Содержание
Введение. 3
1. Градостроительство. 4
2.Экологические требования при градостроительстве. 7
3.Санитарная охрана окружающей среды городов. 13
4.Функции комитета охраны окружающей среды города. 16
5.Правовой режим зеленых зон городов. 19
Заключение. 22
Задача. 23
Список использованной литературы: 25
Введение
Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей.
Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким учёным Геккелем в 1886г. и длительное время имело узкую сферу применения – в рамках биологии. Свою популярность оно получило сравнительно недавно – в середине XX века, точнее во второй его половине, когда слишком обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.
20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. В рамках экологического права разрешаются вопросы правового регулирования градостроительства, в целях избежания причинения вреда окружающей природной среде.
Целью работы является изучение правовой охраны окружающей природной среды в городах.
Задачами работы являются:
- изучение градостроительства,
- изучение экологических требований при градостроительстве,
- изучение функций комитета охраны окружающей среды города.
1. Градостроительство
Объекты градостроительства представляют собой пространственные системы расселения разного уровня. С одной стороны, это системы регионов, районной планировки и агломераций, города и другие населенные пункты, городские районы и микрорайоны. С другой — территории застройки кварталов и жилых групп, объемы, планировочные, конструктивные и конструктивно-планировочные элементы зданий как замкнутые среды обитания человека.
Предметом градостроительства является исследование процессов взаимодействия в системе «человеческая деятельность — окружающая среда на урбанизированной территории». Таким образом, рассматриваемая дисциплина — это комплекс градостроительных, медико-биологических, географических, социально-экономических и технических наук. В рамках этой дисциплины изучают взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов и зон их влияния.
Градостроительство как область человеческой деятельности характеризуется высокой степенью природопотребления. Города используют ресурсы всех геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы — флору, человеческие резервы и опосредованно фауну.
В результате урбанизации создается новая среда обитания. В ней геосфера активно взаимодействует с техносферой, поскольку градостроительные системы представляют собой совокупность природных и искусственно-планировочных образований. В этих системах изменяются природные условия, нарушается экологический баланс, сложившийся в результате протекающей уже много миллионов лет эволюции[1].
В современном мире численность горожан быстро возрастает. В начале третьего тысячелетия их доля составила 50% населения земли, которое уже сейчас перешло рубеж в 6 млрд. чел. Возрастают и потребности в природных ресурсах, причем не пропорционально численности населения, а более высокими темпами.
Последовательно увеличивается давление на геосферу. Значительные территории ранее нетронутой природы, сельскохозяйственных и лесных угодий осваиваются под города, жилые районы, промышленные и коммунальные предприятия, транспортные и инженерные коммуникации.
Экологические проблемы заключаются не только в отчуждении территорий. Весьма отрицательное воздействие оказывает загрязнение природной среды различными выбросами и отходами, которое во многих регионах мира достигло критического уровня. В результате этого в дальнейшем экологические системы могут деградировать.
Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу 200 млн. т оксида углерода, 150 млн. т диоксида серы, 120 млн. т золы, более 50 млн. т углеводов, большое количество оксидов азота, фтористых соединений, ртути и других токсичных веществ. По имеющимся оценкам общий объем выбросов в первые десять лет третьего тысячелетия может достигнуть 50 млрд. т.
Загрязнение атмосферы сопровождается массовой гибелью лесов — «легких планеты», снижением урожайности сельскохозяйственных культур, сокращением поголовья скота и исчезновением многих видов фауны, уменьшением репродуктивное™ рек и морей. Все это наносит невосполнимый урон здоровью людей и пищевым ресурсам. При этом общий экономический ущерб исчисляется десятками миллиардов долларов в год.
Возникли неизбежные противоречия между человечеством и природой, между антропогенной деятельностью и естественными процессами. Диалектическое развитие взаимоотношений общества и природы заключается в смягчении этих противоречий и поиске разных методов их разрешения. Таким образом необходимо рациональное природопользование, позволяющее удовлетворить жизненные потребности человечества в сочетании с охраной природной среды и ресурсосбережением.
Человеческая деятельность наносит ущерб природе в глобальном масштабе и на местном уровне. Вырубка лесного покрова, этого производителя кислорода, оказывает весьма негативные последствия для жизни на всей земле. Человечество разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение лесов в бассейне Амазонки и Сибири, единственных оставшихся на планете крупных лесных массивов.
Для экологии земли не менее важно ее предохранение от вредных выбросов промышленности в атмосферу на локальных территориях, которые являются причиной кислотных дождей, нарушения озоновогослоя, повышения радиационного фона и других явлений, влияющих на экологическую ситуацию на целых континентах. Все эти проблемы изучаются в общих курсах экологии и охраны окружающей среды.
В градостроительстве исследуются «местные» территориальные проблемы на разных планировочных уровнях. Рассматриваются частные и интегральные отрицательные факторы, возникающие в неживой и живой природе в результате таких преобразований, как:
отчуждение территорий в результате роста городов и зон их влияния;
перераспределение атмосферных стоков, изменение режимов функционирования поверхностных вод, рек и водоемов;
интенсивное потребление промышленностью полезных ископаемых и других ресурсов неживой природы;
нарушение геологического строения местности и гидрологических режимов;
засорение вредными отбросами атмосферы, грунтов, поверхностных и подземных вод;
частичная или необратимая деградация живой природы, флоры и фауны;
нарушение сложившихся социальных условий жизнедеятельности коренного населения.
Города — это системы, функционирующие столетиями, и отличие градостроительной экологии заключается в оценке не только последствий строительства объектов и их комплексов. Важно постоянное корректирование методов функционального и технического содержания этих комплексов, развития планировочных структур[2].
2.Экологические требования при градостроительстве
В основе правового режима экологических систем лежит конституционное право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды. Здоровье граждан является таким же всенародным достоянием, как и земля, недра, леса, воды и иные природные объекты.
На относительно небольших пространствах, где находятся люди и окружающие их экосистемы, при концентрированном индустриальном прессинге на них и на окружающую природную среду возникает качественно новая среда, нуждающаяся в особом правовом регулировании. Например, современные города разрастаются в агломерации — созвездия городов и населенных пунктов. Москва как агломерация включает в себя свыше 130 поселений, в которых проживает свыше 13 млн. человек. Урбанизация населения (перетекание сельского населения в городское) порождает все новые и новые агломерации, а значит, растут концентрированные социально-индустриальные прессинги на отдельных участках экологической системы страны.
Правовое регулирование в этих зонах, ставших в ряде мест зонами экологического бедствия, осуществляется по двум основным направлениям: разработка и реализации мероприятий по разгрузке перегруженных техникой и людскими ресурсами данных территорий и установление режима использования и охраны экологических систем, находящихся на этих территориях, путем введения «щадящих» условий как для экосистем, так и для людей, которые в них живут и трудятся.
Первая группа мероприятий лежит в плоскости других наук, вторая же составляет преимущественно сферу экологического права, изучаемого нами. Рассмотрим их по отдельности.
1. Первая группа мероприятий — экологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городов. Они закреплены в ряде законов, в частности, в ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» и др.
2. В связи с тем, что возможные на территориях городов и иных населенных пунктов строения, сооружении, предприятия и другие объекты являются дорогостоящими, а значит, и дорого стоят ошибки от их нерационального размещения, закон обязывает проводить предварительное согласование с органами местного самоуправления отвода земельных участков под строительство и применять многовариантный порядок выбора площадок для размещения объектов, подлежащих возведению.
3. На территориях населенных пунктов размещаются огромные массивы производственных и иных предприятий, которые буквально обрушивают на проживающих в данных поселениях граждан производственный шум, поэтому в законодательстве имеются нормы, посвященные предупреждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направлении, где установлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспорта, за содержание автомобилей, у которых уровень шума превышает установленные нормативы
Повышенный шумовой фон приносит вред всему живому: при повышении уровня шума даже на 1 % у людей повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний почти на 0,5%; из-за шума почти в 2 раза снижается работоспособность в городе по сравнению с сельской местностью; а поэтому борьба с шумом составляет неотъемлемую часть экологической функции государства. Методы борьбы с производственными и иными шумами закреплены в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 29, 30) и касаются не только организаций, но и граждан[3]. Например, за систематически производимый в своей квартире шум, если меры общественного и иного воздействия оказались безрезультатными, гражданин может быть выселен из занимаемого им помещения
4. Деятельность промышленных и транспортных предприятий неизбежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмосферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальтобетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранспорт является основным загрязнителем окружающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на территории поселений предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выражающаяся в следующем:
а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо нарушающих режим экологопользования и наносящих вред окружающей природной среде, может быть приостановлена;
б) хозяйственная деятельность может считаться правомерной лишь тогда, когда она не наносит вреда окружающей природной среде и людям, т. е. является экологически и социально безопасной;
в) если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опасная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть закрыты или их профиль подлежит изменению (ст.ст. 33, 39 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха»);
г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятельности у производителей может возникнуть стремление достичь производственных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очистных сооружениях, природоохранном оборудовании и иных охранительных элементах, необходим постоянный контроль со стороны государства Он осуществляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологическое благополучие в той или иной местности, так и путем специального контроля, цель которого составляет эпидемиологическое благополучие населения[4].
Мероприятия по обеспечению «щадящих» условий существования перегруженных экосистем поселений и проживающих там людей заложены в правовом режиме земель населенных пунктов.
Правовой режим поселений имеет следующие специфические особенности:
1. Включение земельного участка в черту города (поселка) не влечет прекращения права собственности на землю, землевладения и землепользования на этом участке. Поэтому стержневым положением режима земель городов и других поселений является обеспечение гармонии интересов конкретных собственников, землевладельцев и землепользователей и города, при обеспечении приоритета интересов городского хозяйства и населения.
2. Поскольку города и поселения представляют собой целостные организмы, в которых каждое отклонение может привести к значительным неблагоприятным последствиям, необходим целостный подход к планированию и увязке целей землепользователей, являющихся представителями многочисленных разнородных ведомств. Во избежание диктата необходим генеральный план застройки и развития города и иного населенного пункта. Генеральный план позволяет обеспечить и отстоять стратегию развития населенного пункта, составными частями которой являются проводимые мероприятия по созданию благоприятного режима экосистемам и населению, проживающему на территории города, поселка, сельского поселения.
3. Поскольку города и иные населенные пункты представляют собой «мозаичное» собрание земель различных режимов и категорий, особое значение приобретает регулирование отношений соседства различных объектов. Например, между производственными объектами (заводами, фабриками) и жилыми массивами целесообразно возводить сооружения, «нейтральные» по воздействию на людей и окружающую среду (складские помещения, учреждения, не связанные с работой в них значительного числа людей, и т. п.); центральные магистрали, связывающие различные населенные пункты, целесообразно прокладывать за пределами населенных пунктов, с тем, чтобы разгрузить их от потока автомашин.
Оптимальному отношению соседства различных объектов способствует градация земель на категории и виды, что сопровождается приданием каждой из них различного правового статуса. Так, все земли подразделены на семь категорий; введены определенные правила хозяйственной деятельности на каждой из них: запрещение деятельности, противоречащей целевому назначению земель, целевое использование по определенному назначению, нормирование размеров отводимых участков и порядков отвода под соответствующие объекты и т. п.
Наряду с общей для всех земель градацией на территории населенных, пунктов применяется особая градация, согласно которой их земли подразделяются на земли городской застройки; земли общего пользования, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли, занятые городскими лесами; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
4. Градация земель поселений на общепринятую в земельном законодательстве (7 категорий) и специфическую для городов (6 видов), обретение землями городов дифференцированного правового режима из-за «пересечения» этих режимов на каждом земельном участке сопровождается введением экологических правил, суть которых можно свести к следующему:
а) экологически обоснованное размещение объектов,, благодаря которому устраняются проблемы, возникающие из-за свойств этих объектов, особенностей природной среды, уязвимости мест человеческого обитания и т. п. Например, вынос источников шума за пределы населенного пункта;
б) применение технических средств, материалов и оборудования, нейтрализующих экологически вредные объекты. Так, внедрение безотходных технологических процессов позволяет обеспечить чистоту окружающей среды; внедрение бесшумных процессов и покрытий дорог, снижающих шум, — защитить данную местность от повышенного шумового фона;
в) озеленение территорий предприятий и населенных пунктов решает одновременно несколько задач: очистительную (растения поглощают большое количество углекислого газа и пыли), восстановительную (деревья вырабатывают кислород, обогащая окружающую среду) и защитительную (зеленая растительность, помимо перечисленных полезных функций, является шумопоглотительным объектом). Одновременно с этим все зеленые насаждения как городского, так и внутриквартального значения образуют неприкосновенный городской зеленый фонд. Зеленым насаждениям в городах придан особый правовой статус, поскольку всякое их повреждение, самовольная, без разрешения органа местного самоуправления вырубка или перенесение в другие места влечет за собой наложение штрафа на граждан и должностных лиц.
Наконец, «щадящий» режим для граждан, проживающих в поселениях, городах и городских агломерациях, выражается в обеспечении поселений рекреационными (от лат. recreatio — восстановление) зонами. Эти зоны служат для кратковременного или длительного отдыха людей, снятия усталости от индустриального прессинга, утомления от городского шума и других отрицательных воздействий населенных пунктов.
Данными зонами могут быть как естественные, так и окультуренные участки земель, лесов, водных объектов. К ним относятся и участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха. В число рекреационных зон в отдельных случаях включаются определенные участки природных заповедников и заказников, если они предназначены для отдыха населения.
С
Значительную роль в рекреационных целях играют леса. В городских лесах запрещается заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, пастьба скота и другие пользования, не совместимые с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха населения.
3.Санитарная охрана окружающей среды городов
Планировка и застройка городов осуществляется на основе генерального плана развития города. Экологические требования, предъявляемые к планированию территории городов и других поселений, касаются их размещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воздействие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водоснабжения и канализации, рационального сооружения основных магистралей, проведения озеленения, санитарной очистки территории и других видов благоустройства
При планировке городов и других поселений проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следующие функциональные зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная. Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Происходит постепенное отчуждение новых участков и ликвидация ранее освоенных сельскохозяйственных угодий. Возникает опасность частичного, а в некоторых случаях и полного уничтожения естественного ландшафта, резкого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недостаточного озеленения, увеличения количества транспортных средств и потоков. Чтобы ослабить остроту этих проблем, для размещения различных объектов используется подземное пространство.
Правовое обеспечение санитарного режима в поселениях включает комплекс мер по предотвращению загрязнения внешней среды вредными веществами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий и других объектов, вводе новых и реконструированных предприятий и объектов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источником и передвижению вредных физических воздействий от шума, вибраций, влияния магнитных полей; по захоронению и утилизации производственных коммунально-бытовых отходов.
Зеленая растительность населенных пунктов выполняет различные функции: санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, декоративно-художественные, культурно-оздоровительные, и поэтому играет огромную роль в обеспечении благоприятной для человека среды. Обязательные требования к системе озеленения — равномерность и непрерывность. Основные элементы этой системы — парки, сады, озелененные территории жилых и промышленных районов, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны, зеленые насаждения отдельных граждан. Наибольшую часть озеленительной системы составляют городские леса, которые относятся к категории .особо охраняемых лесов первой группы. На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, которые по своему целевому назначению подразделяются на лесопарковые, леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты и лесохозяйственные зоны.[5]
Большое значение имеет охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах. Рекреационными зонами считаются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для организованного либо массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха, определенные участки заповедников и заказников, отведенные для посещения населением.
Рекреационные зоны используются в двух формах — коллективной (организованной) и индивидуальной.
К числу лечебно-оздоровительных зон относятся территории земельного или водного пространства, предназначенные для лечения граждан и восстановления здоровья. К данной категории относятся курортные и санитарно-курортные зоны.
С целью сохранения природных физических и химических свойств лечебных средств курортов, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения в зонах курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам. Округа санитарной охраны имеют три зоны: зону строгого режима, зону ограничений и зону наблюдений.
Режим
охраны окружающей среды в лечебно-оздоровительных местностях и курортах
определяется Федеральным законом от 23 февраля
4.Функции комитета охраны окружающей среды города
Основной формой экологического управления в городе остается городской комитет охраны природы с различными вариантами его подчинения. На его примере также наглядно видно осуществление экологических функций специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
Утвержденное председателем
Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов
и постановлением мэрии г. Новосибирска (
Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее — Горкомприроды) является органом мэрии г. Новосибирска и Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды. Горкомприроды наделяется Облкомприроды правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Горкомприроды наряду с мэрией отвечает за улучшение качества окружающей среды на территории г. Новосибирска. Горкомприроды действует на основании Положения и осуществляет свою деятельность под контролем мэрии г. Новосибирска, а по вопросам, входящим в компетенцию Облкомприроды, — под его контролем.
Решения Горкомприроды (его должностных лиц) по вопросам, отнесенным к его (их) компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в суд, Горкомприроды осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями мэрии г. Новосибирска, органами государственного управления, правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами. Структуру, численность и фонд оплаты труда Горком-природы устанавливает мэрия города по согласованию с Облкомприроды с учетом городских особенностей и характера решаемых задач. Горкомприроды содержится за счет средств городского бюджета, а также иных источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и угловой штамп со своим официальным наименованием.
Основными задачами Горкомприроды являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории г. Новосибирска, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ) в городе; организация и осуществление на территории г. Новосибирска государственного контроля в область охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения экологической информацией; содействие в организации природно-заповедного дела на территории города, ведение Красной книги.
В соответствии с основными задачами Горкомприроды:
разрабатывает предложения по основным направлениям экологической политики мэрии города, совместно с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды организует разработку и реализацию городских и участвует в разработке и реализации областных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-экономического развития города и области;
организует и осуществляет в установленном Облкомприроды и мэрией города порядке выдачу (аннулирование) и согласование:
— разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы;
— разрешений на складирование, размещение и захоронение промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
— лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов совместно с местными и территориальными специально уполномоченными органами по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;
— лицензий и разрешений на добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение биологических объектов и коллекций;
согласовывает нормы (нормативы) и правила использования муниципальных природных ресурсов; участвует в проведении государственной экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории г. Новосибирска, а также экологических обоснований лицензий и сертификатов;
обеспечивает во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов функционирование экономического механизма природопользования, формирование внебюджетного экологического фонда, осуществляет оперативное, управление использованием средств фонда в соответствии со сметой, утверждаемой мэрией г. Новосибирска;
совместно с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в организации и осуществлении учета и оценки природно-ресурсного потенциала города, ведет учет объектов, во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в ведении комплексного кадастра природных ресурсов г; Новосибирска; организует и ведет городской регистр опасных отходов (в том числе радиоактивных);
участвует в создании и функционировании экологических информационных систем: организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов; ведет банки данных об окружающей среде, природных ресурсах и их использовании, об инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технических системах и технологиях;
осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в г. Новосибирске по макету, разрабатываемому Облкомприроды; осуществляет контроль за экологической паспортизацией хозяйственных объектов на территории гор ода; организует и осуществляет государственный экологический контроль (в том числе аналитический во взаимодействии со специализированной инспекцией аналитического контроля Облкомприроды) на всей территории города;
обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги, согласовывает в пределах своей компетенции материалы по созданию другими министерствами и ведомствами особо охраняемых природных территорий.
5.Правовой режим зеленых зон городов
В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Кодекса).
Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц и расположенных в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным й гражданским законодательством Российской Федерации.
По ст. 2 Федерального закона от 14 марта
Леса зеленых зон городов, городские и курортные леса, относящиеся к лесам 1-й группы, используются в рекреационных, санитарно-гигиенических и оздоровительных целях. Изъятие земель Гослесфонда на землях пригородных зон под застройку допускается только в исключительных случаях и в порядке, определенном земельным законодательством.
Вокруг городских и сельских поселений, расположенных в безлесных и
малолесных районах, создаются ветрозащитные и берегоукрепительные лесные
полосы, озеленяются склоны холмов, оврагов и балок. Ширина защитных лесных
полос для крупнейших и крупных городов составляет не менее
Пригородные и зеленые зоны относятся к числу особо охраняемых территорий, что предполагает возможность ограничений и запретов в сфере хозяйственной деятельности на их территории. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих зонах допускается деятельность сельскохозяйственных предприятий, если она не ухудшает санитарно-гигиенических характеристик территории, ее ландшафта, не препятствует организации лесопарков и мест отдыха. Допускается строительство только тех промышленных предприятий, которые связаны с обслуживанием города и экологически безопасны. Размещение, планировка и застройка населенных мест в пригородной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассейна, рек и водоемов, почв и нарушению традиционного ландшафта пригородной зоны[8].
Заключение
Охрана окружающей среды является практической реализацией целенаправленных действий, необходимых для обеспечения устойчивости градостроительных систем. Сюда относят управление состоянием городской среды на базе ее экологической оценки. Не менее важна обратная связь — экологический мониторинг градостроительной деятельности. Опираясь на оперативную информацию, можно принимать управленческие решения по ресурсопотреблению, сокращению и утилизации выбросов и отходов. Эти решения обосновывают не только оперативной информацией, но и нормативно-законодательными ограничениями. Поэтому необходима научная база разработки соответствующих норм и правил. Эти нормы выражают в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в составляющих геосферы или предельно допустимых воздействий (ПДВ) на эти составляющие. Нормативными ПДК и ПДВ выражают минимальные и максимальные значения параметров загрязнения и воздействия. На их основе выявляют такие производные величины, как емкость, репродуктивность территории, воспроизводство природных ресурсов, деградация среды и экологический кризис. Базируясь на этих нормах, разрабатывают рациональные средства охраны природы и экологические требования при строительстве городов.
Задача.
Химический завод, построенный на окраине города, со временем оказался в центре жилого массива. Карбидное производство завода и его цех извести выбрасывают в окружающую среду большое количество пыли и газов, загрязняя воздух жилого района.
Комиссия, состоящая из специалистов, установила, что технология производства и очистные сооружения нуждаются в коренной реконструкции.
Какие меры охраны окружающей среды могут быть приняты и какими органами с точки зрения действующего законодательства?
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ Жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно - защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия).
В соответствии со ст. 20 ФЗ О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В данном случае должны быть образованы санитарно-защитные зоны.
Список использованной
литературы:
Нормативные правовые акты
Конституция РФ. – М., 1997.
Водный кодекс РФ. – М., 2001.
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Научная литература
1. Ахиджанов Ф.Х. Экологическое право. Общая часть. – М., 1995.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. – М., Спарк, 1998 – 375 с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – 453 с.
4. Дубовник О.Л. Экологическое право. – М., 2002 – 285 с.
5. Ерофеев Б. Экологическое право. – М., 1999. – 725 с.
6. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – 648 с.
7. Краснова И.О. – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – 435с.
8. Кузнецова Н.В. Экологическое право. – М., 2001. – 375 с.
9. Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии. – СПб., Питер, 2001. – 265 с.
10. Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – 647с.
[1] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 304
[2] Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – С. 425
[3] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 310
[4] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 364
[5] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 368
[6] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 309
[7] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 369
[8] Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – С. 429