Содержание

 

Введение. 3

1. Организация бухгалтерского управленческого учета в полиграфической отрасли  5

1.1 Цель и задачи бухгалтерского управленческого учета. 5

1.2 Организационная структура бухгалтерской службы в организации. 7

1.3 График документооборота. 10

2. Этапы внедрения управленческого учета на производственном предприятии «Печатник». 16

2.1 Выбор метода  и способа управленческого учета на предприятии  «Печатник»  16

2.2 Организация управленческого учета на предприятии «Печатник». 19

3. Позаказный метод калькулирования себестоимости, используемый на предприятии «Печатник». 24

3.1 Сущность позаказного метода. 24

3.2 Организация позаказного метода на предприятии «Печатник». 25

Заключение. 42

Список литературы.. 44

Введение


В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно, на Западе это понятие используется более полувека.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

В советской экономике не раз предпринимались настойчивые попытки внедрения внутреннего хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Объектом хозрасчета при этом являлись производственные и непроизводственные подразделения предприятия, а объектом хозрасчетного дохода – заработанные ими средства. Такой подход, по существу, служил прообразом одной из концепций бухгалтерского управленческого учета – управления по центрам ответственности.

Основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарткост»  в управленческом учете.

Обращаясь в прошлое нельзя не удивиться, почему же приемы и методы управленческого учета в нашем отечестве не давали должного результата? Ответ кроется в отсутствии в то время собственника, заинтересованного в повышении отдачи от вложенного им капитала путем экономии производственных издержек. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.

Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий финансовой и калькуляционной связывалось прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.

В условиях обособления предприятий с различными формами собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования, развития других сторон рыночной экономики изменяются целевая ориентация всей системы бухгалтерского учета предприятия и ее современное назначение – формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений. Перечисленные аспекты обусловили актуальность темы данной работы.

Цель данной работы – изучить теоретические аспекты организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить сущность и функции управленческого учета;

- рассмотреть этапы внедрения управленческого учета;

- внедрить позаказный метод калькулирования себестоимости на полиграфическом предприятии

1. Организация бухгалтерского управленческого учета в полиграфической отрасли

1.1 Цель и задачи бухгалтерского управленческого учета


Управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского учета, которое обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для оперативного управления, представляющий собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений[1].

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Бухгалтерский управленческий учет – это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности.

Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет. И это правильно, поскольку организация управленческого учета - внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Так, сложившаяся западная практика управленческого учета свидетельствует о невмешательстве государства в эту сферу. Однако определение управленческого учета как отдельного направления, имеющего теоретическую и практическую значимость, требующего изучения соответствующими специалистами, очень важно. Существенным шагом в этом направлении можно рассматривать появление термина "управленческий учет" в официальной Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет и аудит".

Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как "центры ответственности" и система внутренней отчетности.

Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:[2]

1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;

2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;

5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

6) формирование информационной базы для принятия решений;

7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Методы, используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д.[3]

Рассматривая роль управленческого учета в деятельности предприятия, следует отметить, что исторически он часто имел второстепенное значение относительно финансового учета, а во многих организациях он и теперь все еще немногим более чем побочный продукт процесса составления финансовой отчетности. Однако рост масштабов бизнеса, изменения в технологиях, а также повышение образовательного уровня менеджеров за последние десятилетия активизировали развитие управленческого учета, привели к широкому признанию его как области исследования, отличной от финансового учета. В будущем можно ожидать еще большего возрастания этой роли.


1.2 Организационная структура бухгалтерской службы в организации


В соответствии со ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руко­водители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:[4]

а)        учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б)        ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновре­менно осуществляемых видов предпринимательской деятель­ности и объемом бухгалтерской информации по каждому на­правлению.

В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции, выполнению работ или оказанию услуг или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой, как минимум, должны выполняться следующие операции:

кассовые операции;

расчеты с работниками по оплате труда;

учет материально-производственных запасов;

расчеты с поставщиками и подрядчиками;

расчеты с покупателями и заказчиками;

расчеты с бюджетом по налогам и сборам;

учет производственных затрат или издержек обращения (в торговых организациях).

В случае, когда объем работ на перечисленных участках является значительным, вместо одного рабочего места создается группа, в которой заняты от двух и более работников.

Структуру бухгалтерской службы можно представить в виде следующей схемы:

Если организация осуществляет валютные операции, целе­сообразно организовать отдельное рабочее место (или группу), бухгалтера, который будет заниматься исключительно этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведе­ния операций с наличной валютой обособленная касса созда­ваться не может — все операции с наличными деньгами (не­зависимо от валюты расчетов) должны производиться в одной кассе.

В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалте­ра-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Если объем ревизионной работы значителен, то создается соответствующая группа. В этом случае взаимодействие бухгалтеров-ревизоров с главным бухгалтером осуществ­ляется через руководителя группы.

Группа для формирования отчетности (включая статисти­ческую и налоговую), как правило, не создается, так как прак­тически не может работать постоянно, а только в периоды под­готовки годовой и промежуточной отчетности. В крупных орга­низациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения ра­бот и ответственный за выполнение по каждому рабочему ме­сту или группе бухгалтерских работников.

При необходимости (большом объеме работ) в штат бухгал­терии может вводиться должность заместителя главного бух­галтера, через которого осуществляется взаимодействие глав­ного бухгалтера с работниками и группами. Непосредственное руководство кассиром и бухгалтером-ревизором заместитель главного бухгалтера может осуществлять только в периоды отсутствия главного бухгалтера (т. е. в момент официального исполнения обязанности главного бухгалтера, когда он несет ответственность за принятые решения в соответствии с действу­ющим законодательством).

Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Зако­ном о бухгалтерском учете. Исходя из этих задач можно вы­делить следующие основные функции бухгалтерской службы организации:[5]

- ведение бухгалтерского учета в соответствии с требования­ми действующего законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организа­ции и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

- организация документооборота и обмена данными бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности с целью обеспече­ния информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за со­блюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их це­лесообразностью, наличием и движением имущества и обяза­тельств,     использованием     материальных,     трудовых     и хранение документов (первичных учетных документов, ре­гистров бухгалтерского учета, отчетности и расчетов к ним и т. п. как на бумажных, так и на машинных носителях инфор­мации) в соответствии с правилами организации государствен­ного архивного дела.


1.3 График документооборота


Правила документооборота определяются формой счетоводства, принятой в организации (пли выбранной — для вновь изданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Законодательными и нормативными документами сформулированы лишь общие положения, которые должны быть выявлены при разработке данного раздела учетной политики. В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете при определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставле­но исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные опера­ции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесо­образно определить перечень таких документов.

Обязанности бухгалтера-кассира отличаются от обязанно­стей других бухгалтерских работников в силу специфики вы­полняемых им функций. Бухгалтер-кассир обязан:

- осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хране­нию денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблю­дением правил, обеспечивающих их сохранность;

- получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим зара­ботной платы, премий, оплаты командировочных и других рас­ходов;

- вести на основе приходных и расходных кассовых ордеров кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

- составлять описи ветхих купюр, а также соответствующих документов для их передачи в учреждения банка с целью за­мены на новые;

- передавать в соответствии с установленным порядком де­нежные средства инкассаторам;

- составлять кассовую отчетность.

Бухгалтер-кассир должен знать нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материа­лы и документы по ведению кассовых операций; формы кас­совых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок офор­мления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; основы организации тру­да; правила эксплуатации вычислительной техники; основы законодательства в труде; правила внутреннего трудового рас-' порядка; правила и нормы охраны труда.

Бухгалтер-кассир должен обладать, как минимум, началь­ным профессиональным образованием. Обязательным услови­ем приема бухгалтера-кассира на работу является заключение с ним договора о полной материальной ответственности.

Если в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, то следует иметь в виду, что функции, выполняемые этим работником, также отличаются особой спецификой, и должностная инструкция должна разрабатываться с учетом этой специфики.

Кроме того, п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица расчетные документы, финансовые и кредитные обяза­тельства считаются недействительными и не должны прини­маться к учету. Под финансовыми и кредитными обязатель­ствами понимаются документы, оформляющие финансовые вло­жения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому креди­ту. Это значит, что при необходимости должны быть составле­ны перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

При необходимости передоверить право подписи уполно­моченному лицу данное лицо также должно быть указано в учетной политике. В данном случае речь идет в первую оче­редь о праве подписи банковских документов. По нашему мнению, в учетной политике нет необходимости указывать конкретную фамилию должностного лица, которое является уполномоченным, — достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководи­теля). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных с вне­сением изменений в учетную политику, в случае изменения должностного положения работников. Что же касается ответ­ственности уполномоченных лиц, то она определяется не учет­ной политикой, а законодательными актами.

Так как п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете определе­но, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания, то целе­сообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совер­шении хозяйственных операций, а какие — по их окончании. Здесь же уместно определить круг лиц, ответственных за сво­евременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отраже­ния в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащих­ся в них данных.

Весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота — направление движения документов и сро­ки их представления в соответствующие подразделения орга­низации (например, от цеховых кладовых до центральной бух­галтерии). Эффективность такого графика может быть обуслов­лена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных j средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит со­кратить период оборота денежных средств и соответственно уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи | в производство материально-производственных запасов, позво­ляет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства. График документооборота может  предусматривать согласование деятельности структурных подразделений организации, участвующих в обработке первично-i документа (например, табель рабочего времени может составляться в цехах или иных производственных подразделениях, врабатываться в отделе кадров или отделе труда и заработной платы и, наконец, поступает в бухгалтерию для окончательной обработки, подшивки и хранения). Кроме того, график доку­ментооборота может устанавливать схему и сроки прохождения документов внутри бухгалтерии — по отдельным рабочим мерам (например, оперативность и точность учета затрат на производство непосредственно зависит от оперативности и правильности учета материально-производственных запасов).

В графике документооборота должны быть отражены, как минимум, следующие элементы: наименование документа; последовательные этапы его обработки; сроки обработки документа на каждом этапе; перечень должностных лиц, ответственных за организацию 5работки документов и соблюдение сроков их обработки;  сроки и порядок подготовки документов к архивному хра­нению, сдачи документов в архив.

График документооборота является элементом учетной по­литики организации. Следовательно, он должен утверждаться руководителем организации установленным порядком одновре­менно с утверждением учетной политики организации. Из это­го также следует, что изменения в график документооборота могут вноситься не чаще одного раза в год — с начала нового календарного года. График документооборота может иметь, например, представленный в табл. 1.

Таблица 1

График документооборота документов, поступивших от подрядчиков


Наименование документа

Регистрация

документа

Проверка документа

Оформление

документа


Ответственный

Срок

пере-

дачи

Плановый

отдел

Производственный отдел

Бухгалтерия

Ответственный

Срок

пере-

дачи

Ответственный

Срок

пере-

дачи

Ответственный

Срок

акцепта

или

отказа

Счет

на  оплату

выполненных

работ

(форма № 3)

Нач.

отд.

делопроизводства

1 час

Нач.

отдела

8 часов

Нач

отдела

7 часов

Гл.

бухгалтер

8 часов


Нетрудно убедиться, что при наличии в организации боль­шого количества разнородных документов график документо­оборота может быть весьма громоздким и неудобным для прак­тического использования. Поэтому в таких случаях целесооб­разно разработать несколько графиков — в зависимости от  специфики их обработки и структурных подразделений, задей­ствованных в документообороте.

Документы системы нормативного регулирования бухгал­терского учета и отчетности достаточно жестко регулируют порядок хранений первичных документов (последняя стадия документооборота). В частности, Положением по ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности установлено следующее:

- организация обязана хранить первичные учетные докумен­ты, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правила­ми организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие докумен­ты учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их исполь­зования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз;

- первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокурату­ры, судами, налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

- главный бухгалтер или другое должностное лицо органи­зации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

2. Этапы внедрения управленческого учета на производственном предприятии «Печатник»

2.1 Выбор метода  и способа управленческого учета на предприятии  «Печатник»


Методы бухгалтерского управленческого учета, используемые на предприятии «Печатник», выбирались из довольно широкого спектра методов, таких как[6]:

·                   элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

·                   индексный метод (применяемый в статистике);

·                   приемы экономического анализа (в частности, пофакторный анализ);

·                   математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов). Управленческий учет сегодня немыслим без использования ЭВМ.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

Исторически предшественником управленческого учета является производственный учет. Системы производственного учета ранее развивались по существу как расчетные, основной целью которых было определение затрат на производство и выручки на единицу продукции. В настоящее время к производственному учету предъявляются большие требования.

Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономики. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Основными разделами современного производственного учета являются:

·        учет издержек по видам;

·        учет издержек по местам их возникновения;

·        учет издержек по носителям.

Учет издержек по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде.

Учет издержек по местам их возникновения позволяет распределить их между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены.

Учет издержек по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.

Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности.

С течением времени процесс управления предприятия претерпел существенные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных условиях не является самоцелью. Его информация необходима руководству и менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает в себя производственный учет (рис.1).

Производственный учет является «базой» управленческого учета. Его «надстроечная» часть (на рисунке она заштрихована) представляет собой бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ деятельности организации и ее сегментов (структурных подразделений), принятие оперативных управленческих решений, а также составление внутренней отчетности.





Бюджетирование


Управленческий

контроль


Управленческий

анализ


Принятие

управленческих решений


Внутренняя (сегментарная)

отчетность



Рис. 1. Взаимосвязь видов учета[7]


Информация, формируемая в бухгалтерском управленческом учете, должна быть полезной пользователям. Для этого  она должна быть уместной, надежной и сравнимой[8].

Для предприятия «Печатник» выбран  метод управленческого учета, осуществляемый посредством плана счетов и двойной записи, инвентаризации и документации, балансового обобщения и отчетности);



2.2 Организация управленческого учета на предприятии «Печатник»


Главным и неоспоримым аргументом в пользу необходимости управленческого учета является экономическая среда. Процесс формирования рыночной экономики в России, пусть даже несколько затянувшийся и не совсем гладкий, тем не менее уже привел к ощутимым результатам, а именно к совершенно иным условиям деятельности предприятий: появилась юридическая и экономическая самостоятельность, проявляющаяся в относительной свободе принятия решений при формировании производственной программы, выборе поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров по бизнесу, ценообразовании, распределении продукции, ресурсов, доходов и т.д. Руководителям приходится принимать управленческие решения по самым разнообразным вопросам деятельности предприятия и нести риск и ответственность за оправданность каждого из них. Кроме того, конкуренты предприятия постоянно находятся в поиске более выгодных решений, стараются более эффективным способом удовлетворить потребителей, а потребители, в свою очередь, становятся все более осведомленными и придирчивыми.

Как правило, необходимость в управленческом учете "назревает", когда на предприятии формируется некоторый уровень управленческой культуры, а руководство предприятия начинает реально осознавать недостатки существующей системы управления, среди которых:[9]

- отсутствие механизма планирования (бюджетирования) деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные (в соответствии с внутренними нормами и нормативами предприятия) показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;

- отсутствие "прозрачной" системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых для осуществления адекватного контроля деятельности и управления;

- несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней отчетности;

- отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;

- отсутствие процедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т.д.;

- недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала за снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности как своего подразделения, так и предприятия в целом;

- отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольных показателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки, стимулирования).

Среди мероприятий по внедрению управленческого учета можно назвать:

1) формирование системы показателей для управления предприятием;

2) переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров финансового учета (отчетности);

3) разработка "учетной политики" управленческого учета. Выделение объектов учета. Разработка учетных регистров управленческого учета. Составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки. Разработка и утверждение регламента учета каждой операции;

4) формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;

5) выделение объектов калькулирования. Выбор варианта калькулирования;

6) разработка базовых форм управленческой отчетности;

7) разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета;

8) разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;

9) выработка регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах.

Структура предприятия может рассматриваться как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед владельцами (учредителями, вкладчиками) предприятия за прибыльное ведение бизнеса. Далее следует несколько функциональных и / или штабных подразделений, тоже являющихся центрами ответственности, еще ниже - центры ответственности, которые могут состоять из секций, подсекций и даже отдельных работников.

Каждый центр ответственности имеет свои "входы" и "выходы". Для центра ответственности по производству или по продаже "выход" может быть оценен по стоимости продукции, для других центров ответственности "выход" может быть измерен стоимостью оказанных услуг, для третьих - качеством.

"Входы" могут быть оценены по произведенным затратам. В этом случае система учета по центрам ответственности должна обеспечить возможность отделения затрат, контролируемых данным центром ответственности, от неконтролируемых им. При этом важным фактором может оказаться метод отнесения затрат на центр ответственности. Например, если затраты на ремонт оборудования распределяются на данный центр ответственности, то возможность контроля этих затрат весьма ограничена, но если они относятся пропорционально часовой ставке за каждый час отработанного времени и ремонт производится по запросу ответственного исполнителя, то степень их контролируемости возрастает.

Возможно формирование центров ответственности с разной степенью полномочий и ответственности:

- центр затрат (ответственность за затраты);

- центр доходов (ответственность за выручку);

- центр прибыли (ответственность за прибыль, то есть и за затраты, и за выручку);

- центр инвестиций (ответственность центра прибыли плюс ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).

Порядок формирования центров ответственности зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, технологического процесса и даже территориальной расположенности, поэтому решается в индивидуальном порядке.

Построение системного управленческого учета является наиболее трудным вопросом. В условиях рыночной экономики эта область внутрифирменного управления является конфиденциальной.

Ключевой проблемой организации управленческого учета является проблема его взаимодействия с финансовым учетом.

Направленность развития бухгалтерского учета находит отражение в новом «Плане счетов», разделом 3 которого «Затраты на производство» определяется возможность применения двух вариантов формирования информации о расходах предприятия:

с применением счетов 20-29;

с применением счетов 20-39.

Для формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности для группировки расходов по статьям, местам возникновения и исчисления себестоимости следует применять счета 20-29, а для учета расходов по элементам следует применять счета 30-39. При этом счета 20—29 отражают производственную бухгалтерию, где формирование затрат производится по статьям калькуляции, в то же время счета 30-39 будут отражать финансовую бухгалтерию.

Таким образом, счета 20-29 можно назвать счетами управленческого учета и они предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации.

Рациональная организация учета с применением счетов 20-29 предполагает выбор оптимальных объектов учета, то есть, группировка затрат по видам производств и местам возникновения, которые на практике объединяются в одну. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению.

Таким образом, для предприятия «Печатник» управленческий учет будет организован на счетах бухгалтерского учета. Метод калькулирования себестоимости – позаказный.

 

3. Позаказный метод калькулирования себестоимости, используемый на предприятии «Печатник»

3.1 Сущность позаказного метода


Основным условием для организации позаказного учета производственных затрат является возможность выделить изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия, а также небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости продукции.

Позаказный метод учета себестоимости используется в мелкосерийном производстве продукции или при индивидуальном ее изготовлении (единичное производство) в соответствии с требованиями заказчика – в строительстве, авиационной и судостроительной промышленности. Позаказное калькулирование используется также на предприятиях сферы услуг при изготовлении мебели, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, телевизоров и т.д.

Сущность данного метода – все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты (косвенные) учитываются по местам из возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Особенность учета затрат – аккумулирование затрат по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени. В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».[10]

3.2 Организация позаказного метода на предприятии «Печатник»

Полиграфическое предприятие "Печатник" оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, календариков, печати газет, журналов, брошюр и книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 20 "Основное производство":

- 20-1 "Ксерокопирование";

- 20-2 "Размножение материалов заказчика на ризографе";

- 20-3 "Изготовление визитных карточек";


- 20-4 "Изготовление плакатов";

- 20-5 "Изготовление календариков";

- 20-6 "Печать периодических изданий";

- 20-7 "Печать книг".

По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету. Например, при поступлении первого заказа на изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" он может открыть аналитический счет 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" по заказу N 001".

Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ. Карточки нумеруются исходя из кодировки заказов, и в дальнейшем код, присвоенный данному заказу, проставляется на всех первичных документах по операциям, связанным с исполнением данного заказа (например, на лимитно-заборных картах, в нарядах на сдельную работу и т.д.). Это позволяет относить расходы, зафиксированные в первичных документах, непосредственно на выполнение того или иного заказа.

Поскольку зачастую для каждого вида продукции требуются специфические виды материалов, аналитический учет к счету 10-1 "Сырье и материалы" также можно организовать, выделив подгруппы материалов для выполнения каждого типа заказов.

Бухгалтер полиграфического предприятия "Печатник" должен открыть следующие аналитические счета к счету 10-1 "Сырье и материалы":

- 10-11 "Материалы для ксерокопирования":

- 10-111 "Бумага для ксерокопирования";

- 10-12 "Материалы для тиражирования на ризографе":

- 10-121 "Бумага для ризографа":

- 10-1211 "Газетная бумага";

- 10-1212 "Мелованная бумага";

- 10-122 "Пленка для ризографа";

- 10-13 "Материалы для изготовления визитных карточек":

- 10-131 "Бумага для изготовления визитных карточек":

- 10-131 - по разновидностям бумаги;

- 10-132 "Материал для ламинирования визитных карточек" и т.д.

Прямые затраты (к которым относятся прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа.При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 16, 70, 69, 02.

Полиграфическое предприятие "Печатник" получило в течение месяца следующие заказы:

- 2 заказа на изготовление визитных карточек (в обоих случаях с разработкой макета визитки силами ПП "Печатник"):

- заказ N 3/001 на 300 единиц ламинированных карточек на имя генерального директора для ООО "Астерикс";

- заказ N 3/002 на 200 единиц неламинированных карточек на имя коммерческого директора ЗАО "Сфера";

- 3 заказа на размножение бланков на ризографе на мелованной бумаге:

- заказ N 2/001 на 1 000 копий для ЗАО "Рубин";

- заказ N 2/002 на 5 000 копий для ОАО "Арго";

- заказ N 2/003 на 10 000 копий для ООО "Артемида".


Стоимость бумаги на 1000 копий на ризографе составляет 100 руб., оплата труда за изготовление 1 000 копий на ризографе составляет 30 рублей, стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб. Для упрощения предположим, что из отчислений уплачивается только ЕСН по ставке 35,6%.

Бухгалтер ПП "Печатник" составит следующие бухгалтерские проводки:

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 10-131 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 120 руб. (40 руб. за 100 шт. х 3)

- израсходован материал на изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 10-132 "Материал для ламинирования визитных карточек" - 180 руб. (60 руб. за 100 шт. х 3)

- израсходован материал на ламинирование визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 10-131 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 80 руб. (40 руб. за 100 шт. х 2)

- израсходован материал на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 20-2-001 "Тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" Кт 10-1212 "Мелованная бумага" - 100 руб. (100 руб. за 1000 шт.)

- израсходован материал на тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 20-2-002 "Тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" Кт 10-1212 "Мелованная бумага" - 500 руб. (100 руб. за 1 000 шт. х 5)

- израсходован материал на тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 20-2-003 "Тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" Кт 10-1212 "Мелованная бумага" - 1 000 руб. (100 руб. за 1 000 шт. х 10)

- израсходован материал на тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида";

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 70 - 100 руб.

- начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 70 - 75 руб. (25 руб. за 100 шт. х 3)

- начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 70 - 90 руб. (30 руб. за 100 шт. х 3)

- начислена оплата труда за ламинирование визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 70 - 100 руб.

- начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 70 - 50 руб. (25 руб. за 100 шт. х 2)

- начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 20-2-001 "Тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" Кт 70 - 30 руб. (30 руб. за 1 000 шт.)

- начислена оплата труда за тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 20-2-002 "Тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" Кт 70 - 150 руб. (30 руб. за 1 000 шт. х 5)

- начислена оплата труда за тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 20-2-003 "Тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" Кт 70 - 300 руб. (30 руб. за 1 000 шт. х 10)

- начислена оплата труда за тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида".

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 69 - 94,34 руб. ((100+75+90) х 35,6%)

- начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 69 - 53,40 руб. ((100+50) х 35,6%)

- начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 20-2-001 "Тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" Кт 70 - 10,68 руб. (30 х 35,6%)

- начислен ЕСН с оплаты труда за тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 20-2-002 "Тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" Кт 70 - 53,40 руб. (150 х 35,6%)

- начислен ЕСН с оплаты труда за тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 20-2-003 "Тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" Кт 70 - 106,80 руб. (300 х 35,6%)

- начислен ЕСН с оплаты труда за тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида".

В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:

- заказ 3/001 для ООО "Астерикс" - 659,34 руб.;

- заказ 3/002 для ЗАО "Сфера" - 283,40 руб.;

- заказ 2/001 для ЗАО "Рубин" - 140,68 руб.;

- заказ 2/002 для ОАО "Арго" - 703,40 руб.;

- заказ 2/003 для ООО "Артемида" - 1 406,80 руб.

Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.

В международной практике в производственную себестоимость продукции, по которой она может отражаться в бухгалтерском балансе (если останется нереализованной на конец отчетного периода), включаются исключительно производственные издержки. Поэтому под распределение из всех косвенных расходов попадают только производственные.

В отечественном учете наиболее близким эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, традиционно собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) и управленческого персонала цеха (начальник цеха, мастера, контролер, бухгалтер и т.д.) с ЕСН по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.

Распределение производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:


- расход основных материалов на каждый вид изделия (по количеству или по стоимости);

- человеко-часы работы производственных рабочих по изготовлению изделий;

- машино-часы работы оборудования в связи с изготовлением изделий;

- оплата труда производственных рабочих за изготовление изделий;

- сумма прямых затрат по каждому изделию и т.д.

Чаще всего за базу распределения на практике принимается прямая оплата труда производственных рабочих (считается, что данный показатель наиболее адекватно отражает вклад предприятия в создание прибавочной стоимости продукта и наиболее точно соответствует фактическому времени эксплуатации оборудования при изготовлении различных видов изделий), хотя не возбраняется применение иных баз.

На самом деле выбор базы распределения - это весьма важный вопрос, ибо конкретная сумма косвенных расходов, относимая на каждый вид продукции, будет различной при разных базах распределения.

Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:

1) исчислить базу распределения - отдельные суммы, отражающие величину показателя, избранного в качестве базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем изделиям;

2) исчислить сумму общепроизводственных расходов, подлежащих распределению, путем суммирования всех затрат, собранных по дебету счета 25;


3) произвести расчет коэффициента распределения общепроизводственных расходов путем деления соответствующей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу распределения;

4) исчислить суммы общепроизводственных расходов, относимые на каждый вид продукции, путем умножения соответствующего коэффициента на сумму базы распределения, исчисленную отдельно для каждого из видов продукции.

Полиграфическое предприятие "Печатник" приняло в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:

- амортизация производственного оборудования (компьютеры, принтер, ризограф, ксерокс и т.д.) - 2 000 руб.;

- арендная плата за производственное помещение - 3 000 руб.;

- оплата труда старшего мастера - 1 000 руб.; - ЕСН с оплаты труда - 356 руб.

Бухгалтер полиграфического предприятия "Печатник" составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов: - Дт 25 Кт 02 - 2 000 руб.

- начислена амортизация производственного оборудования;

- Дт 25 Кт 76 - 3 000 руб.

- начислена арендная плата за производственное помещение;

- Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.

- начислена оплата труда старшего мастера;

- Дт 25 Кт 69 - 356 руб.

- начислен ЕСН с оплаты труда.

Итоговая сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 6 356 руб.

Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20:

- заказ 3/001 для ООО "Астерикс" - 659,34 руб.;

- заказ 3/002 для ЗАО "Сфера" - 283,40 руб.;

- заказ 2/001 для ЗАО "Рубин" - 140,68 руб.;

- заказ 2/002 для ОАО "Арго" - 703,40 руб.;

- заказ 2/003 для ООО "Артемида" - 1 406,80 руб.

- ИТОГО база распределения - 3 193,62 руб.

Коэффициент распределения общепроизводственных расходов исчисляем делением общей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу, т.е. 6 356 : 3 193,62 = 1,99.

Таким образом, на каждый заказ необходимо отнести следующую сумму общепроизводственных расходов:

- заказ 3/001 для ООО "Астерикс" - 659,34 руб. х 1,99 = 1 312 руб.;

- заказ 3/002 для ЗАО "Сфера" - 283,40 руб. х 1,99 = 564 руб.;

- заказ 2/001 для ЗАО "Рубин" - 140,68 руб. х 1,99 = 280 руб.;

- заказ 2/002 для ОАО "Арго" - 703,40 руб. х 1,99 = 1 400 руб.;

- заказ 2/003 для ООО "Артемида" - 1 406,80 руб. х 1,99 = 2 800 руб.

При распределении расходов бухгалтер записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:

- Дт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 25 - 1 312 руб.

- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 25 - 564 руб.

- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 20-2-001 "Тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" Кт 25 - 280 руб.

- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 20-2-002 "Тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" Кт 25 - 1 400 руб.

- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 20-2-003 "Тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" Кт 25 - 2 800 руб.

- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида".

В итоге производственная себестоимость каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:

- заказ 3/001 для ООО "Астерикс" - 659,34 руб. + +1 312 руб. = 1 971,34 руб.;

- заказ 3/002 для ЗАО "Сфера" - 283,40 руб. + 564 руб. = 847,40 руб.;

- заказ 2/001 для ЗАО "Рубин" - 140,68 руб. + 280 руб. = 420,68 руб.;

- заказ 2/002 для ОАО "Арго" - 703,40 руб. + 1 400 руб. = 2 103,40 руб.;

- заказ 2/003 для ООО "Артемида" - 1 406,80 руб. +  2 800 руб. = 4 206,80 руб.

Для учета готовой продукции предназначен счет 43 "Готовая продукция" , к которому в случае позаказной калькуляции открываются субсчета и аналитические счета в том же порядке, что и к счету 20.

Полиграфическое предприятие "Печатник" оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, календариков, печати газет, журналов, брошюр и книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 43 "Готовая продукция":

- 43-1 "Ксерокопии";

- 43-2 "Копии, сделанные на ризографе";

- 43-3 "Визитные карточки";

- 43-4 "Плакаты";

- 43-5 "Календарики";

- 43-6 "Периодические издания";

- 43-7 "Книги".

При выпуске продукции по заказам будут открыты следующие аналитические счета:

- 43-3-001 "Визитные карточки по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс";

- 43-3-002 "Визитные карточки по заказу N 3/002 для ЗАО "Сфера";

- 43-2-001 "Копии на ризографе по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин";

- 43-2-002 "Копии на ризографе по заказу N 2/002 для ОАО "Арго";

- 43-2-003 "Копии на ризографе по заказу N 2/003 для ООО "Артемида".

При позаказном методе калькулирования продукция приходуется на счет 43 по мере ее готовности исходя из фактической себестоимости, определенной в карточке заказа (на аналитическом счете к счету 20).

Бухгалтер  "Печатник" должен оприходовать выпущенную готовую продукцию, фактическая производственная себестоимость которой составляет:

- заказ 3/001 для ООО "Астерикс" - 1 971,34 руб.;

- заказ 3/002 для ЗАО "Сфера" - 847,40 руб.;

- заказ 2/001 для ЗАО "Рубин" - 420,68 руб.;

- заказ 2/002 для ОАО "Арго" - 2 103,40 руб.;

- заказ 2/003 для ООО "Артемида" - 4 206,80 руб.

При этом бухгалтер составит следующие проводки:

- Дт 43-3-001 "Визитные карточки по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс" Кт 20-3-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" - 1 971,34 руб.

- оприходованы визитные карточки, изготовленные для ООО "Астерикс";

- Дт 43-3-002 "Визитные карточки по заказу N 3/002 для ЗАО "Сфера" Кт 20-3-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" - 847,40 руб.

- оприходованы визитные карточки, изготовленные для ЗАО "Сфера";

- Дт 43-2-001 "Копии на ризографе по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин" Кт 20-2-001 "Тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" - 420,68 руб.

- оприходованы копии, сделанные на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 43-2-002 "Копии на ризографе по заказу N 2/002 для ОАО "Арго" Кт 20-2-002 "Тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" - 2 103,40 руб.

- оприходованы копии, сделанные на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 43-2-003 "Копии на ризографе по заказу N 2/003 для ООО "Артемида" Кт 20-2-003 "Тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" - 4 206,80 руб.

- оприходованы копии, сделанные на ризографе для ООО "Артемида".

Расчет себестоимости единицы продукции при позаказном методе производят по мере выпуска продукции (сдачи работ, услуг) по данному заказу при закрытии карточки заказа (т.е. при списании продукции со счета 20 на счет 43) путем деления суммы затрат, собранных при выполнении данного заказа, на количество продукции, выпущенной по данному заказу.

Исчислим себестоимость единицы продукции по каждому из заказов:

- заказ 3/001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО "Астерикс" - сумма расходов 1 971,34 руб., количество визитных карточек 300 шт., следовательно, себестоимость одной карточки 1 971,34 руб. : 300 я 6,57 руб.;

- заказ 3/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" - сумма расходов 847,40 руб., количество визитных карточек 200 шт., следовательно, себестоимость одной карточки 847,40 руб.200 " 4,24 руб.;

- заказ 2/001 на тиражирование бланков на ризографе для ЗАО "Рубин" - 420,68 руб., количество копий 1 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии равна 420,68 руб. :  1 000 " 0,42 руб.;

- заказ 2/002 на тиражирование бланков на ризографе для ОАО "Арго" - 2 103,40 руб. количество копий 5000 шт., следовательно, себестоимость одной копии получается равной 2 103,40 руб. : 5 000 * 0,42 руб.;

- заказ 2/003 на тиражирование бланков на ризографе для ООО "Артемида" - 4 206,80 руб. количество копий 10 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии составит 42 06,80 руб. : 10 000 ~ 0,42 руб.

Реализация продукции (работ, услуг) при позаказном методе отражается в общем порядке с использованием счета 90 "Продажи" , при этом целесообразно открыть к счету 90 субсчета и аналитические счета, аналогичные субсчетам и аналитическим счетам счета 43, поскольку это позволит выявлять прибыль от выполнения каждого из заказов. Планом счетов предусмотрено выделение таких субсчетов счета 90, как 90-1 "Выручка" , 90-2 "Себестоимость продаж" и т.д., что вполне оправданно при составлении формы N 2 бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках). Поэтому возможно построение системы комбинированного аналитического учета, удовлетворяющего и требованиям составления финансовой отчетности, и потребностям внутреннего управления организации.

В полиграфическом предприятии "Печатник" рекомендуется за субсчета первого порядка взять те, которые рекомендованы в Плане счетов ("Выручка" , "Себестоимость продаж" и т.д.) и открыть следующие субсчета второго порядка к счету 90 "Продажи":

- 90-1,2,3,... -1 "Продажа изготовленных по заказу клиента ксерокопий";

- 90-1,2,3,... -2 "Продажа копий, сделанных по заказу клиента на ризографе";

- 90-1,2,3,... -3 "Продажа изготовленных по заказу клиента визитных карточек";

- 90-1,2,3,... -4 "Продажа изготовленных по заказу клиента плакатов";

- 90-1,2,3,... -5 "Продажа изготовленных по заказу клиента календариков";

- 90-1,2,3,... -6 "Продажа отпечатанных по заказу клиента периодических изданий";

- 90-1,2,3,... -7 "Продажа отпечатанных по заказу клиента книг".

При выпуске продукции по заказам будут открыты следующие аналитические счета:

- 90-1,2,3,... -3-001 "Продажа визитных карточек по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс";

- 90-1,2,3,... -3-002 "Визитные карточки по заказу N 3/002 для ЗАО "Сфера";

- 90-1,2,3,... -2-001 "Продажа копий, изготовленных на ризографе по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин";

- 90-1,2,3,... -2-002 "Продажа копий, изготовленных на ризографе по заказу N 2/002 для ОАО "Арго";

- 90-1,2,3,... -2-003 "Продажа копий, изготовленных на ризографе по заказу N 2/003 для ООО "Артемида".

Выручка, получаемая от реализации выполненных заказов, отражается по кредиту счета 90 на субсчете 1 и соответствующем аналитическом счете, производственная себестоимость заказа - по дебету счета 90 на субсчете 2, налоги, связанные с реализацией, - также по дебету счета 90 на соответствующих субсчетах. Кроме того, по дебету счета 90 могут быть отражены общехозяйственные расходы (если организация приняла решение не включать их в производственную себестоимость, а списывать как периодические на уменьшение финансового результата), расходы на продажу и иные расходы. Финансовый результат (прибыль или убыток) списывается с субсчета 90-9 на счет 99.

- цена изготовления 1 ламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером  "Печатник") составляет 10 руб.;

- цена изготовления 1 неламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером  "Печатник") составляет 5 руб.;

- стоимость тиражирования бланков на ризографе составляет 50 коп. за одну копию.

При отражении реализации выполненных заказов клиентам бухгалтер  "Печатник" составит следующие бухгалтерские проводки:

- Дт 62 Кт 90-1-3-001 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс" визитных карточек" - 3 000 руб. (10 руб. х 300)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

- Дт 90-2-3-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс" визитных карточек" Кт 43-3-001 "Визитные карточки по заказу N 3/001 для ООО "Астерикс" - 1 971,34 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ООО "Астерикс" , при их передаче заказчику;

- Дт 62 Кт 90-1-3-002 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N 3/002 для ЗАО "Сфера" визитных карточек" - 1 000 руб. (5 руб. х 200)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек ЗАО "Сфера" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

- Дт 90-2-3-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 3/001 для ЗАО "Сфера" визитных карточек" Кт 43-3-002 "Визитные карточки по заказу N 3/002 для ЗАО "Сфера" - 847,40 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ЗАО "Сфера" , при их передаче заказчику;

- Дт 62 Кт 90-1-2-001 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин" копий на ризографе" - 500 руб. (0,50 руб. х 1 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на тиражирование на ризографе материалов для ЗАО "Рубин" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

- Дт 90-2-2-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин" копий на ризографе" Кт 43-2-001 "Копии на ризографе по заказу N 2/001 для ЗАО "Рубин" - 420,68 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 62 Кт 90-1-2-002 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N 2/002 для ОАО "Арго" копий на ризографе" - 2 500 руб. (0,50 руб. х 5 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на тиражирование на ризографе материалов для ОАО "Арго" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

- Дт 90-2-2-002 "Себестоимость изготовленных по заказу N 2/002 для ОАО "Арго" копий на ризографе" Кт 43-2-002 "Копии на ризографе по заказу N 2/002 для ОАО "Арго" - 2 103,40 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 62 Кт 90-1-2-003 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N 2/003 для ООО "Артемида" копий на ризографе" - 5 000 руб. (0,50 руб. х 10 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на тиражирование на ризографе материалов для ООО "Артемида" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

- Дт 90-2-2-003 "Себестоимость изготовленных по заказу N 2/003 для ООО "Артемида" копий на ризографе" Кт 43-2-003 "Копии на ризографе по заказу N 2/003 для ООО "Артемида" - 4 206,80 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных на ризографе для ООО "Артемида";

- Дт 50 Кт 62 - 12 000 руб.

- получена в кассу наличная выручка от заказчиков (в общей сумме);

- Дт 90-9-3-001 "Прибыль по заказу N 3/001 на изготовление визитных карточек для ООО "Астерикс" Кт 99 - 1 028,66 руб. (исчисляется как разница между кредитовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, оканчивающимся на 3-001 и дебетовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, также оканчивающимся на 3-001)

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 3/001 на изготовление ламинированых визитных карточек для ООО "Астерикс";

- Дт 90-9-3-002 "Прибыль по заказу N 3/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сфера" Кт 99 - 152,60 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 3/002 на изготовление неламинированых визитных карточек для ЗАО "Сфера";

- Дт 90-9-2-001 "Прибыль по заказу N 2/001 на изготовление копий на ризографе для ЗАО "Рубин" Кт 99 - 79,32 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/001 на изготовление копий на ризографе для ЗАО "Рубин";

- Дт 90-9-2-002 "Прибыль по заказу N 2/002 на изготовление визитных карточек для ОАО "Арго" Кт 99 - 396,60 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/002 на изготовление копий на ризографе для ОАО "Арго";

- Дт 90-9-2-003 "Прибыль по заказу N 2/003 на изготовление визитных карточек для ООО "Артемида" Кт 99 - 793,20 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 3/001 на изготовление копий на ризографе для ООО "Артемида".

Таким образом, получаем следующую информацию:

1. Суммарная выручка от реализации за период может быть исчислена как сумма по субсчетам 90-1, в нашем случае она составляет 12 000 руб.

2. Суммарная производственная себестоимость по всем заказам, выполненным и реализованным за отчетный период, исчисляется как сумма по субсчетам 90-2, в нашем случае получаем 9 549,62 руб.

3. Общий финансовый результат от реализации за отчетный период может быть получен суммированием оборотов по субсчету 90-9. Получаем 2 450,38 руб. Аналогичная сумма должна быть получена при вычитании из выручки производственной себестоимости. Проверим: 12 000 руб. - 9 549,62 руб.2 450,38 руб.;

4. Информация о финансовом результате от реализации продукции по каждому заказу может быть получена при рассмотрении оборотов по аналитическим счетам к субсчету 90-9 (последние 5 проводок). В частности, можно сделать вывод, что наибольшая прибыль в организации  была получена от выполнения заказа на изготовление ламинированных визитных карточек.

Заключение


Таким образом, управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности.

Предприятие занимается управленческим учетом для целей внутреннего анализа эффективности своей деятельности и планирования этой деятельности на будущее. По данным управленческого учета составляются бизнес-планы, бюджеты различных уровней, строятся стратегии и т.п.

Объектами бухгалтерского управленческого учета являются:

·        затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;

·        результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);

·        внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;

·        бюджетирование и внутренняя отчетность.

На примере организации «Печатник» показана организация ведения управленческого учета, благодаря чему было выявлено, что наибольшая прибыль в организации  была получена от выполнения заказа на изготовление ламинированных визитных карточек.

Список литературы


1       Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)

2       План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изм. от 07.05.2003).

3       Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2002

4       Карпова Т.П Управленческий учет. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

5       Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

6       Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.

7       Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002

8       Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета. Краткий курс лекций. СПб.: Издательский центр «Сервис», 2000.

9       Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск. ПИТЕР, 2002.

10  Палий В.Ф. Основы калькулирования. Финансы и статистика, 1987.

11  Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность?// Бухгалтерский учет, 2000, № 18.

12  Управленческий учет/Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ФБК-Пресс, 1999.



[1] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. СПб – М. – Харьков – Минск, ПИТЕР, 2002, стр. 9.

[2] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. - 6


[3] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. - 6


[4] Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)


[5] Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)


[6] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2002, стр. 24

[7] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2002, стр. 25

[8] Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2

[9] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002 – с. 79

[10] Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002. – с. 25