Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Учет внутриведомственных расчетов по финансированию...................... 4

2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, заказчиками и подотчетными лицами............................................................................................................. 8

3. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами............................ 14

Список литературы....................................................................................... 26

Введение

Своевременный финансовый механизм Российской Федерации, в том числе и бюджетный, невозможен без системы расчетов. Расчеты классифицируются по своему характеру на группы:

1) расчеты, осуществляемые внутри организации, учреждения, - внутренние расчеты; это расчеты администрации и персонала, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, учебной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение или организация;

2) расчеты, осуществляемые между структурными подразделениями организации, учреждения, - внутрихозяйственные расчеты;

3) расчеты, осуществляемые между организациями и вышестоящим органом - ведомством, управлением и т.п. Такие расчеты называют внутриведомственными;

4) расчеты, возникающие между организациями, учреждениями за поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, - межхозяйственные расчеты;

5) одногородние расчеты - расчеты, осуществляемые внутри города;

6) иногородние расчеты - расчеты между организациями, учреждениями и т.п., находящимися в разных городах;

7) международные расчеты - производимые между плательщиком и получателем, находящимися на территориях разных государств.

Приведенная классификация расчетов положена в основу построения синтетического учета расчетов в бюджетных учреждениях и организациях.

1. Учет внутриведомственных расчетов по финансированию

Для учета внутриведомственных расчетов по финансированию применяют одноименный счет 14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию".

На счете отражают расчеты по финансированию из бюджета между вышестоящим распорядителем ассигнований и подведомственными ему учреждениями, организациями, возникающие в процессе их деятельности и исполнения смет расходов.

Счет 14 имеет субсчета:

140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия";

141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения";

143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство".

Главные распорядители, распорядители ассигнований на субсчетах 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" и 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения" отражают:

по дебету субсчетов:

доведение главным распорядителем, распорядителем объектов бюджетного финансирования учреждениям (получателям средств), находящимся в их ведении, в корреспонденции с кредитом субсчетов 090 "Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 100 "Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте";

по кредиту субсчетов:

а) отзыв объемов финансирования учреждений (получателей средств), находящихся в ведении главного распорядителя, распорядителя, в корреспонденции с дебетом субсчетов 090 "Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 100 "Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте";

б) списание в конце года расходов учреждений (получателей средств), находящихся в ведении главного распорядителя, распорядителя в корреспонденции с дебетом субсчетов 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", 201 "Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования";

в) получение средств из бюджета главным распорядителем, распорядителем как получателями средств на содержание учреждения по смете доходов и расходов в корреспонденции с дебетом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте".

Учреждения (получатели средств), находящиеся в ведении главного распорядителя, распорядителя, на субсчетах 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" и 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения" отражают:

по дебету субсчетов:

а) списание расходов, произведенных за год в последний рабочий день декабря, в корреспонденции с кредитом субсчетов 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", 201 "Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования";

б) отзыв сумм финансирования в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте";

в) списание сумм выявленных недостач при невозможности взыскания с виновных лиц в корреспонденции с кредитом субсчета 170 "Расчеты по недостачам";

г) списание естественной убыли материальных запасов в пределах установленных норм в корреспонденции с кредитом субсчетов счетов по учету материальных запасов:

д) списание дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в корреспонденции с кредитом счетов по учету расчетов;

по кредиту субсчетов:

поступление средств финансирования от главного распорядителя, распорядителя в корреспонденции с дебетом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте".

Аналитический учет по субсчетам 140 производят в карточках ф.283 или 0512026.

При составлении сводного баланса сальдо по субсчетам 140 и 141 у главного распорядителя, распорядителя финансирования и получателя средств взаимно исключается.

Субсчет 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство" используют только получатели средств для учета движения бюджетных средств на капитальные расходы.

По дебету субсчета 143 отражают:

списание в последний рабочий день декабря расходов на капитальное строительство, произведенных за год, в корреспонденции с кредитом субсчета 203 "Расходы по бюджету на капитальное строительство";

отзыв сумм финансирования на капитальное строительство в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте".

По кредиту субсчета 143 отражают:

поступление средств по финансированию капитального строительства в корреспонденции с дебетом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте".

Аналитический учет по субсчету 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство" производят в карточках ф.283 или 0512026.

2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, заказчиками и подотчетными лицами.

Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками производится на счете 15 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги", который имеет субсчета:

150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги";

155 "Расчеты по авансам полученным";

156 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы";

157 "Расчеты по авансам выданным".

Аналитический учет по субсчетам 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги", 155 "Расчеты по авансам полученным", 156 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы", 157 "Расчеты по авансам выданным" производится в раздельных накопительных ведомостях ф.408 (мемориальный ордер 6), или на карточках ф.283 либо 0512026, или на карточке учета средств и расходов ф.292 и раздельных оборотных ведомостях ф.285.

Субсчет 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" используют для учета расчетов с поставщиками за строительные материалы, конструкции, детали и другие поставки, осуществляемые за счет бюджетных средств, средств предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, расчетов с подрядчиками за выполненные строительно-монтажные работы.

При расчетах с поставщиками дебетуют субсчет 150 в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте", 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", 118 "Средства в иностранной валюте" за строительные материалы, конструкции и детали.

При расчетах с подрядчиками дебетуют субсчет 150:

на стоимость переданных строительных материалов, конструкций, деталей в корреспонденции с кредитом субсчетов 040 "Оборудование к установке", 041 "Строительные материалы для капитального строительства";

на суммы уплаченных за выполнение строительно-монтажных работ в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте", 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", 118 "Средства в иностранной валюте".

Стоимость выполненных подрядчиками строительно-монтажных работ относят в дебет субсчетов 203 "Расходы по бюджету на капитальное строительство", 224 "Расходы на капитальное строительство за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы" и кредит субсчета 150.

Субсчет 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги" используют для учета расчетов с покупателями и заказчиками за продукцию, работы, услуги.

По дебету субсчета 153 отражают суммы, начисленные заказчиком в соответствии с договорами и расчетными документами (счетами) за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги (включая суммы налога на добавленную стоимость) в корреспонденции с кредитом субсчета 401 "Доходы будущих периодов".

По кредиту субсчета 153 отражают суммы, полученные от покупателей и заказчиков, в корреспонденции с дебетом субсчетов 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", 118 "Средства в иностранной валюте", 120 "Касса", 155 "Расчеты по авансам полученным".

Субсчет 155 "Расчеты по авансам полученным" используют для учета авансов, полученных от покупателей и заказчиков под поставки продукции, выполнение работ, услуг.

Поступление сумм авансов отражают по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" и кредиту субсчета 155.

При поставке продукции, сдаче выполненных работ, услуг дебетуют субсчет 155 и кредитуют субсчет 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги".

Субсчет 156 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы" используют для учета расчетов с исполнителями и соисполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ.

По дебету субсчета 156 отражают уплаченные исполнителям и соисполнителям суммы в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности".

По кредиту субсчета 156 отражают:

стоимость выполненных соисполнителями, исполнителями и принятых в установленном порядке работ в корреспонденции с дебетом субсчетов 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";

стоимость изготовленных исполнителями и соисполнителями и принятых в установленном порядке изделий в корреспонденции с дебетом субсчета 044 "Спецоборудование для научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками".

Субсчет 157 "Расчеты по авансам выданным" используют для учета счетов по авансам, выданным исполнителям и соисполнителям научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ.

По дебету субсчета 157 отражают суммы уплаченных авансов в корреспонденции с кредитом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности". По дебету субсчета 157 отражают суммы авансов, зачтенные при расчете за выполненные исполнителями и соисполнителями работы с кредита субсчета 156 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы".

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.

Авансы под отчет выдаются только лицам, работающим в данном учреждении, по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется сметное подразделение, на которое должен быть отнесен расход, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.

Деньги, выданные под отчет, могут расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют отчет по ф.286 с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются арифметически, а также проверяется правильность оформления документов и расходования средств по назначению. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения.

Наиболее существенной частью подотчетных сумм являются расходы по командировкам.

Нормы возмещения расходов, связанных с командировками, устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 с 1 января 2002 г. оплата суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на пользование соответствующим транспортом).

Руководители организаций могут разрешить в порядке исключения производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм.

Следует при этом иметь ввиду, что командировочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, включаются в доход работников, подлежащих обложению подоходным налогом с физических лиц.

Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Отчеты о расходах по командировкам должны быть представлены в течение трех дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 16 "Расчеты с подотчетными лицами" и одноименном субсчете 160.

На этом счете учитываются также расчеты по выплате заработной платы через подотчетных лиц в учреждениях, где по штату не предусмотрена должность кассира или когда средства на эту цель перечисляются в соответствии с действующим порядком на имя руководителей учреждений через предприятия Министерства связи Российской Федерации и учреждения банков.

В органах социальной защиты населения на этом счете учитываются расчеты с подотчетными лицами по выданным им авансам для выплаты единовременных пособий пенсионерам.

Неиспользованный остаток аванса должен быть возвращен подотчетным лицом не позднее трех дней после сдачи авансового отчета. Выдача новых авансов подотчетному лицу может быть произведена при условии погашения ранее выданного аванса.

В случаях непредставления в установленный срок авансовых отчетов об израсходовании подотчетных сумм или невозврата в кассу остатков неиспользованных авансов учреждения или централизованные бухгалтерии имеют право производить удержание этой задолженности из заработной платы лиц, получивших авансы, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.

По дебету субсчета 160 отражают суммы, выданные подотчетным лицам, в корреспонденции с кредитом субсчета 120 "Касса". По кредиту субсчета 160 отражают:

неизрасходованные возвращенные подотчетные суммы в корреспонденции с дебетом субсчета 120 "Касса";

израсходованные подотчетные суммы в корреспонденции с дебетом счетов 06 "Материалы и продукты питания", 07 "Малоценные предметы" (на стоимость приобретенных материальных ценностей), 09 "Средства федерального бюджета", 10 "Средства бюджетов субсчетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов", 20 "Расходы по бюджету" (по произведенным расходам за счет бюджета), 11 "Средства, полученные за счет внебюджетных источников", 22 "Расходы за счет средств внебюджетных источников" (по расходам за счет средств внебюджетных источников); 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям" (на суммы выплаченных заработной платы и стипендий), 21 "Расходы к распределению" (по расходам, которые в данный момент нельзя отнести на определенный вид деятельности, продукции, работ, услуг, в том числе расходам будущих периодов).

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами производят в накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами ф.386 (мемориальный ордер 8). Учет в этой ведомости ведется позиционным способом. По каждой строке записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса и суммы произведенных расходов, а также поступившая сумма неиспользованного аванса. По окончании месяца итоги по графе "Утверждена сумма расходов по отчету - кредит субсчета 160" и по графам "Дебет субсчетов" и "Вторые записи" записываются в книгу "Журнал-Главная".

В учреждениях с незначительным количеством подотчетных лиц аналитический учет расчетов ведется по каждому подотчетному лицу в карточке ф.292.

Операции по расчетам с подотчетными лицами, осуществляемые за счет средств бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведутся отдельно в вышеуказанных регистрах бухгалтерского учета.

3. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в бухгалтерском учете применяют счет 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", который имеет субсчета:

170 "Расчеты по недостачам";

171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам";

172 "Расчеты по специальным видам платежей";

173 "Расчеты по платежам в бюджет";

174 "Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения";

175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения";

177 "Расчеты с депонентами";

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Субсчет 170 "Расчеты по недостачам" применяют для учета сумм недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на счет виновных лиц, и других сумм, подлежащих удержанию в установленном порядке.

Размер причиненного ущерба от недостач и хищений определяют по рыночной стоимости материальных ценностей на дату обнаружения ущерба.

В течение пяти дней после установления недостач и хищений материалы должны быть переданы в следственные органы для предъявления гражданского иска. При получении решения суда суммы, отнесенные на виновных лиц, уточняются в соответствии с исполнительным листом и отражаются в регистрах бухгалтерского учета.

По дебету субсчета 170 отражают:

суммы выявленных недостач, хищений, потерь и др. по рыночной стоимости в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов денежных средств, материалов, расчетов с бюджетом, целевых средств на содержание учреждения, доходов будущих периодов (по объектам основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов, приобретенных соответственно за счет бюджетных средств, целевых средств, средств от предпринимательской деятельности).

По кредиту субсчета 170 учитывают:

суммы, поступившие в погашение недостач и причиненного ущерба, в корреспонденции с дебетом субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте", 101 "Средства на расходы учреждения", 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте", 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", 118 "Средства в иностранной валюте", 120 "Касса" (при этом на суммы недостач и хищений денежных средств и материалов производится восстановление кассовых расходов по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации; суммы, поступившие в возмещение недостач и хищений объектов основных средств, нематериальных активов и малоценного инвентаря, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета);

списание сумм выявленных недостач и хищений при отсутствии виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц в корреспонденции с дебетом субсчетов 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия", 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения", 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", 401 "Доходы будущих периодов".

Аналитический учет по субсчету 170 производят в карточке ф.292 в разрезе каждого виновного лица с указанием фамилии, имени и отчества, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

Субсчет 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам" применяют учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, для учета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих в соответствии с действующим законодательством возмещению из бюджета по оплаченным поставщикам документам за приобретенные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Не учитываются на субсчете 171 и не подлежат возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые поставщикам за приобретенные материальные ценности, работы, услуги по сметам доходов и расходов, финансируемым из бюджета, а также сметам доходов и расходов за счет целевых средств, безвозмездных поступлений и средств, формируемых из прибыли. Уплачиваемые в таком случае суммы налога на добавленную стоимость относятся на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

По дебету субсчета 171 отражают суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным у поставщиков и подрядчиков материальным ценностям, работам, услугам в корреспонденции с кредитом субсчетов 156 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы", 178 "Расчеты с прочими дебиторами".

По кредиту субсчета 171 и дебету субсчета 173 "Расчеты по платежам в бюджет" отражают суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие в установленном порядке возмещению из бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"(18) плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по формам согласно приложениям к указанному постановлению.

Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок.

Счет-фактура составляется организацией-поставщиком (подрядчиком) на имя организации покупателя (заказчика) в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" (16).

Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг).

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации.

При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журналах учета счетов-фактур в течение 5 лет с даты их получения (выдачи).

Счета-фактуры в журналах учета должны быть подшиты и пронумерованы.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Поставщики ведут журнал выдаваемых покупателю счетов-фактур и книгу продаж.

Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы - пронумерованы и скреплены печатью и храниться в течение 5 лет с даты последней записи.

Покупатели товаров (работ, услуг) ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок.

Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, представляемых поставщиками, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в установленном федеральным законом порядке.

Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы - пронумерованы и скреплены печатью. Книга покупок хранится в течение 5 лет с даты последней записи.

Аналитический учет по субсчету 171 производят в карточках ф.292.

Субсчет 172 "Расчеты по специальным видам платежей" применяют для учета расчетов:

с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

за содержание воспитанников в школах-интернатах;

за питание детей в интернатах при школах;

за обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях;

с работниками за питание, получаемое ими по месту работы;

с работниками за форменную одежду.

Расчеты с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях вносится родителями по извещениям-квитанциям ф.ПД-4 (0308004), как правило, на счета в органы казначейства или кредитные организации, а в отдельных случаях - непосредственно в детские дошкольные учреждения через лиц, на которых возложен прием денег. Эти лица назначаются приказом руководителя учреждения, и с ними заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Размер месячной платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях определяется в установленном порядке.

Начисление платы за предыдущий месяц производится в первый рабочий день текущего месяца согласно календарному графику работы детского дошкольного учреждения и табеля учета посещаемости детей ф.305.

При внесении платы непосредственно в детское дошкольное учреждение родителям выдаются квитанции об уплате. Принятые уполномоченными суммы должны ежедневно сдаваться на счет учреждения. Расходование этих средств без предварительной сдачи на эти счета запрещается. Лица, на которые возложен прием денег, обязаны ежедекадно передавать в бухгалтерию документы кредитной организации на сданные ими суммы с приложением соответствующих извещений. Извещения-квитанции, не оплаченные родителями, в последний рабочий день месяца должны быть возвращены в бухгалтерию.

На суммы начисленной платы производится запись по дебету субсчета 172 и кредиту субсчета 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения".

Поступление средств от родителей отражают по кредиту субсчета 172 и дебету субсчетов 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 120 "Касса".

Возврат сумм родителям (в случае выбытия детей) производится на основании их заявлений по распоряжению руководителя детского дошкольного учреждения. Заявление с распоряжением руководителя детского дошкольного учреждения сдается в бухгалтерию вместе с очередным табелем учета посещаемости детей. Возврат производится через кассу или почтовым переводом. Возвращенные суммы записываются в дебет субсчета 172 "Расчеты по специальным видам платежей" и кредит субсчета 120 "Касса" или 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления". Одновременно производится запись "сторно" по дебету субсчета 172 "Расчеты по специальным видам платежей" и кредиту субсчета 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения".

Аналитический учет расчетов за содержание детей ведется в ведомости по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях ф.327. Ведомость может составляться на год или полугодие с расположением показателей по графам 3-10 за каждый месяц на вкладных листах.

На основании данных ведомости ф.327 составляется мемориальный ордер 15 (ф.406).

Расчеты с родителями за содержание воспитанников в школах-интернатах. Плата за содержание детей в школах-интернатах вносится родителями ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца, за который вносится плата.

Размер месячной платы за содержание воспитанников определяется в установленном порядке. Документы для определения размера платы за содержание воспитанников представляются при подаче заявления в интернатное учреждение, а в последующем - в установленные сроки.

При отчислении воспитанника из школы-интерната (по болезни, вследствие перемены места жительства и по другим причинам) внесенная за его содержание плата подлежит возврату за соответствующее число дней данного месяца. Возврат излишне внесенных сумм на содержание воспитанников в интернатных учреждениях производится при условии поданного заявления о возврате сумм в органы, исполняющие соответствующие бюджеты, до истечения установленного срока со дня их поступления в бюджет.

Плата за содержание воспитанников вносится по извещению-квитанции ф.ПД-4 (0308004) в органы казначейства или кредитной организации для последующего зачисления на счет учреждения или органа казначейства. Плата может вноситься и в кассу школы-интерната по приходному кассовому ордеру. Принятые суммы ежедневно должны сдаваться на счет учреждения. Суммы, поступившие на счет школы-интерната, перечисляются в доход соответствующего бюджета. На суммы поступившей платы кредитуется субсчет 172 "Расчеты по специальным видам платежей" и дебетуются субсчета 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения", 120 "Касса". На суммы начисленной платы за фактические дни пребывания воспитанника в школе-интернате дебетуется субсчет 172 "Расчеты по специальным видам платежей" и кредитуется субсчет 173 "Расчеты по платежам в бюджет". На суммы, перечисленные в доход бюджета, дебетуется субсчет 173 "Расчеты по платежам в бюджет" и кредитуются субсчета 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения".

Аналитический учет расчетов производится в ведомости ф.327.

Расчеты с родителями за питание детей в интернатах при школах. Плата за питание детей в интернатах при школах за текущий месяц вносится родителями ежемесячно не позднее 5-го числа этого месяца.

Начисление платы за питание детей производится на основании списков, составленных по группе и подписанных воспитателем и директором школы.

Плата за питание детей вносится родителями по извещениям-квитанциям ф.ПД-4 (0308004), как правило, через кредитные организации для последующего зачисления на счета по средствам, полученным из внебюджетных источников.

В исключительных случаях плата может вноситься в кассу школы или лицу, уполномоченному приказом директора. Принятые от родителей суммы за питание ежедневно сдаются на счет учреждения. Расходование этих средств без предварительной сдачи на указанный счет не допускается.

При наличии в интернатах при школах пищеблоков плата может приниматься продуктами питания.

Прием от родителей продуктов питания производится по накладной (требованию) ф.434, которая выписывается в трех экземплярах, из них: первый передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу, третий - лицу, сдавшему продукты. В накладной (требовании) указывается: от кого поступили продукты, наименование продуктов питания, количество (вес), цена, сумма, дата поступления на склад, а также расписка лица в принятии продуктов.

Начисление платы за питание учащихся отражается по дебету субсчета 172 и кредиту субсчета 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения".

Поступление платы отражают по кредиту субсчета 172 и дебету субсчетов 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 120 "Касса", 061 "Продукты питания" (если плата вносится продуктами питания).

Аналитический учет расчетов с родителями производят в ведомости ф.327.

Расчеты с родителями за обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях. Учет расчетов с родителями за обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях ведется аналогично учету расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях. На суммы начисленной платы родителей за обучение детей производится запись по дебету субсчета 172 "Расчеты по специальным видам платежей" и кредиту субсчета 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения".

Поступление платежей отражают по дебету субсчетов 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 120 "Касса" и кредиту субсчета 172.

Расчеты за питание, получаемое по месту работы. Расчеты за питание, получаемое по месту работы, производятся с работниками тех учреждений (больницы, детские дошкольные учреждения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов и другие учреждения), в которых согласно действующему законодательству разрешено питание работников за плату в случае отсутствия предприятий общественного питания в местах расположения этих учреждений.

По дебету субсчета 172 "Расчеты по специальным видам платежей" отражают стоимость израсходованных продуктов питания с кредита субсчета 061 "Продукты питания".

По кредиту субсчета 172 учитывают суммы, поступившие в оплату питания, в корреспонденции с дебетом субсчета 120 "Касса".

Аналитический учет расчетов производят в оборотной ведомости ф.285 с указанием фамилий и инициалов работников.

Порядок учета расчетов с работниками за форменную одежду устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Субсчет 173 "Расчеты по платежам в бюджет" применяют для учета расчетов:

по удержанным налогам из заработной платы;

вырученным суммам от реализации основных средств: зданий, сооружений, передаточных устройств, материалов, полученных от их разборки, которые в соответствии с действующим порядком подлежат перечислению в доход бюджета;

плате за содержание детей в школах-интернатах;

налогам и платежам, установленным законодательными актами;

суммам выявленных недостач, хищений по объектам основных средств, нематериальным активам и малоценным предметам;

прочим поступлениям.

По кредиту субсчета 173 отражают начисление сумм налогов и платежей в бюджет в корреспонденции с дебетом субсчетов счетов 15 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги", 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям", 20 "Расходы по бюджету", 22 "Расходы за счет средств внебюджетных источников", 40 "Доходы", 41 "Прибыли и убытки".

По дебету субсчета 173 отражают перечисление сумм налогов и платежей в бюджет в корреспонденции с кредитом субсчетов счетов 09 "Средства федерального бюджета", 10 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов", 11 "Средства, полученные за счет внебюджетных источников".

Начисление налога на добавленную стоимость:

полученного от покупателей и заказчиков за реализованную продукцию, выполненные работы, услуги, отражают в учете записью по дебету субсчета 401 "Доходы будущих периодов" и кредиту субсчета 173 "Расчеты по платежам в бюджет";

с сумм полученных авансов фиксируют записью по дебету субсчета 155 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту субсчета 173 "Расчеты по платежам в бюджет".

Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие зачету из бюджета, записывают по дебету субсчета 173 и кредиту субсчета 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам".

Аналитический учет платежей в бюджет производят по каждому виду расчетов в карточках ф.283, 0512026 или 292.

Субсчет 174 "Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения" применяют для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения, подлежащих возврату.

Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, отражают по кредиту субсчета 174 и дебету субсчетов 114 "Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения", 120 "Касса".

При наступлении определенных условий эти средства выдаются или перечисляются тем организациям или лицам, которым они принадлежат, или передаются по назначению. В учете это оформляют записью по дебету субсчета 174 и кредиту субсчетов 114 "Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения", 120 "Касса".

Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, производят в оборотной ведомости ф.285 в разрезе каждого получателя средств.

Субсчет 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" применяют для учета сумм платежей, подлежащих к получению от юридических лиц и направляемых в рамках исполнения бюджета на финансирование расходов учреждения (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения; государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.); от физических и юридических лиц за оказываемые услуги по основной деятельности; от учащихся, студентов и аспирантов - плата за проживание в общежитии.

Начисление сумм платежей, подлежащих к получению от юридических лиц и направляемых в рамках бюджета на финансирование расходов учреждения, производится по дебету субсчета 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" и кредиту субсчета 173 "Расчеты по платежам в бюджет". Поступление указанных сумм отражают по дебету субсчета 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" и кредиту субсчета 141 "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения". Одновременно на указанную сумму делается вторая запись по дебету субсчета 173 "Расчеты по платежам в бюджет" и кредиту субсчета 175.

Начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 401 "Доходы будущих периодов". Поступление средств согласно договорам отражается по дебету субсчетов 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности", 120 "Касса" и кредиту субсчета 175.

Начисление платы за проживание учащихся, студентов и аспирантов в общежитии по деятельности, финансируемой из бюджета, производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия".

Поступление платы отражают по дебету субсчетов 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 120 "Касса" и кредиту субсчета 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения".

Аналитический учет по субсчету 175 производят в карточке ф.292.

Аналитический учет платных образовательных услуг ведется в оборотной ведомости по расчетам за платное обучение студентов ф.809, платы за проживание в общежитиях - в оборотной ведомости ф.285.

Субсчет 177 "Расчеты с депонентами" применяют для учета сумм заработной платы и стипендий, не полученных в установленные сроки.

Суммы заработной платы и стипендий, не полученных в срок, относят в кредит субсчета 177 и дебет субсчетов 180 "Расчеты по оплате труда" или 181 "Расчеты со стипендиатами" и в установленные сроки сдаются на соответствующие счета в кредитные организации. При этом производится запись по дебету субсчетов 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения", 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления", 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" и кредиту субсчета 120 "Касса".

Выданные суммы депонентской задолженности отражают по дебету субсчета 177 и кредиту субсчетов 120 "Касса" или 160 "Расчеты с подотчетными лицами".

В дебет субсчета 177 записываются также суммы депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности, которые относятся на увеличение средств на материальное поощрение и социальные выплаты, целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчета 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты", 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия"), прибыли (субсчет 410 "Прибыли и убытки").

Учет депонированных сумм по заработной плате и стипендиям ведется в книге аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий ф.441. Записи в этой книге производятся по каждому депоненту. В соответствующих графах "Кредит" должны быть указаны месяц и год, в котором образовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных) ведомостей и суммы, а в графах "Дебет" против фамилии депонента записываются номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма.

В конце месяца в книге ф.441 подсчитываются итоги по графам "Кредит" и "Дебет" и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.

На субсчете 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" учитываются расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, включая расчеты с поставщиками за поставленные продукты питания, медикаменты и др.

Аналитический учет расчетов по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами ф.408 (мемориальный ордер 6), в которой для каждого дебитора или кредитора отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца.

Записи в ней производятся по каждому документу в следующем порядке. В начале каждого месяца из накопительной ведомости за прошлый месяц в графах 2-6 по каждому дебитору и кредитору записываются данные счетов, по которым не получены материальные ценности или не оказаны услуги.

По мере оплаты счета поставщика на основании платежного поручения в графах 7-12 производятся записи по каждому дебитору или кредитору. На суммы авансов, перечисленных в соответствии с договорами, производятся записи в этих же графах. На суммы полученных материальных ценностей и оказанных услуг производится запись в кредит субсчета 178 в графах 13-15 по той же строке, по которой значится задолженность, и в дебет соответствующих субсчетов граф 16-26, а вторые записи отражаются по графам 27-29. По окончании месяца подсчитываются итоги и данные граф 15-29 записываются в книгу "Журнал-Главная". В графах 30-31 по каждой позиции (строке) выводятся остатки на конец месяца.

Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами может вестись в карточке ф.292.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2003.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II и III. М.: Проспект, 2003.

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н.

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

6. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. N 18.

7. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Федеральный закон РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

8. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Указание Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. N 1050-У.

9. О рекомендациях по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструктивное письмо Центрального банка Российской Федерации от 30 сентября 1994 г. N 113.

10. О безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П.