Греческий храм, как тип сокральной архитектуры




Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Архитектура в период архаики............................................................... 4

3. Виды греческих храмов............................................................................ 9

2. Общий вид греческого храма................................................................ 11

Заключение.................................................................................................. 15

Список использованной литературы....................................................... 16




Введение

Идея греческого храма возникла органическим путем из самого существа греческой религии, исторической и повествовательной, мыслившей бога в образе человека. Назначение греческого храма - быть жилищем божества.

Греческое слово "наос" означает одновременно и храм, и жилище. Греческий храм подобен жилищу человека: его пространство твердо отграничено и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания.

Концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона (греч. megaron - большое здание, главный зал дворца), а из более древних традиций элладского жилого дома. Как в конструкции, так и в плане храма греческий архитектор стремился к некоей идеальной норме, к установлению основных неизменных типов"[1].

Отличие ионической колонны от дорической: она стоит на специальной базе, а не вырастает из стилобата; ствол ионической колонны тоньше, суживается кверху равномернее, не имеет энтаксиса; количество каннелюр от 24 до 48, они глубже, чем у дорической колонны, и отделяются не острыми гранями, а тонкими плоскостями, сохраняющими первоначальную поверхность ствола; каждая каннелюра заканчивается закруглениями сверху и снизу.

Поэтому создается богатая игра света и тени, каждая колонна приобретает большую индивидуальность, самостоятельность, активность по сравнению с безличной, пассивной дорической колонной. Капитель колонны увенчана волютами. Ионический ордер отличается легкостью пропорций. Архитрав ионического ордера состоит из трех горизонтальных полос, вдоль всего храма сплошной лентой идет фриз.

Цель работы: описать греческий храм, как тип сокральной архитектуры.

1. Архитектура в период архаики


Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном 8-1 вв. до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали период критомикенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря и так называемый Гомеровский период - время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в 8-7 вв. до н.э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики совпадает со временем окончательного сложения полиса (как города-государства) и формирования основных типов культовых и других общественных зданий. Из второго периода следует выделить время наивысшего расцвета полисов, к которому применяют название классического периода. Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в "золотой век" правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею - искусство и архитектура[2].

Третий период - эпоха эллинизма - время возникновения греко - восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометрии, механики статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки.

История архаического искусства в основном была историей преодоления старой художественной культуры родового общества и постепенной подготовки принципов реалистического искусства рабовладельческого полиса, которое утвердилось в дальнейшем после разгрома "эвпатридов".

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой связано с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.

Искусство архаики отличатся большим своеобразием и обладает при всех его существенных ограниченных чертах своими собственными художественными достоинствами.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города - государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города - государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города - государства, незыблемость его общественного уклада.

Рост городов в Греции вызывает расширение строительства. В этот период происходит складывание системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Ещё ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвящённый богам или героям, центр всей политической и культурной жизни города.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу дальнейшего развития греческого зодчества.

Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний и празднеств.

Храм воплощал идею единства гражданского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца - мегарона.

Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая подчёркнуто господствующее место среди построек города; причём, главным фасадом он был обращён на восток к восходящему солнцу. Греческий храм посвящался тому или иному божеству - покровителю города, но носил общественный, человеческий характер. И это не удивительно, учитывая то, что развитие греческой религии шло к всё большему очеловечиванию её образов.

Простейший и древнейший тип каменного архаического храма состоял из небольшого помещения, называемого "наос" ("жить, обитать"), который был прямоугольным в плане и открытым на восток, покрыт керамической или мраморной черепицей. На его фасаде были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятие с одного фасада: позднее он использовался лишь для небольших сооружений, таких как, например, сокровищницы в священном и почитаемом всеми греками городе Дельфы.

Более совершенным типом храма был так называемый "простиль", на переднем фасаде которого были размещены уже не две, а четыре колонны.

Классическим типом греческого храма стал "периптер" (оперённый) – храм, имевший прямоугольную форму в плане и окружённый со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью.

 
 














Рис. 1. Периптер


Основные элементы храма были просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда - двускатная крыша и балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы. Разумеется, это не значит, что конструкция греческих храмов была механически перенесена с деревянных сооружений.

Архитекторы древней Греции были способны учитывать свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания.

В результате весьма длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название "ордера" (строй, порядок). В более узком смысле ордер - это порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия или антаблемента.

В архаическую эпоху греческий ордер сложился в двух основных вариантах - дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан, по преимуществу, с областями материковой Греции, тогда как ионический – с культурой островной и малоазийской Греции.

Дорический ордер, по мнению самих же греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер, напротив, был лёгок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), а в ионическом ордере - женскими (кариатидами).

Важнейшей частью ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ордере колонна не имела базы и стояла непосредственно на основании храма. Её пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а на верхнем своём окончании, соприкасающемся с перекрытием, имеет два изящных завитка или волюты.

Позднее, ближе к классической эпохе, получил развитие третий ордер – коринфский, близкий к ионическому и отличавшийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и лёгкостью колонн, увенчанных пышной корзино-образной капителью из растительного орнамента.

Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гармоничными и пропорциональными. Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками, что придавало большую праздничность всему храму, выделяя основные элементы его архитектуры.


3. Виды греческих храмов


Греческая архитектура была, в первую очередь, архитектурой храмовой, именно здесь проявились ее лучшие образцы. Но греческие храмы с самого начала имели совершенно особое назначение. Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, стремились, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества, являясь как бы архитектурным обрамлением красоты, созданной человеком.

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества, считавшегося покровителем полиса, помещалась в святилище – целле. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Греческий храм стал основным типом общественного здания в зодчестве архаического периода, и каждый полис стремился при возведении храма превзойти другие города.

В процессе развития архитектуры эллинские мастера разработали строгую систему соотношений между частями зданий, между колоннами и перекрытиями. Эта система впоследствии получила название ордера, что значит «строй», «порядок».

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с частями материковой Греции, ионический – с культурой островной и малоазиатской Греции. Население Греции состояло из нескольких племен, среди которых основными были доряне и ионяне.

В начале развития древней греческой архитектуры особенно распространенной была система, выработанная дорянами и поэтому называемая дорической, точнее: греко-дорический ордер. Почти в то же время, или несколько позже, в малоазиатских греческих колониях, населенных ионянами, а затем и в самой Аттике, вырабатывался и развивался другой ордер, отличавшийся более легкими, нарядными и изящными формами – греко-ионический; значительно позднее, к концу процветания греческой культуры, выработался еще новый тип колонн и антаблементов, который принято называть коринфским ордером.

С падением Греции все эти архитектурные системы были усвоены Римом, где развитие их шло несколько изменившимися, новыми путями, благодаря чему появились ордера, имевшие лишь общее сходство с греческими, но в деталях значительно отличавшиеся от своих греческих прообразов. Эти ордера – римско-дорический, римско-ионический и римско-коринфский–получили очень широкое применение. Но еще в период зарождения римской архитектуры, вернее, в первоисточнике ее – этрусской архитектуре – выработался совершенно самостоятельный, свободный от греческого влияния, тосканский ордер.

Позднее, под влиянием ионических и коринфских ордеров, римские архитекторы выработали еще новый ордер – сложный, который получил особенно широкое распространение в эпоху расцвета Рима. Все эти пять ордеров в XVI веке послужили предметом трактатов Виньолы и других теоретиков, которые выработали свои правила для построения их со всеми деталями.



2. Общий вид греческого храма


Храм обыкновенно строился на возвышенности, составлявшей акрополь, на уступах скал, как в Сиракузах, или, как в Афинах, на невысокой горе, которая являлась первоначальным убежищем и местонахождением города. Храм можно было видеть со всех концов равнины и со всех холмов. Корабли, съезжаясь в гавань, приветствовали его издали. В прозрачном воздухе он ярко вырисовывался весь целиком. Он не был, как средневековый собор, зажат и стиснут рядами домов, запрятан, наполовину закрыт[3].

Недоступен для взоров, за исключением подробностей и верхних частей. Смотря на греческий храм, можно было охватить глазами его основание, стены, всю его массу и все размеры. Не надо было догадываться о целом по какому-нибудь кусочку. Бросается в глаза также соответствие между зданием и местоположением его. Греки, не желая нарушать ясности впечатления, строили свои храмы небольших и даже малых размеров. Из греческих храмов только два или три достигают величины современных церквей.

В Греции нельзя встретить ничего подобного огромным памятникам Индии, Вавилона или Египта с их громоздящимися один на другой дворцами, с лабиринтом ходов, с бесчисленным количеством оград, зал и колоссов, которые своим множеством повергают в конце концов человека в смущение и беспокойство.

Греческий храм не был похож также на гигантские христианские соборы, которые давали под своими сводами убежище целому городу: если даже эти церкви стояли на возвышении, глаз не мог обнять их целиком, так как очертания ускользали от взора, и общая гармония чувствовалась только на плане. Греческий храм был не местом собраний, а частным жилищем какого-нибудь бога. Помещением для его изображения, мраморным ковчегом, в котором стояла одна-единственная статуя.

Направление и сочетание его главных линий можно было охватить взором уже в ста шагах от священной ограды. Храмы эллинов так просты, что одним взглядом можно понять общий их характер. В здании не было ничего сложного, вычурного, вымученного. Он представлял собой четырехугольник, окруженный рядом колонн, и совмещал три или четыре элементарные геометрические фигуры, подчеркнутые симметричностью их расположения, повторением и противоположением друг другу.

Между частями храма есть такая же связь, как и между органами живого тела. Греки нашли эту связь. Они установили архитектурный модуль, которым определялась высота колонны по ее диаметру, а отсюда вытекал ее стиль. Расстояние между колоннами и общее расположение здания (Высота колонны Парфенона равна 12 ее радиусам или модулям, взятым при основании. Расстояние между колоннами составляет 2 2/3 модуля; высота капители - 1 модуль; высота антаблемента - 1/2 высоты колонны.).

Грубая правильность математических форм была умышленно нарушена эллинами, чтобы удовлетворить сокровенным требованиям глаза. Они с помощью искусного изгиба делали колонну толще на двух третях ее высоты. Все горизонтальные линии делались у них выпуклыми. Эллины освободились от стеснений механической симметрии: плоскости и углы у них скрещивались, разнообразились, перегибались.

Это придавало архитектурной геометрии гармонию, изящный, разнообразный, неожиданный вид, неуловимую гибкость жизни, нисколько не уменьшая общего впечатления масс. Поверхность здания была покрыта у них в высшей степени изящной сетью живописных и скульптурных украшений, причем общее впечатление массы здания нисколько не уменьшалось. Во всем этом с оригинальностью их вкусов можно сравнить только чувство меры.

Греки сумели соединить два как будто взаимно исключающих друг друга свойства: необычайную роскошь и необычайную умеренность. Архитектурное искусство в Греции отличалось здоровьем и жизненностью. Для греческого храма не приходилось, как для готического собора, содержать целый поселок каменщиков, которые постоянно должны были бороться с его непрекращающимся разрушением.

Для поддержки его сводов он не нуждался во внешних контрфорсах; не нужна была также и железная оправа, которой в готическом соборе поддерживались изумительные сооружения сквозных колоколен и прикреплялись к стенам поразительные по сложности рисунка, как бы кружевные, украшения и хрупкие филигранные сооружения из камня. Греческий храм был созданием ясного разума, а не изощренной фантазии. Он строился для долгого существования и не нуждался в постоянной поддержке.

Если бы грубость и фанатизм людей не способствовали уничтожению греческих храмов, они были бы еще почти все целы. Пестумские храмы продолжают свое существование в течение 23 веков. Парфенон был разбит пополам только вследствие взрыва порохового погреба. В том случае, когда греческий храм предоставлен самому себе, он продолжает стоять и не подвергается разрушению; это - следствие его прочного основания: его масса не обременяет его, а, напротив, способствует поддержанию.

К этой мощности надо прибавить непринужденность и изящество. Назначение греческого храма - не только продолжительность существования, как в египетских постройках. Тяжесть материала не подавляет его; он развивается, развертывается, выпрямляется подобно прекрасному телу атлету, в котором сила сочетается с изяществом и спокойствием. Взгляните также на его украшения: какое впечатление откровенной и здоровой южной жизнерадостности производят на глаз все эти золотые щиты, усыпавшие.

Как звезды, архитрав храма, золотые пьедесталы на фронтоне, блиставшие на солнце львиные головы. Золотые и иногда эмалевые украшения, извивавшиеся по капителям, малиновая, красная, синяя, желтая, зеленая штукатурка всевозможных ярких и блеклых оттенков.

Обратите, наконец, внимание на все рельефы, статуи фронтонов, метопов и фризов, с в особенности - на колоссальную фигуру во внутренней целле, на все эти скульптурные произведения из мрамора, слоновой кости и золота, все тела героев или богов, которые в глазах грека являлись образами, исполненными мужественной силы, атлетического совершенства, воинственной добродетели, благородной простоты и ненарушимого спокойствия, - и у вас получится понятие о греческом гении и греческом искусстве.





Заключение


В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение – его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, – храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

На фризах греческих храмов мы видим раскрашенные барельефы, изображающие жертвоприношения, сражения, процессии, игры – все с религиозным характером.

На фронтонах мы видим раскрашенные скульптурные изображения, более или менее связанные с тимпаном и имеющие предметом своим триумфы богов или героев. Даже дойдя до статуй, положительно отделенных от зданий, мы все еще находим их раскрашенными, и только в последние периоды греческой цивилизации совершилось окончательное дифференцирование скульптуры от живописи. В христианском искусстве мы видим ясные следы параллельного зарождения.



Список использованной литературы


1.     Андре Боннар. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992.

2.     Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.- М., 1972.

3.     Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб, 1913

4.     Губарева М.В. Сто великих храмов мира. – М.: Вече, 2000. –511 с.

5.     Любимов Л. Архаика //Искусство древнего мира. – М.: Просвящение, 1971. – С.164-190




[1] Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.- М., 1972.- С. 74, 75, 88

[2] Любимов Л. Архаика //Искусство древнего мира. – М.: Просвящение, 1971. – С.164-190

[3] Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб, 1913, гл.14, с.17.