероккио,  тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная  одухотворенность  образа. 

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как  неповторимая индивидуальность и личность.

Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Поразительная художественная глубина произведения определяется сложнейшей техникой письма маэстро, включающий «сфумато», перспективными, цветовыми, световыми, пропорциональными достижениями Леонардо да Винчи.

Известно еще несколько портретов кисти Леонардо: «Дама с горностаем» (1434 г., Краков), «Портрет музыканта» (Милан), но по уровню исполнения им далеко до Моны Лизы.

Последние годы жизни Леонардо провел при дворе французского короля Франциска I, окруженный всеобщим почитанием. Через два года после переезда, в 1519 г., он скончался.

   Искусство Леонардо да Винчи, его научные и  теоретические  исследования, уникальность  его  личности  прошли  через  всю  историю  мировой  культуры, оказали на нее огромное влияние[3].


1.2. Рафаэль Санти


С  творчеством  Рафаэля  (1483-1520)  в   истории   мирового   искусства связывается  представление  о  возвышенной  красоте  и   гармонии.   Принято считать,  что  в  созвездии  гениальных  мастеров  Высокого  Возрождения,  в котором Леонардо  олицетворял  интеллект,  а  Микеланджело  -  мощь,  именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно,  в  той  или  иной  степени каждый из них  обладал  всеми  этими  качествами.  Несомненно,  однако,  что неустанное  стремление  к  светлому  совершенному  началу  пронизывает   все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэля называли  Мастером  Мадонн.  Настроение  душевной  чистоты,  еще несколько наивное  в  одной  из  его  первых  небольших  картин  -  «Мадонна Конестабиле»   (1502-1503 гг.), - приобрело  возвышенный  характер  раннего периода Рафаэля  -   «Обручение  Марии»  (1504  г.).  Происходящая  на  фоне чудесной архитектуры сцена  обручения  Марии  и  Иосифа  представляет  собой образ высокой красоты.   Эта   небольшая  картина  уже  целиком  принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы  девушек  и юношей покоряют своим  естественным изяществом. Выразительны, певучи,  метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки  Марии  и Иосифа, надевающего ей на  палец  кольцо.  В  картине  нет  ничего  лишнего, второстепенного. Золотистые,  красные  и  темно-зеленые  тона,  созвучные  с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его  пригласили к  папскому  двору  в  Рим.  Художник  получил  заказ  на  роспись  парадных апартаментов Папы, так  называемых  станц  (комнат)  в  Ватиканском  дворце.

Наиболее важен римский период творчества Рафаэля, отмеченный созданием росписей папского дворца и большого алтарного образа «Сикстинской мадонны». Но переезда в Рим была серия прекрасных мадонн: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна в креслах».

Росписи  ватиканских  станц  (1509-1517гг.)  принесли   Рафаэлю   славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному  образу  Мадонны  с Младенцем.  Мастер  готовился  к  созданию   своего   великого   шедевра – «Сикстинской  Мадонны»  (1515-1519гг.)  для  церкви  Святого  Сикста   в Пьяченце. В истории искусства  «Сикстинская  Мадонна»  -  образ  совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь  ярко  проявилось  его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он  внес  и в архитектуру. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем  стало лицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне,  где  его  прах покоится и поныне[4].

 

1.3. Микеланджело Буонарроти

 

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

В 1469 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498 – 1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростерто безжизненной тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.

Вернувшись во Флоренцию в 1501г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512гг.

Ему пришлось покрыть фресками более 600 квадратных метров. На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты – от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни – мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т.д.

Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу, с левой стороны, где изображены восстающие из могил мертвецы. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними – праведники. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще.

В последние годы Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте[5].

 

 

2. Позднее   Ринашименто

 

 

   Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торгов ли, католицизм  вступил  в  борьбу   с   гуманистической   культурой   искусство переживало  глубокий  кризис.  В  нем  укреплялись  антиренессансные   антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме.

Маньеризм почти не затронул Венецию,  которая  во  второй  половине  XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства.  Хотя  торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как  и  ее могущество, Город Лагун по-прежнему был сведен и от власти Папы римского,  и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны.  В  этот период уклад жизни Венеции и характер ее культуры отличались таким  размахом и  великолепием,  что,  казалось,  ничто  не  свидетельствовало   о   закате слабеющего  Венецианского  государства.  В  русле  высокой   гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях  в  Венеции  развивалось обогащенное новыми формами творчества великих мастеров позднего  Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто[6].

Тинторетто (1518-1594), настоящее имя которого Якопо Робусти, родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и  прозвище  мастера  -  Тинторетто, или Маленький Красильщик.

Обилие внешних художественных воздействий  растворилось  в  неповторимой творческой   индивидуальности   этого   последнего   из   великих   мастеров итальянского Возрождения. В своем  творчестве  он  был  гигантской  фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического  накала.

Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил  новые  пути  в искусстве.  Недаром   его   творчество   имело   грандиозный   успех   и   у современников, и у  последующих  поколений.  Тинторетто  отличался  поистине нечеловеческой  трудоспособностью,  неутомимостью  исканий.  Он   острее   и глубже,  чем  большинство  его  современников,  чувствовал  трагизм   своего времени.  Мастер  восстал  против  сложившихся  традиций  в  изобразительном искусстве  -  соблюдения  симметрии,   строгого   равновесия,   статичности; расширил  границы   пространства,   насытил   его   динамикой,   драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.  Он  создатель  массовых сцен, проникнутых единством переживания.

В 1539 г. живописец открыл в  Венеции  свою  мастерскую.  Ранние  работы Тинторетто мало известны. Славу ему принесла картина  «Чудо  Снятого  Марка» (1548 г.). Выразительность форм  и  насыщенная  цветовая  гамма  из  крупных пятен красного и синего создают впечатление чуда, происходящего на глазах  у смятенной  толпы.  Стремительно  летящий  вниз   головой   Святой   Марк   в развевающейся алой одежде  останавливает  казнь  несправедливо  осужденного.

Реставрация последних десятилетий обнаружила  во  всем  великолепии  богатую красочную палитру мастера.

Необычна картина «Введение во  храм»  в  церкви  Санта-Мария  дель  Орто (1555г.). Тинторетто изобразил идущую круто вверх полукруглую  асимметричную лестницу. Мария уже достигла  ее  вершины,  и  второстепенные  персонажи  на переднем  плане,  в  том  числе  женщина  с  девочкой,  жестами  и   взорами направляют к ней внимание зрителя. Художник выразительно  и  смело  построил композицию по диагонали - самому динамичному приему в  живописи.  В  картине Тинторетто выразил идею духовного совершенствования человека.

В Венеции из-за климатических условий для украшения зданий  использовали не фресковую живопись, а огромные картины,  написанные  в  технике  масляной живописи.  Тинторетто - мастер  монументальных  полотен,  автор  гигантского ансамбля,  состоящего  из  нескольких  десятков  работ.  Они  выполнены  для верхнего и нижнего залов Скуолы ди Сан-Рокко (школы Святого Роха;  1565-1588 гг.).

   Оформление Скуолы ди  Сан-Рокко  мастер  начал  с  создания  грандиозной монументальной композиции «Распятие». Изображение со  множеством  персонажей - зрителей (мужчин и  женщин),  воинов,  палачей  -  полукольцом  охватывает центральную сцену распятия. У подножия креста близкие  и  ученики  Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. В сиянии красок на сумеречном  небе Христос будто  охватывает  руками,  пригвожденными  к  перекладинам  креста, беспокойный, волнующийся мир, благословляя и прощая его. И  в  поздние  годы жизни Тинторетто привлекали массовые сцены. Созданная им  для  Дворца  дожей «Битва при Царе» (около 1585 г.)  занимает  целую  стену.  В  сущности,  это первая подлинно историческая картина в европейской живописи. Для того  чтобы передать в картине напряжение битвы,  мастер  использовал  беспокойный  ритм линий, цветовые удары, вспышки света.

Творчество  Тинторетто  завершает   развитие   художественной   культуры Возрождения в Италии[7].

Заключение


При всем противоречивом  многообразии  и  богатстве  истоков  искусство возрождения - явление, отмеченное глубокой и  принципиальной  новизной.  Оно заложило основы европейской  культуры  Нового  времени.  Все  основные  виды искусства  -  живопись,  графика,  скульптура,  архитектура  -   чрезвычайно изменились.

В   искусстве   Возрождения   тесно   переплелись   пути   научного    и художественного постижения мира и человека.  Его  познавательный  смысл  был неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой, в своем  стремлении  к естественности оно  не  опускалось  до  мелочной  повседневности.  Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

В подъеме  и  расцвете  искусства  Возрождения  большую роль  сыграли  Церковь  и  великолепные   дворы   некоронованных   государей (правящих  богатых  семейств)  -  крупнейших   покровителей   и   заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами  культуры

Возрождения сначала были города  Флоренция,  Сиена,  Пиза,  затем  -  Падуя. Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй  половине  XV  в.,  -  богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей  итальянского  Возрождения  стал  Рим.

Начиная с этого времени местные центры искусства,  кроме  Венеции,  утратили прежнее значение.

Список литературы


1.     История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ / Авторы-составители А. Воротников, О. Горшковоз, О. Еркина. Минск: Литература, 1997.

2.     История мировой культуры.  Курс  лекций /  Под  редакцией  С.Д.Серебряного. М.: Российский государственный университет, 1998.

3.     Культурология.  История  мировой  культуры /  Под   редакцией   профессора А.Н.Марковой.  М.:  «Культура  и  спорт»,  издательское   объединение «ЮНИТИ», 1998.

4.     Очерки по истории мировой культуры / Под редакцией Т.Ф.Кузнецовой.  М.: «Языки русской культуры», 1997.

5.     Пигалев А.И.  Культурология.   Волгоград:  Издательство   Волгоградского государственного университета, 1998.




[1] История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ / Авторы-составители А. Воротников, О. Горшковоз, О. Ёркина. Минск: Литература, 1997. С. 304-305.

[2] Очерки по истории мировой культуры / Под редакцией Т.Ф.Кузнецовой.  М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 174-175.

[3] История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ / Авторы-составители А. Воротников, О. Горшковоз, О. Ёркина. Минск: Литература, 1997. С. 326-330.

[4] История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ / Авторы-составители А. Воротников, О. Горшковоз, О. Ёркина. Минск: Литература, 1997. С. 331-333.

[5] Пигалев А.И.  Культурология.   Волгоград:  Издательство   Волгоградского государственного университета, 1998. С. 255-257.


[6] Культурология.  История  мировой  культуры /  Под   редакцией   профессора А.Н.Марковой.  М.:  «Культура  и  спорт»,  издательское   объединение «ЮНИТИ», 1998. С. 209.


[7] История мировой культуры.  Курс  лекций /  Под  редакцией  С.Д.Серебряного. М.: Российский государственный университет, 1998. С. 122-127.