Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Основные принципы охраны окружающей природной среды___________ 4

Экономический механизм охраны окружающей среды________________ 5

Нормирование качества окружающей среды________________________ 8

Экологическая экспертиза и экологические требования_______________ 9

Правовая охрана окружающей среды в городах_____________________ 12

Компетенция государственных экологических органов______________ 15

Заключение____________________________________________________ 26

Список литературы____________________________________________ 28


Введение


Задачами природоохранного законодательства являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (в редакции 1992, 1993 гг.).

Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются:

*               приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

*               научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

*               рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

*               соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

*               гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Основные принципы охраны окружающей природной среды


Объекты охраны окружающей среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

*               естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

*               земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

*               государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

*               определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;

*               учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;

*               учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона;

*               планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

*               координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;

*               координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, проведение экологической экспертизы проектов;

*               государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

*               запрещение строительства экологически вредных объектов;

*               дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;

*               организация сброса и рекуперация производственных и бытовых отходов;

*               организация особо охраняемых природных территорий;

*               организация экологического воспитания, образования и просвещения;

*               обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Экономический механизм охраны окружающей среды


В состав экономического механизма входят:

*               правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;

*             платность природопользования;

*               экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом:

«Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование»[1].

Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

*               вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

*               экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

*               за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

*               за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

*               на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

*               выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

*               выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

*               установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

*               освобождения от налогообложения экологических фондов;

*               передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

*               установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов',

*               применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

*               введения специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

*               применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Нормирование качества окружающей среды


«Качество окружающей природной среды нормируется в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности»[2].

Устанавливаются следующие нормативы предельно допустимых вредных воздействий:

*               предельно допустимые концентрации вредных веществ;

*               предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ;

*               предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

*               предельно допустимый уровень радиационного воздействия;

*               предельно допустимые нормы применения агрохи-микатов;

*               предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания.

Экологические требования к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. При формировании территориально-производственных комплексов, развития промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов в целях обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Экологическая экспертиза и экологические требования


Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Она осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности и является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

«Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов»[3].

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов.

Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

«Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды»[4]. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.

«Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы, (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин»[5].

Нарушение установленных нормативов влечет за собой ограничения или прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.

Правовая охрана окружающей среды в городах


В некотором приближении город можно сравнить с единым сложно устроенным организмом, который активно обменивается веществом и энергией с окружающими его природными и сельскохозяйственными территориальными комплексами, и другими городами. Важно отметить, что город можно разделить на две основные подсистемы:

территориальная общность людей (все горожане), которая составляет неотъемлемую часть города и является смыслом его существования;

все материальные объекты, которые составляют как бы «раковину» для всех жителей.

Города служат центрами притяжения для людских и материальных ресурсов. В крупных и крупнейших городах концентрируются высококвалифицированные специалисты и рабочие, научная и творческая интеллигенция, хранятся огромные материальные, культурные, исторические и научные ценности. В города поступают промышленное сырье и полуфабрикаты, готовая продукция, плоды сельскохозяйственного производства. Одновременно города «экспортируют» промышленную продукцию, выбрасывают в окружающую среду огромное количество отходов. Они становятся центрами техногенных биогеохимических провинций. Фактически любой крупный город как при «импорте» вещества и энергии, так и при «экспорте» готовой продукции и своих отходов связан со всей планетой. Сырье, детали, станки и механизмы, продукты питания поступают в города (прямо или косвенно) из разных регионов и отправляются во многие страны мира. Химические вещества, выбрасываемые из заводских труб больших городов (например, тяжелые металлы), включаются в глобальный круговорот и выпадают на поверхность земли вплоть до ледников Антарктиды и Гренландии. Но наиболее существенное влияние города оказывают на свое непосредственное окружение.

Любой город неповторим и оригинален не только по своей архитектуре и местоположению, но и по особенностям производства (сочетанию отдельных отраслей), транспортно-экономическим связям. Изучение экологической специфики каждого крупного города нашей страны и всего мира — задача крайне важная, но в высшей степени трудоемкая. Тем не менее, уже сегодня возникают различные ситуации, при которых для решения практических проблем требуется усредненная модель города. Как в медицине анатомофизиологические параметры каждого реального пациента сравнивают с абстрактной «нормой», полученной в результате усреднения информации об огромном количестве изученных больных и здоровых людей, так и в урбоэкологии необходим эталон «города вообще». Работа над такой моделью была предпринята экологами Б.Б. Прохоровым и Ю.Н. Лапиным.

Первоначально в качестве базовой модели был выбран условный город с численностью населения в 1 млн. жителей, многофункциональный — в нем представлены основные виды промышленности. Для создания модели эталонного города использовались сведения о различных городах, которые с соответствующими поправками пересчитывались применительно к выбранной модели. Модель составлялась по принципу баланса: на входе — вещества, поступающие в город в виде сырья, ресурсов, пищевых продуктов, а на выходе - выбросы в атмосферу, промышленные и бытовые стоки, в природные воды и отходы, поступающие на городские свалки.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9).

Объектами охраны природных ресурсов являются: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир; природные ландшафты; государственные природные заповедники; находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Следует различать использование и охрану природных ресурсов. При их использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т.п.). Цель охраны — предотвратить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, обезопасить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения. Очевидно, что названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.

Однако избежать отрицательного воздействия на состояние природных объектов, как показывает практика, полностью невозможно, что актуализирует природоохранную проблематику.

В сфере экологического управления исполнительная власть представлена наиболее многообразно, что предопределяется прежде всего специфическими особенностями различных природных объектов, нуждающихся в государственной охране в процессе их практического, преимущественно хозяйственного, использования. Рассмотрим федеральные государственные органы экологического управления и их компетенцию.

Компетенция государственных экологических органов

Министерство охраны окружающей природной среды и природных ресурсов (Минприроды России)

Центральное место среди различных звеньев природоохранительной системы отводится Минприроды России и его территориальным (региональным) органам.

В пределах своей компетенции координирует деятельность других специально уполномоченных органов государственного управления, функционирующих в рамках порученных им сфер (Роскомнедра, Роскомзем, Роскомрыболовство, Роскартография, Рослесхоз, Росгидромет, Роскомвод). Последние решают вопросы в области охраны природных ресурсов и окружающей природной среды по согласованию или совместно с Минприроды России.

Минприроды России осуществляет государственное управление и координацию деятельности в области охраны окружающей среды, регулирование природопользования, обеспечение экологической безопасности. Оно согласовывает и утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду.

Свои функции и полномочия оно осуществляет на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 23 апреля 1994 года. Его специализированные территориальные инспекции и другие органы действуют в субъектах Российской Федерации; местные природоохранные органы создаются по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Минприроды обеспечивает комплексное управление и проведение единой научно-технической политики в сфере своей деятельности; координирует в этой сфере деятельность министерств, ведомств, предприятии, учреждений и организаций; организует единую систему экологического мониторинга и проведение государственной экологической экспертизы; осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности; организует природно-заповедное дело, ведет Красную книгу Российской Федерации.

В его компетенции разработка и реализация федеральных и межгосударственных программ по охране и рациональному использованию природных ресурсов; организация и осуществление лицензирования в области комплексного природопользования, складирования, размещения и захоронения промышленных и иных отходов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; утверждение правил использования отдельных видов природных ресурсов, лимитов (квот) на их изъятие; ведение государственного регистра опасных отходов; управление государственными природными заповедниками.

Минприроды, его территориальные органы и должностные лица вправе: беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от их ведомственной принадлежности; по результатам проверок составлять акты и протоколы и давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства; ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий и других объектов независимо от форм собственности и подчинения, если при их эксплуатации нарушаются требования законодательства, лицензий, лимитов выбросов и сбросов; давать предписания о прекращении финансирования таких работ; рассматривать дела об административных правонарушениях; аннулировать лицензии; вносить предложения об изъятии земельных участков, а также о запрещении использования загрязненных и деградированных земель; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм; запрещать ввоз на территорию Российской Федерации экологически опасных грузов.

При Минприроды России образована Международная комиссия по охране озонового слоя, которая координирует деятельность министерств, ведомств и организаций Российской федерации по выполнению обязательства по охране озонового слоя на основе оценки экологической обстановки и факторов отрицательного воздействия на него .

Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра)

Осуществляет управление государственным, фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль за использованием и охраной недр. Его деятельность в части охраны недр координируется Минприроды России. Федеральный закон «О недрах» (в новой редакции) определяет, что государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля .

Роскомнедра действует на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года . В его систему входят территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр.

Роскомнедра участвует в разработке основ государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр; обеспечивает соблюдение всеми пользователями недр установленного порядка пользования ими, требований законодательства, стандартов, норм и правил их использования и охраны; ведет государственный учет и государственную регистрацию работ по добыче полезных ископаемых; осуществляет государственную экспертизу их запасов; разрабатывает программы развития и использования минерально-сырьевой базы и контролирует их выполнение; совместно с другими природоохранными органами осуществляет контроль за охраной подземных вод от загрязнения и истощения, безопасным ведением геолого-разведочных работ и т.д.

Роскомнедра вправе прекращать,  приостанавливать или ограничивать пользование недрами, контролировать соблюдение государственной системы лицензирования пользования недрами. Совместно с органами государственного горного надзора он устанавливает правила и нормы рационального использования и охраны недр.

Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем)

Осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам отношений и использования земельных ресурсов. Аналогичные комитеты образованы в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Роскомзем осуществляет государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организует работы по приватизации земель; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; ведет государственный земельный кадастр и мониторинг земель; организует и проводит работы по землеустройству.

Роскомзем разрабатывает государственные программы рационального использования и охраны земель; контролирует использование средств, выделяемых на проведение работ по землеустройству; организует межевание земель; проводит государственную землеустроительную экспертизу; издает инструкции и указания по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений; проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.

Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство)

В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации 15 мая 1995 г. осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) и развития рыбного хозяйства. Роскомрыболовство) его территориальные органы, бассейновые управления, государственные администрации морских рыбных портов образуют единую систему.

Основные задачи Роскомрыболовства: разработка и осуществление государственной политики в области рационального использования водных биологических ресурсов, их исследования, охраны и воспроизводства во внутренних водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытых районах Мирового океана; осуществление государственного контроля за охраной и использованием водных биологических ресурсов; обеспечение их охраны и рационального использования и сохранения их биологического разнообразия; организация и осуществление государственного надзора за безопасностью плавания судов рыбопромыслового флота, обеспечение сохранности человеческой жизни на море, а также за безопасностью ведения промысловых операций судами, зарегистрированными в морских рыбных портах, независимо от назначения этих судов и форм собственности; разработка норм безопасности плавания для судов рыбопромыслового флота; общее руководство деятельностью государственных администраций морских рыбных портов и контроль за ней.

Соответственно этим задачам Роскомрыболовство осуществляет лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства; организует разработку и реализацию федеральных и межгосударственных программ по охране и рациональному использованию водных биологических ресурсов; устанавливает категории рыбохозяйствеиных водоемов; ведет учет и кадастр водных биологических ресурсов; определяет объемы допустимых уловов (квот вылова) и устанавливает порядок их распределения между регионами, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности; выдает специальные разрешения на промысел водных биологических ресурсов, строительство, приобретение., аренду и переоборудование рыбопромысловых и рыбоохранных судов; организует разработку нормативно-распорядительной документации по вопросам безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и ведения ими промысловых операций, а также по вопросам портового надзора и т.д.

Роскомрыболовство вправе утверждать правила промысла водных биологических ресурсов, спортивного и любительского рыболовства; выдавать российским и иностранным юридическим и физическим лицам разрешения на право лова рыбы, добычи других водных животных, а также водных растений; утверждать нормативы и требования по чистоте и режиму рыбохозяйственных водоемов; контролировать работу рыбопропускных и рыбозащитных водоемов; контролировать работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений. Решения Роскомрыболовства, его территориальных органов и бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства обязательны для юридических и физических лиц.

Должностные лица бассейновых управлений и других органов Роскомрыболовства рассматривают дела о нарушениях правил рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и налагают на виновных административные взыскания.

Федеральная служба геодезии и картографии (Роскартография)

Осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 22 декабря 1992 года.

В своей деятельности Роскартография руководствуется Федедальным законом от 26 декабря 1995 года «О геодезии и картографии».

Роскартография осуществляет определенную деятельность в области охраны природных ресурсов: совместно с Минприроды Российской Федерации проводит экологическое картографирование, мониторинг окружающей среды и кадастр природных ресурсов; непосредственно или через территориальные инспекции государственного геодезического надзора контролирует соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм соблюдение требований и порядка ведения топографо-геодезических работ; картографически и топографо-геодезически обеспечивает федеральные и региональные экологические программы.

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз)

Осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Положение о Рослесхозе утверждено Правительством Российской Федерации 5 июля 1994 года. Он разрабатывает основные направления государственной политики в порученной сфере деятельности; обеспечивает непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение защитных, водоохранных, оздоровительных полезных функций леса; обеспечивает соблюдение всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны лесов; соблюдает федеральные интересы при регулировании лесопользо-вания; организует государственную лесную охрану Российской Федерации; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет охрану лесов от незаконных порубок, защиту их от болезней и вредителей; обеспечивает учет лесного фонда; утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки для заготовки древесины; осуществляет управление федеральными национальными природными парками; организует егерскую службу и ведение охотничьего хозяйства и т.д.

Рослесхоз вправе давать обязательные к исполнению указания и предписания предприятиям, учреждениям и организациям гражданам, ведущим работы в лесу, по устранению нарушений лесного законодательства, правил и норм лесопользования; в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на нарушителей лесного законодательства; принимать решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий при нарушении ими лесного законодательства.

В систему Рослесхоза входят подведомственные ему органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и местные подразделения — лесхозы, лесничества.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

Осуществляет государственное управление в области гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинг состояния и загрязнения окружающей природной среды. Действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации S сентября 1994 года.

В систему Росгидромета входят территориальные органы управления, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей природной среды.

Росгидромет обеспечивает мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства; осуществляет государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы; организует и проводит наблюдения, оценку и прогноз состояния окружающей среды) включая сельскохозяйственные культуры и пастбищную растительность; осуществляет разработку и составление краткосрочных .и долгосрочных прогнозов погоды; обеспечивает функционирование    государственной    службы    наблюдений; лицензирует гидрометеорологические работы; совершенствует систему предупреждения о стихийных бедствиях и экстремальных ситуациях) связанных с загрязнением окружающей среды; ведет государственный учет вод. Его деятельность координируется Минприроды России.

Росгидромет издает единые в Российской Федерации технические и методические указания по проведению гидрометеорологических наблюдений и работ; запрашивает от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, оперативную информацию; разрабатывает тарифы на гидрометеорологические услуги; представляет интересы Российской Федерации во Всемирной метеорологической организации.

Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод)

Осуществляет государственное управление в области водного хозяйства, включая использование, охрану и восстановление водных ресурсов и объектов, государственный контроль в порученной сфере деятельности, а также координацию водохозяйственной деятельности и бассейновое регулирование использования водных ресурсов. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года.

Роскомвод имеет бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы управления водным хозяйством. Их деятельность координируется Минприроды России.

Роскомвод разрабатывает и реализует основные направления федеральной политики в области использования и охраны водных ресурсов; обеспечивает соблюдение требований водного законодательства, стандартов, норм и правил по использованию и охране водных ресурсов и правил водопользования; реализует мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий паводков и других видов вредного воздействия вод; организует строительство и эксплуатацию водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения. Он выдает лицензии на пользование водными объектами и разрешения на их размещение; осуществляет межрегиональное распределение водных ресурсов; организует эксплуатацию крупных водохранилищ; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов, водоохранных зон; участвует в осуществлении мониторинга вод; разрабатывает, согласовывает и утверждает нормативы, инструкции и правила использования, охраны и восстановления водных ресурсов.

Роскомвод наделен значительными полномочиями, среди которых: проверка соблюдения требований водного законодательства; дача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений; внесение предложений об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности предприятий и иных объектов, осуществляемой с нарушением водного законодательства, а также о прекращении ее финансирования.

Деятельность Роскомвода осуществляется во взаимодействии с органами Минприроды России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комитет по проведению подводных работ

К числу органов, обеспечивающих охрану окружающей природной среды можно отнести также Комитет по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации, который создан в целях решения проблем по предотвращению экологических катастроф на морях и других водных акваториях, подъема затопленной военной техники, снаряженной отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами. Он также осуществляет мониторинг подводных цсточников воздействия повышенной опасности на окружающую среду.

Следует иметь в виду, что некоторые из специализированных органов, осуществляющих функции государственного управления в области охраны природных ресурсов, одновременно руководят их промышленной переработкой. Так, Роскомрыболовство имеет прямое отношение к производству рыбной и другой продукции (дары моря). Однако в положении, закрепляющем его организационно-правовой статус, данный вопрос обойден молчанием. Создается впечатление, что рыбопромышленность является разновидностью пищевой и перерабатывающей промышленности, отнесенной к ведению Минсельхозпрода России.


Заключение


В настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами, а также со многими другими странами Европы, Азии, Америки.

Активное участие России в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации экологической политики, в предоставлении более широких прав и полномочий относительно участия в международных связях властям субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в межгосударственной программе « Зеленые легкие Европы» (сохранение уцелевших лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В сотрудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и Республики Карелии.

Россия является участницей всемирного процесса в рамках решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Принят Национальный план действий по окружающей среде (18 июля 1994 г.), разработанный в соответствии с решениями Конференции по окружающей среде и развитию и во исполнение Программы действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятой в апреле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции «Окружающая среда для Европы»[6].


Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.

2.     Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"//Рос. газ. 1991. 22 дек. С.4-7.

3.     Адиханов Ф.М. Экологическое право России. Курс лекций. Барнаул, 1988. С.347.

4.     Боголюбов С.А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1997. 367 с.

5.     Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Общество «Знание» 1988. 48 с.

6.     Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1998. 448 с.

7.     Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 688.

8.     Экологическое право России. Учебник под редакцией В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. - М, 1997

9.     Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998

10.       Новиков «О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения» Москва, 1991г.


[1] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994. Стр. 174.


[2] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 179.


[3] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 276.



[4] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 139.


[5] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 287.


[6] Панов В.П. Международное право: Учебное пособие. - М., 1997. - с. 112.