Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.
Структура управления фирмой даёт представление о её подразделениях, службах и отдельных должностных лиц, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи.
Большую часть организационных структур механистического (бюрократического) типа можно разделить на две категории: функциональные и дивизионные структуры. В последнее время наибольший интерес представляет комбинированная или матричная структура.
На демонстрационном плакате № 1 отражена базовая классификация различных видов организационных структур менеджмента.
Процесс проектирования организационных структур рассматривался в разных концепциях и взглядах, основными из которых являются : органистические и механистические модели. На демонстрационном плакате № 2 отражены основные сравнительные подходы органистический и механистической моделей. Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала.
Структура управления предприятием формируется сверху вниз. Последовательность действий следующая: осуществляется деление предприятия по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям его деятельности à устанавливаются соотношения полномочий различных должностейà определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и распределение их среди конкретных лиц.
При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.
В рамках данной работы в качестве объекта исследования выступает ФГУП ППЗ «Хабаровский».
Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП ППЗ «Хабаровский» Хабаровского края создано в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 02 июня 2004 года № 600-р и является правопреемником Государственного унитарного предприятия «Хабаровский».
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ее собственником.
Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Для достижения целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1. перевозка пассажиров
2. осуществление строительно- монтажных работ
3. проведение региональных геологических и других исследований, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых всеми известными методами
На демонстрационном плакате № 3 отражены основные финансовые показатели деятельности предприятия в 2002- 2004 годах.
Как видно из таблицы, в организации заметны следующие тенденции:
1) увеличение выручки от реализации на 526 тыс. руб. в 2003 году или на 13 % и на 1645 тыс. руб. или 35 % в 2004 году.
2) Рост себестоимости услуг на 646 тыс. руб. или 18 % в 2003 году, и на 1018 тыс. руб. или на 24 % в 2004 году.
3) Снижение прибыли от реализации на 120 тыс. руб. или на 22 % в 2003 году и рост на 627 тыс. руб. или на 145 % в 2004 году
4) Основная проблема: рост уровня затрат на 5 % в 2003 году, однако в 2004 году эта проблема была решены и уровень затрат упал на 8 %.
Организационная структура управления предприятием отражена на демонстрационном плакате № 4.
Структура управления ФГУП ППЗ «Хабаровский» очень сложна это связано прежде всего с огромной номенклатурой выпускаемой продукции и оказываемых услуг предприятием. Такая структура предполагает большую численность аппарата управления.
Достоинства данной структуры ФГУП ППЗ «Хабаровский» заключаются в том, что руководители цехов, командиры среднего звена освобождены от многих вопросов, связанных с планированием, материально- техническим обеспечением и так далее, построение связей «руководитель- подчиненный», при которых, каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостаток структуры заключается в том, что отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия между отдельными структурными подразделениями: вокзалами, резервом проводников, линейной базой обслуживания пассажиров, пунктами технического осмотра вагонов. Каждое подразделение заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели дирекции.
На демонстрационном плакате № 5 отражены основные уровни управления предприятием.
Существовавшая организационно-управленческая структура ФГУП ППЗ «Хабаровский» являлась линейно – функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.
На сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления, но при этом недостатки все же имеют место. Старая система управления оставила свой след, большая часть управленцев осталась на своих местах, структура управления поменялась, требует это и изменение отношения руководителей к своей работе.
Необходимость оптимизации и совершенствования существующей на предприятии организационной структуры аппарата управления вызвана фактом зависимости конечных результатов деятельности организации от того, насколько данная структура является рациональной.
На демонстрационном плакате № 6 отражена оптимизированная организационная структура предприятия в результате проведенных исследований
В рамках совершенствования организационной структуры в дипломной работе были предложены основные мероприятия по совершенствованию процесса управления кадрами. На демонстрационном плакате № 7 отражены основные из них.
В дипломной работе проведен анализ функций отдела управления качеством на предприятии ФГУП ППЗ «Хабаровский». Проведенный анализ показал нерациональность распределения функций управления качеством в отделе. Поэтому методами функционально- стоимостного анализа было проведено усовершенствование функций управления качеством на предприятии, результате которого отражены на демонстрационном плакате № 8.
Результаты анализа проведенного исследования по предприятию ФГУП ППЗ «Хабаровский» были представлены руководству для практического рассмотрения.