Содержание
Введение. 3
1. Типология и структура рынка труда. 5
2. Сущность и необходимость регулирования рынка труда. 13
3. Регулирование рынка труда в США.. 19
4. Регулирование рынка труда в странах Западной Европы.. 28
Заключение. 32
Список литературы.. 33
Введение
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Проблемы регулирования рынка рабочей силы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной работы.
В своей работе автор рассматривает особенности регулирования рынка рабочей силы в странах с рыночной экономикой. Основными проблемами в регулировании рынка рабочей силы являются снижение рождаемости, старение населения и достаточно высокий уровень безработицы практически во всех странах с рыночной экономикой. Для эффективной борьбы с этими факторами главы государств проводят единую социальную политику, которая включает сотрудничество между социальными партнерами, а также органами власти различных уровней.
Важное значение в регулировании рынка труда в государствах с развитой рыночной экономикой отводится мерам по поощрению частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения или перекрытия притока иностранных рабочих, содействия их репатриации и т. п. Программы поддержания занятости приобретают более выборочный характер, нацеливаясь на определенные секторы рынка рабочей силы. Экономическая ситуация государств - членов стала в последние годы более однородной.
В таких странах также по-прежнему остро стоит проблема незаконной иммиграции. Естественный прирост населения в был очень низок в течение многих лет и обнаруживает тенденцию снижения. Противодействие скрытой, международной и межрегиональной миграции имеет возрастающую важность для развития населения государств с рыночной экономикой и областей. Чистая иммиграция, составляет до двух третей общего прироста населения, и в будущем станет, вероятно, единственным источником прироста. Региональное распределение иммиграции в таких государствах значительно варьируется. Большинство иммигрантов локализуется в городских зонах, таким образом, укрепляя существующие урбанизационные модели. Внутри государств также существует тенденция движения людей из областей с высоким уровнем безработицы к таковым с более низким уровнем безработицы.
Европейская комиссия, например, не раз пыталась наметить общие подходы к решению проблем массовой безработицы. Французское правительство предложило выработать европейскую социальную модель, то есть поставить конкретные цели в социальной политике стран Европейского Союза и добиваться их совместными усилиями. Другие страны предлагают более строго регулировать европейский рынок рабочей силы и ужесточить контроль за потоком иммигрантов из стран Азии и Африки, а также из стран Восточной Европы.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, типологию и структуру рынка труда;
- Описать сущность и необходимость регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой;
- Рассмотреть основные направления регулирования рынка труда в США;
- Раскрыть особенности регулирования рынка труда в странах западной Европы.
1. Типология и структура рынка труда
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Схема, приведенная в приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.[1]
Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.
Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.[2]
При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.
Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.
Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:
- высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.
- работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.
- работники, занятые физическим трудом., преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.
- работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.
- контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.
Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
- через миграцию труда и капитала;
- путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.
В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых обстоятельства: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем, перечне затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд в его конкретном выражении оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот.
Такое «безразличие» капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что «действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.
Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «не занятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.
В западноевропейских странах трудовое законодательство в его современном виде формировалось на протяжении первых послевоенных десятилетий в рамках утверждения концепции государства всеобщего благосостояния. Во многом это было связано с распространением идей социальной солидарности, которые стали следствием пережитых многими странами катаклизмов Второй мировой войны вкупе с чрезвычайно благоприятными экономическими обстоятельствами послевоенного периода. Важнейшей функцией государства всеобщего благосостояния стало поддержание социального равновесия. В условиях, когда работник априори является более слабой стороной в своих взаимоотношениях с работодателем, государственные институты в лице законодательной, исполнительной и судебной системы взяли на себя роль органа, устанавливающего правила игры для главных участников рынка труда и следящего за их исполнением. Не менее важным является и то, что государство само стало выступать в качестве третьей стороны, принимая активное участие в процессе заключения коллективных соглашений на национальном, либо отраслевом уровне, а также осуществляя функции работодателя по отношению к служащим и работникам государственного сектора.
В 1970-е годы законодательство о защите занятости (ЗЗЗ) как часть трудового законодательства получило новый импульс к дальнейшему расширению. Если в первые послевоенные десятилетия в условиях высоких темпов экономического роста и низкого уровня безработицы ЗЗЗ рассматривалось преимущественно как средство поддержания социального мира, то по мере ухудшения экономической конъюнктуры и обострения ситуации на рынке труда его попытались использовать в качестве одного из главных инструментов предотвращения массовой безработицы. Ужесточения коснулись всех звеньев системы трудовых отношений. Именно в эти годы были введены серьезные законодательные ограничения на проведение массовых увольнений, увеличены сроки заблаговременного уведомления о предстоящих увольнениях и т. д.
Несмотря на то, что законодательство о защите занятости действовало во всех развитых экономиках, общие тенденции по-разному проявлялись в каждой конкретной стране. К началу 1980-х годов единственной страной, в которой контроль государства над рынком труда был слаб, оставались США с их исторически сложившимися традициями индивидуализма, частной инициативы и – одновременно – личной ответственности агента. В европейских государствах, а также странах Тихоокеанского региона (Японии, Австралии, Новой Зеландии) работодатель при принятии решений о количестве используемой рабочей силы должен был считаться с множеством законодательно устанавливаемых ограничений. Самая сильная зарегулированность трудовых отношений была характерна для стран Южной Европы – Испании, Италии, Греции.
Законодательство о защите занятости – один из важнейших элементов трудового законодательства. Его значимость определяется не только регулированием положения всех лиц, работающих по найму, но и самым непосредственным влиянием на эффективность функционирования рынка труда: динамику занятости и безработицы, перераспределение рабочей силы и рабочих мест, благосостояние отдельных групп рабочей силы (в частности, социально наиболее уязвимых) и весь механизм адаптации рынка труда к разного рода шокам.
Непосредственным объектом регулирования законодательства о защите занятости является набор стандартов в области труда, которые условно можно разделить на четыре большие группы:
- процедуры найма и увольнения, сроки заблаговременного уведомления работника о предстоящем увольнении, размеры выходного пособия, необходимость уведомления профсоюзного органа или специального государственного института о предстоящем высвобождении рабочей силы;
- особые процедуры проведения массовых увольнений;
- защита работника от несправедливого увольнения;
- виды трудовых договоров (с открытым сроком действия и срочные контракты), допуск на рынок труда агентств, предоставляющих временных работников.
В странах с развитой рыночной экономикой нормы, устанавливаемые законодательством, являются центральным элементом всей системы защиты занятости. Однако эту же функцию могут осуществлять еще два института – коллективно-договорная и судебная системы. Выполнение различными институтами функций по защите занятости в значительной степени переплетено. В отдельных странах законодательно определяются лишь минимальные стандарты, которые получают дальнейшее развитие (причем, неодинаковое) в трудовых соглашениях между профсоюзами и работодателями.
В свою очередь практика коллективных договоров может оказывать обратное воздействие на законодательные нормы. Это происходит тогда, когда те или иные положения о защите занятости, фиксируемые в отдельных коллективных соглашениях – зачастую более жестких по сравнению с законодательными нормами, – с помощью государственных органов распространяются на какой-либо сектор или даже на всю экономику. Подобная практика получила достаточно широкое распространение в таких странах, как Япония, Норвегия, Швеция, Великобритания и США.
Важную роль в качестве регулятора трудовых отношений играет судебная система, особенно в тех странах, где она основана на прецедентном праве, а также в тех экономиках, где национальное трудовое законодательство устанавливает лишь минимальные стандарты. Роль судебной системы особенно велика при рассмотрении споров между работником и работодателем по поводу несправедливого увольнения. В то же время судебной системе как третейскому институту не всегда удается сохранять полную беспристрастность. Положение на рынке труда оказывается одним из факторов, который влияет на принимаемые судами решения. Об этом свидетельствует тенденция к увеличению количества выигрываемых работниками трудовых споров в кризисные периоды роста безработицы.
2. Сущность и необходимость регулирования рынка труда
Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства.
В основе эффективного регулирования занятостью таких стран, как США и Япония, лежит, прежде всего, оптимально подобранная к конкретным условиям конкретной страны стратегия и политика в изучаемой нами области. Так, например, США построили свою стратегию на объявлении всеобщей занятости так называемого "не подлежащего найму" неквалифицированного населения. Это позволило сократить государственные социальные расходы и расширить занятость. Япония из-за высокой плотности населения поощряет миграцию своего трудового потенциала серьезной финансовой поддержкой, стимулирующей иностранные инвестиции. Кроме того, здесь с 1946 г. реализуется государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы выводится на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как продавцами рабочей силы в борьбе за получение рабочего места – ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда предлагаемые предпринимателем.
Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату, П. Самуэльсон среди них выделяет три основных:
1. профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т.п.
2. профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;
3. профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труд.[3]
При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо народную отрасль.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношения. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказываю государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска. В результате появляется особый элемент цены труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посреднически вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка.
Государство имеет дело как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.
Создавая биржи труда государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в основных, а не в пассивных сферах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет с одной стороны, умерить иждивенские настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. В некоторых странах, например, во Франции, Великобритании, Италии государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Службой, ответственной, например, во Франции за положение дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в 1967г. Деятельность его находится под контролем Министерства труда, занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации заключается в следующем:
1. оказывать помощь как лицам, ищущим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, так и работодателям, заинтересованным в найме и перераспределении рабочей силы;
2. участвовать в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы.[4]
Для реализации этих целей агентство занимается разработкой контрактов по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу, договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к профессиональной жизни, смену профессии или повышение квалификации. Агентство проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной профориентации, по оценке уровня профессиональной компетенции.
Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, имеющие различную спецификацию.
Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.
В середине 80-х годов в регулировании ранка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.
В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой и массово безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование, флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усилия конкурентного механизма.
Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-ч гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия.
Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные формы занятости – надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.
В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, ровно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
Итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
3. Регулирование рынка труда в США
Можно выделить следующие основные задачи регулирования рынка труда в США на современном этапе:
- во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду;
- во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей экономики США;
- в-третьих, необходимость интеграции США в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.[5]
США на рынке труда осуществляет систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время в США появляется новое противоречие, - противоречие между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического падающих темпов экономического роста, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе американского общества.[6]
Процесс регулирования рынка труда в США предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в США в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда в США, а именно: социальное и экономическое.
К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников.
Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития американского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.[7]
Государственное регулирование рынка труда в США развивается как экстенсивно, так и интенсивно.
Под экстенсивными методами в США подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа.
Интенсивное развитие В США предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда является составляющим элементом общеэкономической политики Правительства США, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного регулирования рынка труда в США можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное.
Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном частном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда в США, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики правительства США, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
Безработица в США возникает в результате перепроизводства товаров и относительной узости рынка (в России является следствием деформирования производства).
Роль служб занятости в СШа в решении сложнейшей социальной проблемы безработицы трудно переоценить. Прежде всего, они способствуют приросту национального продукта при минимальной безработице. Кроме того, помимо чисто практической деятельности, связанной с решением проблем трудоустройства конкретных граждан (военнослужащих, уволенных из армии; одиноких женщин, имеющих детей на иждивении; лиц вернувшихся из мест заключения), на них лежит обязанность активно участвовать в разработке общенациональных и региональных программ борьбы с долговременной безработицей, добиваться от местных органов власти осуществления мер по стимулированию самозанятости населения, установлению для этого системы льготного кредитования и налогообложения, поощрению предпринимательской деятельности, развитию малых предприятий, других организационных производственных структур, не требующих больших капитальных затрат.
Задача анализа состояния рынка труда, оказания помощи гражданам в подборе подходящей работы и прочих услуг, повышения географической и профессиональной мобильности тех, кто ищет работу, и реализация других предусмотренных законом мероприятий возложены на Министерство труда США.
Законодательством США предусмотрена деятельность негосударственных организаций по содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при наличии заключения Министерства труда в установленном порядке.
Одной из ответственейших обязанностей Министерства труда является разработка общегосударственных и региональных программ занятости, включая их финансовое обеспечение мероприятий по социальной защите различных групп населения.
Разработке таких программ, как правило, должен предшествовать анализ сложившейся ситуации на рынке труда и его прогноз на перспективу с учетом движения населения и трудовых ресурсов и последующее полное сегментирование реального и потенциального рынков труда. Только в этом случае возможно проведение целенаправленной и эффективной стратегии занятости населения в штате.
Прогнозирование - занятие неблагодарное. Спросите об этом у любого метеоролога, которому хоть раз приходилось обещать солнечную погоду, а вместо этого пошел дождь. Еще больше сложностей ожидает того, кто пытается предсказать судьбу современного рынка труда. В конце прошлого года первые полосы газет были заполнены статьями о массовых сокращениях в крупнейших американских компаниях. Из страховой компании Aetna ушло 5000 человек, General Motors сократила 10 000 человек, а Whirlpool предполагает уволить 6000. Не следует забывать и о десятках тысяч служащих интернет-компаний, за последние месяцы потерявших работу из-за того, что их руководство осталось без денежных средств, так и не сумев вытрясти еще сколько-нибудь денег из осторожных инвесторов.
И все же, несмотря на сокращения и опасения перед возможностью экономического спада, продолжается ожесточенная борьба за привлечение талантливых работников. Уровень безработицы по-прежнему составляет 4%, а в ноябре число работающих увеличилось примерно на 94 000 человек. Недавний опрос, проведенный компанией Management Recruiters International среди 3500 руководителей кадровых служб, показал, что 59% респондентов в первой половине следующего года планируют принять на работу больше менеджеров среднего и высшего звена, а также специалистов, что на 6% больше по сравнению с данными на вторую половину 2000 года. На 35% увеличилась доля тех, кто не планирует никаких сокращений, и лишь 6% ожидают увольнений. Чтобы понять, каким образом сосуществуют эти противоречивые тенденции, авторы издания Business Week Online Памела Менделс и Дженнифер Джилл обратились к ряду специалистов по вопросам занятости с просьбой поделиться своими представлениями о состоянии рынка труда в следующем году. Вопросы были отправлены по электронной почте специалистам по подбору персонала, представителям профессиональных объединений, университетским специалистам по поиску работы и др. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Какие профессии и специалисты будут наиболее популярны в 2001 году и почему?»
17 экспертов в области рынка труда и кадрового консалтинга прислали свои ответы, причем, если не принимать во внимание оговорки о возможных экономических неурядицах, их ожидания были вполне оптимистичны. Компании беспроводной передачи информации и широкополосного вещания находятся в поисках талантливых управленцев, а медицинские учреждения страдают из-за нехватки дипломированных врачей со способностями в ведении бизнеса.
Будучи добросовестными предсказателями, наши специалисты предваряли свои прогнозы значительными оговорками, например, по поводу возможного экономического краха. Учитывая это предостережение, мы представляем вам первое ежегодное, неофициальное исследование, проведенное Business Week Online Career Outlook, 2001.
Джордан Хадельман, глава рекруитинговой компании Witt/Kieffer: «В настоящее время в медицинских учреждениях наиболее востребованными являются менеджеры высшего звена, так как наилучших управленцев очень трудно подыскать, а они не склонны уходить со своего места работы. Лишь наиболее толковые топ-менеджеры способны обеспечить предоставление качественных медицинских услуг при одновременном решении проблемы постоянных текущих расходов. Несбалансированность между качеством предоставляемых услуг и расходами порождает хаос внутри организации и приводит менеджеров к консерватизму, боязни что-либо менять.
Лучшие управленцы обычно имеют степень МВА и/или ученую степень в области администрирования в сфере здравоохранения, у них наработаны навыки в создании стратегии развития, финансовом анализе и общении. Однако их основное достоинство заключается в личном опыте управления.
В то же самое время кадровые службы организаций здравоохранения находятся в поисках опытных врачей с навыками менеджмента, которые могли бы взглянуть на вопросы управления компанией с точки зрения врачебной практики. Кроме того, весьма востребованы следующие специалисты: финансовые директора, способные решить проблему постоянных затруднений с покрытием финансовых затрат, специалисты в области информации и информационных технологий, понимающие значение последних в предоставлении информации об услугах в сфере здравоохранения».
Харрис Н. Миллер, президент Американской ассоциации по информационным технологиям: «В сфере высоких технологий наиболее востребованными будут специалисты по развитию программного обеспечения, особенно это касается специалистов в таких областях, как SAP, PeopleSoft и UNIX. Электронная коммерция, по-видимому, останется популярной сферой деятельности. Потребность в привлечении специалистов с техническим образованием и опытом работы, деловой хваткой и способностями к лидированию растет, и, в соответствии с этой тенденцией, растет потребность в программных менеджерах, руководителях технических служб и руководителях проектов. Мы считаем, что потребность в соответствующих специалистах будет существовать не только в IT-секторе, но и в традиционных отраслях экономики, в которых сконцентрировано до 60% подобных вакансий. Эта тенденция наблюдается во всех регионах страны, хотя наиболее повышенный спрос на IT-специалистов наблюдается на Среднем Западе».
Дэвид Дж. Делл, руководитель отдела разработок The Conference Board: С целью совершенствования взаимосвязей между ключевыми отделами компаний в настоящее время происходит реорганизация таких отделов, как отдел по информационным технологиям, отдел кадров, отдел финансов, отдел закупок и т. д. Должностное лицо, ответственное за эту реорганизацию, - не просто служащий, а „деловой партнер“. Он должен быть очень хорошим дипломатом, иметь прекрасные коммуникационные навыки, уметь давать советы руководству компании. Он должен уметь обращаться к своему опыту при решении конкретных проблем бизнеса. Также будет очень востребован новый тип менеджера в области технологий. Чем бы он ни занимался, будь то информационные технологии или новые разработки в области электронного бизнеса, его деятельность будет включать в себя необходимость опираться на работу нескольких команд со взаимопересекающимися функциями. Помимо этого, его ожидает больший объем работы, в том числе над несколькими проектами одновременно».
Роксанн Хори, директор Kellogg Career management Center, Северо-западный университет: «Судя по всему горячие вакансии перемещаются обратно в сферу традиционного бизнеса. Многие студенты, обучающиеся по программе МВА, стремятся наработать опыт в традиционных компаниях, и их не очень привлекает работа в компаниях нового поколения. К примеру, пост генерального директора в таких производственных предприятиях, как John Deere или Ford Motor, становится для них все более привлекательным. И этому есть несколько причин. Во-первых, многие компании заманивают тем, что предлагают своим управленцам больше простора для деятельности. Кроме того, они внимательны к их потребностям и предлагают такие услуги, как программа повышения квалификации.
Помимо этого, некоторые производственные компании обещают зарплату от 90 000 долл. и выше; таким образом, ее уровень приближается к 100 000 долл. - сумме, которую предлагают консалтинговые фирмы. В свою очередь производители ищут выпускников с лидерскими навыками и аналитическим умом, способных вывести предприятие, на котором они работают, на новый уровень развития».
Яна Рич, руководитель отдела новых технологий в сфере электронного бизнеса Korn Ferry International: «В сфере электронного бизнеса наиболее востребованными будут топ-менеджеры с опытом работы в крупных компаниях. При этом будут востребованы большей частью те, чья выслуга лет составляет от 15 до 20 лет. Особенно значительна потребность в найме новых специалистов у компаний, специализирующихся в сфере высоких технологий и электронного бизнеса и расположенных в районе Сан-Франциско. То же самое можно сказать о городах Остин, Даллас и Бостон».
Камилла Лакенбау, менеджер отдела информации в сфере занятости Национальной ассоциации колледжей и работодателей: «Прошлым летом мы провели исследование на следующую тему: каковы планы у работодателей по найму выпускников колледжей. Оказалось, что существует огромный спрос на выпускников 2000-2001 годов: 62% респондентов ответили, что они собираются увеличить число сотрудников за счет бывших студентов. И, несмотря на разговоры об экономическом кризисе, нет причин полагать, что ситуация изменится.
Как отметили некоторые работодатели, помимо экономических, есть и другие факторы, стимулирующие спрос на новых работников. Один из них - старение рабочей силы. Вскоре ожидается массовый выход на пенсию работников, родившихся в 50-60-е годы. Еще один фактор - долговременное планирование. Как нам признались некоторые руководители предприятий, их планы не могут быть реализованы без привлечения на работу новых специалистов.
Потребность в новых работниках наиболее ярко выражена на западе США, однако от него не отстают и другие регионы. Спрос на новую рабочую силу будет значителен в компаниях, производящих электро- и научное оборудование, а также предприятиях химической промышленности. Выпускников колледжей будут активно нанимать также консалтинговые, торговые и страховые компании».
Маура Уезерфорд, руководитель отдела развития клиентской базы регионального отделения рекруитинговой компании LeadersOnline: «Растет спрос на экспертов по вопросам приобретений, особенно в таких областях деятельности, как операции с коммерческой недвижимостью, высокие технологии и финансовые услуги. Эксперты оценивают степень риска при осуществлении компанией того или иного приобретения. У них должен быть солидный опыт работы в финансовой сфере и знание рынка услуг, в области которого они производят оценку. Опыт работы старших экспертов обычно насчитывает от 3 до 5 лет. Идеальный кандидат на эту должность может рассчитывать на зарплату от 90 000 до 110 000 долл. в год плюс ежегодный бонус от 15 до 25%».
Джозеф Дэниэл МакКул, редактор Executive Recruiter News: «В 2001 году наиболее востребованными будут те менеджеры, которые отвечают за связи с клиентами, деловыми партнерами, за отношения с работниками, настоящими и потенциальными. Спрос на менеджеров и служащих, отвечающих за безопасность компании и секретность информации, за привлечение талантливых работников, за планирование и создание стратегических партнерств будет опережать предложение; роль, которую играют эти специалисты в продвижении своих компаний на новую ступень развития, связанную с появлением новой, электронной, экономики, будет приобретать все большее признание.
В любом случае, эти три функции лежат в основе маркетинговой стратегии компании. Если вы не способны убедить своих он-лайновых клиентов, что информация о них не будет использована недолжным образом, то ваше дело ожидает крах. Если вы не способны убедить своих сотрудников не уходить из фирмы, то вы проиграете решающую борьбу за привлечение талантливых сотрудников. И если вы не способны использовать выгоды стратегических альянсов, то за вас это сделает кто-либо другой».
4. Регулирование рынка труда в странах Западной Европы
Применительно к сегодняшним условиям политика государств Западной Европы на рынке труда не замыкается на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Это связано, прежде всего, с деятельностью Евросоюза. Регулирующее влияние государства не препятствует реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения обеспечивается не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.[8]
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть политики Европейских государств в области экономики труда и занятости. Стимулами этого процесса являются рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. В развитых странах Западной Европы проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии. Другой целью политики регулирования рынка труда в странах Западной Европы является создание условия для эффективного взаимодействия работников, работодателей и государственных органов различных государств для согласования путей решения проблем занятости.
Политика занятости в Европе определяется динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы. В этом направлении сейчас развивается европейская система регулирования рынка труда.[9]
Для решения всех этих задач государства Западной Европы прогнозируют ситуацию на рынке труда, находят и поддерживают, либо формируют «точки роста» в экономике, проводят соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулируют внешнеэкономические связи, способствуют адаптации работников к требованиям рынка труда. Также учитывается, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, а стимулирует активность предпринимателей. В то же время государство ограничивает определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости в политике многих стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Германия и др.) предусматриваются следующие направления развития:
- появление рыночно-ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.[10]
Реализация этих требований осуществляется на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Наряду с этим происходит совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по странам в рамках европейского союза, чрезмерной специализации стран, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры стран от потребностей. Развивается территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности правительств ЕС в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.[11]
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие, типология и структура рынка труда;
- Описана сущность и необходимость регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой;
- Рассмотрены основные направления регулирования рынка труда в США;
- Раскрыты особенности регулирования рынка труда в странах западной Европы.
В большинстве стран с рыночной экономикой происходит расширение механизма государственного регулирования, широко распространено государственное субсидирование найма, поощряется частичная занятость.
В работе отмечается, что рынок рабочей силы в ЕС становится все более приспособленным к системе современных рыночных отношений, к изменению структуры производственных отношений. Это тесно сопряжено с необходимостью поддержания уровня занятости населения, ограничения безработицы, расширения переподготовки рабочей силы, а также обеспечения ее социальной защищенности.
Автор констатировал, что массовая международная миграция и мировой рынок рабочей силы оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы.
Одной из главных проблем регулирования рынка рабочей силы ЕС, является безработица среди молодежи. В целом, доля молодежи в общем числе безработных во многих странах ЕС достигла критического уровня. С другой стороны, увеличивается продолжительность безработицы, многие безработные не могут найти работу в течение года.
Список литературы
1. Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Управление занятостью населения - М.: ГАУ, 2003.
2. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов - М.: Инфра-М, 2005.
3. Иванченко А.Л. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Ковалев В.В. Управление рынком труда в России за рубежом. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.
5. Лекции по курсу: Общая теория занятости. Кеменова З.А. – М.: АБиК, 2003.
6. Макаров А. А. Экономика труда зарубежных стран. Механизм функционирования на современном этапе. М.: Финансы, 2003.
7. Государственное регулирование занятости /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
8. Петров А.П. Государственное управление занятостью за рубежом // Экономика труда – 2002 - №10 - с. 48 – 61.
9. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление – 2002 - №5. – с. 12 – 30.
10. Осипов Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление трудовыми ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4. – с. 30 – 48.
[1] Иванченко А.Л. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 34.
[2] Государственное регулирование занятости /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 42.
[3] Государственное регулирование занятости /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 96.
[4] Макаров А. А. Экономика труда зарубежных стран. Механизм функционирования на современном этапе. М.: Финансы, 2003. – с. 157.
[5] Осипов Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление трудовыми ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4. – с. 35.
[6] Петров А.П. Государственное управление занятостью за рубежом // Экономика труда – 2002 - №10 - с. 54.
[7] Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление – 2002 - №5. – с. 16.
[8] Петров А.П. Государственное управление занятостью за рубежом // Экономика труда – 2002 - №10 - с. 58.
[9] Иванченко А.Л. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 311.
[10] Макаров А. А. Экономика труда зарубежных стран. Механизм функционирования на современном этапе. М.: Финансы, 2003. – с. 194.
[11] Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление – 2002 - №5. – с. 25.