Содержание:
Задание 1.5. 3
Задание 2.1. 4
Задание 3.2. 5
Список использованных источников. 7
Задание 1.5.
Приведите примеры отраслевых особенностей группировки предметов труда для двух и более видов деятельности.
Ответ:
Важным приемом хозяйственного анализа являются сводки и группировка. Путем сводки можно определить общий результат действия различных факторов на какой-либо показатель (выпуск продукции, снижение себестоимости и т.д.) Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Группировки позволяют изучить характеристику связей и взаимосвязей между исследуемыми показателями и явлениями, обнаружить в них те или иные закономерности и тенденции. Так, группировка предприятий, входящих в состав объединения, по степени выполнения плана производства дает возможность выявить лучшие подразделения, изучить экономические резервы. Группировка рабочих по стажу дает характеристику производственного опыта, а группировка их по другому признаку, например, по разряду, позволяет получить квалификационную характеристику рабочей силы.[1]
Предметы труда - материалы, подвергающиеся обработке. Это все на что направлен труд человека, что составляет материальную базу будущего продукта.
а) Предметы труда, которые даны самой природой, т.е. впервые вовлекаются в промышленный оборот.
б) Предметы труда, которые уже испытывали воздействие труда. Они являются продуктом предшествующего труда, но нуждающиеся в дальнейшей обработке. Сама природа является всеобщим предметом труда. [2]
Для каждого вида деятельности присущи свои предметы труда. В качестве примера можно взять три отрасли промышленности, для которых характерны свои предметы труда.
1. Машиностроение. Предметы труда в машиностроении можно группировать по-разному. Например, по принципу действия. По этому признаку средства труда можно подразделить на механические, электрические и автоматические. К механическим можно отнести ножовки, напильники, молотки, наковальни и т.д. К электрическим – дрели, болгарки и пр. И наконец, автоматические – конвейеры, станки и т.д.
2. Пищевая промышленность. В качестве примера можно привести группировку по назначению. Здесь будут выделены:
· кухонная утварь (кастрюли, сковороды, ложки, вилки и т.д.),
· посуда (тарелки, чашки, кружки, пиалы, блюдца и т.д.) и
· электроприборы (холодильники, миксеры, блендеры, соковыжималки и пр.)
3. Журналистика. В этой отрасли можно применить несколько иную группировку. Например, в качестве признака можно назвать степень сложности того или иного предмета труда. В связи с этим выделяют:
· Простые – ручки, карандаш, листок бумаги, блокнот и т.д.
· Средней сложности – штатив для камеры, планшет и т.д.
· Сложные – диктофоны, микрофоны, фотоаппарат и т.д.
Задание 2.1.
Охарактеризуйте сущность маржинального анализа. В чем заключается отраслевая специфика?
Ответ:
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Маржинальный анализ – это анализ функциональной зависимости между затратами и объемом производства, безубыточного объема продаж, зоны безопасности предприятия и факторов изменения уровня затрат. Применяется для обоснования, например, дополнительного заказа, структуры продукции, варианта цены на продукцию, варианта машин и оборудования, обоснования решения производить или покупать, варианта технологии производства. Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маргинального дохода позволяет не только определять безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу. Можно определить критический уровень постоянных затрат, критический уровень цены.
Функциональная связь между издержками и объемом производства продукции показана на рисунке 1.1
Очень большое значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический (основанный на корреляционно-регрессионном анализе), содержательный (на основе анализа каждой статьи и элементов затрат).[3]
Ключевые элементы анализа:
1. Маржинальный доход МД (вложенный доход)
МД = Выручка – Обще переменные затраты (VC)
2. Порог рентабельности
ПР = Впор, Nпор (ед. прод.).
Этот показатель характеризует объем реализованной продукции, при котором выручка покрывает все расходы, т.е. предприятие не имеет не дохода ни убытка.
3. Маржинальный запас прочности
, руб.
4. Норма маржинального дохода = МД / В
5. Удельный МД = МД / N= Ц – AVC
Величина МД показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует 2 способа определения величины МД:
МД = В – VC
МД = FC + П
FC- постоянные затраты
П- прибыль
Маржинальный анализ основан на разделении всех затрат на условно- постоянные и условно- переменные.
Все затраты делятся на постоянные и переменные
Затраты = VC + FC
Условно-постоянные затраты считаются неизменными при изменении объема производства.
Общепеременные затраты пропорциональны объему производства
VC = AVC* N
AVC- const при N стремящемся Var
AFC = FC / N – гипербола
FC + П = В – VC[4]
Задание 3.2.
Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе эффективности. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.
Ответ:
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.[5]
Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным, когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Детерминированный факторный анализ это анализ, в котором объектом анализа выступает модель факторной системы, которая является отображением реальной взаимосвязи группы экономических показателей в одной математической формуле.
В детерминированном анализе связь между показателями является функциональной, то есть каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.
В стохастическом анализе связь между факторами вероятностная то есть каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативных признаков.
В детерминированном факторном анализе наибольшее распространение получили следующие модели:
1. Аддитивные модели:
Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.
2. Мультипликативные модели:
Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.
3. Кратные модели:
Они используются тогда, когда результативный показатель получают делением одного фактора на величину другого.
4. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.[6]
При анализе эффективности производства применяются в основном смешанные модели.
К смешанным моделям при анализе эффективности относят такие показатели как приведенные затраты
Зпр = (С + k*Ен)*N,
где С – себестоимости продукции, k – удельные капиталовложения, Ен – нормативный коэффициент, равный 0,2-0,3; N –производственная программа.
Также этой модели служит годовой экономический эффект. Он рассчитывается по формуле:
Эг = ((С1 + k1*Ен) – (С2 + k2*Ен))*N.
Список использованных источников
1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. и др. Экономика и статистика фирмы. – М., Финансы и статистика. 2000.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика. 2002.
3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., :ФиС. 2002.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, :ИП Экоперспектива, 2002.
[1] Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.
[2] Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. и др. Экономика и статистика фирмы. – М., Финансы и статистика. 2000.
[3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, :ИП Экоперспектива, 2002.
[4] Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., :ФиС. 2002.
[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, :ИП Экоперспектива, 2002.
[6] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика. 2002.