Содержание


Задание №1. Экономические отношения в системе здравоохранения 3

Задание №2. Способы оплаты медицинских услуг 9

Задание №3. Определение предотвращенного экономического ущерба после проведения лечебно-профилактических мероприятий_ 14

Задание №4. Составить тестовые задания с единственно верным (неверным) ответом по теме «Финансирование здравоохранения»_ 16

Список литературы_ 18

Задание №1. Экономические отношения в системе здравоохранения


Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на три системы - государственную, муниципальную и частную - требует более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов управления и учреждений здравоохранения. Между тем специальных законов пока нет. Концепция законопроекта "О здравоохранении в Российской Федерации" предусматривает установление правовых основ единой системы здравоохранения России. Он предполагает охватить все основные аспекты организации, финансирования и оказания медицинской помощи.[1]

Система здравоохранения (здравоохранение) Российской Федерации — система отношений, целью которых является охрана здоровья человека посредством организации и оказания медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а также организации предоставления и  предоставления сопутствующих товаров, работ и услуг.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации целями управления здравоохранением Российской Федерации являются:

1) создание условий, обеспечивающих реализацию права на бесплатную медицинскую помощь, как неотъемлемую часть достойной жизни;

2) создание условий, обеспечивающих доступность платной медицинской помощи в частной системе здравоохранения в целях свободного развития личности;

3) поощрение развития добровольного медицинского страхования, как части добровольного социального страхования;

4) обеспечение равенства граждан в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе, на бесплатную медицинскую помощь, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

5) осуществление иных мер по защите, в том числе по обеспечению действия прав и свобод человека и гражданина в системе здравоохранения.

Управление здравоохранением Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Основными задачами управления здравоохранением в Российской Федерации являются:

 1) реализация федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения;

2) принятие мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, развитию физической культуры и спорта;

4) недопущение сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

5) осуществление мер по развитию обязательного медицинского страхования и по поощрению конкуренции в нем;

6) осуществление мер по поощрению конкуренции в добровольном медицинском страховании и в частной системе здравоохранения;

7) обеспечение оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов, страховых взносов и иных поступлений в соответствии  со стандартами, нормативами и формулярами для медицинской помощи;

8) развитие государственных и муниципальных имущественных и иных комплексов, включая финансовые ресурсы, использующихся в решении задач оказания бесплатной медицинской помощи для обеспечения равенства граждан в отношении права на бесплатную медицинскую помощь.

В процессе функционирования системы здравоохранения между участниками возникают экономические отношения, основной смысл которых заключается в финансировании здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

·        финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных правительством РФ и местной администрацией;

·        обеспечения профессиональной подготовки кадров;

·        финансирования научных исследований;

·        развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

·        субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

·        оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

·        финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

·        оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

На территории Новосибирской области органами исполнительной власти совместно с Областным фондом обязательного медицинского страхования поиски повышения эффективности здравоохранения являются процессом непрерывным. Основные задачи администрации Новосибирской области в части экономики здравоохранения следующие:[2]

1) Обеспечение дальнейшего укрепления материально-технической базы госпиталей для участников войн N 1, N 2 и N 3, дополнительное финансирование лекарственного обеспечения, зубо-, слухо- и глазопротезирования.

2). Реализация областных целевых программ по снижению заболеваемости артериальной гипертонией; совершенствованию системы профилактики, выявления и лечения злокачественных новообразований и болезней крови; улучшению медицинской помощи больным сахарным диабетом и его осложнениями; профилактике, своевременному выявлению и эффективному лечению туберкулеза, ВИЧ-инфекции, СПИДа и наркомании.

3) Создание единой территориальной системы медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, психические заболевания, заболевания, передаваемые половым путем, СПИД, наркологические заболевания).

4) Переход от сметного финансирования лечебно-профилактических учреждений, оказывающих социально значимые виды медицинской помощи, к гарантированному государственному заказу на объемы медицинских услуг с оплатой по конечному результату.

5) Структурно-функциональная реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений с приоритетным развитием амбулаторно-поликлинических видов медицинской помощи, формирование и развитие системы первичной медико-санитарной помощи населению на основе развития участковой терапевтической службы и общих врачебных практик.

6) Обновление основных фондов и материально-технической базы учреждений здравоохранения, оснащение их современным медицинским оборудованием.

7) Предупреждение распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

8) Повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения за счет интенсификации лечебно-диагностического процесса и сокращения сроков пребывания больных в стационарах.

9). Поэтапный переход к общей врачебной практике в амбулаторно-поликлинических учреждениях районов области и города Новосибирска в течение 2005 - 2006 годов с изменением порядка финансирования участковой службы, предусмотрев меры материального стимулирования медиков по конечным результатам работы.

10) Централизованная оплата технического обслуживания, ремонта и метрологического обеспечения медицинской техники в лечебно-профилактических учреждениях.

11) Централизованный закуп лекарственных средств, расходных материалов, оборудования, мягкого инвентаря и продуктов питания для лечебно-профилактических учреждений на конкурсной основе.

12) Обновление основных фондов и материально-технической базы учреждений здравоохранения, оснащение их современным медицинским оборудованием.

Задача государства – обеспечить гарантированный уровень оказания бесплатной медицинской помощи гражданам России, оплата которой производится за счет средств обязательного медицинского страхования.

Задача региональных властей – обеспечить гарантированный уровень оказания бесплатной медицинской помощи населению региона не ниже, установленного программой государственных гарантий. Так, Постановлением губернатора Новосибирской области от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС" установлен следующий порядок финансирования здравоохранения на территории области за счет средств ОМС:

1) Оплата медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, производится по следующим подстатьям экономической классификации расходов:

211 - заработная плата;

213 - начисления на оплату труда;

- услуги по содержанию имущества (в части оплаты договоров на оказание услуг по текущему ремонту, техническому и метрологическому обслуживанию медицинского оборудования и инвентаря);

- приобретение услуг (в части расходов на оплату труда врачам- консультантам);

310 - увеличение стоимости основных средств (в части оборудования, мебели, медицинского инструментария, мягкого инвентаря);

340 - увеличение стоимости материальных запасов (в части медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания).

2) Оплата стоимости лекарственных средств, отпускаемых по бесплатному рецепту при дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

3) Оплата стоимости лекарственных средств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам по расходным обязательствам Новосибирской области за счет средств областного бюджета.

При осуществлении оплаты медицинской помощи исходить из следующего расчета уровня затрат:

Экономические отношения в системе здравоохранения в части обязательного и добровольного медицинского страхования строятся на договорной основе между медицинскими учреждениями, страховщиками, физическими и юридическими лицами.

Экономические взаимоотношения администрации медицинского учреждения с его подразделениями (оплата труда, выплата премиальных и т.п.) строятся на основании ряда нормативно-правовых документов, к важнейшим из которых относятся законы РФ, Трудовой кодекс, локальные нормативные акты (приказы, распоряжению по учреждению, Положения об оплате труда, премиях, надбавках и т.п.).


Задание №2. Способы оплаты медицинских услуг

 

Способы оплаты медицинских услуг в зависимости от источника поступления денежных средств можно классифицировать следующим образом.

1. Тарифы на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, имеющим на руках полис обязательного медицинского страхования. Оплата медицинской помощи в пределах  территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках  тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на  территории субъекта Российской Федерации.

В составе тарифа  возмещению за счет  средств обязательного медицинского  страхования в обязательном порядке подлежат:

§  оплата  труда;

§  начисления на оплату труда;

§  медикаменты и перевязочные средства;

§  мягкий инвентарь и обмундирование;

§  продукты питания                                                                               

     Оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и  предметов  длительного  пользования,  капитальный  ремонт  могут быть включены в  состав  тарифа  на  медицинские   и  иные  услуги  по  обязательному медицинскому  страхованию  при  условии  отсутствия  задолженности по  заработной  плате   (с  начислениями)   и  утверждении   платежей  на  обязательное медицинское  страхование неработающих  граждан субъектов  Российской Федерации.

Страховая медицинская организация оплачивает медицинским учреждениям счета за оказанную застрахованным гражданам медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами  в системе обязательного медицинского страхования соответствующей территории в соответствии с заключенным договором на оказание медицинских услуг.

2.  Цены на медицинские услуги,  предоставляемые  населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Предоставление   платных   медицинских   услуг  оформляется договором,  которым  регламентируются  условия  и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике  от 30 октября 1996 г. N 132 «Об утверждении методических указаний о порядке регистрации цен и  тарифов на отдельные виды платных услуг населению» цены на платные медицинские услуги подлежат регистрации в органах статистики.

     Регистрируется фактическая  цена услуги  для взрослого  человека,  оплаченная им за наличный расчет  или по перечислению с его  лицевого  счета (цены на услуги для детей не наблюдаются, так как, как правило,  указанные  цены  льготные  или  бесплатные).  При  регистрации цен не учитывается   надбавка   за   срочность,   например,   при   оказании стоматологических услуг.

Цены на услуги, оказываемые работникам предприятий и организаций,  оплаченные   этими   предприятиями   по   безналичному   расчету  (по  договорам), регистрации не подлежат.

Рекомендуется вести наблюдение за ценами по следующим  медицинским услугам:

§  первичный прием к врачу;

§  ультразвуковые  диагностические  исследования  (печени,  желчного  пузыря, поджелудочной железы, селезенки);

§  физиотерапевтическое лечение (УВЧ, электрофорез);

§  лабораторные анализы (анализ крови);

§  стоматология:

       осмотр первичного больного;

       лечение кариеса (пломба цементная);

       удаление зуба под местным обезболиванием;

        зубопротезирование:

       изготовление съемного протеза с 14 зубами из пластмассы,

       поставленными в анатомическом артикуляре - за одну штуку;

       изготовление одной коронки стальной с напылением;

§  косметические услуги (массаж лица);

§  лечебный массаж шейно - грудного пояса.

При   наблюдении   за   косметическими   услугами  регистрируется   стоимость одной процедуры  только в специализированных  косметических  кабинетах.

При наблюдении  стоматологических и  зубопротезных услуг  следует  иметь  в  виду,  что   при  лечении  и  хирургическом   вмешательстве  регистрируется  цена  с  учетом  работ  и материалов, необходимых для  лечения,  изготовления  и   восстановления  изделий,  кроме   золота,  серебряно  -  палладиевого  и  других  сплавов  драгоценных металлов.

Стоимость    перечисленных    материалов     в    прейскуранте     на  стоматологические   работы   не   включена.   Также   не   учтена   в  прейскурантной  стоимости  при  изготовлении  бюгельного  и   полного  съемного  пластинчатого  протезов  стоимость  огнеупорной  модели   и  индивидуальной  ложки,  которые  оплачиваются  сверх  стоимости  этих  протезов.

           Расчеты    с    населением    за   предоставление  платных  услуг осуществляются    медицинскими     учреждениями     с     применением контрольно-кассовых машин.

Оказание    медицинской    помощи    за   счет  средств  негосударственных источников финансирования осуществляются:         

§  больным,  не  имеющим  документально  подтвержденных оснований на  получение бесплатной помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств;

§  за счет резервов  мощностей, не используемых  (не использованных)  для выполнения государственных обязательств Учреждения;             

§  по  ценам на платные медицинские услуги, утверждаемым руководством  Учреждения, обеспечивающим, как минимум, полное возмещение финансовых  затрат Учреждения на оказание услуг.                                

3. Тарифы по добровольному медицинскому страхованию формируются по договорным ценам. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Добровольное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.

При наступлении страхового случая страховая медицинская организация оплачивает счета медицинского учреждения, предъявленного к оплате, по установленным в договоре тарифам.

Способы оплаты медицинских услуг могут быть:[3]

- по среднедушевому нормативу;

- за посещение;

- по законченному случаю.

При оплате по законченному случаю - Страховщик производит оплату счетов за медицинские услуги, оказанные гражданам, застрахованным на территории НСО, в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в течение 5-ти банковских дней после его принятия, с указанием в платежном поручении номера и даты счета, предъявленного медицинским учреждением к оплате, с разбивкой суммы по статьям ЭКР.

Оплата счетов по стационарной медицинской помощи производится Страховщиком в пределах утвержденного в установленном порядке государственного (муниципального) заказа согласно условиям Договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи осуществляется по подушевому нормативу. Подушевой норматив финансирования амбулаторно-поликлинической помощи – расчетный показатель, отражающий потребность в финансовых средствах на обеспечение одного застрахованного амбулаторно-поликлинической помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования.[4]

Оплата счетов амбулаторно-поликлинических учреждений, финансируемых по подушевому нормативу производится Страховщиком в пределах планового месячного размера подушевого финансирования в установленном порядке. Перечень медицинских учреждений, финансируемых по подушевому принципу и порядок расчетов определяется совместными приказами главного управления охраны здоровья населения Новосибирской области и Областным фондом ОМС.

Оплата амбулаторно-поликлинической помощи в части статей «Оплата труда» и  «Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог)» производится областным фондом обязательного медицинского страхования согласно данным управления здравоохранения администрации Новосибирской области.

Подушевые нормативы финансирования территориальной программы по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи на 1 жителя Новосибирской области в год на 2005 год составляет 628,63 рублей.[5]



Задание №3. Определение предотвращенного экономического ущерба после проведения лечебно-профилактических мероприятий


Задание: составить условие задачи, привести алгоритм решения, проанализировать полученные результаты.

Условие задачи: На предприятии в период эпидемии гриппа число дней нетрудоспособности составляет в среднем 420 дней. Средняя стоимость произведенной продукции одним работником 1000 руб. Количество рабочих дней в году 260, среднедневная заработная плата 250 руб. Оплата по листку нетрудоспособности 100%. Для профилактики гриппа предприятие вакцинацию работников стоимостью 200 000 руб. в связи с чем на следующий год количество дней нетрудоспособности снизилось до 40 дней.

Решение:

Экономический = стоимость объема    + расходы на оплату  больничного листа  

ущерб                     недополученной

                                 продукции


Объем недополученной =  количество дней     * стоимость произведенной

продукции за дни             нетрудоспособности     продукции за день

нетрудоспособности


Расходы на оплату =  количество дней         * оплата по листу

больничного листа     нетрудоспособности      нетрудоспособности за день


Объем недополученной продукции за 420 дней составил:

1000 * 420 = 420 000 руб.

Расходы на оплату листка нетрудоспособности составили:

250 * 420 = 105 000 руб.

Экономический ущерб за 420 дней составил:

420 000 + 105 000 = 525 000 руб.

После вакцинации против гриппа объем недополученной продукции за 40 дней составил: 1000*40 = 40 000 руб.

Расходы на оплату листков нетрудоспособности составили:

250 *40 = 10 000 руб.

Экономический ущерб за 40 дней составил:

40 000 + 10 000 + 200 000 = 250 000 руб.

Предотвращенный экономический ущерб – это разность между экономическим ущербом до и после проведенных лечебно-профилактических мероприятий: 525 000 – 250 000 = 275 000 руб.

 

Задание №4. Составить тестовые задания с единственно верным (неверным) ответом по теме «Финансирование здравоохранения»


1) Средства ОМС предназначены для:

а) содержания медицинского учреждения;

б) оплаты медицинских услуг.

2) Современная структура финансирования здравоохранения:

а) только из бюджетных средств;

б) только из средств ОМС;

в) многокомпонентная.

3) Финансирование медицинских учреждений из бюджетных средств осуществляется на основании:

а) договоров;

б) сметы доходов и расходов.

4) Финансирование медицинских учреждений страховщиками осуществляется на основании:

а) договоров;

б) сметы доходов и расходов.

5) Финансирование на заработную плату медицинских работников осуществляется за счет:

а) только бюджетных средств;

б) только средств ОМС;

в) из разных источников.

6) Смета доходов и расходов утверждается:

а) главным врачом;

б) органом управления здравоохранением.

7) Финансирование на оплату труда врачей-интернов осуществляется:

а) за счет бюджетных средств;

б) за счет средств ОМС.

8) Оплата медицинских услуг, оказанных застрахованным гражданам, осуществляется на основании:

а) счета-фактуры;

б) реестра оказанных медицинских услуг.

9) Финансирование затрат на капитальный ремонт медицинского учреждения осуществляется:

а) из средств ОМС;

б) из бюджета.

10) Финансирование территориальной программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет источников:

а) бюджета;

б) ОМС;

в) разных.

Список литературы


1.     Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 31.03.2005 «Об утверждении Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год

2.     Постановление Губернатора Новосибирской области от 5 марта 2005 г. №126 «Об основных задачах администрации Новосибирской области в сфере охраны здоровья населения Новосибирской области на 2005 год»

3.     Положение «О порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования», утвержденное Протоколом комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС от 29.11.2004 №9

4.     Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития. Экономика и жизнь 2000 №3, с. 15

5.     Заседание Правительственной комиссии по охране здоровья граждан // Российская газета, 27.11.2003

6.     Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2000, с.94

7.     Кузьменко М.М., Варанов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. – М.: Медицина, 1995. – 272 с.

8.     Скамай Л.Г. Страхование. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 159 с.






[1]Заседание Правительственной комиссии по охране здоровья граждан // Российская газета, 27.11.2003

[2]Постановление Губернатора Новосибирской области от 5 марта 2005 г. №126 «Об основных задачах администрации Новосибирской области в сфере охраны здоровья населения Новосибирской области на 2005 год»


[3]Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2000. – с. 328

[4] Положение «О порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования», утвержденное Протоколом комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС от 29.11.2004 №9



[5]Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 31.03.2005 «Об утверждении Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год