Содержание

Введение. 3

17. Государственное регулирование допуска к транспортной деятельности. 4

19.Формирование спроса на рынке транспортных услуг. 10

28. Роль и значение транспорта в системе рыночной экономики. 12

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение.

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Цель работы - показать роль и значение транспорта в экономике современной России.

Задача работы заключается в рассмотрении следующих вопросов: государственное регулирование допуска к транспортной деятельности, формирование спроса на рынке транспортной деятельности, значение транспорта в рыночной экономике России.

17. Государственное регулирование допуска к транспортной деятельности

«Подобно движению мельчайших частиц, несущих энергию другим телам, транспорт является жизненно важным и связующим звеном между различными сферами человеческой деятельности»    А. Эйнштейн.

Транспортный комплекс России включает автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта.

Государство заинтересовано в том, чтобы максимальный объем транспортных услуг, конкурентных по цене и качеству, обеспечивался экономически состоятельными и инвестиционно - привлекательными компаниями, как главными экономическими агентами отрасли. Необходимым условием этого является повышение степени концентрации хозяйственной деятельности в сфере коммерческих перевозок.

Одним из основных методов регулирования допуска к транспортной деятельности является лицензирование. Базовая функция лицензирования – идентификация субъектов транспортной деятельности, создание основы для предъявления к ним тех или иных требований.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Лицензия представляет собой барьер при входе на рынок транспортных услуг и может быть поводом для дискриминации. В целях недопущения последней, положение о лицензировании конкретного вида деятельности должно содержать четко сформулированные нормы по следующим вопросам:

-стандартные требования к заявлению на выдачу лицензии;

-исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии;

-порядок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии;

-требования к проведению экспертизы и экспертному заключению;

-требования к лицензии, ее форме и регистрации;

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д.

В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом:

-высокая степень централизации управления,

-наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения;

-наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

За последние годы разработаны и подписаны Президентом ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли России.

В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: «О безопасности дорожного движения», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В области гражданской авиации: «Воздушный кодекс Российской Федерации».

В области морского и речного транспорта: «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Кроме того, ратифицирован целый ряд международных конвенций и соглашений, в том числе, Соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг».

Например, перевозочный процесс на железнодорожном транспорте регламентирован утвержденным Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.[1]

Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования  и железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к  компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса. Таковым является Министерство путей сообщения России (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В настоящее время, в результате проходящей реформы на железнодорожном транспорте происходит изменение формы собственности – железнодорожный транспорт из федеральной собственности, переходит в частную собственность, в результате акционирования ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры. Данный процесс еще не завершился, предполагается, что произойдет дальнейшая реорганизация ОАО «Российские железные дороги» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, которые будут осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте: услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей; перевозки пассажиров в пригодном сообщении и дальнем следовании и т.д. Реформа должна обеспечить переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах; создать условия для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, привлечь инвестиции для развития железнодорожного транспорта и т.д.

Согласно закону в настоящее время на основании лицензии в сфере обеспечения перевозочного процесса могут предоставляться следующие виды услуг и осуществляться следующие виды деятельности:

-перевозка грузов железнодорожным транспортом;

-перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;

-деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок;

Таким образом, государство путем постепенной приватизации и разгосударствлении ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры, расширяет виды предпринимательской деятельности, которые могут предоставляться отдельными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а значит, создается основа для формирования конкурентного сектора в сфере обеспечения населения транспортными услугами.

Согласно новому закону о железнодорожном транспорте имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положения об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений  безопасности движения утверждает МПС России.[2]

МПС РФ с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В области перевозочного процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и утверждать нормативные акты  по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

По вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).

МПС России с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Этот орган  также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в транспортной сфере.

Законодательной базой для разработки государственной транспортной политики, включая стратегию развития транспорта в целом и его отдельных отраслей, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере деятельности транспортного комплекса.

19.Формирование спроса на рынке транспортных услуг

Пассажирский транспорт. Решающую роль в формировании спроса на услуги пассажирского транспорта играет спрос населения, зависящий от их реальных денежных доходов. В настоящее время расходы на все виды пассажирского транспорта составляют около 5 % суммарных денежных расходов населения, и этот показатель в последние годы имеет тенденцию к росту.

В общей выручке от оказания услуг пассажирского транспорта наиболее высок удельный вес авиационного транспорта – около 35 %, на железнодорожный приходится 28 %, на автомобильный – 23 %, на городской электрический – 11 %. Значение водного транспорта в перевозках пассажиров незначительно – в сумме на морской и речной транспорт приходится менее 3 % суммарной стоимости пассажирских перевозок.

Значительная часть услуг пассажирского транспорта (16 – 17 %) направлена на удовлетворение производственных нужд. Отчетные данные Госкомстата на конец 2004г. позволяют дать оценку распределения производственных услуг пассажирского транспорта. Наибольший спрос на них предъявляют управление (41 – 42 %), торговля (21 – 22 %), другие рыночные услуги (10 – 11 %), сам транспорт (4 – 5 %). Среди отраслей промышленности наиболее значима роль нефтегазовой отрасли (5 %) и машиностроения (2 %).

Грузовой транспорт. Выручка от услуг грузового транспорта (включая весь трубопроводный) почти в 4 раза превышает выручку от услуг пассажирского. Транспортная наценка для многих наименований товаров является очень значимой частью рыночной цены и важнейшей причиной территориальной дифференциации цен.

Основная доля услуг грузового транспорта приходится на три его подотрасли – трубопроводный, железнодорожный и автомобильный (в сумме 87 % всей выручки от перевозок, а с учетом погрузочно-разгрузочных работ и экспедиции – 92 %). Наибольший удельный вес в совокупной стоимости грузовых перевозок имеют природный газ (около 27 %), строительные материалы (16 %), другие топливные грузы – нефть (8 %), нефтепродукты (6 %), уголь (5 %). Среди других отраслей наиболее значимы продукция пищевой промышленности (5 %), машиностроения (4 %), химической и нефтехимической промышленности (4 %), продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (4 %), черной металлургии (4 %). На сельскохозяйственную продукцию приходится менее 3 % стоимости грузоперевозок.

Таким образом, внутренний спрос на услуги грузового транспорта практически полностью определяется объемами промышленного производства, его отраслевой структурой и размещением производителей и потребителей промышленной продукции. Экспорт услуг грузового транспорта составляет около 9 % от суммарного их объема в стоимостном выражении.

Для отдельных видов грузового транспорта значимость разных отраслей промышленности в совокупной стоимости работ сильно дифференцирована. Так, трубопроводный транспорт на 100 % загружен перекачкой топлива (из которых около 75 % приходится на природный газ). Кроме того, на автомобильный транспорт приходится почти весь конечный спрос населения на грузовые перевозки. Речной транспорт более чем наполовину загружен перевозкой строительных грузов (56 %), 17 % стоимости его услуг дают перевозки топлива (нефти, нефтепродуктов и угля). Загрузку морского транспорта определяют перевозки топлива (32 %), черных металлов и металлургического сырья (7 %), сельскохозяйственных грузов и продуктов пищевой промышленности (10 %). В грузовых перевозках авиационным транспортом доминируют изделия легкой промышленности (44 %), продукты питания (25 %) и продукция машиностроения (6 %)[3].

28. Роль и значение транспорта в системе рыночной экономики

Россия находится на новом этапе своего развития – этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие страны на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала. Жизненное пространство России составляет 17,1 млн. кв.км. Это ¾ территории бывшего СССР в границах 1990 года. Население России – около 150 млн. человек, трудовые ресурсы – почти 73 млн. человек. В России проживает 3 % населения планеты, а на ее территории сосредоточено 35 % общих запасов мировых ресурсов и более половины запасов стратегического сырья. По их суммарной оценке каждый россиянин оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз – любого европейца. Запасы лесных ресурсов России Равны 81,6 млрд. куб.м, что составляет 95 % бывших общесоюзных. Площадь сельскохозяйственных угодий достигает 650 млн. га – 2/3 бывшей общесоюзной[4]. В материально-технологическом аспекте Россия – единственная в мире страна, самодостаточная для интенсивного социально-экономического развития. Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Транспорт наряду с энергетикой, связью, образованием, здравоохранением и другими инфраструктурными отраслями обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. Россия стала одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов.

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его эффективное функционирование, с одной стороны, является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, экономика и общество формируют «общественный заказ» на развитие транспортной системы, которая по своим свойствам должна отвечать заданным потребностям потребителей транспортных услуг.

В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Уровень развития транспорта в стране в значительной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей экономики. Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов. Не будет преувеличением сказать, что для России сегодня транспорт – это ключ к разумному использованию национальных богатств, к эффективной интеграции с мировой экономической системой.

Есть и другой аспект. Транспорт во все времена играл для нашей страны с ее огромными расстояниями особую роль. Но сейчас в России формируется, по сути, новый, гораздо более динамичный образ жизни. Для большинства людей мобильность – символ свободы и нового качества жизни.

По мере развития демократических принципов в обществе и рыночных механизмов в экономике повышается доступность и растет использование транспортных средств (не только автомобилей, но также и речных, морских и воздушных судов) для нетранспортных организаций и граждан. Транспорт из отрасли экономики приобретает характер универсального вида деятельности.

Завершение базовых структурных реформ, переход экономики в фазу роста, создание основ правовой базы функционирования и развития транспорта в рыночных условиях и завершение этапа «отраслевого» развития транспорта создали предпосылки для формирования в России единой транспортной политики, комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта с целью повышения качества жизни и развития экономики.

Современный этап социально-экономических преобразований в России – это этап проведения назревших институциональных реформ, нацеленных на создание эффективных рыночных механизмов. Основные национальные интересы в сфере экономики концентрируются в следующих направлениях: повышение конкурентоспособности экономики, ее эффективности и устойчивости, устранение структурных диспропорций и интеграция России в мировую экономику.

Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспорт обеспечивает получение около 8 % ВВП. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20 %. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения[5].

Благоприятные тенденции в развитии транспорта проявляются в снижении транспортоемкости, являющейся мерой «пространственной» эффективности его функционирования, и повышении подвижности населения.

При этом главные функции транспортной системы остаются неизменными: транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Масштабы, направления и стратегия его развития должны быть подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы транспорт стал фактором, сдерживающим экономический рост.

Опережающее развитие транспортной системы по сравнению с другими отраслями экономики – такой подход стал закономерным отражением перемен, происходящих в России.

Задачи развития транспортной системы на современном этапе развития экономики должны быть непосредственно нацелены на реализацию социально-экономических и геополитических приоритетов государства

Развитие единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек в экономике возможны на основе создания в стране опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидации административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами.

Обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда возможно на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта.

Нарастающая автомобилизация страны требует системных мер, направленных на ограничение ее негативных последствий для общества, при максимально возможной реализации ее преимуществ и выгод.

Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.

Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности.

Традиционный императив безопасности транспортного процесса дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.

Ответственность перед будущими поколениями за сохранение природных ресурсов и улучшение условий жизни требует построения транспортной политики на основе принципов устойчивого развития

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Экспорт транспортных услуг составляет 9 – 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту – если в 1999 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2002 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2003 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется – за I квартал экспорт увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами – в 2002 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 1999 г., менее чем на 30% , и даже не достиг уровня предкризисного, 1997 года. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается[6].

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита недостаточно.

Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место.

Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети. Особенно остро этот вопрос стоит для восточных регионов России – от Урала до Дальнего Востока.

Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов.

С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию, – в Ленинградской области – Усть-Луга и Приморск, в Калининградской – Балтийск. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития анклавной территории в рамках единого федеративного государства.

Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке – Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море – Новороссийск, Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт – ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны.

Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития. Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного.

Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России.

Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте – и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад – Восток, Север – Юг).

Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.


Заключение

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики страны, а особенно в настоящее время в России. Без транспорта невозможно нормальное функционирование ни одного государства, ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.

В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и другими отраслями хозяйства. Одной из основных задач также является создание, восстановление и расширение транспортно-экономических связей с другими странами.

Формирование рыночных отношений в стране обусловило повышенный спрос в транспортном обеспечении. Формирование спроса на рынке транспортных услуг обусловлено рядом факторов. Так, основную роль в формировании спроса на услуги пассажирского транспорта определяет спрос населения, который зависит от их реальных денежных доходов. Спрос на услуги грузового транспорта полностью определяется объемами промышленного производства, его отраслевой структурой, размещением производителей и потребителей промышленной продукции.

Транспортный комплекс России включает автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. От состояния и развития каждой составляющей этого комплекса зависит экономика государства в целом. Именно поэтому государство заинтересовано в развитии транспорта, кроме того, транспорт традиционно считался источником повышенной опасности, поэтому государство должно обеспечивать регулирование допуска к транспортной деятельности.

Список литературы

1.                Федеральный закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 10 января 2003г.\\ Собрание законодательство РФ, 2003, № 2

2.                Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003

3.                Абрамов А.П. Галабурда В.Г. Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте.М.: Экономика. 2001, 328 с.

4.                Аксененко Б.Н. «Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли экономики», // «Автомобильный транспорт», №1, 2000.

5.                Заседание Государственного совета № 11. Доклад рабочей группы президиума «О транспортной стратегии Российской Федерации» //Президент России.htm

6.                Путин В.В. «Спрос на транспортные услуги растет»,// «Автомобильный транспорт» № 3, 2000.

7.                Статистические данные. //Президент России.htm



[1] Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 170

[2]Федеральный закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 10 января 2003г.\\ Собрание законодательство РФ.–2003.-№2.-ст.169

[3] Статистические данные. //Президент России.htm

[4] Статистические данные. //Президент России.htm

[5] Заседание Государственного совета № 11. Доклад рабочей группы президиума «О транспортной стратегии Российской Федерации» //Президент России.htm

[6] Заседание Государственного совета № 11. Доклад рабочей группы президиума «О транспортной стратегии Российской Федерации» //Президент России.htm