Управление цепями поставок



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Управление цепочками поставок (SCM)................................................ 5

2. Современные методы управления интегрированными цепями поставок     8

3. Принципы построения логистической системы.................................. 12

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 16

Приложение.................................................................................................. 17



Введение


Одним из аспектов определяющих успех бизнеса, считается установление стабильных партнерских отношений с поставщиками. С этой точки поставщики рассматриваются как деловые партнеры, а не как оппоненты.

В настоящее время в мировой практике отмечается управление не одной компанией, а всей цепочкой предприятий, через которые поток материалов и услуг проходит к конечному потребителю.

Современная жизнь – сплошные аббревиатуры, и информационные технологии не исключение. Не успели потребители разобраться, что такое MRP, ERP, как появилось понятие SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками поставок.

Впрочем, новой эта аббревиатура считается только в русском языке. За рубежом SCM-cистемы развиваются уже более 15 лет: рынок сформировался, определились главные игроки.

Для западного менеджмента цепочка поставок (supply chain) является одним из фундаментальных понятий на протяжении нескольких десятков лет. Она представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками[1].

Управление цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов.

Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту.

Важно, что одни звенья могут целиком принадлежать одной организации (отдел производства, отдел продаж), другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.

Цель работы: описать управление цепями поставок.

1. описать управление цепочками поставок (SCM);

2. дать характеристику современным методам управления интегрированными цепями поставок;

3. обозначить принципы построения логистической системы.


1. Управление цепочками поставок (SCM)


Рассмотрим взаимодействие предприятия и его внешнего окружения, а точнее – то, как внешнее окружение трансформируется во внутрее, но уже не для конкретного обособленного предприятия, а для всей цепочки поставок.

Цепочка поставок – это взаимосвязанная система отношений между поставщиками материалов и услуг, охватывающая весь цикл трансформации материальных ресурсов из исходного сырья в конечные продукты и услуги, а также доставку этих продуктов и услуг конечному потребителю[2].

Поток материалов через производственную систему можно подразделить на три фазы:

1)    Поступление сырья от поставщика,

2)    Прохождение сырья сквозь производственную систему

3)    Распределение готовой продукции между покупателями.

Именно так возникает цепочка поставок, на которой возникает перемещение материального потока.

Поскольку отношения «Поставщик-Потребитель» воспроизводятся одновременно несколькими предприятиями, все они могут считаться элементами одной цепочки поставок.

Уверенность в том, что доставка товаров или услуг произойдет точно вовремя, точно по назначению и точно в нужном объеме/количестве, является одним из наиболее важных моментов ведения успешного бизнеса.

Способность избежать затоваривания склада благодаря прямым поставкам с последующей автоматизацией расчетов с поставщиками может еще более повысить эффективность бизнес-процессов.

Получение сырья – это только одна часть управления; большое значение также имеет наличие достаточного запаса сырья, снижение потребности в наличных средствах и обеспечение более высокого уровня качества. Контроль качества может означать разницу между удовлетворенными клиентами и горами возвращенных товаров.

Жизненно важно знать какие товары имеются в наличии, где и как долго они находятся, независимо от того хранятся ли они на одном центральном складе или распределены по множеству складов. Если бизнес имеет дело с розничными товарами с ограниченным сроком годности, важно знать эти сроки.

Неотъемлемой частью данного процесса является предоставление объективной своевременной информации на каждом этапе.

Типичное решение по управлению цепочкой поставок (SCM-система) охватывает регионально-распределенный бизнес группы компаний, включая их производственные мощности, распределительные центры и торговые офисы, в том числе за рубежом, а также их партнеров по цепочке поставок (дистрибьюторов, оптовиков, розничную торговую сеть, предприятия-потребителей).

Управление цепями поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц[3].

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов, а именно:

1.     управления взаимоотношениями с потребителями;

2.     обслуживания потребителей;

3.     управления спросом;

4.     управления выполнением заказов;

5.     управления производством/операциями;

6.     управления снабжением;

7.     управления дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования;

8.     управления возвратными материальными потоками.

SCM означает формирование такой сети сбыта, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место, в нужное время с наименьшими издержками.

SCM направлен на создание оптимальных каналов взаимодействия с дистрибуторами и конечными потребителями. А именно: изучать спрос и предлагать на рынок товары, которые оптимально отвечали потребностям покупателей; быстро обрабатывать заказы и запросы; планировать поставки таким образом, что бы товар "не залеживался" или, наоборот, не возникало неудовлетворенного спроса на товар; создавать долгосрочные отношения с дистрибуторами и постоянно расширять сеть сбыта.

Особенности внедрения SCM связаны с тем, какие товары производит и реализует компания, какую политику компания использует при взаимодействии с дистрибуторами и конечными покупателями, то есть может быть индивидуальна в каждом случае.

Тем не менее, можно выделить 7 основных принципов SCM:

-         производить сегментирование потребителей на основе потребности в сервисах;

-         ориентировать логистическую сеть на клиента;

-         внимательно следить за рыночным спросом, и производить планирование, опираясь на них;

-         изучать спрос потребителей;

-         стратегически планировать поставки;

-         разрабатывать стратегию цепи снабжения;

-         использовать методы привлечения (захвата) новых каналов распределения.


2. Современные методы управления интегрированными цепями поставок


Развитие современных методов и инструментов управления цепями поставок приобретает все большее значение в условиях проведения административной реформы в России, нацеленной на рост валового внутреннего продукта. Интеграция цепи поставок в настоящее время рассматривается как базовая конкурентная стратегия. Чтобы предоставлять клиентам качественную продукцию быстрее и дешевле, чем конкуренты, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с лучшими организациями, входящими в их цепь поставок[4]. Применение модели цепи поставок способствует реализации таких ключевых принципов бизнеса, как

-         снижение времени функционального цикла поставок новой продукции и услуг;

-         повышение качества (ценности) обслуживания клиентов;

-         улучшение процесса продаж;

-         более низкие операционные и производственные издержки;

-         более низкие издержки по управлению запасами.

 
 








Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки.

SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

Все решения по управлению цепочками поставок делятся на две категории: стратегические (strategic) и тактические (operational).

Система SCM может помочь определить оптимальный объем выпуска продукции, а также поддерживать процесс принятия соответствующих тактических решений о производственных мощностях и расширении производства – основываясь на данных о спросе на продукцию и предложении от поставщиков.

Системы SCM могут оказаться полезными при разработке маркетологами ценовой политики – в определении себестоимости продукции. Поскольку система SCM покрывает весь процесс преобразования сырья и материалов в конечный продукт, фактически возникает возможность оценки добавленной стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения прямых и косвенных затрат.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы

SCP (Supply Chain Planning) – планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE (Supply Chain Execution) – исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.

SCP/SCE-системы поставляются и как самостоятельные решения, и в составе комплексных ERP-систем.

Управление цепью поставок (SCM) создает дополнительную ценность для потребителя. В модель SCM заложено снижение издержек, технологии, качество применяемой продукции, поставка и послепродажное обслуживание.

Применение новых логистических методов и инструментов позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге - получить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому складывается объективная потребность в системах логистического аудита и диагностики цепей поставок и провайдеров с ориентацией на интегрированные технологии и международные стандарты.

Цель логистического аудита – собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит позволяет систематчески проводить диагностику операций, процедур, затрат, ресурсов и продуктов. Одной из систем логистического аудита, успешно применяемой на российском рынке, является технология Logistics Field Audit (LFA, США). LFA включает:

-         управление жизненным циклом;

-         оценку результативности через рост доходности активов и капитализации поставщиков;

-         комплексную оценку безопасности и рисков;

-         оценку информационной технологии;

-         сертификацию поставщиков (провайдеров).

Логистический аудит раскрывает источники избыточных логистических затрат и разрабатывает программу повышения результативности путем улучшения функциональной эффективности, управления интегрированной цепи поставок.

Не менее важная роль принадлежит такому инструменту как информационные технологии, с помощью которой обеспечивается интеграция цепи поставок. С середины 90-х годов российская компания "ИнтегПрог" занимается разработкой систем автоматизации логистических процессов. За шесть лет работы компания накопила большой опыт, позволивший создать систему управления материальными и информационными потоками interLogistics™.

3. Принципы построения логистической системы


Основными принципами построения логистической системы являются:

-         работа в едином или в нескольких согласованных информационных пространствах;

-         поддержка единой технологии обработки информации;

-         централизованное/децентрализованное управление данными;

-         контролируемый доступ к инфомационным ресурсам;

-        

настраиваемость системы.

Рис. 1 Архитектура работы нескольких согласованных информационных систем с центральным управлением


На уровне функциональных возможностей система обеспечивает:

-         гибкую и оперативную настройку на технологический процесс компании;

-         настройку на организационную структуру компании;

-         механизм настройки и управления доступом к данным и их репликацию;

-         экспорт/импорт данных;

-         интеграцию с приложениями других разработчиков;

-         модульную организацию.

Область применения системы interLogistics™:

-         транспортная логистика

-         складская логистика

-         логистика производственных процессов

Одним из успешных проектов применения логистической системы с подобной архитектурой является создание 1-ой очереди информационной системы контроля и управления производственными процессами компании ЗАО "Армадилло Бизнес Посылка" ("BIZPAK"). "BIZPAK" предоставляет услуги по доставке грузов, организованные по современной логистической технологии, обеспечивающей надежность и гарантированные сроки. В рамках системы осуществляются перевозки грузов по Москве, а также в городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Тольятти, Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, между этими городами и международные перевозки.

Вместе с тем, применение современных методов управления цепями поставок на российской "почве" связано с очевидными трудностями, которые вызывают любые нововведения в сложных системах. Интегрированное управление продукцией и информацией в цепях поставок обеспечивает несомненные выгоды, связанные со снижением затрат и повышением общей результативности. Однако практическая реализация такой стратегии требует от бизнеса существенных усилий.

Заключение


Управление цепочками поставок – процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов.

Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Цепочка поставок включает все организационные и производственные процессы, конечной целью которых является поставка товара или услуги покупателю, то есть число компаний, входящих в цепочку поставок, может быть любым. Все звенья объединены связями “клиент–поставщик” (клиент одного звена может быть поставщиком для другого). Система распределения поставок может быть как прямой, так и состоящей из сложной сети (дистрибьюторы, дилеры, склады). В цепочке поставок от поставщиков к клиенту движутся товары и услуги, а в обратном направлении – информация о потребности клиентов.

Внедрение SCM на предприятии требует от компании ряда значительных изменений в менталитете персонала - уделение большего внимания клиентским данным, увеличение оперативности работы и т.д. Однако изменения заключаются не только в этом. Компании требуются технологические решения, которые позволят обеспечить этот переход. Основной упор делается на создание единого информационного пространства внутри компании, автоматизацию процессов и анализ получаемой информации.

С помощью современных решений компания получает возможность собирать, обрабатывать, хранить и анализировать данные о спросе, изменениях потребностей, индивидуальных потребностей покупателей. На основе этой информации менеджерам легче прогнозировать спрос, формировать индивидуальные планы закупок для различных поставщиков и организовывать поставки и логистические схемы, так чтобы сократить все физические издержки (издержки на хранение и транспортировку) и посреднические издержки (упущенная выгода и неудовлетворенный спрос).

Для поставщиков и третьих сторон SCM-решения так же предоставляют преимущества. Благодаря их использованию компанией поставщиком, дистрибуторы получают более качественный сервис, их заявки быстро обрабатываются и они получают возможность контролировать процесс формирования заказа.

SCM часто воспринимается компаниями, как часть автоматизации компании и управления оперативными процессами (ERP). Поэтому существует ряд решений, в которых SCM интегрирован как один из элементов.

В тоже время на текущий момент на рынке представлен и ряд отдельных решений, среди которых значительное место занимают так называемые eSCM-решения.

Организация логистических процессов в рамках управления цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) основывается на рассмотрении логистической цепочки, объединяющей несколько предприятий, и на той помощи, которая оказывается информационно-технологическими средствами при планировании и управлении. Огромный потенциал, которым уже сегодня обладают варианты управления цепочками поставок, может быть увеличен, если заблаговременно "ухватить" тенденции развития. Движущей силой развития являются изменения, происходящие в сфере политики, экономики и технологий.

Список использованной литературы


1.     Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок – М., 2005. – 320 с.

2.     Сайд Б. Научитесь выстраивать цепочки взаимодействия // Управление цепями поставок. – 2004. – №9.

3.     Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 503 с.

4.     Хайрулин С.А. Управление рисками логистических цепочек // Управление цепями поставок. – 2004. – №5-6, с.60-64










 
Приложение



















Пять факторов цепочки поставок ("пять V")[5]


Фактор

Описание

Объем (Volume)

Например, размеры фабрик, складов, масштабы дистрибуции.

Объем продукции, проходящей через систему

Скорость (Velocity)

Скорость работы, определяемая, например, длительностью производственного цикла, сроком выполнения заказов, оборачиваемостью товарных запасов, временем разработки и запуска новых видов продукции

Ассортимент (Variety)

Ассортимент продукции, в том числе товаров различной конфигурации, товарных наименований, платформы, комплектующих, товаров различных марок. Разнообразие технологий, включая число производственных линий, мощностей, технологий производства

Неустойчивость (Volatility)

Колебания спроса, скачки товарных запасов, стабильность графиков поставок, надежность поставщиков, уровень производительности

Стоимость (Value)

Реализация оптимальных цен с учетом скидок, стимулирования продаж и устаревания продукции. Затраты на товарные запасы и незаконченное производство в виде материалов, добавленной стоимости, сооружений и оборудования, стоимость складирования и доставки, отвлечения оборотного капитала.



Последствия неправильного понимания взаимодействия пяти характеристик функционирования цепочек поставок[6]


Образ действий

Типичные последствия

Преувеличение значения максимизации объема (volume)

Снижение скорости, более высокая неустойчивость, увеличение ассортимента и загруженности производства без роста доходности, резкое падение добавленной стоимости (value) из-за затоваривания, уценки и устаревания продукции

Преувеличение значения максимизации скорости (velocity)

Снижение добавленной стоимости из-за того, что поставщики вынуждены держать большие товарные запасы "на всякий случай" – для работы в условиях высокой неустойчивости дефицита запасов. Общее сужение ассортимента продукции, приводящее к сокращению объемов производства и неспособности извлечь максимальную выгоду из обслуживания наиболее доходных сегментов рынка.

Преувеличение значения максимизации ассортимента (variety)

Дает небольшой дополнительный прирост объемных показателей, но приводит к потерям в плане контроля подвижности и скорости. Велик риск "замораживания" значительных средств в запасах не пользующихся спросом товаров

Преувеличение значения снижения неустойчивости (volatility)

Снижение стоимости, новые проявления неустойчивости в прочих звеньях цепочки поставок. Могут быть упущены благоприятные возможности в ситуации, требующих быстрого реагирования

Преувеличение значения максимизации добавленной стоимости (value)

Возможно, компания станет слишком полагаться на оценки, получаемые в рамках стандартной бухгалтерии, без добавленной стоимости учета системных эффектов, что приводит к принятию решений, реально не способствующих улучшению




[1] Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок – М., 2005. – с.12

[2] Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок – М., 2005. –  с.22

[3] Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: Юнити-Дана, 2003. – с.14

[4] Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: Юнити-Дана, 2003. – с.56

[5] Сайд Б. Научитесь выстраивать цепочки взаимодействия // Управление цепями поставок. – 2004. – №9. –  с.35

[6] Сайд Б. Научитесь выстраивать цепочки взаимодействия // Управление цепями поставок. – 2004. – №9. –  с.36