Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и источники налогового права_______________________ 4

1.1. Понятие, предмет и метод налогового права_____________________ 4

1.2. Источники налогового права_________________________________ 6

Глава 2. Налоговый кодекс Российской Федерации_____________________ 9

2.1 Задачи Налогового кодекса РФ________________________________ 9

2.2  Роль Налогового кодекса в проведении налоговой политики______ 10

Глава 3. Анализ действующей налоговой системы и бюджетной политики_ 16

3.1 Существующие проблемы и недостатки в региональном налогообложении 16

3.2 Источники формирования доходов государственного бюджета_____ 19

Заключение____________________________________________________ 23

Список использованной литературы________________________________ 25


Введение


Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, рассмотреть правовые особенности формирования налогового права России.

Глава 1. Понятие и источники налогового права


1.1. Понятие, предмет и метод налогового права


Установление и взимание налогов составляют важнейшие стороны финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая выражается в осуществлении ими функций по формированию (образованию), распределению и использованию ими своих денежных фондов (финансовых ресурсов). Именно от деятельности по налогообложению впрямую и главным образом зависит состояние финансовых ресурсов страны, а, следовательно, возможности их распределения и использования соответственно задачам ее социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности. Иные источники средств играют менее важную роль, хотя каждый из них значителен по-своему.

Складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований отношения в целом регулируются соответствующей отраслью права — финансовым правом. Нормы этой отрасли права, распространяющиеся и на область налогообложения, занимают в ней видное место: это крупное подразделение финансового права, которое принято именовать налоговым правом, составная часть обширного блока правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные доходы. В результате бурного развития в последнее время налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.

Особо важно отметить публичный характер норм налогового права, как и всего финансового права. Известно, что право любого государства делится на публичное и частное.[1] Частное право призвано регулировать отношения и обеспечивать интересы частных лиц как физических, так и юридических: это гражданское, трудовое, семейное право. Публичные отрасли права нацелены на обеспечение интересов общества и государства в целом. К ним относятся: конституционное, административное, уголовное, финансовое право, включая налоговое право.

Нормы налогового права обусловлены именно публичной, т. е. общезначимой для страны деятельностью, а именно: деятельностью государства по взиманию налоговых платежей для общегосударственных нужд, для содержания государственных органов и материально-финансового обеспечения их органов. Это относится не только к деятельности федеральных органов власти, но и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих ее соответственно установленному Конституцией РФ разграничению компетенции в данной области. Посредством этой деятельности создается государственная казна: соответственно федеральная или субъекта Федерации, сосредоточивающая средства для потребностей общего значения, они отграничены от государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и не имеющего такой направленности.[2]

Такой же публичный характер носит и деятельность органов местного самоуправления по регулированию налоговых отношений и взиманию налоговых платежей. Она направлена на удовлетворение местных интересов, имеющих общее значение для данной территории, обеспечивает формирование муниципальной казны[3] в этих целях. Следовательно, публичный характер носят и нормы права, регулирующие отношения по установлению налогов органами местного самоуправления и их взиманию в муниципальную казну. Соответственно, все эти отношения являются властно-имущественными.

Итак, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и, в предусмотренных законодательством случаях, — во внебюджетные фонды.

Поскольку налоговое право обеспечивает формирование подавляющей части доходов бюджетной системы, оно особенно тесно связано с другим крупным разделом финансового права — бюджетным правом. То же (о тесной связи) можно сказать и в отношении раздела о правовом регулировании целевых государственных и муниципальных фондов, к источникам образования которых относятся и некоторые налоговые платежи.


1.2. Источники налогового права

 

Источники налогового права — это нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения по поводу установления и взимания налогов.

Круг источников налогового права во многом определяется принципами федерализма и разделением законодательной (представительной) и исполнительной властей, а также действием местного самоуправления на территории страны.

Основной источник налогового права — Конституция РФ, которая закрепила исходные начала, принципы правового регулирования налоговых отношений. Здесь же следует назвать аналогичные акты других уровней — конституции и уставы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований. В соответствии с ними действует специальное налоговое законодательство. Главными источниками налогового права являются нормативные акты законодательных (представительных) органов власти.

Среди всех источников налогового права выделяется своим значением Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.).

Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следующих задач:

à     систематизация норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему;

à     устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;

à     изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;

à     реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику;

à     перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;

à     построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;

à     развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

à     создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем кардинального изменения налоговой системы, а путем ее эволюционного преобразования, устранения имеющихся недостатков и ликвидации внутрисистемных перекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены основные налоги -НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги, формирующие основу российской налоговой системы. К сожалению. Налоговый кодекс сохраняет принципиальные недостатки действующей налоговой системы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). В то же время он позволяет, во-первых, внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования экономического роста, во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации, в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятий, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет большей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.

Налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами в области налогообложения.



 


Глава 2. Налоговый кодекс Российской Федерации


2.1 Задачи Налогового кодекса РФ

Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следующих задач:

à     систематизация норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему;

à     устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;

à     изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;

à     реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику;

à     перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;

à     построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;

à     развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

à     создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем кардинального изменения налоговой системы, а путем ее эволюционного преобразования, устранения имеющихся недостатков и ликвидации внутрисистемных перекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены основные налоги -НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги, формирующие основу российской налоговой системы. К сожалению. Налоговый кодекс сохраняет принципиальные недостатки действующей налоговой системы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). В то же время он позволяет, во-первых, внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования экономического роста, во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации, в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятий, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет большей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.


2.2  Роль Налогового кодекса в проведении налоговой политики

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика. Одним из первых шагов создания такой концепции является обсуждаемый Налоговый кодекс РФ, внесённый Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу 30 апреля 1997 года [20, 28].

На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений [14, 27].

Шестилетний опыт функционирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.

Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.

Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

В сфере малого предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата и эта линия получит продолжение [16, 53].

Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.

На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.

Принятие Налогового кодекса РФ позволило в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.

Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказанные выше критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно “разрушить до основания”[38, 5].  Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т.д. Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная, налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже немаловажно.

Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т.д. [39, 12].

Сделана попытка несколько ослабить общее налоговое бремя, уменьшив его с нынешних 35% до 32% к ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолен, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.

К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд “родственных” налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.

Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять.

Глава 3. Анализ действующей налоговой системы и бюджетной политики

3.1 Существующие проблемы и недостатки в региональном налогообложении

Современную налоговую систему России критикуют и в СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.

Основными недостатками налоговой системы являются:

·        Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.

·        Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.

·        Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.

·        Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.

·        Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.

·        Ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.

Какова же должна быть налоговая система, чтобы она дала возможность развиваться производству, предпринимательству и, главное, увеличивала доходы населения?

В настоящее время общее количество налогов 45, в частности: федеральных налогов и сборов –15, республиканских (субъектов РФ) – 7, местных налогов и сборов - 23.

С принятием II ч. НК количество налогов увеличится, но ставки будут снижены.

В 2000 г. продолжали сохраняться большие различия в распределении консолидированных бюджетов территорий по видам бюджетов.

По субъектам Российской Федерации доля отчислений в федеральный бюджет от общей суммы поступлений налогов и сборов в январе-августе текущего года колеблется от 17% (Республика Татарстан) до 86% (Республика Алтай) [8].

Общая сумма целевого финансирования, а также всех денежных и безденежных взаиморасчетов за 8 месяцев 2000 г. составила 70,8 млрд. руб. Из них по бюджетам территорий - 55,4 млрд. руб.

Не проводились безденежные взаиморасчеты только в 5 регионах. Это Курская область, г. Санкт-Петербург, Карачаево-черкесская Республика, Республика Марий Эл и Республика Саха (Якутия). В то же время по отдельным регионам доля неденежных (при том, как правило, самых грубых - безденежных) форм взаиморасчетов остается существенной. Так, в Ямало-Ненецком АО доля безденежных взаиморасчетов в общем объеме поступлений составляет 72 %.

Вывод очевидный: наиболее значительный резерв роста бюджетного потенциала большинства регионов лежит в отказе от анахронизмов, которыми были неденежные налоговые расчеты.

Следующей важной проблемой является проблема потерь бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот.

Существенное влияние на перекосы при поступлении налогов и сборов как в федеральный бюджет, так и в бюджеты территорий оказывает также большой объем отсрочек и рассрочек по федеральным и региональным налогам, являющимся источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Объем отсроченных (рассроченных) в установленном порядке платежей в целом в консолидированный бюджет России составил на 1 сентября 2000 г. свыше 73 млрд. руб., или 15 % от задолженности по налоговым платежам.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут приниматься решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) только по тем федеральным налогам и сборам, по которым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены ставки зачисления федерального налога или сбора в доходы бюджетов другого уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и единый налог на вмененный доход).

Однако на практике имеют место случаи, когда исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации принимают решение об изменении срока уплаты по регулирующим налогам в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Обследование показало, что по состоянию на 1 января 2000 г. отсрочками в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 65 пользовались 735 предприятий и организаций, из которых 125 имели нарушения условий их предоставления.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникшие при осуществлении реструктуризации налоговых платежей в территориальные бюджеты. В 2000 г. впервые за последние годы принесла плоды работа по реструктуризации этой налоговой задолженности. Теперь главной задачей является мобилизация данных налоговых платежей, как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктурируемой задолженности. Это требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.

Представляется, что реализация всех перечисленных мер и совместные согласованные действия позволят привести единую государственную политику по укреплению доходной части территориального бюджета в соответствие с нормами, предусмотренными II частью Налогового кодекса.


3.2 Источники формирования доходов государственного бюджета


Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит из доходной и расходной частей.

В  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.6) доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.


Таблица 1

Налоговые доходы федерального бюджета на 2003 год

Виды налоговых доходов

Сумма,

Млн. руб.

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

178295,3

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации


690453,6

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации


255764,9

Налог на игорный бизнес

1255,2

Акцизы

227708,8

Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

1384,4

Налоги на совокупный доход

8478,4

Налог на операции с ценными бумагами

840,0

Платежи за пользование природными ресурсами

183129,5

Ввозные таможенные пошлины

150355,9

Вывозимые таможенные пошлины

185619,6

Прочие налоги, пошлины и сборы

5418,6

           Всего

1892363,7


Таблица 2

Неналоговые доходы федерального бюджета на 2003 год

Виды неналоговых доходов

Сумма,

Млн. руб.

1.Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и  муниципальных организаций

             Из них:

    а) дивиденды по акциям, принадлежащим государству

    б) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в    государственной собственности

    в) доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

             В том числе:

    - консульский сбор в рублевом исчислении

    - плата за выдаваемые паспорта

    - пробирная плата

   - плата за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва

    - прочие доходы

    г) перечисление прибыли Центрального  банка РФ

    д.) платежи (доходы) от государственных и муниципальных организаций предприятий

    е.) плата за пользование водными биологическими ресурсами

    е) прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности


83158,8


10500,0


7300,0


28871,1


240,0

2200,0

85,0

700,0


21781,7

9000,0

15402,3


7800,0


4285,4

2.Доходы от продажи нематериальных активов

0,2

3. Административные платежи и сборы

1406,5

4. Штрафные санкции, возмещение ущерба

1353,6

5.Доходы от внешнеэкономической деятельности

55932,7

6.Прочие неналоговые доходы

3870,0

                  Всего

145721,8


Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Он превышает 36% налоговых доходов федерального бюджета на 2003год.

Сумма неналоговых доходов, предусмотренных в доходной части федерального бюджета на 2003год, почти в 13 раз меньше суммы налоговых доходов.

Среди неналоговых доходов в 2003году более половины приходится на доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и  муниципальных организаций, более третьей части приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.

В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику, прежде всего, за счет инвестиционной составляющей. Основным направлением в области повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики является постепенный переход от административных к корпоративным принципам управления. Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих. Главными приоритетами в бюджетных расходах будет: борьба с бедностью; обесценивание внутренней и внешней безопасности государства; судебная система; воспроизводство научного потенциала, социальная сфера.

Заключение


Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Знание налогового законодательства как гражданами, так и должностными лицами, — необходимое условие его эффективно­го действия, предупреждения правонарушений. Неслучайно за­конодатель впервые в истории страны придал государственное значение вопросу о необходимости всеобщего изучения налого­вого законодательства. В постановлении Верховного Совета РФ с порядке введения в действие Закона об основах налоговой систе­мы на Правительство была возложена разработка и введение начиная с 1992/1993 учебного года в программу средней школы курса по налоговому законодательствуй К сожалению, эта мера не была реализована.

Таким образом, налоговое право Российской Федерации и его структура приобрели новые черты. Однако оно находится еще в периоде своего становления. Требуется решение многих его проб­лем как общих, так и конкретных. Они увязаны с вопросами разви­тия финансового права в целом, а также всей системы российского права и государственности, требуют учета задач межгосударствен­ных связей, развития внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.

Список использованной литературы


1.     Конституция РФ

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.).

3.     Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1995.

4.     Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 1997. - № 2.

5.     Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4.

6.     Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 30-31.

7.     Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.

8.     Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996.

9.     Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 1996. - № 1. С. 3-6.

10.            Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 29.

11.            Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 1995.



[1] См.: Алексеев С. С. Теория права. М„ 1995. С. 101.

[2] См.: ГК РФ. Ст. 214.

[3] О муниципальной казне см.: ГК РФ. Ст. 215.