Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский институт экономки и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика в сфере туризма

Тема: «Анализ туристического рынка Новосибирской области и перспективы его развития»

                                                                                Выполнила: Гресс И.А.

                                                                            Гр. СОЦ-21

                                                                            Проверил: Цой М.А.

Новосибирск 2005

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и основные компоненты туристского  рынка. 5

2. Анализ туристского рынка Новосибирской области на предмет спроса и предложения. 11

3. Перспектива развития туристского рынка Новосибирской области. 21

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи.

Важность и актуальность проблемы туризма в Новосибирской области обусловлена постоянным ростом интереса к городу со стороны иностранных граждан и эта тема, довольно давно обсуждается во многих изданиях по туризму и книгах о городе. Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, недостатка профессионалов в сфере туризма и услуг, ограниченная информация и отсутствие рекламной поддержки – всё это тормозит развитие Новосибирской области как сибирского туристического центра. Ведь туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира. Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Сибири создана мультимодальная система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.

Таким образом, целью данной работы является анализ туристского рынка Новосибирской области и  перспективы его развития.

Указанная цель работы требует решения следующих задач:

1.     раскрытие понятия туристского рынка и его компонентов;

2.     описание туристического паспорта Новосибирской области;

3.     анализ туристского рынка Новосибирской области на предмет спроса и предложения;

4.     рассмотрение перспектив развития туристского рынка Новосибирской области.

1. Понятие и основные компоненты туристского  рынка

В специальной литературе по проблемам экономики туризма, туристский рынок определяется как туристский регион, страна.  Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра.

Существо рыночных отношений в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой,  к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка.

Принято считать, что сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.

Туристский рынок обеспечивает:[1]

·                   согласование производства и потребления туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов;

·                   установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов;

·                   стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.

В целом роль туристского рынка такова:

1.                 Выдавать «сигнал» тур операторам с помощью обратных связей, какие тур продукты, в каком объёме и в какой структуре следует производить.

2.                 Уравновешивать спрос и предложение.

3.                 Дифференцировать тур операторов, агентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы.

4.                 «Очищать» туристский комплекс и его экономику.

К сожалению, на данный момент туристский рынок в России является неразвитым и несбалансированным. Низкие инвестиции, широкое использование бартерных расчётов способствуют тому, что процесс развития рынка происходит очень медленно. А количество выезжающих за границу, по сравнению с въезжающими и внутренними туристами, провоцирует дисбаланс рынка. Разработки ВТО свидетельствуют, что для сбалансированного туристского рынка типична пропорция: один въездной – один выездной – четыре внутренних туриста. А в настоящее время ситуация в России такова: десять выезжающих – два въезжающих – один внутренний турист.

Туристский рынок состоит из множества сегментов и имеет определённую структуру. Структура – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объёме туристского рынка. Для характеристики структуры туристского рынка можно выделить ряд критериев:[2]

По субъектам:

-          рынок туристов (покупателей туристских продуктов);

-          рынок туроператоров (производителей и продавцов туристских продуктов);

-          рынок турагентов (промежуточных продавцов туристских продуктов – посредников);

-          рынок контрагентов туроператоров и турагентов (исполнителей туристских услуг – гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.п.)

На рынке туристов предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные туристские продукты, их цены и отдаёт предпочтение тому или иному туристскому продукту. На этом рынке существует конкуренция туроператоров и турагентов, что характерно для современных развитых национальных, региональных и международных туристских рынков.

Рынок туроператоров характеризует превышение спроса над предложением. Главную роль здесь играет количество туристских продуктов. Их качеству уделяется меньшее внимание, ассортимент беден, возможность выбора отсутствует. До недавнего времени таким был и российский туристский рынок.

Основные элементы инфраструктуры туристского рынка:[3]

-          туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например Лондонская, Берлинская или Московская «Путешествия и туризм»);

-          туристские ярмарки, workshops, выставки регионального или местного уровня и другие организационные формы посредничества;

-          система кредитных карт «путешествий и увеселений»;

-          система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и её организационно-правовые формы;

-          негосударственные центры содействия занятости в туризме;

-          информационные технологии в туризме (Интернет-технологии) и средства деловой коммуникации;

-          система налоговых льгот в туризме;

-          формы и виды страхования туристских рисков;

-          специальные рекламно-информационные агентства, центы и СМИ («Турбизнес», «Туринфо» и др.);

-          добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA, ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ, РАТА и др.;

-          система таможенных льгот в туризме;

-          профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;

-          коммерческо-выставочные комплексы;

-          государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля.

В силу того, что все рынки, несмотря на их явное различие, имеют общую экономическую сущность, а туристский рынок представляет собой своеобразный сегмент рыночной структуры более высокого уровня, поэтому, разработанная общей экономической теорией модель функционирования рыночного механизма, применима и к туристскому рынку.

Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:

-          механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

-          механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей;

Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и т.п. Они реализуются через различные цены туристского продукта: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие.

Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры. Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при  этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.

Конъюнктура туристского рынка – это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации. Проще говоря, это ситуация, сложившаяся на туристском рынке на определённый момент времени.

Конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложение, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.

Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревновательность между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). 

Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.

Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.

Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревновательность туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Следующий важный компонент туристского рынка – это спрос. Спрос изображается в виде таблицы или графика, показывающего количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определённого периода, цен. Спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цен. Он показывает количество турпродукта, которое туристы будут покупать по разным возможным ценам.

Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обуславливает возрастание спроса.

Предложение – это совокупность туристских продуктов с определёнными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов.[4]


2. Анализ туристского рынка Новосибирской области на предмет спроса и предложения


Туристский паспорт Новосибирской области:

По историческим меркам Сибирский край цивилизованно начали осваивать совсем недавно. Но за прошедшие четыреста лет несколько поколений сибиряков сотворили чудо и буквально преобразили свою землю. Сегодня это великолепная и богатая земля, где живут представители разных национальностей.

История Новосибирской области началась с того дня, когда инженеры-путейцы, прокладывая Транссибирскую железнодорожную магистраль, выбрали удобное место для сооружения моста через Обь и тем самым опредилили дальнейшую судьбу Новосибирска. Расположенный в самом центре страны, город находится на перекрестке транспортных путей: железнодорожных, воздушных, водных и автомобильных.

Некоторые считают, что Сибирь это край снегов. Однако Новосибирская область находится на юге региона, где долгая суровая зима — редкость. Здесь буйная многоцветная весна, жаркое солнечное лето, теплая золотая осень. Все это создает такой природный колорит, что в наш край влюбляются раз и навсегда.

И все же главное богатство Новосибирской области — люди. Именно они создают духовный, интеллектуальный, творческий, научный, экономический потенциал родного края, без чего невозможно представить себе наше настоящее и будущее, реальные возможности и перспективы.

Много интересного и поучительного смогут увидеть и узнать путешествующие по Новосибирской области.[5]

Новосибирская область располагается в самом центре страны, на пересечении зримых и незримых связей. Небольшая по сибирским меркам территория области тем не менее значительно больше, чем Бельгия, Дания, Нидерланды и Швейцария, вместе взятые. По сути, это целая страна, имеющая свою историю и сложившуюся экономику.

Предложения:

Одно из главных достоинств Новосибирской области для путешественника — ее природа. Разнообразие видов и ландшафтов поистине неповторимо — отроги древнего Салаирского кряжа, равнины Барабы и степи Кулунды, тайга и светлые березовые рощи, тысячи рек и огромных озер, и, наконец, Обское море, с его прозрачной, чистой водой и прекрасной рыбалкой. Столица области — Новосибирск, несмотря на молодость (100 лет), известен далеко за пределами Сибири как крупный научный и культурный центр. Здесь на территории Академгородка находится Сибирское отделение Академии наук России, где было сделано множество эпохальных открытий в области физики, химии, космических технологий. Это город — ученых и интеллигенции, город студентов.

Известность Новосибирска как культурного центра связана прежде всего с театром оперы и балета, концертными залами, музеями. Государственная консерватория и специальная музыкальная школа при ней широко известны в мире благодаря выдающимся успехам ее учеников.

Прекрасная коллекция русской живописи XVIII-XX вв., уникальные экспозиции русских икон, в том числе так называемых "народных икон", произведения Николая и Святослава Рерихов, новосибирских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства можно увидеть в залах Картинной галлереи. В коллекциях краеведческого музея — археологические, этнографические, историко-бытовые экспонаты, рассказывающие о тысячелетней истории края и о недавнем прошлом.

Уникален архитектурный ансамбль центра Новосибирска — Красный проспект и площадь Свердлова, выстроенный в стиле конструктивизма, здания «которого сохраняют аромат романтизма и натиска первых советских пятилеток, оставаясь в то же время памятниками "большого стиля". Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — архитектурный стиль, распростанившийся во многих странах мира после Первой мировой войны и связанный с ростом индустриальной техники, потребностью в новом типе зданий. Творчество русских конструктивистов 1920—1930-х гг. было пронизано пафосом строительства нового мира, утверждения новой среды обитания свободного, как им казалось, от "оков буржуазного общества" человека. Постройкам Новосибирска такие характерные черты стиля, как контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления, применение в нижних этажах открытых опор, наглядное проявление во внешнем облике здания его конструкции. Новосибирск — редкий пример целостного конструктивистского ансамбля.

В путешествии по области предстоит познакомиться со старинными городами. Беодск, Сузун, Куйбышев (Каинск) откроют страницы истории. Не менее старинное с. Колывань покорит тишиной некогда оживленного купеческого города, улочками и домами XIX в. с резными украшениями, сохранившимся на протяжении веков укладом его жителей.

Кроме того, Новосибирск — это "ворота" Сибири, отсюда можно отправиться в путешествие на Алтай, в Хакасию и Бурятию[6].

Новосибирская область: государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации на правах ее равноправного субъекта, расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, главным образом в междуречье Оби и Иртыша. Образована 28.9.1937 г.

Время: московское + 3 часа. Административный центр: Новосибирск. Площадь: 178,2 тыс. кв. км (1,05% территории России). Протяженность с запада на восток: 600 км, с севера на юг: 420 км. Расстояние до Москвы: 3191 км. Население: 2793,1 тыс. человек. Городское население: 2073,2 тыс. человек (74%). Сельское население: 719,9 тыс. человек (26%).

Территориальное местоположение Новосибирской области в Российской Федерации смотрите на карте.

106 тыс. студентов обучаются в 72 вузах и средних специальных учебных заведениях.

Плотность населения: 15 человек на кв. км. 47 место в России по ВВП на душу населения.

Промышленность: 29 место в России по объему промышленной продукции. Главные промышленные центры: Новосибирск, Бердск, Искитим, Куйбышев. Машиностроение (24% от объема промышленной продукции), самолетостроение, энергетическое, электротехническое оборудование, сельскохозяйственное и текстильное машиностроение,станкостроение, прессы. Агропромышленный комплекс (17% от всей промышленной продукции): порошковое молоко, молочные, мясные, овощные и фруктовые консервы, напитки, шампанские вина. Сельское хозяйство: 12 место в России по объему сельскохозяйственной продукции.

Спрос:

Особенности развития туризма Новосибирской области, как и в  России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Но основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме – остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

Несмотря на это, приток иностранных туристов в Новосибирской области постепенно растет. Известно, что за 2000 год Новосибирской области посетило около 2 млн. туристов. Это выше, чем в 1999 году, и цифра имеет тенденцию возрастать. Как показывают результаты опроса менеджмента гостиниц города, посвященного современному состоянию и видению перспектив, руководимых ими предприятий, количество приезжающих туристов постепенно увеличивается и при более прогрессивном подходе к гостиничному сервису и сфере услуг в общем, при таком потенциале, город может стать одним из популярных центров туризма.

По данным мониторинга, проводимого Агентством Социальной Информации в рамках проекта "Турбарометр" с  www.asinfo.ru, интенсивность туризма, то есть процент населения Новосибирской области, предпринявшего хотя бы одно туристическое путешествие, за период 1998-2002 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн.), постепенно приближаясь к докризисному. В 1998 году 1,7 млн. жителей города определенную часть времени в течение года пребывали в статусе туриста. Величина показателя интенсивности поездок после кризиса в 1999 году в 1,8 раза меньше величины аналогичного показателя в 1998 году (41%). Только около 60% жителей, в конце 1998 года планировавших свои поездки на 1999 год, их осуществили. Основными направлениями поездок были: Ленобласть - 21%, Регионы России - 47%, СНГ и ближнее зарубежье - 13%, дальнее зарубежье - 17%. Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

К 2003 году позиции внутреннего туризма укрепились (76%). Среди регионов России отмечен всплеск интереса новосибирцев к Новосибирской области, что объясняется близостью данного региона, ростом и обустройством туристической инфраструктуры, а также все более активным представлением Новосибирской области на международных и региональных выставках. Процентное соотношение поездок по дальнему зарубежью в 1999 году сократилось в 2 раза по сравнению с 1998. Далее наблюдается плавный рост заграничных поездок, обусловленный выходом из кризиса.

Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

Большинство жителей Новосибирской области совершали поездки самостоятельно, лишь 19% воспользовались услугами туристических фирм. По наблюдениям этот показатель имеет тенденцию снижения, например в 1999 году он составлял 26%. Самой популярной страной дальнего зарубежья среди новосибирцев в течение нескольких лет остается: Египет (26%).

Значительная часть расходов в самостоятельных поездках приходится на покупку продуктов питания, развлечения, а в организованных туристическими фирмами - на развлечения и осмотр достопримечательностей. Приведенные данные косвенно характеризуют характер спроса населения на услуги туристических фирм. Возникает вопрос, в какой мере этот спрос удовлетворяется.

Доля внутреннего туризма, из анализа предложений представленных на рынке, к структуре деятельности фирм Новосибирской области значительно меньше доли выездного туризма. Этот факт отражает существующий дисбаланс спроса и предложения в отношении внутреннего туризма. Внутренний туризм практически отдан самим туристам. В отличие от платежеспособных клиентов выездного туризма, считается, что туры внутреннего туризма не пользуются спросом, малодоходны.

Но Московская международная туристическая выставка (МITТ2002) показала, что российские регионы выставили настолько содержательные и хорошо продуманные программы, что многие туроператоры всерьез задумались о том, чтобы заняться этими направлениями. При правильно построенной стратегии, с учетом информации о потребностях жителей региона внутренний туризм становится курицей, несущей золотые яйца. Или другой аспект. Внутренний туризм та ниша, куда возможно вовлечь малодоходные группы населения, обратиться к тем, кто никуда не ездит, заинтересовать их, предложить туры с учетом различия возможностей и намерений жителей города.

Большинство компаний в своей работе руководствуются существующим спросом, анализом прошлого сезона, лишь 6% фирм в своей работе используют маркетинг.

Сейчас состояние дел таково, что туристическим фирмам достаточно, как правило, тех клиентов, которые сообщили им о своем желании поехать куда-либо. Поэтому сохраняется значительный неудовлетворенный спрос. До 50% - уровня интенсивности, соответствующего тому, что в данном регионе туризм приобрел массовый характер - еще довольно далеко. Фирмы достаточно спокойны и не озадачены стратегическими проблемами и творческим поиском. Но не следует забывать, что ситуация в Новосибирской области такова, что при благоприятном развитии событий насыщение рынка может произойти очень быстро и тогда в выигрышном положении окажутся стратеги. Туристические фирмы, если и обращаются к информации, то, как правило, только к той части, которая касается туристов, пользующихся услугами туристических фирм. Между тем в Новосибирской области доля туристов, осуществляющих самостоятельные поездки очень велика. И это - огромный потенциал. Ведь наверняка, при определенных условиях, эти люди могли бы стать клиентами каких-то фирм, и учет этого в стратегии фирм мог бы приносить им немалые доходы.[7]

Кроме того, исследователи туризма (В. Сапрунова) обращают внимание на то, что определило успех знаменитой сейчас швейцарской фирмы "Отельплан". "Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям", - заметил в 1935 году ее основатель, Г. Дутгвайлер. Массовые, дешевые поездки стали основным продуктом фирмы и принесли ей небывалые доходы и успех в первый же год работы на этом направлении. Понятие "туризм" в России ассоциируется прежде всего с рюкзаком, кострами, палатками, песнями под гитару, со спортом, укреплением здоровья. В последние годы в ассоциативный рад туризма попадают отдых, отдыхающие, пляж, море. Менее всего туризм увязывается в сознании россиян с высокодоходной отраслью экономики. И это характерно не только для обыденного восприятия. И хотя за последние годы произошли определенные изменения в государственной политике в этой сфере, еще далеко до создания действенной структуры и механизма общественно-государственного регулирования развития туризма, стратегии развития его как сложной социально-экономической системы, в которой туристическая индустрия является одним из элементов. А ведь именно такой подход характерен для высокоразвитых стран, большую часть своего благосостояния построивших на доходах от туризма. Россия тесно связана с международным туризмом. И она должна развивать туризм в рамках общих правил и норм, чтобы извлечь все выгоды от этого развития. А опыт исследований туризма показывает, что есть ряд общих закономерностей, которые неминуемо следует учитывать, независимо от национальных особенностей туризма. Сюда можно отнести и динамику развития потребностей, и потребительского сознания в сфере туризма, и координацию общественного регулирования рынка туризма, и маркетинговые стратегии, и наличие информационной поддержки.

Итак, делая выводы из данных Агентства социальной информации, можно вынести основные положения на период 1998-2001 гг.: [8]

·                   В период с 1999 – 2001 гг., ежегодно, 42% не имели возможности путешествовать из-за недостатка средств.

·                   В период с 1998-2000 гг. интенсивность туризма имела тенденцию к снижению за счёт спада в экономике страны. К 2001 году ситуация ещё не достигла до кризисного уровня.

·                   Интенсивность поездок по месяцам повторяется из года в год: пик выезжающих приходится на летние месяцы.

·                   В характере поездок преобладает рекреационный туризм.

·                   Наиболее приемлемым для туристов считается отдых в рамках от 5 до 15 дней.

·                   Самым приемлемым, а, следовательно, популярным, способом передвижения в 1999 - 2001 гг. являлся поезд.

·                   На протяжении всего срока более 90% фирм занимались выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;

·                   Затраты на покупку туров и расходы в поездках в среднем составляли от 300 до 1000 долларов.

В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:

·                     рекламируются, прежде всего, такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;

·                     из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;

·                     специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических и профессиональных аналитических изданий практически не существует;

·                     российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной туристской фирмы и повидавших те или иные края.

Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туристским операторам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен.

Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.

И последняя проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры.


3. Перспектива развития туристского рынка Новосибирской области


Новосибирск - культурная и туристская столица Сибири. В нем сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием нашей страны. Разумное использование туристских ресурсов способно приносить Новосибирску существенный доход.[9]

В течение 2000 года Новосибирск посетили около 3 миллионов иностранных граждан, прибывших в Новосибирск по туристским, служебным и частным визам и отнесенных к категории туристов в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от въездного туризма как экспортного направления в экономике отрасли. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено недостоверной системой учета доходности туризма, с одной стороны, и недостатками в системе денежного обращения, с другой, а также иными факторами.

В сложных экономических и политических условиях Комитету по межрегиональным связям и туризму, как исполнительному отраслевому органу государственной власти Новосибирска, поддерживающему и координирующему различные направления в сфере туризма в Новосибирске, удалось организовать работу по структурному формированию туризма в качестве значимой отрасли городского хозяйства, объединяющей туристские, экскурсионные, транспортные предприятия, гостиницы, предприятия общественного питания, развлечений и сферы услуг. Для привлечения туристов в город представители туристической сферы стараются отыскать все новые пути. В частности, в настоящее время новосибирские специалисты вместе со шведской стороной работают над разработкой так называемой «карты гостя города». Суть карты, которую смогут приобрести туристы, заключается в предоставлении ряда льгот и скидок – например, на проезд в общественном транспорте или при походе в музей.

За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный темп роста въездного туризма, который составляет 6-8 процентов ежегодно. В то же время, несмотря на комплекс разрабатываемых мер (в том числе проведение международных туристских выставок в Новосибирске, участие в зарубежных выставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных путеводителей по Новосибирску, другой рекламной литературы), прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно, так как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.

Среди конкретных шагов, которые следует предпринять в первую очередь, – развитие инфраструктуры туризма – гостиницы, места посещаемые туристами и т.п. В частности, в городе не хватает малых и средних гостиниц. В перечне зданий и земельных участков, предназначенных под строительство и реконструкцию гостиниц, значится 218 адресов. По 25 из них уже ведется реконструкция, на 11 участках проводятся изыскательские работы. К концу 2008 года войдут в строй действующих ещё 2 новых гостиницы. Но для значительного притока туристов этого явно недостаточно[10]

Во-вторых, любой туристский центр, даже Новосибирск, будучи насыщен достопримечательностями и культурными ценностями, не может удерживать внимание туриста более трех-четырех дней. Нужно „закольцевать” такой туристский центр. В свое время российские граждане с удовольствием путешествовали по Золотому кольцу, ездили на Дальний Восток, Соловки. Когда говорят о воспитании патриотизма, нужно помнить, что невозможно любить то, чего ты не знаешь и не видишь. Здесь Москва и Петербург тоже могли бы быть пионерами, сделав значительный упор в своей работе на развитие внутрироссийского туризма.

В-третьих, необходимо разрабатывать новые туристские программы, создавать новые маршруты. Чтобы привлечь туристов, скажем, в зимний новосибирск, нужно какое-то событие – фестиваль, праздник, конгресс. Туристу, приехавшему в Новосибирскую область на неделю зимой, можно было бы предложить покататься на лыжах, на тройках с бубенцами, попариться в русской бане, искупаться в ледяной проруби. Но все упирается в инфраструктуру вокруг города. Здесь возможности города пока невелики… Ну и, конечно, необходимо активнее привлекать инвесторов, в том числе зарубежных.

Как видно из официальной информации правительства города, желание развивать туристский рынок Новосибирской области есть и конкретные шаги предпринимаются. Постоянно ведётся поиск новых форм для развития туризма в городе. Требуется лишь финансовая поддержка. 


Заключение


Туристский рынок является очень привлекательной сферой бизнеса. Для государства он является дополнительным доходом, для туристов это новые впечатления, для профессионалов туристский рынок предлагает интересную работу с возможностями карьерного роста. В то же время, туристский рынок является сложной системой со своими нюансами и особенностями. Для успешного ведения дел на туристском рынке необходимо обладать не только хорошо развитыми деловыми управленческими качествами, но и чувствовать этот рынок, прогнозировать изменение потребительского спроса, довольствуясь не только «сухими» цифрами, но и интуицией.

Постепенно меняясь, расширяясь и увеличивая предложение за счёт новых идей сотрудников фирм, занимающихся разработкой новых туров, туристский рынок поставляет новые рабочие места для таких же активных и жизнерадостных людей. Их трудолюбие, желание добиваться целей и любовь к путешествиям, заражает клиентов энергией и открывает всё новые точки мира для знакомства с неизведанным.

Новосибирск – туристическая столица России, притягивает путешественников со всего мира своей красотой, спокойствием…   Это развивающийся и экономически стабилизирующийся город с множеством культурных ценностей. Культурная столица России всегда привлекала иностранных туристов, даже не смотря на бывшее плохое обслуживание и неудовлетворительное качество гостиничного сервиса, которое начало меняться лишь в последние года. За последние пять лет ситуация сильно изменилась, что положительно сказывается на туристском потоке. Помимо того, что построены новые гостиницы, приводятся в порядок архитектурные сооружения и улицы города, сейчас разрабатываются новые экскурсионные маршруты и на постоянной основе проводятся маркетинговые исследования на предмет предпочтений и мест интереса туристов.


Список литературы


1. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - М.: Экономпресс, - 2001 - 400с.

2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М: Финансы и статистика, 2001 - 256 с.

3. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003 – 320 с.

4.  Туризм и туристская деятельность: Учебник/ А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ - 2002 - 560с.

5. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Туризм. Учебник для студентов ВУЗов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2001 - 364 с.

6. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003 - 240с

7.  Моисеева Н., Рюмин М. Региональный туризм.// Маркетинг. - 2001. - №6.

8.  Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8.

9. http://www.tourism.nso.ru/index.php.

10. http://www.tourism.nso.ru/?p=passport&i=passport


[1] Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - М.: Экономпресс, - 2001 – с 11


[2] Туризм и туристская деятельность: Учебник/ А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ - 2002 – с 28.


[3] Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003 – с 37


[4] Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Туризм. Учебник для студентов ВУЗов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2001 – с 71


[5] http://www.tourism.nso.ru/?p=passport&i=passport


[6] http://www.tourism.nso.ru/index.php.


[7] http://www.tourism.nso.ru/index.php

[8] Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8 – с 18

[9] Моисеева Н., Рюмин М. Региональный туризм.// Маркетинг. - 2001. - №6. – с 11


[10] Хвилер Я. А как у них?//Турбизнес - 2001 - №8 – с 19