Содержание
Вопрос 1. Рентабельность предприятия, методика расчета, пути повышения. 3
Вопрос 2. Показатели текучести кадров, их характеристика. 10
Список литературы.. 13
Вопрос 1. Рентабельность предприятия, методика расчета, пути повышения
Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.[1]
Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле
Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
Система показателей рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- показатели рентабельности капитала (активов),
- показатели рентабельности продукции;
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например:
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
Соответственно влияние изменения себестоимости составит:
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.[2]
Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить следующим образом:
Объем продукции в стоимостном выражение (N) |
= |
Объем продукции в физических единицах (q) |
Цена единицы продукции (Ц) |
|
Затраты на производство в денежном выражение(S) |
= |
Объем использованных ресурсов (в натуральном выражение)(z) |
|
Цена единицы ресурса (С) |
Доходность (N/S) |
= |
Производительность ресурсов (q/z) |
Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С) |
|
Прибыль (N-S) |
= |
Объем продукции в стоимостном выражении (qЦ) |
- |
Затраты на производство в денежном выражении (zC) |
Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.
Имеем:
или в развернутом виде:
,
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.
Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок:
,
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности:
В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями:
.
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
- Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
- На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
- Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию и т.д.
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий.
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:
1. Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.
2. Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.
3. Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.
4. Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
5. Анализ эффективности использования имущества.
6. Оценка рискованности деятельности предприятия.
7. Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.[3]
Вопрос 2. Показатели текучести кадров, их характеристика
Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной его деятельностью.
Кадры являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность . Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Планирование рабочей силы является важнейшей составной частью управления кадрами. Для руководства предприятия важна возможность располагать персоналом, который необходим для выполнения производственных задач.
Этот персонал должен быть в определенное время, в определенном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того кадровое планирование должно быть нацелено на создание мотиваций на более высокую производительность труда и удовлетворенность работой.
Кадровые вопросы решаются в рамках общей предпринимательской деятельности. Необходимость кадрового планирования обусловлена ускоренными технико-организационными изменениями предприятий. Кадровое планирование позволяет своевременно находить и готовить работников для выполнения новых производственных задач, а также может смягчить проблемы высвобождения работников.
Кадровое планирование служит также примирению интересов руководителей предприятия и трудового коллектива. Если раньше считали, что кадровое планирование необходимо лишь в случае дефицита рабочей силы, то сейчас существует мнение, что оно необходимо и при наличии безработицы (так, как даже в условиях достаточно высокой безработицы возникают трудности с поисками квалифицированных работников).
Показатель текучести кадров
Обычно выражаемое в процентах отношение числа работников, покидающих в какой-то определенный период организацию или отрасль, к среднему числу занятых в этой организации или отрасли в указанный период.[4]
Коэффициент текучести кадров
,
где:
Чусж – число рабочих уволившихся по собственному желанию;
Чупн – число рабочих уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чс – среднесписочное число рабочих.
Исследование показателя текучести кадров не требует больших затрат ресурсов, предварительные выводы можно делать даже на основании анализа статистических данных о категориях уволившихся сотрудников, отбирая для этого различные параметры.
Большая часть предприятий наукоемкого производства рано или поздно сталкивается с проблемой эффективного управления человеческими ресурсами. Как правило, круг специалистов требуемого уровня квалификации на рынке труда очень узок, и нередко приходится рассчитывать лишь на их рост внутри организации. Чтобы обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, нужно потратить немало времени и ресурсов. Поэтому повышение уровня удовлетворенности персонала работой на предприятии имеет большое значение для удержания работников и развития молодых специалистов.[5]
Список литературы
1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2003.
3. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.
4. Оксфордский толковый словарь.- М.: Бизнес, 2003.
5. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2002.
[1] Стоянова Е. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2002. – С. 93
[2] Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – С. 148
[3] Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2003. – С. 119
[4] Оксфордский толковый словарь.- М.: Бизнес, 2003. – С. 288
[5] Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 172