Содержание
Вопрос №1. 3
Вопрос №2. 3
Вопрос №3. 4
Вопрос №4. 4
Вопрос №5. 5
Вопрос №6. 5
Вопрос №7. 6
Вопрос №8. 7
Вопрос №9. 7
Вопрос №10. 7
Вопрос №11. 8
Вопрос №12. 8
Вопрос №13. 10
Вопрос №14. 11
Вопрос №15. 11
Вопрос №16. 12
Вопрос №17. 13
Вопрос №18. 13
Вопрос №19. 14
Вопрос №20. 14
Вопрос №21. 14
Список литературы.. 15
Вопрос №1
Вы президент России и вам нужно принять решение по способу преобразования экономики, от директивной к основанной на рыночных принципах, исходя из двух альтернативных подходов:
- Управляемый переход к свободному рынку;
- Обеспечить свободную конкуренцию и рынок сам все расставит по своим местам.
Все живые организмы, а также социальные системы являются открытыми системами, потребляющими энергию внешней среды. Жизнь в конечном итоге сводится к процессам постоянного производства энтропии, то есть хаоса, в окружающей среде и созданию порядка в небольшом ее объеме.
Таким образом, в природе наряду с самоуправлением существует и управление, что говорит о двойственном характере происходящих процессов в социальной жизни: с одной стороны она также подвержена действию самоорганизации – самоуправления, с другой стороны управление помогает направлять процессы самоуправления. Поэтому необходимо: с одной стороны, обеспечить свободную конкуренцию и рынок сам все расставит на места, но это грозит возникновением непредвиденных обстоятельств в виду несовершенства самого человека; с другой стороны – выравнивать «острые углы» за счет управляемого перехода к рыночной экономике и это есть реализация функции планирования необходимого состояния внешней среды.
При принятии решения по способу преобразования экономики необходимо помнить о естественных законах развития и самоорганизации, но и не стоит перекладывать всю ответственность на самоорганизацию рыночной экономики, т.к. человек никогда не видит всей картины сложных взаимосвязей природных процессов, а цена прогресса это регресс.
Вопрос №2
Согласно второму закону термодинамики в природе все стремится к состоянию равновесия. Поскольку этому закону подчиняется и экономическое процессы, то дифференциация по доходам на душу населения между развитыми и развивающимися странами должна со временем уменьшаться, а она растет.
Экономические процессы не существуют изолированно от всех других процессов – социальных, политических, психологических, энергетических, физических и т.п., поэтому выравнивания доходов на душу населения между развитыми и развивающимися странами не наблюдается. Это связано с воздействием других социально-экономических процессов, компенсирующих это выравнивание и даже увеличивающих его. К ним можно отнести следующие процессы:
«Перекачка мозгов». Это влияет на снижение скорости научно-технического и культурного развития, качества образования и, как следствие, производства.
«Кредитная игла». Многие развивающие страны существуют за счет развитых стран, полностью завися от них. Это связано с системой международных кредитов развивающимся странам якобы на поднятие экономики, но на самом деле это средство их закрепощения. Они по большому счету работают на выплату долга развитым странам, а уровень доходов населения и развития промышленности остается практически неизменным.
Неуправляемый рост населения при деградации экономики в развитых странах также увеличивает разрыв в доходах на душу населения.
В результате получается, что большинство развивающихся стран являются лишь объектами выкачивания ресурсов более сильными «мира сего» различными средствами т.н. «дьявольского насоса».
Вопрос №3
Если отработанное ядерное топливо можно переработав использовать в нуждах промышленного производства, последующей экологизации промышленности, и уменьшения потребления невозобновляемых ресурсов, то следует разрешить его ввоз в Российскую Федерацию. Основной лозунг против – превращение России в свалку ядерных отходов – можно свести к минимуму условиями контракта и принимаемого закона. Например, можно ограничить ввоз отработанных отходов определенным зафиксированным количеством или заключить контракт на определенный срок, позже взвесить плюсы и минусы и принять решение продолжать или не продолжать ввоз.
Вопрос №4
Вы наблюдаете, что вода в воронке, образующейся при стекании воды в ванне, вращается по часовой стрелке. Вы также знаете, что время полета из Москвы в Новосибирск на пол часа короче, чем из Новосибирска в Москву. Есть ли что-либо общее у этих явлений? Помогло бы вам понимание происходящих процессов в этих явлениях при обсуждении вопроса о соотношении трансграничных переносов вредных веществ со стороны Европейских стран и в обратную сторону в Европарламенте?
У этих явлений общее то, что все они вызваны действием магнитного поля земли, движением электромагнитного поля в западном направлении и вращением земли. Так путь из Новосибирска в Москву на полчаса длиннее т.к. самолет летит сонаправлено вращению земли.
Естественно эти процессы необходимо учитывать при обсуждении вопросов о соотношении трансграничных переносов. Причем эти переносы в силу упомянутых причин будут иметь направление из Европы в Азию. Таким образом, необходимо будет отстаивать позицию необходимости уменьшения вредных выбросов в атмосферу европейскими странами, т.к. это напрямую вредит экологии восточных соседей.
Вопрос №5
Зная закон Архимеда, определите, на сколько поднимется уровень мирового океана, если растают все льды Северного Ледовитого океана?
Одной из глобальных проблем человечества на современном этапе является таяние льдов на полюсах Земли. С учетом ежегодного повышения температуры мирового океана вода поднимается 1-2 мм/год с возможным ускорением до 7 мм/год. Льды начнут таять и по закону Архимеда уровень воды поднимется пропорционально объему льда, погруженного в воду. Это в среднем до 20 метров по всему мировому океану.
Вопрос №6
Механизм функционирования течения Гольфстрим таков: нагретая в экваториальных широтах вода, движется в сторону Северного Ледовитого океана, где, смешиваясь с его холодной водой, она погружается вниз, и возвращается назад. Потепление климата ведет, за счет таяния льдов, к увеличению доли более легкой пресной воды в приповерхностном слое, что затруднит или вообще приостановит процесс ее опускания вниз. Проанализируйте, к каким социальным и политическим последствиям в общепланетном масштабе приведет данный эффект? Выиграет ли от потепления климата Россия, как утверждают некоторые «специалисты»?
Это приведет к не очень благоприятным экономическим и политическим последствиям в общепланетном масштабе. Достаточно сказать то, что остров Великобритания, Ирландия, а также многие прибрежные области мирового океана, которые являются наиболее экономически и политически развитыми окажутся под водой только от повышения уровня мирового океана.
Что касается течения, то его влияние сильно изменит экологическое состояние Европы и севера Евразии, т.к. принесет теплые воды Атлантики в северный ледовитый океан и отогреет замершие территории севера России. Это скажется на климате, здоровье людей и общества, и, как следствие, всех социальных систем, которые не успеют адаптироваться к резким изменениям климата.
Выиграет ли от этого Россия? От «отмораживания» северной территории ее экономические возможности возможно и расширятся, но от этого она не выиграет, т.к. экологические бедствия в большинстве развитых стран, от которых Россия сегодня сильно зависит сильно подорвут и ее экономико-политическую ситуацию.
Вопрос №7
Освещенность от каждой звезды обратно пропорциональна квадрату расстояния до звезды. Плотность звезд во Вселенной достаточно равномерна, то есть количество звезд, от которых с расстояния R приходит излучение, пропорционально его кубу. Таким образом, количество света. Пропорционально R, а так как Вселенная огромна, то небо ночью должно быть не черным, а ярко светиться. Выдвиньте свои гипотезы, почему это не так?
Космическое пространство не есть абсолютная пустота, оно насыщено различными веществами, скоплениями элементов. Свет идущий к Земле от звезд, находящихся на расстоянии миллиардов световых лет отражается от этого вещества, рассеивается в пространстве Космоса. Поэтому небо ночью не светится, т.к. количество света, достигающего земли ничтожно мало.
Вопрос №8
Качественно рассмотрите движение тела, брошенного в отверстие, просверленного сквозь Землю.
Если представить, что в Земле просверлено отверстие и в него брошено тело, то по направлению к ядру Земли оно будет двигаться с ускорением. Не учитывая внутренний температурный режим Земли, движение тела в гравитационном поле под действием только силы тяготения (движение в поле тяжести Земли) называют свободным падением , тогда по 2-му Закону Ньютона: F = m*g, где: m – масса тела; g - ускорение свободного падения.
Т.к гравитационное поле векторное и направлено к центру Земли , то тело достигнув центра, в результате набранной энергии, совершит равнозамедленные колебания и остановится в центре Земли.[1]
Вопрос №9
Используя закон Ньютона, объясните, почему Луна, притягиваясь к Земле, не падает на нее, и ее траектория имеет эллиптический вид.
Первый закон Ньютона гласит: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока воздействие со стороны других тел не заставят его изменить это состояние. Таким образом, в процессе вращения Луны вокруг Земли, последняя по идеи должна притянуть ее. Но этого не происходит т.к. существует сила противодействующая притяжению Земли. Это сила, рожденная инерцией движения Луны. По той же причине ее траектория имеет эллиптический вид, т.к. напряжение, рожденное инерцией движения «вытягивает» орбиту.
Вопрос №10
Объясните, нарисовав схему движение Земли вокруг Солнца, почему бывает лето и зима? В каком полушарии лето теплее, а в каком длиннее?
Каждые 24 часа Земля совершает 1 оборот вокруг своей оси, которая отклонена от вертикали на 23,5°. Из-за этого наклона на Земле, пока она вращается по эллиптической орбите вокруг солнца за 365 дней происходит смена времен года. Благодаря этому наклону, Земля подставляет солнцу то южное, то северное полушарие. Если наклонено северное полушарие, то там наступает лето, а в южном полушарии в это время зима. Если под воздействие солнечных лучей попадает южное полушарие, то там лето, а в северном зима. В северном полушарии лето теплее, т.к. там находится больше суши, в южном полушарии наоборот находится меньше суши, а больше воды. Морские воздушные массы охлаждаются медленнее, потому лето там длиннее.[2]
Вопрос №11
Когда свет падает на предмет, то часть света отражается. Объясните, куда девается остальная часть и как свет взаимодействует с веществом?
Часть света отражается от предмета, остальная часть света поглощается предметом. Так, разная материя имеет разную возможность поглощать свет. Большей отражательной способностью обладает зеркало, лед; больше всего света поглощает вода (около 80%).
Вопрос №12
Когда португальцы приплыли на своих утлых суденышках в 17 веке в Китай, то обнаружили, что там уже имеются огромные корабли водоизмещением до 10000 тонн с бассейнами и достаточно точным навигационным оборудованием. Почему португальцы приплыли в Китай, а не наоборот?
Ответ заключается в том, что XVII век – это век промышленных переворотов, первых попыток буржуазных революций в Европе, что толкнуло общество к освоению новых промышленных ресурсов, поиску обогащения, экспансии.
Кроме того, если посмотреть на религиозную систему Китая и Португалии, то видна принципиальная разница: в последней протестантизм, католичество – религии толкающие человека осваивать мир, искать нового; Китай – восточная религия с ее принципом самосозерцания, познанием внутреннего мира, что изначально не дает импульса к освоению нового мира.
Вопрос №13
Во время возникновения кибернетики и генетики появились десятки наук. Почему представители только этих наук подвергались гонениям в нашей стране?
С середины 30-х годов и вплоть до середины 60-х годов представители кибернетики и генетики в нашей стране подвергались гонениям, так как управленческие кадры, корпус номенклатуры, формировался в основном из обезличенной маргинальной среды: первоначально почти 90% номенклатурных работников различных уровней если и имели какое-то образование, то не выше начального. Недостаток знаний и опыта компенсировался административным рвением и готовностью выполнять любые указания аппарата. К середине 30-х годов усилились консервативно-бюрократические настроения, укоренился принцип личной верности вышестоящему начальству, принцип подбора руководящих кадров основывался не на профессионализме, а на политической лояльности. Появление новых наук заставляло командно-административную систему решительно идти вперед, реформировать действительность, вносить новое в жизнь людей и общества. Но она не способна была к этому, так как ее отличительными чертами являлись – традиционность, консерватизм, неприятие всего нового. Представители кибернетики и генетики подвергались гонениям, наверно, потому что именно эти науки, в большей степени ставили под сомнение философский тезис о выходе человека как социального существа, из под контроля законов природы. Кибернетика и генетика показывали, что человек не имеет приоритета перед другими живыми существами, и точно также как все остальное живое подчинен действию естественно-природных законов. Законы природы одинаково действуют на всех уровнях развития всех форм жизни. А невежественные люди, участвовавшие в управлении государством искренне предполагали, что все проблемы можно решить с помощью постановлений и директив, а не рассуждать о каком-то научном подходе к управлению или о генетическом коде человека. Эти науки подрывали «авторитет» тех, кто управлял страной. Существуют универсальные законы развития и никто не вправе их нарушать, независимо от занимаемой должности.
Вопрос №14
Приведите собственные примеры, показывающие, что знание основ естествознания вам нужно не только для расширения кругозора, но и для понимания процессов, происходящих в обществе.
Например, принятие решений при выборе способа преобразования экономики исходя из двух альтернативных решений: управляемый переход к свободному рынку либо обеспечение условий для свободной конкуренции, когда рынок сам все расставит по местам.
Планирование стратегии хозяйственной деятельности предприятия заключает в себе изучение свойств «внешнего мира», как объекта взаимодействия для снижения неблагоприятных воздействий извне, снижения энтропии и стремления к гомеостазу.
Циклические колебания процессов развития в природе проявляются в человеческой психике и мышлении. Процесс познания включает в себя 2 фазы: анализ – дифференциация и синтез – интеграция. Далее выход на новый качественный уровень, где цикл повторяется, но в большем пространстве и времени.
Вопрос №15
Человек, как homo sapiens, существует на Земле, по крайней мере, не менее миллиона лет. Почему естествознание начало развиваться только в последние два тысячелетия, а основные результаты получены за последние столетие?
Естествознание начало развиваться в последние 2 тысячи лет, т.к. возникла потребность в применении принципов организации природы в практической жизни человека, построении наиболее эффективных моделей социальной жизни. Это заставило людей активно изучать свойства природы, формируя различные науки.
Стремительный скачек в естествознании за последние столетия объясняется сменой общественных формаций и изменением способов производства, что потребовало более наукоемких технологий. Это стимулировало общество к развитию естествознания.
Вопрос №16
Сформулируйте основные концепции современного естествознания и приведите собственные примеры проявления некоторых из них в любой области.
К основным концепциям современного естествознания относятся:
Концепция относительности пространства и времени;
Концепция корпускулярно-волнового дуализма и атомного строения вещества. Примером его могут служить циклические колебания процессов развития в природе, которые проявляются в человеческой психике и мышлении. Процесс познания включает в себя 2 фазы: анализ – дифференциация и синтез – интеграция.
Концепция неопределенности и дополнительности, являющиеся определяющими для квантовой механики;
Концепция фундаментальности случайности;
Концепция необратимости и роста энтропии в закрытых системах. Например, человек, замыкающийся в себе, не взаимодействующий активно с окружающим миром начинает болеть и деградировать, т.е. закрытая система разрушается.
Концепция безграничности эволюции Вселенной;
Концепция иерархичности построения нашего мира;
Концепция структурности в организации биологических объектов;
Концепция биосферы и регулирующей роли биоты;
Концепция эволюции биологических объектов;
Концепция самоорганизации открытых систем;
Концепция системности окружающего мира и нашего познания о нем;
Концепция единства природы и общества и их коэволюционной взаимообусловленности[3]
Вопрос №17
Объясните разницу между экологией и охраной окружающей среды. Может – ли быть экология плохой, если это наука?
Охрана окружающей среды – система мероприятий, направленная на сохранение. Восстановление, предотвращение биосферы.
Экология, с одной стороны, - это наука о биосфере, а с другой стороны, как понятие биосферы, окружающей среды.[4]
Вопрос №18
Рассчитайте подъемную силу ковра – самолета площадью S, который обладает следующими свойствами: молекулы воздуха, попадающие на наго сверху, прилипают и скатываются, а ударяющиеся снизу взаимодействуют обычным способом.
Для создания подъемной силы необходимо движение слоев воздуха сверху вниз, разница между различными скоростями создает подъемную силу
чем больше будет скорость скатывания, тем меньше будет давление воздуха над ковром-самолетом, тем больше будет его подъемная сила.
Вопрос №19
Что физически означает, что вы родились под таким-то знаком, если Земля вращается, а длительность периода, к которому относится этот знак, порядка месяцев?
Это означает, что при движении вокруг Солнца, Земля находится в одном из 12-ти секторов орбиты, каждый из которых направлен к определенному созвездию Зодиака.
Вопрос №20
Откуда взялся кислород, если он химически активен и не мог в свободном виде поступить из недр Земли?
Кислород атмосферы накоплен в результате деятельности растений. Потребовалось 2,5 – 3,0 млрд. лет на создание современного состава атмосферы, содержащей 21% кислорода. Время полного круговорота кислорода в природе около 2000 лет.[5]
Вопрос №21
Производит – ли лес кислород, если при круговороте в биосфере количество вещества сохраняется? Какова главная функция леса?
Лес производит кислород, именно благодаря лесу кислород в природе обновляется каждые 2000 лет. Но кроме этого на него возлагается и другая функция – переработка вредных веществ – газов, очищение атмосферы.
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.
2. Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000.
3. Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Мир, 1999.
5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Феникс, 2002.
6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2002.
[1] Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000. – с. 117.
[2] Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000. – с. 117.
[3] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с.207.
[4] Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2002. – с. 274.
[5] Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Феникс, 2002. – с. 349.