Оглавление
Введение. 3
1. Понятие психологического стресса и его разновидности. 5
1.1. Определение психологического стресса. 5
1.2. Различные типы стрессов. 7
2. Объективные причины возникновения психологического страха. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы.. 14
Введение
Термин «стресс» используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений. Сути данного понятия уделено довольно большое количество внимания и в дальнейшем будут приводиться наиболее распространенные его толкования. Стоит отметить, что и на сегодняшний день не всегда в литературе четко разграничивают понятия дистресса, напряжения, стресса, эмоционального стресса, тревожности и т.д., что еще более усложняет изучение этой достаточно сложной проблемы.
С понятием «стресса» связаны и иные понятия, такие как напряжение, тревога и т. п. Как полагает Д. В. Ковпак, «тревога возникает, когда индивид воспринимает конкретную ситуацию или раздражитель как несущие в себе потенциально или актуально элементы угрозы, опасности, вреда»[1]. Тревожное состояние может меняться по интенсивности и во времени как функция степени стресса, которому подвержен индивид.
С подобным положением согласовано и понимание стресса в качестве совокупности воздействий внешнего характера (стресс-факторов), воспринимаемые личностью как повышенные требования и создающие угрозу ее самооценке, самоуважению, что приводит к соответствующей эмоциональной реакции (состояние тревоги) разной интенсивности. Склонность к подобной эмоциональной реактивности можно характеризовать как личностную тревожность.
Стресс характеризуется развитием и имеет логику собственного развития. Последствия для человеческого организма при развитии стресса могут быть самыми различными.
Целью данного реферата является анализ объективных причин возникновения психологического стресса.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- дать понятие психологического стресса;
- рассмотреть различные виды психологического стресса;
- проанализировать основные объективные причины стресса.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие психологического стресса и его разновидности
1.1. Определение психологического стресса
В современной жизни стрессы имеют большое значение. Они воздействуют на человеческое поведение, его способность к работе, здоровье, межличностные и семейные отношения.
Что есть стресс, как можно наиболее верно дать его научное определение?
Стресс являет собой состояние чересчур длительного и сильного психологического напряжения, возникающее у человека, когда его нервная система оказывается эмоционально перегруженной.
Наиболее распространенным определением следующее:
Стресс - это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое. [2]
Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.
Каждое факт, событие или сообщение может привести к стрессу, т.е. являться стрессором. Стрессорами могут выступать самые различные факторы: вирусы и микробы, разные яды, низкая или высокая температура окружающей среды, болезнь и т.д.
Но стоит отметить тот факт, что подобными же стрессорами могут являться и всякие эмоциогенные факторы, т.е. факторы, которые влияют на эмоциональную сферу жизни человека.
Это все, что может вызвать в нас волнение, грубое слово, несчастье, незаслуженная обида, неожиданное препятствие нашим стремлениям или действиям.
Притом, выступит какая-либо жизненная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, самооценки и т.д. Особенно огромную роль играют конечно, оценивание угрозы, ощущение ужасных последствий.
Значит, само переживание и возникновение стресса зависит и от объективных, и от субъективных факторов, от личностных особенностей самого человека: оценивании им ситуации, сопоставления собственных способностей и сил с теми требованиями, что к нему предъявлены и т.д.
Стрессовые ситуации могут возникнуть как дома, так и на работе. С точки зрения управления, большую заинтересованность вызывают факторы организации, вызывающие стресс на рабочем месте.
Потому при изучении стресса так важно знать причины, которые его вызвали. Это поможет предотвратить множество стрессовых ситуаций и увеличить качество жизни множества людей, а также добиться большей гармонии в межличностных и семейных отношениях.
Ведь именно стресс приводит ко многим заболеваниям, а значит, наносит серьезный урон человеческому здоровью, тогда как здоровье - одно из самых важных условий плодотворной и счастливой человеческой жизни.
Потому важно рассмотреть и личностные факторы, которые вызывают стресс. Кроме причин возникновения стрессов, многие ученые подвергают анализу состояние организма во время стресса - стрессовое напряжение, его главные причины и признаки.
Всякая неожиданность, нарушающая привычный ход жизни, может стать причиной стресса.
Трудно обнаружить научный термин, которым пользовались бы так же часто, как словом "стресс". При употреблении данного термина люди обычно дают понять, что находятся в нервном напряжении, что они подавлены или утомлены . Между тем, стресс – это вовсе не болезнь, а средство, с помощью которого организм ведет борьбу с отрицательными воздействиями.
Иногда стресс может оказать положительное влияние, поскольку в случае необходимости помогает задействовать ресурсы человеческого организма. Но чрезмерные стрессы могут вести к истощению, которое может привести к физическим и психическим заболеваниям.
Стресс - часто встречающееся и обычное явление. Незначительные стрессы безвредны и неизбежны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для организаций и индивидуумов.
Стресс – это неотъемлемая частью существования человека. Необходимо лишь научиться отличать допустимую степень стресса от слишком большого стресса.
1.2. Различные типы стрессов
Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная Р.Т.Won
межличностный стресс;
личностный стресс;
внутриличностный стресс;
рабочий стресс;
семейный стресс;
экологический стресс;
общественный стресс.
финансовый стресс;
Понижение ресурса помогает увеличению уязвимости к разным расстройствам, связанным со стрессом, а именно: страх, отчаяние, тревога, депрессия.
Внутриличностный стресс. Множество наших требований к окружающему миру и его влияния на нас связаны с данным типом стресса. Данная область своеобразная центробежная сила, оказывающая воздействие на все области нашей жизни.
Если мы не в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание, смятение проявляется в отрицательном отношении, влияниях на внешнюю среду и нарушениям межличностных взаимосвязей.
В данную категорию стресса могут входить такие события, как нереализованные потребности, несбывшиеся ожидания, бесцельность и бессмысленность поступков, неадекватность оценки событий, болезненные воспоминания и т.п.
Межличностный стресс взаимодействует с конкретными сферами жизни. Поскольку любому человеку приходится все время решать разнообразные общественные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с иными лицами и «его оценка существенно воздействуют на наше переживание, восприятие, отношение к событиям и становятся проблемами в межличностных отношениях»[3].
Личностный стресс относится к тому, что делает личность и что с ней происходит, когда он не исполняет, нарушает конкретные предписанные общественные роли, такие как роль мужа, родителя, служащего и т. п.
Он может проявиться вследствие таких явлений как проблемы со здоровьем, сексуальные трудности, плохие привычки, старение, скука, уход на пенсию.
Семейный стресс вмещает в себя все проблемы в семье и семейных отношениях – супружеские проблемы, конфликты между поколениями, работа по дому, болезнь и смерть в семье, жизнь с молодежью, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с повышенной нагрузкой по работе, отсутствием самоконтроля за результатом деятельности, неопределенностью ролей и ролевым конфликтом. Плохая защита от опасностей на работе, несправедливое оценивание труда, нарушение организации может привести к стрессу.
Социальный стресс можно отнести к проблемам, которые переживают, испытывают огромные группы людей, - к примеру, спад экономики, банкротство, бедность, расовое напряжение и дискриминация .
Экологический стресс можно объяснить влиянием экстремальных условий внешней среды, ожиданием подобного воздействия или его последствий – загрязнение воды и воздуха, суровые условия погоды, недоброжелательство соседей, толкотня, повышенная степень шума и т. п.
Финансовый стресс не нуждается в разъяснениях. Невозможность оплаты счетов, не обеспечение расходов доходами, затруднения в выплате долга, несоответствие степени зарплаты результатам деятельности, возникновение финансово необеспеченных и дополнительных расходов, эти и иные обстоятельства могут явиться причиной стресса.
Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи
с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
2. Объективные причины возникновения психологического страха
Вопрос об объективных причинах возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. В основном психологии склонны к выделению следующих объективных причин возникновения стресса
- условия жизни и работы (постоянные компоненты нашей жизни, причем не всегда люди имеют возможность их перемены):
- локальные – относятся домашние бытовые проблемы (плохое отопление, неработающий лифт, перебои в водоснабжениии т.д.) изматывающая, тяжелая работа и проблемы с транспортом;
- глобальные - представлены загрязнением экологии. При этом часто вредные факторы среды обитания приводят к стрессу не за счет прямого воздействия на организм;
-взаимодействие с иными людьми: отношения с людьми близкими (эмоциональные); профессиональные отношения (рациональные); конфликты с незнакомыми людьми.
- экономические и политические факторы:
- экономические – высокие расходы и низкие доходы;
- политические – невыгодное экономическая законодательная база и неэффективная политическая власть.
- чрезвычайные обстоятельства
- социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
- криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
- заболевания
- несоответствие программ генетики современным условиям. На сегодняшний день учеными твердо установлено, что «множество ответных реакций на физические и биологические воздействия несут рефлекторный характер и запрограммированы генетически на уровне ДНК»[4].
- стресс от осуществления отрицательных родительских программ. Часть поведенческих программ вкладывается в детскую голову его родителями, учителями или иными лицами, пока его сознание еще достаточно внушаемо. Данные программы называют "жизненными принципами", "неосознанными установками" или "родительскими сценариями", и они могут иметь большое значение в дальнейшей жизни индивида. Данные установки могут быть вполне полезны для маленького ребенка, но по мере его взросления и перемены жизненных условий они могут усложнять жизнь, делая неадекватным поведение и вызывая стрессы.
- когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты. Как мы уже было выяснено ранее, источником большинства стрессов являются человеческие эмоции, провоцирующие его на внезапные реакции вопреки разуму, пытающемуся рационально и спокойно оценить какую-либо ситуацию. Однако бывает и так, что разум подыгрывает чувствам, находя для оправдания алогичных человеческих поступков псевдологичные" объяснения. По мере освоения внешней среды в каждом человеческом сознании формируется конкретная "виртуальная" картина окружающего мира, описывающая и объясняющая все, что происходит с другими людьми и ним самим, а также со всем остальным миром.
Если же реальность противоречит с нашим представлением о должном и возможном, то может появиться стресс, притом довольно сильный.
Если какое-либо событие невозможно описать в системе представлений, существующих у человека о мире, то он крайне нечасто меняет модель мира. Гораздо чаще человек или творит дополнительные конструкции, которые укрепляют модель, или же игнорирует реальный мир.
Заключение
Термин «стресс» используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений. Сути данного понятия уделено довольно большое количество внимания и в дальнейшем будут приводиться наиболее распространенные его толкования. Стоит отметить, что и на сегодняшний день не всегда в литературе четко разграничивают понятия дистресса, напряжения, стресса, эмоционального стресса, тревожности и т.д., что еще более усложняет изучение этой достаточно сложной проблемы.
Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная Р.Т.Won
1. межличностный стресс;
2. личностный стресс;
3. внутриличностный стресс;
4. рабочий стресс;
5. семейный стресс;
6. экологический стресс;
7. общественный стресс.
8.финансовый стресс;
Соответственно среди объективных причин стресса целесообразно будет выделить следующие причины:
- условия жизни и работы
- локальные
- глобальные
-взаимодействие с иными людьми
- экономические и политические факторы:
- экономические – высокие расходы и низкие доходы;
- политические – невыгодное экономическая законодательная база и неэффективная политическая власть.
- чрезвычайные обстоятельства
- социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
- криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
- заболевания
- несоответствие программ генетики современным условиям.
- стресс от осуществления отрицательных родительских программ.
- когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты.
Последние три фактора некоторые ученые относят к числу субъективных факторов.
Список использованной литературы
1. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 - 464 с.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.
3. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.
[1] Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – С. 110
[2] Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – С. 900
[3] Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 – С. 205
[4] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – С. 500