Содержание

Введение. 3

1. Градостроительство. 4

2.Экологические требования при градостроительстве. 7

3.Санитарная охрана окружающей среды городов. 13

4.Функции комитета охраны окружающей среды города. 16

5.Правовой режим зеленых зон городов. 19

Заключение. 22

Задача. 23

Список использованной литературы: 25

Введение

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким учёным Геккелем в 1886г. и длительное время имело узкую сферу применения – в рамках биологии. Свою популярность оно получило сравнительно недавно – в середине XX века, точнее во второй его половине, когда слишком обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. В рамках  экологического права  разрешаются вопросы правового регулирования градостроительства, в целях избежания причинения вреда окружающей природной среде.

Целью работы является  изучение правовой охраны  окружающей природной среды в городах.

Задачами работы являются:

 - изучение градостроительства,

 - изучение экологических требований  при градостроительстве,

 - изучение  функций комитета охраны  окружающей среды города.

1. Градостроительство


Объекты градостроительства  представляют собой про­странственные системы расселения разного уровня. С одной стороны, это системы регионов, районной планировки и агломераций, города и другие населенные пункты, городские районы и микрорайоны. С дру­гой — территории застройки кварталов и жилых групп, объемы, пла­нировочные, конструктивные и конструктивно-планировочные элемен­ты зданий как замкнутые среды обитания человека.

Предметом  градостроительства  является исследование процессов взаимодействия в системе «человеческая деятель­ность — окружающая среда на урбанизированной территории». Та­ким образом, рассматриваемая дисциплина — это комплекс градо­строительных, медико-биологических, географических, социаль­но-экономических и технических наук. В рамках этой дисциплины изучают взаимодействия искусственной и природной сред на терри­ториях городов и зон их влияния.

Градостроительство как область человеческой деятельности харак­теризуется высокой степенью природопотребления. Города использу­ют ресурсы всех геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы и био­сферы — флору, человеческие резервы и опосредованно фауну.

В результате урбанизации создается новая среда обитания. В ней геосфера активно взаимодействует с техносферой, поскольку градо­строительные системы представляют собой совокупность природных и искусственно-планировочных образований. В этих системах изменяют­ся природные условия, нарушается экологический баланс, сложивший­ся в результате протекающей уже много миллионов лет эволюции[1].

В современном мире численность горожан быстро возрастает. В начале третьего тысячелетия их доля составила 50% населения земли, которое уже сейчас перешло рубеж в 6 млрд. чел. Возрастают и потребности в природных ресурсах, причем не пропорционально числен­ности населения, а более высокими темпами.

Последовательно увеличивается давление на геосферу. Значитель­ные территории ранее нетронутой природы, сельскохозяйственных и лесных угодий осваиваются под города, жилые районы, промышлен­ные и коммунальные предприятия, транспортные и инженерные ком­муникации.

Экологические проблемы заключаются не только в отчуждении территорий. Весьма отрицательное воздействие оказывает загрязнение природной среды различными выбросами и отходами, которое во мно­гих регионах мира достигло критического уровня. В результате этого в дальнейшем экологические системы могут деградировать.

Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу 200 млн. т оксида углерода, 150 млн. т диоксида серы, 120 млн. т золы, более 50 млн. т углеводов, большое количество оксидов азота, фтористых со­единений, ртути и других токсичных веществ. По имеющимся оценкам общий объем выбросов в первые десять лет третьего тысячелетия мо­жет достигнуть 50 млрд. т.

Загрязнение атмосферы сопровождается массовой гибелью ле­сов — «легких планеты», снижением урожайности сельскохозяйствен­ных культур, сокращением поголовья скота и исчезновением многих видов фауны, уменьшением репродуктивное™ рек и морей. Все это наносит невосполнимый урон здоровью людей и пищевым ресурсам. При этом общий экономический ущерб исчисляется десятками милли­ардов долларов в год.

Возникли неизбежные противоречия между человечеством и при­родой, между антропогенной деятельностью и естественными процес­сами. Диалектическое развитие взаимоотношений общества и природы заключается в смягчении этих противоречий и поиске разных методов их разрешения. Таким образом необходимо рациональное природо­пользование, позволяющее удовлетворить жизненные потребности че­ловечества в сочетании с охраной природной среды и ресурсосбереже­нием.

Человеческая деятельность наносит ущерб природе в глобальном масштабе и на местном уровне. Вырубка лесного покрова, этого про­изводителя кислорода, оказывает весьма негативные последствия для жизни на всей земле. Человечество разрабатывает мероприятия, на­правленные на сохранение лесов в бассейне Амазонки и Сибири, един­ственных оставшихся на планете крупных лесных массивов.

Для экологии земли не менее важно ее предохранение от вредных выбросов промышленности в атмосферу на локальных территориях, которые являются причиной кислотных дождей, нарушения озоновогослоя, повышения радиационного фона и других явлений, влияющих на экологическую ситуацию на целых континентах. Все эти проблемы изучаются в общих курсах экологии и охраны окружающей среды.

В градостроительстве исследуются «местные» террито­риальные проблемы на разных планировочных уровнях. Рассматрива­ются частные и интегральные отрицательные факторы, возникающие в неживой и живой природе в результате таких преобразований, как:

отчуждение территорий в результате роста городов и зон их влия­ния;      

перераспределение атмосферных стоков, изменение режимов функ­ционирования поверхностных вод, рек и водоемов;

интенсивное потребление промышленностью полезных ископаемых и других ресурсов неживой природы;

нарушение геологического строения местности и гидрологических режимов;

засорение вредными отбросами атмосферы, грунтов, поверхност­ных и подземных вод;

частичная или необратимая деградация живой природы, флоры и фауны;

нарушение сложившихся социальных условий жизнедеятельности коренного населения.

Города — это системы, функционирующие столетиями, и отличие градостроительной экологии заключается в оценке не только последст­вий строительства объектов и их комплексов. Важно постоянное кор­ректирование методов функционального и технического содержания этих комплексов, развития планировочных структур[2].

 

 

2.Экологические требования при градостроительстве

В основе правового режима экологических систем лежит конституци­онное право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охра­ной окружающей природной среды. Здоровье граждан является таким же всенародным достоянием, как и земля, недра, леса, воды и иные природ­ные объекты.

На относительно небольших пространствах, где находятся люди и окружающие их экосистемы, при концентрированном индустриальном прессинге на них и на окружающую природную среду возникает качест­венно новая среда, нуждающаяся в особом правовом регулировании. На­пример, современные города разрастаются в агломерации — созвездия городов и населенных пунктов. Москва как агломерация включает в себя свыше 130 поселений, в которых проживает свыше 13 млн. человек. Урба­низация населения (перетекание сельского населения в городское) по­рождает все новые и новые агломерации, а значит, растут концентриро­ванные социально-индустриальные прессинги на отдельных участках экологической системы страны.

Правовое регулирование в этих зонах, ставших в ряде мест зонами экологического бедствия, осуществляется по двум основным направле­ниям: разработка и реализации мероприятий по разгрузке перегружен­ных техникой и людскими ресурсами данных территорий и установление режима использования и охраны экологических систем, находящихся на этих территориях, путем введения «щадящих» условий как для экосистем, так и для людей, которые в них живут и трудятся.

Первая группа мероприятий лежит в плоскости других наук, вторая же составляет преимущественно сферу экологического права, изучаемого нами. Рассмотрим их по отдельности.

1. Первая группа мероприятий — экологические требования, предъяв­ляемые к планировке и застройке городов. Они закреплены в ряде зако­нов, в частности, в ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» и др.

2. В связи с тем, что возможные на территориях городов и иных насе­ленных пунктов строения, сооружении, предприятия и другие объекты являются дорогостоящими, а значит, и дорого стоят ошибки от их нера­ционального размещения, закон обязывает проводить предварительное согласование с органами местного самоуправления отвода земельных участков под строительство и применять многовариантный порядок вы­бора площадок для размещения объектов, подлежащих возведению.

3. На территориях населенных пунктов размещаются огромные масси­вы производственных и иных предприятий, которые буквально обруши­вают на проживающих в данных поселениях граждан производственный шум, поэтому в законодательстве имеются нормы, посвященные преду­преждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направлении, где уста­новлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуатацию авто­транспорта, за содержание автомобилей, у которых уровень шума превы­шает установленные нормативы

Повышенный шумовой фон приносит вред всему живому: при повыше­нии уровня шума даже на 1 % у людей повышается риск сердечно-сосудис­тых заболеваний почти на 0,5%; из-за шума почти в 2 раза снижается рабо­тоспособность в городе по сравнению с сельской местностью; а поэтому борьба с шумом составляет неотъемлемую часть экологической функции государства. Методы борьбы с производственными и иными шумами за­креплены в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 29, 30) и каса­ются не только организаций, но и граждан[3]. Например, за систематически производимый в своей квартире шум, если меры общественного и иного воздействия оказались безрезультатными, гражданин может быть выселен из занимаемого им помещения

4. Деятельность промышленных и транспортных предприятий неиз­бежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмо­сферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальто­бетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранспорт является основным загрязнителем окру­жающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на территории поселений предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения, выражающаяся в следующем:

а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо нарушающих режим экологопользования и наносящих вред окружающей природной среде, может быть приостановлена;

б)  хозяйственная деятельность может считаться правомерной лишь тогда, когда она не наносит вреда окружающей природной среде и лю­дям, т. е. является экологически и социально безопасной;

в)  если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опасная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть закрыты или их профиль подлежит изменению (ст.ст. 33, 39 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха»);

г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятельнос­ти у производителей может возникнуть стремление достичь производст­венных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очи­стных сооружениях, природоохранном оборудовании и иных охранитель­ных элементах, необходим постоянный контроль со стороны государства Он осуществляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологическое благо­получие в той или иной местности, так и путем специального контроля, цель которого составляет эпидемиологическое благополучие населения[4].

Мероприятия по обеспечению «щадящих» условий существования пе­регруженных экосистем поселений и проживающих там людей заложены в правовом режиме земель населенных пунктов.

Правовой режим поселений имеет следующие специфические особен­ности:

1. Включение земельного участка в черту города (поселка) не влечет пре­кращения права собственности на землю, землевладения и землепользова­ния на этом участке. Поэтому стержневым положением режима земель го­родов и других поселений является обеспечение гармонии интересов кон­кретных собственников, землевладельцев и землепользователей и города, при обеспечении приоритета интересов городского хозяйства и населения.

2. Поскольку города и поселения представляют собой целостные орга­низмы, в которых каждое отклонение может привести к значительным неблагоприятным последствиям, необходим целостный подход к плани­рованию и увязке целей землепользователей, являющихся представителями многочисленных разнородных ведомств. Во избежание диктата необходим генеральный план застройки и развития города и иного насе­ленного пункта. Генеральный план позволяет обеспечить и отстоять стра­тегию развития населенного пункта, составными частями которой явля­ются проводимые мероприятия по созданию благоприятного режима экосистемам и населению, проживающему на территории города, посел­ка, сельского поселения.

3. Поскольку города и иные населенные пункты представляют собой «мозаичное» собрание земель различных режимов и категорий, особое значение приобретает регулирование отношений соседства различных объектов. Например, между производственными объектами (заводами, фабриками) и жилыми массивами целесообразно возводить сооружения, «нейтральные» по воздействию на людей и окружающую среду (склад­ские помещения, учреждения, не связанные с работой в них значитель­ного числа людей, и т. п.); центральные магистрали, связывающие раз­личные населенные пункты, целесообразно прокладывать за пределами населенных пунктов, с тем, чтобы разгрузить их от потока автомашин.

Оптимальному отношению соседства различных объектов способст­вует градация земель на категории и виды, что сопровождается придани­ем каждой из них различного правового статуса. Так, все земли подразде­лены на семь категорий; введены определенные правила хозяйственной деятельности на каждой из них: запрещение деятельности, противореча­щей целевому назначению земель, целевое использование по определен­ному назначению, нормирование размеров отводимых участков и поряд­ков отвода под соответствующие объекты и т. п.

Наряду с общей для всех земель градацией на территории населенных, пунктов применяется особая градация, согласно которой их земли под­разделяются на земли городской застройки; земли общего пользования, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли при­родоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культур­ного назначения; земли, занятые городскими лесами; земли промышлен­ности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

4. Градация земель поселений на общепринятую в земельном законо­дательстве (7 категорий) и специфическую для городов (6 видов), обрете­ние землями городов дифференцированного правового режима из-за «пересечения» этих режимов на каждом земельном участке сопровожда­ется введением экологических правил, суть которых можно свести к сле­дующему:

а)  экологически обоснованное размещение объектов,, благодаря кото­рому устраняются проблемы, возникающие из-за свойств этих объектов, особенностей природной среды, уязвимости мест человеческого обитания и т. п. Например, вынос источников шума за пределы населенного пункта;

б) применение технических средств, материалов и оборудования, нейт­рализующих экологически вредные объекты. Так, внедрение безотходных технологических процессов позволяет обеспечить чистоту окружающей среды; внедрение бесшумных процессов и покрытий дорог, снижающих шум, — защитить данную местность от повышенного шумового фона;

в) озеленение территорий предприятий и населенных пунктов решает одновременно несколько задач: очистительную (растения поглощают большое количество углекислого газа и пыли), восстановительную (дере­вья вырабатывают кислород, обогащая окружающую среду) и защити­тельную (зеленая растительность, помимо перечисленных полезных функций, является шумопоглотительным объектом). Одновременно с этим все зеленые насаждения как городского, так и внутриквартального значения образуют неприкосновенный городской зеленый фонд. Зеле­ным насаждениям в городах придан особый правовой статус, поскольку всякое их повреждение, самовольная, без разрешения органа местного самоуправления вырубка или перенесение в другие места влечет за собой наложение штрафа на граждан и должностных лиц.

Наконец, «щадящий» режим для граждан, проживающих в поселениях, городах и городских агломерациях, выражается в обеспечении поселений рекреационными (от лат. recreatio — восстановление) зонами. Эти зоны служат для кратковременного или длительного отдыха людей, снятия уста­лости от индустриального прессинга, утомления от городского шума и дру­гих отрицательных воздействий населенных пунктов.

Данными зонами могут быть как естественные, так и окультуренные участки земель, лесов, водных объектов. К ним относятся и участки го­родской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), при­городные и зеленые зоны, лесопарки, национальные природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха. В число рекреационных зон в отдельных случаях включаются определенные участки природных запо­ведников и заказников, если они предназначены для отдыха населения.

С 1990 г. земли рекреационного назначения выделены в особый вид природоохранных земель, а наряду с ними выделены земли природо­охранного, оздоровительного и историко-культурного назначения.

Значительную роль в рекреационных целях играют леса. В городских лесах запрещается заготовка древесины в порядке проведения рубок глав­ного пользования, заготовка живицы, пастьба скота и другие пользова­ния, не совместимые с проведением культурно-оздоровительных меро­приятий и организацией отдыха населения.

 

3.Санитарная охрана окружающей среды городов


Планировка и застройка городов осуществляется на основе генераль­ного плана развития города. Экологические требования, предъявляемые к планированию территории городов и других поселений, касаются их размещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воз­действие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водо­снабжения и канализации, рационального сооружения основных магист­ралей, проведения озеленения, санитарной очистки территории и других видов благоустройства

При планировке городов и других поселений проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следующие функцио­нальные зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная. Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Про­исходит постепенное отчуждение новых участков и ликвидация ранее осво­енных сельскохозяйственных угодий. Возникает опасность частичного, а в некоторых случаях и полного уничтожения естественного ландшафта, рез­кого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недо­статочного озеленения, увеличения количества транспортных средств и по­токов. Чтобы ослабить остроту этих проблем, для размещения различных объектов используется подземное пространство.

Правовое обеспечение санитарного режима в поселениях включает комплекс мер по предотвращению загрязнения внешней среды вредны­ми веществами при проектировании, строительстве, эксплуатации пред­приятий и других объектов, вводе новых и реконструированных предпри­ятий и объектов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источни­ком и передвижению вредных физических воздействий от шума, вибра­ций, влияния магнитных полей; по захоронению и утилизации производ­ственных коммунально-бытовых отходов.

Зеленая растительность населенных пунктов выполняет различные функции: санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, деко­ративно-художественные, культурно-оздоровительные, и поэтому играет огромную роль в обеспечении благоприятной для человека среды. Обяза­тельные требования к системе озеленения — равномерность и непрерыв­ность. Основные элементы этой системы — парки, сады, озелененные территории жилых и промышленных районов, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны, зеленые насаждения отдельных граждан. Наибольшую часть озеленительной системы составляют городские леса, ко­торые относятся к категории .особо охраняемых лесов первой группы. На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, которые по своему целевому назначению подразделяются на лесопарко­вые, леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты и лесохозяйственные зоны.[5]

Большое значение имеет охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах. Рекреационными зонами считаются есте­ственные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для организованного либо массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха, определенные участки заповед­ников и заказников, отведенные для посещения населением.

Рекреационные зоны используются в двух формах — коллективной (организованной) и индивидуальной.

К числу лечебно-оздоровительных зон относятся территории земель­ного или водного пространства, предназначенные для лечения граждан и восстановления здоровья. К данной категории относятся курортные и санитарно-курортные зоны.

С целью сохранения природных физических и химических свойств ле­чебных средств курортов, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения в зонах курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, за­грязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам. Округа сани­тарной охраны имеют три зоны: зону строгого режима, зону ограничений и зону наблюдений.

Режим охраны окружающей среды в лечебно-оздоровительных местно­стях и курортах определяется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[6].


 

4.Функции комитета охраны окружающей среды города

Основной формой экологического управления в городе остается городской комитет охраны природы с различными вариантами его подчинения. На его примере также нагляд­но видно осуществление экологических функций специально уполномоченными органами в области охраны окружаю­щей среды.

 Утвержденное председателем Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов и постановлением мэрии г. Новосибирска (1996 г.) Положение о Новосибирском городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов разработано на основании За­конов РФ "Об охране окружающей природной среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Новосибирском об­ластном комитете охраны окружающей среды, утвержден­ного постановлением администрации Новосибирской облас­ти и министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в 1994 г.

Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее — Горкомприроды) яв­ляется органом мэрии г. Новосибирска и Новосибирского об­ластного комитета охраны окружающей среды. Горкомпри­роды наделяется Облкомприроды правами специально упол­номоченного государственного органа в области охраны ок­ружающей среды и природных ресурсов. Горкомприроды наряду с мэрией отвечает за улучшение качества окружаю­щей среды на территории г. Новосибирска. Горкомприроды действует на основании Положения и осуществляет свою деятельность под контролем мэрии г. Новосибирска, а по вопросам, входящим в компетенцию Облкомприроды, — под его контролем.

Решения Горкомприроды (его должностных лиц) по воп­росам, отнесенным к его (их) компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и фи­зических лиц и могут быть обжалованы в суд, Горкомприро­ды осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями мэрии г. Новосибирска, органами государственного управления, правоохранительными орга­нами, общественными объединениями и гражданами. Структуру, численность и фонд оплаты труда Горком-природы устанавливает мэрия города по согласованию с Об­лкомприроды с учетом городских особенностей и характера решаемых задач. Горкомприроды содержится за счет средств городского бюджета, а также иных источников финансиро­вания, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, является юридическим лицом, име­ет расчетный и иные счета, печать с изображением Госу­дарственного герба Российской Федерации и угловой штамп со своим официальным наименованием.

Основными задачами Горкомприроды являются: комп­лексное, совместно с другими природоохранными органа­ми, управление в области охраны окружающей среды на территории г. Новосибирска, проведение единой научно-тех­нической политики по вопросам охраны окружающей сре­ды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функциони­ровании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ) в городе; организация и осуществле­ние на территории г. Новосибирска государственного конт­роля в область охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением экологичес­ких норм независимо от формы собственности и подчине­ния; обеспечение населения экологической информацией; содействие в организации природно-заповедного дела на территории города, ведение Красной книги.

В соответствии с основными задачами Горкомприроды:

разрабатывает предложения по основным направлени­ям экологической политики мэрии города, совместно с дру­гими специально уполномоченными органами в области ох­раны окружающей среды организует разработку и реализа­цию городских и участвует в разработке и реализации обла­стных программ по охране окружающей среды и рациональ­ному использованию природных ресурсов, участвует в про­гнозировании и подготовке программ социально-экономичес­кого развития города и области;

организует и осуществляет в установленном Облкомприроды и мэрией города порядке выдачу (аннулирование) и согласование:

— разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ (в том числе радиоактивных) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производ­ственных нужд в случаях, когда это может привести к из­менениям состояния атмосферы;

— разрешений на складирование, размещение и захо­ронение промышленных и иных отходов (материалов, ве­ществ);

— лицензий на пользование отдельными видами при­родных ресурсов совместно с местными и территориальны­ми специально уполномоченными органами по охране и ис­пользованию отдельных видов природных ресурсов;

— лицензий и разрешений на добывание, сбор, прода­жу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение био­логических объектов и коллекций;

согласовывает нормы (нормативы) и правила использо­вания муниципальных природных ресурсов; участвует в про­ведении государственной экологической экспертизы предпла­новых, предпроектных и проектных материалов по объек­там и мероприятиям, намечаемым к реализации на террито­рии г. Новосибирска, а также экологических обоснований лицензий и сертификатов;

обеспечивает во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов функци­онирование экономического механизма природопользования, формирование внебюджетного экологического фонда, осу­ществляет оперативное, управление использованием средств фонда в соответствии со сметой, утверждаемой мэрией г. Новосибирска;

совместно с территориальными подразделениями дру­гих природоохранных органов участвует в организации и осуществлении учета и оценки природно-ресурсного потен­циала города, ведет учет объектов, во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в ведении комплексного кадастра природных ресурсов г; Новосибирска; организует и ведет го­родской регистр опасных отходов (в том числе радиоактив­ных);        

участвует в создании и функционировании экологичес­ких информационных систем: организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по про­блемам охраны окружающей среды и природных ресурсов; ведет банки данных об окружающей среде, природных ре­сурсах и их использовании, об инновационных природоох­ранных и ресурсосберегающих технических системах и тех­нологиях;

осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоя­нии окружающей среды в г. Новосибирске по макету, разрабатываемому Облкомприроды; осуществляет контроль за экологической паспортизацией хозяйственных объектов на территории гор ода; организует и осуществляет государствен­ный экологический контроль (в том числе аналитический во взаимодействии со специализированной инспекцией анали­тического контроля Облкомприроды) на всей территории города;

обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги, согласовывает в пределах своей компетен­ции материалы по созданию другими министерствами и ве­домствами особо охраняемых природных территорий.


5.Правовой режим зеленых зон городов

В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Кодекса).

Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва для развития поселения в границах приго­родной зоны города осуществляются по согласованию с органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц и расположенных в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города, для государст­венных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земель­ным й гражданским законодательством Российской Федерации.

По ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» зеленые и пригородные зоны горо­дов и других поселений могут быть по решению Правительства РФ, орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесены к категории особо охраняемых при­родных территорий

Леса зеленых зон городов, городские и курортные леса, относящиеся к лесам 1-й группы, используются в рекреационных, санитарно-гигиени­ческих и оздоровительных целях. Изъятие земель Гослесфонда на землях пригородных зон под застройку допускается только в исключительных случаях и в порядке, определенном земельным законодательством.

Вокруг городских и сельских поселений, расположенных в безлесных и малолесных районах, создаются ветрозащитные и берегоукрепительные лесные полосы, озеленяются склоны холмов, оврагов и балок. Ширина защитных лесных полос для крупнейших и крупных городов составляет не менее 500 м, для больших и средних городов — 100 м, а для малых городов и сельских поселений — 50 м.[7]

Пригородные и зеленые зоны относятся к числу особо охраняемых территорий, что предполагает возможность ограничений и запретов в сфере хозяйственной деятельности на их территории. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах терри­торий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны го­рода осуществляются по согласованию с органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправле­ния. В этих зонах допускается деятельность сельскохозяйственных предприятий, если она не ухудшает санитарно-гигиенических характери­стик территории, ее ландшафта, не препятствует организации лесопарков и мест отдыха. Допускается строительство только тех промышленных предприятий, которые связаны с обслуживанием города и экологически безопасны. Размещение, планировка и застройка населенных мест в при­городной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассей­на, рек и водоемов, почв и нарушению традиционного ландшафта приго­родной зоны[8].


Заключение



Охрана окружающей среды является практической реализацией це­ленаправленных действий, необходимых для обеспечения устойчиво­сти градостроительных систем. Сюда относят управление состоянием городской среды на базе ее экологической оценки. Не менее важна об­ратная связь — экологический мониторинг градостроительной деятель­ности. Опираясь на оперативную информацию, можно принимать уп­равленческие решения по ресурсопотреблению, сокращению и утили­зации выбросов и отходов. Эти решения обосновывают не только опе­ративной информацией, но и нормативно-законодательными ограниче­ниями. Поэтому необходима научная база разработки соответствую­щих норм и правил. Эти нормы выражают в виде предельно допусти­мых концентраций (ПДК) вредных веществ в составляющих геосферы или предельно допустимых воздействий (ПДВ) на эти составляющие. Нормативными ПДК и ПДВ выражают минимальные и максимальные значения параметров загрязнения и воздействия. На их основе выявля­ют такие производные величины, как емкость, репродуктивность тер­ритории, воспроизводство природных ресурсов, деградация среды и экологический кризис. Базируясь на этих нормах, разрабатывают раци­ональные средства охраны природы и  экологические требования при строительстве городов.


 

 

Задача.



Химический завод, построенный на окраине города, со временем оказался в центре жилого массива. Карбидное производство завода и его цех извести выбрасывают в окружающую среду большое количество пыли и газов, загрязняя воздух жилого района.

Комиссия, состоящая из специалистов, установила, что технология производства и очистные сооружения нуждаются в коренной реконструкции.

Какие меры охраны окружающей среды могут быть приняты и какими органами с точки зрения действующего законодательства?


В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ Жилые  зоны  предназначены  для застройки многоквартирными   многоэтажными   жилыми  домами,   жилыми  домами  малой  и средней  этажности,    индивидуальными   жилыми   домами   с  приусадебными  земельными   участками.   В  жилых  зонах  допускается  размещение  отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального  и  культурно - бытового обслуживания населения,  культовых зданий,  стоянок  автомобильного транспорта,  промышленных,  коммунальных и  складских   объектов,   для   которых  не  требуется  установление  санитарно  - защитных  зон  и деятельность  которых  не  оказывает  вредное воздействие на окружающую среду (шум,  вибрация, магнитные  поля,  радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и  иные вредные воздействия).     

В соответствии со ст. 20  ФЗ О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения Атмосферный  воздух  в городских и сельских поселениях,  на  территориях промышленных организаций,  а также  воздух  в  рабочих  зонах  производственных  помещений,  жилых  и  других   помещениях не  должен оказывать вредное воздействие на человека.                 

Критерии  безопасности  и (или)  безвредности  для человека атмосферного  воздуха  в  городских  и  сельских  поселениях,   на  территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного  или  временного  пребывания  человека,  в  том   числе   предельно  допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и   микроорганизмов   в   воздухе,   устанавливаются   санитарными  правилами.                                                         

Нормативы   предельно   допустимых   выбросов   химических,  биологических   веществ   и   микроорганизмов  в  воздух,  проекты  санитарно-защитных     зон      утверждаются      при      наличии  санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии указанных  нормативов и проектов санитарным правилам.                        

Органы государственной власти Российской Федерации,  органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органы  местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели,  юридические лица в соответствии  со  своими  полномочиями  обязаны  осуществлять   меры   по  предотвращению  и  снижению  загрязнения  атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях,  воздуха в  местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению  соответствия  атмосферного  воздуха   в   городских   и   сельских  поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания  человека санитарным правилам.     

В данном случае должны быть образованы   санитарно-защитные  зоны.

Список использованной литературы:


Нормативные правовые акты

Конституция РФ. – М., 1997.

Водный кодекс РФ. – М., 2001.

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Научная литература


1.                Ахиджанов Ф.Х. Экологическое право. Общая часть. – М., 1995.

2.                Боголюбов С.А. Экологическое право. – М., Спарк, 1998 – 375 с.

3.                Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – 453 с.

4.                Дубовник О.Л. Экологическое право. – М., 2002 – 285 с.

5.                Ерофеев  Б. Экологическое право. – М., 1999. – 725 с.

6.                Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – 648 с.

7.                Краснова И.О.  – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – 435с.

8.                Кузнецова Н.В. Экологическое право. – М., 2001. – 375 с.

9.                Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии. – СПб., Питер, 2001. – 265 с.

10.           Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – 647с.



[1] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 304

[2] Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – С. 425

[3] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 310

[4] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 364

[5] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 368

[6] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 309

[7] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 369

[8] Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – С. 429