Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации регулируемые Гражданским Кодексом. 5

1.1. Сущность потребительской кооперации. 5

1.2. Принципы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации Российской Федерации. 7

Глава 2. Хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации Российской Федерации. 18

2.1. Реформирование отношений собственности в потребительской кооперации  18

2.2. Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности закрепленные в Гражданском Кодексе РФ.. 25

2.3. Эффективность работы современной потребительской кооперации. 30

Глава 3.  Проблемы функционирования потребительской кооперации. 34

Заключение. 38

Список литературы.. 39

Введение

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и   их   союзов  разных  уровней,   созданных  в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительская кооперация как лидер российского кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в сельской местности, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития российского села и на практике выступает социально ориентированной системой.

За свои 170 лет она прошла трудный и сложный путь от первого потребительского общества «Большая артель», созданного в Петровске – Забайкальском ссыльными декабристами, до наших дней.

Важнейшей особенностью хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность. Кооперативная самобытность – это уникальная природа потребительской кооперации, сочетающая общественную и хозяйственную системы, статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы, кооперативная идеология и культура, принципы и ценности кооперации, нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия.

Хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации, закрепленный в Гражданском Кодексе представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

В рыночной среде проблема социальной сущности потребительской кооперации приобретает актуальность, поскольку рынок и социальная справедливость мало совместимы. Возникает необходимость усиления социальной роли потребительской кооперации.

Основными  задачами  потребительской  кооперации  в Российской Федерации являются:

1.       создание   и развитие  организаций  торговли  для  обеспечения членов потребительских обществ товарами;

2.       закупка   у  граждан  и юридических  лиц  сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов,  дикорастущих  плодов,  ягод  и грибов,  лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

3.       производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

4.       оказание  членам  потребительских  обществ  производственных и бытовых услуг;

5.       пропаганда  кооперативных  идей,  основанных  на международных принципах  кооперации,   доведение  их  до  каждого  пайщика  всех потребительских  обществ,  в  том  числе  через  средства массовой информации.

Целью данной работы является рассмотрение хозяйственно-правового статуса  организаций потребительской кооперации в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-                       Рассмотреть основы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации

-                       Рассмотреть хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации Российской Федерации, который закреплен Гражданском Кодексе РФ

-                       Определить проблемы функционирования хозяйственно-правого статуса потребительской кооперации

 

Глава 1. Теоретические основы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации регулируемые Гражданским Кодексом

1.1. Сущность потребительской кооперации

Согласно Гражданскому кодексу РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов[1]. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом, законами о потребительских кооперативах.

Владельцами кооператива является собственно потребители - те люди, которые покупают товары, а не производят их.

Первое общество розничных торговцев было создано в г. Рочдель в 1844 г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин.

Основные принципы кооперативных обществ представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Основные принципы кооперативных обществ следующие[2]:

1. Открытое членство

Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент.

2.Распределение прибыли

Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.


3. Выплата процента на

акционерный капитал

Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.

 

Традиционно кооперативные общества считали себя чем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.

Собственность кооперативов различных видов образуется из вступительных, паевых и целевых взносов, заемных средств. А также приращения имущества в результате хозяйственной деятельности и в том числе, трудового вклада работников, наемных и членов кооператива.

В абсолютном большинстве кооперативов различных видов в мире кооперативная собственность делится на две части[3]:

-                       Основную – неделимую часть;

-                       Делимую – паевой фонд, т.е. член кооператива при выходе может получить свой паевой капитал с процентами.

В отдельных кооперативах (как правило, в сфере бытовых услуг) вся кооперативная собственность делима, но как правило в денежной форме.

В конституциях многих стран кооперативная собственность признается как особая форма частно-групповой, частно-долевой, совместной коллективной собственности с демократическим управлением и контролем. Кооперативный сектор экономики охраняется как равноправный партнер частного и государственного секторов экономики. В конституции Российской Федерации от 1993 г. (статья 8) таких положений нет, что принижает и делает неопределенным хозяйственно-правовой статус кооперативной собственности и кооперативного сектора экономики в нашей стране.

Существует три основных источника формирования кооперативной собственности:

-                       Членские взносы (вступительные, паевые, целевые, безвозмездные);

-                       Доходы от предпринимательской деятельности;

-                       Заемные средства.

 

1.2. Принципы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации Российской Федерации

Новый Закон о потребительской кооперации в интеграции с Гражданским Кодеком направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

-                       добровольное и открытое членство;

-                       экономическое участие членов - внесение паевого взноса и получение доли дохода;

-                       право участия членов в управлении и контроле;

-                       преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

-                       право на автономию и независимость;

-                       право на объединение в союзы кооперативов;

-                       забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными Гражданским Кодексом и законодательство РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

Для удобства дальнейшего анализа выделим факторы социально-экономических моделей кооператива, действующего на принципах МКА и современного российского потребительского кооператива в отдельную таблицу (Рис. 1.) и сравним их.[4]

 Декларируемая цель потребительской кооперации удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона).

 Фактически достигаемая цель - удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания.

Причины и следствия сложившегося положения:

-                       отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации;

-                       обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.

Управление и контроль.

В кооперативах, действующих на принципах МКА, приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.

Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков.

Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.

 Экономическое участие членов.

Экономической базой потребительских кооперативов, действующих на принципах МКА, служат паевые взносы их членов и прибыль, полученная от работы с этим капиталом.

Экономической основой современных российских кооперативов служит собственность, перешедшая к ним от потребительской кооперации СССР.

Рис. 7.1.

Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности национализированной у дореволюционных кооперативов и дополненной экономической поддержкой государства. Доля паевых взносов пайщиков в этой собственности на сегодня составляет менее 1% [5, C. 71]

Из этого можно сделать вывод о том, что в России экономическое участие членов носит формальный характер и не приносит ни пайщикам, ни кооперативам реально заметных экономических выгод.

В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов, действующих на принципах МКА, и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации.

Автономия и независимость

Потребительская кооперация всех стран так или иначе зависит от государственной поддержки, получаемой в обмен на социальные услуги, оказываемые населению.

Современный период развития потребительской кооперации в России характеризуется полной зависимостью от поддержки государства из-за ее экономической нерентабельности.

Теоретически, потребительская кооперация может освободиться от этой зависимости путем преобразования своих предприятий в другую правовую форму (что и происходило в начале 90-х годов).

Экономический анализ показал, что в случае отказа от решения общегосударственных социальных задач рентабельность потребительской кооперации с ее высоким экономическим потенциалом и высококвалифицированным персоналом безусловно обеспечит ей экономическую независимость от государства.

Но здесь проявляется вторая сторона в отношениях между государством и потребительской кооперацией: на данном этапе государство зависит от социальных результатов деятельности потребительской кооперации в гораздо большей степени, чем потребительская кооперация зависит от государственной поддержки.

Поэтому можно сделать вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).

Таким образом, мы выявили основные социально-экономические факторы, отличающие российскую потребительскую кооперацию от успешно действующей кооперации развитых стран и обозначили круг задач, которые необходимо решить российской потребительской кооперацией для возвращения в мировое кооперативное сообщество на принципах МКА.

 Пути реформирования российской потребительской кооперации на принципах МКА

Сформулированная в современном кооперативном законодательстве (Гражданский Кодекс) цель потребительской кооперации совпадает по своей сути с целями международной кооперации, но методы ее достижения, сформулированные в принципах "Экономическое участие членов", "Управление и контроль" и "Автономия и независимость" не обеспечивают ее реализации на практике.

Для приведения российских кооперативных принципов в соответствие с принципами МКА установим оптимальные для российских условий совокупности образующих их факторов:

 А) Экономическое участие членов (Ст. 1,5, 9, 11.1., 12, 14, 16, 21, 22, 23, 24, 25, 30 Закона)

Из пяти необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этого принципа, в российской потребительской кооперации отсутствуют четыре фактора:

-                       личная мотивация членов;

-                       преимущества от участия в кооперативе больше потерь;

-                       регламентация;

-                       объем и качество участия обеспечивают достижение целей кооператива.

Из этого перечня видно, что принцип не работает из-за невыполнения совокупности факторов, которую можно сформулировать следующим образом: Гражданский Кодекс закрепил преимущество членов потребительского кооператива перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом.

Для того, чтобы включить в работу принцип экономического участия необходимо, в документах, регламентирующих деятельность потребительского кооператива, зафиксировать общепринятые в мировой кооперативной практике позиции:

-                       снятие ограничений участия кооперативов в коммерческой деятельности любых форм, в том числе и создание контролируемых кооперативом отдельных предприятий с условием кооперативного распределения прибыли (ограниченный процент на паевой капитал, направление прибыли на развитие кооператива, на совместные нужды пайщиков и на бонус по товарообороту);

-                       привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере не менее 3 - 5%;

-                       отчисления в паевой фонд должны соответствовать мировой практике, а доход пайщика должен быть не ниже величины учетной ставки банков для физических лиц.

 Это позволит:

-                       создать мотивации населения для вступления в кооператив и участия пайщиков в экономической деятельности кооператива, так как результаты от участия будут видны при каждой покупке в кооперативном магазине;

-                       создание предпосылок для возникновения полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Отсутствие полноценной социальной базы в трудные для экономики России времена сказывается незначительно, в основном, в привлечении средств. Но после стабилизации экономики и выравнивания уровней жизни населения, государство потребует от потребительской кооперации рентабельной работы, что, как показывает мировая практика, можно обеспечить только при наличии развитой социальной базы;

Б) Управление и контроль (Ст.1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, Гл. IV, VI, VIII Закона).

Из взаимосвязанных между собой 8 необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этих принципов, в российской потребительской кооперации отсутствуют полностью или частично 5 факторов:

-                       равенство прав;

-                       подотчетность руководства;

-                       взаимное доверие;

-                       демократия;

-                       регламентация.

Сегодня проблемы управления и контроля в кооперативах всего мира стоят особенно остро и российская потребительская кооперация представляет собой в этом плане образцовый объект для критики.

Сущность проблемы рассмотрена ранее и заключается в природной двойственности кооператива как предприятия, что приводит к противоречию между потребительскими целями и предпринимательскими методами.

Руководство кооператива выступает в роли предпринимателя, то есть основного элемента предприятия в получении прибыли, а распределение этой прибыли производится потребительскими методами и, следовательно, не обеспечивает должного вознаграждения руководства.

Руководство считает справедливым получение большей части прибыли, чем остальные пайщики, что ограничено Гражданским Кодексом  и контролируется демократическим членским контролем. При снижении контроля руководство успешно действующих кооперативов стремится к изменению его правовой формы и преобразованию в предприятие предпринимательских форм или идет на финансовые нарушения для осуществления своих претензий.

В любом случае, это приводит к нарушению главного принципа кооперативной справедливости: недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого.

Эта проблема органически присуща всем кооперативам. Частично она решается тем, что в законодательстве ряда стран предусмотрено 4 - 6 кратное увеличение (по сравнению с рядовым работником) заработной платы руководства.

Так как мировой практикой не выработаны рецепты решения проблемы руководства и его контроля, то попробуем обосновать свои предложения по сближению позиций российской потребительской кооперации с мировой кооперативной практикой.

В управлении следует разделять руководящий фактор и фактор управления.

Руководящий фактор осуществляет единое управление кооперативом, которое планирует, организует и контролирует комбинацию рабочей силы со средствами производства и сырьем.

Руководящий фактор в кооперативе - общее собрание пайщиков

Руководящий фактор должен обеспечивать:

-                       устойчивость кооператива;

-                       определение долговременной стратегии кооператива;

-                       координацию частей большого производства;

-                       принятие мер, имеющих чрезвычайное значение для кооператива

-                       занятие руководящих постов в кооперативе.

Фактор управления представлен руководством кооператива и определяет выбор средств: постановка цели, планирование, принятие решения, реализация, контроль.

Таково общепринятое разделение функций управления кооперативом, объединенных факторами "ответственность" и "компетентность".

Задача значительной части зарубежных кооперативов - снижение демократии на уровне фактора управления, т.е. уменьшение влияния пайщиков на текущее управление кооперативом, которое приводит к принятию некомпетентных решений, снижению дисциплины и т.п.

Отличие российских потребительских кооперативов заключается в том, что в них хорошо развит элемент административного управления и поэтому ставится обратная задача: повышение уровня демократии в руководстве кооперативом и исключение, таким образом, фактического превращение кооператива в предпринимательское хозяйство.

Для российских условий предлагается сохранить достаточно эффективное административное управление и дополнить его демократическим членским контролем.

Для этого необходимо в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов выделить следующие позиции:

-                       равенство фактических прав пайщика-руководителя и простого пайщика;

-                       разделение руководящего фактора и фактора управления. Решения общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства и обязательно к исполнению руководством кооператива. Решения руководства в приведенных выше рамках его компетенции является обязательным для работников кооператива;

-                       подотчетность руководства пайщикам. Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается: постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа; возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.

-                       Вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.

Принятие этих предложений позволит объединить преимущества существующего ныне административного управления с ограничением демократическим членским контролем возможных действий руководства кооператива, направленных на решение задач, отличных от волеизъявления большинства пайщиков,

Эффективность таких мер доказана мировой кооперативной практикой и заключается в устойчивом достижении и сохранении кооперативных целей.

В) Автономность и независимость (Ст.3, 5, 16, 17, 19, Гл. VIII Закона).

Существующая сегодня экономическая зависимость потребительской кооперации от государства, обусловленная нерентабельностью ее работы, уравновешивается, как было показано ранее, еще большей зависимостью государства от социальных результатов ее деятельности и поэтому можно считать, что потребительская кооперация в данный период времени достаточно автономна и независима.

Но со стабилизацией социально-экономической обстановки в Российской Федерации снизится социальная значимость потребительской кооперации для государства и на первое место выйдет рентабельность ее деятельности.

Для сохранения независимости необходимо:

-                       привести нормативные документы, определяющие деятельность потребительской кооперации в соответствие с международными нормами с включением в них кооперативных принципов МКА;

-                       любыми доступными методами создавать социальную базу потребительской кооперации и считать это первостепенной задачей.

Использование этих общепринятых в мировой кооперативной практике положений позволят российской потребительской кооперации в достаточно короткие сроки влиться в мировое кооперативное сообщество и занять в нем место, соответствующее ее потенциалу.[5]

 

 

Глава 2. Хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации Российской Федерации

Особенностью развития российской потребительской кооперации является то, что она до 1918 г. она уже существовала в капиталистической экономической системе. Во второй (теоретической) части учебника детально рассмотрен механизм трансформации дореволюционной российской кооперации из капиталистической экономической системы в коллективистскую.

Сегодня в потребительской кооперации Российской Федерации происходит обратный процесс: сформированная Советской властью потребительская кооперация перестраивает свою работы применительно к рыночной экономике.


2.1. Реформирование отношений собственности в потребительской кооперации

На основании теоретического анализа генезиса российской потребительской кооперации разработана периодизация этапов ее развития, классифицированных по видам собственности и правовой формы, в которой выделены:

-                       докооперативные потребительские хозяйства - (до середины 19 в.);

-                       потребительские кооперативы в дореволюционной России (до апреля 1918 г.):

-                       потребительская кооперация в советской России (до 25 декабря 1990 г.);

-                       отсутствие кооперации как правовой формы хозяйствования (с 25 декабря 1990 г. по 19 июня 1992 г.);

-                       потребительская кооперация в РФ (с 19 июня 1992 г. по настоящее время).

Их классификации видно, что на момент появления нового государства - Российской Федерации 12 июня 1991 г. - кооперативы, как правовая форма хозяйствования, в стране отсутствовали.

Для выяснения причин этого парадоксального явления проанализируем изменения в кооперации СССР за последние годы его существования как следствие изменений во всем народном хозяйстве.

Просматриваются три основные причины:

-                        Кризис в КПСС и ее руководстве.

-                        Резкое ухудшение общей экономической ситуации в стране, которую обычно связывают с тремя основными позициями:

-                       несоответствующая экономическим возможностям страны внутренняя инвестиционная политика (строительство БАМа, начало осуществления проекта поворота рек, чрезмерное развитие оборонных и космических программ);

-                       неблагоприятная внешняя экономическая ситуация (невозврат долгов развивающимися странами, возврат долгов иностранным инвесторам с выплатой процентов по долгосрочным кредитам);

-                       война в Афганистане,

-                        Изменение отношения значительной части населения страны к существующей в СССР системе хозяйствования, вызванного приоткрытием "железного занавеса". Расширение международных контактов и получение закрытой прежде информации позволило сравнивать уровень жизни и производства в других странах, как со своим уровнем жизни, так и с декларируемым официальной пропагандой сравнительным уровнем жизни.

Эти процессы начались в конце 70-х - начале 80-х годов и к середине 80-х годов принципиально изменили социально-экономическую обстановку в стране, поставив руководство СССР перед необходимостью изменения своей социально-экономической внутренней политики в соответствии с тенденциями мирового сообщества.

Не рассматривая действий СССР в социальной области - отношении к демократии, свободе личности, культуре и т.п., проанализируем те конкретные шаги его руководства в экономике, которые связаны как с кооперативным движением в целом, так и с потребительской кооперацией в частности.

Причина кризиса экономики СССР лежит на поверхности: управляемая из центра коллективистская система экономики менее эффективна, чем распространенная в развитых странах децентрализованная капиталистическая экономическая система.

Не имея возможности изменить экономическую систему в целом (это означало бы крах основанной на ленинских принципах КПСС), руководство СССР попыталось внести некоторые элементы капиталистической системы хозяйствования в существующую коллективистскую экономическую систему без изменения ее основных принципов.

Этими элементами стали кооперативы - единственная негосударственная форма хозяйствования в коллективистской экономической системе, существование которой дозволялось марксистско-ленинской теорией.

Для реализации этой программы руководство СССР приняло ряд нормативных документов о создании кооперативов в различных отраслях народного хозяйства, таких как постановления Совета Министров: от 14 августа 1986 г. № 988 "Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной основе.", от 5 февраля 1987 г. № 160 "О создании кооперативов общественного питания", от 5 февраля 1987 г. № 161 "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения", от 5 февраля 1987 г. № 162 "О создании кооперативов по производству товаров народного потребления", от 3 апреля 1987 г. № 401 "вопросы кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья", от 10 сентября 1987 г. № 1042 "О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий".

Отработав механизм взаимодействия кооперативного хозяйствования с коллективистской экономической системой в отдельных отраслях народного хозяйства и убедившись в его безвредности для системы в целом, Верховный Совет СССР 26 мая 1988 г. принимает "Закон о кооперации в СССР", который "... превращает кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики...".

Отсутствие реального экономического результата от деятельности вновь образованных кооперативов приводит руководство СССР к неверным выводам о неэффективности кооперативного способа хозяйствования.

Дух реформаторства, присущий руководству СССР того периода на фоне все ухудшающейся экономической обстановки в стране толкает его на принятие:

-                       24 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", который исключил из оборота в качестве самостоятельной юридической категории совместную групповую собственность;

-                       25 декабря 1990 г. закона РСФСР "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности", по которому кооперативы исключены из организационно-правовых форм хозяйствования.

Проанализируем влияние описанных реформ на потребительскую кооперацию.

Принятие постановлений об образовании кооперативов в отдельных отраслях народного хозяйства создало предпосылки для уничтожения монополии потребительской кооперации в отдельных областях ее деятельности, но эти предпосылки не были реализованы из-за неконкурентоспособности вновь образовавшихся кооперативов в сравнении с хорошо организованной системой потребительской кооперации.

Принятие закона "О кооперации в СССР" создало конкуренцию потребительской кооперации в отдельных сферах ее деятельности, но в целом на потребкооперации сказалось незначительно.

Закон "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности" исключил из правовых форм системы государственного хозяйствования не только не имеющие практического влияния на экономику вновь созданные кооперативы, но и потребительскую кооперацию с ее мощным потенциалом и значительным социально-экономическим вкладом в хозяйство страны.

Потребительские кооперативы были приравнены к хозяйственным обществам, для которых главной целью является вознаграждения капитала. Это привело к тому, что, кооперативы потребительской кооперации стали преобразовываться в хозяйственные общества (в основном - акционерного типа).

Перечисленные Законы РСФСР были дополнены Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", который описал механизм преобразования собственности, определил сроки выполнения предыдущих законов.[6]

Центросоюз России решением 7-го собрания Совета 9-го созыва в январе 1992 г., приступая к выполнению требований законов, рекомендовал правлениям потребсоюзов перераспределять собственность потребительской кооперации между хозяйственными звеньями и закрепить за физическими и юридическими лицами.

Потребсоюз, после выделения доли собственности, оставшуюся часть закрепляет за предприятиями и организациями собственного хозяйства, а внутри них - за конкретными физическими лицами. Принято решение допускать приватизацию, ассоциирование, акционирование и другие формы отчуждения основных фондов в интересах улучшения обслуживания населения.

Особенностью приватизации собственности в потребительской кооперации явилось отсутствие правовой основы, в частности объекта приватизации, т.е. собственности, исключенной из правовой государственной системы.

Поэтому Президентом РФ был издан специальный указ от 16 февраля 1992 г. "О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ", восстанавливающий потребительскую кооперацию как субъект правовой деятельности на время приватизации ее собственности.

Этот указ стал правовой основой реформирования собственности потребительской кооперации, которая проводилась на основании разработанных Центросоюзом РФ "Методических рекомендаций по коммерциализации потребительской кооперации".

Коммерциализации подлежали предприятия торговли, общественного питания, заготовок, производства и другая собственность потребительской кооперации, которая передавалась во вновь организуемые предприятия следующих правовых форм:

-                       кооперативные предприятия учреждаемые в форме товарищества с ограниченной ответственностью;

-                       частные предприятия;

-                       акционерные потребительские общества;

-                       отраслевые ассоциации.

 Ключевым моментом этого периода явилось перераспределение совокупного капитала между юридическими лицами и закреплением его за физическими лицами.

В соответствии с решением собрания Совета Центросоюза России от 27 января 1992 г. 55% собственности Центросоюза России перераспределено пропорционально совокупным объемам деятельности между республиканскими, краевыми и областными потребительскими союзами. Аналогичная работа так же проводилась этими союзами. При этом конкретную долю собственности потребительские союзы передают райпо и райпотребсоюзам, а они, в свою очередь, низовым потребительским обществам [13, C. 105]

Собственность закреплялась за хозяйственными субъектами, а внутри них - за конкретными физическими лицами, включая аппарат управления следующим образом:

-                       определялась стоимость имущества подлежащего распределению (без паевого фонда);

-                       пайщикам выделялась доля в размере удвоенного паевого фонда;

-                       собственность закреплялась за физическими лицами - работниками потребительского общества, его предприятий и структурных хозяйственных единиц.

Порядок закрепления долей в имуществе потребительского общества за отдельными категориями работников определяется потребительским обществом при стаже работы (но не членства в потребительском обществе) не менее 3 лет.

Указанная сумма оформлялась акциями и вносилась в виде вклада в уставной фонд создаваемого предприятия.

На некоторых предприятиях часть имущества за конкретными лицами не закреплялась, а представляла общую или коллективную собственность (держателем акций в этом случае выступало юридическое лицо - потребительское общество).

Выполнение этих действий привело к структурным преобразованиям в потребительских обществах:

-                       разукрупнение крупных потребительских обществ с большой численностью;

-                       реорганизация "кооператив в кооперативе", при этом первичные кооперативы образуют потребительское общество второй ступени или ассоциацию без властных хозяйственных функций;

-                       преобразование потребительского общества в "акционерно-кооперативное общество закрытого типа", которые могут на добровольных началах входить в состав союзов.

В отличие от собственности подлежащих коммерциализации государственных предприятии, особенностью собственности потребительской кооперации являлось то, что юридически ее совладельцами были миллионы пайщиков, которым принадлежала ее доля в размере паевого фонда, величина которого в 1990 г. составляла 5,5 % от собственных оборотных средств Центросоюза.

Но формальный характер членства в потребительском кооперативе и сложившаяся на его основе система управления позволили руководству некоторых кооперативов исключить пайщиков перед выходом их из системы потребкооперации.

Коммерциализация предприятий, остающихся в системе потребительской кооперации производилась аналогично государственным предприятиям.

Реорганизация собственности в потребительской кооперации, в отличие от других отраслей хозяйства, прекратилась с выходом 19 июня 1992 года Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации": уже зарегистрированные хозяйственные общества вновь стали преобразовываться в потребительские общества.

Принятый Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. Гражданский Кодекс РФ закрепил хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации как некоммерческой организации.

Сегодня потребительская кооперация действует на основании Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 13 июня 1997 г.[7]

2.2. Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности закрепленные в Гражданском Кодексе РФ

За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.

Так, к 1996 г. сложилось следующее распределение предприятий по видам собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5% а государственных предприятий - до 51%, в то время как удельный вес торговых предприятий других форм собственности вырос до 46%.

Если в 1990 г. удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте торгующих организаций России составлял 22,2%, то к 1996 г. - всего 5%, в то время, как частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской кооперации) с 1992 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз.

Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь изменением отношений собственности в Российской Федерации в целом [6, C. 50].

Потери собственности потребительской кооперации вызвали структурные изменения ее деятельности в товарообороте, производстве товаров народного потребления и заготовках.

Анализ динамики изменения удельного товарооборота не только потребительской кооперации в целом, но и отдельных потребсоюзов Западной Сибири подтверждает этот тезис: доля товарооборота потребительских союзов в своих регионах снизилась пропорциональна удельному весу предприятий торговли.

Аналогичный анализ комплексного показателя - объема продаж товаров на одного человека, обслуживаемого потребительскими союзами Западной Сибири - показывает его соответствие торговым возможностям потребсоюзов с учетом их доли в распределении торговых предприятий по видам собственности.

Потери собственности и острая конкурентная борьба с другими вновь образованными предприятиями привела к снижению удельного веса потребительской кооперации в производстве товаров народного потребления, причем в производстве продуктов питания - на 45%, а в производстве непродовольственных товаров - в 3 раза.

В структуре платных услуг основную долю (53%) в период реформирования отношений собственности занимали услуги, оказываемые населению на колхозных рынках.

Промышленность продуктов питания - наиболее устойчивая отрасль, производство товаров в ней снижалась меньшими темпами, чем в других отраслях: объем производства товаров народного потребления сократился на 56%, а выпуск продуктов питания продолжал сокращается на 15 - 33% в год.

Сравнительно низкое уменьшение доли потребительской кооперации в производстве и реализации продуктов питания обусловлено тем, что целями потребительской кооперации является обслуживание наименее защищенной части населения, платежеспособность которого позволяет покупать в основном продукты питания. Это и вызвало изменения структуры товарооборота потребительской кооперации, в которой приоритет отдан продуктам питания. Если рассмотреть динамику изменения структуры товарооборота потребительской кооперации Российской Федерации, то можно отметить неуклонное и независящее от экономической ситуации повышение доли продовольственных товаров, в которых постоянно повышался удельный вес социально-значимых товаров.

Так, с 1990 г. по 1996 г. доля продуктов питания в товарообороте потребительской кооперации увеличилась в 1,6 раза, в то время как доля социально-значимых товаров питания возросла более чем в 2 раза.

Экономические изменения коснулись не только товарооборота потребительской кооперации, но и всей ее деятельности. Так, совокупный объем деятельности сократился в 3,6 раза, розничный товарооборот - в 3,36 раза, заготовительный оборот - в 2,6 раза (а с 1991 г. уменьшился в 5,8 раза), производство товаров народного потребления - почти в 2 раза.

Наиболее сказалось двоякое влияние потери собственности (торговых предприятий) потребительской кооперации в реформах 1990 - 1993 г. на товарообороте:

-                       в ходе реформ потребительская кооперация потеряла 35 - 42% мелких торговых точек (магазинов, ларьков, палаток, не считая более крупных предприятий);

-                       вновь образованные на основе имущества потребительской кооперации частные и акционерные торговые предприятия стали противниками потребительской кооперации в конкурентной борьбе за покупателя, что дополнительно осложнило ее положение.

Основными причинами снижения объемов закупок сельхозпродуктов и сырья, помимо уменьшения поставок для государственных нужд является:

-                       отсутствие денежных средств, особенно наличных;

-                       высокие банковские ставки на получаемые кредиты;

-                       неплатежеспособность получателей продукции;

-                       высокие затраты на энергоресурсы и транспортировку.

Эти же причины относится и к изменениям деятельности остальных отраслей потребительской кооперации, но в заготовках проявляются сильнее.

Реорганизация собственности потребительской кооперации выявила принципиальный недостаток ее структуры, выражающийся в несбалансированности основных и оборотных средств.

Основы этого дисбаланса заложены еще реформой кооперации 1935 г. в результате которой у потребкооперации государство национализировало собственность в городах, и перевела всю деятельность кооперации в сельскую местность, дополнительно обязав потребкооперацию, наряду с распределением продуктов и товаров использовать собственную прибыль для создания инфраструктуры села и социальную защиту сельского населения, взяв на себя обеспечение потребительской кооперации оборотными средствами за счет долгосрочных кредитов.

Например, в фонд финансирования капитальных вложений ежегодно распределялось 55 - 57%, в то время как в паевой фонд перечислялось ежегодно всего 3 - 4%.

Во времена существования СССР это обосновывалось следующим:

-                       величина отчислений в паевой фонд соответствовала принятому в мировой кооперативной практике уровню - годовому проценту от частных вкладов в банки, который в СССР составлял 3 - 4%;

-                       прибыль от своей деятельности потребительская кооперация направляла на развитие инфраструктуры села, т.е. на нужды своих пайщиков;

-                       оборотные средства для деятельности потребительской кооперации предоставляло государство.

Потребительская кооперация имела к 1990 г. до 25 - 45% собственных оборотных средств, доля которых в финансировании деятельности потребсоюзов неуклонно снижалась.

После начала реформ изменилась финансовая ситуация в целом по стране: потребительская кооперация вступила в конкурентную борьбу с частными предприятиями и акционерными обществами, которые в основном работали с привлечением ставшими дефицитными заемными оборотными средствами.

Но действие показателя соотношения заемных и собственных оборотных средств в деятельности предприятий потребительской кооперации имеет принципиальное отличие от предпринимательских хозяйств: предпринимательские хозяйства используют заемные средства для получения максимальной прибыли путем закупки и последующей продажи быстрореализуемых и сравнительно дорогих товаров, в то время, как предприятия потребительской кооперации выполняют задачу удовлетворения товарами, в первую очередь продуктами питания, наиболее неимущих слоев населения, что не позволяет им достигать такой же эффективности, как предпринимательские хозяйства.

Хронический недостаток собственных оборотных средств постоянно увеличивался и, начиная с 1993 г. по настоящее время, потребительская кооперация работает в основном с заемными оборотными средствами.[8]

2.3. Эффективность работы современной потребительской кооперации

Реакцией потребительской кооперации на ухудшение экономической ситуации явилось улучшение ее работы. Особую роль в этом сыграл новый Закон о потребительской кооперации во взаимодействии с Гражданским Кодеком, который внес кардинальные изменения в построение системы потребительской кооперации и повысил роль пайщиков в управлении кооперативным хозяйством.

Тем не менее, в 1997 г. положение потребительской кооперации оставалось напряженным.

Торговля.

К концу 1997 г. удалось снизить темпы падения розничного товарооборота. Тем не менее, товарооборот в фактических ценах был выше, чем в соответствующем периоде 1996 г. и снижался не более чем на 5-7%. Доля розничного товарооборота потребкооперации в товарообороте страны опустилась до 4,4%.

Некоторое улучшение в развитии розничного товарооборота вызвано тем, что кооперативные организации с принятием Закона о потребительской кооперации активизировали свою деятельность, стали настойчивей вытеснять с рынка конкурентов, а также выплатой задолженностей по зарплате и пенсиям.

Это привело к тому, что 13 потребсоюзов получили прирост товарооборота в товарообороте своих областей.

На протяжении года структура розничного товарооборота в целом по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров первой необходимости возросла на 15-16%. После длительного спада наметился некоторый рост продажи товаров культурно-бытового назначения.

Товарные запасы в системе сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость товаров ускорилась на 5 дней.

С большим напряжением проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в некоторых - 48 и менее дней. Это ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.

 Общественное питание

За 1997 г. розничный оборот общественного питания в действующих ценах увеличился на 4,5%. Доля оборота общественного питания во всем розничном товарообороте потребительской кооперации возросла более чем на 5%.

В то же время отдельный потребсоюзы увеличили розничных товарооборот общественного питания на 20 и более процентов.

 Платные услуги населению

Общий объем платных услуг увеличился на 25,8%.

Произошли существенные изменения в их структуре. Наибольший удельный вес - 51,7% занимают услуги системы образования. Но втором месте по объему - бытовые услуги.

Но, если услуги системы образования активно развиваются (их объем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%. Это связано с высокой конкуренцией в сфере ремонта и технического обслуживания радиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и т.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий.

 Промышленность

Спад объемов в этой отрасли продолжается. Так, производство товаров народного потребления снизился на 14,6%, производство хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков сократилось на 17-18%. Только по кондитерским изделиям достигнут подъем в 13%.

Однако на фоне общего спада отдельным потребсоюзам удается удерживать производственную отрасль на высоком уровне, а некоторые потребсоюзы даже увеличили прирост объема продукции в 1,7-2,4 раза.

Тем не менее кооперативной продукции по-прежнему не достает уровня качества и широты ассортимента, чтобы выдержать конкуренцию со стороны частных предпринимателей.

 Заготовительная деятельность

В этой отрасли продолжается спад, хотя его темпы несколько замедлились.

Закупки мяса сложились на уровне 94% в сравнении с 1996 г., уменьшение объемов закупок картофеля и овощей составило 8%.

Но в то же время вырос объем закупок яиц, молока и хлебопродуктов.

 Капитальное строительство

С 1995 г. государственные инвестиции в быстроокупаемые высокоэффективные коммерческие проекты выделяются на возвратной основе и только на конкурсной основе. Потребительская кооперация, как правило, не имеет возможности получать государственные инвестиции по конкурсам, предоставляемые для завершения строительства объектов, так как ее стройки по мощности не могут конкурировать с объектами агропромышленного комплекса.

Дополнительно осложняет положение этой отрасли задолженность государства за уже выполненные объемы строительных работ, финансирование которых должно было бы осуществляться за счет федерального бюджета на общую сумму 3,7 млрд. руб.

Но, несмотря на это построено и реконструировано магазинов торговой площадью 4444 кв. м., складских площадей 1540 кв. м., холодильников на 620 т., а также предприятия хлебопечения, цехи безалкогольных напитков, колбасные и рыбокоптильные цехи. Продолжается строительство жилья для работников.

 Финансовое положение

Все отрасли деятельности потребительской кооперации, кроме промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.

Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом по Центросоюзу получить 21 млрд. руб. прибыли.

В 1997 г. шестнадцать потребсоюзов получили прибыль.

Но в то же время практически не уменьшается число убыточных предприятий. При снижении общего числа хозрасчетных организаций и предприятий число убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий.

Высок уровень издержек обращения и производства. В 1997 г. в оптовой торговле он составил 22,8%, в розничной торговле - 24,8%, в общественном питании - 39%, в заготовках - 19,4%. В составе издержек обращения наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, расходы по оплате труда, тепло-электроэнергии, амортизационные расходы.

На снижение доходности организаций и предприятий помимо высокого уровня издержек обращения в немалой степени повлияло уменьшение льгот, предоставленных потребительской кооперации местными органами исполнительной власти. Так, в 1997 г. потребсоюзами были заключены соглашения о сотрудничестве и предоставлении налоговых льгот с администрациями только 25 регионов против 75 в 1996 г.

Наличие собственных оборотных средств один из показателей финансовой устойчивости. Однако организации потребительской кооперации испытывают все больший их недостаток. Если к началу 1996 г. недостаток собственных оборотных средств составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 1997 г. уже 2976 млрд. рублей.

И все-таки такое положение не везде: 18 потребсоюзов сохранили собственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53 процентов в общей сумме оборотных средств.

Привлечение заемных средств как один из путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 1997 г. привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей.

Важнейший фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организаций и предприятий - их неплатежеспособность. Дебиторская задолженность к концу 1997 г. возросла на 19,5% по сравнению с 1996 г., а кредиторская на 14,2%, в том числе задолженность по бюджету возросла на 5%. Особую озабоченность вызывает нарастание задолженности бюджету.

Тем не менее в организациях и предприятиях потребительской кооперации имеются внутренние резервы для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, о чем свидетельствуют примеры эффективной деятельности, имеющиеся в каждой кооперативной организации.

 Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.[9]



Глава 3.  Проблемы функционирования потребительской кооперации

Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.

 Экономические проблемы

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:

-                       проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

-                       проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся, невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.

Вторая группа проблем решается в двух направлениях:

-                       перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

-                       частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:

-                       перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;

-                       повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

-                       законодательное закрепление потребительской кооперации (Гражданский Кодекс) как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.

Социальные проблемы

Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказывает финансовую помощь потребительской кооперации.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Исторический опыт позволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядок и ее устойчивое существование в последующие периоды.[10]

 

Заключение


В результате проделанной работы были рассмотрен хозяйственно-правовой статус организаций потребительской кооперации в РФ.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-                       Рассмотрены основы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации

-                       Рассмотрен хозяйственно-правовой статус потребительской кооперации Российской Федерации, который закреплен Гражданском Кодексе РФ

-                       Определены  проблемы функционирования хозяйственно-правого статуса потребительской кооперации

Большинство проблем в регулировании деятельности потребительской кооперации удалось исправить Граждан­скому кодексу РФ и принятому на его основе Феде­ральному закону "О производственных кооперати­вах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперати­вов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

О верности такого решения говорит наметив­шийся обратный процесс: возвращение от акцио­нерной к кооперативной организационно-право­вой форме. Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г. в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме орга­низации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральном законе "О производст­венных кооперативах" не точно определен право­вой статус производственных, а также потреби­тельских кооперативов, что создает трудности в их деятельности. Данный упрек касается, прежде всего, цели, ради которой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов со­стоит не только в законодательных просчетах.

 

Список литературы




1.                     Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ.

2.                     Закон РФ «О потребительской кооперации РФ», июнь 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000.

3.                     Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002.

4.                     Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.)

5.                     Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики.// Государство и право, 2002.

6.                     Белоусов В.И.  Основы прикладной экономики и предпринимательского дела.- Воронеж: ВГУ, 2003.

7.                     Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации. - М.: Дело, 2003.

8.                     Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. - М.:ИНФРА-М, 2002.

9.                     Гражданское право./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003.

10.                Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.

11.                Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.

12.                Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. - М., 2002.

13.                Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. – М.: Маркетинг, 2002.

14.                Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право об­ществ капитала с особым акцентом на кооператив­ном товариществе.- М.: Вита-Пресс, 2003.

15.                Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. - Иваново: ИГУ, 2003.

16.                Янчерко Т. К. Потребительская кооперация в теории. – М.: ИНФРА-М, 2004.






[1] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. – Глава 4,  Ст. 116

[2] Гражданское право./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003. – С. 310.

[3] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ.

[4] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ.

[5] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ.

[6] Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. - Иваново: ИГУ, 2003. – C/ 47

[7] Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. - Иваново: ИГУ, 2003. – С. 81

[8] Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. - М.:ИНФРА-М, 2002. – С. 103

[9] Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики.// Государство и право, 2002.  – С. 155

[10] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. - М., 2002. - С. 118