Содержание
Введение. 3
1. Анализ состояния запасов ОАО «Электроагрегат». 4
2. Нормирование запаса двигателей ЯМЗ 238. 6
3.Обоснование необходимости задела по двигателям ЯМЗ 238. 8
Заключение. 10
Список литературы.. 11
Введение
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
Эффективность деятельности промышленного предприятия во многом определяется качеством управления запасами. От управления запасами зависят расходы на их содержание и пополнение, а также величина потерь в связи с избытком или недостатком запасов. Сложность управления запасами обусловлена противоречием: расходы и потери предприятия возрастают как при увеличении, так и при чрезмерном уменьшении запасов. Поэтому имеет место проблема выбора оптимального варианта управления запасами.
В рамках данной работы рассмотрена методология управления запасами на примере ОАО «Электроагрегат» с использованием элементов математической статистики.
1. Анализ состояния запасов ОАО «Электроагрегат»
ОАО “Электроагрегат” — промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске передвижных и стационарных источников энергообеспечения мощностью от 1 до 1000 кВт, генераторов переменного тока и преобразователей частоты, а также широкой гаммы товаров народного потребления.
Проанализируем объемы и динамику запасов, отнесенных к категории «материалов без движения по складу» № 102. Для упрощения расчетов воспользуемся средствами программного продукта MS Excel.
Так на складе № 102 на 25.04.01 г. общая сумма «материалов без движения» составляла 420873,94 руб.
Рис. 1. Соотношение «материалов без движения» по времени хранения на складе № 102 в процентах к общей стоимости материалов по данному складу
Из них материалы, которые не использовались в производстве в течение 40 месяцев и выше составляют 36645,76 рублей (или 8,71% от их общей величины).
Материалы, которые не использовались от 20 до 40 месяцев, в денежном выражении составляют 27303,93 руб. (6,49% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102).
Материалы, которые не использовались от 1 года до 19 месяцев, составляют запасы на сумму 169022,3 руб. (40,16% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102).
Таким образом, видно, что наибольшая часть «материалов без движения» в денежном выражении приходится на материалы, хранящиеся менее года и от одного года до 20 месяцев. Тем не менее, запасы, которые лежат без движения свыше 20 месяцев составляют довольно большую величину. При этом необходимо учитывать, что при расчете были использованы учетные цены, то есть те цены, по которым материалы были приняты на слад в соответствующий период. Соответственно реальная цена материалов, которые были приобретены несколько лет назад, гораздо выше.
Для нахождения затрат, связанных с хранения материалов рассчитаем цену капитала предприятия:
Определим структуру капитала предприятия.
На конец 2004 г. уставный капитал предприятия составлял 44941 тыс. руб. При этом 4601,8 тыс. руб. приходится на привилегированные акции; 40339,6 тыс. руб. получены за счет размещения обыкновенных акций.
Капитал, образованный за счет прибыли предприятия, составлял в 2004 г. 110621,5 тыс. руб.
В 2004 г. предприятие располагало заемными средствами на сумму 119857 тыс. руб.
В среднем за 2004 г. предприятие располагало пассивами на сумму 275419,5 тыс. руб.
Таким образом, доля каждого вида пассивов в валюте баланса составляет:
Привилегированные акции – 1,67 %;
Простые акции – 14,65 %;
Капитал, образованный за счет прибыли – 40,17 %;
Краткосрочные и долгосрочные пассивы – 43,52 %.
В 2004 г. средний процент за кредиты был равен (45 + 45 +45 + 39 + 36 + + 35 + 31 +30 + 30 +29 +27 + 26) / 12 = 34,83%.
Доходность привилегированных акций составляла 10 %, простых – 1 %. Цену капитала, образованного за счет прибыли примем равным 1 %.
Средняя плата за финансовые ресурсы, которые использует предприятие, в данном случае равна:
WACC = (10 * 1,67 + 1 * 14,65 + 1 * 40,17 + (34,83 * (1 0,3)) * 43,52) / 100 = 11,57 %.
В результате получим, что за владение запасами, которые хранились на складе № 102 более одного года и не использовались в производстве, предприятие уплатило собственникам и кредиторам в 2004 г. - 232971,99 * 11,57 % = 26954,86 руб. При этом платежи в бюджет в виде налога на имущество должны составить по данным материалам за 2004 г. – 232971,99 * 2 % = 4659 руб.
2. Нормирование запаса двигателей ЯМЗ 238
Рассчитаем месячную потребность в двигателе. Так, в 2001 намечено производить следующее количество электростанций, для производства которых используются двигатели ЯМЗ 238:
- АД100С-Т400-РМ2 - 420 шт.
- АД100С-Т400-1Р 48час - 15 шт.
- ЭД100-Т-400-РПМ2 - 70 шт.
- ЭД100-Т-400-1РКМ1 - 46 шт.
- ЭД100-Т-400-1РН1 - 10 шт.
- ЭД100-Т-400-1РН2 пз - 2 шт.
Таким образом, планируемая общая годовая потребность предприятия в двигателях ЯМЗ 238 составляет 563 шт. Отсюда усредненная месячная потребность равна 47 (46,9) шт.
Рассчитаем рациональный размер заказа.
Транспортные издержки на доставку 12 – 14 шт. составляют 120000-130000 руб. Таким образом, на одну единицу приходится около 1000 руб.
Издержки на хранение условно составляют: цена двигателя * неполученный из-за замораживания капитала процент (банковский депозит). Таким образом, на 1.05.2001 они равны 70400 * 10 % = 7040 руб. в год., либо 20 руб в день.
Однодневный расход равен месячной потребности, деленной на 30. Значит однодневный расход данного вида комплектующих равен 47/30 =2 (1,56) шт.
Таким образом, оптимальный размер заказа равен:
S опт = = 14,
В результате получаем текущий складской запас равным 14 шт.
Страховой запас определим в размере 50 % текущего запаса:
СЗ = 14 * 0,5 = 7 шт.
Совокупная норма, таким образом, равна 14 +7 =21 шт.
Рис. 2. Динамика запасов двигателей ЯМЗ 238 на ОАО «Электроагрегат»
Таким образом, величина заказываемой партии двигателей соответствует реальному размеру заказа, производимого предприятием (14 шт).
Время доставки составляет 1 – 2 в случае использования автомобильного транспорта и 4 – 5 железнодорожного. Таким образом, в среднем, время доставки составляет 3 дня. Отсюда следует, что точка заказа равна однодневный расход * время доставки = 2 *3 = 6 шт.
Интервал времени между поставками должен составлять 7 дней.
3.Обоснование необходимости задела по двигателям ЯМЗ 238
В настоящее время руководством предприятия рассматривается вопрос о формировании месячного задела по двигателям ЯМЗ 238 в размере 60 шт.
Таким образом, размер страхового запаса составит: 60 - 14 = 46 шт.
В данном случае объем замораживаемых средств составит:
46 * 70400 = 3238400 руб.
При этом предприятие терпит убытки в виде неполученного процента в размере 3238400 * 10% = 323840 руб. в год, либо 269867 руб. в месяц.
Также в данном случае необходимо учитывать налог на имущество в размере 2 % в год: 3238400 * 0,02 = 64768 рублей в год. Таким образом, оборачиваемость запасов, и текущих активов предприятия в целом, снижается.
Однако, случае непредвиденных обстоятельств, таких как на пример рост цен (на пример на 20000 руб на один двигатель у предприятий посредников), предприятие понесет убытки в виде потери заказов вследствие роста цены собственной продукции.
При сохранении цены на прежнем уровне предприятие понесет убытки в виде потери прибыли в размере 20000 руб. Таким образом, месячные потери предприятия составят: 20000 * 47 = 940000 руб.
В случае заказа двигателей на заводе-изготовителе предприятие понесет потери в виде замороженных средств (с учетом срока поставки 1 месяц): (70400 * 10 %) / 12 = 586 руб на один двигатель. При условии заказа месячной потребности, получим 27573 руб. В данном случае так же необходимо учитывать простой производства, вследствие чего предприятие несет убытки, связанные с накладными расходами.
Так, при остановке производства агрегатов, на которых используются данные двигатели значительно сократятся объемы прибыли, получаемой предприятием. При этом сумма накладных расходов останется практически на прежнем уровне.
Таким образом, потери предприятия будут довольно велики.
Следовательно, страховой запас по двигателям ЯМЗ 238 необходим. Однако если, оставить его на уровне 7 шт. предприятие получит экономию в виде уменьшения размера неполученного дохода из-за замораживания средств.
Так, данная экономия в год составит (46 – 7) * 70400 * 10 % = 274560 руб., в месяц - соответственно 22880 руб.
Экономия по налогу на имущество составит 2745600 * 2 % = 54912 руб. в год.
Таблица 1
Влияние размера страхового запаса на деятельность
ОАО «Электроагрегат»
Размер страхового запаса |
Риск потерь |
Потери упущенной выгоды |
Дополнительная величина налога на имущество |
Суммарные потери |
0 |
Велик |
0 |
0 |
0 |
7 |
Средний |
49280руб. |
9858 руб. |
59138 |
46 |
Низкий |
323840 руб. |
64768 руб. |
388608 |
Таким образом, в результате расчетов подтверждается необходимость формирования страхового запаса по двигателям ЯМЗ 238.
Однако при формировании данного запаса в размере 15 шт. предприятие сокращает размеры своих потерь от упущенной выгоды в размере 105600 руб. в год (8800 в месяц), а также экономию по налогу на имущество в размере 21120 руб в год.
Заключение
В настоящее время разработаны математические модели, соответствующие различным системам управления запасами, учитывающие много факторов. Тем не менее, методы управления запасами нуждаются в дальнейшей разработке. Это, в частности, относится к оптимизационным задачам, касающимся многостадийных систем управления запасами. Отличительной чертой данных систем является то, что изделия в процессе изготовления могут находиться в виде запасов на различных стадиях готовности (например, в виде сырья, незавершенного производства и готовой продукции). При этом между запасами на различных стадиях имеет место взаимосвязь: за счет расхода запасов на одной стадии происходит пополнение на следующей стадии. Вследствие этой взаимосвязи пополнение и расход запасов на предыдущей стадии необходимо осуществлять в определенном объеме и с определенной периодичностью для пополнения запасов на следующей стадии своевременно и в нужном объеме. Поэтому установление и учет этой связи является условием оптимизации запасов на различных стадиях изготовления продукции.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 228 с.
2. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2000. -208 с.
3. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000. - 352 с.
4. Ефимова О. В. Оборотные активы предприятий и их анализ // Бухгалтерский учет. - 2000. - №9. - с. 72 - 78.
5. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 336 с.
6. Кейлер В. А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 132 с.
7. Логистика. Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 327 с.
8. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 271 с.
9. Практикум по логистике. Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 270 с.
10. Раицкий К. А. Экономика предприятия. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 690 с.
11. Стоянова Е. С. и др. Управление оборотным капиталом. - М.: Изд-во «Перспектива», 2000. - 128 с.
12. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 2000. - 656 с.
13. Шевченко Н. С., Черных А. Ю., Тиньков С. А., Кузьбожев Э. Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами. Под ред. д. э. н., проф. Э. Н. Кузьбожева. - Курск: Курск. гос. тех. ун-т, 2000. - 154 с