Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы

135

В США в результате структурной перестройки экономики годно вытесняются из производства от 1 до 2 млн работников, ессиональная переподготовка которых, особенно лиц стар-возрастов, крайне затруднена. В странах с переходной эко-кой, включая Россию, в 90-е гг. происходило массовое пере­де ние работников профессиям, пользующимся спросом в ры-■юй системе (бухгалтер, аудитор и др.).

5.3. Мировой рынок труда и международная

Масштабы международной миграции рабочей силы

ы международной миграции рабочей силы неуклонщ ередине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчи^ 'коло 30 млн трудящихся-мигрантов. С учетом члено| сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и бе-< щая численность мигрантов была выше в 5—6 раз| мире переезжало из страны в страну в поисках работ лн человек в год. Немалую часть этих потоков состав*! альные мигранты. Так, в Западной Европе насчитыва-f iee 3 млн нелегальных иммигрантов, а в США их чис? ценивается в 4,5 млн человек.

явлением стало постепенное стирание граней ме> „, тринимающими и поставляющими рабочую силу. В сен условиях все большее число стран вовлекаются в щ. эеменной эмиграции и иммиграции населения. Напрь я, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнител! были только странами эмиграции, в последнее вре» имать трудовых мигрантов. В одной только Италии наЯ я 1 — 1,5 млн иностранных рабочих, значительная част ходится в стране нелегально.

ический рост в этих странах привел к созданию боль| новых рабочих мест, а соответственно — к определен! шению безработицы. Повышение благосостояния на* ачительно снизило привлекательность тяжелого, .... ■о труда для местных работников; в образовавшуюся зуда этих стран нишу устремились иммигранты.

изошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с иысоким уровнем образования и профессиональной квалифика­ции («утечка умов»). В последние годы на мировом рынке труда и рослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высо­коквалифицированных специалистов. До распада СССР основ­ными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — (>ыли Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран — членов СНГ, 11снтральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной сто­роны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специаль­ностей, сэкономив при этом на их подготовке.

Направления международной миграции рабочей силы

Во второй половине XX в. сложилось несколько центров при-шжения трудовой миграции.

1. Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитыва­юсь свыше 20 млн иммигрантов. Высокоразвитые страны (Гер­мания, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) при-иискают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Пор-талия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия. нывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. При-юк иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оцени-пился в 180 тыс. человек в год.

Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей i плы в странах Западной Европы, % к общей численности заня-u.ix: Люксембурге — 30,0; Швейцарии — 29,6; Германии — 8,0; U-льгии — 7,5; Австрии — 6,2; Швеции — 5,8; Франции — 5,2: Англии — 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдер-i пвать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по сле-|ующим соображениям:

•    необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

•    перемещение производств, использующих работников низ- i он квалификации, в развивающиеся страны и государства с пере- \п.'шой экономикой, где оплата труда значительно ниже;

недовольство определенных слоев населения, особенно ра-невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда роны иммигрантов.

Нефтедобывающие страны Западной Азии. [ентр притяжения международной трудовой миграции воз-гередине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале \ оценивалась в 5—6 млн человек. Иммигранты прибывают 1арства Персидского залива из близлежащих арабских стран га, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной , Филиппин.

странах Персидского залива отмечена самая высокая в; юля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %'% — 92, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Ара-*1 60, Бахрейн — 51. повременно в соседних странах достигнут самый высо-j дельный вес экономически активной части населения,'' нощей за рубежом, % от общей численности населения: ie — 7,3; Египте — 5,2; Турции — 4,3; Пакистане — 3,8. Еще [ центром миграции (формально этнической, но по сутт огом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середи-| -х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. че-

США и  Канада. Общая численность трудовых мигран* США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн человек,| ж иммигрантов в США и Канаду в указанный период оце«| ся в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в СШ/ шется на два потока: низкоквалифицированная рабоча; [рибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филипч высококвалифицированные работники иммигрируют из За'* й Европы, России, а также Индии.                     ]

лснейшими целями иммиграционной политики США и является поощрение притока зарубежных менеджеров, элит пециалистов, высококвалифицированных рабочих, а такхо торов (иммиграция разрешается при условии инвестировав

экономику данной страны определенной суммы).       '

асштабы трудовой иммиграции определяются жестким! 1ми иммиграционных квот для страны в целом и по профссг льным группам. Так, в соответствии с законодательство»

1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыо вых мигрантов, в основном высококвалифицированные ciiej |сты, ученые редких специальностей.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Влияние миграции рабочей силы на страны-импорт полом положительное. Страны, принимающие иностранщ |>очую силу, используют ее как важный фактор развития г иодства, особенно отраслей, недостаточно привлекательнь местных работников.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вре низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей Нередко без привлечения иммигрантов невозможно норма функционирование некоторых отраслей национальной эко) in — строительства, автомобильной промышленности, с услуг.

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым м,1м проводить перемещение национальной рабочей силы • чкотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех сею иi куда уходят местные работники.   Работники-иммиграг |ц>|ц,шинстве принимающих стран рассматриваются как о.г ценный амортизатор в периоды ухудшения экономической И'пктуры — иностранцы теряют работу первыми.

Предприниматели стран, принимающих иностранную мую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигр i пк- и потому, что готовность иммигрантов трудиться за ср; и 'ii.iio низкую по стандартам данной страны заработную но мюляет сдерживать рост оплаты труда местных работнике многих развитых странах функционирует двойной рынок i и.i одном идет купля-продажа национальной рабочей силы — инфицированной и высокооплачиваемой,  а  на другом — i ф.шной, которая согласна выполнять тяжелые и непрести: 1'.||>огы, к тому же по более низким расценкам.

Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высок инфицированных специалистов технического профиля (про: Mm ion, электронщиков, ученых в области естественных г IIси пом страны-реципиенты исходят из того, что высокок фппироианные иностранные специалисты и исследователи i иимысить конкурентоспособность их продукции, способств I» погнию новых производств.

Иммиграция высококвалифицированных кадров позв< принимающим странам экономить значительные средства на

алистов США сэкономили в сфере образования и науки за период] 1965—1990 гг. не менее 15 млрд долл.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, пос­ледствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на! рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению! реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Страны — экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередьЦ ряд выгод. Прежде всего эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов! от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получав в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан зна-j чительные суммы. Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд долл. в год: в Португалии — 3,6; Египте — 3,5i Испании — 2,6; Индии — 2,4; Пакистане — 2,4; Турции — 2,2jjj Израиле — 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов толь^ ко из развивающихся стран на родину оценивалась примерно 40 млрд долл. К тому же помимо денежных переводов трудовь мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности сбережения и средства производства на сумму, примерно равн> предыдущим переводам.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных квалифицированных работников. Нередко такая форма эмигр ции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интел лектуального потенциала страны-донора.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Целью государственного регулирования трудовой мигращ населения является достижение желательного для принимающе страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работнике из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляет посредством двусторонних и многосторонних межправительс венных соглашений. Эти соглашения определяют численное мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состоят здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с ГермЙ нией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудов миграции россиян в данные страны.

пий на въезд трудовых иммигрантов:

•    профессиональная квалификация (наличие дип деленный стаж работы по специальности);

•    возрастной ценз;

•    состояние здоровья (запрет на въезд наркоман! СПИДом и психическими заболеваниями);

•    социальные и политические ограничения (не , иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные пр л также членов партий тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного per трудовой миграции является количественное квотир тконодательное установление максимальной доли и рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельн и предприятий. При этом стремясь не допустить имм •нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего и Африки), страны-реципиенты устанавливают кол* квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграци

•    уплату иммигрантами пошлины за трудоустро]

•    первоочередной прием иммигрантов, осуществ исстиции в экономику страны-реципиента;

•    налог на предпринимателей, использующих iрантов;

•    ограничение времени пребывания иностранн ков в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать про иые и отраслевые ограничения на использование ино< иочей силы в форме запретов. Явные запреты прям профессии, которыми иностранцами заниматься не ограничения действуют в форме приоритетных пр( может использоваться иностранная рабочая сила (pez 1 пи, специалисты высшего класса, работники новы: нелогичных 'отраслей, работники, претендующие не чикаемую, непрестижную, тяжелую и вредную работ

Развитые страны под давлением профсоюзов и п партий, которые считают трудовую миграцию главт *>(.- фаботицы среди местного населения, реализуют i i имулирования реэмиграции. В рамках этих nporpai и> гея либо денежные выплаты иммигрантам при д< \ нольнении с работы и отъезде на родину, либо спец

inajmntui иид1 v

а бы им претендовать на более высокооплачиваемую и пре­ да работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию' 1ев из Северной Африки.                                   ;

том же направлении действуют программы экономической i и развитых стран регионам массовой эмиграции (создание [ дах-донорах новых предприятий с целью приостановить потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов им- 4 [там, желающим открыть на родине собственные предпри-1

эбальные последствия международной миграции рабочей силы

ждународное перемещение рабочей силы, с одной стороны,^ гя мощным фактором экономического развития. Миграция! чивает перераспределение трудовых ресурсов в соответст-| ютребностями наиболее динамично развивающихся стран,! : концентрации активного и предприимчивого населения! ых экономических центрах, позволяет освоить новые райо* [X природные ресурсы, способствует повышению матери-j о благосостояния и росту профессионального уровня де-1 миллионов людей. Международная миграция населения! важную роль в демографическом и экономическом разви-| цельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, ина). Так, население Израиля увеличивается в значитель-гпени благодаря притоку иммигрантов, ругой стороны, миграция населения ведет к чрезмерном} ганию крупных городов в странах-реципиентах, демогра-:ому старению и феминизации населения в странах-доно-1! ;аптация иммигрантов к новым условиям почти всегда со* сдается значительными трудностями, а нередко и конфлик-j [а этнической и конфессиональной основе. Результатол ой эмиграции может стать депопуляция (сокращение ти населения), что происходило в Ирландии, Греции, \ в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост ранах.

Россия и международная трудовая миграция

:сия вышла на международный рынок труда на рубеже 80-В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть       J

Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остал] часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в стр; Западной Азии.

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой : иификации российских трудовых мигрантов может стать важ] фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча ] с и неких трудовых мигрантов, выезжающих на работу за гран] могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн долл.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-: шачительно большее распространение, чем отъезд россиян ш работки. В середине 90-х гг. в России ежегодно было занято 2 (00 тыс. легальных иностранных рабочих (281 тыс. человек 1()95 г., 240 тыс. человек — в 1997 г.), а с учетом нелегальной миграции и теневого (незарегистрированного) использова иностранной рабочей силы общая.численность трудовых им i рантов в России оценивается в 400—500 тыс. человек.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию и с I ранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не с и,тает существенного влияния на российский рынок тр vдельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5—2% заня! населения. Однако более весомо влияние иностранных работ ков на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской, Белгор i кой, Тюменской областей, Приморского края).

Приток в Россию иностранных работников позволяет реп iадачу заполнения свободных рабочих мест, на которые дал иловиях растущей безработицы не идет местное населен < 'выше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты ма квалифицированными, непрестижными и тяжелыми вид; Фуда. Так, в 1996 г. 60% иностранной рабочей силы было зан и строительстве, 8,9% — в сельском хозяйстве, 7% — на трансп

И- И Т.Д-j

Выводы

1. Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном воз[ и-, работающих лиц пенсионного возраста и работающих подростков п)/ке трудоспособного возраста.

2. Вследствие существенных различий в темпах прироста населе || последнее время усилилась диспропорция в распределении населе mi -жду основными группами стран. Это ведет к концентрации трудо

 мира в развивающихся странах.