Основные контуры правительственной налоговой реформы уже известны. Главным образом реформа коснется единого социального налога (ЕСН) - ставка которого будет снижена с 35,6 до 26%. Уже снижена базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18%.
Компенсировать бюджетные потери от снижения ЕСН и НДС, в сумме составляющие примерно 430 млрд. рублей, правительство собирается за счет роста налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть. Поэтому анализ налогообложения сферы недропользования (добыча нефти) представляет несомненный интерес. К тому же налоги, поступающие от добычи нефти, играют важнейшую роль в формировании федерального бюджета и бюджета Тюменской области, включая территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а величина налоговой нагрузки на нефтяной сектор экономики оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов.
Напомним, что наиболее значимые изменения налогообложения нефтяных предприятий связаны с введением в 2002 году налога на добычу полезных ископаемых (глава 26 Налогового кодекса РФ). Данный налог (НДПИ) введен вместо платежей за право пользования недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на нефть.
Базовая ставка НДПИ равна 16,5% и устанавливается в рублях за 1 тонну нефти. В налоге учитывается динамика мировых цен на нефть. Для 2004 г. базовая ставка НДПИ установлена в размере 347 руб./т. нефти, а с 1 января 2005 г. правительство предлагает увеличить ставку налога до 400 руб./т. нефти.
При введении НДПИ была полностью исключена его дифференциация в зависимости от горно-геологических условий, экономической оценки ресурсных запасов, экономико-географических условий, административно-географического расположения нефтяных месторождений, развития инфраструктуры, технического состояния горного имущества, в том числе скважин, текущего состояния разработки месторождений, вида хозяйствующего субъекта.
Применение недифференцированной в зависимости от условий добычи нефти ставки НДПИ не соответствует мировым тенденциям в налогообложении недропользователей. В мире налоговое регулирование добычи углеводородов поставлено в прямую зависимость от объема и рентабельности добычи, этапа освоения нефтяных месторождений. К этому надо заметить, что действующее российское налоговое законодательство не базируется на взимании рентных платежей.
Такой подход в налогообложении добычи нефти привел к тому, что в разработку не вовлекаются многие нефтяные месторождения из-за их нерентабельности или малой рентабельности по причине единой для всех ставки НДПИ.
Отсутствие объективно обусловленной рентной составляющей при налогообложении добычи нефти с рентабельных месторождений значительно снижает доходы консолидированных бюджетов России и субъектов Федерации и обеспечивает концентрацию финансовых доходов от нефти только у крупных компаний.
Здесь надо учитывать и фактор себестоимости добычи нефти на разных месторождениях Тюменской области. Она может различаться по объективным причинам в три и более раза.
Существенное влияние на финансовое состояние нефтяных предприятий и формирование доходов федерального бюджета оказывают экспортные пошлины на нефть.
Новации правительства РФ по увеличению бюджетных доходов за счет экспортной пошлины на нефть сводятся к следующему: пошлина не будет взиматься при мировой цене на нефть ниже 15$ за баррель. При цене от 15 до 20$ ставка пошлины будет 35%; от 20 до 25$ - 45%; от 25$ и выше - 65%.
Рассматривая нынешнее состояние налогообложения добычи нефти, зададимся вопросом: есть ли возможности еще большего увеличения налогового бремени на нефтяников.
Налоговая система России более ориентирована на налогообложение всей стоимости произведенного продукта, а не прибавочной его стоимости. Для нефтегазодобычи, относящейся к фондоемким производствам, это создает высокий уровень налоговой нагрузки. Так, например, суммарные налоговые изъятия у недропользователей (нефтяников) составляют в Канаде 31,3%, США - 35,7%, России - 45,2%.
Налоговый режим недропользователей должен четко и быстро реагировать на изменение экономических, финансовых, природных и других условий нефтегазодобычи. Поэтому он должен быть гибким. По уровню гибкости налоговый режим недропользователей в Норвегии в 6 раз более эффективен, чем в России.
Важным показателем налогового режима является его инвестиционная привлекательность, которая определяется в долях единицы. Так, в Канаде она составляет 0,85 (наилучший показатель), США - 0,81, Норвегии - 0,79, России - только 0,59 (самый низкий показатель).
Величина налогового бремени на нефтяные предприятия напрямую определяет объемы инвестиций в геологоразведочные работы по восполнению минерально-сырьевой базы. Этот вопрос уже перешел критическую черту.
По данным Министерства природных ресурсов России, уже в 2010 году (по некоторым экспертным заключениям - в 2007 г.) разведанных запасов нефти может не хватить для запланированного правительством уровня добычи нефти. К тому же, в последнее время значительно возросло количество простаивающих скважин. Если в 1992 году их было 6% от общего числа скважин, то в 2003 г. - уже 26%. Это происходит потому, что нефтяные предприятия для повышения своей рентабельности оставляют в работе скважины с повышенным дебитом и на которых применяются технологии дополнительного воздействия на нефтяной пласт с целью еще большего увеличения эффективности работы скважин.
На данный момент времени нефтяные компании значительно уменьшили инвестиции в геологоразведочные работы, разработку новых нефтяных площадей, бурение, создание производственной инфраструктуры, особенно в строительство дорог.
Таким образом, величина налоговой нагрузки на российских нефтяников больше, чем у зарубежных недропользователей. Некоторые публикации по этому вопросу показывают противоположные результаты сравнения уровней налогообложения отечественных и зарубежных недропользователей. Это, в принципе, происходит потому, что сравниваются конечные финансовые результаты, т.е. результаты по продуктам глубокой переработки нефти, а не на этапе добычи нефти.
В России налогообложение добычи нефти более высокое, чем за рубежом, а налогообложение конечных продуктов переработки нефти у нас ниже.
За пять лет (1999-2003 годы) налоговая нагрузка на отрасль увеличилась с 30 до $66 на 1 тонну нефти, или в 2,2 раза. Отчисления в бюджеты всех уровней росли еще быстрее - с 9,1 до $27,9 млрд., или в 3,1 раза. В то же время объемы добычи нефти в России возросли только в 1,4 раза. В целом доля налогов в цене нефти возросла до 45,2%.
Большая часть налогового бремени нефтяников приходится на налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, которые в совокупности составляют более 68% всей налоговой нагрузки на добычу нефти.
Доля налогов в цене бензина в России увеличилась с 2000 по 2003 годы с 24,1 до 43,1%. В рублевом эквиваленте доля налогов в цене бензина в 2 раза больше, чем таковая в цене нефти.
Для сравнения приведем данные по величине доли налогов в цене бензина в различных странах: Великобритания - 76%, Италия - 69%, Германия - 75%, Франция - 75%, Испания - 63%, Япония - 56%, Канада - 40%, США - 23%.
Таким образом, в России налоговая нагрузка на производство бензина ниже, чем во многих зарубежных странах, в которых добывается очень мало нефти с точки зрения обеспечения всех внутренних потребностей в этом сырье. В то же время можно говорить о том, что у нас налоговое бремя на добычу нефти и производство бензина выше, чем в Канаде и США. Поэтому, если суммировать все стороны налогообложения отечественных нефтяников, то уровень налоговой нагрузки должен быть снижен с 45,2 до 35,7%. Вернемся к вопросу возможности компенсировать бюджетные потери от снижения ЕСН и НДС за счет роста НДПИ и экспортных пошлин на нефть. Выбывающие суммы налогов составляют примерно 430 млрд. рублей. Далее все расчеты приводятся по отношению к величине налоговой нагрузки на нефтяников в 2003 году. В 2003 году суммарные платежи нефтяников в бюджеты всех уровней в целом по России составили примерно 800 млрд. рублей. Из них НДПИ и экспортные пошлины составили 548 млрд. рублей, или 68,5% от всех налогов. Таким образом, чтобы закрыть бюджетные потери от снижения ЕСН и НДС, надо увеличить налоговые сборы с нефтяников до 1 230 млрд. рублей, или на 54%, а налоговые сборы по НДПИ и экспортным пошлинам - до 978 млрд. рублей, или на 78%. При таком увеличении налоговых сборов с нефтяников доля налогов в их доходах увеличилась бы с 45,2 до 70,2%, что является неприемлемым решением. Поэтому попытка непродуманного увеличения налоговой нагрузки на отечественных нефтяников может привести к весьма негативным последствиям, в том числе и социальным. Изменения в налоговом законодательстве коснутся и формирования бюджетов территорий. В 2004 году налог на добычу газа, а с 01.01.2006г. уже весь НДПИ в виде углеводородного сырья будет полностью перераспределяться в пользу федерального бюджета. Если бы такие налоговые нормы действовали уже в 2003 г., то общие потери бюджетов Тюменской области, Ханты- Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов составили бы 56 млрд. рублей (таблица 1). Сравнение бюджетов Тюменской области, Ямало-ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов в 2003 г. (в тыс. рублей) На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация - налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на нефть увеличены, т.е. возросла налоговая нагрузка на нефтяников, а поступления в бюджеты Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от добычи углеводородного сырья значительно снизились. И это снижение происходит на фоне увеличения объемов добычи нефти (таблица 2). Таблица 2. Некоторые показатели развития ХМАО. Таким образом, реформа налогообложения нефтяной отрасли должна учитывать сегодняшнее состояние "нефтянки", мировые тенденции в налогообложении недропользователей, вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы, интересы сырьевых регионов, так как именно они являются главными финансовыми источниками России.