Содержание
Введение. 3
1. Развитие машиностроения в Западной Европе. 4
2. Развитие химической промышленности в Западной Европе. 7
3. Развитие топливно-энергетического комплекса в Западной Европе. 8
4. Развитие металлургической промышленности в Западной Европе. 9
5. Развитие лёгкой промышленности в Западной Европе. 10
6. Развитие сельского хозяйства в Западной Европе. 11
7. Развитие транспорта в Западной Европе. 13
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Введение
Западная Европа - субрегион Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.
Данный регион играет важную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, играет важную роль в МГРТ
Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи.
По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные -республики.
Регион Европы (Западной и Восточной) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Но экономическую мощь региона в первую очередь определяют члены «большой семерки» - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Из остальных стран Западной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция. Экономика этих стран специализируется, как правило, прежде всего на отдельных отраслях. Малые и средние страны субрегиона особенно широко участвуют во всемирных экономических отношениях. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах, микрогосударствах Западной Европы (Андорре, Мальте, Лихтенштейне, Сан-Марино, Монако, Ватикане).
Цель работы рассмотреть хозяйственное развитие стран Западной Европы
Задачи работы – подробно изучить машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, металлургическую, химическую промышленность Западной Европы.
1. Развитие машиностроения в Западной Европе
Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.
«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.
Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.
В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.
Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».
По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.
К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».
Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.
Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.
Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.
Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.
Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.
Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.
Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.
Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.
В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т.п[1].
2. Развитие химической промышленности в Западной Европе
Химическая промышленность занимает второе место после машиностроения. Многие страны имеют чёткую специализацию : ФРГ - красители и пластмассы, Франция - синтетический каучук, Бельгия - химические удобрения и соду, Швеция и Норвегия – лесохимия, Швейцария – фармацевтика.
Важной переменой в структуре отрасли в течение последних 20 лет стала ее переориентация на углеводородное сырье. Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти», т.е. к морским побережьям. Крупные центры нефтехимии возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе район нефтепереработки и нефтехимии, обслуживающий всю Западную Европу сформировался в Нидерландах (в районе Роттердама) и Бельгии.
В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ на трассах нефте- и газопроводов (РЦР)[2].
3. Развитие топливно-энергетического комплекса в Западной Европе
Toпливнo-энергетический комплекс Западной Европы до недавнего времени опирался на собственные ресурсы, в структуре этих ресурсов преобладал уголь. Сейчас наметилось сокращение доли угля (до 20%) и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом региона - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%, хотя гидроэнергетический потенциал в основном уже освоен. Важное место в структуре электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании - занимают АЭС.
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран Западной Европы ведущее место заняли нефть и газ, добываемые как в самом регионе ( Северное море, месторождение Слохтерен, газ Нидерландов ), так и импортируемые из других стран. Добыча и потребление угля в Великобритании и ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились.
На угольные бассейны ориентируются и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах ( на привозном топливе ) и в крупных городах. Всё большее влияние на структуру и географию электроэнергетики оказывает сооружение АЭС, особенно во Франции, ФРГ, Бельгии, Великобритании. Их в регионе уже больше 70.
В странах Северной и Южной Европы важное значение имеют гидроресурсы. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5 в последнее время строятся преимущественно ГАЭС. В Италии в начале ХХ века была построена первая в мире ГеоТЭС, в Исландии используется геотермальная энергия[3].
4. Развитие металлургической промышленности в Западной Европе
Металлургия Западной Европы сформировалась ещё до начала эпохи НТР. Чёрная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и сырьём – ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге.
После Второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность- более 10 млн. тонн стали в год. Сохраняют своё значение и старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. По объёму выплавки стали Западная Европа занимает первое место в мире.
В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.
Важнейшие отрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Греция), так и в странах, сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы всё более ориентируются на сырьё, поступающее из стран Африки и Азии морским путём. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии[4].
5. Развитие лёгкой промышленности в Западной Европе
Легкая промышленность Западной Европы переживает тяжелые времена, хотя в начале XX в. легкая промышленность Европы занимала первое место в мире. Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы.
Во многих странах сохраняются богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д.
Лёгкая промышленность утратили своё былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся на заре промышленной революции (Ланкшир и Йокшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии) существуют и в наши дни. Но в последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы рабочей силы. Так Португалия превратилась едва ли не в главную швейную фабрику региона. А Италия по производству обуви уступает только США.
Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д. Так Бельгия славится производством охотничьих ружей «браунинг», обработкой алмазов (Антверпен – мировой центр торговли бриллиантами). А в Лихтенштейне находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция которого поставляется более чем в 100 стран.
В Западной Европе преобладают старопромышленные районы – столичные, других крупных городских агломераций, горнозаводские. Некоторые из них относятся к рангу крупнейших, например, Эссен и Дюссельдорф в Руре ФРГ.
6. Развитие сельского хозяйства в Западной Европе
По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в её сбыте на внешних рынках. После Второй мировой войны в их аграрном строе произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включённому в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе ещё преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.
Главные отрасли сельского хозяйства Западной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Но в большинстве стран преимущественное развитие получило животноводство.
В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы (до 60-70 ц/га в Дании, ФРГ, Великобритании, Франции и д.р).
Сельское хозяйство субрегиона в целом высокоразвито, занимает видное место в мировом сельском хозяйстве, здесь производится до 15% зерна, около 15% мяса и 30% молока. По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и экспортирует часть продукции.
После Второй Мировой войны произошли изменения в земле-владении и землепользовании - на смену универсальному мелкому крестьянскому хозяйству пришло крупное специализированное хозяйство, система агробизнеса. Но в аграрном отношении и уровне развития сельского хозяйства, его специализации и товарности сохраняются большие различия между странами. Этому также способствуют природные различия. Под воздействием вышеперечисленных факторов в субрегионе сложились три основных типа сельского хозяйства.
1. Североевропейский тип характерен для Скандинавии, Финляндии, Великобритании. Здесь в основном преобладает молочное животноводство и кормовое растениеводство.
2. Среднеевропейский тип характеризуется преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство поставляет как продовольственную, так и кормовую продукцию.
3. Южноевропейский тип выделяется, в отличие от первых двух, преобладанием субтропического растениеводства, животноводство же значительно уступает ему.
Рыболовство является отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии; развито во всех приморских государствах.
Хотя в посевах главное место занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. По сбору винограда и производству вин Италия – первая страна в мире, по сбору маслин – Испания.
В некоторых случаях специализация сельского хозяйства приобретает особенно узкий профиль: во Франции, Швейцарии, Нидерландах – производство сыра, во Франции, Италии, Испании, Португалии – винограда и вина, в ФРГ – ячменя и хмеля для пивоварения, в Нидерландах – цветов.
Рыболовство давно стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии[5].
7. Развитие транспорта в Западной Европе
По обеспеченности транспортной сетью Западная Европа занимает первое место. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Международное значение имеет автотрасса Лондон – Франкфурт – Вена – Белград - Стамбул.
Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.
Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и международного направления, имеющие международное значение. К главным железнодорожным магистралям относятся:
Брест – Париж – Берлин – Варшава;
Лондон – Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул;
Лиссабон – Мадрид – Париж – Берлин.
К главным железнодорожным магистралям меридионального направления относятся:
Амстердам - Брюссель – Париж – Мадрид – Лиссабон;
Лондон – Париж – Марсель ;
Копенгаген – Гамбург – Франкфурт-на-Майне – Цюрих – Рим .
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн. тонн грузов в год. После предстоящего ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай, который соединит обе важнейшие водные артерии Западной Европы, он должен значительно возрасти.
Издавна в жизни народов Западной Европы огромную роль играл морской транспорт, его роль велика и сегодня. Во Франции, Нидерландах, Ирландии на его долю приходится 4/5, а в Великобритании – около 9/10 всего грузооборота. В регионе расположен крупнейший порт мира, уникальный узел транспортных операций – Роттердам (Нидерланды), а также Марсель и Гавр (Франция), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ) и др.
В структуре перевозок растёт значение трубопроводного и воздушного транспорта. Крупнейшие центры авиаперевозок – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.
Наиболее подробно рассмотрим железнодорожный транспорт Западной Европы.
Количественные и качественные показатели работы железных дорог важны для осознания их роли и выработки оптимальной стратегии развития. Они важны также для правильного, непредвзятого представления о месте железнодорожного транспорта в общей транспортной системе, и в частности о взаимоотношениях между железнодорожным и автомобильным транспортом. Таков подход к данному вопросу почетного вице-председателя МСЖД Жака Корне.
Интенсивность перевозок на железнодорожном транспорте 17 стран Западной Европы (здесь рассматриваются страны — члены Европейского союза (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), за исключением десяти стран, вступивших в ЕС 1 мая 2004 г.) в настоящее время самая высокая в истории, причем это относится как к грузовым, так и к пассажирским сообщениям. Тем, кто обращается в прошлое в поисках «золотого века» железных дорог с точки зрения объемов перевозок, можно сказать, что этот золотой век имеет место именно сейчас и значение железных дорог для общества велико как никогда.
Грузооборот железных дорог стран-членов ЕС и ЕАСТ в 2000 г. составил 251 млрд. ткм и приблизился к наивысшему уровню за время, прошедшее с конца Второй мировой войны. В 2002 г. грузооборот несколько снизился вследствие замедления экономического роста в Западной Европе, но есть все предпосылки для его дальнейшего увеличения по мере оживления экономики.
Доля международных грузовых сообщений за последние 30 лет возросла почти до 50 % всей грузовой работы железных дорог. Эти сообщения в настоящее время представляют наиболее динамично развивающийся сектор отрасли.
Пассажирские сообщения также постоянно развивались. Общий пассажирооборот в 2002 г. достиг 312 млрд. пассажиро-км, что почти в 2 раза больше, чем 50 лет назад.
Примерно до начала 1980-х годов объем пассажирских перевозок постепенно возрастал во всех видах так называемых традиционных сообщений - дальних, региональных и пригородных. Однако с того времени (точнее - с 1981 г., когда во Франции была введена в эксплуатацию первая высокоскоростная линия Париж - Лион) особенно быстрое развитие получили высокоскоростные сообщения, которые взяли на себя заметную долю общего прироста объема перевозок, во многих случаях заменив обычные междугородные сообщения.
Увеличивающиеся объемы перевозок в настоящее время осваиваются на сети железных дорог, общая протяженность которой намного (примерно на 22 %) меньше, чем ранее, и несравнимо (более чем в 25 раз) меньше, чем протяженность сети автомобильных дорог, составляющая около 4 млн. км.
Кроме того, 59 % длины сети составляют однопутные линии (этот показатель весьма различен для разных стран, превышая 90 % в Норвегии и Финляндии и не доходя до 30 % в Великобритании и Бельгии), которые имеют ограниченную пропускную и провозную способность. Поэтому преобладающая часть перевозочной работы приходится на линии с числом путей два и более, образующие мощные транспортные магистрали и коридоры. Вместе с тем на многих железнодорожных линиях и в узлах интенсивность движения поездов настолько высокая, что уже тормозит дальнейший рост объема перевозок, создавая своего рода узкие места. Эта проблема требует решения путем прокладки дополнительных линий и обходов, увеличения числа путей или специализации по роду движения.
Гораздо большей стала и производительность труда железнодорожников. Увеличение объема перевозок сопровождалось значительным уменьшением численности персонала железных дорог. Так, на железнодорожном транспорте западноевропейских стран в 1950 г. трудилось более 2 млн. чел., в 2001 г. - всего около 745 тыс[6].
Заключение
Западная Европа – колыбель промышленной революции и родина капитализма – продолжает оставаться крупнейшим средоточием экономической мощи, важнейшим центром политической, национальной и культурной жизни современного мира.
Страны Западной Европы выделяются прежде всего как главный район экспорта готовых изделий, особенно продукции машиностроения. Они направляют на внешний рынок огромную массу станков, приборов, различного оборудования, электротехнических изделий, электроники, бытовой техники, сельскохозяйственных машин, автомобилей, морских судов и др. В общей сложности экспорта ФРГ на долю машиностроения приходится примерно 1/2 , Великобритании и Италии – 2/5, Франции – 1/3. Эти же страны и импортируют много машин – обычно от 1/5 до 1/4 стоимости их импорта.
В импорте стран Западной Европы значительную долю составляют сырьё и топливо, продовольствие.
Основная часть внешних экономических связей стран Западной Европы ведётся обоюдно, а также с США и Канадой. Расширяется торговля со странами Восточной Европы, Россией, развивающимися странами.
Исторически именно Западная Европа стала тем регионом мира, в котором сформировался наиболее крупный и зрелый интеграционный территориально-экономический комплекс, объединяющий хозяйства 12 стран Европейского союза (так с ноября 1993г. именуется Европейское сообщество), приступивших в 1993 – 1994гг. к завершению сложного и противоречивого процесса образования своего экономического и валютного союза.
По официальным сведениям ЕС, на его долю в настоящее время приходится 57% мирового экспорта и 53% импорта (хотя доля стран ЕС в мировой торговле в последние два десятилетия падала, несмотря на его расширение). При этом население ЕС составляет всего около 7% мирового. В последние годы ЕС стал основным экономическим партнёром России в системе международной торговли: на него приходится более 40% внешнеторгового оборота нашей страны, около половины всех иностранных инвестиций в российскую экономику сделаны также странами Евросоюза. Этот международный экономический район выступает в качестве ядра формирующегося единого Европейского экономического пространства. Соглашение о его создании, вступившее в силу с 1 января 1994г. подписали 12 стран ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Испания, Португалия и Греция) и пять из семи стран, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли – ЕАСТ (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Австрия). Кстати, Австрия, Швеция и Финляндия с января 1995г. стали членами ЕС.
Интеграционные процессы в Западной Европе охватили к концу ХХ века практически все стороны общественной жизни – экономическую, политическую и социальную. В результате развития интеграции отраслевая структура хозяйства приобретает сходные черты. Во всех странах Западной Европы преобладает нематериальная сфера (50-60%) валовой продукции и экономически активного населения. Доля промышленности и сельского хозяйства постоянно сокращается и составляет соответственно около 30-40% и 5-15% . В целом процессы интеграции захватили большую часть территории Западной Европы, но в разной степени.
Происходит формирование пограничных интеграционных районов между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и т.д.
Итак, Западная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика.
Список литературы
1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М. ИНФРА-М, 2003.
2. Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1999.
3. Корне Ж. Железнодорожный транспорт Западной Европы – новый взгляд // Железнодорожные дороги мира. № 7, 2004.
4. Львов П.Д. Экономика развития. М. Издательство ПРИОР, 2001.
5. Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. М.Издательство «НОРМА», 1995.
6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002
[1] Львов П.Д. Экономика развития. М. Издательство ПРИОР, 2001. С. 93-94.
[2] Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1999. С. 109.
[3] Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002. С. 294.
[4] Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. М.Издательство «НОРМА», 1995. С. 121-123.
[5] Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М. ИНФРА-М, 2003. С. 251.
[6] Корне Ж. Железнодорожный транспорт Западной Европы – новый взгляд // Железнодорожные дороги мира. № 7, 2004. С. 17.