Содержание

 

Введение. 3

1. Организация управленческого учета на производственном предприятии. 5

1.1 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета. 5

1.2 Основные принципы управленческого учета. 10

2. Этапы внедрения управленческого учета на производственном предприятии «Видео-фильм». 14

2.1 Место управленческого учета в системе управления предприятием. 14

2.2 Этапы внедрения управленческого учета. 17

3. Организация системы внутреннего контроля в условиях внедрения управленческого учета в ООО «Видео-фильм». 29

3.1 Понятие системы внутреннего контроля. 29

3. 2 Учет затрат в ООО «Видео-фильм». 33

3. 3 Внутренний контроль финансовых результатов в ООО «Видео-фильм». 41

Заключение. 45

Список литературы.. 46

Введение


Рыночное хозяйство, ориентированное на потребителя, привело к серьезным изменениям в бухгалтерском учете. Наряду с выполнением законодательных предписаний в области отчетности, все большее внимание уделяется обеспечению экономического управления предприятием.

Для предоставления полной и достоверной информации, необходимой для принятия грамотных управленческих решений и управленческого планирования внутренними пользователями существует управленческий учет.

Однако единого подхода к пониманию сути управленческого учета нет ни в России, ни на Западе. В нашей стране существует два основных подхода. Согласно первому, управленческий учет понимается в широком смысле и связан с системой управления организацией в целом и всеми ее функциями. Второй подход ограничивает сферу его охвата традиционным производственным учетом, в рамках которого получают учетные данные о производственных затратах с целью определения себестоимости продукции, работ, услуг и ожидаемой прибыли от ее реализации.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в  них.  Мировой  опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения  национальной  системы  бухгалтерского учета и отчетности.                                               

Современный    бухгалтерский    учет     представляет     собой информационную  базу,  на  основе  которой  хозяйствующие  субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее  - индивидуальную  бухгалтерскую   отчетность)   и   консолидированную финансовую  отчетность.  Кроме  того,  информация,  формируемая   в бухгалтерском учете, используется для  составления  управленческой,  налоговой, статистической отчетности, отчетности  перед  надзорными  органами. При необходимости  на  основе  данной  информации  должны  составляться также другие виды отчетности.[1]

Первые высказывания о необходимости формирования самостоятельной информационной системы об издержках производства и о том, какой ей быть, появились еще в начале ХХ века в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы».[2] В данном сочинении впервые была предпринята попытка выделить учет издержек производства в самостоятельное направление учетной работы.

Другим важным обстоятельством, способствовавшим созданию управленческого учета как самостоятельной области бухгалтерского дела, было учреждение в США национальной ассоциации бухгалтеров-производственников, возникшей в октябре 1919 г. по инициативе Дж. Ли Никольсона – деятеля в области фабрично-заводского счетоводства. Эта ассоциация сыграла большую роль в развитии и переквалификации бухгалтеров США.

Актуальность данной работы обусловлена формированием информационно-аналитической базы принятия управленческих решений.

Цель данной работы – исследовать и выявить роль управленческого учета в процессе управления в организации. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-         определить сущность управленческого учета;

-         определить объекты управленческого учета и способы их воздействия на процесс управления предприятием;

-         рассмотреть системы управленческого учета, действующие при рыночных отношениях;

-         выявить функции управленческого учета, способствующие воздействию на процесс управления.

1. Организация управленческого учета на производственном предприятии

1.1 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета


С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на при­нятую в международной практике систему учета разработан ряд норматив­ных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бух­галтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась система нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете»  и представлена тремя уровнями.[3]

1.      Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бух­галтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ве­дение учета хозяйственных операций организаций, своевременное состав­ление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2.      Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основ­ном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета  с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают поло­жения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организа­ций независимо от форм собственности. Это национальные российские бух­галтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К на­стоящему времени утверждены и действуют 20 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные докумен­тами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учет­ной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая при­надлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или рас­поряжением руководителя организации о принятой учетной политике, со­держится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в со­ответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуще­ства и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бух­галтерском учете». В гл. 1, ст. 1, п. 3 сформулированы такие основные зада­чи бухгалтерского учета, как:[4]

• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

•        предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспече­ния ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Далее (ст. 6, п. 3) предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно ут­верждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учет­ной политики предприятия: «Принятая организацией учетная политика при­меняется последовательно из года в год».[5]

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Орга­низации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бух­галтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгал­терский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [3] под­тверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о ре­гистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделе­нию финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организо­вывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации уп­равленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолиро­ванной от счетов финансового учета.

Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обес­печивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь.

Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундамен­том производственного учета на предприятии, а производственный учет -важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учет­ной политики организации определены ПБУ 1/ 98.

В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производ­ственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описы­ваются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себес­тоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основ­ных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управ­ленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. №31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управ­ленческого учета — «периодические затраты», а российский учет сделал оче­редной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также яв­ляется конечной целью бухгалтерского управленческого учета.

Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределе­ния косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования—основы бухгалтерского управленческого учета.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на пред­приятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

1.2 Основные принципы управленческого учета


Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:

1)    Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.

2)    Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.

3)    Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.

4)    Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

5)    Принцип сопоставимости. Условие сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которому они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения, к сопоставимому виду.

Информация, формируемая в бухгалтерском управленческом учете, должна быть полезной пользователям. Для этого  она должна быть уместной, надежной и сравнимой.[6]

Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность.

Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.  Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).  Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации. Одним из таких факторов является своевременность информации. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям. При достижении баланса между уместностью и надежностью решающим аргументом является то, как наилучшим образом удовлетворить потребности заинтересованных пользователей, связанные с принятием решений.

Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:[7]

1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;

2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;

5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

6) формирование информационной базы для принятия решений;

7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.





2. Этапы внедрения управленческого учета на производственном предприятии «Видео-фильм»


2.1 Место управленческого учета в системе управления предприятием


Система управления предприятием, как и любая другая система управления, может быть представлена в виде совокупности субъекта управления, объекта управления и их взаимосвязей. Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает управляющее воздействие и действует в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял управляющее воздействие и отреагировал на него, субъект управления узнает с помощью обратной связи. Можно изобразить систему управления в виде схемы (рис. 1).


┌──────────────────┐  Управляющее воздействие  ┌─────────────────┐

│Субъект управления├──────────────────────────>│Объект управления│

└──────────────────┘                           └─────────┬───────┘

        / \               Обратная связь                 │

         └───────────────────────────────────────────────┘


Рис. 1. Общая схема управления


Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений. Объекты управления - различные ресурсы компании - работники, средства и предметы труда, научно - технический и информационный потенциал предприятия. Основными объектами управления в системе управленческого учета являются доходы и расходы, а также центры ответственности предприятия.

Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: ... Анализ ... Планирование ... Организация ... Учет ... Контроль ... Регулирование ... Анализ. Функция принятия решений в рассматриваемом цикле управления не выделена, поскольку она является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления.

Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.

Как правило, к функциям специалиста по управленческому учету относят следующие обязанности:

- координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;

- содействие руководству в достижении поставленных целей;

- организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;

- бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;

- обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;

- создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;

- разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;

- консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.

Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.

Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:

- доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;

- право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;

- право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.

Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.

Одним из вариантов решения кадрового вопроса в деле орга­низации управленческого учета может стать привлечение гото­вых специалистов извне. Преимущества такого подхода — не нужно думать о переподготовке этих специалистов, специалисты извне, как правило, обладают свежим взглядом на вещи. Это по­зволит им, оценив истинное положение дел на предприятии, вне­сти предложения по улучшению его состояния.

К недостаткам такого подхода относится высокая зарплата готовых специалистов. Кроме того, специалисты, привлеченные извне, не знают всех тонкостей внутренней организации пред­приятия и им придется потратить какое-то время на ее изучение.[8]

Поэтому альтернативным подходом к решению данного вопроса может быть переквалификация уже имеющихся на предприятии специалистов и возложение на них обязанно­стей по ведению управленческого учета. Наиболее подходя­щими для этой роли людьми представляются сотрудники планово-экономических, бюджетно-экономических или пла­ново-аналитических отделов.

2.2 Этапы внедрения управленческого учета


В целом организация на современных предприятиях управленческого учета не предполагает "постановку с нуля". Неразумно было бы отказываться от того положительного опыта планово - экономической и учетной работы, который уже имеет место на предприятии. Поэтому правильнее говорить не о постановке (организации), а о реорганизации системы управленческого учета. А чтобы реорганизация была проведена максимально эффективно, необходимо начать с "инвентаризации" - анализа системы управленческого учета в ее существующем виде.

К конкретным мероприятиям такого анализа можно отнести:[9]

- анализ существующих в компании подсистем финансового, оперативного (производственного) учета;

- анализ учетной политики предприятия и адекватности избранных способов учета для получения информации в целях принятия управленческих решений;

- анализ сложившейся практики составления и оценки управленческих отчетов, качества содержащейся в них информации;

- анализ структуры и методов работы финансово - экономических служб предприятия;

- анализ роли и места этих служб в общей системе управления;

- анализ системы планирования (бюджетирования);

- анализ стратегии развития предприятия (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемое направление инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач).

На основе результатов проведенного анализа создается организационно - методологическая модель управленческого учета. В самом общем виде данная модель включает три составляющие - методологическую, организационную и техническую.

Методологическая составляющая определяет, "чем" (то есть какими объектами) и "как" (то есть на основании каких принципов) предполагается управлять.

Организационная составляющая определяет, "кто" будет управлять, то есть формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета.

Техническая составляющая призвана ответить на вопрос: какие технические средства необходимы для функционирований системы управленческого учета.

На практике, конечно же, рассмотренные составляющие не всегда существуют в чистом виде, и решение в ходе реорганизации управленческого учета различных вопросов предполагает их сочетание.

Среди мероприятий по формированию организационно - методологической модели можно назвать:[10]

1) формирование системы показателей для управления предприятием;

2) переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров финансового учета (отчетности);

3) разработка "учетной политики" управленческого учета. Выделение объектов учета. Разработка учетных регистров управленческого учета. Составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки. Разработка и утверждение регламента учета каждой операции;

4) формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;

5) выделение объектов калькулирования. Выбор варианта калькулирования;

6) разработка базовых форм управленческой отчетности;

7) разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета;

8) разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;

9) выработка регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах.

Формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового (собственно бухгалтерского) учета - одна из сложнейших проблем, решаемых при создании организационно - методологической модели. Здесь возможны различные варианты.

В практике западного учета применяются два варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной системе учета на предприятии. Во втором варианте (вариант автономии) используются парные контрольные счета одного и того же наименования ("счета - экраны").

Планом счетов бухгалтерского учета, действующим с 2002 г., также предусмотрена возможность параллельного ведения учета затрат в системах собственно бухгалтерского учета и управленческого (производственного) учета с использованием счетов - экранов 30 - 39 Плана счетов.

Однако оба варианта, хотя они и представляют собой разновидности автономии и интеграции, фактически реализованы в единой системе счетов. Они могут быть организованы при условии, что принципы, принятые в управленческом и финансовом учете, совпадают, чего на практике может и не быть. Исходя из этого, следует рассматривать и возможность использования третьего варианта - самостоятельной системы управленческого учета со своей системой регистров.

Целесообразность применения того или иного варианта определяется даже не размерами предприятия и объемами осуществляемых хозяйственных операций, а степенью отличий методологий управленческого и финансового учета. То есть организация финансового и управленческого учета в единой системе счетов не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета, а наличие автономных систем финансового и управленческого учета ведет к повышению трудоемкости работ, дублированию информации, появлению расхождений.

Впрочем, допустим и некий "промежуточный" вариант, например ведение финансового и управленческого учета в разных планах счетов, но в рамках единой автоматизированной информационной системы. Подобные возможности реализуются в настоящее время большинством программ автоматизации деятельности предприятия. Естественно, что любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в обеих подсистемах учета. Но при этом алгоритм учета для каждой подсистемы будет свой, поскольку в управленческом учете заложены свои учетные принципы, а кроме того, должна получить отражение расширенная информация, которая в финансовой бухгалтерии не учитывается. Это позволит устранить дублирование ввода информации и использовать принцип построения информационных систем: однократного ввода документа в систему и многократного использования.

Поскольку одна из главных задач постановки управленческого учета - удовлетворение информационных потребностей менеджеров различных уровней управления, весьма важным является перечень и содержание разработанных форм управленческой (внутренней) отчетности.

Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируются и предоставляются внутренние отчеты:[11]

- отчет должен быть адресным и конкретным;

- отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;

- при составлении отчета следует учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет. Необходимо знать пожелания менеджера относительно формы представления информации (например, табличная или графическая), состава показателей;

- отчет не должен быть перегружен, информация в отчете должна быть систематизирована;

- затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования (принцип экономичности);

- отчет должен быть "подготовленным", то есть он должен облегчать принятие решений.

Для реализации последнего принципа следует:

- дополнять фактические показатели плановыми, а также данными предшествующих периодов. Такой отчет позволяет видеть развитие событий во времени, их динамику, а также выявлять существенные отклонения от плана для последующей "работы" с ними (выявление причин отклонений, виновников, принятие соответствующих решений);

- дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями (например, о причинах отклонений);

- осуществлять классификацию информации в отчетных формах (например, в порядке возрастания или убывания показателей, благоприятные / неблагоприятные изменения и т.п.);

- осуществлять расчет соответствующих аналитических показателей, например, маржинального дохода, рентабельности, безубыточности, отклонений в натуральных единицах и процентах и т.д.

Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо прежде всего определить перечень информации, которая необходима менеджерам различных структурных звеньев, а также степень оперативности / регулярности ее предоставления. Для этого, как правило, проводится специальное обследование системы управления предприятием, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по принятию решений и их информационные потребности. В результате заполняется "Информационная карта", отражающая потребности в информации структурных единиц предприятия (табл. 1).

Таблица 1


Информационная карта



Структурные    единицы      

Тип данных    (количественные / стоимостные)  

Перечень   информации 

Периодичность составления

Цеха основного    производства     

количественные / стоимостные     

Выпуск       готовой      продукции по видам       

Ежесменно   

количественные / стоимостные     

Незавершенное производство

Ежемесячно  

количественные / стоимостные     

Использование материалов  

Ежесменно   

количественные  

Использование рабочего     времени     

Ежесуточно  

.............   

..........  

..........  

Вспомогательные   цеха и службы    




Отдел снабжения  




Отдел сбыта      




Планово -         экономический     отдел            




...............  






Кроме самих форм должен быть проработан регламент их составления, передачи и обработки (порядок, сроки, ответственные).

Среди принципов, используемых при составлении отчетности, необходимо выделить "иерархический" принцип (принцип многоступенчатой отчетности по уровням управления). В самом общем виде этот принцип схематично изображен на рисунке 2 (на примере холдинга и предприятия).






┌─────────┐┌──────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────┐

│         ││┌────────────────────────────┐││┌────────────────────────────────┐│

│Уровень 1│││Ежемесячный отчет президенту││││       Ежемесячный отчет        ││

│         ││└────────────────────────────┘│││     генеральному директору     ││

│         ││      / \            / \      ││└────────────────────────────────┘│

│         ││       │              │       ││       / \              / \       │

│         ││┌──────┴──────┐┌──────┴──────┐││┌───────┴───────┐┌───────┴───────┐│

│         │││Отчет вице - ││Отчет вице - ││││     Отчет     ││     Отчет     ││

│Уровень 2│││президента по││президента по││││  заместителя  ││  заместителя  ││

│         │││производству ││ маркетингу  ││││ген. директора ││ген. директора ││

│         ││└─────────────┘└─────────────┘│││по производству││ по маркетингу ││

│         ││      / \            / \      ││└───────────────┘└───────────────┘│

│         ││       │              │       ││       / \              / \       │

│         ││┌──────┴──────┐┌──────┴──────┐││┌───────┴───────┐┌───────┴───────┐│

│         │││    Отчет    ││    Отчет    ││││     Отчет     ││     Отчет     ││

│Уровень 3│││  менеджера  ││  менеджера  ││││  начальника   ││   менеджера   ││

│         │││  завода n   ││  региона n  ││││    цеха n     ││   региона n   ││

│         ││└─────────────┘└─────────────┘││└───────────────┘└───────────────┘│

│         ││      / \                     ││       / \              / \       │

│         ││┌──────┴──────┐               ││┌───────┴───────┐┌───────┴───────┐│

│         │││    Отчет    │               │││     Отчет     ││     Отчет     ││

│Уровень 4│││  менеджера  │               │││   бригадира   ││   менеджера   ││

│         │││   цеха n    │               │││   бригады n   ││  продукта n   ││

│         ││└─────────────┘               ││└───────────────┘└───────────────┘│

│         ││                              ││                                  │

│         ││           Холдинг            ││            Предприятие           │

└─────────┘└──────────────────────────────┘└──────────────────────────────────┘



Рис. 2. Схема предоставления внутренней отчетности



Реализация "иерархического" принципа предполагает, что по мере увеличения уровня руководства, которому предоставляется отчет, детализация отчета уменьшается.

Вариант формы "иерархического" отчета представлен ниже в таблице 2. На предприятии выделены три уровня управления: участки, цеха и предприятие в целом - в результате образуется многоступенчатая схема отчетности.


Таблица 2


Структура отчетов центров ответственности по уровням управления


Затраты     

По плану

Отклонение

Причина

Виновник

Уровень 4. Цех 18. Отчет начальника участка N 2                

Статья 1            Статья 2            .............       Статья n            Всего:             





Уровень 3. Цех N 18. Отчет начальника цеха                      

Участок N 1         Участок N 2         Участок N 3         Всего прямые        затраты:          Общецеховые затраты, в том числе:      Статья 1            Статья 2            ..........          Статья n            Всего по цеху      





Уровень 2. Основное производство. Отчет заместителя генерального директора по производству                                      

Цех N 4             Цех N 11            Цех N 18            Всего по основному  производству      Общепроизводственные затраты          





Уровень 1. Предприятие.  Отчет генерального директора начальнику производственного дивизиона холдинга                           

По основному        производству      По обслуживающему   производству      Общехозяйственные   Коммерческие        Прочие              Всего по предприятию






Реализация проекта автоматизации в ходе постановки системы управленческого учета является "процессом в процессе", имеет свою длительность, этапы (предпроектный, проектный, внедрения), свои риски и свой эффект. Данный этап может (и должен) быть "вплетен" в процесс постановки управленческого учета, в нем должны быть учтены все требования к разрабатываемой системе управленческого учета, он же, в свою очередь, влияет на конкретные регламенты, разделение функций, способы представления информации в управленческом учете.

При определении требований к будущей системе автоматизации должны быть задействованы представители всех служб, которые в дальнейшем будут эксплуатировать данную систему.

Возможности автоматизации в настоящее время разнообразны, их выбор зависит от множества факторов, например:

- размера предприятия, сложности его структуры;

- отраслевой принадлежности;

- имеющихся на предприятии программных продуктов.

Выбирая программу для автоматизации управленческого учета, необходимо прежде всего исследовать уже применяемые (если таковые имеются) программы или отдельные модули автоматизации (в области планирования, складского учета, оперативного и бухгалтерского учета и т.п.), а также возможности их использования для автоматизации управленческого учета или же интеграции с внедряемой информационной системой.

Управленческий учет играет очень важную роль в принятии решений. В процессе выполнения своих функций менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают типичные вопросы: что производить, как производить, где продавать продукт, какую цену назначать и т.д. В качестве примеров типичных ситуаций для управленческого учета, требующих принятия управленческих решений, можно привести:

- планирование производственной программы и выбор ассортимента продукции (работ, услуг);

- ценообразование, в том числе расчет цен, обеспечивающих достижение целевых показателей деятельности, а также трансфертное ценообразование, используемое при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия;

- выбор варианта организации процесса снабжения комплектующими (приобретение комплектующих у сторонних поставщиков или организация собственного производства комплектующих), включающий в себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов. Финансовые факторы связаны с величиной затрат. В дополнение к ним анализируют нефинансовые факторы, например:

будет ли обеспечиваться необходимое качество?

будут ли выполнены сроки поставок?

не произойдет ли неожиданное увеличение цен?

будет ли оборудование использовано для производства другой продукции?

- оценка целесообразности принятия дополнительного заказа по цене ниже обычной или рыночной. Такой подход целесообразно применять в случае:

резкого спада производства;

наличия свободных производственных мощностей;

столкновения фирмы с острой производственной конкуренцией;

- определение "вклада" отдельных подразделений предприятия в общие результаты деятельности для выбора наиболее прибыльных направлений, а также для оценки деятельности руководителей подразделений (менеджеров различных уровней управления) для определения размеров их стимулирования;

- оценка целесообразности ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);

- выбор варианта капитальных вложений, анализ эффективности мероприятий по модернизации оборудования. Эта проблема характерна не столько для оперативного управления, сколько для решения вопросов стратегического развития предприятия. Такие решения должны быть должным образом проанализированы и обоснованы, поскольку действуют они длительное время;

- сохранение достигнутого уровня прибыли.

Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так и краткосрочного характера, в самых разнообразных ситуациях.

Выработка регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах - внутренних нормативных документах, регламентирующих применение на предприятии управленческого учета.

Всю совокупность указанных документов можно разделить на две группы:

- стандартизирующие объекты управления в рамках управленческого учета;

- стандартизирующие способы реализации в отношении этих объектов различных функций управления.

К первой группе документов относятся классификаторы и справочники.

Классификаторы определяют признаки классификации, которые используются для выделения и группировки объектов управления.

Справочники содержат перечень выделенных на предприятии объектов управления.

К обязательным можно отнести:

- классификатор (справочник) мест возникновения затрат и центров ответственности;

- классификатор затрат и справочник статей затрат;

- классификатор (справочник) носителей затрат.

Совокупность документов, регламентирующих практическое применение методологической модели, можно условно разбить на следующие блоки:

- документы, регламентирующие ведение учета затрат;

- документы, регламентирующие процедуру планирования;

- документы, регламентирующие калькулирование себестоимости;

- документы, регламентирующие порядок реализации функции контроля;

- документы, регламентирующие принятие решений;

- организационные документы, регламентирующие деятельность служб предприятия в рамках системы управленческого учета.

Например, в блоке контроля можно выделить две группы документов.

Первая группа документов призвана обеспечить контроль за сохранностью и рациональное использование активов предприятия.

В рамках этой группы могут быть подготовлены, например:

- "Положение (инструкция) о порядке проведения инвентаризации материалов (незавершенного производства, готовой продукции, бракованной продукции, отходов) на центральном складе Предприятия (кладовых цехов, на рабочих местах)";

- "Положение (инструкция) о материальной ответственности лиц, связанных с заготовлением, хранением, внутренним перемещением и использованием товарно - материальных ценностей".

Вторая группа документов призвана обеспечить контроль за деятельностью структурных единиц предприятия - центров ответственности. Эта группа документов определяет:

- набор контрольных показателей, используемых для оценки деятельности каждого центра ответственности;

- порядок формирования нормальных величин контрольных показателей;

- порядок определения фактических величин контрольных показателей;

- порядок оценки деятельности центров ответственности на основе данных проведенного анализа.

Блок организационных документов представляет собой совокупность документов, регламентирующих общие аспекты деятельности подразделений и сотрудников, непосредственно участвующих в работе системы управленческого учета, например:

"Положение об управлении учета и контроля";

"Положение об отделе методологии";

"Должностная инструкция экономиста (специалиста по управленческому учету)".

Документы этого блока разрабатываются в соответствии с общими для всех организационных документов подходами.

3. Организация системы внутреннего контроля в условиях внедрения управленческого учета в ООО «Видео-фильм»

3.1 Понятие системы внутреннего контроля


Система внутреннего контроля — совокупность организаци­онной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономи­ческого субъекта и его силами надзор и проверку:[12]

а)       соблюдения требований законодательства;

б)       точности и полноты документации бухгалтерского учета;

в)       своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

г)       предотвращения ошибок и искажений;

д)       исполнения приказов и распоряжений;

е)       обеспечения сохранности имущества организации. Функции внутреннего контроля могут выполнять:

- специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие

- в штате организации,

- ревизионные комиссии (ревизоры),

- привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.

К институтам внутреннего контроля относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта:

- ревизоры,

- ревизионные комиссии,

- внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Объекты внутреннего контроля могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и тре­бований его руководителей и (или) собственников. Как прави­ло, функции внутреннего контроля включают:

а)       проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улуч­шению этих систем;

б)       проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

в)       проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

г)       проверки деятельности различных звеньев управления;

д)       оценку эффективности механизма внутреннего контро­ля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

е)       проверки наличия, состояния и обеспечения сохраннос­ти имущества экономического субъекта;

ж)      работу над специальными проектами и контроль за от­дельными элементами структуры внутреннего контроля;

з)       оценку используемого экономическим субъектом про­граммного обеспечения;

и) специальные расследования отдельных случаев, напри­мер подозрений в  злоупотреблениях;

к) разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эф­фективности управления.

Объективность внутреннего контроля обеспечивается степе­нью его независимости в структуре управления организации. Это требование, как правило, достигается лишь тогда, когда :контролирующий орган подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов организации, структурных подразделений и т. п.

Как показывает практика, при определенном внимании к вопросам внутреннего контроля можно достичь весьма неплохих результатов в оптимизации финансово-хозяйственной де­ятельности организации, причем объективность выводов внут­ренних аудиторов может быть не ниже объективности внеш­него аудита или налоговых проверок.

Для обеспечения эффективности работы внутреннего кон­троля целесообразно предоставить этой соответствующей служ­бе или комиссии следующие права:

- проверка соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;

- проверка правильности составления бухгалтерских доку­ментов и своевременность их отражения в учете;

- проверка наличия денежных средств, денежных докумен­тов и бланков строгого учета в кассе организации, в организа­циях, использующих наличные расчеты с населением, — про­верка правильности применения контрольно-кассовых машин. Следует заметить, что право проведения внезапной проверки наличных денег в кассе целесообразно несколько ограничить, исключив из сроков, в которые такая проверка может быть проведена, периоды выплаты заработной платы — данное ме­роприятие, проведенное в день выдачи заработной платы, мо­жет парализовать не только деятельность бухгалтерии, но и всей организации в целом;

- проверка всех без исключения учетных бухгалтерских ре­гистров;

- проверка планово-сметных документов (там, где они разра­батываются);

- ознакомление со всеми учредительными и распорядитель­ными документами (приказами, распоряжениями, указания­ми администрации предприятия), регулирующими финансо­во-хозяйственную деятельность;

- ознакомление с перепиской организации с деловыми парт­нерами и физическими лицами (жалобы и заявления);

- обследование производственных и служебных помещений (при этом могут преследоваться и цели, не связанные напря­мую с финансовым состоянием организации, например проти­вопожарное состояние помещений или оценка рациональнос­ти используемых технологических схем);

- проведение мероприятий научной организации труда — хронометраж, фотография рабочего времени, метод моменталь­ных фотографий и т. П. — с целью оценки напряженности норм времени и норм выработки;

- проверка состояния и сохранности товарно-материальных ценностей у материально-ответственных и подотчетных лиц;

- проверка состояния, наличия и эффективности использова­ния объектов основных средств;

- проверка правильности оформления бухгалтерских опера­ций, а также правильности начисления и своевременности уп­латы налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджет­ные фонды (в пределах компетенции внутренних аудиторов);

- истребование от руководителей структурных подразделений и представителей администрации организации справок, расчетов и объяснений по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;

- другие права, обусловленные спецификой деятельности организации и другими факторами.

Одновременно с правами должны быть определены и обя­занности лиц, осуществляющих внутренний контроль. Право­мерным и целесообразным представляется возложение на этих лиц ответственности за:

- полноту и своевременность проведения проверок;

- обоснованность выводов по результатам проведенных про­верок;

- обоснованность предложений по повышению эффективно­сти производства, рационализации бухгалтерского учета и т. п.

3. 2 Учет затрат в ООО «Видео-фильм»


Основным видом деятельности ООО «Видео-фильм» является производство лицензионных видеокассет и их реализация оптовым покупателям. Выпуск кассет планируется на предстоящий год по результатам анализа спроса населения на данный вид продукции. По окончании отчетного периода по данным бухгалтерского учета подводятся итоги работы организации (см. табл. 3, 4).

Видеокассеты и упаковки для кассет предприятие закупает у внешних поставщиков.

Внутренний контроль будем осуществлять за расходованием материалов, их отклонение от норматива.

Таблица 3

Смета доходов и расходов ООО «Видео-фильм» на 1 квартал 2005 год

Показатели

Сумма,  руб.

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

Итого прямых материальных расходов

73 500

Заработная плата производственных рабочих

90 000

(из расчета 10 руб. за час при балансе времени 9000 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

99 000

в том числе:


переменные (по 4 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

36 000

постоянные (по 7 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

63 000

Всего расходов

262 500

Валовая прибыль

37 500


Таблица 4

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов за 1 квартал 2005 года

Показатели

Сумма,  руб.

Выручка от продаж 4500 видеокассет по цене 70 руб. за единицу

315 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13,5 руб. за единицу

67 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,5 руб. за единицу

2 500

Итого прямых материальных расходов

70 000

Заработная плата производственных рабочих

93 500

(из расчета 11 руб. за час при балансе времени 8500 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

91 500

в том числе:


переменные

32 000

постоянные

59 500

Всего расходов

255 000

Валовая прибыль

60 000


Для анализа выполнения плана нужно сделать сводную таблицу плановой сметы и фактической (см.табл. 5).

Таблица 5

Анализ исполнения сметы доходов и расходов за 1 квартал 2005 г.


Показатели

Сумма,  руб.

Сумма,  руб.

Отклонения

руб.

(гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

315 000

15 000

Расходы




Основные материалы:




видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

67 500

-4 000

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

2 500

500

Итого прямых материальных расходов

73 500

70 000

-3 500

Заработная плата производственных рабочих


90 000

93 500

3 500

Общепроизводственные расходы, всего

99 000

91 500

-7 500

в том числе:




переменные

36 000

32 000

-4 000

постоянные

63 000

59 500

-3 500

Всего расходов

262 500

255 000

-7 500

Валовая прибыль

37 500

60 000

22 500


При сравнении двух таблиц видно, что производственным отделом допущены отклонения от стандартных затрат по:

·       использованию материалов в сумме 3 500 руб. (экономия).;

·       начислению заработной платы основным производственным рабочим в сумме 3500 руб. (перерасход);

·       общепроизводственным расходам в сумме 7500 руб. (экономия).

Учет затрат будем осуществлять по системе «стандарт-кост», цель которой правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать на счетах бухгалтерского учета.

На первом этапе анализа будем рассчитывать отклонения по материалам. Стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов: стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него.

Отклонения по ценам на материалы определяются по формуле:

Отклонения цены материалов = (Фактическая цена за единицу – Стандартная цена за единицу) * Количество закупленного материала

По данным таблиц 4 и 5 определяем размер отклонений фактических затрат от стандартных по ценам по ценам на видеокассеты и упаковку.

Видеокассеты:

Отклонения цены материалов = (13,5-13) * 5000 = + 2500 руб.

Упаковка для видеокассет:

Отклонения цены материалов = (0,5 – 0,4) * 5000 = + 500 руб.

Вывод: отклонения фактических материальных затрат от стандартных – неблагоприятные, допущен перерасход средств.

Ответственность за отклонения фактических материальных затрат от стандартных возложена на руководителя центра ответственности – начальника производства. При выяснении причин такого отклонения было установлено, что цены поставщика на видеокассеты выросли. Увеличение стоимости упаковки для видеокассет связано с ростом курса доллара, от которого зависит стоимость упаковок.

Вторым фактором, влияющим на размер материальных затрат, является удельный расход материалов, то есть их затраты на единицу продукции. Сравним стандартный расход видеокассет с фактическим. Согласно смете затрат стандартный расход на одну видеокассету должен был составить 1,1 (5500 / 5000) шт. Фактический же удельный расход составил: 1,11 (5000 / 4500).

С учетом того, что фактически произведено 4500 видеокассет, стандартный расход видеокассет под запись равен: 1,1 * 4500 = 4 950 ед.

Отклонения фактических затрат от стандартных по использованию материалов можно рассчитать по формуле:

Отклонения цены материалов = (Фактический расход материалов – Стандартный расход материалов) * Стандартная цена материалов

Тогда по видеокассетам имеем: (5000-4950)*13 руб. = + 650 руб. – отклонение неблагоприятное.

По упаковкам для видеокассет: (5000-4500)*0,4 руб. = + 200 руб. – отклонение неблагоприятное.

Как выяснилось, перерасход связан с низким качеством закупленного материала. Ответственность за выявленные отклонения возложена на отдел закупок.

Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода видеокассет от стандартного с учетом обоих факторов. Совокупное отклонение по материалам – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции.

Стандартные удельные затраты видеокассет: 14,3 руб./ед. (71500 руб./5000 ед.).

С учетом фактического объема производства (4500 ед.) общая сумма стандартных затрат на пустые видеокассеты составит:

14,3 руб. * 4500 = 64350 руб.

Фактические затраты по видеокассетам составляют 67500 руб., следовательно, совокупное отклонение по кассетам составит: 67500-64350=+3150 руб.

Данная ситуация сложилась под воздействием двух факторов:

·                   отклонение по цене + 2500;

·                   отклонение по использованию материала + 650

Итого отклонения составили: 2500 + 650 = + 3150

Аналогичные расчеты выполним по упаковкам для видеокассетам. Сумма совокупного отклонения в этом случае составит:

2500 – 2000 / 5000 * 4500 = + 700 руб.

Полученное отклонение складывается из:

·                   отклонения по цене + 500 руб.

·                   отклонения по использованию материала + 200 руб.

Итого по использованию материала + 700 руб.

Особенностью системы «стандарт-кост» является учет стандартных издержек и отдельно – возникших отклонений фактических затрат от стандартных. Схема записей в управленческом бухгалтерском учете будет следующей:

№№ п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

1

Отражена задолженность поставщику по стандартным

ценам за приобретенные материалы




за пустые видеокассеты

10

60

65 000

за упаковку для видеокассет

10

60

2 000

2

Списаны материалы на основное производство по стандартным ценам, скорректированным на фактический объем производства




пустые видеокассеты

20

10

64 350

упаковки для видеокассет

20

10

1 800

3

Учтены отклонения по стоимости видеокассет

16

10

2 500

4

Учтены отклонения по стоимости упаковок

16

10

500


Как видно из журнала хозяйственных операций, для отражения возникших отклонений использован счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом благоприятные отклонения отражаются по кредиту счета, а неблагоприятные, как в нашем случае, - по дебету.

Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактической заработной платы основных производственных рабочих от стандартной, и установление причин их возникновения.

Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества фактически отработанного времени и от ставки оплаты труда. Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами:

·                   отклонением по ставке заработной платы;

·                   отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда.

Отклонение по ставке заработной платы определяется как разница между фактической и стандартной ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов:

Отклонение по ставке з/п = (Факт. ставка з/п – Стандарт. ставка з/п)

 * Фактически отработанное время

Пользуясь данными таблиц 4 и 5 имеем следующее:

 (11-10) * 8500 = + 8500 руб. – отклонение неблагоприятное. Данная ситуация сложилась вследствие выполнения работ высококвалифицированным рабочим, соответственно работающим по повышенной ставке.

Отклонение по производительности труда определим следующим образом:

Отклонение по производительности труда = (Факт. отработанное время в час. – Стандартное время на факт. выпуск продукции)

*Стандартная почасовая ставка заработной платы

Фактически отработанное время составило 8500 час.

Стандартная трудоемкость рассчитывается по данным таблицы 2 на основании следующей информации:

Ожидаемый объем производства – 5000 ед.,

Стандартные трудозатраты на этот объем – 9000 час.

Следовательно, стандартная трудоемкость = 9000 / 5000 = 1,8 час.

Отсюда отклонение по производительности труда составит:

(8500 – 1,8 * 4500) * 10 = + 4000 руб. – отклонение неблагоприятное.

В данном случае причины объективные – низкое качество основных  материалов. Ответственность ложится опять же на отдел закупок.

Далее определяем совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины, которая определяется как разница между фактически начисленной заработной платой основных рабочих и стандартных затрат по заработной плате с учетом фактического объема производства.

Сумма фактически начисленной заработной платы 93500 руб.

Стандартную заработную плату нужно рассчитать:

·                   90000 / 5000 = 18 руб. – стандартная заработная плата в расчете на единицу;

·                   18 * 4500 = 81000 руб. – стандартная заработная плата в пересчете на фактический объем производства.

Совокупное отклонение по трудозатратам:

93500 – 81000 = +12500 – отклонение неблагоприятное.

Как показали расчеты, данное отклонение сформировалось под воздействием двух факторов:

Отклонения по ставке заработной платы + 8500 руб.

Отклонения по производительности труда + 4000 руб.

Что в сумме дало 12500 руб.

Списание заработной платы отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо -часах и нормативной ставки заработной платы: 1,8 * 4500 = 81000 руб.



Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

1

Начислена заработная плата рабочим по нормо-часам

20

70

81 000

2

Учтены отклонения по оплате труда

16

70

8 500

3

Учтены отклонения по производительности труда

16

70

4 000


На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (ОПР). С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов. Данные расчеты целесообразно производить в электронных таблицах (см. табл. 6).

Таблица 6

Стандартные и фактические общепроизводственные расходы

№№ п/п

Показатели

Стандарт, руб.

Факт, руб.

1

Постоянные общепроизводственные расходы

63 000

59 500

2

Переменные общепроизводственные расходы

36 000

32 000

3

Производство в нормо-часах

9 000

81 000

4

Нормативная ставка распределения постоянных ОПР

на нормо-час (стр.1 / стр.3)

7


5

Нормативная ставка распределения переменных ОПР

на нормо-час (стр.2 / стр.3)

4



Вычислим значение постоянных ОПР, которое по норме должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства. Для этого фактический объем производства в нормо-часах умножим на ставку распределения накладных расходов: 81000 * 7 = 56700 руб.

Отсюда отклонение фактических постоянных накладных расходов от сметных составляет: 59500 –56700 = + 2800 руб. – отклонение неблагоприятное.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

·                   за счет отклонений в объеме производства;

·                   за счет отклонений фактических постоянных расходов от сметных.

Определим:

влияние первого фактора: (90000-8100) * 4 = + 6300 руб. – отклонение неблагоприятное;

влияние второго фактора: 59500 – 63000 = - 3500 руб. – отклонение благоприятное.

В учете сделаны следующие записи:

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

56 700

Учтены отклонения за счет отклонений в производстве

16

25

6 300

Учтены отклонения за счет отклонений фактических

постоянных расходов от сметных

25

16

3 500


Аналогичные расчеты выполняются по переменным ОПР:

32000-8100 * 4 = - 400 руб. – отклонение благоприятное.

Первой причиной отклонения может явиться отклонение фактического времени труда основных рабочих от сметного: 32000 – 4*8500 = - 2000 руб.

Вторая причина – отличие фактических ОПР от сметных. Такое отклонение называют отклонением переменных ОПР расходов по эффективности: (8500 – 8100) * 4 = + 1600 руб. – отклонение неблагоприятное.

Таким образом, неблагоприятное совокупное отклонение фактических переменных накладных расходов от сметных сложилось под воздействием двух факторов:

·        отклонения по переменным накладным расходам – 2000 руб.

·        отклонения по эффективности накладных расходов + 1600 руб.

-         400 руб.


В учете сделаны следующие записи:

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

32 400

Учтены отклонения по переменным накладным расходам

25

16

2 000

Учтены отклонения по эффективности накладных расходов

16

25

1 600


3. 3 Внутренний контроль финансовых результатов в ООО «Видео-фильм»


Целью расчетов, выполненных в предыдущем разделе, были анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако фактическая прибыль отклоняется от сметной не только в связи с изменениями стандартных затрат. Фактическая прибыль зависит и от успехов работы другого подразделения – отдела продаж. Продать можно больше запланированных сметой объемов продукции (первый фактор, влияющий на прибыль) и по более высоким ценам (второй фактор). Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений фактической прибыли от сметной, явившихся следствием двух этих факторов.

Совокупное отклонение этого показателя рассчитывается как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек.

Цена реализации одной видеокассеты по плану составляла 60 рублей. Удачно проведенная рекламная кампания позволила предприятию повысить отпускную цену до 70 рублей. С учетом данных вычитаемая сметная прибыль будет равна: 60*5000-(73500+90000+36000+63000)=37500 рублей

Остается определить размер фактической прибыли, пересчитанной с учетом нормативных издержек. Эта процедура выполняется потому, что отдел продаж отвечает лишь за количество реализованной продукции и ее цену, но не за производственные затраты.

Фактическая выручка от реализации продукции составила:

4500*70=315000 рублей

Затем по данным сметы рассчитывается нормативная себестоимость единицы продукции. Для этого все запланированные затраты делят на ожидаемое количество продукции в натуральном выражении:

262500/5000=52,5 рублей

Фактически произведено и реализовано 4500 видеокассет, следовательно, нормативная себестоимость фактического объема реализации составляет:

52,5*4500=236250 рублей

Отсюда фактическая прибыль равна:

315000-236250=78750 рублей

Отклонение показателя прибыли от его сметного значения составляет:

78750 – 37500 = +41250 рублей

Это отклонение является благоприятным, так как речь уже идет о доходной, а не о расходной части сметы.

Вычисленное совокупное отклонение может вызываться двумя причинами. От сметы могут отклоняться:

·                   фактическая цена продаж;

·                   фактический объем продаж.

Отклонение по цене продаж  можно рассчитать по формуле:

Отклонение по цене продаж = (Фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – Нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции)*Фактический объем продаж.

В цифровом выражении это составит:

[(70-52,5)-(60-52,5)]*4500=+45000 рублей, где

70 рублей – фактическая цена одной видеокассеты;

52,5 рубля – нормативная себестоимость одной видеокассеты;

60 рублей – нормативная цена одной видеокассеты.

Отклонение по объему продаж  вычисляется по формуле:

Отклонение по объему продаж = (Фактический объем продаж - Сметный объем продаж)* Нормативная прибыль на единицу продукции.

Нормативная прибыль на единицу продукции рассчитывается как разность между нормативной ценой и нормативной себестоимостью одной видеокассеты:

60-52,5=7,5 рублей

Тогда отклонение по объему продаж составит: (4500-5000)*7,5= -3750 рублей

Итак, благоприятное совокупное отклонение прибыли, составившее  41250 рублей, сформировалось под воздействием двух факторов:

Цены за единицу продукции                        +45000

Объема продаж                                             - 3750

                                                                       +41250

Обращаясь  к учетным записям, отметим, что списание затрат на готовую продукцию (Д 43  К20) и себестоимость реализованной продукции (Д90  К43) отражаются по нормативным издержкам. Выполненные расчеты показали, что исходя из фактического объема реализации 5000 ед. совокупные нормативные затраты составили 236250 рублей (5000*52,5). Выручка от реализации продукции достигла 315000 рублей.

Следовательно, прибыль, рассчитанная исходя из нормативных затрат, составляет: 315000-236250=78750 рублей.

Для окончательного расчета необходимо списать отклонения по счету 16 в сумме 18750 руб.






   Счет 16 «Отклонение в стоимости                            Счет 99 «Прибыли

Д         материальных ценностей»      К               Д              и убытки»            К

 

2500                                  3500                                       18750                         78750

500                                     2000

650

200                                                                                   С.к. 60000                  8500

4000

6300

1600

Д.о. 24250                         К.о. 5500

С.к. 18750



Внутренний контроль, таким образом, позволяет увязать ожидаемую прибыль с фактически достигнутой, оперативно устранять и компенсировать последствия неблагоприятных отклонений, то есть эффективно управлять издержками.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать определенные выводы о роли управленческого учета в процессе управления. Основное его назначение сводится к следующему:

-                     представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

-                     исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений;

-                     определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

Так как предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений, при постановке управленческого учета необходимо брать во внимание особенности деятельности предприятия, его специфику, применяя наиболее оптимальный метод учета затрат

 Таким образом, управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством предприятия, что позволяет воздействовать на управление предприятия в целом посредством выявления и оперативного устранения последствий неблагоприятных отклонений от плановых показателей деятельности предприятия, то есть эффективно управлять издержками.

На примере ООО «Видео-фильм» показано практическое применение в управленческом учете одной из систем учета «стандарт-кост», которая позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей и эффективно осуществлять внутренний контроль.


Список литературы


1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 №86- ФЗ)

2.     Приказ Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180 «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской  Федерации на среднесрочную перспективу» // Российская Бизнес-газета", N 27, 20.07.2004

3.     План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изм. от 07.05.2003).

4.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2002

5.     Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998

6.     Захарьин В.Р. Теория бухучета. М. Форум-Инфра-М, 2003

7.     Карпова Т.П Управленческий учет. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

8.     Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

9.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.

10.           Лабынцев Н.Т., Шароватова Е.А., Михайленко Р.Г. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Научно-практическое пособие. – Ростов –на- Дону: РГЭУ, 2001

11.           Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002

12.           Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002.

13.           Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. СПб – М. – Харьков – Минск: ПИТЕР, 2002.

14.           Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003






[1] Приказ Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180 «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской  Федерации на среднесрочную перспективу» // Российская Бизнес-газета", N 27, 20.07.2004

[2] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2002. – с. 4


[3] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2002. – с. 37


[4] Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)

[5] Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)


[6] Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.


[7] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. - 5

[8] Осипенкова О.П. Управленческий учет. – М.: Экзамен, 2002. – с. 242

[9] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. – 79-80


[10] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. - 81


[11] Николаева С.А. Управленческий учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. с. - 85


[12] Захарьин В.Р. Теория бухучета. М. Форум-Инфра-М, 2003. – с. 141