Приложение 1

Схема линейной структуры управления

 




Линейные исполнители

 




Исполнители




А1




 

 

А2

 

 


А3

 

Б1

 


Б2

 

Б3

 
 







Преимущества

Недостатки

1)        Четкое разграничение ответственности и компетенции;

1)        Высокие профессиональные требования к руководителю;

2)        Простой контроль;

2)        Сложные коммуникации между исполнителями;

3)        Быстрые и экономичные формы принятия решения;

3)        Низкий уровень специализации руководителей;

4)        Простые иерархические коммуникации;

4)        Ярко выраженный авторитарный стиль руководства;

5)        Персонифицированная ответственность.

5)        Перегрузка руководителя.





Приложение 2

Схема многолинейной (функциональной) структуры управления.

 

 

А

 

Б

 

В

 
Функциональные     службы

 

 

 

 

 

 

Исполнители




Преимущества

Недостатки

1)        Высокий профессиональный уровень подготовки решений;

1)        Сложность подготовки и согласования решений;

2)        Быстрая коммуникация;  

2)        Отсутствие единого руководства;

3)        Разгрузка высшего руководства;

3)        Дублирование распоряжений и коммуникаций;

4)        Профессиональная специализация руководителя.

4)        Сложность отсутствия контроля;

5)        Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

5)        Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.



Приложение 3

Схема линейно-штабной структуры управления.


 




                                    Линейные службы

 













                                         Исполнители



Преимущества

Недостатки

1)        Снижение загрузки линейных руководителей;

1)        Увеличение штатов за счет штабных структур;

2)        Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов;

2)        Опасность конфликтов линейных и функциональных структур;

3)        Улучшение горизонтальной координации;

3)        Сложность вертикальных коммуникаций;

4)        Баланс функционального и линейного руководства.

4)        Нечеткость процедур принятия решений.

Приложение 4

Схема дивизиональной структуры управления.

 

Преимущества

Недостатки

1)        Четкое разграничение ответственности;

1)        Высокая потребность в руководящих кадрах;

2)        Высокая гибкость и адаптивность системы;

2)        Сложная координация;

3)        Высокая самостоятельность структурных единиц;

3)        Повышенные затраты за счет дублирования функций;

4)        Разгрузка высшего менеджера;

4)        Сложность осуществления единой политики;

5)        Простота коммуникационных сетей;

5)        Разобщенность персонала;

6)        Кадровая автономия, высокая мотивация.

6)        Слабый синергетический эффект.



Приложение 5

Схема функциональной структуры управления

 

 

Преимущества

Недостатки

1)        Профессиональная специализация руководителей подразделений;

1) Отсутствие единого технического руководства по продуктам, проектам;

2)        Снижение риска ошибочных явлений;

2)        Снижение персональной ответственности за конечный результат;

3)        Высокий профессиональный авторитет специалистов;

3)        Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;

4)        Высокие возможности координации;

4)        Размытость ответственности и границ компетенции.

5)        Простота формирования и реализации единой инновационной политики.



Приложение 6

Схема матричной организационной структуры управления

 

 

 

 

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение по продуктам (проектам);

Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;

Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений;

Высокие требования к коммуникации;

Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений;

Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения;

 Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей;

Ослабление персональной ответственности и мотивации;

Благоприятные условия коллективного стиля руководства;

Необходимость и опасность компромиссных решений;

Простота разработки и реализации единой политики.

Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых.





Приложение 7

Схема проектной организационной структуры управления

 

Преимущества

Недостатки

Высокая гибкость и адаптивность систем;

Сложные механизмы координации;

Снижение риска ошибочных решений;

Возможные конфликты из-за двойного подчинения;

Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений;

Размытость ответственности по отдельному проекту;

Возможность учета специфических условий региона;

Сложность контроля работ по проекту в целом;

Разграничение сфер ответственности;

Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам.

Кадровая автономия функциональных подразделений;


Целевое руководство проектом на основе единоначалия.








Приложение 8

Сравнение механистической и органической структур


Процессы

Механистическая структура

Органическая структура

1.        Лидерство

Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением

Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением

2.        Мотивация

Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения  между служащими относительно организации и ее целей

Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей

3.        Связь

Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности

Информация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная

4.        Взаимодействие

Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность

Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления

5.        Принятие решения

Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации

Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс

6.        Постановка цели

Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие

Групповое участие в постановке высоких, реальных целей

7.        Контроль

Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них

Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем

8.        Осуществление целей

Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации

Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации

 






Приложение 9

 



















Приложение 10

Должностная инструкция директора

УТВЕРЖДАЮ" Директор ______ФГУП ППЗ «Хабаровский»__________ "_______"_____________200_5___ г.

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (примерная) Директор  (код КП 1233)

1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность  директора предприятия. 1.2. Директор назначается на должность и освобождается от должности в установленным действующим трудовым законодательством порядке приказом. 1.3. Директор подчиняется непосредственно собранию учредителей 1.4. В своей работе директор руководствуется Конституцией, нормативно-правовыми и законодательными актами. Кодексом законов о труде и настоящей должностной инструкцией. 1.5. В период временного отсутствия  директора, его обязанности возлагаются на  2. Квалификационные требования: на должность  директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж экономической работы на руководящих должностях в соответствующей отрасли не менее 5 лет. 3. Директор должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность отрасли и финансово-экономической деятельности юридических лиц; -профиль, специализацию, особенности структуры предприятия; - перспективы технического и финансово-экономического положения предприятия; - производственные мощности предприятия; - основы технологии производства продукции; - порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия - рыночные методы хозяйствования и финансового менеджмента; - порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности; - организацию финансовой работы на предприятии, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания и сбыта продукции; - организацию погрузочно-разгрузочных работ; - порядок разработки нормативов оборотных средств, норм расхода и запасов товарно-материальных ценностей; - порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; - экономику, организацию производства, труда и управления; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; - основы менеджмента и маркетинга; - перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия; - перспективы технического и социального развития предприятия; - требования и порядок работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ); - правила внутреннего трудового распорядка предприятия; - требования по охране окружающей среды. 4. Функциональные обязанности: Примечание. Функциональные обязанности  директора определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности  директора и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств. Директор: 4.1. Осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. 4.2. Организует участие подчиненных ему служб и структурных подразделений в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия, а также в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортирования сырья, сбыту готовой продукции. 4.3. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок). 4.4. Осуществляет контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным расходованием оборотных средств и целевым использованием банковского кредита, прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, и обеспечивает своевременную выплату заработной платы рабочим и служащим. 4.5. Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, повышению эффективности производства, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов. Участвует от имени предприятия в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации выпускаемой продукции. 4.6. Контролирует соблюдение дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам продукции и их соответствие хозяйственным договорам, изучает рыночную конъюнктуру на выпускаемые предприятием изделия. 4.7. Организует работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов и готовой продукции. 4.8. Обеспечивает рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принимает меры к максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями. 4.9. Организует работу по использованию и реализации вторичных ресурсов и побочных продуктов. 4.10. Обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по сбыту готовой продукции, финансовой деятельности, материально-технического снабжения и работы транспорта. 4.11. Рассматривает претензии, поступающие от потребителей , совместно с юрисконсультом готовит ответы на претензии, заявленные иски и направляет претензии потребителям с случае нарушения ими условий договоров. 4.12. Координирует работу подчиненных ему служб и подразделений. 5. Права Директор имеет право: 5.1. Давать подчиненным ему сотрудникам, службам и подразделениям поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности. 5.2. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных ему служб и подразделений. 5.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Коммерческого директора от служб и подразделений предприятия. 5.4. Вступать во взаимоотношения со сторонними учреждениями и организациями для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Коммерческого директора. 5.5. Представлять интересы предприятия в сторонних учреждениях и организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности предприятия. 6. Ответственность Директор несет ответственность за: 6.1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия. 6.2. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб и подразделений по вопросам их производственной деятельности. 6.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб и подразделений. 6.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора предприятия. 6.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам. 6.6. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных службы и персоналом, находящемся в подчинении директору. 7. Право подписи. Условия работы. 7.1 Директору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности. 7.2. Режим работы  директора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии. 7.3. В связи с производственной необходимостью,  директор может выезжать в служебные командировки . 7.4. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности,  директору может выделяться служебный автотранспорт. 8. Прочие условия Настоящая Должностная Инструкция сообщается  директору под расписку. Один экземпляр Инструкции хранится в личном деле работника. С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять___________________(Подпись) "______"______________200___ г.


Приложение 11

Положение о бухгалтерской службе

ФГУП ППЗ «ХАБАРОВСКИЙ»

«УТВЕРЖДАЮ»

_________________Д.Я. Фукс

«___»______________200__г.

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

1)       Бухгалтерская служба  является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.

2)       Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:

- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.

- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.

- Эффективное управление денежными потоками.

- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.

- Осуществление контроля  за финансовыми потоками предприятия.

- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.

3)       Бухгалтерская служба осуществляет ведение  анализа и прогнозирования.

4)       Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской  службы предприятия:

-          разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;

-          системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;

-          разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;

-          обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;

-          управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;

-          улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;

-           управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;

-          более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;

-          управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;

-          осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;

-          мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;

-          направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;

-          разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;

-          анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;

-          оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;

-          внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.

Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.

Приложение 12

Директор- 1 ч.

 
Оптимизированная структура ФГУП ППЗ «Хабаровский»

 

















Приложение 13

Надпись: 2.1.1 Обеспечение выпуска продукции по заказам от городских структур

Надпись: 2.1.3 Взаимодействие с регулирующими государственными органамиНадпись: 2.1.2.Выполнение гражданского,трудового,налогового законодательств,
         ГОСТов и инструкций
Надпись: 2.2.1 Обеспечения материально-технического снабженияНадпись: 2.2.2 Обеспечение изготовления продукции для нужд предприятия.Надпись: 2.2.3 Обеспечение необходимых условий труда.Надпись: 2.2.4 Внедрение новых технологийНадпись: 2.2.5 Разработка и уточнение требований, предъявляемых к готовой  
        продукции.
Надпись: 2.2.6 Обеспечение ремонта помещений и оборудования.Надпись: 2.2.7 Изучение спроса и анализ рынка. Надпись: 2.2.8 Управление персоналом и обеспечение трудовыми ресурсами.Надпись: 2.3.1 Заключение договоров с гос. и  частными предприятиями.Надпись: 2.3.2  Открытие сети торговых представительств.Надпись: 2.3.3   Заключение договоров о совместной деятельности с другими 
           предприятиями.
Надпись: 2.3.4   Осуществление рекламной деятельности

Надпись: 2.3.5    Анализ деятельности предприятий-конкурентов.Надпись: 2.3.6  Повышение уровня  конкурентоспособности продукции.Надпись: 2.3.7   Поиск потенциальных инвесторов.Надпись: 2.3.8   Анализ деятельности предприятий- аналогов.Надпись: 2.4.1  Разработка и совершенствование норм.-мет.обеспечения  УПНадпись: 2.4.2   Совершенствование произв. и орг. структуры предприятия.Надпись: 2.4.3  Разработка прогназов,осн. напр-й  развития и планов предприятия.Надпись: 2.4.4  Разработка и развитие АСУП, как ср-ва совершенствования  СОУ                                                                 






















Приложение 14

Функциональная FAST-диаграмма  отдела

Вспомогательные бюджеты

 

Долгосрочные финансовые вложения

 

Работа с учредительными документами

 
 управления качеством

Надпись: Работать с исходнойНадпись: Получать информацию