Содержание

 

Введение. 2

1. Экономическая сущность прибыли. 4

2. Обзор методик. 15

2.1 Характеристика ООО «Пассим ТФ». 15

2.2 Сравнение методик анализа прибыли. 22

2.3 Аргументация выбранного метода. 33

3. Практическая часть. 34

3.1  Анализ прибыли и рентабельности ООО «Пассим ТФ». 34

3.2 Предложения по улучшению работы ООО «Пассим ТФ». 37

Заключение. 43

Список литературы.. 45

Введение



Российская экономика переживает сложный период вхождения в ры­ночную систему, что требует от предприятий предельной эффективно­сти производства, конкурентоспособности продукции и услуг, внедре­ния новой техники и технологии, совершенных систем управления, иными словами, предпринимательства и инициативы.

В этих условиях роль и значение экономического анализа невоз­можно переоценить. На его основе и по его результатам формируются и обосновываются управленческие решения. Работники экономических служб предприятий, а это во многом сегодняшние студенты, должны хо­рошо себе представлять не только макроэкономические процессы, но и знать и понимать возможности и условия анализа конкретных экономи­ческих ситуаций. Они должны владеть всеми методами анализа и в пер­вую очередь — теми, что соответствуют ситуациям и требованиям рынка.

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную ситуацию для достижения конечной цели, как правило - получение максимальной прибыли. В условиях рыночной экономики приобретают особую важность конкуренция и обострение проблемы выживаемости, надежности предприятия как партнера.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия –размер полученной прибыли.  Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Деятельность любой коммерческой организации связана с извлечением прибыли. Причем размер получаемой прибыли оказывает прямое влияние на развитие организации в целом. Чем больше полученная прибыль, тем больше возможностей у организации для дальнейшего развития и коммерческих возможностей. Поэтому роль прибыли в деятельности организации представляет значительный интерес не только для внутренних пользователей, но и для внешних.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Перечисленные аспекты обусловливают актуальность темы данной работы. Цель данной работы – изучить методы анализа прибыли, для этого необходимо решить ряд задач:

·        рассмотреть экономическую сущность прибыли;

·        провести сравнительный анализ методик анализа прибыли

·        провести анализ прибыли ООО «Пассим ТФ» за 2004 год и разработать предложения по улучшению работы предприятия.

Объект исследования ООО «Пассим ТФ». Предмет исследования - результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Пассим ТФ» за 2004 год.

Методология исследования в данной работе имеет: цель, предмет, задачи, содержание, информационную основу.

Основой для написания данной работы послужили труды отечественных специалистов в области финансово-экономического анализа: Н.Д. Бровкиной; А.И. Гинзбурга, В.В. Ковалева, Н.П. Любушкина, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, Е.В. Негашева и др..

Методы проведения анализа – вертикальный и горизонтальный анализ.



1. Экономическая сущность прибыли


Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.[1]

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения.[2]

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.

Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[3]

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Таким образом, прибыль – это главный результат предпринимательской деятельности, то ради чего, собственно и осуществляют свою деятельность коммерческие структуры.

Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия. Знание величины выручки от продаж позволяет прогнозировать величину прибыли, учитывая результаты анализа расходов организации.[4]

Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.[5]

Балансовая прибыль (убыток) - Пб - рассчитывается по формуле:                   

Пб = Пр + Пп + Пво,               (1)


где, Пр - результат от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги);

Пп - результат от прочей реализации (от реализации основных средств и иного имущества предприятия);

Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) - Пр - рассчитывается по формуле:[6]

Пр = ВД - Ио - Зу,                             (2)


где, ВД - валовой доход (выручка от реализации товаров за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров);

Ио - издержки обращения;

Зу - материальные затраты на оказание услуг.

В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль.[7]

Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, и т.п.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.

Другой вид прибыли коммерческой организации – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.

Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль  за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.

Кроме рассмотренных видов прибыли в мировой практике выделяют такие виды прибыли, как экономическая прибыль, недополученная прибыль.

 Экономическая прибыль – это чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек. Ее расчет осуществляется по формуле:

Эпр = ВД – БИ – НИ,                              (3)


где, Эпр – экономическая прибыль;

ВД – валовой доход;

БИ – бухгалтерские (явные) издержки;

НИ – неявные издержки.

Таким образом, предприятие получает экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских издержек, то есть

ВД > (БИ + НИ)                 (4)

 В случае, когда валовой доход равен экономическим издержкам (ВД = ЭИ), экономическая прибыль равна нулю, предприятие получает нормальную прибыль.

         Валовая прибыль отличается от экономической на сумму неявных издержек. Неявные издержки обусловлены использованием собственных ресурсов предприятия, т. е. прибыль, которую владельцы могли бы получить, вложив свои ресурсы в лучшее из всех прочих альтернативных вариантов.

Недополученная прибыль – прибыль, которую могли бы получить владельцы предприятия, при вложении средств в более выгодную сферу деятельности.

Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Государство интересует размер валовой (балансовой) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь, так как с этого вида прибыли начисляется налог на прибыль.

Собственников, кредиторов и инвесторов интересует размер чистой прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении организации.

Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся  между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней[8].

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею.

Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (Рисунок 1).

1) Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

2) Прибыль предприятия создаст базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

3) Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.


 
















Рисунок 1. Роль прибыли в условиях рыночной экономики


4) Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях- тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5) Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6) Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

7) Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Таким образом, прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, а также государства в целом. Соответственно положительная динамика прибыли укрепляет экономическую базу организации и является основой его развития.

2. Обзор методик


2.1 Характеристика ООО «Пассим ТФ»


Общая численность ООО «Пассим ТФ» составляет 250 человек, 34 (13,6%) из которых представляют офисные работников (Рисунок 2)

Организационная структура ООО «Пассим ТФ» обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

 










Рисунок 2. Структура офисных работников ООО «Пассим ТФ»

Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции и положения об отделах, ключевые моменты которых следующие:

·        генеральный директор - руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

·        финансовый директор - организует управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, Обеспечивает разработку финансовой стратегии организации и его финансовую устойчивость. Организует рекламную деятельность. Определяет источники финансирования торгово-производственной деятельности предприятия. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность организации.

·        заместитель генерального директора – организует материально-техническое обеспечение и товарные запасы.

·        бухгалтерия - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

·        отдел кадров - организует работу с персоналом, обеспечивает укомплектование организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Ведет табельный учет фактического времени пребывания работников, осуществляет контроль за их своевременной явкой на работу и уходом с работы, нахождением на рабочих местах.

·        отдел АХО – осуществляет   хозяйственное обслуживание компании, и ее подразделений. Обеспечивает сохранность хозяйственного  инвентаря, его  восстановление  и  пополнение,  а  также  соблюдение  чистоты  в  помещениях  и  на  прилегающей   территории.  Следит  за   состоянием помещений и принимает меры по своевременному их ремонту. Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода.

·        отдел рекламы организует   работу   по  рекламированию продукции с целью  продвижения на рынки  сбыта, информируя  потребителей о  преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаров. Осуществляет планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний. Разрабатывает  планы рекламных  мероприятий  и определяет  затраты на  их проведение. Участвует  в   формировании   рекламной  стратегии.   Осуществляет выбор  форм  и методов  рекламы в  средствах массовой  информации, их  текстового,  цветового и музыкального оформления. Определяет конкретных  носителей рекламы (газеты, журналы,  рекламные ролики и  др.) и их  оптимальное сочетание.  Изучает  рынок  сбыта  и  покупательский  спрос  с  целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы.  Организует изучение  потребностей   покупателей   и  определяет   направленность проведения  рекламных  кампаний. 

·        отдел логистики - организует  обеспечение  компании необходимыми  для  его  производственной  деятельности  материальными  ресурсами требуемого качества и их рациональное использование Обеспечивает    подготовку    заключения    договоров  с поставщиками,  согласование  условий   и  сроков  поставок. Обеспечивает  доставку   материальных  ресурсов   в  соответствии   с  предусмотренными  в  договорах   сроками,  контроль  их   количества,  качества  и   комплектности  и   хранение  на   складах  предприятия.  Руководит  разработкой  стандартов   предприятия  по  материально   - техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных    нормативов    производственных   (складских)  запасов материальных ресурсов.  Обеспечивает контроль  за состоянием  запасов материалов  и  комплектующих   изделий,  оперативным   регулированием производственных  запасов  в компании,  соблюдением  лимитов  на отпуск  материальных  ресурсов  и  их  расходованием в подразделениях по прямому назначению. Организует работу складского хозяйства, принимает меры по  соблюдению необходимых    условий    хранения.    Организует  учет  движения  материальных  ресурсов на складах компании,  принимает участие  в проведении  инвентаризации материальных   ценностей.  

·        торговый отдел организует сбыт продукции, ее  поставку потребителям в  сроки и объеме  в  соответствии  с  заказами  и  заключенными  договорами.  Проведение  маркетинговых   исследований   по   изучению   спроса   на  продукцию компании, перспектив развития рынков сбыта. Обеспечивает контроль выполнения    подразделениями    предприятия    заказов,   договорных обязательств,  состояние  запасов   готовой  продукции  на   складах. Организует    приемку    готовой    продукции    от  производственных подразделений  на  склады,  рациональное  хранение  и  подготовку   к отправке  потребителям,   определение   потребности  в   транспортных средствах,  механизированных  погрузочных  средствах,  таре и рабочей силе  для  отгрузки  готовой  продукции. Организует оптовую торговлю выпускаемой  продукции. Принимает  меры по обеспечению  своевременного поступления  средств за  реализованную продукцию.

Остальной персонал компании в количестве 216 человек трудится в производственном цехе и на складах компании.

Компания «Пассим ТФ» является одной из крупнейших крупяных фирм РФ, имеет в своей собственности: офисы в г. Хабаровске, сеть складских комплексов, автопарк и цех по фасовке сыпучих продуктов (до 2000т в месяц), завод по переработке сельскохозяйственной продукции, собственное рекламное агентство.

Компания ООО «Пассим ТФ» представляет собой мощный производственно-технический комплекс общей площадью 3060 кв., состоящий из:

·        производственного цеха площадью 600 кв. м;

·        склада готовой продукции площадью 1200 кв. м;

·        склада сырья и материалов площадью 800 кв. м;

·        бытовых помещений площадью 200 кв. м;

·        административное помещение площадью 260 кв. м.

На балансе компании числятся три легковых автомобиля общей стоимостью 750 тыс. руб., два автомобиля марки «ГАЗель» общей стоимостью 440 тыс. руб., два грузовых автомобиля марки «МАЗ» с полуприцепами на 18 тн общей стоимостью 820 тыс. руб..

На складах установлены 5 фасовочных автоматов для расфасовки крупяных и макаронных изделий. Погрузка продукции и разгрузка сырья осуществляется при помощи 3 погрузчиков и двух дизельных кар.

Продажи продукции осуществляются в сети магазинов «Холидей-классик», «Супер-маркет», «Быстроном»:

1)    Рис 32% (круглозерный – 19%, длиннозерный – 13%).

2)    Гречка 14% (ядрица –9%, продел – 5%)

3)    Горох – 11% (целый – 3%, колотый – 8%).

В работе с покупателями компания применяет гибкую систему скидок и бонусов. При заключении дилерского договора клиент получает фиксированную скидку. Помимо нее существуют дополнительные скидки, которые зависят от разных факторов: условий оплаты, количества заказанной продукции и тд. Дополнительные скидки, а также условия оплаты оговариваются отдельно. Дополнительные скидки распространяются и на тех клиентов, кто не подписал дилерский договор.

Кроме скидок, во взаимоотношениях с клиентами компания «Пассим ТФ» применяет систему бонусов.

Бонусы - это денежные средства, которые компания выплачивает только тем клиентам, с которыми заключен дилерский договор. Они выплачиваются при выполнении дилерами определенных условий: минимально оговоренный в договоре и выбранный объем продукции, заказ на полный ассортимент торговой марки, предварительное согласование на месяц вперед планов продаж, составление дилером отчетов о движении товара. По желанию дилера бонус может не выплачиваться, а засчитываться при следующей поставке. Поставка продукции в пределах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Компания самостоятельно оплачивает ж/д тариф на условиях франко-вагон до станции получателя. Поставки осуществляются автотранспортом в близлежащие регионы, а вагонами и контейнерами в любую точку РФ.

География поставок – рынки Сибири, Дальнего Востока, Урала, Европейской части России.

Основной доход компания «Пассим ТФ» получает от реализации собственной  продукции – крупяных изделия (Таблица 1). При этом имеется положительная динамика доходов от обоих видов деятельности. В 2004 году по отношению к 2003 году доход от реализации продукции увеличился на 82 769 тыс. руб. при росте 102,35%, доход от участия в других организациях увеличился на 163 623 тыс. руб. при росте 137,5%. 

Таблица 1

Анализ доходов ООО «Пассим ТФ за период 2003-2004 гг.

Вид доходов

2203 год

2004 год

Изменения к 2003 г.

 

 

 

тыс. руб.

%

Доход от реализации продукции

3 520 324

3 603 093

82 769

102,35

Доход от участия в других организациях

436 301

599 924

163 623

137,50

Итого доходов

3 956 625

4 203 017

246 392

106,23


Из таблицы 1 видно, что темп роста доходов от участия в других организациях превышает темп роста доходов от основного вида деятельности на 35,15% (137,5-102,35).

В структуре доходов преобладают доходы от основного вида деятельности – изготовление и реализация крупяных изделий. Удельный вес доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов составил в 2003 году 89%, в 2004 году 86% (Рисунок 3). Снижение доходов от основного вида деятельности на 3% (86-89) в общей структуре доходов в 2004 году произошло за счет роста дохода от участия в других организациях.


Рисунок 3. Структура доходов ООО «Пассим ТФ» за 2003-2004 гг.


2.2 Сравнение методик анализа прибыли


В основе методики анализа прибыли В.В. Ковалева лежит определение экономического эффекта и экономической эффективности.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряют­ся абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.[9]

Экономический эффект — показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно сумми­ровать в пространстве и времени. В зависимости от уровня управле­ния, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой органи­зации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолиро­ванно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень отно­сительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отноше­ние полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизме­ряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованны­ми для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности -ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффек­тивности (EFF) выражается формулой

EFF = EF / RC                                 (5)

где EF- величина экономического эффекта;

       RC - величина ресурсов или затрат.

Коэффициенты рентабельности (доходности) пред­ставляют собой частный случай показателей эффективности, когда в каче­стве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаме­нателе - величина ресурсов или затрат. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми по­казателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) вы­ступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. По­этому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в рас­четах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого уни­версального коэффициента эффективности не существует.[10]

В отношении показателей прибыли несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках – считает В.В. Ковалев, который оформляется в виде таблицы. Назначение таблицы – характеристика динамики удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации, коэффициентов рентабельности продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли.

Расчет показателей финансовых результатов строится на основе данных Отчета о прибылях и убытках (Таблица 2)

Таблица 2

Анализ финансовых результатов[11]

Показатели Отчета о прибылях и убытках

Предыдущий период

Отчетный перид

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

1. Всего доходов и поступлений





2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности





3. Выручка от реализации





4. Затраты на производство и сбыт продукции





в том числе:





Себестоимость продукции





Коммерческие расходы





Управленческие расходы





5. Прибыль (убыток) от продаж





6. Доходы по операциям финансового характера





7. Расходы по операциям финансового характера





8. Прочие доходы





9. Прочие расходы





10. Прибыль (убыток) до налогообложения





11. Налог на прибыль и иные обязательные платежи





12. Чистая прибыль





Строка 2 рассчитывается в % к строке 1

Строка 3 рассчитывается в % к строке 1

Строка 4 рассчитывается в % к строке 4

Строка 5 рассчитывается в % к строке 3

Строка 6 рассчитывается в % к строке 1

Строка 7 рассчитывается в % к строке 2

Строка 8 рассчитывается в % к строке 1

Строка 9 рассчитывается в % к строке 2

Строка 10 рассчитывается в % к строке 1

Строка 11 рассчитывается в % к строке 10

Строка 12 рассчитывается в % к строке 1.

На величину при­были, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не за­висящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздей­ствия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетиче­ские ресурсы, нормы амортизацион­ных отчислений.

При анализе коэффициентов рентабельности наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «Дюпон», назначение которой является – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования организации, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE). Эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей, один из которых приведен на рисунок 4.[12]


Чистая прибыль                            

           разделить                          Чистая рентабельность

                                                        продаж

Выручка от                           

реализации

                                                                                                        Рентабельность

                                                             перемножить                              средств в активах

Выручка от

реализации


         разделить                                 Ресурсоотдача


Всего активов                                                                                               перемножить       ROE


Привлеченные

средства

                                                        Совокупный

сложить                            капитал                                              Коэффициент

Собственный                                                                                             финансовой

капитал                                                                                                        зависимости     

                                            Собственный

                                             капитал


 

Рисунок 4. Модифицированная схема факторного анализа фирмы «Дюпон»


В основу приведенной схемы анализа заложена следующая трехфакторная зависимость:

               Pn     S     A

ROE =        .       .      .    ,       

                 S     A     E   

где

Pn – чистая прибыль организации;

E – собственный капитал;

S –выручка от реализации;

A – сумма активов предприятия.


Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью. Напротив, показатель рентабельности продаж (рентабельности хозяйственной деятельности) в них будет относительно высоким.[13]

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяй­ствования, компетентность руководства и менеджеров, конку­рентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность про­изводственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а че­рез объем реализуемой продукции и себестоимость, поэто­му для выяснения конечного финансового результата необ­ходимо  сопос­тавить  стоимость  объема  реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Таким образом, на величину прибыли оказывают влияние многие факторы, которые можно сгруппировать на внешние и внутренние. К первой группе факторов (внешние факторы) отно­сятся следующие:

-         общая ситуация на рынке;

-         емкость рынка;

-         уровень развития конкуренции;

-         цены на услуги транспортных организаций, ремонтных предприятий;

-         развитие деятельности общественных организаций потре­бителей товаров и услуг;

-         государственное регулирование деятельности коммерческих структур и ряд других факторов.

К группе внутренних факторов относятся: основные фак­торы, определяющие результаты работы предприятия, и факторы, связанные с нарушением государственной дисциплины. Фак­торы, определяющие результаты работы фирмы это: ресурсные факторы, объем товарооборота, товарная структура товарообо­рота, организация торгового процесса, производительность труда, состояние материально-технической базы, развитие и со­стояние торговой сети, и др.

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как:

-                    уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата;

-                    уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров;

-                    конкурентоспособность продукции;

-                    организация производства и труда, его производительность;

-                    состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя или процесса, устанавливаются формы детерминированной (функциональной) или стохастической зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов и, наконец, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.[14]

Методика анализа прибыли А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Е.В. Негашева базируется на анализе и оценке уровня и динамики показателей прибыли, в которой используются данные бухгалтерского отчета формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». При этом составляется две таблицы. Первая представляет собой анализ динамики показателей прибыли, вторая – анализ структуры прибыли.[15] Затем проводится анализ факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

1.       Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р= Р1 – Р0               (6)

где  Р1  — прибыль отчетного года;

Р0   — прибыль базисного года.

2.       Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р):

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = Σp1q1 – Σp0q1      (7)

где Nр1 = Σp1q1реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р — цена изделия; qколичество изделий);

Nр1,0 = Σp0q1— реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3.       Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продук­ции (∆Р2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимос­ти):

∆Р2 = Р0К1 – Р0 = Р01 – 1)                           (8)

где  Р0  — прибыль базисного года;

K1 — коэффициент роста объема реализации продукции

К1 = S1,0 = S0                                                     (9)

1где  Sl,0 фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;

S0   — себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реали­зации продукции (∆\):

∆Р3= Р02-К)                                                     (10)

где  К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по от­пускным ценам

К2 = Nр1,0 / Nр0                                                 (11)


где Nр1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

Nр0  — реализация в базисном году.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себе­стоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 – S1                                                                              (12)

где  Sl,0 себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

S1   — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

6.  Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р4):

Отдельным расчетом поданным бухгалтерского учета опре­деляется влияние на прибыль изменений цен на материалы и та­рифов на услуги (∆Р 6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение при­были от реализации за отчетный период, что выражается следую­щей формулой:

∆Р= P1- Р0 = ∆Р1 + ∆Р2+ ∆Р3 + ∆Р4+ ∆Р5+ ∆Р6         (13)

или

∆Р = Σ6i=1∆Рi                                                             (14)

 

где  Р   - общее изменение прибыли;

Pi   — изменение прибыли за счет i-го фактора.

В процессе анализа показателей прибыли по методике Г.В. Савицкой используются следующие показатели прибыли:[16]

маржинальная (валовая) прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализован­ной продукции;

прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) - раз­ность между суммой маржинальной прибыли и постоянными рас­ходами отчетного периода;

общая сумма брутто-прибыли отчетного периода — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и рас­ходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализа­ционные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль — разность между суммой брутто-при­были и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым за­конодательством, которое периодически пересматривается;

чистая прибыль — прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть нерас­пределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

потребленная прибыль - та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на соци­альные программы.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Анализируя методики указанных авторов можно сделать вывод о том, что в их основе по сути лежит горизонтальный и вертикальный (структурный) анализ Отчета о прибылях и убытках.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Сравнение методик приведено в таблице 3.

Таблица 3

Сравнение методик анализа прибыли


Методика Ковалева

Методика Шеремета

Методика Савицкой

Источник информации

Форма №2

Форма №2

Форма №2

Методика расчетов

Абсолютные и относительные показатели. Экономический эффект, экономическая эффективность. Рентабельность. Вертикальный анализ

Анализ динамики прибыли (горизонтальный анализ), анализ структуры прибыли (вертикальный анализ), факторный анализ прибыли,

Горизонтальных и вертикальный анализ различных видов прибыли

Форма осуществления расчетов

Табличная форма

Табличная форма

Табличная форма

Приоритет

Рентабельность собственного капитала

Зависимость прибыли от реализации продукции

Различные виды прибыли


Анализируя методики анализа прибыли, можно отметить их сходство в части осуществления расчетов – это табличная форма. Метод анализа – горизонтальный и вертикальный анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».


2.3 Аргументация выбранного метода


Наиболее приемлемым методом для выполнения курсовой работы является углубленный анализ отдельных разделов и статей отчета о прибылях и убытках, используя методику, основанную на проведении вертикального и горизонтального анализа показателей отчета о прибылях и убытках, расчете и использовании в пространственно-временном анализе коэффициентов рентабельности.

Такой подход более удобен как в вычислительном плане (анализ в проекте проводится с помощью электронных таблиц Microsoff Excel), так и  с позиции понимания логики алгоритмов расчета.

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание при анализе прибыли должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Выбранный метод анализа прибыли соответствует методике А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Е.В. Негашева


3. Практическая часть

3.1  Анализ прибыли и рентабельности ООО «Пассим ТФ»


Анализ формирования финансового результат ООО «Пассим ТФ» проведем по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1). С целью облегчения расчетов анализ целесообразно проводить в электронных таблицах (Таблица 3)

Таблица 3

Анализ динамики показателей прибыли ООО «Пассим ТФ»


Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2003

2004

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2003 год

2004 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

010

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

020

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

029

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

030

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

040

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Прибыль (убыток) от продаж

050

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

090

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

100

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

130

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7


Анализируя полученные расчеты в таблице 4 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2004 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает компания рассчитаем коэффициенты рентабельности (Таблица 4)

Таблица 4

Динамика коэффициентов рентабельности ООО «Пассим ТФ»

за 2003-2004 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2003 год

2004 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

стр.010-стр.020

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж (стр.029/стр.010)

 

 

 

Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

(стр.190/стр.010)

 

 

 

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

собственного капитала

 III баланса

 

 

 



Как видно из таблицы 6, компания «Пассим ТФ» очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2004 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности[17]

Анализ рентабельности и деловой активности проводится посредством расчета коэффициентов оборачиваемости и рентабельности (Таблица 5)

Таблица 5

Анализ рентабельности и деловой активности ООО «Пассим ТФ» за 2004 год


Наименование коэффициента

Порядок расчета

Расчетная величина


На начало года


На конец года

Рентабельность продаж

Прибыль / Выручка от продаж

575324 / 3520324 = 0,16

653409/ 3603093 = 0,18

Рентабельность капитала

Прибыль / Валюта баланса

594760 / 1190816 = 0,50

779476 / 1383803 = 0,56

Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль / Итог раздела I баланса

594760 / 4651 = 127,9

779476/ 6870 = 113,5

Рентабельность собственного капитала

Прибыль / Итог раздела III баланса

594760 / 1124760 = 0,53

779476 / 1309476 = 0,60

Оборачиваемость собственного капитала

Выручка от реализации / Итог раздела III баланса

3520324 / 1124760 = 3,13

3603093 / 1309476 = 2,75



Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост коэффициента с 0,16 до 0,18 может означать либо рост цен при постоянных затратах, либо снижение затрат на осуществление хозяйственной деятельности при постоянных ценах. Думается, в данном случае имеет место и то, и другое.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Рост данного коэффициента с 0,5 до 0,56 означает о росте спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Снижение данного коэффициента с 127,9 до 113,5 показывает о снижении величины прибыли на единицу стоимости средств.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Рост данного коэффициента с 0,53 до 0,60 свидетельствует об эффективном использовании собственного капитала.

Оборачиваемость собственного капитала отражает скорость оборота собственного капитала предприятия. Снижение данного показателя с 3,13 до 2,75 отражает тенденцию к бездействию части собственных средств. Данная ситуация объясняется социальной миссией, которую осуществляет ООО «Пассим ТФ».


3.2 Предложения по улучшению работы ООО «Пассим ТФ»


Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предприни­мательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснован­ным - это позволит осуществлять своевременное и полное финанси­рование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета  и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в органи­зациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как раз­ница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и нало­га с продаж.

Расчет ведется по формуле:[18]

П = (ВхЦ)-(ВхС)                   (15)

где    П -  плановая прибыль, руб.;

В -   выпуск товарной продукции в плановом периоде в нату­ральном выражении;

Ц -  цена за единицу продукции (за вычетом налогов), руб.; С —   полная себестоимость единицы продукции, руб.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной се­бестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на скла­де и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как допол­нение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преиму­щество этого метода состоит в том, что он позволяет определить вли­яние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравни­мой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим мето­дом состоит из трех последовательных этапов:

- определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость срав­нимой товарной продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль различных факторов: сниже­ния (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце от­четного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV кв.).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уров­нем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истек­шего года имели место изменения цен или ставок НДС и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определе­нии ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 ок­тября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабель­ности и планируемого объема товарной продукции по себестоимос­ти отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от ба­зового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влия­ние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расче­та плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая при­быль определяется как общая сумма без выявления конкретных при­чин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявля­ются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе ва­ловой прибыли, как уже отмечено, учитывается прибыль от реализа­ции прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также плани­руемые доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планиру­ется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности про­шлого года.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется как правило, на основе опыта прошлых лет.

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повы­шение качества товарной продукции, реализация ее на более выгод­ных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 5.

 










Рисунок 5. Основные направления поисков резервов увеличения прибыли от реализации продукции


Рассчитаем резерв суммы прибыли для компании ООО «Пассим ТФ» на 2005 год:

Сумма выручки от продажи продукции составит произведение суммы выручки за 2004 год на темп роста:

3 603 093*102,35% = 3 687 765 тыс. руб.

Себестоимость продукции составит как произведение себестоимости 2004 г. на темп роста:

2 949 684 * 100,2% = 2 955 583 тыс. руб.

Валовая прибыль от реализации продукции составит:

3 687 765-2 955 583 = 732 182 тыс. руб.

На прибыль от реализации продаж оказывают влияние коммерческие и управленческие расходы, поэтому определим резерв по этим видам расходов.

Коммерческие расходы на 2005 год определим как произведение суммы коммерческих расходов в 2004 году, умноженной на темп роста:

122302*(100-0,7)% = 121348 тыс. руб.

Управленческие расходы на 2005 год определим как произведение суммы управленческих расходов в 2004 году, умноженной на темп роста:

105405*(100-0,5)% = 100662 тыс. руб.

Тогда прибыль от продаж составит:

732182-121348-100662 = 510172 тыс. руб.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельно­сти продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

Рентабельность продукции составит:

732 182 / 3 687 765*100 = 19,85%

Заключение


Актуальность темы данной работы обусловлена ролью прибыли в деятельности хозяйствующего субъекта. Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать новых форм хозяйствования.

В ходе выполнения работы были изучены методы анализа прибыли рассмотрена экономическая сущность прибыли, проведен анализ прибыли и рентабельности компании ООО «Пассим ТФ», даны рекомендации по улучшению работы предприятия, что соответствует поставленной цели и задачам. При этом было установлено, сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое положение.

В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности.

Список литературы


1.     Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2002.

2.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2003.

3.     Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2003

4.     Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М.: Изд-во «Ось-89», 2002.

5.     Анализ финансово-хозяйственой деятельности предприятия / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова.; Под ред. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004.

6.     Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. – М.: Экономика, 2002

7.     Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001

8.     Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2004.

9.     Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003.

10.                       Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2003

11.                       Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003

12.                       Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПБ: Герда, 2001.

13.                       Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

14.                       Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПБ.: Питер, 2003.

15.                       Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004.

16.                       Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – 4-е изд,. – М.: ДиС, 2003.

17.                       Ковалев А. И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

18.                       Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием.- М.: Финансы и статистика, 2004.

19.                       Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:Проспект, 2004.

20.                       Левин М.В. Деловое планирование: методы и организация. – М.: Перспектива, 2003

21.                       Любушкин Н.П., Бабичева Н.А. Анализ подходов к оценке и прогнозированию выручки от продаж с учетом сезонной состаляющей // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. - №6. – С.6-16

22.                       Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

23.                       Мау В. Экономика и финансы - Что угрожает росту // Эксперт. - 2004, № 9. -  с.54

24.                       Орлов А. Основные источники прибыли коммерческой организации // Менеджмент сегодня. - №5. – 2004

25.                       Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности//Бухгалтерский учет. М.: 2003. №5, с. 68-72.

26.                       Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2003.- № 35 С.5-7.

27.                       Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

28.                       Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001

29.                       Соболева З.Г. Бокупова Р.Б. Справочник руководителя предприятия.  - М.: Экономика, 2004

30.                       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2004

31.                       Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Инфра- М, 2003

32.                       Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. -  2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002

33.                       Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 2000.

34.                       Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

35.                       Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

36.                       Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003.

37.                       Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2003. -  № 10 С. 6

38.                       Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2003.

39.                       Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003

40.                       Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003

41.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

42.                       Экономический анализ:Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

43.                       Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ, 2003.

44.                       Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2000.





[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. –с. 220

[2] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 1999. – с. 99

[3] Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166

[4] Любушкин Н.П., Бабичева Н.А. Анализ подходов к оценке и прогнозированию выручки от продаж с учетом сезонной состаляющей // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. - №6. – С.6-16

[5] Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – с. 87

[6] Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – с. 88


[7] Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. – М.: Экономика, 2002. – с. 91

[8] Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166

[9] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 275

[10] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 280


[11] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001, стр. 387.


[12] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 287

[13] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 288

[14] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 99

[15] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 45-47

[16] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 90

[17] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 99

[18]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 226