Содержание

1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы «рочдельских пионеров». 3

2. Пайщики – социальная база российской потребительской кооперации. 10

3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ. 14

Список литературы.. 18

1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы «рочдельских пионеров»

Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.[1]

Великобритания

В 50-е годы потребительская кооперация Великобритании была одна из самых мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.

Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г. снизилась до 22%.

Этому послужили четыре основные причины:

1.     Более 30 тыс. кооперативных магазинов были исторически сосредоточены на старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным спросом населения.

2.     Низкий уровень управления. Среди руководителей кооперативов практически не было людей не только с высшим, но даже со специальным образованием.

3.     Ослабление роли центрального союза кооперативов, что нарушило координацию действий отдельных кооперативов. Кооперативное движение стало неуправляемым.

4.     Из-за конкуренции мелкие кооперативы стали разорятся и сливаться в более крупные, но так же экономически слабые (к середине 90-х годов количество обществ снизилось с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед пайщиками привели к ослаблению их заинтересованности в деятельности кооперативов, снизило доверие к руководству.[2]

К середине 90-х годов на долю кооперативного сектора осталось лишь 4% розничного товарооборота.

Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для чего британские кооператоры предприняли следующее:

-       продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь превратилось в розничные объединения;

-       найдена торговая ниша - удобные для населения средние и мелкие размеры магазинов и супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые связи с поставщиками товаров;

-       кооперативные страховые общества и кооперативный банк стали самой сильной частью деятельности;

-       обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в кооперативы, наметился рост числа пайщиков;

-       повысились требования к профессиональной подготовке управленческого персонала.

Германия

После крушения корпоративной экономической системы в Германии была полностью реконструирована система потребительской кооперации. Это позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативных товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек.

Отличием германской потребительской кооперации от потребительской кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав таким образом предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот.

Но результат развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г. германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и 31% оптовых магазинов.

Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный союз, но он не получил достаточной власти от низовых обществ и существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов оказалась убыточной.

Тем временем, управляющие потребительских обществ, пользуясь отсутствием открытости, смогли получить лично для себя большинство акций своих обществ и стали преобразовывать их в акционерные компании. Основой этому послужила многолетняя закрытость информации для пайщиков.

Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в Германии.

В связи с преобразованием кооперативов в фактически акционерные общества к 90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских обществ, объединяющих 650 тыс. человек.

Парадоксально, но объединения кооператоров, которые не перешли в руки предпринимателей и остались верны кооперативным принципам стали сильнее. Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.

 Франция

Исторически сложилось так, что во Франции преобладало региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального уровня.

Сила национального кооперативного движения заключалась в промышленном Севере, в то время как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.

Существовало два основных направления развития розничной торговли: маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.

Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе.

Это привело к проигрышу в конкуренции с другими торговыми предприятиями. Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76.

Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы.

Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков и неумение организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после отказа оптовых поставщиков в снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40% кооперативов, включая центральные органы, прекратили свое существование.

Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и действовали не для своих работников, а для пайщиков, продолжают существовать и действуют успешно (например, кооператив "Эльзас").

 Швейцария

Швейцарское кооперативное движение представляет собой пример "неклассического" развития потребительской кооперации.

Законодательно воспрепятствовав открытию новых филиалов, движение расширялось путем открытия новых магазинов и системы самообслуживания.

К началу 60-х годов насчитывалось 468 основных обществ, объединяющих свыше 4 млн. членов и владеющих более 2 тыс. магазинов.

В 70-х годах швейцарские кооператоры (как и кооператоры большинства европейских стран) отказались от получения дивидендов и перешли на политику низких цен. Был взят курс на укрупнение потребительских обществ и к 1983 г. их число сократилось до 41.

Как же было достигнуто единство кооперативного движения?

Основные факторы:

-       аполитичность кооперации;

-       юридически независимые кооперативы неформально зависели от центрального союза швейцарских кооперативов "Швейцарский кооператив" и уже формально исключались из кооперативного движения в случае невыполнения ими общепринятых кооперативных принципов.

Концентрация и укрупнение выражается в слиянии различных видов и отраслей кооперативов с перспективой создания единых целевых организаций. Вертикальная и горизонтальная интеграции сопровождаются сокращением абсолютного числа кооперативных организаций с целью концентрация экономических возможностей.

В результате укрупнения оборот швейцарских кооперативов в расчете на 1 магазин возрос на 45%.

Наиболее полное представление о кооперации Швейцарии можно частично получить, рассмотрев единственный фактор - конкуренция.

Основатель швейцарской потребительской кооперации Г. Датвейлер начал свою деятельность с сети передвижных магазинов. Используя агрессивную политику и рекламу, он выстроил большую розничную сеть и начал производство собственной продукции: фруктовых напитков, йогуртов, кексов и т.п., причем использовал свою торговую марку.

Уйдя в политику, он передал руководство возглавляемой им компании "Миграс" своему сыну.

М. Датвейлер, сам являясь крупным капиталистом, фанатически верил в принципы рочдельских пионеров и преобразовал компанию в потребительский кооператив, и если быть более точным, в 12 региональных кооперативов.

Основные принципы рочдельских пионеров представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные принципы кооперативных обществ следующие[3]

1. Открытое членство

Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент.




2.Распределение прибыли


Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.


3. Выплата процента на

акционерный капитал

Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.


Не связанный традициями старого кооперативного движения, имея мощный капитал (13,5 млн. франков) и используя предпринимательские методы, кооператив стал быстро развиваться.

К 70-м годам кооператив имел свой банк, 20 заводов (в том числе свой нефтеперерабатывающий завод и сеть заправочных станций), число служащих увеличилось до 29 тыс. человек.

Потребители достаточно легко могли стать пайщиками - цена акции была лишь 10 франков. Более того, пайщики получали право открывать свой магазин. Поэтому очень быстро число пайщиков достигло 872 тыс. человек, а "Миграс" имел 9,4% доли рынка.

С 1971 г. участие работников в управлении кооперативом поддерживалось через выпуск "М - акции участия", которые должны быть выплачены в случае увольнения или ухода на пенсию. С 1977 г. работники в обязательном порядке включались в руководящие органы кооператива.

Не являясь членом МКА, "Миграс" выполняет все его принципы, размещая 1% оборота на культурные и общественные цели, субсидируя до 30% оплаты своих студентов.

Выполняя кооперативные принципы заботы об обществе, "Миграс" остановил продажу неперерабатываемых бутылок, прекратил использование нитратов и пестицидов в производстве своих продуктов, наладил выпуск менее вредного бензина, исключил использование пластиковых сумок и т.п.

Читая удручающую историю многих стареющих кооперативных движений можно сделать вывод, что настоящий успех - это кооперация между мелкими предприятиями.

Мощь потребительской кооперации - это преданность пайщиков на местах, небольшие, но удобные магазины, внимание к общественному мнению. Эти факторы гораздо более важны, чем прибыль.

Пример Италии показывает, что, имея время и хоть какое-либо убежище от конкуренции, даже самое старое кооперативное движение может стать более современным и отстаивать свою уместность.

Пример Швеции показывает, что даже столкнувшись с эффективной конкуренцией, кооперативное движение может ответить на вызов.

Пример "Мигроса" показывает, как потребительская кооперация не препятствует росту динамизма ориентированных на потребителя отдельных обществ и, как многие кооперативные движения, самостоятельно перерастают в процветающие современные предприятия.

В то же время пример национальных потребительских коопераций Австрии, Нидерландов или Бельгии демонстрируют опасность: они не смогли устоять перед натиском предпринимателей, были поглощены ими и фактически перестали существовать в прежнем виде. Сегодня они представляют скорее акционерные общества, чем истинные кооперативы.


2. Пайщики – социальная база российской потребительской кооперации

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.[4]

Российская кооперация объединяет свыше 10 млн. пайщиков. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 1997 г и дополнения 2002 г официально закрепили за пайщиками статус хозяина потребительской кооперации и способствовали дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы. Изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле.[5]

Рост социальной базы означает увеличение объемов деятельности, улучшение обеспечения оборотными средствами, наращивание социально-экономического потенциала потребительской кооперации.

Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении.

Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство.

Пайщики потребительского общества имеют право:

-       вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

-       участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

-       получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

-       приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

-       пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;

-       сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

-       быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;

-       получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

-       пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

-       получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

-       обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

-       обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.[6]

Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пайщики потребительского общества обязаны:

-       соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

-       выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

Членство в потребительском обществе прекращается в случаях:

-       добровольного выхода пайщика;

-       исключения пайщика;

-       ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком;

-       смерти гражданина, являющегося пайщиком;

-       ликвидации потребительского общества.

Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается советом общества. Выход пайщика осуществляется в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации РФ» или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса о его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть предоставлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества.

В случае смерти пайщика его наследники могут быть приняты в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. В противном случае потребительское общество передает наследникам его паевой взнос и кооперативные выплаты.

Пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.

Уставом потребительского общества может быть предусмотрена выдача паевого взноса в натуральной форме в случаях, если паевым взносом были земельные участки или иное недвижимое имущество.

Наследникам умершего пайщика его паевой взнос и кооперативные выплаты передаются в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества. Право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков указанным наследникам не передаются.


3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ

Кооперативные принципы представляют собой совокупность нравственных основ организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сфер кооперативной деятельности.

По своему содержанию кооперативные принципы делятся на экономические и социальные. Основой устойчивости кооперативов служат экономические принципы такие, как членство, экономическое участие членов, автономия и независимость, забота об обществе. Социальные принципы: добровольность, профессиональная подготовка, информация, управление и контроль со стороны пайщиков; они направлены на создание благоприятных условий для реализации экономических принципов на практике. При невыполнении социальных принципов кооперативы перерождаются в предпринимательские хозяйства. При невыполнении экономических принципов кооперативы разоряются. Поэтому экономические и социальные принципы тесно взаимосвязаны, ориентированы на решение единых задач. Только при этих условиях они могут влиять на устойчивую деятельность кооперативов и систему потребительской кооперации в целом.

Основные принципы создания и деятельности потребительского общества регламентируются Законом РФ «О потребительской кооперации РФ».[7]

Согласно данному закону потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

-       добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

-       обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

-       демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

-       взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

-       ограничения размеров кооперативных выплат;

-       доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

-       наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;

-       заботы о повышении культурного уровня пайщиков.[8]

Таким образом, кооперативным преимуществом являются ценности и принципы кооперативного движения, нравственные ценности в бизнесе и в жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации. Кооперативное движение основывается на принципах, выработанных в результате его почти двухсотлетней истории.

Перечисленные кооперативные принципы, которые установлены законодательно можно свести к следующим положениям:

-       Первый принцип: добровольное и открытое членство. Этот принцип закрепляет положение о том, что кооперативы – это добровольные, открытые для всех людей организации, способные взять на себя ответственность за оказание услуг без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и религиозной принадлежности.

-       Второй принцип: демократический контроль со стороны членов кооператива. Кооперативы являются демократическими организациями контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в разработке политики и принятии решений. Члены кооператива пользуются одинаковым правом голоса (один член - один голос). Все избранные представители подотчетны членам кооператива. Кооперативы принадлежат своим членам, а избранные руководители ответственны за свои действия перед пайщиками во время выборов и в течение всего периода действия их мандата.

-       Третий принцип: участие членов кооператива в экономической деятельности. Он предусматривает финансирование кооператива его членами в виде вступительных и паевых взносов. Кооператоры могут получать дивиденды на взносы. Большую часть прибыли члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их экономическому участию в работе кооператива; развитие других видов деятельности. Учитывая, что вступительных и паевых взносов бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков. Но эти вклады не имеют никаких преимуществ (дополнительного права голоса, права управления или контроля, права на долю любых прибылей). Такие инвестиции носят форму сберегательных вкладов, а их вкладчики могут рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за вложенный капитал.

-       Четвертый принцип: автономия и независимость. Кооперативы – это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. В Российской Федерации отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим субъекты РФ неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.

-         Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация. Этот принцип сформулирован так: кооперативы дают образование и обучают своих членов избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

-       Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами. Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

-       Седьмой принцип: забота об обществе. Этот принцип интерпретируется так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.[9]

Список литературы

1.     Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. от 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. Справочная система Гарант.

2.     Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)  в Российской Федерации»» 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)  – Справочная система Гарант.

3.     Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.

4.     Камаев В.Д. Основы потребительской кооперации. - М.: Владос, 2004.

5.     Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения. М., 2002.

6.     Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.



[1] Камаев В.Д. Основы потребительской кооперации. - М.: Владос, 2004. – с. 37.

[2] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения. М., 2002. – с. 49.

[3] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения. М., 2002. – с. 69.

[4] Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)  в Российской Федерации»» 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)  – Справочная система Гарант.. – ст.1

[5] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 349.

[6] Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)  в Российской Федерации»» 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)  – Справочная система Гарант. – ст.11

[7] Камаев В.Д. Основы потребительской кооперации. - М.: Владос, 2004. – с. 211.

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)  в Российской Федерации»» 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)  – Справочная система Гарант. – ст. 4.

[9] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 358.