Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Ватикан – папское государство____________________________ 4

1.1. Государственный строй_____________________________________ 4

1.2. Ватикан — международный центр католической церкви________ 4

Глава 2. Дипломатия Ватикана: история и современность____________ 8

2.1. Международный статус Католической Церкви_________________ 8

2.2. Аспекты папской дипломатии_______________________________ 9

Заключение___________________________________________________ 15

Список литературы____________________________________________ 16


Введение


Ватикан – папский город – государство, главная резиденция папы римского. Находится в городе Риме на холме с одноименным  названием, к северо-западу от Тибра. Население около 1000 человек. Государство имеет свою валюту: ватиканскую лиру, флаг - жёлто-белое (до1808г.) полотнище с изображенными на нем двумя ключами и папской тиарой (митра с тремя венцами, символизирующими превосходство духовной власти над светской), гимн, правительство – римскую курию, прессу, банк, дипломатические представительства, секретные архивы, астрономическая обсерватория, свои музеи и даже сервер Internet.  Форма власти в Ватикане – абсолютная теократическая монархия. Ватикан не имеет собственной развитой инфраструктуры и промышленности, хотя там есть больницы, пожарная служба, способная потушить небольшой пожар, радиостанция, типография, железнодорожный вокзал, армия из швейцарских гвардейцев, дворянских гвардейцев и жандармерии. Продукты и промышленные товары, подданные Ватикана через «Анону» - управление по снабжению, которое беспошлинно закупает товары и продает их «ватиканцам» по значительно более низким ценам, чем те, по которым они продаются за воротами Ватикана. Таким образом, несмотря на мизерные размеры, Ватикан обладает всеми атрибутами государства.

Глава 1. Ватикан – папское государство


Площадь: 0,44 км2;

Длина границ: 2,6 км;

Население: около 1 тысячи человек;

Язык официальных документов: латинский;

Денежная единица: итальянская лира;

Форма правления: теократическая монархия;

Глава государства: Папа римский (глава католической церкви)


1.1. Государственный строй


Ватикан – папское государство-город, резиденция главы католической церкви. Расположен в западной части Рима – столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Был создан на основе выданного Папой, как главой католической церкви Конституции от 1 июня 1929 г. Почти со всех сторон обнесен каменной стеной;

Глава государства – Папа - избирается пожизненно тайным голосованием совещательного органа – коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (на 1970 г. – 136 чел.).

Папе принадлежит верховная законодательная и исполнительная власть.

Функции премьер-министра выполняет госсекретарь.

Административное управление территорией Ватикана осуществляет специальная Папская комиссия в составе 5 кардиналов и подчиненный ей губернатор. В 1968 в целях управления была создана консульта – совещательный орган в состав, которого входит 30 человек мирян (24 из них проживают в Риме, а 6 почетные члены – иностранцы).

Охрана Ватикана и церемониальные функции возложены на швейцарскую гвардию.


1.2. Ватикан — международный центр католической церкви


Позиции Ватикана и его роль определяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь на массы верующих, и тем контролем, который Ватикан осуществляет над клерикальными силами. По официальным католическим источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.

Под контролем Ватикана находятся массовые католические организации. Большинство из них входит в систему «Католического действия» — комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения. Существует (1970 г.) около 40 международных католических организаций.

Крупнейшие:

-         Всемирный союз женских католических организаций (36 млн. человек в 61 стране);

-         Всемирная федерация католической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др.

Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 — Международная конфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). Ватикан опирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше 30 в 1968); некоторые из этих партий находятся у власти.

Ватикан — крупнейший религиозно-идеологический центр католицизма. Под его контролем находятся многочисленные католические учебные заведения, католическая печать, радио, кино, телевидение.

                                    В центре  - собор и площадь св. Петра.


Пропагандистские силы Ватикана активно выступают против коммунизма. Социальная доктрина Ватикана направлена на защиту частной собственности, классового деления общества, классового неравенства и пр. Основные идеологические и практические рекомендации излагаются в выступлениях папы и в энцикликах — посланиях папы к духовенству и верующим, а в отдельных случаях — к «людям доброй воли».

История внешней политики Ватикана свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистических держав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, Ватикан сотрудничал с фашистскими державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 — с Германией, в 1940 — с Португалией. В условиях агрессии фашистских держав против республиканской Испании (1936—39), Чехословакии (1938— 1939), Албании (1939), Польши (1939) Ватикан не поднял голоса протеста против преступлений фашизма и фактически попустительствовал им. В этот период основой политики Ватикан становится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового похода против СССР в 1930, антикоммунистическая энциклика «Divini Re-demptoris» в 1937 и т.д.). Во время 2-й мировой войны 1939—45 В. был одним из центров переговоров о сепаратном мире между представителями фашистской Германии и Италии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгрома фашистских государств В. заявил о непризнании послевоенной границы Германии по Одеру — Нейсе (послание Пия XII немецкому епископату в 1948).

Вражда к коммунизму сделала Ватикан после 2-й мировой войны союзником наиболее агрессивных империалистических кругов США и др. капиталистических стран в их борьбе против сил демократии и социализма. Ватикан приветствовал планы образования агрессивного военного блока НАТО (апостолическое послание Пия XII в феврале 1949) и военного Западноевропейского союза (заявление Пия XII от 3 октября 1953). В 1949 опубликован декрет, которым отлучались от церкви коммунисты и все те, кто сотрудничает с ними или читает коммунистическую печать. Ватикан и его клерикальная агентура пытались помешать развитию социалистических революций в странах народной демократии. Руководители Ватикана выступили против тех мероприятий народно-демократической власти, которые наносили удар по экономическим позициям католической церкви (например, протест Ватикана в 1947 чехословацкому правительству по поводу секуляризации церковных земель в Чехословакии, репрессивные отлучения многих лиц от церкви в Румынии в 1951, в Польше — в 1953). В Польше, Чехословакии и др. странах Ватикан стремился активизировать деятельность сил политического клерикализма — католических политических партий и общественных светских организаций. В 1949 был издан декрет, осудивший патриотически-настроенных священников и мирян-активистов Чехословакии, отказывавшихся следовать про империалистическому курсу Ватикана. Ватикан поддерживал контрреволюционный мятеж в Венгрии в 1956, одним из активных участников которого был кардинал Миндсенти. После 2-й мировой войны Ватикан развернул клеветническую кампанию против Советского государства; в западных районах СССР агенты Ватикана из среды реакционного католического духовенства и изменников Родины пытались помешать восстановлению народного хозяйства. В наиболее чёткой форме антисоветская позиция Ватикана, характерная для 50-х гг., была изложена в «Апостолическом послании народам России» Пия XII (7 июля 1952).

Развитие мирового революционного процесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций В., падение влияния католической церкви на массы (в булле «Humanae salutis», 1962, Иоанн XXIII сравнивал современный этап существования католической церкви «с самыми трагическими временами её истории»). В связи с этим руководители Ватикана были вынуждены пересмотреть политическую линию Ватикана, пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире. Эволюция социальной доктрины католической церкви нашла отражение в энциклике «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961), в которой содержатся элементы буржуазного реформизма. Проявлением новой тенденции Ватикана по отношению к вопросам войны и мира явились выступления Иоанна XXIII в 60-х гг. в защиту мира и за решение спорных международных вопросов путём переговоров. Основные принципы политики клерикального пацифизма сформулированы в энциклике «Pacem in terris» («Мир на земле», 1963), а также в пастырской конституции «О церкви в современном мире», выработанной на Вселенском соборе 1962—65 гг.

По мере укрепления социалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы стал намечаться более реалистический подход Ватикана к странам социализма. В 60-е гг. впервые в международную практику вошли обмен посланиями и встречи между некоторыми руководителями социалистических государств и папой римским. Развитие отношений Ватикана с социалистическими странами нашло отражение в подписании:

1)    в 1964 соглашения между Ватиканом и Венгрией, регулирующего некоторые практические вопросы, связанные с деятельностью католической церкви в Венгрии;

2)    в 1966 г. протокола нормализующего отношения между Ватиканом и Югославией.

Ватикан поддерживает официальные дипломатические отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также с Югославией.

Значительное внимание Ватикан уделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах. С 50-х гг., в условиях краха колониальных режимов в Азии и Африке, Ватикан предпринял активные меры по созданию местных кадров высшего католического духовенства: в 1952 были назначены епископами местные католические священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 — в Нигерии; в 1954 — в Бирме и Южной Африке и т.д. 28 марта 1960 римский папа впервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву). В эти же годы особое внимание уделялось образованию местных католических церквей: в 1950 — в Британской Западной Африке, в 1953 — в Британской Восточной Африке, в 1955 — в Бирме, Южной Родезии, Малайе, Марокко, на Мадагаскаре и т.д. Были установлены дипломатические отношения с молодыми государствами Азии и Африки. Изложение основ политики клерикального неоколониализма католической церкви в развивающихся странах даётся в энциклике «Populorum progressio» («Прогресс народов», 1967). В 1970 В. был представлен в странах Азии 14 дипломатическими представительствами, в странах Африки — 16. Всего в 1970 г. у Ватикана было 64 заграничных дипломатических представительства (в том числе 14 в Европе, 19 в Латинской Америке). Кроме того, Ватикан имеет 15 апостолических делегаций (не носящих дипломатического характера), в том числе в США и Великобритании. Ватикан имеет постоянных наблюдателей при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и некоторых др. международных организациях. В январе 1971 Ватикан заявил о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Новые явления в деятельности Ватикана не означают отказа от традиционного антикоммунистического курса в идеологии. Свидетельством этого служат выступления некоторых руководителей Ватикана, выпады против «атеистического коммунизма» в энциклике Павла VI (папа с 1963) «Ecclesiam suam» (1964), заявление кардинала Оттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.

Вокруг вопросов, связанных с определенными аспектами современного курса Ватикана, в частности с вопросами сохранения мира на земле и политики в отношении социалистических стран, идёт острая борьба различных тенденций в католическом движении многих стран, в том числе в самом Ватикане, между так называемыми обновленцами и консерваторами.


Глава 2. Дипломатия Ватикана: история и современность


Сегодня Святой Престол поддерживает дипломатические отношения более чем со 170 государствами. Две дипломатические миссии Ватикана носят особый характер - это Представительство Святого Престола в Российской Федерации и Бюро Организации освобождения Палестины. Как видно, среди них нет ни политической, ни религиозной однородности.


2.1. Международный статус Католической Церкви


Католическая Церковь, единственная среди религиозных обществ мира, является международным юридическим лицом, действительно признанным государствами и международными организациями и гарантированным согласно нормам международного дипломатического права. Ни одна другая конфессия или религиозная организация не обладает подобным статусом.

Однако, не только в номинальном, но и в концептуальном плане, существует неясность по поводу субординации международных ипостасей Католической Церкви. Фактически, имеются три четко очерченные структуры: сама Католическая Церковь, Святой Престол и Град Ватикан.

Для разрешения кажущейся неясности, некоторые обращаются, в первую очередь, к историческому событию, имевшему место 11 февраля 1929 г., когда представители Святого Престола и Италии подписали знаменитое Латеранское Соглашение. Данное Соглашение, носящее международный характер, положило конец так называемому "римскому вопросу". Латеранский Трактат вновь подтвердил полный суверенитет Святого Престола, помимо признания определенной территории, Града Ватикана, которая сводилась до минимума (действительно, речь идет всего о 44 гектарах, на которых расположены церкви, дворцы, музеи и сады).

Во вводной части Латеранского Трактата четко заявлено, что Святому Престолу требуется видимое обозначение, дабы иметь возможность абсолютно независимо исполнять свою миссию на международном уровне. Поэтому и было сочтено необходимым признать полный суверенитет Святого Престола помимо Града Ватикана. Речь идет о некоем подобии государства, как средства для достижения одной цели: территориальной гарантии пользования духовной независимостью. Однако истинную цель государства следует искать в другом.

То, что Град Ватикан является чисто технической структурой в юридическом плане, хорошо видно из факта постоянного международного признания Святого Престола в момент, когда исчезли папские государства и не существовал еще даже Град Ватикан. Подобное постоянное международное признание, вопреки отсутствию какого бы то ни было посредника среди светских властей, позволяет нам убедиться, что в то время эта власть основывалась (и продолжает основываться в настоящее время, как всякий раз становится все яснее) на духовном суверенитете Католической Церкви. В основу подобного суверенитета заложены правовые и социальные вопросы, постоянно присутствующие в рамках той реальности, что проявилась в ходе веков. Такой суверенитет сродни, но не идентичен, суверенитету государства, и в основе его находится определенная группировка (существующая иерархия), по-иному организованная (на основе духовных ценностей), которая следует независимым курсом и может абсолютно свободно использовать те средства, которые считает необходимыми для своей миссии или единства.

Святой Престол - в своем прямом значении - рассматривается как служение Папы, из которого проистекает его двойственный суверенитет: как Главы Католической Церкви и как руководителя Града Ватикана. Принятое же в более широком смысле, данное понятие охватывает всю совокупность конгрегаций, судов, учреждений и комиссий, которые сотрудничают с правительством под руководством Папы. В некоторых же исключительных случаях Святой Престол выступает перед внешним миром в качестве центрального органа правительства Католической Церкви, и именно при исполнении данной своей функции он получает международное признание.

Католическая Церковь и Святой Престол - это две институции, между которыми следует провести четкое различие. Тогда как Католическая Церковь является объединением лиц, собравшихся вокруг Иисуса Христа, Святой Престол представляет собой высшую иерархическую власть данной Церкви и Града Ватикана.

Итак, для приведения этой кажущейся неясности к более приемлемой форме, можно утверждать, что ватиканская дипломатия, дипломатия Святого Престола и дипломатия Католической Церкви суть дипломатия, возглавляемая Папой. Поэтому она традиционно называется также попросту папской или римской дипломатией.


2.2. Аспекты папской дипломатии


Присутствие папских представителей (легатов) при отдельных Церквях и при гражданских властях является фактором, который сегодня принял довольно большой размах. Посредством Апостольских нунциатур и Делегаций Церковь поддерживает дипломатические отношения почти со всем миром и с многочисленными международными организациями; речь идет о государствах с различным политическим строем и различным отношением к религии: среди них государства с ярко выраженным конфессиональным признаком - католические, христианские, мусульманские, государство Израиль; а также без такового - государства, которые находятся в оппозиции по отношению к религии.

В первые века своей истории и до начала осуществления временной власти, Римская Церковь направляла в Церкви отдаленных регионов своих Апостольских викариев, которые являлись резиденциальными епископами с особыми полномочиями.

В середине V века, Церковь начала направлять апохризариев, или иначе, ответственных, к императорскому двору Византии (Константинополя), дабы лучше знать ситуацию в Восточных Церквях и иметь официальное (дипломатическое) представительство при императоре.

В конце IX века появляется еще одна категория папских представителей, а именно legatus missus (легат-посланник), которые, будучи резиденциальными епископами на основных кафедрах Церкви, выполняли также иные особые миссии в церковных кругах.

Учреждение постоянных Апостольских нунциатур впервые имело место в конце XV века, приобрело стабильную форму в XVI веке при понтификате Григория XIII (1572-1585) и продолжало развиваться вплоть до настоящего времени.

И, наконец, в последнее время, среди папских представителей мы встречаем делегатов или наблюдателей, которых Святой Престол направляет для участия в различных международных организациях или конференциях.

Кодекс Канонического Права, содержащий в себе нормы, определяющие дисциплину в лоне Католической Церкви, упоминает папских представителей (легатов) в Книге II, I раздел, V глава, кан. 362-367.

Согласно кан. 362: "Римский Первосвященник обладает прирождённым и независимым правом назначать и направлять своих легатов в отдельные Церкви различных государств и регионов, а наряду с этим - в государства и к гражданским властям, а также переводить и отзывать их, соблюдая нормы международного права относительно направления и отзыва послов, аккредитованных при государствах". Канон говорит, что Папа имеет неоспоримое и независимое право назначать и посылать своих представителей в другие государства. Это право признаётся de iure и de facto. Дальше, канон говорит о миссии ad intra, или иначе межцерковной (либо внутренней), а также о миссии ad extra (внешней или дипломатической). В обоих случаях именно Папе принадлежит активное право миссии (направлять, переводить или отзывать своих легатов). Несмотря на это, присутствующая здесь ссылка на международное право, касающаяся внешней миссии, включает также, согласно последнему, пассивное право на миссию, которое позволяет Святому Престолу аккредитовывать при себе дипломатические представительства в ранге посольств или миссий, либо - в некоторых случаях - в лице посланника или поверенного в делах.

Двойственную функцию папского представительства: церковную (при отдельных Церквах) и дипломатическую (при государствах и международных организациях) ярко отражает кан. 363:

1) легатам Римского Первосвященника поручается обязанность постоянным образом представлять особу Римского Первосвященника при отдельных Церквах, а также в государствах и при гражданских властях, к которым они были направлены;

2) Апостольский Престол представляют также и те, кто направляется по папской миссии на международные совещания или на конференции и собрания в качестве делегатов или наблюдателей. В случае церковного представительства, оно считается односторонним, поскольку не нуждается в согласии отдельной Церкви, так как проистекает из первенствующей обязанности Папы, Вселенского Пастыря Католической Церкви. Подобное папское представительство, в узком смысле, не рассматривается как дипломатическое. Однако, оно представляет собой межцерковную миссию, определяемую как собственно основная миссия папских представителей.

В случае же с папским представительством при государстве или международной организации, оно возникает согласно договоренности между двумя сторонами: Святым Престолом как аккредитуемой властью и правительствами аккредитующих государств (или центральными органами международных организаций); в данном случае, речь идет о подлинной двусторонней дипломатии.

Помимо этого, тогда как церковное представительство руководствуется исключительно нормами Канонического Права, как собственное учреждение Церкви, второе, а именно дипломатическое, руководствуется международным правом, а в его рамках, более конкретно, дипломатическим правом.

Дипломатическая природа папского представительства впервые была санкционирована позитивным международным правом в 1870 г. в статье 1 Регламента Венского Конгресса о ранге дипломатического агента; впоследствии же, в 1961 г., в ст. 14 Венской Конвенции о дипломатических сношениях. В нормальных случаях Папа вводит своего представителя в епископский сан, обычно с титулом архиепископа, чтобы он мог в совершенстве выполнять свое первоначальное служение перед поместной Церковью.

Для выполнения своей роли представитель Святейшего Отца занимает место в международных отношениях в ранге посла. Венская Конференция признала исключительность миссии представителя Папы Римского, сохранила его титул "Апостольский нунций" вместо "посол" для определения представителя Святого Престола. Здесь надо бы заметить, что используемая некоторыми терминология: "посол Ватикана", или "представитель Ватикана" в адрес нунция - некорректная. Корректными являются, наоборот, выражения: "представитель Папы", или "представитель Святого Престола". Уместно здесь упомянуть, что под выражением Апостольский Престол или Святой Престол - согласно кан. 361 - подразумевается Римский Первосвященник и другие учреждения Римской Курии. Государство, принявшее представителя Папы, может признать ему титул Декана дипломатического корпуса (Primus inter pares). Таким образом, он является первым среди глав дипломатических миссий ipso facto, начиная со дня вручения своих верительных грамот главе государства (а не главе правительства). Если, наконец, данное государство не наладило дипломатических отношений со Святым Престолом, представитель Папы носит титул Апостольского делегата.

Что же касается конкретных функций папского представительства Святого Престола, как ad intra так и ad extra, Каноническое Право перечисляет их в следующем порядке:

Согласно миссии перед поместными Церквами (кан. 364): а) Апостольский нунций выполняет роль гаранта единства Церкви: главная обязанность папского легата состоит в том, чтобы узы единства, связывающие Апостольский Престол и отдельные Церкви, постоянно крепли и становились всё более действенными; б) Таким образом, для области его юрисдикции папскому легату надлежит:

1) сообщать Апостольскому Престолу об условиях, в которых находятся отдельные Церкви, и обо всём, что касается самой жизни Церкви и блага душ;

2) делом и советом способствовать епископам, оставляя в неприкосновенности осуществление ими своей законной власти;

3) поддерживать тесные связи с Конференцией епископов и оказывать ей всяческую помощь;

4) относительно назначения епископов - пересылать или предлагать Апостольскому Престолу имена кандидатов, а осуществлять сбор сведений о возводимых в этот сан согласно нормам, изданным Апостольским Престолом;

5) стараться поддерживать то, что имеет отношение к миру, прогрессу и международному сотрудничеству;

6) вместе с епископами вносить свой вклад в то, чтобы Католическая Церковь поддерживала подобающие отношения с другими Церквами или церковными общинами и даже нехристианскими религиями;

7) взаимодействуя с епископами, блюсти в отношениях с руководителями государства то, что имеет отношение к миссии Церкви и Апостольского Престола;

8) кроме того, осуществлять полномочия и исполнять другие поручения, доверяемые ему Апостольским Престолом.

В данном каноне уточняется задача, общая для всех представителей Римского Первосвященника, каким бы ни был их титул или наименование, что, в свою очередь, требует от них сохранения особой и тесной связи с Римским Первосвященником и с церковной иерархией той страны, куда они направлены. Это понято, имея в виду, что посредством его служения Папа "имеет полную верховную и универсальную власть над Церковью, которую может всегда свободно вершить" и это власть ординарная и непосредственная. Больше того, "Римский Первосвященник, как преемник Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов и множества верных".

Следовательно, одно из самых главных в его служении в Церкви - это благоприятствовать тому, "чтобы епископат был един и неделим". Как преемнику Петра Папе велено тоже "укреплять братьев", то есть "править ими, сохранять их в единстве, но также нести им помощь и утешение как и, в какой то мере, одним своим присутствием". Итак, нунций, как посланник самого Папы, представляет его адекватным и свойственным преемнику Петра способом, для укрепления его братьев в епископате и для эффективного присутствия среди верующих поместной Церкви.

Уместно здесь напомнить, что действия Папского представителя должны нести помощь епископам, священникам, монашествующим и всему верному народу, которые могут в нем найти поддержку и защиту, так как он представляет высшую власть, утверждённую для блага всех. Его миссия не подчиняет и не замещает епископской власти (или других низших инстанций) и она отнюдь не стесняет её, а наоборот, укрепляет её, поддерживает и помогает ей братским и благоразумным советом св. Григория Великого: "Если не соблюдается власть (юрисдикция) каждого епископа, тогда имеется нарушение порядка мною самим, который должен сохранить порядок в Церкви".

В итоге, представителю Римского Первосвященника вверена "роль свидетеля Вселенской Церкви". Он является эффективным знаком единства и церковной соборности в деле евангелизации. Он является также свидетелем любви и старательности людей на христианских принципах общественной жизни, таких, как противостояние насилию, солидарность, взаимное уважение, справедливость, защита достоинства человеческой личности, которые, в свою очередь, через примирение и христианское прощение ведут к согласию и миру.

Согласно миссии перед государством - дипломатической (кан. 365, 1):

На папского легата, осуществляющего в то же время посланническую миссию при государствах в согласии с нормами международного права, возлагается также особая обязанность:

а) устанавливать и поддерживать связи между Апостольским Престолом и другими государствами;

б) заниматься вопросами, касающимися отношений между Церковью и государством, и особым образом содействовать заключению конкордатов и других соглашений такого рода (modus vivendi, etc:) и приведению их в действие.

То, что делает возможным встречу Церкви с государством на дипломатическом уровне - это служение человеку. Так Церковь, как и государство, являются автономными, совершенными и независимыми обществами, имеющими разные ограничения, но оба они служат человеку. Из этого следует, что диалог между этими двумя субъектами необходим для взаимного сотрудничества в пользу мира и прогресса и для избежания конфликтов.

Хотя истинно то, что на протяжении веков и от самого начала своей истории папская дипломатия проявила себя совершенно независимой от временной власти, она безусловно восприняла от этой временной власти постоянные структуры. И именно временные дела Церкви обусловили учреждение первых постоянных нунциатур.

Несмотря на это, было бы ошибочным полагать, что Римский Первосвященник обладает правом миссии лишь в силу своей бытности главой государства. Уже было сказано выше, что в период с 1870 по 1929 гг. Святой Престол не обладал временной властью и, несмотря на это, продолжал выступать в качестве международного лица, действовали нунциатуры и посольства, были заключены конкордаты и, по просьбам некоторых держав, Папы могли выступать посредниками в международных конфликтах.

Не вызывает сомнения, что в течение периода, когда Папа управлял относительно важным государством, нунции представляли Папу так же, как временного суверена. Однако стремление утверждать, что в те времена они являлись лишь министрами суверенов государств Церкви, показывает незнание инструкций Государственного Секретариата или любого другого документа относительно характера их миссии. Поэтому необходимо подчеркнуть, что Папское Представительство основывается не столько на территориальном суверенитете Римского Первосвященника, сколько на его духовном суверенитете как Главы Церкви, чья миссия - вспомним Соборную Конституцию "Радость и надежда" - "не есть политического, экономического или социального порядка", но - "порядка религиозного". Таким образом, в той степени, в которой международное лицо Католической Церкви и, как следствие, папская дипломатия, соответствуют миссии, порученной Церкви исполнять в мире, она отвечает воле ее божественного Основателя.

Никого не может удивлять тот факт, что Папа, в силу права, неотъемлемого от его духовной миссии и подтвержденного светскими историческими событиями, направляет своих представителей к верховным властям государств, в которых присутствует Церковь. Основанием этого является то, что Церковь и государство, суверенные и независимые сообщества, должны стоять на службе у одного субъекта - человека, чтобы тот достиг своей сверхъестественной и временной цели; для этого некоторые аспекты их деятельности являются взаимодополняющими. Благо человека и международного сообщества требует достижения искреннего согласия между двумя властями, чтобы сотрудничать во благо всеобщего мира, внутреннего порядка и прогресса наций. Это также подразумевает сотрудничество Церкви с международными организациями на службе мира и прогресса. В этой связи можно привести точное высказывание ст. 2 Латеранского Соглашения, признающего суверенитет Святого Престола в международной сфере "как неотъемлемую часть ее природы, отвечающей ее традиции и требованиям ее миссии в мире".

Папская дипломатия отвечает целям Церкви. Поэтому в ее цели не входит соблюдение политических, экономических или социальных интересов, но только религиозных, несмотря на то, что порой последние могут оказать влияние на первые. Однако тот, кто видит лишь деятельность, ограниченную рамками временной власти, не может рассматривать ее всего лишь как анахроничную и бесполезную. Напротив, роли Церкви и государства четко разграничены, и дело Церкви заключается в защите своих религиозных интересов перед государством, совершенно свободно используя при этом средства для выполнения своей духовной миссии

Заключение


В Италии, в западно-центральном районе города Рима, находится уникальнейшее государство-город Ватикан. Этот маленький участок города не имеет ни инфраструктуры, ни добывающей отрасли, ни заводов, ни фабрик. Зато, это совершенно уникальное государство держит власть над огромным, превышающим его во множество раз, католическим миром. Ватикан обладает своим укладом, неповторимым общественным строем, хранит множество национальных традиций и является одним большим музейным экспонатом мировой культуры.

Это крохотное государство несёт только одну цель - оно является центром мировой католической церкви, а также резиденцией папы римского - главного патриарха мира. Именно тут перемешиваются жизнь большого современного города с тихой церковной жизнью древнего мира.

Совершенно очевидно, что это государство требует отдельного пристального рассмотрения.


Список литературы


1.     И. Лаврецкий Ватикан Религия, финансы и политика.   М., Госполитиздат. 1957

2.     И.Р. Григулевич Папство. Век XX.  М., Издательство политической литературы. 1978

3.     «Наука и религия» №6 2000г.

4.     Энциклопедия для детей. Всемирная история.  М., Аванта, 1996

5.     «Религии мира», Я. Н. Щапов, Просвещение, 1994.

6.     «Экономическая география мира», В. П. Максаковский, Просвещение, 1995.

7.     «Географический справочник. Западная Европа», Просвещение, 1996.