Приложение 1
Схема линейной структуры управления
Линейные исполнители
Исполнители
|
|
|
|
|
|
Преимущества |
Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности и компетенции; |
1) Высокие профессиональные требования к руководителю; |
2) Простой контроль; |
2) Сложные коммуникации между исполнителями; |
3) Быстрые и экономичные формы принятия решения; |
3) Низкий уровень специализации руководителей; |
4) Простые иерархические коммуникации; |
4) Ярко выраженный авторитарный стиль руководства; |
5) Персонифицированная ответственность. |
5) Перегрузка руководителя. |
Приложение 2
Схема многолинейной (функциональной) структуры управления.
|
|
|
Исполнители
Преимущества |
Недостатки |
1) Высокий профессиональный уровень подготовки решений; |
1) Сложность подготовки и согласования решений; |
2) Быстрая коммуникация; |
2) Отсутствие единого руководства; |
3) Разгрузка высшего руководства; |
3) Дублирование распоряжений и коммуникаций; |
4) Профессиональная специализация руководителя. |
4) Сложность отсутствия контроля; |
5) Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. |
5) Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
Приложение 3
Схема линейно-штабной структуры управления.
Линейные службы
Исполнители
Преимущества |
Недостатки |
1) Снижение загрузки линейных руководителей; |
1) Увеличение штатов за счет штабных структур; |
2) Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов; |
2) Опасность конфликтов линейных и функциональных структур; |
3) Улучшение горизонтальной координации; |
3) Сложность вертикальных коммуникаций; |
4) Баланс функционального и линейного руководства. |
4) Нечеткость процедур принятия решений. |
Приложение 4
Схема дивизиональной структуры управления.
Преимущества |
Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности; |
1) Высокая потребность в руководящих кадрах; |
2) Высокая гибкость и адаптивность системы; |
2) Сложная координация; |
3) Высокая самостоятельность структурных единиц; |
3) Повышенные затраты за счет дублирования функций; |
4) Разгрузка высшего менеджера; |
4) Сложность осуществления единой политики; |
5) Простота коммуникационных сетей; |
5) Разобщенность персонала; |
6) Кадровая автономия, высокая мотивация. |
6) Слабый синергетический эффект. |
Приложение 5
Схема функциональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
1) Профессиональная специализация руководителей подразделений; |
1) Отсутствие единого технического руководства по продуктам, проектам; |
2) Снижение риска ошибочных явлений; |
2) Снижение персональной ответственности за конечный результат; |
3) Высокий профессиональный авторитет специалистов; |
3) Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам; |
4) Высокие возможности координации; |
4) Размытость ответственности и границ компетенции. |
5) Простота формирования и реализации единой инновационной политики. |
|
Приложение 6
Схема матричной организационной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
Четкое разграничение по продуктам (проектам); |
Высокие требования к линейным и функциональным руководителям; |
Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений; |
Высокие требования к коммуникации; |
Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений; |
Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения; |
Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей; |
Ослабление персональной ответственности и мотивации; |
Благоприятные условия коллективного стиля руководства; |
Необходимость и опасность компромиссных решений; |
Простота разработки и реализации единой политики. |
Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых. |
Приложение 7
Схема проектной организационной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
Высокая гибкость и адаптивность систем; |
Сложные механизмы координации; |
Снижение риска ошибочных решений; |
Возможные конфликты из-за двойного подчинения; |
Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений; |
Размытость ответственности по отдельному проекту; |
Возможность учета специфических условий региона; |
Сложность контроля работ по проекту в целом; |
Разграничение сфер ответственности; |
Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам. |
Кадровая автономия функциональных подразделений; |
|
Целевое руководство проектом на основе единоначалия. |
|
Приложение 8
Сравнение механистической и органической структур
Процессы |
Механистическая структура |
Органическая структура |
1. Лидерство |
Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением |
Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением |
2. Мотивация |
Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации и ее целей |
Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей |
3. Связь |
Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности |
Информация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная |
4. Взаимодействие |
Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность |
Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления |
5. Принятие решения |
Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации |
Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс |
6. Постановка цели |
Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие |
Групповое участие в постановке высоких, реальных целей |
7. Контроль |
Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них |
Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем |
8. Осуществление целей |
Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации |
Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации |
Приложение 9
Приложение 10
Должностная инструкция директора
УТВЕРЖДАЮ" Директор ______ФГУП ППЗ «Хабаровский»__________ "_______"_____________200_5___ г. |
|
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (примерная) Директор (код КП 1233) |
1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность директора предприятия. 1.2. Директор назначается на должность и освобождается от должности в установленным действующим трудовым законодательством порядке приказом. 1.3. Директор подчиняется непосредственно собранию учредителей 1.4. В своей работе директор руководствуется Конституцией, нормативно-правовыми и законодательными актами. Кодексом законов о труде и настоящей должностной инструкцией. 1.5. В период временного отсутствия директора, его обязанности возлагаются на 2. Квалификационные требования: на должность директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж экономической работы на руководящих должностях в соответствующей отрасли не менее 5 лет. 3. Директор должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность отрасли и финансово-экономической деятельности юридических лиц; -профиль, специализацию, особенности структуры предприятия; - перспективы технического и финансово-экономического положения предприятия; - производственные мощности предприятия; - основы технологии производства продукции; - порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия - рыночные методы хозяйствования и финансового менеджмента; - порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности; - организацию финансовой работы на предприятии, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания и сбыта продукции; - организацию погрузочно-разгрузочных работ; - порядок разработки нормативов оборотных средств, норм расхода и запасов товарно-материальных ценностей; - порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; - экономику, организацию производства, труда и управления; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; - основы менеджмента и маркетинга; - перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия; - перспективы технического и социального развития предприятия; - требования и порядок работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ); - правила внутреннего трудового распорядка предприятия; - требования по охране окружающей среды. 4. Функциональные обязанности: Примечание. Функциональные обязанности директора определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности директора и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств. Директор: 4.1. Осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. 4.2. Организует участие подчиненных ему служб и структурных подразделений в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия, а также в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортирования сырья, сбыту готовой продукции. 4.3. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок). 4.4. Осуществляет контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным расходованием оборотных средств и целевым использованием банковского кредита, прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, и обеспечивает своевременную выплату заработной платы рабочим и служащим. 4.5. Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, повышению эффективности производства, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов. Участвует от имени предприятия в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации выпускаемой продукции. 4.6. Контролирует соблюдение дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам продукции и их соответствие хозяйственным договорам, изучает рыночную конъюнктуру на выпускаемые предприятием изделия. 4.7. Организует работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов и готовой продукции. 4.8. Обеспечивает рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принимает меры к максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями. 4.9. Организует работу по использованию и реализации вторичных ресурсов и побочных продуктов. 4.10. Обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по сбыту готовой продукции, финансовой деятельности, материально-технического снабжения и работы транспорта. 4.11. Рассматривает претензии, поступающие от потребителей , совместно с юрисконсультом готовит ответы на претензии, заявленные иски и направляет претензии потребителям с случае нарушения ими условий договоров. 4.12. Координирует работу подчиненных ему служб и подразделений. 5. Права Директор имеет право: 5.1. Давать подчиненным ему сотрудникам, службам и подразделениям поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности. 5.2. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных ему служб и подразделений. 5.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Коммерческого директора от служб и подразделений предприятия. 5.4. Вступать во взаимоотношения со сторонними учреждениями и организациями для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Коммерческого директора. 5.5. Представлять интересы предприятия в сторонних учреждениях и организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности предприятия. 6. Ответственность Директор несет ответственность за: 6.1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия. 6.2. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб и подразделений по вопросам их производственной деятельности. 6.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб и подразделений. 6.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора предприятия. 6.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам. 6.6. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных службы и персоналом, находящемся в подчинении директору. 7. Право подписи. Условия работы. 7.1 Директору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности. 7.2. Режим работы директора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии. 7.3. В связи с производственной необходимостью, директор может выезжать в служебные командировки . 7.4. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности, директору может выделяться служебный автотранспорт. 8. Прочие условия Настоящая Должностная Инструкция сообщается директору под расписку. Один экземпляр Инструкции хранится в личном деле работника. С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять___________________(Подпись) "______"______________200___ г.
Приложение 11
Положение о бухгалтерской службе
ФГУП ППЗ «ХАБАРОВСКИЙ»
«УТВЕРЖДАЮ»
_________________Д.Я. Фукс
«___»______________200__г.
ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
1) Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.
2) Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:
- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
- Эффективное управление денежными потоками.
- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
- Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
3) Бухгалтерская служба осуществляет ведение анализа и прогнозирования.
4) Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской службы предприятия:
- разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
- системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
- разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
- обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
- управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
- улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
- управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
- более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
- управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
- осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
- мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;
- направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;
- разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
- анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
- оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
- внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.
Приложение 12
|
Приложение 13
Приложение 14
Функциональная FAST-диаграмма отдела
|
|
|